Х5 ритейл групп кому принадлежит контрольный пакет акций
Миллиардеры за прилавком: X5 Retail Group Фридмана обошла «Магнит» Галицкого по капитализации
Тенденция была подтверждена и на торгах на Московской бирже. Стоимость глобальных депозитарных расписок X5 Retail Group на Московской бирже выросла на открытии торгов в среду, 14 февраля, на 0,70% (до 2155 рублей за бумагу). Капитализация компании составила таким образом 570,92 млрд рублей.
Акции «Магнита» дешевели по состоянию на 11:25 мск на 0,70% и торговались по цене в 4826 рублей за бумагу. Рыночная стоимость компании равнялась в это время 492,028 млрд рублей.
В целом за год ценные бумаги X5 Retail Group выросли в цене на Лондонской бирже на 13,35%. Акции «Магнита» подешевели там на 50,62%. В рейтинге 200 крупнейших российских частных компаний, составленный Forbes в 2017 году по размеру выручки в 2016 году, «Магнит» (1074,8 млрд рублей) занимал второе место и опережал X5 Retail Group (1033,7 млрд рублей).
В 2017 году по размеру выручки «Магнит» уступил своему главному конкуренту: за год она выросла на 6,4% и составила 1,143 трлн рублей. Выручка X5 Retail Group по итогам 2017 года увеличилась на 25,5% и достигла до 1,287 трлн рублей.
Главный аналитик УК «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев главной причиной разочарования инвесторов в «Магните» считает неудовлетворительные финансовые показатели ретейлера. Опубликованная недавно отчетность «Магнита» за четвертый квартал 2017 года зафиксировала резкое снижение темпов роста выручки. «Инвесторы на этом фоне провели переоценку этой бумаги, заложив в прогноз более медленные рост сети», — пояснил аналитик снижение капитализации ретейлера.
На этом фоне X5 Retail Group растет очень бодро, демонстрируя двузначный рост выручки.
Одним из факторов снижения показателей в «Магните» Верхоланцев назвал, в том числе, кадровые ошибки. Он напомнил, что X5 после ухода Льва Хасиса в 2011 году переживала кадровую чехарду, которую удалось преодолеть не так давно. Кроме того, группа много вкладывала в ребрендинг, в изменение магазинов и в обновление ассортимента, что и привело к улучшению показателей.
У «Магнита» же с этим проблемы, считает аналитик. Сеть долгое время делала ставку на низкие цены и на не очень большой ассортимент. Это позволяло снижать издержки. Но выяснилось, что отсутствие инвестиций в том числе в оформление магазинов может отбить у покупателя желание туда ходить. «Скидки сегодня дают многие, и на первый план для покупателя выходит эмоциональный фон от посещения магазина», — сказал эксперт.
Он напомнил, что «Магнит» занялся этими вопросами только в последнее время. Но для первых результатов от перемен потребуется время.
Сети миллиардеров
В настоящее время Х5 Retail Group управляет сетями продовольственных магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». По состоянию на 31 декабря 2017 года под управлением компании находился 12 121 магазин, в том числе 11 225 магазинов «Пятерочка», 638 супермаркетов «Перекресток» и 93 гипермаркета «Карусель».
С 2005 года глобальные депозитарные расписки (GDR) Х5 Retail Group обращаются на Лондонской фондовой бирже, одна GDR соответствует 0,25% обыкновенной акции. 26 января 2018 года компания сообщила, что подала пакет документов для листинга GDR на Московской бирже и их включения в котировальный список первого уровня. Торги GDR компании на Московской бирже начались 1 февраля 2018 года.
В торговую сеть «Магнит» входят 12 125 магазинов в формате «у дома», 243 гипермаркета, 208 магазинов «Магнит семейный» и 3774 магазинов «Магнит косметик». «Магнит» был создан миллиардером Галицким в 1994 году. В апреле 2016 года Галицкий снизил долю в капитале «Магнита» с 38,7% до 35,3%, чтобы финансировать личные проекты. В декабре 2017 года он продал еще пакет акций и его доля в ретейлере сократилась до 27,6%.
