качество ssao что это

Как работает затенение в компьютерных играх

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

С появлением 3D-игр у их создателей серьезно прибавилось проблем: о сглаживании мы уже говорили, также мы говорили и о фильтрации текстур. Теперь же поговорим о еще одном эффекте, который позволяет серьезно улучшить реалистичность картинки — о Ambient Occlusion (AO), или о затенении.

В оптике можно выделить три простых градации освещенности — тень (источник света не виден), полутень (источник света виден частично) и освещенное место (источник света виден полностью). Казалось бы — все просто, рассчитать границы тени и полутени можно в два счета с помощью обыкновенных лучей. Однако полученная в результате картинка наводит на мысль, что мы где-то что-то забыли:
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Таких черных теней не бывает (ну на Земле по крайней мере), так что сразу становится очевидным, что мы забыли — рассеяние света: суть в том, что в реальном времени фотоны могут отражаться от различных поверхностей и в итоге попадать туда, куда напрямую фотоны от источника не долетают: именно поэтому в тени хоть и темнее, чем на свету, но не черным черно. На Земле таким «рассеивателем» фотонов выступает сама атмосфера.

Но тут возникает вопрос — а как это рассчитать-то? Увы — алгоритма, дающего 100% точное рассеяние света в real-time, нет, однако есть множество хорошо приближенных к реальности алгоритмов, отлаженных настолько, что они спокойно используются в видеоиграх.

Для начала — общая для всех алгоритмов теория: можно ввести так называемую среднюю освещенность всей сцены, своеобразную аппроксимацию непрямого освещения. Но вот проблема в том, что в местах, где есть тень, такая аппроксимация будет давать повышенную яркость. Поэтому можно несколько усложнить ее — снижать яркость в тех местах, куда отраженному свету труднее добраться. То есть для каждого фрагмента сцены мы находим так называемый заграждающий фактор: количество свободных «путей» для фотона деленное на все количество путей фотона до данного участка, и на основе этих данных и средней яркости сцены можно рассчитать яркость конкретного участка.

Однако тут мы получаем очередную проблему — отрисовка геометрии происходит постепенно, поэтому заграждающий фактор также в процессе отрисовки может серьезно меняться. Можно, конечно, рассчитать AO на этапе загрузки сцены, но тогда затенение не коснется динамических объектов (персонажей, машин и т.д.) — а это нехорошо. И тут приходит идея использовать для отрисовки затенения экранное пространство (Screen Space), что в итоге выливается в простейший алгоритм AO — SSAO.

SSAO

Этот алгоритм появился еще в Crysis 10 лет назад. Его суть проста: после построения геометрии у нас остается Z-буфер, или буфер глубины, который включает в себя абсолютно всю информацию о геометрии сцены — а значит никаких проблем сделать AO нет.

Хотя, конечно, кого я обманываю — проблемы есть, и самая серьезная — недостаточная производительность современных видеокарт: для того, чтобы получить более-менее неплохую карту затенения, для каждого фрагмента сцены нужно обсчитывать порядка 200-250 направлений, что позволяет «закопать» любой GPU. Поэтому делается хитрее — используется 8-32 «луча», направленные на выбранный фрагмент сцены, которые каждый раз поворачиваются на случайное значение. В итоге получается терпимое качество картинки с не очень большими затратами на расчеты:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

В дальнейшем алгоритм был доработан — стали использоваться карты нормалей, что снизило сложность вдвое и позволило в итоге вдвое увеличить число выборок. Ну и финальный штрих — стали использовать размытие, дабы сгладить шум от случайных выборок.

HBAO и HBAO+

Nvidia не была бы Nvidia, если бы не стала развивать затенение дальше, представив в 2008 году HBAO — Horizon Based Ambient Occlusion. От SSAO это затенение отличалось тем, что оно основано на физической модели, где аппроксимируется интеграл освещенности фрагмента сцены со значениями выборки буфера глубины. Итоговое качество оказывается выше SSAO при большом числе выборок, но мы опять же упираемся в производительность. Поэтому HBAO рендерится обычно в более низком разрешении, что приводит к мерцанию картинки.

