гуцулочка карпаты это что
ГДЕ ТВОЙ ДОМ, ГУЦУЛОЧКА?
На форуме я не писал, но газетку почитывал. Есть у меня тут свои нравящиеся авторы, которых становится всё меньше. Скажем, куда-то пропал Гарик Осипов.
Очень, и давно нравилась Галина Иванкина. Сперва читал её здесь. Затем Ужакин навёл меня на блог «Зина-корзина.»
Обожаю, чтоб красиво и изяЧно. Моды, фарфоры, веера и ширмы – всё вызывает мой живейший интерес. И там, где Галина действительно спец, ей можно и надо внимать, па-децки раскрыв ротик и хлюпая глазками.
Но уже в «Зине-Корзине», а затем на Яндексе, она перешла на минное поле кино-критики. Если в фижмах, кринолинах и куафюрах разбираются единицы, то своё мнение по поводу фильма «Табачный капитан» или «Гараж» есть у каждого, как и весьма эмоциональная привязанность. Но – много интересных находок, свежий взгляд, прекрасный слог – читаешь с удовольствием.
Последнее время Галина решила политизироваться, и весьма странным способом. Штормило уже какое-то время.
Когда я зашёл сюды и прочёл ВОТ ЭТО… Первая реакция была… НЕ! Это хакеры. Взломали, бесы, её ЛК. Такую пошлость, такую хрень, такой вульгарис просто не могла написать наша тонкая, интеллигентная Галина Иванкина.
«Софию Михайловну осуждать – нехорошо, даме надо кушать.»
Это выдала какая-то хабалка с толкучего рынка. Не верю, хоть режь меня, хоть ешь меня. Но если это… не хакеры… кому-то будет невообразимо стыдно за сказанное!
Наблюдая за гнусной, абсолютно беспочвенной травлей, которой величайшая исполнительница подверглась в России, хочется заорать голосом Жеглова: «Товарищ! Вы поняли, КТО к вам пришёл?»
Вспоминаю один из концертов Софии Михайловны на стадионе «Дружба» во Львове в 1989м. Бандеровцы выдрали шнуры у её аппаратуры.
Когда я спросил одного «Навiщо ви це зробили?» ответ был «А чого вона пiсню, присвячену Iвасюку, спiвала росийською мовою?»
Дураки, как вареники, везде одинаковы.
София Ротару потом рассказала нам: «А я им дулю скрутила, и продолжала петь.»
Но у меня сложилось впечатление, что не одна лишь шваль, но даже некоторые ценители акварелей Бенуа и болгарского Арт-Деко совершенно не понимают, КТО к ним пришёл.
В советское время, в каждом школьном кабинете музыки висела цитата из Глинки: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только записываем и аранжируем.»
Остряки переделали цитатку на: «Музыку создаёт народ, а Арон жирует.»
Но, говоря серьёзно, откуда что берётся? Где это священное место, этот громокипящий кубок, из которого разливаются перво-мелодии и музыкальные фразы?
Это место – Карпаты. Именно здесь, на склонах гордых гор и в зелёных долинах раздаётся трембита гуцула, ударные бойков и лемков. Им отвечают в такт еврейские, мадьярские, цыганские скрипки, сладкие голоса молдаванок и румынок. Где именно рождается музыка? В «солнечном ожерелье Водограя»? В блеске «Стожар»? На ступенчатых улочках? В ставках, где плещутся форели? В резных калыбах?
В географическом центре Европы, рядом с нашим королевством Галичины и Лодомерии есть другое: Королевство Буковина. Небольшое по размеру, но не по значению. И стоит там сказочный, игрушечный город Черновцы. Именно здесь, в Черновицкой Филармонии, юное дарование делало свои первые шаги под руководством знаменитой Сиди Таль.
Когда Сиди не стало, телеканалы сорока стран мира прервали свои программы, чтобы сообщить о ее смерти…
Софья Михайловна окажется чрезвычайно благодарным человеком. Помню её душевную, тёплую статью, посвящённую Сиди Таль в израильской прессе в начале 90х, когда «Девушку с гитарой» уже мало кто помнил.