Кому принадлежит Пятерочка
Торговая сеть Пятерочка — одна из самых крупных и известных на российском рынке. Конкуренцию ей может составить только магазины Магнит. Масштабы сети поражают, супермаркеты представлены в каждом регионе, в каждом городе, магазины открываются даже в деревнях. И многим интересно, кому принадлежат магазины Пятерочка.
Рассмотрим, кому принадлежит Пятерочка, кто стоит “у руля” гигантской торговой сети. Как она создавалась, история ее развития в России. Какие торговые сети принадлежат той же фирме — эта и другая интересная информация на Бробанк.ру.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | 10-20% |
% на остаток | До 5% |
Снятие без % | До 50 000 р. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | 1-5 дней |
X5 Retail Group
У многих на слуху название организации X5 Retail Group. Если рассматривать, кому принадлежит сеть магазинов Пятерочка, то она находится в управлении именно X5. Но у этой компании есть собственники, которые фактически и являются главными лицами торговой сети.
Кроме Пятерочки в руках X5 Retail Group сосредоточено управление следующими крупными торговыми сетями:
Чижик — новый формат продуктовых супермаркетов от X5. Проект был запущен в октябре 2020 года. Он напоминает склад, схож с магазином Светофор. Такая форма деятельности позволяет устанавливать максимально низкие цены.
Компания X5 Retail Group была образована в 2006 году путем слияния торговых сетей Пятерочка и Перекресток. Изначально же сеть Пятерочка принадлежала компании Pyaterochka Holding N, которая была зарегистрирована в Нидерландах.
X5 Retail Group — это управленец торговой сети, но не ее собственник.
Кому принадлежит Пятерочка на самом деле
Управленец торговой сети — X5 Retail Group, но сама компания также распределена между различными собственниками. Структура акционерного капитала компании на конец 2020 года выглядит так:
В компании нет больше акционеров с долей владения более 3%. Всего же выпущено почти 67,9 млн. акций.
Так что, если задаться вопросом, кому принадлежат магазины Пятерочка в России, то главный собственник — CTF Holdings S.A, второе “лицо” Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust). Но и у этих структур тоже есть собственники.
CTF Holdings S.A
Итак, торговая сеть Пятерочка находится под управлением X5 Retail Group, которая в свою очередь на 47,86% принадлежит CTF Holdings S.A. Это самый крупный владелец с наибольшей долей акции. Поэтому именно он руководит сетью, принимает важные решения.
Но CTF Holdings S.A тоже кому-то принадлежит. И это Альфа-Групп. Это инвестиционный консорциум, который финансирует создание различных проектов. В эту структуру входят компании с совершенно разным направлением деятельности.
Организации, входящие в Альфа-Групп:
В итоге на самом деле сеть Пятерочка принадлежит Альфа-Групп, которая и проинвестировала создание всем известной торговой сети. И что самое интересное, получается, что у Пятерочки и Альфа-Банка один собственник. Но, конечно, между собой компании никак не коррелируют. Они просто созданы на одной платформе.
Разбираясь, кому принадлежит Пятерочка на самом деле, можно копнуть еще глубже. Альфа-Групп в свою очередь принадлежит ABH Holdings, зарегистрированной на Виргинских островах. А она на 77,07% принадлежит российским бизнесменам Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву.
Получается такая структура собственников Пятерочки:
У истоков: Фридман, Хан и Кузьмичев
В большей степени Альфа-Групп и Пятерочка принадлежат Михаилу Фридману. Это российский предприниматель, миллиардер, один из богатейших жителей России. Объем его состояния в 13 миллиардов долларов поставил его на 8 место в списке самых богатых россиян по версии Форбс.
Михаил Маратович родился в семье инженеров, в 1986 году с отличием окончил Московский институт стали и сплавов. После окончания института работал инженером на заводе Электросталь.
