грузопассажирские перелеты что такое
Грузопассажирский рейс. Что за зверь?
В последнее время мы все чаще стали слышать о грузопассажирских рейсах, что они летят туда, куда нельзя лететь, в страны, с которыми закрыто и чартерное, и регулярное авиасообщение. Что же это за рейсы и почему закрытые Кипр и Тунис все же успешно принимают российских туристов?
Кстати, в ближайшее время ожидаем открытия новых грузопассажирских направлений, например, Хорватии и Черногории.
Что такое грузопассажирский рейс?
Такой рейс оформлен как грузовой, но на него, с разрешения Росавиации, продаются билеты для пассажирских перевозок.
Данные рейсы согласуются разово, то есть для их выполнения требуется разовое разрешение на один или несколько рейсов, а не на чартерную или регулярную цепочку на длительный срок. Согласие на осуществление такого полета дают российские и иностранные компетентные госорганы.
Распознать грузопассажирский рейс обывателю невозможно, так как авиакомпании никак его не обозначают при прямой продаже билетов.
Кто может воспользоваться грузопассажирским рейсом?
Однако стоит уточнить, что фактически на рейсах со статусом «грузопассажирский» запрещено формирование и продажа туров, они не предназначены для выезда организованных туристов, так как официальное авиасообщение с этими странами закрыто.
Поскольку разрешение на такие рейсы выдается и согласовывается Росавиацией за несколько дней/часов до вылета, то высок и шанс его отмены. Именно поэтому в небо улетает не каждый заявленный рейс.
Относительно груза дали свой комментарий в авиакомпании «Уральские авиалинии»:
«В связи с запретом Росавиации на выполнение регулярных международных рейсов, российские авиакомпании применили практику летать за границу на рейсах со статусом «грузопассажирский». Груза на этих рейсах практически не летает, только пассажиры».
Комментирует руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры»:
«Наша компания советует планировать свой отдых на базе грузопассажирских рейсов не заблаговременно. Лучше подождать и купить впритык, так как рейс попросту может не состояться по причине его несогласования. Обязательно необходимо быть морально готовым к тому, что перелет может быть отменен».
Хотелось бы отметить, что компания «Байбородин и партнеры» в целом относится положительно к существованию таких рейсов, так как и для туристов, и для работников турфирм другого выхода зачастую просто нет и эти рейсы действительно спасают множество ситуаций.
СПИСОК ВСЕХ УСЛУГ КОМПАНИИ ДОСТУПЕН ПО ССЫЛКЕ: https://ukab.ru/uslugi
Задать любой вопрос или оформить заказ можно по электронной почте info@ukab.ru
Оставьте заявку на услугу и мы обязательно свяжемся с Вами!
Отдых на море через лазейку. Поездки на Кипр и в Тунис под видом груза закроют для россиян
Кипр и Тунис для россиян официально закрыты. Несмотря на готовность стран принимать туристов, регулярное авиасообщение пока не было возобновлено. Некоторые операторы пользовались лазейкой в системе и отправляли отдыхающих грузопассажирскими рейсами. Теперь и их хотят запретить. Россиянам посоветовали не рисковать и сразу выбирать открытые направления.
Росавиация и Ростуризм собираются запретить грузопассажирские перевозки в страны, с которыми до сих пор официально не открыто регулярное авиасообщение. У авиакомпаний могут отозвать допуск на полеты, так как в последнее время операторы стали пользоваться лазейкой и продавать туры на Кипр и в Тунис, которые готовы принимать россиян, но официального разрешения на это от оперативного штаба нет.
Еще в мае Росавиация стала выдавать разрешения на полеты в эти страны, но официально туда могут отправляться только грузопассажирские, а не туристические рейсы, сообщала Ассоциация туроператоров России (АТОР). Ту схему, которую сейчас предлагают некоторым туристам, готовы признать оказанием услуг ненадлежащего качества.
Риск пролететь
Первые аннулирования допусков на Кипр уже состоялись в прошедшие выходные, сообщил «Коммерсант». Действительно, пассажиры рейса Самара — Ларнака (Кипр), которые должны были вылететь 5 июня, были вынуждены остаться в России. О том, что они никуда не летят, туристы узнали в аэропорту за два часа до рейса. Многие пожаловались на произошедшее в соцсетях.