«Я до сих пор благодарна ей за обстоятельные, принципиальные, но всегда прежде всего доброжелательные разборы моих выступлений. Сиди Таль любила людей, и ее доверие зрителю было безгранично. “Будь такой, какая ты есть, пой о том, что тебе дорого, а люди тебя всегда поймут”, – говорила она мне. До последнего своего часа Сиди Таль старалась нести людям только радость. В этом был смысл ее жизни».
Кишенёв люди воспринимают по-разному. Одному известному поэту от виделся так:
Проклятый город Кишинев!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет,
И — не найду твоих следов!
Падут, погибнут, пламенея,
И пестрый дом Варфоломея,
И лавки грязные жидов
Последний раз гуляя в городском парке, я обнаружил памятник автору в целости и сохранности.
Был отличный советский фильм. Какова метафора? Зелёные листки превращаются в ноты, в вальсы Евгения Доги!
Крошечная страна дала мощнейшую плеяду композиторов, поэтов песенников, исполнителей: чего стоит один лишь тандем Теодорович и Виеру? Слушатели в России знали лишь несколько песен, попавших на Песню Года, в первую очередь Melancolie.
Но молдавских песен-шедевров из репертуара Софии Ротару – десятки. Это и Primavara, и Orele, и Crede-ma, и Seara Albastra, и конечно, Ioane, Ioane, без которой немыслимо молдавское веселье.
Украинский взлёт девушки из буковинского села Маршинцы связан прежде всего с именем Владимира Ивасюка. В 1972м году, на Песне Года, знаменитое трио Ивасюк, Яремчук, Зенкевич исполнили песню Червона Рута, и весь многомиллионный СССР, от Львова и до Владика, подхватил, кто знал мову, и кто не знал: Червону Руту не шукай вечорами… А затем вышел и известный фильм.
С конца 70х София Ротару уже оспаривает первое место на советском музыкальном олимпе с Аллой Пугачёвой. При этом они – очень разные. Алла возрождает артистичный кабаре-стиль. София поёт, стоя на месте. Ничего, кроме вокала, обаяния, удивительной женской красоты.
Без неё был немыслим Голубой Огонёк, Песня Года, Концерт Дня Милиции. И каждый раз – премьера. И всякий раз – шедевр, который подхватывала страна. Ссылки в тексте данной заметки – лишь малая их толика, и их вы сможете слушать очень долго.
София Ротару – Народный Артист Молдовы, Украины, СССР.
Она – святыня Украины, большая, чем Острожское Евангелие. Звание «Герой Украины» принадлежит ей по праву.
Глубоко национальная, но никогда не националистка, София Ротару исполнила бесчисленные хиты на русском языке, на стихи лучших поэтов, на музыку выдающихся композиторов. Но есть одна песня, к которой у меня – особое отношение (и я тут не оригинален, я подобное слыхал от нескольких).
Арсений Тарковский – поэт, которого я очень люблю. Есть у него удивительное стихотворение, которое положил на музыку Владимир Матецкий. Со временем так получилось, что эти слова – про меня. Один в один.
Все что сбыться могло, мне, как лист пятипалый
Прямо в руки легло, только этого мало
Понапрасну ни зло ни добро не пропало
Все горело светло только этого мало
Жизнь брала под крыло берегла и спасала
Мне и вправду везло только этого мало…
При этом хочу подчеркнуть один важный факт: София Михайловна ВСЕГДА, принципиально была ВНЕ политики. В её репертуаре НЕТ и не было общественно-политических песен. Я это говорю не для того, чтобы осудить такого рода творчество. Скажем, прекрасная, любимейшая певица Надежда Чепрага была не чужда мероприятий с политико-пропагандистским уклоном: «красные гвоздики», «о, белла, чаю!», «Аванти, команданти» и прочая Вива-куба, пела с Дином Ридом, честь ей за то и хвала.
Но София Ротару – нет. Даже упоминаемая Галиной «Я, ты, он, она..» на политику никак не тянет: озёра, просторы, снега – радуга-дуга. В советские годы София Михайловна не драла горло за родную партию и вождей. Сегодня она, в отличие от некоторых, не орёт «Слава Бандере.»
В той травле Ротару в российских СМИ и блогосфере, за которой без омерзения невозможно было наблюдать, кто только ни петушился, ни высказывался, ни махал с колокольни флагом. Единственное, чего НЕ было – так это высказываний, цитат самой Софьи Михайловны. Уже само название статьи – лживое. У Софьи Михайловны нет, и никогда не было в лексиконе слова «москаль.»
