Х5 ритейл групп акции где зарегистрирован
Кому принадлежит Пятерочка
Торговая сеть Пятерочка — одна из самых крупных и известных на российском рынке. Конкуренцию ей может составить только магазины Магнит. Масштабы сети поражают, супермаркеты представлены в каждом регионе, в каждом городе, магазины открываются даже в деревнях. И многим интересно, кому принадлежат магазины Пятерочка.
Рассмотрим, кому принадлежит Пятерочка, кто стоит “у руля” гигантской торговой сети. Как она создавалась, история ее развития в России. Какие торговые сети принадлежат той же фирме — эта и другая интересная информация на Бробанк.ру.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | 10-20% |
% на остаток | До 5% |
Снятие без % | До 50 000 р. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | 1-5 дней |
X5 Retail Group
У многих на слуху название организации X5 Retail Group. Если рассматривать, кому принадлежит сеть магазинов Пятерочка, то она находится в управлении именно X5. Но у этой компании есть собственники, которые фактически и являются главными лицами торговой сети.
Кроме Пятерочки в руках X5 Retail Group сосредоточено управление следующими крупными торговыми сетями:
Чижик — новый формат продуктовых супермаркетов от X5. Проект был запущен в октябре 2020 года. Он напоминает склад, схож с магазином Светофор. Такая форма деятельности позволяет устанавливать максимально низкие цены.
Компания X5 Retail Group была образована в 2006 году путем слияния торговых сетей Пятерочка и Перекресток. Изначально же сеть Пятерочка принадлежала компании Pyaterochka Holding N, которая была зарегистрирована в Нидерландах.
X5 Retail Group — это управленец торговой сети, но не ее собственник.
Кому принадлежит Пятерочка на самом деле
Управленец торговой сети — X5 Retail Group, но сама компания также распределена между различными собственниками. Структура акционерного капитала компании на конец 2020 года выглядит так:
В компании нет больше акционеров с долей владения более 3%. Всего же выпущено почти 67,9 млн. акций.
Так что, если задаться вопросом, кому принадлежат магазины Пятерочка в России, то главный собственник — CTF Holdings S.A, второе “лицо” Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust). Но и у этих структур тоже есть собственники.
CTF Holdings S.A
Итак, торговая сеть Пятерочка находится под управлением X5 Retail Group, которая в свою очередь на 47,86% принадлежит CTF Holdings S.A. Это самый крупный владелец с наибольшей долей акции. Поэтому именно он руководит сетью, принимает важные решения.
Но CTF Holdings S.A тоже кому-то принадлежит. И это Альфа-Групп. Это инвестиционный консорциум, который финансирует создание различных проектов. В эту структуру входят компании с совершенно разным направлением деятельности.
Организации, входящие в Альфа-Групп:
В итоге на самом деле сеть Пятерочка принадлежит Альфа-Групп, которая и проинвестировала создание всем известной торговой сети. И что самое интересное, получается, что у Пятерочки и Альфа-Банка один собственник. Но, конечно, между собой компании никак не коррелируют. Они просто созданы на одной платформе.
Разбираясь, кому принадлежит Пятерочка на самом деле, можно копнуть еще глубже. Альфа-Групп в свою очередь принадлежит ABH Holdings, зарегистрированной на Виргинских островах. А она на 77,07% принадлежит российским бизнесменам Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву.
Получается такая структура собственников Пятерочки:
У истоков: Фридман, Хан и Кузьмичев
В большей степени Альфа-Групп и Пятерочка принадлежат Михаилу Фридману. Это российский предприниматель, миллиардер, один из богатейших жителей России. Объем его состояния в 13 миллиардов долларов поставил его на 8 место в списке самых богатых россиян по версии Форбс.
Михаил Маратович родился в семье инженеров, в 1986 году с отличием окончил Московский институт стали и сплавов. После окончания института работал инженером на заводе Электросталь.
В студенческие годы Фридман познакомился с Германом Ханом и Михаилом Кузьмичевым, с которым и начал строить бизнес. Первая компания Альфа-фото была открыта в 1988 году: продажа фотоматериалов и оборудования.
В числе “первооткрывателей” был также Михаил Алфимов, от фамилии которого и был образован один из самых крупных на сегодня брендов Альфа. Но профессор и доктор математических наук дальше в бизнес не пошел, он посвятил себя науке.