Проблема мерцания была исправлена в HBAO+ простым методом, который сейчас активно использует Sony в 4К играх на PlayStation 4 Pro: для рассчета HBAO+ используется шахматный рендеринг, то есть для обработки затенения используется часть предыдущего кадра и половина нового: это требует меньше затрат GPU, но при этом позволяет рендерить затенение в исходном разрешении, что и убирает мерцание.

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

HDAO

AMD в стороне не остались, и стали использовать собственное затенение (которое, к слову, также работает и на Nvidia) — HDAO (High Definition AO). Увы — AMD не делится алгоритмом, однако известно, что в его основе лежит Gather4 — технология, которая собирает 4 текселя в один регистр. То есть, как и с HBAO, по сути происходит рендеринг в пониженном разрешении. В итоге, в среднем картинка с HBAO и HDAO сравнима по качеству, но опять же — все достаточно сильно зависит от игры: к примеру, в Far Cry 3 с HDAO трава выглядит красивее:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
На этом все. Советы для игроков простые: если компьютер хорошо тянет игру без AO, то можно попробовать включить SSAO или HBAO — обычно это снижает fps не более чем на 10%. Если же и с ними производительность отличная — можно попробовать HBAO+ и HDAO. Ну и для самых топовых видеокарт современности можно порекомендовать набирающее обороты VXAO — оно крайне требовательно к ресурсам (в том числе и к видеопамяти), поэтому даже в FHD оно будет доступно лишь пользователям старших Nvidia GTX 900ой и 1000ой линейки, а также владельцам старших AMD RX, Fury и Vega.

Источник

Качество ssao что это

Думаю, с понятием разрешения знакомы уже более-менее все игроки, но на всякий случай вспомним основы. Все же, пожалуй, главный параметр графики в играх.

Изображение, которое вы видите на экране, состоит из пикселей. Разрешение — это количество пикселей в строке, где первое число — их количество по горизонтали, второе — по вертикали. В Full HD эти числа — 1920 и 1080 соответственно. Чем выше разрешение, тем из большего количества пикселей состоит изображение, а значит, тем оно четче и детализированнее.

Влияние на производительность

Очень большое.Увеличение разрешения существенно снижает производительность. Именно поэтому, например, даже топовая RTX 2080 TI неспособна выдать 60 кадров в 4K в некоторых играх, хотя в том же Full HD счетчик с запасом переваливает за 100. Снижение разрешения — один из главных способов поднять FPS. Правда, и картинка станет ощутимо хуже.

В некоторых играх (например, в Titanfall) есть параметр так называемого динамического разрешения. Если включить его, то игра будет в реальном времени автоматически менять разрешение, чтобы добиться заданной вами частоты кадров.

Вертикальная синхронизация

Если частота кадров в игре существенно превосходит частоту развертки монитора, на экране могут появляться так называемые разрывы изображения. Возникают они потому, что видеокарта отправляет на монитор больше кадров, чем тот может показать за единицу времени, а потому картинка рендерится словно «кусками».

Вертикальная синхронизация исправляет эту проблему. Это синхронизация частоты кадров игры с частотой развертки монитора. То если максимум вашего монитора — 60 герц, игра не будет работать с частотой выше 60 кадров в секунду и так далее.

Есть и еще одно полезное свойство этой опции — она помогает снизить нагрузку на «железо» — вместо 200 потенциальных кадров ваша видеокарта будет отрисовывать всего 60, а значит, загружаться не на полную и греться гораздо меньше.

Впрочем, есть у Vsync и недостатки. Главная — очень заметный «инпут-лаг», задержка между вашими командами (например, движениями мыши) и их отображением в игре.

Поэтому играть со включенной вертикальной синхронизацией в мультипеере противопоказано. Кроме того, если ваш компьютер «тянет» игру при частоте ниже, чем заветные 60 FPS, Vsync может автоматически «лочиться» уже на 30 FPS, что приведет к неслабым таким лагам.