Где, когда, кто слышал от народной артистки хоть одно неуважительное слово о русских? О представителях любой другой нации, религии? Покажите, предъявите хоть что-нибудь, хоть какой-то негатив. Кроме заявлений каких-то помоечных блогеров, что, мол, моя врала, твоя не разобрала, как кто-то сам видел того, кто слышал, как сестра двоюродной племянницы её шофера передала подержанный автомобиль в армию. А может не передала, но давно хотела.
Творчество Софии Ротару – глубоко позитивно. И поэтому ей всюду рады.
Как комичны вы с этим:
«Софию Михайловну осуждать – нехорошо. Даме надо кушать. Не голодать же! К тому же, многие деятели искусств изумительно гибки – сегодня они осуждают, а завтра – умиляются. Опять же – не корысти ради, а токмо волею желудка.»
Вы напоминаете мне того комичного чиновника из Фёдор Михалыча; «русский кошель толст, а у них там в Англии есть нечего.»
Не обольщайтесь, господа хорошие. Полагаю, с питанием у Софии Ротару – всё в порядке. На ваших газпромовских рубликах свет клином ещё не сошёлся. Такие личности, как Ротару, успешно гастролируют по всему миру. Её носят на руках в Нью-Йорке и Тель-Авиве, в Торонто и Бухаресте, в Баку и Тбилиси.
Я бы на её месте плюнул бы, развернулся, и забыл дорогу. Но она – не я, слава Б-гу. У неё в России – преданный и благодарный слушатель.
Есть «разумные люди», мастера подсчитывать гонорар в чужом кармане. И есть те, кто с присущим снобизмом считает people за дураков. А КАКИЕ такие «определённые доводы» высказывала София Ротару? Именно в этом месте надо было бы цитатку. Да откуда ж её взять?
И вот в этом заключена особенная подлость: бей своих, чтоб чужие боялись!
Тех деятелей искусства, которые реально занимают активную политическую позицию, вам не достать, руки коротки. Вакарчук или Билозир в Россию не приедут. Кикабидзе говорит «когда я скучаю по России, то еду на Украину.»
Решили отыграться на Ротару? Показывая в качестве аргумента фотку, где она держит в руках … государственный флаг своей страны!
София Михайловна Ротару, Народная артистка Украины и Молдовы, народная артистка СССР, Герой Украины, будет вечно жить в сердцах огромного большинства людей моего поколения.
С кем же вы останетесь? С Харчиковым?
И кто же здесь хуторянка?
«С удовольствием присоединяюсь к поздравлениям, звучащим сегодня в Ваш адрес, желаю доброго здоровья, успехов, творческого долголетия.
Вы по праву пользуетесь большой, поистине всенародной любовью – как яркая, талантливая певица, подлинная звезда эстрады, как искренний, обаятельный, душевно щедрый человек, беззаветно преданный искусству, сцене, своим многочисленным поклонникам».
В.В.Путин, президент РФ 7 авг. 2017 года.
Пройдитесь по ссылкам. Вслушайтесь ещё раз в этот удивительный, с детства знакомый голос. Я специально подбирал ссылки на старые оригиналы, а не на современные аранжировки. Всмотритесь в это завораживающее лицо.
М.У.Тальберг, блогер, сочинитель
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Новое в блогах
Венгрия открыто готовится к разделу Украины
Превращение недогосударства дошло до фазы, когда ближайшие соседи открыто собираются делить ее земли
Принято считать, особенно сейчас на Украине, что главная и единственная для нее угроза исходит только с Востока, со стороны страшного «тоталитарного Мордора», где буквально спят и видят, как бы незалежное недогосударство оккупировать и ограбить. Исходя из этого, Киев пребывает в убеждении, что он уже пятый год ведет тяжелую оборонительную войну против орд захватчиков.
Более того, герои АТО защищают не только собственную страну, но и всю европейскую цивилизацию, включая НАТО и даже США. На этом основании Украина пребывает в убеждении о немалых размерах долге, который перед ней теперь имеют ее западные соседи. Тем неожиданнее оказывается результат столкновения этих мечтаний с циничной шершавой реальностью.