Альфа-Групп же появилась в 1989 году и изначально занималась экспортом нефти и металлургической продукции. Уже позже на базе Альфа-Групп стали возникать новые проекты, в том числе и торговая сеть Пятерочка.
Наибольшая доля — у Фридмана, за ним идут:
Можно сказать, что торговая сеть Пятерочка принадлежит одним из самых богатых людей в России. Но они занимаются не только торговой сетью, у них много проектов, и один из ключевых — Альфа-Банк, входящий в ТОП банков РФ.
История развития сети Пятерочка
Сегодня торговая сеть Пятерочка — один из гигантов продуктового рынка России. По информации от Альфа-Групп по итогу 2019 года под брендом Пятерочка работали 15354 супермаркета. И это число постоянно увеличивается, сеть все время ищет новые площади и размещает на них свои магазины.
Первая Пятерочка была открыта в 1990 году в Санкт-Петербурге. Тогда она принадлежала компании Pyaterochka Holding N. V. Постепенно сеть расширялась, собственник стал продавать франшизу. В итоге в 2004 году был открыт сотый продуктовый магазин.
В 2006 году Пятерочка слилась с сетью магазинов Перекресток, в результате была образована общая управляющая компания X5 Retail Group. Под ее началом торговая сеть стала федеральной.
Руководство Пятерочки
С 2018 года главный пост генерального директора торговой сети Пятерочка занимает Сергей Гончаров, который до этого работал в конкурентной сети, возглавлял магазины Магнит Косметик.
Примечательно, что на посту Гендиректора Гончаров сменил Ольгу Наумову, которая наоборот ушла в Магнит и заняла там пост Генерального директора. Но буквально через год она покинула нового работодателя, так как не сошлась во мнениях с акционерами относительно вектора развития компании.
Акции X5 Retail Group: стоит ли инвестировать?
X5 Retail Group («Х5») — ведущая российская мультиформатная продуктовая розничная компания. Управляет магазинами нескольких торговых сетей, ведет деятельность преимущественно в центральной части России.
По итогам 2019 года занимает 42 место в топ-250 ритейлеров мира по версии Deloitte
История X5 Retail Group
X5 образовалась в 2006 году путем слияния двух рознично-торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток».
Перекресток был основан Консорциумом «Альфа-Групп». Первый магазин открылся в 1995 году в Москве, а первая Пятерочка появилась в 1999 году в Санкт-Петербурге.
Оба ритейлера развивались достаточно активно, скупали мелкие продуктовые сети и завоевывали признание граждан.
На момент слияния в 2006 году общее число магазинов двух компаний превышало 600 штук, в то время как Магнит уже в 2005 насчитывал полторы тысячи торговых точек и активно пробирался в центральный округ.
Но через 10 лет, в 2016 году, Магнит уступает первенство по доле рынка и уже четыре года X5 является бессменным лидером.
По итогам 1 кв. 2020 года компания насчитывает 16 658 магазинов, 42 распределительных центра, занимает 11,5% российского рынка продуктового ритейла:
Рис. 1 Доля рынка X5. Помимо X5 положительную динамику показывает DKBR
Давайте взглянем на бизнес подробнее и попытаемся понять, чем обусловлены достижения X5
Суть бизнеса X5 Retail Group
У компании на данный момент есть 3 формата магазинов:
Именно такие небольшие магазины с невысокими ценами, находящиеся в шаговой доступности от дома, являются в нашей стране самым популярным форматом, что в общем-то отражено в выручке.
Сейчас ритейлер стремится к тому, чтобы развиваться по большей части не за счет расширения площадей, а именно за счет модернизации магазинов и увеличения операционной эффективности. Отметим, что по такому же пути идут и Магнит и Лента.
Супермаркеты в лице бренда “Перекресток”
Перекресток позиционируется, как премиальный сегмент с большим ассортиментом и упором на свежую и ready-to-eat продукцию.
Дело в том, что нарастает конкуренция со стороны Ecommerce и “магазинов у дома”. Люди больше не хотят ходить в гигантские магазины и проводить часы в поисках необходимых продуктов.
Часть торговых точек будет закрыта, часть переведена под бренд “Перекресток”, а судьба того, что останется, будет решаться позже.