Одна из пассажирок несостоявшегося рейса, Ольга, рассказала «360», что тур на Кипр она купила просто через менеджера фирмы, который решил не предупреждать клиентку о рисках отмены полета.
«Мы просто обратились к менеджеру через турфирму и купили тур. Нас не предупреждали о рисках, мы буквально за несколько часов до вылета узнали, что рейс отменили», — сказала она.
Другая пассажирка, Виктория, сама нашла возможность вылета и обо всех рисках знала, но отказаться от отпуска на любимом курорте не смогла. Как она объяснила «360», о возможности улететь на Кипр грузопассажирским рейсом она узнала от друзей, которые так путешествовали. Искать рейс пришлось самостоятельно.
«О рисках предупреждали 100%, то есть мы были в курсе, что эти грузопассажирские рейсы — это продукт пандемии, возможны отмены. Мы были к этому готовы, потому что сейчас нет никаких официальных перелетов — ни чартеров, ни регулярки. Из Самары точно ничего не летает», — добавила Виктория.
Рейсы есть, но лететь нельзя
Руководитель турагентства Go travel Наталия Ансталь отметила, что многие туроператоры включали в пакетные туры авиарейсы, которые имели статус грузопассажирских перевозок.
«Сейчас вышла официальная информация, что такие туры не состоятся и будут аннулированы. И все туристы, которые бронировали, к сожалению, попали в ситуацию вынужденной отмены путевок», — сказала она.
В Альянсе туристических агентств объяснили, что грузопассажирские рейсы могут перевозить или пассажиров, или груз.
«Например, туда борт летит с людьми, а обратно по востребованности летит как грузовой», — сказала исполнительный директор альянса Наталия Осипова.
По словам руководителя Madison Consult & Travel Артура Привина, началась история с грузопассажирскими перевозками из-за того, что «один известный оператор» поставил подобные рейсы в Тунис и на Кипр в свою сетку полетов, а остальные подтянулись следом.
«При этом от Ростуризма был ответ, что летать туда нельзя», — отметил Привин.
Из-за разрешения на подобные полеты, уверены эксперты, возник прецедент: пассажирам летать нельзя, но в некоторых случаях это все же возможно, — сказал член правления и председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Появились и конфликты: туроператоры должны предупреждать своих клиентов о том, что рейс, на который они покупают билеты, может не вылететь — дадут ли допуск к полету, станет известно только за сутки.
То, что Росавиация с Ростуризмом обратили внимание на практику формирования туров на базе грузопассажирских перевозок, говорит о том, что начинают возникать конфликты в связи с отменой рейсов
Наталия Осипова добавила, что пользы от запрета даже на такие перелеты нет ни для кого.
«Все те рейсы, о которых мы говорим, существуют в свободной продаже всех авиакомпаний, которые осуществляют полеты в эти страны. Они приводят только к удорожанию, то есть если до этого перелет на Кипр в оба конца стоил 50 тысяч рублей, то теперь он стоит 100 тысяч», — заключила она.
Новое направление вместо денег
Пассажиры отмененного рейса из Самары на Кипр рассказали «360», что официальных объяснений они пока так и не получили. Вся аргументация туроператора и авиаперевозчика сводится к фразе «в связи со сложившейся ситуацией». Теперь часть туристов ищет возможность перебронировать отпуск в открытых странах или на российских курортах.
Однако Наталия Ансталь уверена, что для россиян альтернативы Кипру и Тунису невыгодны, многие люди будут вынуждены остаться без отпуска на море.
«После закрытия Турции Кипр и Тунис были единственными альтернативными направлениями, близкими по цене и качеству. А сейчас, кроме российского юга, полететь будет некуда, потому что открытые альтернативы очень дорогие и далекие», — уверена Ансталь.
Согласен с этим и Артур Привин. По его мнению, при открытой Турции большого ажиотажа Кипр и Тунис могли не вызывать, но многие россияне второй год из-за пандемии не могут выехать на море. Альтернативы в виде Объединенных Арабских Эмиратов, Кубы или Мальдив существенно дороже их бюджета, а российские курорты за те же деньги предоставляют крайне плохой сервис, так что за комфортный отдых тоже придется заплатить в разы больше.
Не хватает какого-то единого документа, единого решения, потому что кому-то можно летать, кому-то нельзя. По-хорошему нужно просто нормально открывать страны: и Турцию, и Тунис, и остальные
Георгий Мохов добавил, что ответственность за оказываемые туристические услуги полностью лежит на агентствах, так что все претензии советуют направлять именно к ним. Он особенно отметил, что в подобных ситуациях туроператоры обязаны предупреждать клиентов о рисках отмены рейсов, даже прописывать это в договоре.
«Если оператор этого не делает, он тем самым вводит клиента в заблуждение в отношении условий договора», — сказал он.
Привин добавил, что чаще всего на возврат денег рассчитывать не стоит. В основном операторы предлагают именно замену направления и перебронирование путевок.
Росавиация: грузопассажирские рейсы — не для туристов
Федеральное агентство воздушного транспорта недовольно тем, что авиакомпании продают места на грузопассажирские рейсы для организованных групп туристов.
Туроператоры, которые предлагают туры с такими перелетами, названы «недобросовестными».
Ростуризм готовится озвучить свою позицию.
Улететь за границу сейчас и так не просто, но может стать еще сложнее!
Обобщаем факты, мнения и позиции по актуальной теме.
Что, вообще, такое «грузопассажирские рейсы»?
Грузопассажирские рейсы — неологизм, продукт пандемии, появившийся на фоне ограничения регулярных и чартерных перелетов. Однако, грузовое авиасообщение никто не отменял, и российские перевозчики освоили практику перевозки на этих рейсах не только грузов, которых, фактически, нет, но и пассажиров.
Да, хитрость, уловка, при этом — с молчаливого согласия властей.
Разрешение на осуществление таких перелетов выдается и согласовывается на один или цепочку рейсов, но никак не на сезон, за несколько дней или даже часов до вылета. В связи с этим, можно и не улететь. И не улетают, порой.
Грузопассажирские рейсы не имеют какого-то специального обозначения — неискушенному путешественнику их не распознать.
Предполагалось, что пользоваться ими будут обладатели зарубежных паспортов или ВНЖ, рабочих виз иностранных государств, дипломатические работники и граждане иных особых категорий. По факту лайнеры перевозили и перевозят российских туристов в те страны, которые готовы их принимать, но с которыми Оперштаб еще не открыл регулярное авиасообщение.
При этом, не раз уже упоминалось, что грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки организованных туристов. Да, и вообще, туристов. Но перевозят. И, вроде как, все довольны.
Позиция Росавиации
Главное авиационное ведомоство РФ взялось за дело, кажется, всерьёз.
Поначалу перевозчикам пригрозили мерами при выявлении фактов продажи мест на грузопассажирские рейсы рейсы в составе турпакетов. Также Росавиация рекомендовала туристам воздержаться от полетов за рубеж на таких рейсах в рамках организованных туров.
В субботу позиция стала жёстче: сообщают, что и вовсе наложен запрет, согласно которому улететь за границу в страны, с которыми не открыто авиасообщение, будет практически невозможно.
Текст телеграммы, направленной авиакомпаниям:
«Росавиация информирует о том, что планирование и оформление билетов пассажирам на грузопассажирские рейсы по маршрутам в пункты туристических направлений иностранных государств возможно только при наличии решения Оперативного штаба о возможности выполнения таких рейсов и наличия разрешения от авиационных властей иностранного государства.
Указанную информацию прошу довести до подразделений авиакомпаний, являющихся ответственными за реализацию коммерческой и производственной деятельности, и принять меры для исключения формирования загрузки и оформления билетов на рейсы в туристических целях без наличия соответствующего решения оперативного штаба».
В декабре 2020 года отечественные авиакомпании уже получали от агентства предупреждение о том, что грузопассажирские рейсы за пределы РФ не предназначены для перевозки организованных групп туристов. Кое-какие коррективы тогда в полётные программы были внесены, но, как показала практика, это не сильно напугало туроператоров.
Вопрос: касается ли нынешняя позиция Росавиации исключительно туроператоров или и самостоятельных путешественников тоже?
Тут уместно будет вспомнить о документе, о котором мы писали в конце апреля. В нём, помимо всего прочего, вице-премьер Татьяна Голикова даёт поручение Минтрансу и Росавиации совместно с авиакомпанией Аэрофлот «разобраться в ситуации, связанной с массовой продажей авиабилетов в иностранные государства, решения по которым о возобновлении авиасообщения Правительством Российской Федерации не приняты».
Взялись не только за Аэрофлот, похоже.
Вероятнее всего, цель всё та же: приструнить туроператоров, которые продают «пакеты» в «закрытые» государства. В первую очередь, на Кипр и в Тунис. Соответственно, более чем вероятно, что туры в эти страны, которых предлагалось много и отовсюду, будут отменены или перенесены. Со всеми вытекающими неудобствами и мытарствами как для туристов, так и для продавцов. И на этом Росавиация успокоится.
Хотя, может, мы и недооцениваем нынешний расклад, и он куда серьёзнее, чем в декабре 2020-го.
В нынешнем послании авиаперевозчикам нет конкретики именно про пакетные туры. Есть прямое указание: туристам на грузопассажирские рейсы билеты не продавать! Стало быть, требовать весомые основания для вылета в государства, полёты в которые Оперштаб не одобрил официально.
Поскольку, как мы уже говорили выше, грузопассажирские рейсы не предназначены для перевозки и самостоятельных туристов тоже.
Очевидно, что сейчас лучше повременить с бронированием туров в те страны, с которыми нет официально открытого авиасообщения. А именно: на Кипр, в Тунис, возможно, в другие страны.
При покупке авиабилета нужно внимательно следить за ситуацией, связанной с предстоящим перелётом, на случай возможной отмены.
Возможные сценарии развития событий
Порталу TourDom.ru стало известно, что Ростуризм готовит ответ Росавиации. Заявление Зарины Догузовой ожидается в понедельник, 7 июня. Будут ли приняты меры к отдельным туроператорам, как того требует смежное ведомство? Сможет ли турбизнес отстоять определенные позиции, и без того пошатнувшиеся из-за пандемии?
Пока же Ростуризм только слегка «погрозил пальчиком» туроператорам и напомнил им об ответсвенности.
Вероятность того, что Федерального агентства договорятся, существует. Однако, TUI, например, уже предпринял меры в соответствии с выдвинутыми требованиями: отменил чартерную программу на Кипр до 30 июня. Думается, это не станет единичным случаем: придется сворачивать поездки туристов, дабы не попасть под какие-то жесткие санкции.
Худший вариант — у авиакомпаний может быть отозвана часть допусков на выполнение международных перелетов. Полного запрета, конечно, не произойдет, но ограничить — вполне. Поговаривают, что с 19 июня число грузопассажирских рейсов может быть сильно урезано.
В любом случае, по мнению эксперта авиаотрасли, ситуация не должна привести к невозможности вернуться на родину тем туристам, которые уже вылетели за границу.
Что с официальным открытием авиасообщения?
Где здесь правда, мы не берёмся рассуждать. Понятно, что в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта выступает в роли рупора, выполняя решения властей. Неслучайно же до сегодняшнего дня нет официального возобновления полётов на Кипр, в Черногорию, гостеприимно распахнувших двери для туристов из России.
В июне делегация Министерства туризма Кипра должна посетить Москву. Основная цель визита ясна и понятна — переговоры о полноценном запуске авиасообщения.
Какая-то ясность, возможно, наступит в ближайшие дни. Или не наступит. Пока же опять сплошные догадки и недопонимание. Очередное. Оно стало часто у нас появляться в последнее время, когда российские ведомства принимают решения касательно туристической сферы. Хотя, может, кому-то они и кажутся логичными.
А еще — невозможность строить планы на отпуск за пределами России. А лето — оно, кстати, не вечное.
Ладно… Доживем до понедельника.
Вы уже подписались на наш Telegram канал?
Так вы точно не пропустите ни одну из наших новостей. Будьте всегда в курсе последних акций, скидок, специальных предложений на авиабилеты, туры, и отели!
Жмите на логотип Telegram! Мы будем вам там рады!
Что такое грузопассажирский рейс и можно ли на нём лететь?
В последнее время тема грузопассажирских рейсов активно обсуждается в СМИ. Подобные полёты выполняются в том числе по популярным туристическим маршрутам — например, на Кипр. В этой связи многие задаются вопросом: можно ли покупать билеты на такие рейсы? Как отличить их от регулярных? В этой статье собрали для вас ответы на самые популярные вопросы.
Чем отличается грузопассажирский рейс от регулярного?
Для конечного потребителя — ничем. Отличие грузопассажирского рейса от регулярного заключается прежде всего в согласовании с авиационными властями — в те страны, с которыми авиасообщение возобновлено не было, организовать регулярную полётную программу невозможно. Но грузовые рейсы никто не запрещал — вот перевозчики и выходят из ситуации, открывая грузопассажирские рейсы. В таком случае авиакомпаниям выдаются либо разовые разрешения, либо согласуется короткая полётная программа.
Подобные перелёты выполняются как в страны, открывшие въезд для туристов из России (например, на Кипр). Так и в государства, посещение которых разрешено лишь определенным категориям граждан — например, имеющим вид на жительство.
Ну а груза на борту едва ли больше, чем на обычном рейсе. Так что разницы вы не почувствуете.
Могу ли я купить билет на грузопассажирский рейс?
Да, если вы — индивидуальный путешественник. Недавно Росавиация выступила против перевозки организованных туристов на подобных рейсах в страны, с которыми не было возобновлено авиасообщение. Однако самостоятельным путешественникам летать на таких рейсах пока не запрещено.
Что делать, есть мой перелёт, запланированный на грузопассажирском рейсе, отменила авиакомпания?
Процедура ровно та же, что и в случае отмены обычного рейса. Обратитесь по месту покупки билета и оформите его возврат или обмен, согласно правилам авиакомпании и тарифу.
Что значит грузопассажирский рейс и можно ли летать туристам?
Рассказываем, что такое грузопассажирский рейс, как его распознать и не опасно ли покупать билеты на такой перелёт.
Вы могли заметить такую ситуацию: авиасообщение между Россией и Кипром, Хорватией, Черногорией, Тунисом (UPD! С Хорватией авиасообщение восстановлено с 10 июня, с Кипром — с 28 июня) и другими странами официально закрыто, но рейсы туда выполняются, билеты продаются, пассажиры ими пользуются. Дело в том, что запрещено регулярное и чартерное авиасообщение, а летают так называемые грузопассажирские рейсы. Мы попросили экспертов разъяснить, в чём особенность этого статуса.
Что такое грузопассажирский рейс?
Грузопассажирские рейсы имеют ряд особенностей:
Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Закрытые страны
Разовые разрешения
Если регулярное авиасообщение согласуется на длительный срок, то для осуществления грузопассажирского рейса, как правило, необходимо разовое разрешение. Иногда разрешение согласуется на несколько рейсов. Согласие на осуществление такого полёта должны представить как российские госорганы, так и компетентные органы иностранного государства.
Запрет на продажу туров
Самостоятельные туристы могут покупать билеты на грузопассажирский рейс, а вот покупать тур в закрытые страны более опасно, хотя некоторые туроператоры предлагают такие путёвки, предупреждают эксперты.
Гражданин РФ самостоятельно может приобрести билет на грузопассажирский рейс. Но туроператоры не вправе формировать туристский продукт (продавать турпутёвку) на базе грузопассажирского рейса, поскольку авиасообщение не возобновлено.
А есть ли груз?
Нет, на самом деле на грузопассажирских рейсах перевозятся только пассажиры.
В связи с запретом Росавиации на выполнение регулярных международных рейсов российские авиакомпании применили практику летать заграницу на рейсах со статусом грузопассажирский. Груза на этих рейсах практически не летает, только пассажиры.
В чём риск покупки билета на грузопассажирский рейс?
Из-за того, что такие рейсы выполняются в официально закрытые страны, и каждый раз нужно получать разрешение, то риск отмены или переноса рейса выше, чем у регулярных рейсов. Если авиакомпания не получит согласование, то рейс не состоится.
Отмены рейсов были на Кипр, в Тунис, в Черногорию и другие страны, однако многие путешественники смогли воспользоваться грузопассажирскими рейсами и спокойно улететь на отдых.
Туристам можно посоветовать не осуществлять долгосрочное планирование отпуска на основе грузопассажирских рейсов. Приобретать билеты на такие рейсы рекомендуется за максимально короткий срок. При этом необходимо быть морально готовым к тому, что перелёт может быть отменён.
Как распознать грузопассажирский рейс?
Авиакомпании никак не обозначают, что именно этот рейс грузопассажирский. Однако практически наверняка рейс будет грузопассажирским, если он выполняется в страну, с которой авиасообщение не восстановлено. Список стран, куда летают регулярные и чартерные рейсы, тут.