Залогом национальной безопасности, раз уж не получилось войти в Евросоюз, нынешние украинские власти считают вхождение в состав НАТО. Тем самым их личная война с Россией, наконец, автоматически превратится в заботу всего Североатлантического альянса, против военной мощи которого Россия точно не сможет устоять. Но на пути к успеху постоянно оказываются какие-то мелкие препятствия. Ладно бы чисто бюрократические, всегда сохраняется надежда их преодолеть в будущем. Но сейчас дело пахнет практически прямым предательством.
Деятельность после стольких трудов созданной комиссии Украина-НАТО, которая должна была выработать дорожную карту по вступлению в Альянс, оказалась заблокирована из-за вето, наложенного на нее Будапештом. И все казалось бы из-за сущего пустяка.
В оголтелом стремлении отрицать очевидное и любым способом выжечь русский язык из Украины, парламент страны принял так называемый «закон о языках», значительно ограничивающий возможности школьного преподавания на любых языках, отличных от украинского. Так как запретить только русский прямо не позволял целый список важных условий, авторам пришлось пойти на ухищрения в попытке придать ему видимость демократичности.
В результате, вместе с русским, под раздачу попали языки и других этнических групп, традиционно проживающих на Украине. Среди прочих – венгерской диаспоры, что немедленно вызывало протест Будапешта. Но Киев его проигнорировал. Мол, не следует вмешиваться во внутренние дела совершенно независимого великого государства.
Попытка венгров решить проблему вежливо успехом тоже не увенчалась. НАТО от конфликта дистанцировалось, что является шагом вполне логичным. Тем более что принимать Украину там никто не собирался с самого начала, да и к настоящему моменту в Европе от нее уже стали заметно уставать. Стоит ли удивляться, что Венгрия в итоге пошла на жесткие меры и публично заблокировала даже официальную видимость процесса «принятия Украины в Альянс»? Причем сделала это с предельно жесткой формулировкой, прямо указав, что во всех своих бедах Киев виноват сам.
Но интереснее сейчас другое. В поддержке украинской позиции Киеву отказали даже США, на что Украина рассчитывала твердо, тем самым прямо показав, что сколько-нибудь реальных союзников у них в мире просто нет. А соседи уже прямо и публично готовятся к ее территориальному разделу. Во всяком случае, создание в правительстве Венгрии должности министра по развитию Закарпатской области, которая (пока) является частью Украины, никак иначе трактовать невозможно.
Украинцы, конечно, попытались вызвать венгерского посла и вручить ему возмущенную ноту с требованием объяснений и, в идеале, отказом от такого шага, но демарш успеха не имел. Венгры точно также заявили украинцам о своем праве самостоятельно распоряжаться в своей собственной стране.
Между тем непосредственно в Закарпатье конфликт обостряется. Местные националисты постепенно переходят к мерам прямого террора. Неизвестные лица в Ужгороде подожгли здание Общества венгерской культуры. На территории Карпатской Украины участились случаи вандализма в отношении венгерских туристов и особенно автомобилей с венгерскими номерами. Дело дошло до приглашения в регион мониторинговой миссии ОБСЕ.
Так что, если непосредственное российское военное вторжение на Украину является чистым вымыслом, то риск какой-нибудь миротворческой миссии по защите карпатских венгров под эгидой все той же ОБСЕ – уже становится достаточно реальным. А как подобные операции из чистого миротворчества превращаются в территориальный раздел, хорошо видно на примере мирного Косово.
Поэтому вполне не исключен вариант, что продолжение территориального распада Украины произойдет не на востоке страны, а на западе. После чего украинская «государственность» посыплется как карточный домик.
Гуцулы — независимые жители Карпат
Гуцулы считаются субэтносом украинского народа. Издавна эти люди заселяли горные районы Карпат. Сложности существования в горах наложили отпечаток на жизнь гуцулов. Их обычаи и культура заметно отличаются от украинских.
Численность
Количество гуцулов трудно поддается определению, так как многие из них причисляют себя к украинцам. Данные переписи говорят о том, что на украинской и румынской территориях их проживает около 26 000 человек. Некоторые источники утверждают, что в США существует достаточно крупная украинская диаспора, среди которой находится около 500 000 гуцулов.
Где живут
Гуцулы населяют Закарпатский район Украины, Черновицкую, Ивано-Франковскую области. Также они есть в приграничье Румынии.