Онлайн-бизнесы
Сюда входят Perekrestok.ru, Express Delivery, 5Post
Пока что доля этих бизнесов крайне мала. В апреле продажи компании через онлайн составили всего 2% от суммарных продаж в регионах, где в данный момент эти сервисы доступны, однако уже этого хватило, чтобы стать лидером на рынке онлайн продаж продуктов питания и обогнать сервис “Утконос”.
По заявлениям аналитиков именно эпидемия сыграла в этом определяющую роль и заставила развивать инфраструктуру онлайн-продаж быстрее.
Финансы X5 Retail Group
Теперь обсудим финансовое положение компании и для понимании картины начнем с истории.
Выручка растет неустанно:
Рис. 2 Выручка растет двузначными темпами. Максимальная прибыль была зафиксирована в 2017 году. Обратите внимание, насколько бизнес низкомаржинальный. ROS скоррект. за 2019 год составила всего 2,1%
Правда темпы роста снижаются. Рынок находится в стадии зрелости:
Рис. 3 Темпы роста выручки X5 и всего рынка. Снижение с 2016 года
Но вот прибыль показывала максимальные значения в 2017 году. В 18 случился провал, и при двузначном росте выручки компания получила снижение прибыли, а в 19 чистая прибыль уменьшилась еще сильнее.
Дело в том, что X5, также как и Магнит в 16 году, угодила в ловушку с открытием новых магазинов. Появление новых торговых точек приводило к сильному росту расходов и снижению маржинальности бизнеса.
С каждым новым открытым магазином приходилось увеличивать расходы на амортизацию. Вкупе с со снижением операционной эффективности и высокими финансовыми расходами это привело к таким печальным показателям.
В 2019 году ситуация изменилась в лучшую сторону. Чистая прибыль составила 19 507 млн. и оказалась ниже 2018 года исключительно в связи с изменениями стандартов отчетности, а также с переоценками от реорганизации Карусели.
LFL выручка выросла на 5,7% в первую очередь за счет увеличившегося трафика:
Рис. 4 LFL продажи (выручка) = LFL трафик + LFL инфляция
Выручка ускорила рост и составила 469 млрд. а валовая маржа выросла до 24,3%:
EBITDA составила 33 млрд., а чистая прибыль оказалась на 8% ниже чем годом ранее и составила 8,2 млрд.:
Рис. 6 EBITDA и чистая прибыль. Чистая прибыль в первом квартале уменьшилась на фоне переоценке кредиторской задолженности в связи с ослаблением рубля
Показатель Net Debt/ EBITDA немного снизился и держится на комфортном уровне:
Рис.7 Отношение чистого долга к EBITDA. Показатель держится на комфортном уровне, а низкие ставки позволяют занимать дешево
Видим, что X5 стала прямым бенефициаром пандемии. По крайней мере в первом полугодии. Все показатели растут и радуют глаз.
Дивиденды Х5 retail group начала платить в 2017 году и совершает выплаты раз в год. Согласно див. политике направляют не менее 25% от чистой прибыли при условии, что чистый долг/EBITDA держится ниже 2,0x, но по факту направляют больше.
По итогам 2019 выплатили 110 рублей на акцию или 115,8% чистой прибыли:
Рис. 8 Дивиденды X5. Начали платить в 2017 году, до этого все деньги отправлялись на развитие
По текущим ценам див. доходность составила бы всего 4,3%, однако, учитывая отличные показатели первого квартала, имеются все предпосылки к росту див. доходности за 2020 год.
Финансовый директор компании заявила, что второй и третий кварталы могут оказаться достаточно сильными и менеджмент видит возможности для увеличения дивидендных выплат на 50% г/г
Ситуация в секторе
Уже можно уверенно заявить, что продуктовый ритейл стал бенефициаром этого кризиса. Магнит вообще обогнал X5 по темпам роста выручки и LFL-продажам, чего мы не видели уже давно.
Основной причиной стало, разумеется, отсутствие возможности питаться в кафе и ресторанах. И самое интересное, что данный эффект не краткосрочный. Вероятно, кризис приведет или уже привел к сдвигам в потребительском поведении.
“Магазины у дома” и онлайн заказы продуктов питания стали для населения более предпочтительным и простым вариантом.
Как мы знаем, X5 уже является лидером на рынке онлайн продуктового ритейла, и к 2023 году компания планирует зарабатывать 2,5% выручки от онлайн-бизнесов.
При таких небольших прогнозируемых объемах Ecommerce сложно назвать драйвером роста, но, по крайней мере, долгосрочным перспективным рынком он точно является.
Рис. 9 Прогнозы по росту объема онлайн-ритейла. Бум начнется после 2022 года
Органический рост рынка, как драйвер роста, тоже стоит под сомнением. Проблема в том, что реальные доходы населения стоят на месте, уровень безработицы вследствие кризиса увеличился, а инфляция достаточно низкая.
Хоть люди и стали тратить больше денег на продукты, а не на готовую еду в кафе, отсутствие просто напросто денег может побудить покупателей выбирать более дешевые товары.
Возможно последующее развитие X5 и других крупных сетей будет осуществляться за счет вытеснения более мелких игроков.
Сейчас всего 29% рынка принадлежит первой пятерке ритейлеров:
Рис. 10 Доли рынка крупных ритейлеров в разных странах. Доля X5 сравнительно невелика
В США показатель составляет 46%, а в Германии все 74%.
Российский ритейл потихоньку двигается в схожем направлении. В планах у Х5 за следующие 10 лет довести долю рынка до 20%
И только потом за счет экспансии и новых онлайн-бизнесов.
Главной помехой на этом радужном пути может стать конкуренция. Как со стороны оффлайн-ритейлеров, так и со стороны онлайн сервисов доставки продуктов и готовой еды.
Возможно для поддержания трафика, X5 будет вынуждена увеличивать промо-акции, что окажет давление на и без того невысокую маржинальность.
Справочник частного инвестора
Глобальная депозитарная расписка (ГДР) – ценная бумага, удостоверяющая право держателя владеть определенным количеством акций компании. ГДР выпускает банк-депозитарий, владеющий акциями компании напрямую. Если компания выпускает расписки, то именно их инвестор приобретает на бирже. Одна расписка может давать право на владение сразу несколькими акциями или же, напротив, долями акций.
ГДР X5 Group обращаются на Лондонской фондовой, Московской и Санкт-Петербургской биржах с тикером FIVE. Каждая ГДР соответствует 0,25 одной обыкновенной акции X5. Депозитарием X5 и эмитентом ГДР является банк BNY Mellon. Таким образом, купить акции X5 нельзя, долю в компании инвестор может получить только приобретя расписки.
При этом продавать и покупать расписки X5 на Московской бирже так же легко, как акции других российских компаний, торговля происходит внутри российского правового поля, процесс ничем не отличается от покупки акций. Владельцы ГДР имеют право на получение дивидендов и участие в Общем собрании акционеров.
ГДР X5 Group обращаются на Лондонской фондовой, Московской и Санкт-Петербургской биржах с тикером FIVE. При этом основной объем торгов бумагой приходится на Московскую биржу. Стоит отметить, что на разных биржах обращаются одни и те же ГДР, а не разные инструменты. Вне зависимости от площадки, где была приобретена ГДР, дивиденды по бумагам выплачиваются в одинаковом объеме.
Котировки ГДР X5 на Лондонской фондовой бирже вы можете найти на сайте компании, либо на сайте торговой площадки. С котировками X5 на Московской бирже вы можете ознакомиться на ее сайте.
X5 выплачивает дивиденды два раза в год – по итогам 9 месяцев и всего года. Всю информацию о дивидендной политике, динамике выплат и сроках вы можете получить в разделе «Дивиденды». Право на получение дивидендов имеют все держатели ГДР на дату закрытия реестра акционеров, вне зависимости от того, на какой торговой площадке была куплена бумага.
Дивиденды могут быть выплачены как в рублях, так и в долларах – зависит от вашего брокера. X5 Group объявляет дивиденды в рублях, перечисляет их банку-депозитарию BNY Mellon также в рублях. Депозитарий конвертирует рубли в доллары и отправляет брокеру. В свою очередь брокер может обратно конвертировать дивиденды в рубли, либо перечислить выплаты держателям ГДР сразу в долларах.
Право на получение дивидендов имеют те, кто держал расписки на дату закрытия реестра Необходимо помнить, что торги на Московской бирже проходят в режиме Т+2: это значит, что, купив бумагу, вы становитесь ее обладателем только через два рабочих дня – только тогда произойдут расчеты по сделке. Поэтому, чтобы получить дивиденды, купить ГДР X5 нужно за два рабочих дня до даты закрытия реестра. Подробную информацию о дивидендном расписании вы можете получить в разделе «Дивиденды».
