гуманистический подход что такое
Гуманистическая психология
Насчет гуманистической психологии как метода.
культурно выражаться сложно. Но попробую.
Понимаю, что очень многим приятны и близки идеи личностного роста, собственной уникальности, поиск смыслов там, где их, скорее нет, и прочее прочее.
Что я по этому поводу думаю?
– Что каждая обезьяна думает о том, что она не обезьяна.
По-сути, гуманистическая психология представляет собой некий навязываемый директивный набор взглядов и систему ценностей.
То есть гуманистическая психология представляет собой догматичную структуру.
А успех метода обуславливается тем, что люди куда с большим удовольствием выбирают «системы» с подобной догматичной структурой. Люди нуждаются в подобном, чем-нибудь, дающим им ориентир.
Другой вопрос в гибкости, здравости любой догматичной структуры.
И гуманистическая психология с присущей ей взглядами и позициями может иметь сложности с тем, как например объяснить отсутствие «счастья» у человека, который везде успел, всем помог, накормил миллионы, придумал тысячи вакцин, родил 20 детей, жертвует кучи денег бездомным.
Как метод, она может и прививает человеку некие ориентиры, в которых он так нуждается.
Но навязываемые методом ориентиры, при всем уважении, вряд ли могут претендовать на объективный характер.
Выбирая метод, старайтесь хотя бы на пальцах представить и объяснить как он работает, и может ли он в данном случае Вам «помочь».
Многим подобный подход помогает. Каждому, как говорится, своё.
Гуманистическая психология:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Основоположники:
Основная идея:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Главной целью терапии становится личностный рост клиента, основанный на стремлении к самоактуализации. Основное отличие от психоанализа и бихевиоризма в том, что психолог воздерживается от интерпретаций и не дает конкретных указаний, он является максимально аутентичным и выполняет роль чистого «зеркала», отражая мысли и чувства клиента, побуждая его глубоко исследовать свои переживания. Психолог стремится быть аутентичным и придерживается безусловного отношения к клиенту и безусловного принятия всех его проявлений, стремится эмпатично понять устройство его мира.
Основным рабочим инструментом в терапии является глубокий контакт, взаимоотношения клиента с терапевтом, формируя у первого опыт переживания безусловного принятия и искренней заинтересованности в его личности. Именно поэтому психологу важно постоянно самосовершенствоваться, работать над своей личность, иметь опыт личной терапии и обращаться за супервизией.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АБРАХАМА МАСЛОУ
Cамоактуализация имеет первостепенное значение для всей гуманистической психологии и отражает направленность данного течения.
Автор определял самоактуализацию как стремление человека и процесс воплощения им своего потенциала, реализацию наибольшего количества возможностей.
В человеке изначально заложены возможности для позитивного развития, а разрушительные силы не являются частью человеческой природой, а появляются вследствие неудовлетворенности основных потребностей. Маслоу считал, что исследовать психические патологии уместно только после того, как будет изучено состояния «нормы», структура психики здорового человека. А образцом здоровой психики является самоактулизирующийся человек.
Самоактуализации невозможно достигнуть один раз и навсегда, это процесс развития, понимания себя, изучения своей природы длиною в жизнь. Маслоу описывал личность, стремящаяся к самоактуализации, следующим образом: человек принимает себя, мир и окружающих; имеет хорошие отношения с другими людьми; адекватно оценивает ситуацию; сосредоточен на задаче, а не на себе, стремится к автономии от окружающей среды и культуры; он спонтанный, независимый, имеет богатую внутреннюю жизнь, креативен и демократичен.
Принципиально отличным от всех других существ человека делает творчество. Оно может проявляться во всевозможных формах и является врожденной способностью личности. Однако эта способность может утратиться в процессе подчинения жестким общественным стандартам и усвоения культурных норм, ограничивающих свободу.
Абрахам Маслоу является автором известной пирамиды потребностей.
Автор описывал человека как «желающее существо», у которого присутствует множество разноуровневых потребностей, требующих удовлетворения.
Гуманистическая психология — кратко и понятно
Гуманистическая психология – это особое направление, которое зародилось в 1960х годах в США. Она противопоставлялась безличному подходу к человеку, авторитарно-административному стилю воздействия. В качестве философской основы был выбран экзистенциализм.
В направлении высшими ценностями считаются человек и его самосовершенствование
Что это за подход
В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.
Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.
У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.
Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.
В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.
Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.
Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.
В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский
Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.
Принципы
Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:
Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.
Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.
Сильные стороны
Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.
Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни
Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.
Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.
Сторонники
Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.
Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.
Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики.
Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.
После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.
Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.
Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.
Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни
Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.
Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.
Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.
Критика
Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.
Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.
Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.
Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.
Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.
Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.
Практическое применение
Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.
Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.
Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.
Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах
Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.
Видео
Гуманистическое направление психологии личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности гуманистического подхода к пониманию личности
Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.
Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.
Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.
Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.
Готовые работы на аналогичную тему
Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.
Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:
Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.
Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.
Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.
Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:
Теория самоактуализации А. Маслоу
Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.
Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.
Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.
Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личностных черт Олпорта
Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.
Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.
Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:
Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.
Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теория личности Роджерса
Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.
Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.
Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гуманистический подход
Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не очень большую, но довольно яркую историю. Эту проблему начали разрабатывать лишь в послевоенное время, но уже к концу 60-х гг. она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Теории самоактуализации А. Маслоу и К. Ро.
Современное образование нуждается в новом открытом знании о человеке. Открытость научно-педагогического знания как основная его характеристика отражает исследовательскую потребность в расширении представлений о развитии конкретной личности, ее внутреннем мире, смыслах, глубинных переживаниях в.
В соответствии с гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Считается, что ребенок рождается из.
Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманистический подход. Для любящей мамы ребенок – это все, это самоценность, это божество, он собрание всего лучшего не потому что он такой объективно, а потому что он такой в глазах мамы, которая его.
Хотя гуманистические терапии очень разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации. В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими.
Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может спо.
Гуманистическая парадигма рассматривает человека как существо самоценное и самооправданное. Источник развития помещен в самом субъекте, исходная аналогия — аналогия желудя, зерна. Зерно будет произрастать куда и как ему надо при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет прои.
Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.
Расшифровка известной консультации Карла Роджерса.
Высшая степень восприятия реальности. Она означает повышенное внимание, ясность сознания, сбалансированность всех способов познания действительности.
Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители.
Любовь состоит из трех частей: из заботы, радости и внимания.
Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке
Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов
Гуманистический подход в образовании в современных условиях
Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.
Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.
Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.
Гуманизм эпохи Возрождения
Ренессансный гуманизм (также называемый классическим гуманизмом) — это изучение различных древностей, которое началось в Италии в эпоху Ренессанса и распространились по всей Европе с 14 по 16 век.
Термин «Ренессансный гуманизм» использовался, чтобы отличить развитие гуманизма в эпоху Возрождения от более ранних течений. Классический гуманизм был создан в ответ на более узкий подход средневековых учёных.
Гуманизм был уникальной программой, призванной возродить моральную философию, литературное и культурное наследие классической древности.
В основе ренессансного гуманизма лежало изучение классических текстов с целью изменить современное мышление, порвать со средневековым мышлением и создать что-то новое.
Внутренний мир человека
Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.
Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.
Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.
Кто такие гуманисты?
Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.
Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.
Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.
Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)
Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.
Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.
Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.
В чём проявляется гуманизм?
Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.
Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.
Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.
Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.
Читайте подробнее про гедонизм.
Что такое ценности
Ценности — это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.
Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).
Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.
Принципы гуманистического мировоззрения
Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные характеристики гуманистического мировоззрения:
Интерес к человеческим нуждам
Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.
Развитие культа индивидуальности
Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).
Философская система
Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.
Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.
Универсальность гуманистических ценностей
Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.
Духовность
Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.
Типы гуманизма
Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:
Ренессансный гуманизм
Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.
Светский гуманизм (секулярный)
Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.
Религиозный гуманизм
Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.
Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.
Читайте подробнее про религию.
Постгуманизм
Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).
Эти обвинения были направлены на гуманизм.
Марксистский гуманизм
Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».
Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.
Интегральный гуманизм
Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).
Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.
Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.
Примеры
Если человек, принимая решение, руководствуется идеями, являющимися частью гуманизма, то его мировоззрение можно считать гуманистическим.
Примеры:
Гуманизм в том или ином виде можно встретить в большинстве художественных произведений: в книгах, фильмах, мультфильмах.
В компьютерных играх с нелинейным сюжетом игроку систематически предлагают сделать моральный выбор в тех или иных ситуациях, исходя из обстоятельств, и лишь ему решать, поступить гуманно или нет.
В известном современном мультфильме «,Головоломка», в основе сюжета лежит мысль о том, что каждая человеческая эмоция важна и полезна, даже та, которая, на первый взгляд, выглядит неприятной и лишней.
Это также имеет прямую связь с идеями гуманизма, с гуманностью.
Современный гуманизм более ориентирован на комфорт и счастье отдельных личностей, на индивидуализм.
Поэтому в художественном контенте все чаще проскальзывают ситуации, в которых персонажи делают выбор в пользу собственных мечтаний, желаний, а не идут на поводу у общества или государства.
Как начать новую жизнь и изменить себя? Советы психологов помогут вам.