Художественные акции в социуме
10 самых сумасшедших акций современных художников
Художественные акции в России, как и во всем мире, отражают реакцию творцов на общественные и политические события. Часто формой выражения становится провокация, иногда и противозаконная. Нередко такие акции заканчивались арестами или уголовными делами.
1. «Э.Т.И.-текст»
Акция «Э.Т.И.–текст» на Красной площади, 1991
В 1991 году молодые художники движения «Э.Т.И.» («Экспроприация территории искусства») прямо на Красной площади устроили акцию «Э.Т.И.-текст» в знак протеста против ограничения использования мата в публичном пространстве. 18 апреля своими телами они выложили там главное русское нецензурное слово «из трех букв».
Акция продлилась около минуты, после чего милиция забрала всех участников в отделение, но вскоре отпустила.
2. «Бешеный пес»
Олег Кулик и Александр Тренер, 1994
Олег Кулик начинал как арт-директор и художник частной московской галереи « Риджина ». К огда он решил уйти из нее – остался без постоянного заработка. В одном из интервью Кулик шутливо вспоминал, что приполз к галеристу Марату Гельману и предложил охранять вход в его галерею, обещал быть верным, как цепной пес.
Образ человека-собаки плотно закрепится за Куликом на последующие 20 лет. Акцию он повторял в Цюрихе, где отпугивал людей от выставки Нико Пиросмани, в 1997 году добрался и до Нью-Йорка, где провел акцию «Я кусаю Америку, Америка кусает меня».
3. «Рождение солнечного человека»
Художник Император ВАВА, 1995
«Когда делал этот перф[орманс] вспышки десятков камер просто не прекращались (кстати, никогда после не припомню такого количества их)», – писал в 2009 году художник в своем блоге в Livejournal.
4. «Первая перчатка»
Акция художника Бренера на Красной площади, 1995
В 1995-м Александр Бренер (тот самый, что водил на поводке Кулика) решил бросить вызов первому президенту России Борису Ельцину. В морозный февральский день Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и трусах и начал скандировать: « Ельцин, выходи! »
Акция вошла в историю под названием «Первая перчатка» и была протестом против введения войск в Чечню, указ о котором подписал Ельцин.
По воспоминаниям Марата Гельмана, милиция задержала «боксера» только через полчаса и быстро отпустила.
5. «Баррикада»
Акция «Баррикада», 1998
В разгар кризиса 1998 года художники Авдей Тер-Оганьян и Анатолий Осмоловский придумали самую массовую российскую арт-акцию: они возвели настоящие баррикады на Большой Никитской улице в Москве. Проезд перегородили картонными коробками, а сверху водрузили транспаранты с лозунгами на русском и французском языках – акция была приурочена к 30-летию французской студенческой революции 1968 года.
Более того, художники выдвинули властям требования:
Через 3 часа колонна двинулась в сторону Кремля, скандируя «Мы победили! И теперь идем гулять по побежденному городу!», после чего была разогнана милицией.
6. «Мавзолей. Ритуальная модель»
Гости галереи «Дар» пробуют Ленина на вкус, 1998
Представьте ритуальный зал: в центре стоит гроб, звучит траурная музыка, люди по очереди подходят проститься с усопшим. А теперь представьте, что это не гроб, а торт с точной копией Ленина. А люди подходят к нему, чтобы съесть кусочек вождя.
7. «Юный безбожник»
«Юный безбожник» Авдей Тер-Оганьян, 1998
Архив Анны Астаховой/Wikipedia
На московской ярмарке «Арт-Манеж» 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян устроил акцию: сначала развесил репродукции икон на стендах между картин, а затем предлагал посетителям осквернить их за умеренную плату. Желающих не нашлось, и тогда сам художник начал рубить репродукции топором. Прервал его охранник, которого позвали возмущенные посетители.
В то время Патриархом Русской православной церкви был Алексий II, и он резко раскритиковал акцию. Было заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Тер-Оганьян бежал из страны и попросил политического убежища в Чехии, где живет до сих пор. В 2010-м уголовное дело было закрыто за сроком давности.
8. «Не верь глазам»
Олег Мавроматти, акция «Не верь глазам», 2000
Архив Анны Астаховой/Wikipedia
Имя Олега Мавроматти всегда шло вместе с эпитетом «дерзкий». Он был редактором панк-журнала, лидером панк-группы, участником радикальной арт-группы НЕЦЕЗИУДИК, а также режиссером экспериментальных фильмов.
1 апреля 2000 года в самом центре Москвы Мавроматти устроил дерзкую акцию: ассистенты привязали его к деревянному кресту и прибили руки 10-сантиметровыми гвоздями. На спине художника бритвой была вырезана надпись «Я НЕ СЫН БОГА».