Среди гуцулов распространен украинский язык с гуцульским диалектом. Также многие говорят по-русски, так как область Карпат вместе с Украиной находилась в составе СССР.
Название
Существует несколько версий этимологии термина «гуцул». Возможно, народ получил название от осетинского «гыцыл», означающего малую часть чего-то. Это могло обозначать карпатский субэтнос, отделившийся от других племен. Есть версия, что название образовано от имени Гуц, которое затем стало нарицательным (как, например, Иванами называют русское население). Популярным вариантом происхождения термина считается его образование от румынских слов «гоц», «гуцул», что переводится как «разбойник». Этим занятием и промышляли карпатцы в древности.
История
Большинство историков пришло к выводу, что предками современных гуцулов были древние дакийские племена, населявшие карпатские горы. Позднее их остатки смешивались с другими народами, приходившими на эти земли, в том числе русинами. Впервые упоминание о гуцульском народе появляется у польских летописцев (15 век). В Средневековье Карпаты были под властью венгров, затем Галицких князей, позже — Польши, Молдавии. Находившиеся в труднодоступных местах предки гуцулов жили обособленно, были независимыми, дань князьям не платили. Гуцульщина часто подвергалась нападениям турецких войск, что также наложило определенный отпечаток на жизнь местного населения. Горный народ сопротивлялся захватчикам, показывая непримиримость врагу.
Среди гуцулов формировались небольшие отряды, нападавшие на богатые поместья. Захваченным добром нередко делились с крестьянами, что делало из разбойников национальных героев. Гуцульский фольклор насыщен преданиями о добрых разбойниках, помогавших простым людям. После присоединения Карпат к Австрии (18 век) многие жители стали расселяться по равнине. Некоторые становились подданными Российской империи. Также люди массово иммигрировали В США, Канаду, Бразилию. После киевского подданства многие из них стали причислять себя к русинам. Народ перенял многие традиции украинцев, их обычаи. Тем не менее культура гуцулов остается самобытной.
Жизнь
Горный ландшафт не способствовал развитию землепашества, поэтому исконными занятиями гуцулов были:
В основном население выращивало овец, коз, лошадей. Существует гуцульская лошадиная порода, которая представляет собой типичную горскую породу. Она известна далеко за пределами Карпат, принадлежит к мировому генофонду. Благодаря разведению коз и баранов, население было обеспечено мясом, молочными продуктами и шерстью, что имеет важное значение для жителей гор. Также был хорошо развит лесосплавный промысел. Этому способствовали горные склоны, заросшие лесами. Среди гуцулов находится множество плотников, которые умеют строить дома, делать деревянную посуду, мебель, музыкальные инструменты.
Карпатский народ издавна умел плавить металл. Среди его представителей было много оружейников, выковывающих ножи, части ружей, пистолетов, инструменты. Были развиты такие ремесла:
Внешность
Гуцулы относятся к карпатскому антропологическому виду европеоидной расы. Они считаются славянским субэтносом, но отличаются от других славянских народов более темным цветом волос и глаз. Их внешность более типична для кавказских горцев. Это люди худощавого телосложения, достаточно высокие. Большинство имеет темные, иногда черные волосы, карие глаза. Антропологи, проводившие исследования карпатского населения, выявили, что здесь преобладает темноволосое население, которое составляет 87% (данные начала прошлого века), имеющее средний рост 169 см. Тем не менее встречаются и светловолосые и светлоглазые люди с типичной славянской внешностью. Исследователи описывают гуцулов как народ с красивыми тонкими чертами лица. Они имеют длинный нос, часто с горбинкой, выразительные глаза, дугообразные брови. Для них характерны четкие скулы, небольшой рот. Большинство светлокожие, но попадаются и смуглые люди.
Жилище
Очень интересны дома гуцулов. Они довольно сильно отличаются от украинских мазанок. Это крепостеподобные строения, создававшиеся для защиты от врагов. Жилище представляет собой замкнутый комплекс из длинного прямоугольного дома и хозяйственных построек. Он называется «гражда». Стены строений образуют с забором единое целое и ограждают комплекс полностью. В стенах, выходящих наружу, нет окон. Пробраться внутрь практически невозможно, если только хозяин не откроет гостю калитку. Строения полностью деревянные, срубные, крыша покрыта досками. Дом делали с сенями, кладовой для вещей, поленницей. Одновременно такое жилье защищало от неприятеля, диких зверей, непогоды. Интерьер избы состоял из лавок, печи, шкафов для посуды, обеленного стола. Пол и стены украшали ткаными коврами, покрывалами. На полках расставляли посуду с орнаментом.
Одежда
Культура
Важным элементом гуцульской культуры является музыка. Горцы известны своими проникновенными лирическими песнями. Мягкие ритмы с переливами выражают нежность и чувственность их натуры. Традиционными музыкальными инструментами являются:
Интересный инструмент представляет собой трембита. Она выглядит как деревянная труба, сделанная из ствола дерева. Длина достигает 4 метров, диаметр — до 30 см. Она издает низкий протяжный звук, слышимый далеко в горах. В древности с ее помощью собирали людей на различные мероприятия, также объявляли тревогу. Пастухи оповещали ей о своем местонахождении. В настоящее время этот национальный инструмент включают в состав народных оркестров.
Традиции
У гуцулов существует множество интересных обычаев, пришедших из глубины веков. Это древние языческие ритуалы, сохранившиеся, несмотря на принятие христианства. На Юрьев день (23 апреля) ходили собирать колдовские травы (зелье). Вечером их раскладывали возле себя, каждого пучка касались палкой, чтобы ведьмы не тронули их. После этого укладывались спать, причем разводить костер запрещалось. Возле себя рисовали круг для защиты от нечисти. Утром шли домой с зельем, избегая по дороге людей.
Охотники проявляли уважение к зверю, которого стреляли. Убивали только для кормления семьи, никогда — ради развлечения. Считалось, что животное жертвует своей жизнью для спасения человека от голода. Охотник становился на колени перед убитым зверем, снимал шапку. Брали дубовую ветку, окунали в кровь животного, затем прикрепляли себе на шапку. Также был обычай выращивать своего домового. Это существо оберегает дом, помогает в хозяйстве. Существовало поверье, что из яйца, снесенного курицей-чернушкой, вырастет домовой, если носить его под мышкой 9 дней. Он назывался «хованец», или «служка».
Был распространен культ огня. Огнем повелевал дух, которого нельзя было злить, к нему относились с уважением. Запрещалось плевать в костер, бросать туда волосы. Если огонь в печи трещал, считалось, что придет злой человек. Если дух разгневался и жилье загорелось, нужно встать перед домом и вращать сито в противоположном огню направлении. Это задержит распространение пожара. С этой же целью можно обежать голым вокруг дома. Если же пожар случился от удара молнии, погасить его можно только молоком.
Похороны содержали множество ритуалов. Тело умершего находилось в доме два дня, каждый вечер вокруг собирались родственники, друзья. Священник читал молитвы, затем пришедшим наливали водку. В помещении нельзя было пить воду, так как душа покойного могла захотеть попить. В процессе похорон устраивали особые игры, песни и пляски. Чтобы покойник не вернулся домой, его тело проносили через черный ход вперед ногами. При этом нужно было стукнуть гробом 3 раза о порог. После этого внутри жилища бросали на пол горшок так, чтобы он разбился. На дорогу за гробом сыпали рожь.
В святочную неделю устраивали разнообразные гадания. Этот период считается временем прихода на землю нечистой силы. На печь кладут угли в количестве членов семьи и ждут, когда они погаснут. Перед этим каждый запоминает свой уголек. Чей первый погаснет, тот человек умрет первым, и так далее по мере угасания. Ночь перед Рождеством считалась самой главной мистической ночью. Все животные и вещи приобретали способность разговаривать. Домашнюю скотину хорошо кормили, чтобы животные не жаловались богу на хозяев.
Характер
Гуцулы имеют черты, присущие горцам. Это ловкость, физическая сила, напористость. Жители Карпат трудолюбивы, расторопны. Они славятся крутым нравом, могут обидеться на неосторожное слово. Вместе с тем они обладают добродушием, сердечностью. Многие из них приветливы, в общении вежливы. К гостям гуцулы проявляют хлебосольство, радушие. Некоторые путешественники замечают, что горцы малоразговорчивы, не склонны к общению с незнакомыми людьми. Однако это проявление присущей им осторожности, вырабатывавшейся веками.