кафка про что писал
Франц Кафка
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи Франц Кафка Документалистика
Франц Кафка. «Процесс» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Франц Кафка Биография
Франц Кафка — биография
Франц Кафка – известный писатель, признанный ключевой фигурой в литературе 20-го века. В его произведениях абсурд и боязнь внешнего мира и высших авторитетов способствуют возникновению чувства беспокойства и тревоги, в них сочетается реализм и фантастика. Несколько произведений Кафки – «Америка», «Замок», «Лабиринт», «Ангелы не летают» входят в обязательную программу вузов.
Жизнь известного писателя Франца Кафки была короткой и довольно однообразной. Если бы не необходимость поддерживать свое хрупкое здоровье, он бы так и провел в родной Праге все отведенные ему судьбой годы. Он любил свой город и одновременно ненавидел его. Он любил бродить по старинным закоулкам, восторгался его величественно-мрачными замками. В своих произведениях он старался трансформировать их до неузнаваемости, и населять своими героями, с их странными обликами и проблемами, которые были присущи ему самому. Кафка так и остался непризнанным при жизни писателем, это потом, после его ухода, его имя стало известно во всем мире. И только благодаря тому, что его лучший друг нарушил свое обещание и не сжег, а наоборот, опубликовал все, что до этого пылилось в шкафу. Жаль, что настоящий триумф и звание одного из лучших немецких писателей 20-го века, пришли к Кафке только после смерти.
Детство
Родился Франц Кафка 3 июля 1883 года в старинном городе Праге, который в те времена принадлежал Австро-Венгерской империи и считался одним из самых развитых экономических и культурных центров. Империя была многонациональной, однако нельзя сказать, что жившие там чехи, евреи и немцы мирно соседствовали друг с другом. Франц мало интересовался межнациональными распрями и политическими кознями, но у него постоянно возникало ощущение собственной ненужности. На фоне социальных явлений формировалось его сознание и характер, появлялось чувство никому не нужного, выброшенного на обочину жизни человека.
Франц Кафка в детстве
Семейное воспитание тоже сыграло большую роль в формировании личности писателя. Ему остро не хватало любви и заботы близких, особенно отца, он чувствовал себя никому не нужным в доме, хотя и был первенцем в семье. Его отец – еврей Герман Кафка, продавал одежду и галантерейные товары. Мама – Юлия Кафка (урожденная Леви) была дочерью богатого пивовара Якоба Леви, в свое время получила хорошее образование.
После Франца в семье родилось еще два сына и три дочери. Мальчики умерли, не дожив и до двух лет. Отец постоянно был на работе, мама или помогала ему в лавке или занималась дочками, а на Франца практически никто не обращал внимания. Чтобы чем-то себя занять и скрасить серые будни, мальчик занялся сочинительством маленьких рассказов, но это никого не интересовало. Постепенно под неблагоприятным воздействием отца формировался характер мальчика и его литературный стиль. Нужно отметить, что глава семейства был достаточно высокого роста, почти под два метра, говорил густым басом, и рядом с ним мальчик чувствовал себя ничтожеством. С годами у Кафки развился комплекс неполноценности, который преследовал его всю жизнь.
Франц Кафка в юности
Дело в том, что Герман возлагал на своего единственного сына большие надежды, он собирался передать ему семейный бизнес, но тщедушный отпрыск никак не вязался с образом продолжателя дела.
Отец прибегал к самым суровым методам воспитания, однажды просто выставил сына на балкон просто потому, что тот среди ночи попросил попить воды.
Спустя годы Франц описал свою обиду в письме отцу, но так его и не отправил. Он говорил, что на протяжении многих лет страдал, когда вспоминал огромного мужчину, который вытаскивает его из теплой постели и выталкивает на холодный балкон. Он всю жизнь помнил это ощущение собственной ничтожности для собственного отца.
В 1889 году Франца отдали в начальную школу, которую он окончил в 1893-м. После этого продолжил обучение в гимназии, где увлекся самодеятельностью и стал организатором театральных постановок. Получив аттестат, Кафка с легкостью сдает вступительные экзамены на юридический факультет Карлова университета. В 1906-м он защитил докторскую диссертацию по праву, которую писал под руководством Альфреда Вебера, известного немецкого экономиста и социолога.
Литература
Трудовая биография будущего известного писателя началась с должности служащего страхового ведомства. Постепенно он поднимался по служебной лестнице и дорос до высокопоставленного чиновника того же ведомства, хотя сам считал эту работу второстепенным занятием, возводя на первое место литературную деятельность. Состояние здоровья Кафки не дало ему доработать до пенсионного возраста, он ушел раньше времени. Начальство высоко ценило усердие и трудолюбие своего сотрудника, в отличие от самого Франца, который ненавидел эту работу и презирал как руководство, так и собственных подчиненных. Он пытался забыться с помощью литературы, писал исключительно для того, чтобы хоть как-то оправдать свое никчемное (по его мнению) существование и уйти от суровой реальности жизни. Кафка даже не собирался печататься, он был настолько закомплексован, что считал себя полной бездарью.
Франц Кафка
Все произведения писателя бережно хранились у Макса Брода, его верного друга. Они познакомились на одном из собраний в студенческом клубе, где говорили о Ницше. Макс постоянно уговаривал друга издать свои рассказы, но Франц упорно отказывался. Только в 1913-м он наконец-то капитулировал под напором Брода – напечатал сборник рассказов под названием «Созерцание». Литературные критики очень хорошо отозвались о его работе, назвали его новатором, однако даже это не убедило самокритичного мастера продолжить печататься. Ему самому не нравилось собственное творчество, в котором он видел только отдушину. При жизни писателя вышла только малая часть его работ, все самое значимое попало в печать только спустя несколько лет после его ухода в мир иной.
Осенью 1910-го Франц в сопровождении верного друга Макса уехали в Париж. Однако на девятый день писатель почувствовал резкую боль в животе, и был вынужден вернуться в родную Прагу. После возвращения он приступает к работе над своим первым романом «Пропавший без вести». Спустя некоторое время он дал ему другое название – «Америка». Практически все произведения Кафки написаны на немецком языке. Если прочесть оригиналы, то можно заметить, что написаны они сухим чиновницким языком, в котором отсутствуют различные обороты и литературные изыски. Но каким-то непостижимым образом автор сумел соединить в своих произведениях эту серость и невзрачность с необычностью и даже абсурдом. Со страниц его произведений веет страхом – автор панически боится внешнего мира и высшего суда.
Тревога и отчаяние звучат в каждой строчке и передаются читателю. Однако стоит сказать, что Кафка настолько реалистично описывал этот мир, не стараясь использовать никакой сентиментальности и прикрас, что это выдавало в нем тонкого психолога. Яркое тому подтверждение – повесть «Превращение», которая стала основой одноименного фильма, вышедшего в 2002-м. Роль главного героя сыграл Евгений Миронов.
Главный герой повести – обычный молодой человек по имени Грегор Замза. Он коммивояжер, имеет стабильный доход, позволяющий поддерживать материально не только родителей, но и сестру. И вдруг с ним случается невероятное – однажды утром он заметил, что превратился в насекомое. В тот самый момент он стал ненужным своей семье, ведь теперь он не мог работать и приносить им деньги, ему не под силу была уборка в собственной комнате, его внешность отпугивала всех гостей. Важно то, что никого не интересовал его внутренний мир, все зациклились только на внешности.
Франц начал подготовку к публикации своей повести и выдвинул редактору ультиматум. Он настаивал на том, чтобы на обложке издания не присутствовали насекомые. В связи с этим есть несколько вариантов трактовок произведения, это может быть как физический недуг, так и душевное расстройство. Причем автор начинает свое повествование с уже свершившегося факта, не описывая никаких событий, предшествующих ему. Книга при жизни Кафки так и не вышла. Причина – разногласия с редактором.
Первое издание романа Франца Кафки «Процесс»
Одним из самых значимых произведений Кафки критики называют роман «Процесс», который тоже вышел только после его смерти. Франц писал его тогда, когда по своей инициативе расторг помолвку с невестой – Фелицией Бауэр, и чувствовал себя обвиняемым на суде, который всем обязан. После последнего разговора со своей любимой и ее сестрой Кафка написал, что как будто побывал на трибунале. Многие критики считают, что это произведение неоконченное.
В самом начале работы над «Процессом» автор трудился без перерыва, он записывал небольшие фрагменты романа в специальную тетрадь. Туда же заносил и заметки для других своих произведений. Когда ему что-то не нравилось, писатель мог вырвать лист, или даже несколько, поэтому впоследствии восстановление романа оказалось невозможным.
В 1914-м Франц пожаловался другу на творческий кризис, и полностью забросил роман. По сюжету главного героя повествования зовут Йозеф К.(почему автор наделял своих героев не полными именами, а инициалами, так и осталось загадкой). Однажды утром после пробуждения он понимает, что его арестовали, но за какую провинность он не представляет, и именно это неведение мучает его больше всего.
Личная жизнь
Комплекс неполноценности, полученный в детстве благодаря отцу, мешал жизни писателя. Он всегда недооценивал себя, как в творчестве, так и в личных отношениях. Ему не нравилась собственная внешность, перед тем, как выйти на улицу, молодой человек мог часами стоять перед зеркалом, изучая свое лицо и причесываясь. Больше всего он боялся стать посмешищем в глазах окружающих, поэтому одевался исключительно по последней моде. Современники считали Франца интеллигентным, порядочным и спокойным человеком. Зная о своем хрупком здоровье, Кафка занимался спортом, старался всегда быть в форме.
Но в личной жизни он так и не обрел своего счастья, хотя нравился многим девушкам. Жившему в своем замкнутом мире писателю было не до интимной близости, он вообще об этой стороне отношений с прекрасным полом практически ничего не знал. Приятели решили исправить эту ситуацию, заставили Франца побывать в местном «лупанарии», где молодой писатель и лишился девственности. Друзья надеялись, что после ночи плотских утех Кафка придет в полный восторг, но вместо этого он вышел оттуда с чувством отвращения.
Франц Кафка и Фелиция Бауэр
Франц вел аскетичный образ жизни, и когда дело доходило до венца, то просто сбегал оттуда. Его страшили серьезные отношения с женщиной и обязательства главы семьи. У Кафки была любимая девушка – Фелиция Бауэр, с которой он был помолвлен дважды, но оба раза помолвка расторгалась по его инициативе. Образ этой девушки писатель описывал в своих дневниках, но он был очень далек от реальности.
Франц Кафка с Миленой Есенской
В личной жизни писателя была еще одна любовь – переводчица и журналистка Милена Есенская, но, как и с первой возлюбленной, до брака дело так и не дошло.
Смерть
Франц долгие годы страдал от хронических заболеваний, причем характер их возникновения неизвестен. У него была непроходимость кишечника, бессонница, постоянно болела голова. Однако Кафка находил в себе силы сопротивляться болезням, ведя здоровый образ жизни. Писатель соблюдал специально сбалансированную диету, исключающую мясо, серьезно занимался спортом, из напитков отдавал предпочтение парному молоку. Но, несмотря на это, его здоровье ухудшалось с каждым годом.
Могила Франца Кафки
В августе 1917-го доктора поставили писателю неутешительный диагноз – туберкулез. В 1923-м Кафка, в сопровождении Доры Диамант уехал в Берлин, где хотел все свое время посвятить литературной деятельности. Этот переезд плохо сказался на здоровье писателя, ему стало значительно хуже. Кафка мучился от нестерпимых болей в горле, которые мешали ему принимать пищу. 3 июня 1924 года Франц Кафка скончался в госпитале.
Память о человеке, внесшем неоценимый вклад в развитие литературы 20-го века, запечатлена в нескольких документальных картинах, памятниках и музее. На творчестве Франца Кафки выросло не одно поколение литераторов, оставивших след в истории литературы.
Избранные произведения
Ссылки
Франц Кафка: как неудачник стал самым культовым писателем века
После смерти Франц Кафка повелел своему душеприказчику и другу Максу Броду сжечь без исключения всё им написанное, но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которая вскоре начала привлекать к себе внимание. И спустя 25 лет после смерти от туберкулеза он становится едва ли не самым знаковым и популярным писателем XX века. Мрачное насупленное лицо и образ несчастного человека до сих пор прельщают зрелые и не очень умы. Его боготворят, ему поклоняются, его чтят. Хотя многие его литературу не понимают. В чем же причина? В чем магия личности, которая впечатляет даже тех, кто его произведения не читал вовсе? Что же так прельщает людей, выстраивающихся в очередь на поклон его могиле и рыдающих над «Превращением»?
Франц Кафка — слишком трагическая фигура
Жизнь дает нам множество шансов хоть как-то оправдать собственное существование. И если первый этап оказался, мягко говоря, не очень удачным, то возможно, при должном старании тебе представится еще один шанс. Единственная проблема — даже в этом случае надо что-то делать, причем делать качественно, ибо дерьмо классикой стать не может.
Кафка именно таков. Сгусток комплексов, страхов и противоречий, которые не давали Францу ни жить в полную силу, ни раскрыться и превратиться в большого писателя. А всё благодаря собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. И всё это при том, что Франц с младых ногтей крутился в обществе германоязычных поэтов Чехии. При его жизни было опубликовано всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, а потому странное творчество Франца Кафки привлекало мало внимания.
Кафка разрывался между чувством и долгом — с одной стороны, Франц считал себя «должным» своим родителям, навязывающим ему юриспруденцию, с другой — его тянуло к литературе и писательству. «Всё, не связанное с литературой, я ненавижу, — записывал он, — …мне скучно ходить в гости, страдания и радости моих родственников наводят на меня безмерную скуку».
Некоторое время Кафка был простым скучным офисным работником в страховом отделе по несчастным случаям, что приводило его в полное отчаяние и еще больший пессимизм. В дневнике Франц писал: «Для меня это ужасная двойная жизнь, из которой, возможно, есть только один выход — безумие».
Боязнь быть высмеянным и непризнанным вкупе с деспотией родителей — как же это знакомо. Читая письма и дневники Кафки, понимаешь, что за 100 лет ничего не изменилось, — до сих пор непонимание и конфликты поколений мешают таким вот талантам раскрыться и наслаждаться прижизненной славой. Чтобы понять всю полноту трагедии, нужно прочитать его знаменитое письмо отцу, так и не дошедшее до адресата. Хотя Франц Кафка и винил во всех бедах отца, главными причинами его бед были неспособность подстроиться под реалии мира и гора комплексов.
И была третья группа, которая жила в Праге едва ли не с момента ее основания, жила в изолированном гетто, окруженном высокой стеной. Жила обособленно, лепя мифических големов и насылая проклятия на несчастных христиан. Это были евреи, к коим Франц Кафка и относился. Евреи, евреи, кругом одни евреи. Абсолютные чужаки, которые так и не стали своими, с которыми связывали ряд суеверий (в том числе и пресловутого голема), которых выгоняли, а потом возвращали в город. В середине XIX века гетто сделали официальным кварталом, а сынам иудейским наконец дали все гражданские права. И, казалось бы, жизнь наладилась, отец Кафки стал одним из успешнейших предпринимателей города, его дядя был генеральным директором железных дорог Испании. Но в 1897 году, когда Францу было 14, случился очередной еврейский погром. Немецкую речь, разносившуюся эхом над Влтавой, сменила чешская, Австро-Венгрия распалась на куски, образовав единую Чехословакию в 1918, а евреи так и остались чужаками.
Изгнанник, ставший везде своим
К чему этот объемный исторический экзерсис? Чтобы лучше понять ощущение ничтожности маленького человека, после смерти превратившегося в большого писателя. Франц писал: «Прага никогда не выпустит, у этой матушки те еще клешни», — вот так он любил родной город и всё равно стал его маскотом. Домов, где он бывал, проживал и останавливался — уйма, на каждом втором — мемориальная табличка, но надо отметить, что речь идет о самом читаемом немецкоязычном писателе. Отбросим стереотипы о нехороших взаимоотношениях германцев и иудеев, появившихся после Второй мировой, не стоит забывать, что это был государственный язык страны, в которой он прожил большую часть жизни. Кафка и чешским владел, но чего изменять традициям, если все твои произведения пишутся в стол, а сам ты просишь их уничтожить? Может быть, если бы Франц Кафка писал на чешском, то не стал бы таким популярным (все же на немецком говорит гораздо больше людей), но важно другое. Вот что он говорит о немецкоязычных писателях еврейского происхождения: «Они живут с тремя невозможностями: невозможностью не писать, невозможностью писать по-немецки, невозможностью писать иначе. Можно добавить четвертую невозможность — невозможность писать вообще».
И хотя еврейские погромы не затронули семью Кафки, сам он чувствовал себя чужаком, о чем писал: «Prasive plemeno — поганая кровь. Так при мне называли евреев. Не правда ли, естественно покинуть место, в котором тебя так яростно ненавидят. Героизм, который требуется для того, чтобы остаться несмотря ни на что — героизм таракана, которого тоже ничем не выжить из ванной».
Но сама ситуация абсурдна: еврей из Чехии пишет на немецком, становится символом города, который он любил, но отождествлял со злом, которое высасывает из него силу. Так что абсурд есть не только в его романах, но и во всей жизни Франца Кафки. Чужак, изгой, ставший маскотом — это ли не квинтессенция абсурда? Правда, всё поклонение писательскому гению выражается не только в паломничестве к могиле Кафки.
Например, они построили музей, сильный и впечатляющий, но после него испытываешь всю экзистенциальную глубину и ходишь два часа как мешком прибитый. Памятник в виде огромной крутящейся головы писателя и монумент пониже, где он верхом на своем костюме. А напротив того самого музея сияет изящный скульптурный комплекс: двое мужчин стоят на карте Чехии и писают на нее, вырисовывая буквы национального алфавита. Олицетворяют, конечно же, отношение правительства. И хотя у всех выдающихся чешских авторов была особенная страсть к высмеиванию общества и политиков, это абсурдное творение смотрится более логично возле музея Кафки, чем музея Чапека и Гашека.
Швейк, конечно, издевательски абсурден, «Война с саламандрами» и вовсе пугает, но с «Замком» и «Процессом» они не сравнятся, там уровень абсурдности не поддается исчислению. Этим и ценен Кафка, за это его и любят: так обличать бюрократию, как он, не мог и не может никто. За эту его уникальность его и любят.
Франц Кафка — любимец женщин
Образ забитого, запуганного собственным отцом паренька, неспособного существовать в этом мире, рисует образ закоренелого девственника поневоле. Однако у этого рефлексирующего и слабого человека не было проблем с женщинами. Женщины его влекли и вместе с тем пугали. Встречам и общению с ними Франц предпочитал письма. Сейчас это называется «хорошо устроился» — встречался, когда хотел. Но это же Кафка, и причины у него были не такие приземленные.
Четыре женщины, 3 помолвки (причем с одной женщиной дважды). Некоторые недалекие неудачники считают, что если такой затворник, как Кафка, охмурял девиц, то и у них получится. Некоторые даже считают Франца «красавчиком» — обломал женщину, дважды унизил, не пошел на брак. Но это была патологическая боязнь брака и полной потери независимости, которой и так не было. Единственную женщину, на которой Франц Кафка готов был жениться, забраковал деспотичный папаша — не дал согласия, слишком низкородная и бедная у нее была семья.
К женщинам у Кафки странное отношение. Ту, что он обломал дважды — Фелицию Бауэр — он сам называл некрасивой и говорил о сходстве ее лица с лошадиной мордой. Единственное, что его в ней привлекало — берлинская прописка. Нет, Берлин как таковой тут не важен. Важно то, что она живет далеко. Ее можно не видеть. С ней можно не разговаривать.
Зато одна женщина была под стать ему. Милена — талантливая, эмоциональная бисексуалка, балующаяся наркотиками и отлежавшая в психушке. А на вопрос, почему они расстались, отвечает Франц Кафка так: «Я любил девушку, которая тоже любила меня, но я должен был ее покинуть. Почему? Не знаю… Я очень страдал. Была ли виновата девушка? Не думаю, или, скорее, я в этом не уверен, поскольку предшествующее сравнение неполное».
Вот такой вот половой декаданс, но образ неудачника, так нагло и сурово обращающегося с женщинами, привлекает не только биографов. Дело в том, что в кумире всегда хочется видеть идеал. Но Кафка идеалом не был, как и нормальным человеком. Но женщины в его жизни дают надежду на то, что он все-таки был мужиком.
Жизненные, пугающе абсурдные произведения
И самая главная причина — это, конечно же, произведения, написанные, как любят говорить критики, кровью. Франц Кафка дал возможность людям понять, что страдание субъективно. Человек превращается в таракана, но все вокруг воспринимают это слишком по-бытовому.
Другой персонаж пытается узнать, в чем же его обвиняют. Но сделать это невозможно из-за ужасающей бюрократии. Так и ведет свою обычную жизнь Йозеф К.: в ожидании суда, пытаясь найти справедливость.
Или абсурдный роман про чужака, который пытается попасть в проклятый замок. Вся жизнь в близлежащей деревне крутится вокруг Замка, его поручений и нелепых официальных писем-уведомлений. Существование людей не имеет смысла. Главному герою советуют сблизиться с любовницей важного чиновника, чтобы получить возможность поговорить с ним. Полный абсурд, но так сильно напоминает жизнь.
Или роман «В исправительной колонии». Тот самый, про жестокую казнь, в которой специальный аппарат выцарапывает на теле человека заповедь, которую он нарушил. С каждым разом всё глубже, пока провинившийся не умрёт.
В колонии появляется новый начальник, которому такая жестокая казнь не по душе. В итоге из великой любви к аппарату палач убивает сам себя.
Казалось бы, что за бред? Что за идиотизм? Но абсурд, в общем, а если присмотреться, то начинаешь разглядывать вполне банальные элементы из жизни.
Кафкианская модель мира неоднозначна, как неоднозначен и сам абсурд. Для кого-то это злая ирония, а для кого-то настоящая боль. Франц Кафка не загоняет в рамки, поэтому каждый при прочтении видит свое. Кто-то видит свои собственные страдания, кто-то видит несовершенство мира, а кто-то слишком любит абсурд.
Кафка свой, Кафка для всех
Феномен Кафки — в его универсальности. Он вроде как для всех, но сам не относил себя ни к кому. Его трактует кто хочет и как хочет. Его причисляют к анархистам и даже борцам за независимость Чехии, а в своем дневнике он написал: «2 августа. Германия объявила войну России». Называли иудеем, а сам он на одном хасидском собрании сравнивал их с африканским племенем. Но при этом некоторый период времени, прежде чем разочароваться в иудаизме, тщательно интересовался историей и мифами иудеев. Атеисты считают его своим, хотя в бога он верил. Модернисты сделают его своим символом, Камю сделает его аргументом своей философии абсурда, экзистенциалисты провозгласят Богом.
А самому Кафке на всё это было плевать. Прикованный личной болью к трагедии жизни, Кафка острее других ощущал абсурдную компоненту бытия. Страдание сделало его визионером, и он просто-напросто стал пророком пессимизма. Но людям свойственно копать глубже, чем оно есть, выискивать всякую дрянь и трактовать по-своему.
Он сам — жертва бытия, не эпохи, не строя, не семьи, не болезни, а именно нескончаемо-мучительного бытия. Бытия, в котором так трудно — быть. Отношение Франца Кафки к миру — это отношение ребенка, столкнувшегося с мировым несчастьем — надежда на чудо. Феномен Кафки — инфантильная беспомощность перед выбором, чего бы этот выбор ни касался — службы или писательства, действия или мечты, одиночества или брака, преданности семье или бунта против нее. Страхи и душевные страдания — результат бесконечного напряжения, вызванного столкновением между внутренней и внешней реальностью, возвышенной любовью и сексом, преданностью семье и ее неприятием, притязаниями инстинкта и стремлением к духовной жизни.
В итоге
Святой покровитель Праги стараниями туристических агентств. Символ абсурдизма стараниями Камю, философ и теоретик стараниями критиков и литературных исследователей; и бог неудачников стараниями самих нытиков и неудачников. Кафка оказался писателем для всех: для тех, кто читал его книги, и особенно для тех, кто изучал его биографию. От него оторвали по куску и растащили каждый себе, не оставив ничего ему самому. Казалось бы, он родился зря, так и не реализовав свой потенциал, но время показало, что его абсурдизм с вплетенными жестокими реалиями жизни как раз очень нужен очумевшему и сходящему с ума XX веку. В этом веке читателю стали важны не только произведения, но и судьба автора. А увидев судьбу этого несчастного человека, мы нашли себе оправдание и начали искать отсутствующий у нас гений. И слава Богу, что Брод ничего не уничтожил, иначе бы нытики не поняли, что такое экзистенциальная яма, а любители хорошего чтива не узнали про потрясающе-печальную сатиру на этот мир.