X5 Group зарегистрирована в Нидерландах, поэтому до конца 2021 года с акционеров, являющихся налоговыми резидентами России, удерживается голландский налог 15%. Держателям расписок дивиденды приходят уже очищенными от налога – самостоятельно ничего уплачивать не надо. Существует также комиссия депозитария в размере 2 центов с каждой ГДР, которая также списывается автоматически при выплате дивидендов.
Налогов в России как минимум до конца 2021 года инвесторы X5 с дивидендов не платят. Однако в 2021 году Россия расторгла Соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. В настоящее время X5 ожидает дальнейших разъяснений правительства в отношении налогообложения дивидендов публичных российских компаний, зарегистрированных в Нидерландах, с 2022 года.
Если частный инвестор не является налоговым резидентом России, налог и порядок уплаты для него может отличаться.
Да, по закону декларацию подать необходимо.
Основные операционные и финансовые результаты X5 раскрывает каждый квартал в «Центре результатов» на официальном сайте. Кроме того, консолидированная финансовая отчетность за год и аудиторское заключение на нее публикуются в Годовых отчетах компании.
В операционных результатах X5 раскрывает такие показатели, как чистая выручка офлайн и онлайн, сопоставимые продажи (LFL), динамику количества магазинов и торговых площадей, динамику среднего чека и количества покупок и т.д.
В финансовых результатах отражается выручка, валовая, операционная и чистая прибыль, показатель EBITDA, рентабельность, показатели долговой нагрузки, расходы на текущую деятельность и т.д. Финансовые результаты публикуются позже операционных.
X5 отчитывается об операционных и финансовых результатах по итогам каждого квартала. График выхода ближайших результатов вы можете увидеть в «Финансовом календаре».
X5 Group обязана проводить Общее собрание акционеров в течение шести месяцев после окончания каждого финансового года. Как правило, оно проходит в мае. Дата объявляется вместе с финансовыми результатами X5 за год. Информацию о повестке, результатах и правилах собраний можно получить на официальном сайте.
Наиболее важные показатели, по которым можно оценить деятельность ритейлера:
Сейчас в компании принята стратегия до 2023 года. Согласно ней, X5 Group планирует занять 15% рынка продуктовой розницы и 20% рынка онлайн-торговли продуктами питания к 2023 году. Кроме того, согласно стратегии, X5 будет присутствовать на всех этапах клиентского пути, связанного с покупкой продуктов. Подробнее со стратегией-2023 можно ознакомится здесь (на английском языке).
Направление ESG (ответственные практики экологической, социальной и управленческой деятельности) – важнейшее для X5 Group. В 2020 году X5 вошла в тройку самых экологичных компаний России по версии Forbes, став лидером ритейла. В X5 действует стратегия устойчивого развития до 2030 года с промежуточными целями до 2023 года. Стратегия устойчивого развития была принята в 2019 году, она является неотъемлемой частью общей стратегии компании.
Обо всех проектах X5 по устойчивому развитию можно узнать на отдельной странице. Кроме того, X5 опубликовала первый отчет об устойчивом развитии, подготовленный в соответствии со стандартами GRI и заверенный независимым аудитором. В нем компания рассказала обо всех ESG-инициативах и отчиталась о достигнутых результатах по устойчивому развитию.
X5 занимает первое место в российском ритейле по выручке и доле рынка. В 2020 году чистая выручка компании составила 1,97 трлн руб., доля рынка – 12,6%.
Вы можете ознакомиться с презентацией для инвесторов (на английском языке), где собрана исчерпывающая информация о показателях и бизнесе X5. Также X5 подробно отчитывается о своей деятельности в Годовых отчетах.
Выступления менеджмента компании перед частными инвесторами, в которых содержится последняя информация об X5 и ближайших планах компании, также размещены на официальном сайте.
Каждый квартал X5 проводит собственные звонки для частных инвесторов. Если вам интересно получать уведомления о таких звонках, пожалуйста, напишите на iro@x5.ru.
X5 Group ведет официальные блоги на«Смартлабе» и «Тинькофф Пульсе», которые регулярно обновляются.
Пожалуйста, направляйте вопросы в Департамент по связям с инвесторами по адресу iro@x5.ru.
Кроме того, X5 Group ведет официальные блоги на «Смартлабе» и «Тинькофф Пульсе», где также можно задавать вопросы в комментариях.