Лучший способ бороться с разрывами изображения на сегодняшний день — купить монитор с поддержкой G-Sync или FreeSync и соответствующую видеокарту Nvidia или AMD. Ни разрывов, ни инпут-лага.

Влияние на производительность

В общем и целом — никакого.

Сглаживание(Anti-aliasing)

Если нарисовать из квадратных по своей природе пикселей ровную линию, она получится не гладкой, а с так называемыми «лесенками». Особенно эти лесенки заметны при низких разрешениях. Чтобы устранить этот неприятный дефект и сделать изображения более четким и гладким, и нужно сглаживание.

Здесь и далее — слева изображение с отключенной графической опцией (или установленной на низком значении), справа — с включенной (или установленной на максимальном значении).

Технологий сглаживания несколько, вот основные:

Влияние на производительность

От ничтожного (FXAA) до колоссального (SSAA). В среднем — умеренное.

Качество текстур

Один из самых важных параметров в настройках игры. Поверхности всех предметов во всех современных трехмерных играх покрыты текстурами, а потому чем выше их качество и разрешение — тем четче, реалистичнее картинка. Даже самая красивая игра с ультра-низкими текстурами превратится в фестиваль мыловарения.

Влияние на производительность

Если в видеокарте достаточно видеопамяти, то практически никакого. Если же ее не хватает, вы получите ощутимые фризы и тормоза. 4 гигабайт VRAM хватает для подавляющего числа современных игр, но лучше бы в вашей следующей видеокарте памяти было 8 или хотя бы 6 гигабайт.

Анизотропная фильтрация

Анизотропная фильтрация, или фильтрация текстур, добавляет поверхностям, на которые вы смотрите под углом, четкости. Особенно ее эффективность заметна на удаленных от игрока текстурах земли или стен.

Чем выше степень фильтрации, чем четче будут поверхности в отдалении.

Этот параметр влияет на общее качество картинки довольно сильно, но систему при этом практически не нагружает, так что в графе «фильтрация текстур» советуем всегда выставлять 8x или 16x. Билинейная и трилинейная фильтрации уступают анизотропной, а потому особенного смысла в них уже нет.

Влияние на производительность

Тесселяция

Технология, буквально преображающая поверхности в игре, делающая их выпуклыми, рельефными, натуралистичными. В общем, тесселяция позволяет отрисовывать гораздо более геометрически сложные объекты. Просто посмотрите на скриншоты.

Влияние на производительность

Зависит от игры, от того, как именно движок применяет ее к объектам. Чаще всего — среднее.

Качество теней

Все просто: чем выше этот параметр, тем четче и подробнее тени, отбрасываемые объектами. Добавить тут нечего. Иногда в играх также встречается параметр «Дальность прорисовки теней» (а иногда он «вшит» в общие настройки). Тут все тоже понятно: выше дальность — больше теней вдалеке.

Влияние на производительность

Зависит от игры. Чаще всего разница между низкими и средними настройками не столь велика, а вот ультра-тени способны по полной загрузить ваш ПК, поскольку в этом случае количество объектов, отбрасывающих реалистичные тени, серьезно вырастает.

Глобальное затенение (Ambient Occlusion)

Один из самых важных параметров, влияющий на картинку разительным образом. Если вкратце, то AO помогает имитировать поведения света в трехмерном мире — а именно, затенять места, куда не должны попадать лучи: углы комнат, щели между предметами и стенами, корни деревьев и так далее.

Существует два основных вида глобального затенения:

SSAO (Screen space ambient occlusion). Впервые появилось в Crysis — потому тот и выглядел для своего времени совершенно фантастически. Затеняются пиксели, заблокированные от источников света.

HBAO (Horizon ambient occlusion). Работает по тому же принципу, просто количество затененных объектов и зон гораздо больше, чем при SSAO.

Влияние на производительность

Глубина резкости (Depth of Field)

То самое «боке», которое пытаются симулировать камеры большинства современных объектов. В каком-то смысле это имитация особенностей человеческого зрения: объект, на который мы смотрим, находится в идеальном фокусе, а объекты на фоне — размыты. Чаще всего глубину резкости сейчас используют в шутерах: обратите внимание, что когда вы целитесь через мушку, руки персонажа и часть ствола чаще всего размыты.