В студенческие годы Фридман познакомился с Германом Ханом и Михаилом Кузьмичевым, с которым и начал строить бизнес. Первая компания Альфа-фото была открыта в 1988 году: продажа фотоматериалов и оборудования.
В числе “первооткрывателей” был также Михаил Алфимов, от фамилии которого и был образован один из самых крупных на сегодня брендов Альфа. Но профессор и доктор математических наук дальше в бизнес не пошел, он посвятил себя науке.
Альфа-Групп же появилась в 1989 году и изначально занималась экспортом нефти и металлургической продукции. Уже позже на базе Альфа-Групп стали возникать новые проекты, в том числе и торговая сеть Пятерочка.
Наибольшая доля — у Фридмана, за ним идут:
Можно сказать, что торговая сеть Пятерочка принадлежит одним из самых богатых людей в России. Но они занимаются не только торговой сетью, у них много проектов, и один из ключевых — Альфа-Банк, входящий в ТОП банков РФ.
История развития сети Пятерочка
Сегодня торговая сеть Пятерочка — один из гигантов продуктового рынка России. По информации от Альфа-Групп по итогу 2019 года под брендом Пятерочка работали 15354 супермаркета. И это число постоянно увеличивается, сеть все время ищет новые площади и размещает на них свои магазины.
Первая Пятерочка была открыта в 1990 году в Санкт-Петербурге. Тогда она принадлежала компании Pyaterochka Holding N. V. Постепенно сеть расширялась, собственник стал продавать франшизу. В итоге в 2004 году был открыт сотый продуктовый магазин.
В 2006 году Пятерочка слилась с сетью магазинов Перекресток, в результате была образована общая управляющая компания X5 Retail Group. Под ее началом торговая сеть стала федеральной.
Руководство Пятерочки
С 2018 года главный пост генерального директора торговой сети Пятерочка занимает Сергей Гончаров, который до этого работал в конкурентной сети, возглавлял магазины Магнит Косметик.
Примечательно, что на посту Гендиректора Гончаров сменил Ольгу Наумову, которая наоборот ушла в Магнит и заняла там пост Генерального директора. Но буквально через год она покинула нового работодателя, так как не сошлась во мнениях с акционерами относительно вектора развития компании.
Кто по-настоящему владеет «Пятерочкой» и как так получилось что за последние 5 лет выручка росла быстрее чем у Amazon или Nike?
По каждому бизнесу кризис ударил по-своему: одним приходится сокращать персонал, другим — урезать расходы. Третьи вообще закрываются до лучших времён, а вот некоторые, наоборот, процветают.
И один из самых умелых «выживальщиков» отечественного бизнеса, плюющих на любой кризис — известная всем «Пятёрочка». Эти не просто держатся на плаву, но ещё и наращивают рекордную выручку.
Как у них это получается? Давайте посоображаем вместе.
На бедняках можно заработать и еще как
«Пятёрочка» — это одна из крупнейших российских сетей продовольственных магазинов «у дома», процветающая под сенью X5 Retail Group.
Для тех, кто не знает, «магазином у дома» называют концепцию небольших универсамов, обслуживающих насущные потребности людей, живущих неподалёку.
Часто они располагается прямо в цоколях или на первых этажах многоэтажек.
Вы знаете чем славится Россия кроме танков, ракет и Газпрома? Правильно! Восхитительно безалаберной и некачественной (за редким исключением) жилой застройкой.
Пока Европа сносит бетонные муравейники и осваивает плотную и «зелёную» малоэтажную застройку, у нас продолжают клепать спальники, состоящие из кучки 100500 этажных бетонных уродцев.
Но поскольку даже на такой квадратный метр желающих хоть пруд пруди, а ипотека стала более или менее доступной, урбанизация идёт полным ходом. А потому для всяких пятёрочек и иже с ними сейчас настоящий рай.
Есть ли у пяточки достаточная аудитория? Ну, смотрите сами: по данным Росстата на конец 2019 года уровень бедности в России составил плюс-минус 13%.
Среднего класса в России (по информации озвученной тем самым Владимиром Владимировичем) — 70%. А средний класс, про представлению президента и госчиновников — это все, кто получает больше 17-18 тыс.
Вот и считайте. Ладно, посчитаю за вас:
83% россиян зарабатывают столько, что не будут регулярно питаться в условной «Азбуке Вкуса». Они — постоянные клиенты «Пятёрочки» и прочих Ашанов.
Британские учёные хитрые делюганы давно посчитали, что в таких условиях бюджетные универсамы окупаются значительно быстрее здоровенных гипермаркетов, а доли рынков плюс-минус одинаковые.
Поэтому экономика «Пятёрочки» простая — низкие цены и ориентация на небогатую часть населения. В крупных супермаркетах торговая наценка доходит до 40%; на розничном рынке — 10-15%; в «Пятерочке» — 10-12%.
Чтобы косить деньги в таких условиях, сеть снижает издержки, как может. В основном за счёт работников, которым приходится вкалывать больше, а получать меньше.
Текучка кадров даже сегодня, когда с работой туго, просто ужасная. Впрочем, это уже часть другой оперы.
Итак, кто ей владеет
Структура собственности «Пятёрочки», традиционно для всех крупных и прибыльных бизнесов, закручена так, что чёрт ногу сломит.
Разобраться в ней полностью по силам разве что отечественным налоговым инспекторам. Но если вкратце, то ситуация такая:
Торговая сеть принадлежит X5 Retail Group — частному холдингу. Холдинг, если кто не в курсе, это такая структура бизнеса, когда есть одна главная далёкая материнская компания, обросшая роем дочерних компаний.
Одни дочерние компании могут принадлежать как напрямую Альма-матер, так и другим её «дочкам». В общем, такая себе матрёшка.
Но X5 Retail Group — не конечный бенефициар. Известно, что 47% голосующих акций холдинга принадлежит владельцам другой холдинговой компании — CTF Holdings S.A., которая уже сама является частью более крупного консорциума Альфа-групп.
А кто же владеет CTF Holdings S.A., который владеет X5 Retail Group, который владеет Пятёрочкой?
По официальным данным, основных бенефициара три:
Информации о долевом соотношении капитала в открытом доступе нет, но из разных источников известно, что около 40% акций принадлежит Михаилу Маратовичу и Герману Борисовичу (примерно в равных долях).
Алексей Викторов довольствуется самой малой частью.
И тут любопытная деталь. Откройте любой публичный источник и вы увидите, что Фридман М. М. — не только русский бизнесмен, но также (внезапно) учредитель и член бюро президиума Российского еврейского конгресса и гордый обладатель израильского паспорта.
Который само собой прилагается к гражданству той страны. У Хана Г. М. гражданство той самой страны также имеется. Один только Алексей Викторович не изменяет свой российской родине.
О насущном, о деньгах
Если верить данным консалтинговой компании Deloitte то продажи российской компании X5 Retail Group за последние пять лет выросли круче, чем у Amazon и Nike.
В её очередном рейтинге Global Powers of Retailing, в который включены 250 крупнейших в мире розничных площадок, X5 Retail Group находится на 42-м месте. Круто это или нет?
Ну, учитывая, что рыночек как таковой у нас возник 30 лет назад, а в рейтинге участвуют транснациональные гиганты и торговые сети, живущие по доброй сотне лет, результат потрясающий.
В процентах X5 Retail Group за последние 5 лет дал 23,4% рост выручки. Если сравнивать с уже упомянутыми забугорными «лузерами», то к примеру, Amazon может похвастаться только +18,1%, а Nike +17,2%.
Причём это не временный хайп. X5 отлично себя чувствовала и в 2014 и раньше. Даже после кризисного 2008 холдинг с лёгкостью утёр нос крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart, опрокинув его в борьбе за покупку сети «Копейка».
Американский гигант расстроился, объявил, что не видит других компаний для покупки в России и ушёл с рынка.
Остаётся только представлять себе какие бабки там крутятся и какой мощный каганат заправляет CTF Holdings S.A., если даже американская Walmart, Inc. утёрлась соплями и позорно убралась восвояси.
Как обычно, все, что нас волнует — можем ли мы на этом заработать
Не буду ходить вокруг да около. Стратегия заработка простая — покупаем бумаги (торгуются на московской бирже под тикером MCX: FIVE и доступны у любого лицензированного брокера) X5 Retail Group по текущей цене (2 608 на момент написания) и держим.
Аналитики БКС и других агентств дают средний потенциал роста 10% на следующий квартал. Объективно, я не вижу причин, по которым акции перестали бы расти.
В экономике есть сегменты, которые растут стабильно и постоянно. Розничная торговля продуктами первой необходимости — один из них. Такое положение вещей возникает под действием как минимум, трёх факторов:
Я не вижу на графике супер-пупер роста. Но тем не менее он есть. Типичное для всей отрасли мартовское падение и быстрое возвращение к тренду. Развлечения могут страдать в кризис.
Потребление металлов и прочего промышленного сырья тоже. Всякие хай-тек стартапы возникают, распухают и лопаются как мыльные пузыри. Без нового айфона прожить можно.
Без еды в желудке — нет. На фоне позитивных отчётах по отрасли и хороших финансовых показателей самой компании, я думаю, что её акции в ближайшие (и дальнейшие) месяцы однозначно взлетят.
Или не взлетят? Если есть возражения, то самое время поделиться ими в коментах, потому, что я как раз прикидываю, не вложить ли пару сотен килорублей в бизнес наших российско-израильских товарищей. В общем, рассчитываю на ваше мнение.
Что происходит с акциями X5 Retail Group после передела рынка — и стоит ли их брать
22 июля «Магнит» закрыл сделку по покупке «Дикси» и значительно сократил разрыв в обороте с главным конкурентом — X5 Retail Group. После этой новости акции владельца «Пятёрочки» и «Перекрёстка» просели на 1,5% — до 2310 рублей за ценную бумагу. Какие перспективы есть у X5 Retail Group и стоит ли вкладываться в эту компанию, «Секрет» узнал у аналитиков.
22 июля состоялась сделка, о которой стало известно ещё в мае 2021 года: «Магнит» купил «Дикси» за 87,6 млрд рублей — и стал владельцем 2438 магазинов одноимённой сети. Около 174 точек остались у прежнего владельца. Их передаче воспрепятствовала ФАС, которая исключила магазины из сделки из-за превышения рыночной доли.
Так чего же ждать от «Пятёрочки» в ближайшем будущем
Выручка ретейлера по итогам 2021 года может вырасти до 2,2 трлн рублей (рост на 11,4% год к году), указывает аналитик ФГ «Финам» Артемий Шамшуков. Это несколько ниже, чем в 2015–2020 годах, когда выручка в среднем росла на 21% год к году. Главная причина такого падения — в пандемических рисках.
Среднегодовой темп роста выручки в 2021–2023 годах явно превысит 10%, а рентабельность EBITDA будет удерживаться выше 7%, соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Что касается дивидендов, на ближайшие пару лет они могут расти на 0–10% в год. Основной драйвер роста X5 Group на текущий момент — развитие цифрового направления, полагает аналитик. Благодаря высокому росту на доставку рост выручки цифрового бизнеса во втором квартале 2021 года составил 105,7%.
Несмотря на замедление выручки компании, Шамшуков обращает внимание, что бизнес-модель Х5 Retail Group улучшается, а управление издержками становится более качественным. Аналитик допускает, что рост чистой прибыли останется на достаточно высоком уровне: около 20% на протяжении следующих трёх лет. Чистая прибыль по итогам 2021 года может превысить 44 млрд рублей (рост на 22,8% год к году).
«Учитывая нецикличный характер, а также зрелость бизнеса, полагаю, что Х5 Retail Group будет становиться более привлекательной компанией с точки зрения размера дивидендных выплат. В наши прогнозы до 2022 года заложен рост дивидендов на акцию в среднем на 9,5% в год», — указал он.
Оба эксперта сходятся во мнении, что котировки Х5 Retail Group способны показать рост до 2600–2800 рублей за акцию. «С начала июля акции X5 Group корректируются после сильного роста в мае — июне. Потенциал дальнейшего падения ограничен, поэтому снижение может вскоре прекратиться. Бумаги интересны как ставка на цифровизацию бизнеса и усиление позиций в онлайне», — сказал Пучкарев.
Шамшуков указал на риски, главным образом связанные с государственным контролем цен на продовольствие. Несмотря на это, аналитик считает, что котировки Х5 Retail Group способны показать рост. «Наша рекомендация от апреля 2021 года указывает на таргет 2735 рублей за акцию, что соответствует апсайду (ожиданию роста. — Прим. «Секрета») 18,14% от текущего ценового уровня», — пояснил Шамшуков.
Подобный прогноз эксперты делают, исходя из целей компании в «Стратегии 2023»:
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Капитал топ-5 владельцев продуктового ритейла. Кто взлетел и кто упал за 10 лет?
Ритейл – одна из тех сфер, где взлеты и падения происходят наиболее часто. Продуктовый ритейл – не исключение, в 2009 году многие сети обратились за поддержкой к государству, а в 2020 году из-за вспышки коронавируса спрос на многие товары вырос на 200% и более. материал основан на открытых данных и рейтинге Форбс. Интервьюирование участников рейтинга не проводилось.
Примечательно, что в топ-10 рейтинга Форбс 2019 только один представитель ритейла – оккупируют 10-ку лидеров представители газовой, нефтехимической, нефтяной и металлургических отраслей.
Отчасти отнести к ритейлерам можно Михаила Фридмана. По версии Форбс он занимает 7-ю строчку рейтинга самых богатых людей России. На 47,9% Альфа групп принадлежит ритейлер X5 – куда входят сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
Количество сотрудников ритейлера почти 280 000 человек, а по показателям выручки в 2018 году компания заняла третье место в России после двух нефтяных компаний – Лукойла и Сургутнефтегаза.
В будущем миллиардер еще теснее будет связан с ритейлом. В планах L1 выкуп испанского ритейлера DIA, который сейчас принадлежит L1 на 29%.
«Магнит» — российская холдинговая компания, занимающаяся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит». В июле 2019 года под управлением компании: 14 507 магазинов формата у дома и сити, 467 супермаркетов и гипермаркетов, 5 523 дрогери, 800 аптек, 2 алкомаркета, 23 магазина формата опт.
Сергей Галицкий не попытался повторить успех «Магнита» и все свободные средства вложил в фонд «СН Капитал», ритейлом больше не занимается.
ГК «Меркурий» является крупнейшим продавцом сигарет в России, который выкупил «Дикси» в 2004 году у бизнесмена Олега Леонова. Также собственники ГК «Меркурий» владеют розничными сетями «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Минимарт».
В мае 2007 года «Дикси» вышла на IPO, но ее акции торговались на нижней границе. В кризис 2008-2009 года «Дикси» получила поддержку государства. В 2018 году был проведен делистинг компании с биржи. Компани полностью является частной.
Меня это реально позабавило, негатива о сети в Интернете очень много. Не всем заходит дешевое винишко.
«Верный» так и не догнал «Пятерочку», по результатам 2018 года, ООО «Союз Св. Иоанна Воина» (сеть «Верный») по-прежнему в убытке по продажам почти на 930 млн. Говорить о 15% рынка тоже не приходится, поскольку сеть не входит в десятку крупнейших ритейлеров в России.
Его совместный фудтех проект с основателем «Бизнес Молодости» Александром Волчеком «Агро 24» в течение двух лет убыточен. Об этом уже писала тут.