Мавроматти так объяснял свою акцию: «Эта сцена символизирует настоящее страдание, настоящую жертву, на которых давно спекулирует искусство».
9. «Х..й в плену у ФСБ»
Участники арт-группы «Война», ставшей прародителем Pussy Riot, устраивали разные громкие акции: и целовали милиционеров при исполнении, и устраивали сексуальные оргии в музее. Но по-настоящему прославились акцией «Х..й в плену у ФСБ» – и даже получили за нее премию в области современного искусства «Инновация».
Акция, по словам участников «Войны», была их ответом на усиление спецслужбами мер безопасности во время Петербургского экономического форума.
Один из активистов Леонид Николаев тогда был задержан и оштрафован за мелкое хулиганство.
10. «Фиксация»
Павленский на Красной площади, 2013
В День полиции, 10 ноября 2013 года, обнаженный художник Петр Павленский прибил собственную мошонку гвоздем к брусчатке Красной Площади. Полиция прикрыла художника простыней в ожидании скорой помощи, которая помогла Павленскому освободиться.
По его словам, акция была метафорой политической апатии российского общества.
Конспект занятия в творческом объединении: «Социальные акции. Разработка и проведение социальной акции»
в творческом объединении дополнительного образования детей
«Социальные акции. Разработка и проведение социальной акции»
Выполнила: Веревкина И.В.
Конспект занятия по теме: «Социальные акции. Разработка и проведение социальной акции»
Дата проведения ______________.
Актуальность темы занятия обусловлена тем, что, у подростков нет достаточного жизненного опыта, знаний и умений для организации социальных акций и участия в них. Занятие позволит волонтерам активно включатся в организацию общественной жизни, помогут в социализации.
— дать представление о понятии «социальная акция», как форме организации волонтёрской деятельности;
— обучение методикам проведения некоторых направлений социальных акций.
— формирование первичных организаторских умений и навыков;
— развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
— развитие уверенности в себе.
— воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
— воспитание качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
— формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
Методы проведения занятия:
словесные: беседа, рассказ;
наглядные: презентация, плакаты, видеоролики;
практическая работа: придумать тему социальной акции.
Уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся: умение применять знания, полученные в течение обучения.
Оборудование и учебно-наглядное пособие :
-для педагога: доска, указка, плакат, презентация, проектор, экран, компьютер.
-для обучающихся: тетради, ручки.
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Закрепление пройденного материала – 5 мин.
3. Объяснение нового материала – 40 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
5. Рефлексия – 5 мин.
7. Завершение урока и задание на дом – 8 мин.
Организационный момент (2 мин.)
Блок «снятие эмоционального напряжения, взаимодействие»
Инструкция : каждый обучающийся получает задание, поздороваться со всеми членами группы, так как это делают в разных странах. Приложение 1
Закрепление пройденного материала (5 мин.)
Давайте вспомним, что такое социальный волонтерский проект, этапы выполнения проекта.
Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности.
Проекты добровольческой деятельности должны отвечать трем основным требованиям:
во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества;
во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.п.). Проект – психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.
Объяснение нового материала (35 мин.)
Социальная акция – Единое во времени и пространстве действие, направленное на реализацию одной или нескольких задач.
Добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками
которого являются добровольцы (волонтеры);
Акция– это разовое мероприятие, с четко поставленной целью, задачами, и сформированной организационной группой для ее достижения. Это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели, носит массовый характер.
Социальные акции – привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься.
Социальная акция – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.
Социальные акции могут иметь совершенно разные способы организации и взаимодействия людей. Например, это могут быть встречи в
школе с каким – то значимым персонажем, митинг, распространение листовок и флешмобы.
1. Акции финансовой помощи. Данные акции направлены на сбор средств
для решения одиночной проблемы. Часто добровольцы занимаются подобными акциями, сотрудничая с благотворительными фондами («Десант добра», «Возрождение», «Добро»). Ярким примером подобных акций являются акции по сбору денег на операцию больному ребенку, на покупку инвентаря или продуктов для государственных детских учреждений, на посильную помощь в решении определенной жизненной ситуации.
2. Трудовые акции. Данный вид акций является самым масштабным, так как включает в себя обширное поле деятельности, направленной на практическую и трудовую помощь различным категориям
нуждающихся. Во время проведения таких акций, добровольцы активно включаются в физический труд. Трудовые акции в основном связаны с деятельностью студентов по благоустройству окружающей
действительности. Трудовые акции могут быть направленными на таких благополучателей, как люди (сотрудничество с детскими домами и реабилитационными центрами, помощь пожилым людям, работа с детьми с ОВЗ), учреждения и организации (участие или организация субботников или ремонта в государственных учреждениях), окружающая среда (субботники на природе, высадка деревьев, участие в озеленении города). Особым направлением трудовых акций, ставшем популярным в последние годы, является акции, направленные на благополучие животных (уборка в
питомниках, обеспечение животных дополнительным питанием и медицинским надзором).
4. Познавательно-творческие (досуговые) акции. Основной задачей добровольцев в этих акциях является привлечение внимания людей к творческому восприятию действительности, научной и интеллектуальной стороне жизни, создание позитивной атмосферы. Такие акции чаще всего проводят в учебных заведениях, что позволяет снять у студентов напряжение от учебного процесса, создать легкую атмосферу для повышения эффективности работы учащихся, а также для привлечения их к общественной работе. В рамках добровольческой деятельности существует «творческое» направление, связанное с организацией
акций, представляющих собой культурно-массовые мероприятия.
Виды социальных акций:
Флешмоб
Уроки добра
Спортивное соревнование
Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.)
Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры)
Марш, шествие
Митинг
Субботник
Благотворительный концерт
Мастер-классы
Встречи
Другие.
«Урок добра»- внеклассное мероприятие, с элементами игры, имеющее
социальное и творческое направление. Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать
добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Сбор (средств, пожертвований, макулатуры и др.) Акции финансовой помощи. Целью данного вида акции является благотворительная денежная помощь нуждающимся (на операцию, на содержание, на лечение, и др.).
Раздача информационного материала (буклеты, листовки, флаеры)
Марш – Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное
движение больших групп людей. Шествие — одна из форм публичных мероприятий, массовое торжественное прохождение людей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, или протестное прохождение с каким-либо требованием; процессия.
Ми́тинг (англ. protest —собрание) — массовое собрание для обсуждения злободневных вопросов текущейжизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста.
Федеральныйзакон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» формулирует митинг как «массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Этот закон детально определяет порядок осуществления права граждан на собрания и манифестации.
Суббо́тник (воскре́сник)— сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название)
Мастер-класс —оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.
Благотворительный концерт– публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадныхномеров по определённой, заранее составленной, программе, средства от которого направляются на решение проблем социального характера. Основной целью благотворительного мероприятия будет сбор материальных средств для оказания кому-то помощи. Потому стоит понять, кому из всех нуждающихся вы хотите помочь больше, перед тем как начинать организацию благотворительного концерта.
Как правильно организовать благотворительный концерт? Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые нуждаются в этом. Хотя благотворительным концертом не получиться полностью решить насущные проблемы, но все равно мир от этого станет немного лучше.
В акции есть определенный алгоритм:
1.Постановка цели и смысла акции.
Прежде всего, необходимо как можно более четко выбрать одну цель, ради которой проводится акция. Либо это создание известности, либо это просвещение и пропаганда, либо это сбор денег, привлечение средств (франдрайзинг).
Оценить что можно сделать своими силами, а для чего понадобится помощь спонсоров.
Риск провала акции возможен на любом ее этапе, поэтому надо постараться максимально снизить все отрицательные моменты.
Четкое распределение обязанностей, один руководитель, человек который за все должен отвечать, координировать. Некоторые акции сможет провести и один человек, а вот в организации должны участвовать все члены команды.
5.Общение с социальными партнерами.
Первый шаг – создание фонда социальных партнеров, определение значимости каждого.
Второй шаг – подготовка представлений, специально продуманных текстов для обращения к потенциальному партнеру. Важно заранее написать текст обращения, состоящий из коротких понятных предложений, объясняющих цели и содержание акции и необходимость сотрудничества.
Третий шаг – работа с социальными партнерами, общение, получение результата.
Последний шаг – прощание с партнером, нужно всегда оставаться друзьями. Поэтому нужно сделать что – то приятное (Подумайте чего).
Благодарность всем кто принял участие в акции. Мнение социума, обратная связь.
Самостоятельная работа обучающихся (25 мин.)
Упражнение «Социальные партнеры». Напишите все возможные структуры, с кем мы можем общаться.
Упражнение «Планирование акции». Работа по группам. Пример: пропаганда ЗОЖ, экологическая акция.
Тренинг (5 мин.) «Раздача листовок в торговом центре».
Давайте устроим небольшую игру с инсценировкой типичных ситуаций. Например, доброволец и разные типы покупателей: недоброжелательно настроенные, спешащие мамы с капризничающими детьми, пожилой человек, который сам хочет получить помощь. Это весело, познавательно и полезно для всех участников.
Завершение урока и задание на дом – 8 мин.
Разработать и провести школьную акцию. Фотоотчет.
По – бельгийски – обнимая и целуя три раза в щеки;
По – японски – сложить руки, как для молитвы и наклониться;
По- эскимосски – потереться носами;
По – российски – сжав в объятьях;
По – немецки – крепкое рукопожатие;
Московский акционизм
Московский акционизм достиг своего апофеоза. Перфомансы акционистов становятся все более скандальнее и изощренней предыдущих. Не успел наш славный град отряхнуться от диких танцев группы Pussy Riot, провокационных художеств Матвея Крылова, как на сцену выходят все новые и безбашенные деятели противоречивого и неоднозначного направления в искусстве.
Кто понимает, откуда растут ноги, почему искусство приобретает все более изощренные формы? Сами акционисты гласят, что они отражают суровую российскую реальность? но так ли у нас все плохо в этой реальности? Не страшнее ли акции действительности?
Акционизм в искусстве возник в 1960-е годы, в Австрии, Вене. Художники называли себя «Institut fur Direkte Kunst» (Институт прямого искусства). По мнению экспертов, венский акционизм является самым отвратительным и авангардизмом на Земле.
Венские акционисты принадлежат к поколению австрийцев, которые выросли с памятью о Второй мировой войне, их работа отчасти является реакцией на то, что они считали политическим угнетением и социальным лицемерием в своей стране. Их акции часто носили ритуальный характер, включали элементы из древнегреческих церемоний и христианскую символику — кровь, вино и крест. Во многих перформансах венские акционисты приносили в жертвы животных, наносили себе увечья и пили мочу. Они видели эти акции как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом.
В России столь радикальные процессы стали возникать в начале 90-х и получили название Московского акционизма. Точкой отсчета стал жест арт-группы «Э.Т.И.», за несколько месяцев до распада СССР, панки с Гоголевского бульвара и другие участники выложили напротив Мавзолея своими телами слово «Х*Й».
Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие. Акция или искусство акции становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания.
Кого считать первооснователем современной формы искусства – вопрос риторический. Может взять Сальвадора Дали и Луис Бунюэля с их Андалузскими псами?
Загуглив понятие «акционизм», это никак и не иначе удовлетворяет потребность словом искусство. Незадолго и задолго до нашей эры искусство выражалось в созидании, но сегодня это самопожертвование в самом свете абсурда и выражение своих чувств и эмоций всеми доступными средствами.
Следы акционизма следует искать в выступлениях дадаистов и сюрреалистов, деятельности абстракционистов, в опытах «живых картин». В 1950—1960-х акционизм выходит на новый уровень, превращаясь в театральное действие, заявляет о себе декларациями, обосновывающее создание четырёхмерного искусства, развивающегося во времени и пространстве.
Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. С акцией Pussy Riot все понятно, посадили, тут же решили – «за оскорбление чувство верующих».
Е. Самуцевич: «В принципе, акционизм в нашей стране — явление вполне устоявшееся, но в то же время и маргинальное, и периодически, когда возникает ностальгия по реальности, и по сокращению дистанции коммуницирования между искусством и социумом, акционизм словно выходит из подполья и приковывает к себе общественное внимание. Такова судьба этого жанра — радикального арт-действия, приближенного к реальности».
Вопрос остается открытым: что создают эти художники – политическую провокацию или метафору происходящего в стране? Так ли это безобидно, как они сами это интерпретируют? Неужели подобные формы изваяния имеют столь понятные цели, что так много тех, кто не понимает акционизм?
Возможно, над нами просто проводят опыты, те, кто уже опередил время, и сегодня изучают реакцию российского общества, или же это тривиальное притязание на звание быть художником?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса Педагог-психолог Курило Инна Алексеевна
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, ООП ООО образования
Внеурочная деятельность МБОУ СОШ с. Осиновая Речка направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Модель внеурочной деятельности является комбинированной: воспитательные мероприятия, общественная самоорганизация обучающихся, организация учебно-познавательной деятельности.
Координирующую роль выполняет классный руководитель. Преимущества комбинированной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
— классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/ учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта; знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся; получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурная деятельность
Ожидаемые результаты ФГОС НОО Все виды внеурочной деятельности учащихся начального общего образования ориентированы на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Первый уровень Второй уровень Третий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь Школьник ценит общественную жизнь Школьник самостоятельно действует в общественной жизни Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности реализации внеурочной деятельности. Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности: Уровни Преимущественные формы достижения планируемых результатов Первый Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д. Второй Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д. Третий Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.