Впрочем, иногда DoF только мешает — складывается впечатление, что у героя близорукость.

Влияние на производительность

Целиком и полностью зависит от игры. От ничтожного до довольно сильного (как, например, в Destiny 2).

Bloom (Свечение)

Этот параметр отвечает за интенсивность источников света в игре. Например, с включенным Bloom, свет, пробивающийся из окна в помещение, будет выглядеть куда ярче. А солнце создавать натуральные «засветы». Правда, некоторые игры выглядят куда реалистичнее без свечения — тут нужно проверять самому.

Влияние на производительность

Чаще всего — низкое.

Motion Blur (Размытие в движении)

Motion Blur помогает передать динамику при перемещениях объекта. Работает он просто: когда вы быстро двигаете камерой, изображение начинает «плыть». При этом главный объект (например, руки персонажа с оружием) остается четким.

Источник

Normal-oriented Hemisphere SSAO для чайников

Привет, хабрапользователь! После небольшого перерыва можно опять браться за трехмерную графику. В этот раз мы поговорим о таком алгоритме глобального затенения, как Normal-oriented Hemisphere SSAO. Интересно? Под кат!

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Но сначала чуть-чуть новостей

Я отказался от использования XNA, мощностей DX9 мне стало не хватать: конечно, в целом ничего не поменялось, но написание кода стало куда менее костыльным. Все последующие примеры будут реализованы с помощью фреймворка SharpDX.Toolkit: не пугайтесь, это духовный наследник XNA, еще и OpenSource и с поддержкой DX11.

Классически — теории

Самой важной частью в графическом движке любой игры (которая имеет претензии на реалистичность) — это освещение. Сейчас невозможно полностью смоделировать освещение в игре real-time так, как это происходит в нашем, реальном мире. Условно говоря, не в real-time приложениях: освещение считается “пусканием” фотонов из источника света в нужных направлениях и регистрации этих фотонов камерой (глазом). Для подобных процессов в реальном времени требуется апромиксация, например: у нас есть некоторая поверхность и источник света, и для того что-бы создать освещение – требуется рассчитать “освещенность” каждого пикселя принадлежащей поверхности, т.е. учитывается только прямое влияние источника света на тексель. В данной апромиксации не учитывается непрямое освещение, т.е. в случае с real-time фотон может отразиться от какой-либо поверхности и повлиять на совершено другой “тексель”. Для единичных, небольших источников света это не особо критично, но стоит взять большой источник света и “бесконечно удаленный”, например, солнце (небо выступает как мощный «рассеиватель» света от солнца), то сразу возникают проблемы, примерно такие:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

В реальном же мире, на подобной сцене не было бы такой черной черноты в местах теней. Развивая дальше тему, можно ввести некоторое значение ambient, которое будет отображать общую освещенность всей сцены, своеобразная аппроксимация непрямого освещения. Но дело в том, что подобное освещение на всей сцене везде одинаково, даже в тех местах, где непрямой свет будет оказывать наименьшее влияние. Но и тут можно схитрить и усложнить апромиксацию путем затенения тех участков, куда отраженному свету сложнее всего добраться. Таким образом мы подошли к понятию называемым “глобальное затенение” (ambient occlusion). Суть такого подхода заключается в том, что мы для каждого фрагменты сцены находим некоторый заграждающий фактор, т.е. кол-во не загражденных направлений падения “фотона” деленное на общее кол-во всевозможных направлений.

Рассмотрим следующую картинку:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Тут у нас есть две рассматриваемые точки, которые образуют вокруг себя окружность с радиусом R. И для того, чтобы определить степень загражденности взятого фрагмента достаточно найти площадь незагражденного пространства и разделить на общую площадь окружности. Если мы подобную операцию проделаем для всех точек сцены – мы получим глобальное затенение. Выглядеть оно будет примерно так (для трехмерного случая):

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Но теперь нужно подумать, как подобный алгоритм внедрить в пайп-лайн рендера графического конвейера. Сложность возникает в том, что отрисовка геометрии происходит постепенно. В следствии чего, первый объект в сцене не будет знать о существовании других. Можно, конечно, заранее рассчитать AO (на этапе загрузки) для сцены, но в таком случае мы не будем учитывать динамически изменяемую геометрию: физические объекты, персонажей, etc. И тут на помощь приходит работа с геометрией в экранном пространстве (Screen Space). Я его уже упоминал, когда рассказывал об SSLR-алгоритме. Этим можно воспользоваться и считать AO в экранном пространстве. Тут появляется самая классическая реализация SSAO, придумали его классные ребята из крайтек ровно 8 лет назад. Их алгоритм заключался в следующем: после рисования всей геометрии у них был в наличии буфер глубины, который несет в себе информацию об всей видимой геометрии, строя сферы для каждого текселя они считали кол-во затенения для сцены:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Тут, кстати, возникает еще одна сложность. Дело в том, что мы не можем учесть абсолютно все направления в real-time, во первых, потому, что пространство дискретно, а во вторых на производительности можно ставить крест. Мы не можем учесть даже 250 направлений (а именно столько необходимо для минимально-вменяемого качества изображения). Для того, чтобы сократить кол-во выборок – используют некоторое ядро направлений (от 8 до 32), которое вращают каждый раз на случайное значение. После этих операций нам доступен AO в реал-тайме:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Самое тяжелое в алгоритме SSAO это определение заграждения, ведь это чтение из float-текстуры.
Чуть позже была придумана модификация алгоритма SSAO: Normal-oriented Hemisphere SSAO. Суть модификации в том, что мы можем увеличить точность алгоритма за счет учета нормалей (по сути нужен GBuffer). Для пространства выборок мы будем использовать не сферу, а полусферу, которая ориентирована по нормали текущего текселя. Такой подход позволяет увеличить кол-во полезных выборок в двое.

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Если посмотреть на рисунок, то можно понять, о чем я говорю:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

Завершающим этапом алгоритма будет размытие изображения AO для того, чтобы убрать шум, вызванным случайными выборками. В конечном счете – реализация нашего алгоритма будет выглядеть так:

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

С теорией пока все ясно, можно перейти к практике.

Зона, свободная от теории

Советую прочитать эту статью, там я рассказывал про суть работы Screen Space пространством. Но, а в практике я приведу особо важные участки кода с нужными комментариями.

Самое первое, что нам понадобится, это информация о геометрии: GBuffer. Т.к. его построение не входит в тему статьи – о нем подробно расскажу как-нибудь в другой раз.

Второе — это полусфера со случайными направлениями:

Тут важно отметить, что в шейдере у нас не будет трассировки, т.к. мы сильно ограничены в инструкциях, взамен этому – мы будем считать факт нахождения конечной точки в какой-либо геометрии, поэтому необходимо учитывать больше ближней геометрии, чем дальней. Для этого достаточно взять набор точек с нормальным распределением в полусфере. Это можно получить честным нормальным распределением, можно просто дважды умножить вектор на случайное число от 0 до 1, а можно воспользоваться небольшим хаком: задавать длину какой-либо функцией, например квадратичной. Это нам даст более лучший “сорт” ядра.

Третье – это набор каких-нибудь случайных векторов, для того, чтобы разнообразить конечные выборки, у меня оно генерируется в случайным образом:

Но выглядит оно примерно так:

Не стоит использовать подобную текстуру больше чем 4×4-8×8, потому, что подобное вращение ядра дает низкочастотный шум, который размыть в будущем куда проще.

Теперь поглядим на тело шейдера SSAO:

Тут мы получаем нелинейную глубину, получаем мировую позицию и нормаль, получаем набор случайных векторов растянутых на весь экран. Стоит сразу заранее сказать про два хака.

Первый заключается в том, что мы сдвигаем позицию текселя на нормаль умноженную на некоторое маленькое значение, это необходимо для того, чтобы избавится от ненужных пересечений из-за дискретности screen space пространства:

А второй заключается в том, что в алгоритме нам необходимо сравнивать значения глубины, а нелинейная глубина на средних-дальних дистанциях находится в окрестностях единицы. По-хорошему мы должны эту глубину линеализировать, но т.к. подобные значения используются только для сравнения – можно ввести некоторое оценку нелинейной глубины:

Отдельно стоит сказать, что хорошо бы сделать unroll-цикла, т.к. кол-во выборок заранее известно, подобный код будет работать быстрее.

Дальше начинается сам алгоритм:
Вращаем ядро и ориентируем это ядро по нормали в текстеле:

И передаем функции расчета заграждения:

Берем сэмпл и проектируем его в экранное пространство (получаем новые значения UV.xy и нелинейную глубину):

Функция проекции выглядит следующим образом:

Константы 0.5f напрашиваются, чтобы их зашили в матричку.

После этого мы получаем новое значение глубины:

Факт заграждения мы определяем как: “видна ли точка наблюдателю”, т.е. если точка не лежит в какой-либо геометрии – то assessReaded будет всегда строго меньше assessProjected.

Ну и с учетом того, что в экранном пространстве полно такого явления как information lost, мы должны регулировать кол-во затенения в зависимости от дистанции “проникновения” в геометрию. Это необходимо для того, что мы ничего не знаем о геометрии за видимой частью экранного пространства:

Ну и финальный этап, это размытие. Я лишь скажу то, что нельзя размывать буффер SSAO без учета неоднородности глубины как это делают многие. Так же, хорошо бы учесть и нормали при размытии, примерно так:

Коэффициенты depthFactor и normalFactor учитываются в коэффициентах размытия.

Взамен заключения

Для более подробного изучения – я оставлю полный исходный код тут, а для любителей увидеть своим глазом демо тут.
Кстати, в демо я намерено оставил NORMAL_BIAS равным нулю, чтобы увидеть проблему, кроме того, в GBuffer рисуется только геометрия и нет normal-маппинга, из-за чего на дальних дистанциях происходит z-fighting.

В будущих статьях постараюсь осветить другие алгоритмы real-time ao, такие как HBAO, HDAO, HBAO+, если будет интересен к этой теме, конечно.

Источник

Графика в играх: окклюзия, сглаживание, фильтрация — Как и с чем её едят

Приветствую всех Стопгеймеров! Давайте начистоту, вы ведь тоже заходите в только купленную игру, но сперва кликаете на графические настройки? Кто ради чего, кому-то ради самоутверждения надо глянуть на ультра-автонастройку благодаря своему мощному «железу», а кто-то просто лезет туда ради интереса.Однако, задумывались ли вы, чем отличаются FXAA и TXAA, или 8х и 16х анизотропная фильтрация? Как-раз в этом блоге, группа Abuse Reviews сейчас вам расскажет и покажет, что же это за фильтрации такие, как они работают и с чем их едят. Поехали!

качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это

P.S.
прошлом блоге количество материала в ролике было урезано, здесь эта ошибка была учтена, очень старался для вас.Приятного просмотра)
Давайте начнём с самого-самого простого

Разрешение экрана
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Мало кто не знает, что разрешение — это количество отображаемых пикселей по горизонтали и вертикали. От этой настройки также зависит качество картинки и то, как сильно будут выражены «лесенки» в переходах между разными плоскостями\поверхностями. Но почему же возникает этот графический артефакт? Дело в том, что все графические элементы в играх состоят из пикселей, но таких проблем с прямыми линиями не происходит, но стоит только чуть её наклонить, как появляются «лесенки». Возникает это из-за отсутствия плавного перехода между цветами, которое обеспечивает сглаживание, вот о нём мы сейчас и поговорим.

Сглаживание
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Самое главное его предназначение — борьба с теми самыми «ступеньками», которые все так не любят. Сглаживание обеспечивает нам плавный переход между цветами, за счёт чего изображение получается куда комфортнее, устраняя «ступеньки». Да, картинка однозначно становится красивой, но всегда приходится чем-то жертвовать, а именно производительностью. За счёт появления новой задачи, процессору и видеокарте приходится рендерить(обрабатывать) все эти дополнительные оттенки, которое даёт нам сглаживание. Но, к счастью, существует много видов сглаживания, которые предоставляют нам разработчики в настройках. Их то мы сейчас и рассмотрим:

Этот вид сглаживания не слишком сильно нагружает процессор, потому что он обрабатывает лишь те части кадра, которые выглядели бы неровными, а выбирает он эти части независимо от того, где и как они располагаются. Это самый быстрый и менее затратный в плане ресурсов метод сглаживания. Отличие от прошлого метода сглаживания заключается в нескольких аспектах. В первую очередь, FXAA применяется к изображению в том разрешении, в котором вы играете, также размывает картинку сильнее, что выглядит совсем не лучше, чем MSAA, зато расходует на порядок меньше ресурсов, из-за чего этот вид сглаживания почти не вредит вашему FPS
Пожалуй, это лучший вид сглаживания, который сильно похож на MSAA, но с некоторыми дополнениями. Дело в том, что TXAA учитывает и берёт в расчёт предыдущие кадры и сглаживает последующие путём усреднения цветов.
Да, это не вид сглаживания, но избавляется от лесенок этот способ довольно неплохо, но при одном условии, которое свойственно не каждому пк. Ведь не у всех есть 2\4К мониторы, которые позволяют увеличить разрешение больше 1920х1080. За счёт уменьшения пикселей «лесенки» остаются, но становятся куда меньше, однако это влияет на производительность больше всего из перечисленных способов. Так что этот метод подойдёт только обладателям мониторов с очень высоким разрешением и мощным железом. Забавно слушать легенды о том, что если поставить 2к или 4к разрешение в игре на FullHD мониторе, то картинка станет лучше. Решил я это проверить на примере GTA V и что-то не увидел разницы до и после, ни в фреймрейте, ни качестве.
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Проблем никогда не бывает мало. В этом случае нет никаких исключений, ведь кроме «ступенек» встречается такой артефакт, как разрыв картинки. Это происходит, когда ваши монитор и видеокарта пытаются работать синхронно, но по какой-то причине эти парни не могут этого сделать, причиной является частота кадров и частота обновления монитора. К примеру, вы находитесь в какой-то загруженной локации, а ваша видеокарта старается держать стабильную частоту, в то время как монитор обновляет изображение на одной и той же частоте. Если они не синхронизируются между собой, то как раз и появляется такой разрыв. И для решения этой проблемы предназначен следующий параметр:

Вертикальная синхронизация
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Этот параметр заставляет работать видеокарту на той же частоте, что и монитор, однако из-за этого возникают уже другие проблемы, к примеру, частота кадров может сильно падать из-за того что в игре появляется слишком много объектов, которые приходится обрабатывать. Но и для этой беды есть решение, которое называется — горизонтальная синхронизация. Принцип действия заключается в том, что модуль, встроенный в монитор заставляет экран обновляться сразу же при получении нового кадра, что способствует идеальному совпадению частот видеокарты и монитора. Благодаря всему этому, производительность компьютера не уменьшается, а монитор и видеокарта работают максимально слаженно.

На этом о проблемах картинки и артефактах — всё

Тесселяция
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Тут стоит обратить внимание на контур головы 47-го

А вот она создана не для того чтобы исправлять косяки в картинке, а улучшать её и делать более насыщенной и реалистичной. Многие из нас знают, что 3д-объекты в играх состоят из полигонов (мелких частиц). Тесселяция подразумевает разбиение полигонов на более мелкие части, чтобы генерировать больше деталей у объекта. Это особенно удобно для выделения высоты и глубины объектов. Также она способствует созданию более закругленных объектов без острых форм и углов.

Окклюзия окружения (Ambient Occlusion)
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Лично я занимаюсь созданием 3д-моделей в Cinema 4D и довольно хорошо знаком с этой фичей. качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это Она позволяет создавать искусственные тени, таким образом, в идеале, геймдизайнеры и создатели 3д-анимаций предпочитают использовать движки, поддерживающие функцию глобального освещения, которое позволяет создавать освещение идентичное реальному, а всё благодаря вычислениям точных оттенков каждого из пикселей, в зависимости от общего количества света, попадаемого на него. Знаю, что звучит это сложновато, но как же это преобразовывает картинку… словами не описать. Такое освещение очень подходит для различных кинематографичных сцен в мультфильмах или кат-сцен в играх, но это оказывает очень сильную нагрузку на железо, но на то у нас и есть окклюзия окружения, которая создаёт искусственные тени там, где они должны располагаться.
Для начала стоит разобраться с освещением в играх. В них источником света является естественное освещение, которое является упрощённой версией глобального освещения, где расположение теней зависит от того, есть ли перед источником естественного освещения какое-либо препятствие, но это даёт нам более плоские тени в меньшем количестве, чем хотелось бы. Тут и наступает триумф окклюзии окружения, ведь она определяет расположение дополнительных теней с поммощью трассировки лучшей, а именно вычисляет, сколько солнечных лучшей блокируется рядом со стоящими объектами. То есть, если один объект загораживает другой, то поверхность второго объекта, разумеется, будет находиться в тени. Впадины, углубления и тому подобное начинает больше выделяться с помощью окклюзии.В огромном большинстве случаев этот параметр уже «вшит» в графические настройки, что не позволяет включать и выключать его. Но это всё окклюзия окружения в общем. Наверняка вы все сталкивались с такими параметрами освещения как SSAO,HBAO и HDAO?

Она взяла своё начало со времён первого Crysis, благодаря компании Crytek, по-сути оно заключается в вычислении глубины каждого пикселя и пытается вычислить количество преград от каждой из выбранных точек. Алгоритм SSAO призван упростить вычислительную сложность алгоритма Ambient occlusion и сделать его подходящим для работы на графических процессорах в режиме реального времени. Вместе с тем качество результирующего изображения у SSAO является худшим, чем в первоначальном Ambient occlusion, так как SSAO использует упрощённые методики рендеринга(обработки изображения).
Имеет тот же принцип работы, что и SSAO но несколько усовершенствованный. Просто вычисления глубины производятся с большим числом выборок, но приходится жертвовать производительностью.
Одно основывается на другом. Таким же образом как SSAO отличается от HBAO, HDAO от HBAO отличается точно тем же, ну и ещё эта окклюзия была представлена нам компанией AMD.
Ну а что по кинематографичности?

Глубина резкости
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
Неплохо так нагружает вашу систему, но и так же неплохо придаёт картинке кинематографичности, а всё благодаря фокусу на конкретных объектах, благодаря чему, остальные объекты размываются. Но это может привнести неудобства, как например при игре в PUBG, во время выглядывания из окна (ну вы знаете, когда упираешься лицом в стену как идиот и видишь всё что происходит за ней) иногда замыливается вид в окне, а фокус идёт на стену или оконную раму. Очень раздражает. Однако кинематографичность, опять же, дарит нам положительные впечатления об игре.

Ну и последнее о чём хотелось бы рассказать

Анизотропная фильтрация
качество ssao что это. Смотреть фото качество ssao что это. Смотреть картинку качество ssao что это. Картинка про качество ssao что это. Фото качество ssao что это
А вот этот параметр уж точно видел каждый, но далеко не все понимают как это работает. Объясню быстро и просто. Во имя сохранения FPS разработчики используют нехитрый трюк с понижением качества текстур и моделей по мере отдаления от них. Зачастую мы можем наблюдать размытие текстуры пола вдали от себя, но если мы включим фильтрацию, то границы между различными уровнями детализации размываются. Плюс такой фильтрации в том, что вы можете со спокойной душой ставить значение 16х, ведь этот параметр почти не оказывает давления на процессор и видеокарту.

Ну а на этом всё. Если вам понравился этот блог и вы узнали что-то новое, обязательно жмите на плюс, а также интересно узнать, нравится ли вам качество видеоформата, если вы его глянули? Большое спасибо вам за внимание, всем удачных каток и стабильного FPS!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *