кахс у осетин что это

КÆХЦГÆНÆН – перевод

Полезное

Смотреть что такое «КÆХЦГÆНÆН – перевод» в других словарях:

Кæхцгæнæн — см. Кæхцгæнæн – перевод Кæхцгæнæн – æрвылазон бинонты æма хъæубæстæн иумæйаг бæрæгбон, кодтой йæ чырыстон ирæттæ июлы фыццаг хуыцаубон лæппуйы райгуырды кадæн. Æвæццæгæн, бæрæгбон Кæхцгæнæн уымæн рахуыдтой, æмæ сывæллоны мад символикон къус –… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

КÆХЦГÆНÆН — см. КÆХЦГÆНÆН – перевод Ирон адæмæй ацы бæрæгбон чи нæ зоны, æвæццæгæн, ахæм нæй. Вæййы сусæны мæйы дыккаг хуыцаубоны. Бæрæгбон афтæ кадджын уыди, æмæ бирæтæ уыцы мæй Кæхцгæнæны мæй хуыдтой. Алы ноггуырд лæппуйæн дæр скæнынц кæхц. Раздæрты… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Кæхцгæнæн – перевод — см. Кæхцгæнæн Кахцганан («справлять миску») – ежегодный семейный и общесельский праздник, устраиваемый осетинами христианами в честь рождения мальчиков в первое воскресение июля. Название кахцганан этот праздник получил, вероятно, потому, что… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Кæхцгурæг – перевод — см. Кæхцгурæг Кахцгураг – обычай, по которому женщина, когда у нее рождался первый сын и это были не первые роды (первые роды женщины в традиционном осетинском обществе должны были проходить в доме ее родителей), приезжала в дом своих родителей и … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Хæдзары цæджындз – перевод — см. Хæдзары цæджындз Хадзары цаджындз (букв. «опора дома») – название мужского потомства в семье, от количества которых зависили благополучие и безопасность не только конкретной семьи, но и всего рода, в который входила данная семья. Именно этим… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Кæхцгурæг — см. Кæхцгурæг – перевод Кæхцгурæг – сылгоймагæн иу лæппу куы райгуырдис æмæ иу цоты фыццаг куы нæ уыдис (ирон æхсæнады цоты фыццаг хъуамæ чызджы фыды хæдзары райгуырдаид), уæд иу ацыдис йæ ныййарджыты хæдзармæ æмæ иу дзы фæцис Кæхцгæнæнты онг.… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Фарны хъил — см. Фарны хъил – перевод Фарны хъил – æрыгон фæсивæд иу æрвылазы хъæуæн иумæйаг бæрæгбон кæхцгæнæн æмæ чынздзæхсæвты рæстæг æгъдаумæ гæсгæ кæй рахæсс бахæсс кодтой, ахæм фæлыст хъил. Чындзæхсæвты рæстæг иу æй хатгай хуыдтой фарны фарны хъил дæр.… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Хæдзары цæджындз — см. Хæдзары цæджындз – перевод Хæдзары цæджындз – афтæ хуыдтой бинонты нæлгоймаг цоты, уыдонимæ баст уыдис æрмæст хицæн бинонты нæ, фæлæ се ’ппæт мыггаджы амонд æмæ æдасдзинад дæр. Лæппу цот фидæны хайджын кæмæй уыдзысты, гъе сæ уыцы ахсджиаг… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

Источник

Кахцганан: как в Осетии празднуют появление наследника

Второй месяц лета в Осетии — время кахцганан, одного из самых почитаемых здесь праздников. Если у осетина родился мальчик, то в июле второго года жизни наследника ему обязательно «сделают кахц». Рассказываем, что это такое.

Отголоски господства материнского рода

Обычай кахцганан связан с особыми отношениями между племянником и его дядей по матери — они восходят еще к периоду господства материнского рода.

Дословно «кахц» — это чаша, «канын» — делание. С небольшой и неглубокой, имевшей в этом обряде символическое значение деревянной чашей мать новорожденного мальчика обходила своих родственников за две недели до торжества — собирала подарки.

Семья мужа отправляла свою невестку в дом родителей не с пустыми руками: с пирогами, мясом и национальными крепкими напитками — пивом и аракой. В родном доме женщину встречали почетно и приглашали гостей.

кахс у осетин что это. Смотреть фото кахс у осетин что это. Смотреть картинку кахс у осетин что это. Картинка про кахс у осетин что это. Фото кахс у осетин что это

Фото: Зарина Хадикова

Ножку ребенка по традиции окунают в дзыкка — осетинскую национальную кашу

— Родственники молодой матери должны были вручить ей подарки: чем ближе родство, тем дороже дары, — объясняет старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, этнограф Алан Багаев. — Самые близкие преподносили барана или бычка. А дядя по линии матери обязательно дарил жеребенка. Если родного дяди не было, обязанности дарителя брал на себя двоюродный, троюродный — и дальше по родственному кругу. Если мальчик почему-то оставался без коня, то, повзрослев, он имел право увести его у родственников матери. Племянника должны были простить — он взял свое.

Женщина возвращалась в дом мужа в воскресенье. На этот день недели в республике приходится большинство праздников, и кахцганан — не исключение. В разных ущельях Северной Осетии он отмечался в разное время: где-то в первое воскресенье июля, где-то во второе. Сегодня праздник часто справляют и в третье воскресенье.

«Все ждали, что привезет невестка»

— Все ждали, что же привезет невестка, — рассказывает Алан Багаев. — Не только родственники мужа, но и соседи. Если арба была полна подарков, а за ней на привязи шел жеребенок, бычок или баран, уважение со стороны семьи мужа и соседей к женщине вырастало. Гостинцы, по обычаю, могли видеть все — никто ничего не утаивал, это считалось дурным тоном.

В ожидании матери ребенка, семья, проводившая кахцганан, с утра резала жертвенное животное — и праздник начинался. У осетин есть понятие «нывонд» — это животное, чаще всего бычок или баран, которое специально откармливают к торжеству. Обычно ему на шею надевают деревянную дугу, чтобы все видели, что это жертвенное животное — его не своруют, не кинут в него камнем и не ударят.

Перед закланием старший в семье произносил молитву, чтобы боги приняли жертву. Потом голову жертвенного животного подносили к огню — считалось, он обладает очищающей силой.

Затем начиналось ритуальное застолье. Для осетин это не столько пиршество, сколько общение с высшими силами. За столом произносят тосты — как правило, сидя: считается, что небожители в это время тоже сидят за столом и питаются запахом. Потому, к примеру, напитки, пока идет застолье, закрывать нельзя.

На стол во время кахцганана ставили традиционные для любого праздничного осетинского застолья угощения: непременные пироги с сыром, три ребра жертвенного животного, каша дзыкка, шашлык, мясо, пиво и арака. Резать блюда надо правильно: снизу вверх и слева направо — так осетины сохраняют и преумножают благополучие. Старший за столом должен обязательно сидеть лицом на восток, к солнцу — чтобы молитва шла прямо к богам. Осетины до сих пор строго соблюдают эту традицию.

Помимо пира во время праздника устраивали игры — джигитовку, в том числе со стрельбой в цель, — и молодежь демонстрировала удаль, храбрость и ловкость. А мальчики от 5 до 14 лет обходили все дома в селе, где в этом году родились наследники, и желали родителям и ребенку блага. За это им давали угощения. Дети усаживались с лакомствами на видном месте и, подражая взрослым, вели застолье.

— Это своего рода метод социализации, так познавались и впитывались подрастающим поколением народные традиции, — объясняет Багаев.

Как узнать будущую профессию малыша

Со временем обычай трансформировался — и сегодня, как правило, женщина за дарами в дом родителей не ходит. Многочисленные гости сами приходят с подарками на ритуальное застолье. Время коней и домашнего скота прошло — теперь чаще всего одаривают деньгами.

Но празднуют кахцганан по-прежнему с размахом, стараясь придерживаться всех правил. Правда, по словам Алана Багаева, делают это не всегда верно. Например, окунают ножку маленького наследника в дзыкка — традиционную осетинскую кашу из муки с сыром и сметаной.

— В прошлом эту процедуру проделывали только с девочками. В кашу окунали ножку дочери, родившейся перед сыном. У такой девочки был особый статус, считалось, что благодаря ей родился наследник, она его вестник. Так что семье, где родилась девочка, часто высказывали пожелание: «Пусть ее ножка будет обмакнута в дзыкка», что означало — пусть вслед за ней родится мальчик.

Смешением традиций является и еще один интересный обычай, когда перед ребенком раскладывают предметы, символизирующие разные занятия. Малыш должен вытянуть один из них — так определяют его профессиональный путь. Раньше ритуал проводили на другой праздник — афадзы куывд. Его отмечали в первый год жизни ребенка — как мальчика, так и девочки.

Как бы ни менялись обряды, по-прежнему актуально одно: не провести кахцганан считается предосудительным.

— Раньше, если у семьи не было средств, чтобы соблюсти ритуал в первый год жизни ребенка, его переносили на следующий год. За это время семья собирала деньги, — говорит Алан Багаев. — По народным представлениям, ребенок, которому не справили кахц, будет болезненным и неудачливым.

И эти представления живы, так что в середине лета в Осетии главные герои — по-прежнему маленькие мальчики.

Источник

Кахс у осетин что это

В осетинской мифологии черт.

В осетинской мифологии черт.

Мифический из авд-сарон — семиглавый, название великанов

Мифический конь особой породы, владельцем которого обычно считается Уастырджи. В один миг конь перелетает с небес на землю и так же быстро возвращается обратно.

Народ, с которым предки осетин, аланы, воевали в VI–VII веках нашей эры.

Гора в Северной Осетии

Арабский обычай, неписаный закон. Нормы обычаев народов Кавказа, выработанные в течение многих веков.

Мужское имя; в сказаниях–владетель неизвестной страны.

В сказаниях – волшебное дерево, обладающее целебными свойствами.

Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.

Согласно осетинской мифологии мелкая порода выносливых коней, в сказании «Безымянный сын Урызмага» – собственное имя коня.

Владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений – князь, феодал, помещик.

Хмельной напиток нартов, приготовлявшийся из меда. Альчик. Нарты сохранили некоторые черты скифского быта. Альчик – распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Эта игра была воспринята от древних скифов.

Альчик – распространенная в прошлом игра осетинских детей. Соответствует русской игре в бабки. Круглый и плоский камень, который использовался в древней игре.

Мифический привратник Страны или царства мертвых. В сказаниях некое существо Аминон сидит около моста у входа в загробный мир и спрашивает покойника, что он сделал в жизни хорошего или плохого; после получения ответа указывает ему путь в рай (дзанат) или ад (зындон).

Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.

Нана. Мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.

Неочищенная водка (самогон), приготовленная из ячменя, овса и кукурузы.

Небесная красавица. Бабушка двух мальчиков-близнецов — Ахсара и Ахсартага, сыновей нартовского героя Уархага (Уархага).

Имя коня знаменитого нартовского героя Созырко, в других вариантах — Урызмага

Горная охотничья обувь, сплетенная наподобие лаптей из сыромятных кожаных ремешков. В основном носили бедняки

Деревянное корыто, в котором месят тесто

Воспитанник. В сказании «борьба ахсартаггата с бората» нарты отдают своих детей на воспитание в другой род, главным образом для прекращения межродовой кровной мести.

Алагата. Нартский род. Один из трех главнейших нартских родов, живший в селении Средние Нарты. В селении Верхние Нарты жил род Ахсартаггата, третий род – Бората – жил в Нижних Нартах. Все три нартских рода имели, по словам сказителя, свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата – храбростью и ловкостью.

Мифический владыка загробного мира; в осетинском эпосе – Страны мертвых. Он встречает мертвецов и определяет их места в загробном мире: одних отправляет в зындон— ‘ад’, других в дзанат —’рай’

Мифический ангел, святой. Болезни, эпидемии, эпизоотии, по мнению осетин, насылаются некоторыми духами, которым следует совершать куывд и приносить жертву. В горах пользовался особым почитанием такой дух под названием Рыныбардуаг—ангел (дуаг), имеющий власть (бар) над повальными болезнями (рын).

Жена знаменитого героя нарта Сослана, дочь Челахсартага.

Чудесный, непробиваемый шлем – сказочный нартский шлем, отличавшийся неуязвимостью и свойствами одушевленного предмета. Перед боем шлем сам надевается на голову воина.

Название фантастического рода карликов

Большой нартский дом

Дом, в котором пировали именитые нарты.

Звезда, восходящая на рассвете. С восходом звезды бонварнон начинался трудовой день горца.

Алагата. Нартский род

Так у осетин принято называть бородатого козла, вожака овечьего стада. Слово произошло от осетинского «боцо» – борода.

Клей, обладающий особым свойством, в некоторых сказаниях он именуется «сухим клеем».

Войлочный безрукавный палащ, часть осетинского национального костюма. Бурки валяли из шерсти сами осетины или покупали их у кабардинцев и дагестанцев-андийцев, среди которых были отличные мастера этого дела.

Владыка ветров. В период веяния хлебов осетины выпрашивали у него ветра, совершали в честь его различные магические обряды, в частности резали красного петуха.

Отец Сырдона; по некоторым вариантам–владыка рек.

Эпические великаны, которые будто бы населяли землю до нартов

Упоминаемая в некоторых сказаниях страна, местность; вероятно, под этим названием скрываются река Кума или Кумская равнина на Северном Кавказе.

Обращение детей к деду, иногда к отцу-старику. Дауаги (дуаг и)–духи, покровители людей и животных. Донбеттыр – владыка водного царства; донбеттыры вообще (по-осетински множественное число–донбеттырта)–обитатели водного мира. Дур-дура – так звали знаменитого коня нартского героя хамыца.

По древним верованиям осетин, злые существа, живущие под землей

Мифический святой, покровитель, дух, небожитель. Также–капище, святилище.

Любимое национальное блюдо осетин, которое приготовляют из сыра и пшеничной или ячменной муки

Мифические обитатели водного царства. Донбетр — владыка водного царства. Как рассказывается в эпосе, нарты жили недалеко от морских просторов (в сказаниях часто упоминается море), на нартовской земле протекали большие реки, в доме Донбетра воспитывались известные нартовские герои. По преданию, нарты произошли от дочери Донбетра — Дзерассы. С именем Донбетра у осетин был связан ряд поверий и семейных обрядов

Мифические небожители, покровители животного и растительного мира, гор, морей, рек.

Мифические небожители, покровители животного и растительного мира, гор, морей, рек.

Илиа. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.

Склеп, который был широко распространен в горах центрального Кавказа, в частности на территории Осетии и Кабарды. Различают три вида склепов: подземный, полуподземный и надземный. Подземные склепы являются наиболее древними. Склепы Западз пришли на смену каменным ящикам и древним погребальным камерам, так называемым катакомбам, в IX в. Полуподземные и надземные склепы более позднего происхождения. Первые датируются XIII—XVI вв., вторые — XVI—XVIII вв. Склепы сооружались преимущественно из необтесанного камня. С одной стороны склепа оставляли проходы, через которые проносили покойников. Умерших клали в западз без гробов, на легкие деревянные настилы.

Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.

Равнина, поле, на котором нарты устраивали состязания, скачки, танцы, метание стрел и копий, занимались даже nunrni.

Мифический небожители, ангелы – в осетинской мифологии – небожители, подобные ангелам.

Волга, В осетинских нартских сказаниях сохранилось древнее название великой русской реки. Иногда она именуется в эпосе «Нарты стыр дон» (большая нартовская река).

Елиа. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.

Название одной из низших социальных групп осетинского феодального общества, буквально «рожденный в яслях». Кавдасардами называли незаконнорожденных детей феодала; они эксплуатировались им, не пользовались никакими правами.

Мифический злые существа, бесы, обитающие под землей или в неприступных горах. Кандзаргас – гигантское семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно, как видно из сказания «Симд нартов», часто носится над морем и сушей.

Чтобы не сбиться с пути, нарты во время походов на дороге, по которой они шли, ставили так называемые камни знаков

Весьма древний вид погребального обряда, соблюдавшийся, по-видимому, предками осетин. В то же время еще в xviii в. Он был известен жителям западного кавказа. По этому обряду тело покойника устанавливалось на помосте на четырех столбах, на вышке.

Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.

Гарелка, на которой приносили подарки в праздник кахцганан; иногда так назывался сам праздник.

Старинный осетинский праздник, связанный с рождением сына. В прошлом у осетин, как и у других народов Кавказа, рождение мальчика было радостным событием, рождение же девочки не отмечалось. При рождении сына устраивали пир, на который приглашались родственники и знакомые.

Фантастическое существо в виде колеса, обладающее необычайной силой. Посланное богом, колесо небожителя Балсага поражает нартовских героев, боровшихся с небожителями.

Часть продуктов, предназначенная как дароприношение в честь какого-нибудь святого; обычно куваггаг передавался после молитвы старшего самому младшему из присутствующих мужчин.

Пир, пиршество. Кувд устраивали во имя общих, фамильных и семейных культов, а также в честь рождения сына и других общественных и семейных событий. Пирующие рассаживаются на кувде по старшинству. Если присутствует посторонний гость, то его сажают со старшими. Прислуживает на пиру один или несколько человек из молодежи. Они накрывают стол, подают кушанья и напитки. Пиршество сопровождается песнями и танцами.

Наиболее плодородный участок пахотной земли в горах, расположенный обычно на солнечной стороне. Его засевали высокоурожайными зерновыми культурами – пшеницей, ячменем, рожью.

Женщина, сидящая на склоне горы, вещая женщина. В осетинском фольклоре она живет в стороне от людей.

Народный праздник, существовавший в Осетии вплоть до революции. Он помогает нартам в их борьбе с врагами.

По поверьям, чудесная мазь, делавшая предметы невидимыми

Феодалы, князья. В эпосе они совместно с великанами постоянно ведут борьбу с нартами.

Популярный в осетинских верованиях культ, включает в себя имена двух христианских святых – Михаила и Гавриила. В нартских сказаниях Реком, Мыкалгабырта, Таранжелос возникли на трех местах, куда упали слезы, пролитые Богом по поводу гибели нарта Батрадза. Мыкалыгабыр, считающийся в осетинской мифологии богом изобилия, почитался особенно жителями верхних районов по р. Ардон. Здесь в ущелье Касара он имел святилище.

Род повода, веревка, привязанная концами к рогам.

Ана. – мать; почтительное обращение членов семьи и родственников к пожилой женщине.

Небожитель святой Николай.

Беседа, слово, разговор; место, куда собирались мужчины после окончания трудового дня. На нихасе в прошлом, согласно сказаниям, у осетин решались общественные дела, улаживались спорные вопросы между односельчанами, выносились решения о найме общественного пастуха, постройке мостов, дороги и т. Д. Постановления нихаса подлежали исполнению всеми членами общества. На нихасе молодежь жадно слушала стариков, исполнявших, как правило, под аккомпанемент народных музыкальных инструментов предания, легенды, песни и сказания о нартах.

В осетинской мифологии–владыка Нового года; один из популярных народных праздников осетин, знаменовавший встречу Нового года. В буквальном переводе – новый день.

Бокал (чаша) с напитком (аракой, пивом, вином), который, по обычаю осетин, передается за столом гостю или уважаемому человеку. Обычай этот, не встречающийся у других народов кавказа, уходит своими корнями в скифскую эпоху, о чем свидетельствует описание геродота.

Место народных собраний, букв, «беседа»

Фантастическое существо, пожирающее огромные пласты дерна

Покровитель древнего осетинского рода Царазонта в Алагирском ущелье Северной Осетии. Позже ему поклонялись многие жители Осетии. Святилище Реком, представляющее большой историко- архитектурный интерес, находится около сел. Цей того же ущелья.

Двухсторонняя сумка, которую обычно привязывали к седлу лошади шади. Она шилась из домотканного сукна. Рифтаг был предназначен для небольшого груза.

В сказаниях – популярный хмельной и любимый напиток среди нартов, бытовавший, по-видимому, у алан, предков осетин, и частично сохранившийся до наших дней у сванов. Ронг приготовлялся из меда и отличался большой крепостью и приятным вкусом.

Алдар, убийца нартовского героя Батрадза

Мифический покровитель домашнего очага. Символом домашнего очага и семейного благополучия в прошлом считалась надочажная цепь, которая являлась святыней осетинской семьи.

Часть ноги быка, оленя.

Массовый танец, является одним из древнейших танцев осетин. Распространен также у кабардинцев, черкесов и адыгейцев он исполняется совместно мужчинами и женщинами, вначале одной парой, потом – двумя, затем к танцующим присоединяются другие пары. Мужчины и женщины, объединяясь в длинные ряды или замкнутые круги, танцуют вместе, потом вновь разбиваются на пары и т.д. Он является одним из древнейших танцев осетин. Круговой симд, или симд нартов, до сих пор бытующий во многих местах Осетии,— хороводный танец мужчин. Его обычно танцуют на свадьбах. Как считают некоторые исследователи, из этого танца затем возникли общие симды, исполняемые совместно мужчинами и женщинами

Популярный герой нартского эпоса. Исстари распространенное имя среди осетин.

Местность Сух, где происходило побоище, неизвестна. Тем не менее в осетинских поговорках до сих пор часто употребляется это выражение.

Игра, состоящая в толкании друг друга плечами и грудью

Плетеная из прутьев корзина

Мифический великан, владелец больших земель, неоднократно выступавший против нартов

В нартских сказаниях один из небожителей. В осетии он пользовался большой популярностью у жителей трусовского ущелья в верховьях терека. Здесь находится древнее святилище этого божества.

Название местности на севере Осетии; собственное имя небожителя-дауага.

Название несуществующего народа. Терк – название реки Терека, Турк – название народа турк. В то же время многие географические названия и наименования народов, встречавшиеся в эпосе, остаются пока неясными.

В осетинской мифологии–покровитель волков; это своеобразный пастух волков: он собирает их и отправляет на добычу, без его воли ни один волк не смеет тронуть животное. Желая наказать кого-либо из людей, тутыр посылает волков уничтожить его скот. Поэтому, когда на стада нападали волки, осетины призывали на помощь тутыра, задабривали его, устраивали в его честь пиры.

Имя одного из сказочных великанов.

Местность в Дигорском ущелье в Северной Осетии

Великан, одноглазый циклоп; в нартских сказаниях уаиги, живя в пещерах, в семиярусных башнях, в замках и крепостях, постоянно враждуют с нартами.

Мифический великан, циклоп

Небожитель святой Георгий, покровитель мужчин, воинов и путников. Сухское побоище. Многие события, описываемые в сказаниях, пока остаются не расшифрованными, в том числе и Сухское (или Суховское) побоище. По мнению некоторых исследователей нартского эпоса, в слове «сух» скрывается забытый этнический термин и в целом выражение «сухское побоище», вероятно, означает истребление некоего народа-суха. По народному представлению, он всегда находится с правой стороны от путника. Уастырджи оказывает помощь нартам в трудное для них время. Он является отцом Сатаны. В прошлом Уастырджи был одним из наиболее почитаемых божеств. Имя его часто произносится в клятвах и благословениях,— пишет В. Ф. Миллер.— Про него ходит в Осетии много легенд

Мифический бог грозы и урожая

Семь снопов, сложенных один на другой во время жатвы для просушки. Каждые десять угасов составляют одну копну.

В сказаниях – чудесный музыкальный инструмент, сделанный из булатной стали небесным кузнецом Курдалагоном.

Имя мифического покровителя мелкого рогатого скота. Некоторые исследователи народной религии осетин сравнивали Фалвара с христианскими святыми Флором и Лавром – покровителями лошадей.

Струнный музыкальный инструмент. В прошлом у осетин было несколько типов музыкальных инструментов, называвшихся фандырами. Фандыры встречались смычковые и щипковые. К последним относится «дыуудастанон фандыр» – двенадцатиструнная арфа, которая, по преданию, была изобретена сырдоном. Наибольшее распространение получила шестиструнная арфа, известная, по- видимому, еще предкам осетин – аланам в средние века.

Мир, спокойствие, изобилие, счастье

Мягкая сухая трава, которую горцы кладут в чувяки

Вилка с загнутыми концами, которой вынимают мясо из котла

Старинный осетинский круглый столик на трех низких ножках, украшенный фигурной резьбой; всякий накрытый для еды стол; угощение.

Жилой дом; помещение, в котором семья проводит большую часть своего времени–готовит пищу, обедает, отдыхает. Под хадзаром понимают также домашний очаг, семью.

Язык неизвестного народа. Некоторые исследователи связывают происхождение этого названия с хетским языком.

Глава, повелитель. Каф по-осетински – большая рыба, осетр, а по-скифски, как показал профессор в. И. Абаев, каиа – рыба. По мнению того же ученого, здесь речь идет о керченском проливе – пантикапе, отличавшемся своим рыбным богатством.

В осетинской мифологии – владыка хлебов.

Алдар, выступающий обычно как враг нартов, иногда — их союзник

Зерно, рассыпанное для просушки на солнце.

Имя одного из донбеттыров. Термин «гоп» не поддается расшифровке.

Название неизвестного народа. Слово «чинты», обозначающее какой-то народ, который, как видно из сказания, был еще более могущественным, чем нарты, относится к тем словам и терминам, происхождение и смысл которых раскрыть пока не удалось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *