груз 200 что случилось с девушкой в конце
Смысл фильма «Груз 200» 2007
Сюжет фильма
В 2007 году на экраны страны вышла социально-криминальная драма известного режиссера Алексея Балабанова «Груз 200». В свое время картину назвали исключительным явлением в российском кинематографе.
Ее и хвалили, и ругали. Кому-то она понравилась за искренность и прямоту, а кого-то коробил ее неприкрытый реализм. Что бы об этом фильме не говорили, но его смыл так и остался спорным.
Бытует мнение, что картина снята на основе реально происходивших событий. Якобы эта история из жизни самого Балабанова, а именно его бывшей девушки.
Действие киноленты происходит в 1984 году. Для людей, живущих в СССР, это было довольно сложное время. Многие советские семьи затронула своим скорбным крылом афганская война.
В центре повествования судьба молодой девушки Анжелики. Однажды она идет на танцы. Ее сопровождает молодой человек по имени Валерий. Изрядно выпив, ребята отправляются на поиски дополнительной порции спиртного.
Добравшись до хутора, Валера оставляет девушку в машине, а сам заходит в дом алкоголика Алексея. Забыв обо всем, он напивается до потери сознания. Анжелика продолжает ждать кавалера в машине, но она уже сильно напугана.
В это время, на ее беду, девушку видит милиционер по фамилии Журов. Понимая, что положение у девчонки шаткое, мужчина задумывает самое страшное.
Привезя Анжелику к себе домой, Журов бросает ее на кровать и приковывает наручниками. К растерзанной, испуганной девушке частенько заглядывает мать Журова, старая полоумная алкоголичка.
У Анжелики есть жених Николай, и он служит в Афганистане. Девушка пытается припугнуть насильника, заявляя, что жених найдет его и отмстит. Как раз в это время на аэродроме приземляется самолет, на котором находится «груз 200» (так было принято называть цинковые гробы, в которых привозили из Афганистана погибших парней). В этот раз среди погибших находится любимый парень несчастной жертвы.
Случилось так, что тело Николая попадает к маньяку. Он привозит его к себе домой и затаскивает на кровать к измученной невесте. Девушка в ужасе.
Милиционеру удается накрыть компанию алкашей. Он решает одного забрать к себе и везет домой. Там он заставляет перепуганного насмерть алкоголика изнасиловать Анжелику, а после избавляется от ненужного свидетеля.
Положение девушки ужасно. Ей приходиться быть прикованной к кровати, на которой лежат два трупа. Ее нервы напряжены, силы на исходе и она медленно сходит с ума.
Ей удается исполнить задуманное, но затуманенное сознание не позволило женщине заметить девушку, находящуюся в страшной беде. В итоге Анжелика остается одна в комнате в жуткой компании из мертвых тел.
Смысл фильма «Груз 200»
В планах режиссера было показать реальную картину жизни советских людей, захваченных «в плен» безнадеги, не видящих света в конце тоннеля. Примером такого существования стала судьба юной девушки Анжелики.
Отрицательный герой картины милиционер Журов – убийца и насильник, хотя именно в его обязанности входит защищать людей. Пользуясь своей властью, он творит все, что вздумается. При этом прекрасно осознает, что никакое наказание ему не грозит, и поэтому продолжает бесчинствовать.
Снимая свой фильм, Балабанов хотел озвучить «диагноз» больного общества – ненависть, безразличие, алкоголизм. Найти нормального, настоящего человека в подобной среде практически невозможно.
Ситуация, в которую совершенно случайно попадает юная, не успевшая нормально пожить, девушка, полностью перекраивает ее жизнь. Спасти юное создание уже никто не сможет.
Мертвые тела, которые по сюжету фильма окружают несчастную жертву – олицетворение гниющего мерзкого общества, долг которого спасать и защищать. Но что может сделать тот, чьи силы полностью иссякли?
Безвольные люди, показанные в образе алкоголика Алексея, были, есть и будут разменной монетой. Их легко уничтожают, не давая даже малейшего шанса на защиту и спасение.
Во времена, описанные в фильме, в СССР не было принято снимать покров с существующих проблем. Картина Балабанова – своеобразный скальпель, вскрывающий гнойник, созревший на теле советского общества.
Почему фильм называется «Груз 200»? Так создатели хотели еще раз напомнить людям о тех ужасах, которые пришлось пережить солдатам-афганцам и их родным.
Тяжелый осадок остается от сцены, в которой показан самолет, привезший гробы с телами погибших парней, и тут же отправляющийся в новый рейс в Афганистан с юными новобранцами.
Финал картины показывает безразличие людей, их заботу о собственной жизни. Как мог Валера, парень, которому Анжелика нравилась, и который вырвался с ней погулять, даже не подумать о ее дальнейшей судьбе?
Ему все равно, где она, и что с ней происходит. А на самом деле происходит страшное – девушке суждено погибнуть ужасной смертью в пустой квартире среди разлагающихся трупов.
Реакция на фильм
«Груз 200» можно смело назвать трэшем, но в визуальном плане ему далеко до «Сербского фильма» или до картин, созданных Ларсом фон Триером.
Современного зрителя сложно удивить горами мертвых тел или жестокими, извращенными изнасилованиями, например, с использованием бутылки. Но именно эта картина стала для зрителя приоткрывшейся дверью в ад.
Какие бы события ни происходили в фильме, зритель находится на самом пике переживаний, потому что на него постоянно давит ужас от того, что вот-вот произойдет еще одна страшная беда. Во время просмотра фильма не покидает ощущение, что вороны-предвестники смерти где-то совсем рядом.
То, что картина обещает быть сложной и спорной, стало понятно еще на этапе ее создания. Не все актеры, которым предлагались роли, соглашались в нем сыграть, особенно после прочтения сценария.
Например, А.Балабанов видел в роли Журова Евгения Миронова, но последний отказался от предложения. Также не согласился играть профессора Артема Сергей Маковецкий. Хотя позже он занимался озвучкой этого персонажа.
Прежде чем показать фильм широкой публике, в 2017 году организовали закрытые просмотры, куда были приглашены журналисты, а также представители власти и творческая элита. Сказать, что отзывы были разными, это ничего не сказать. Один лагерь критиков воспринял картину как величайшую работу режиссера, другие назвали ее откровенной «чернухой».
Когда на кинофестивале «Кинотавр» ленте вручали приз Гильдии российских кинокритиков, разразился серьезный скандал. Долго велись споры о том, стоит ли «Груз 200» показывать людям. Но все же 14.06.2007 года состоялся премьерный показ картины.
Как известно, создателями фильма было заявлено, что он основан на реальных событиях. Но некоторые критики нашли в нем сходство с романом Уильяма Фолкнера «Святилище».
С показом «Груза 200» на Берлинском и Каннском фестивалях также возникли проблемы. Организаторы отказались его показывать в рамках фестиваля. Даже в современной России он не рекомендован к показу по телевидению.
Посмотрите видео. Скрытый смысл фильма «Груз 200» режиссера А.Балабанова:
«Православная Цитата» BQT
собрание модулей, книг для «Цитата из Библии» от ЖЖ «Записки мирянина»
Фильм А.Балабанова «Груз-200»: День возмездия. Фильм о растоптанной любви
Суббота, 13.07.2013 11:46
После первого моего расклада-анализа (все-таки мне трудно это назвать рецензией или критикой) фильма «Я тоже хочу» (см.заметку: «Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу»: Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу»), вдруг почему-то возникла тема фильма «Груз-200» — один читатель за другим стали спрашивать по поводу него и делиться своими мыслями. Как постоянно в своих заметках упоминаю, что нет ничего случайного, то поэтому подумал, что стоит пересмотреть «Груз-200», тем более, что после «Я тоже хочу», начинаешь переоценивать все творчество А.Балабанова и смотреть на него другими глазами. Понимал ли я много лет назад, когда смотрел «Груз-200», что это не просто весьма сильный, добротно и откровенно снятый «чернушный» фильм, а самая настоящая притча, со своими скрытыми символами и даже провидением? Нет, конечно.
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Матф.13:13-15)
Как и в случае с «Я тоже хочу» важно найти ключевую сцену, которая раскрывает весь фильм, как запертую шкатулку, или заводит весь фильм, как «заводной апельсин». В принципе их две – это шедевральный проезд мента Журова со своей жертвой к Ленинску, и вторая сцена, где обнаженная и поруганная девушка лежит между тремя трупами: десантника, уголовника и мента. Вот со второй и начнем.
«В «Грузе» там все персонажи это прообраз того, что творилось с нашей страной в перестроечное время. Не смотря на всю чернушность самого фильма, образы подобраны довольно точно и именно так как и было. Маньяк тот образ мертвого внутренне Запада, а девушка — чистая, не уже немного вкусившая запретного плода Росссия. И там тоже каждая фраза свой смысл несет и фильм заканчивается двоедорожием. Один из героев-преподаватель атеизма приходит в Храм креститься, а молодой парень выбирает дорогу бизнеса. Герой Серебрякова там чудесный образ светлого капитализма со своим понимаем Рая на земле».
Ирина Сидорова.
В принципе, этим комментарием моей знакомой все самое важное о фильме и сказано. Не во всем с ним согласен, но с него началось все переосмысление фильма, а потом вдруг «случайно» появился еще автор рецензии ««Груз 200». Размышление над фильмом», который также помог своими комментариями.
— труп жениха-десантника: десантник, который есть суть советская десантура и воины, т.е. советская армия, участвовавшая в позорно слитой войне в Афганистане, о которых страна забыла и по сути сдала и списала, как ненужный утиль и отход. Это труп, который намертво привязан наручниками к стране-девушке – этот тот скелет в шкафу, от которого, никак не избавишься и не вычеркнешь из истории;
В сцене, незримо присутствуют еще одни определяющие герои, которые раскрывают всю истории трагедии девушки России, которая искала свободной любви и забав, и нашла ее на грязной постели среди разлаживающихся трупов и роя мух, но главное — в ней присутствует тот самый «Груз-200», в котором и находится послание всем нам ныне живущим. Но обо всем по порядку.
Анжела — «ангельская» (фр.-греч.).
Анжела, как мы можем заметить, нервна, непостоянна, любит комфорт, изящество. Фантазерка, живет в мире, созданном ее воображением. Отрицает действительность. Это — поэтесса, которая мечтает, но никогда не воплощает свои мечты в жизнь.
Видит мир через призму своих эмоций. Сильно поддается чужому влиянию. Импульсивна, возбудима, а это часто приводит к нерешительности.
Натура неуравновешенная, готовая к самопожертвованию. Подвержена нервным срывам и часто беспомощна и бессильна перед сложившейся ситуацией. Не всегда может принять правильное решение, осторожна в поступках. О деятельности только размышляет. Она неорганизованна.
Но к моменту повествования, по ее вульгарному и нелепому виду, словно накрашенная сельская корова, вышедшая на городскую площадь, можно понять, что она уже успела вкусить запретных плодов с «дерева соблазна», которые взрастил Запад – плоды, о которых она тайно всегда мечтала и грезила, вдруг стали доступными, как никогда.
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела;
(Быт.3:1-6)
И вот от поедания этих плодов, девушка становится уподобляется невесте Запада – предел ее мечтаний это красные туфли. Где в Советскому Союзе можно было найти еще такие красные туфли, мечта фетишистов, в которых можно было сойти за Мерлин Монро и стать объектом вожделений мужчин? Правильно – только с того дерева, что росло за забором, т.е. за бугром. В Советском Союзе таких туфель нельзя было найти, разве что только калоши с красной стелькой. Вкусив плодов и насытившись, тело жаждет приключений, которые Анжелика и находит на свою ветренную голову.С легкодоступной особой, каждый волен вытворять все, что хочет – теперь игры в куклы закончились. Теперь она сама становится куклой
в чужих играх и переходит из рук в руки – она не вольна над собой, она полностью во власти сильных дядек. Так она вначале попадает на хутор в Калякино, скрывается в сарае от Алексея, а потом ее подбирает Журов.
И вот, даже тогда, когда мент Журов только-только собирается увезти ее из хутора Калякино к ее новому «семейному очагу», уже после того, как мираж светлого розового будущего был изощрено поруган бутылкой в бане, и предстала реальность темноты, в ее пугающей черной грязи, когда уже стало ясно, что ничего хорошего ее впереди не ожидает, разве только круги ада, она все еще держится за те соблазны о которых грезила – она вдруг вспоминает, что забыла в бане свои красные туфли. У нее был еще шанс для спасения – отказать от этих туфель, за которые она продала свою душу, оставить, как улику, по которой следственные органы, выйдут на оборотня в погонах, но она сама ставит крест на своем спасении и для нее начинается новая жизнь.
Детство Алисы кончилось. Западная кукла, которую мы увидим в углу ее нового «семейного очага», оказалась «Прелестной Долли» (известный фильм ужаса 90х годов), исполненной злого духа.
Нужно отметить, что все ключевые и главные герои пересекаются на хуторе у самой дороги, что тоже вполне символично. Калякино – это суть Перестройка, в которой все перевернулось и смешалось. Увозят невольницу, как заключенную в город Ленинск, который есть суть того советского светлого будущего, которое заповедовал нам когда-то товарищ Ленин, которое и стало настоящим для Анжелики, которую привезли насильно в наручниках. И дорога к этому светлому будущему пролегала через гигантские индустриальные стройки, это та мощь, в которой, где нет место человеку, это приданое молодоженам (ведь мент Журов везет свою невесту), которое оставила невесте Родина-мать, приданое которое юная невеста, в ближайшем будущем разбазарит за красные туфли и помаду.
Прим.: и опять, как в фильме «Я тоже хочу», всплывает тема Челябинска.
— посёлок (основан в 1824 году) в России в Челябинской области, входит в состав Миасского городского округа. Население — 1713 человек (2002). Протяжённость посёлка с севера на юг — 3 км, с запада на восток — 3,5 км.Посёлок основан в районе открытого в 1797 году Е. Мечниковым месторождения рудного золота. В 1824 году здесь был открыт Царёво-Александровский прииск, названный в честь императора Александра I. В 1824 году прииск посетил сам император Александр I. В 1842 году здесь был найден самый большой в России золотой самородок весом 36 кг, названный «Большой Треугольник».
В самом Ленинске, на квартире у мента Журова происходит кульминация фильма. Впрочем, основные и главные метафоры мы уже раскрыли, но нужно объединить все в одно целое, заполнить все пустые лунки и показать всю трагедию легкомысленной девки Анжелики, а главное – что все-таки скрывается в «Грузе-200», который незримо и постоянно присутствует в квартире рядом с «семейным очагом».
Итак, в квартиру привозят «Груз-200», мент Журов, хочет уже не просто физически, но и духовно добить Анжелику, растоптать и ее любовь, как последний стержень, любовь — на которую она сама уже наступила в своих красных туфлях. Подельник Журова, не удостаивая Анжелику взгляда, швыряет ей на кровать труп жениха-десантника — т.е. «мертвый афган», кидают на кровать, к ногам России, которому она изменила и вспоминает о нем лишь только в тяжелые для нее моменты. Но кто поможет ей, если «афган» уже мертв? Символично, что десантника, предварительно прицепив все уже не нужные ему награды, бросает на кровать именно актер Александр Мосин – бывший десантник, прошедший Афганистан и Чечню. Это личная открытка от А.Балабанова, также прослужившего в десантных войсках, и от его друзей – открытка той самой России, которая купилась на красные туфли, оставив свою первую любовь.
Мент Журов читает России письма из Афганистана, на которые Россия не отвечала, а может быть и даже не читала. Насколько важно бойцу на передовой, в адском котелке, знать, что у него тылы крепкие, что ему есть куда вернуться, что его любят и ждут – тогда это ему придает силы и надежды, его стержень любви крепок, позволяя оставаться человеком в этой бесчеловечной бойни. Но Россия молчит. В ад в расход посылают новые «консервы», а на чужую постель поруганной России, бросают труп «мертвого афгана», который мечтал вернуться к себе домой.
И тут, как думаю, самый момент раскрыть полностью крышку «Груза-200». Обратил ли кто-нибудь на цифры на гробе? Режиссер явно хотел, чтобы эти цифры въелись в глаза, и многие кадры так построены, что понимаешь, что цифры имеют тоже свою смысловую нагрузку. «348». В правой части гроба, где цифры больше, между четверкой и восьмеркой, краска, как бы потекла, но в том-то и дело, что А.Балабанов, который снимает только то, что реально, это подтек сделан явно искусственно, намеренно — он мозолит глаза.
Когда дело касается тотальной мерзости, и когда ожидаются большие катаклизмы и последствия, открывают пророка Исайю, который относится к большим пророкам Библии, смотрим 34-ую главу, 8-ой стих:
Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)
«Груз-200» — это то возмездие Бога всей России и всему человечеству, за отступление от Него, и погружение в пучину той мерзости, за то, что набросились на плоды с «дерева соблазна» и пожирают их, превращаясь в моральных уродов. Это то, что сейчас хлынуло из всех щелей в виде, морального разложения, педерастии, педофилии, абортов, проституции, коррупции — переход человека в состояние животного. Сион – это священная гора Бога, символ духовной чистоты, к которой должна стремиться душа. Но теперь это место топчут грязными ногами, и наступает мерзость запустения.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
(Матф.24:15-22)
И вот наступает момент мщения – входит Антонина, со своим грузом, в виде массивного чемодана, расчехляет свою двустволку именно на «Грузе-200» и пристреливает, как бешенного пса, мента Журова. На самом деле, это только промежуточное возмездие, т.к. Журов отделался легкой смертью, а Бог справедливый судья, и каждый получает по своим заслугам в полной мере. Но в фильме главная тема не воздаяния, а участь Анжелики.И какое естественное продолжение, уверен, ожидали все? Верно, то, что Антонина освободит бедную, измочаленную Анжелику. Но, Антонина поворачивается и уходит.
Имя Антонина: Предположительно оно происходит от греческого слова «antao». В переводе это слово означает «вступающая в бой», «состязающаяся в силе», «противостоящая», «противница», «достойная похвалы». Версии происхождения имени Антонина очень спорные. Имя Антонида является греческим патронимом и означает «дочь Антония». Есть еще иной вариант перевода — «просторная», «широкая».
Психологическое значение имени Антонина: Несмотря на значение своего имени, побуждающего к решительным действиям, в жизни Антонина — тихая, не приметливая. Склонна к рукоделию, шитью, к любой другой несколько однообразной работе. Никогда не упустит свою выгоду, но сделает это деликатно. В отношениях с родственниками бывает порою жесткой, даже жестокой, укоряя давними обидами. Семейная жизнь у Антонины складывается драматично. Не ужившись с первым мужем из-за его пристрастия к спиртному, она, как правило, избавляется и от второго, тоже попивающего, и предпочитает жить одна. Детей научит всему, что знает и умеет сама.
Если до сих пор мы следили только за разворачивающейся хроникой событий, главным сюжетом фильма, раскрывающим реальную картину того, что было, есть и будет, то фоном, параллельно разворачивается другая сюжетная линия, которая может быть не так явна – это постоянный спор верующего Алексея и атеиста Артема. Даже, когда мы этого не видим, и когда главные герои разделены в пространстве и времени – между ними идет постоянный спор. Это война идеологий – веры или безверия, в какую сторону по дороге направится из отправной точки в Калякино – налево или направо.
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:21)
В фильме раскрывается тотальная трагедия – это фильм о том, как растоптали даже не Россию, а Любовь, из Анжелики просто вытрусили, выжали, выбили, и изнасиловали всю Любовь. Фильм А.Балабанова явно делает кивок в сторону фильма по роману Оруэлла «1984» — кульминация фильма, как из главного героя выбивали любовь, дабы превратить его в тупое быдло. Без чего человек уже перестает быть человеком – это ЛЮБОВЬ. Это говорит сам главный герой фильма «1984» своей возлюбленной, и добавляет, что это чувство, которое он питает по отношению к ней, не сможет выбить из него ни один Большой Брат. Но увы… любовь из него все-таки выбивают мучительно жестоко и страшно. Для Организации он был последним человеком, и Организация добилась того, что превратила его в послушное быдло.
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
(1Иоан.4:16)
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)
Фильм «Груз-200» разделил зрителей на тех, кто его любит и на тех, кто его ненавидит – и последних понять можно, тяжело смотреть видеть правду так откровенно поданную. Но лучший способ остановить женщину от аборта – это показать откровенно, как это делается, и тех окровавленных детей, которых выбрасывают в мусор, как абортивный материал. Высочайший профессионализм режиссера, который не оспаривает даже самые непримиримые критики А.Балабнова, в том, что он, снимая такую сложную тему на грани фола, не скатился в банальную дешевую чернуху, которой кормит Запад девицу Россию и весь мир. Это и есть работа мастера.
Но одну из серьезных претензий, которую выдвигают критики картины, выразил уже покойный актер Александр Пороховщиков на «Закрытом показе» у Гордона, сказав, что фильм «это талантливая фотография, но в ней нет дыхания, нет крыльев» — т.е. показана чернуха не понятно зачем, без главного посыла или решения.
Дыхание на самом деле есть, может оно не так явно выделяется, ибо дышит едва-едва, в тех православных храмах, которые присутствуют фоном на протяжении всего фильма; дыхание – это именно та сюжетная линия Алексей-Артемий и само крещение Артемия. То есть крещение Артемия это и есть крылья, но это лишь штрих – главное дыхание картина получает именно в связке с фильмом «Я тоже хочу». Поэтому в самом начале и говорил, что эти два фильма составляют одно целое, поэтому после выхода фильма «Я тоже хочу», из всех фильмов А.Балабанова, люди проявляют особый интерес именно к «Груз-200» (кстати, тоже один из любимых его фильмов).
По сути, если фильм «Я тоже хочу» — это Евангелие XXI века (см.заметку:«Иди и видь: Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу» — Евангелие XXI века»), то «Груз-200» — это Ветхий Завет XXI века, а Ветхий Завет прочитывается только через призму Нового.
«Алексей сказал, чем раньше нас Господь забирает к себе, тем меньше у нас возможностей согрешить».
(с) Дрэничеру Александр
«Записки мирянина»
9 июля 2013г