как человек военный он понимал что означает эта канонада
Обособленные определения и приложения
8-й класс
Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.
– уточняют высказываемую мысль;
– конкретизируют описание действия;
– дают более углубленную характеристику лицу или предмету;
– вносят в предложение экспрессивную окраску.
Общие условия обособления определений:
1) стоят после определяемого слова;
2) относятся к личному местоимению;
3) имеют дополнительное обстоятельственное значение.
4) удаленность определения от определяемого слова (см. таблицу).
Обособленные определения и приложения
Тренировочные упражнения
№ 1. Неосложненные предложения измените, включив в них обособленные определения, выраженные прилагательными.
1. Береза является символом России. (Стройная, белоствольная.) 2. Спринтер все же добился хороших результатов. (Способный, настойчивый.) 3. От солнца слепило глаза. (Яркое, беспощадное.)
№ 2. Измените предложения, заменив составные именные сказуемые обособленными определениями, выраженными прилагательными. Определите, в каких случаях целесообразна такая замена.
1. Город был большой и шумный, но в нем с интересом можно было ходить целый день. 2. Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих. 3. Овраги были крутые и глубокие, весной же они заполнялись до краев водой.
№ 3. Для совершенствования навыков выразительного чтения, понимания роли обособленных определений предлагается следующий текст.
Тонкая вода отблескивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо-зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти черной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чем не бывало длила тоненькую оборванную ноту.
№ 4. Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним.
Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.
1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.
№ 5. Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Чем можно заменить союз как в том случае, когда приложения c ним не обособляются? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. 2. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. 3. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. 4. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
№ 6. Спишите текст. Расставьте знаки препинания, найдите приложения и объясните, почему они обособлены.
Слыхали ли вы «Соловья» знаменитый романс русского композитора Алябьева на слова поэта Антона Дельвига друга Александра Пушкина?
Эта замечательная мелодия родилась в тюремной камере московской городской полицейской части. Уже около года томился здесь композитор Алябьев человек близкий к декабристам. После трех лет разбирательства его сослали в Сибирь лишив всех отличий и чинов. Но песню сочиненную им нельзя было ни арестовать ни сослать.
«Соловей» вырвавшись из-за решетки понесся по белу свету сразу же очаровав слушателей. Алябьева автора романса «Соловей» стали называть «русским соловьем».
№ 7. Диктант по данному тексту проводится с использованием репродукции картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Репродукция вывешивается на доске, и учащимся предлагается рассмотреть ее до чтения текста.
Наконец-то отдых после боя. Привал. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Теркин рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и танкистам. Как всякий хороший рассказчик, он почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка.
Но Теркин, хороший боец, весельчак, любимец товарищей, не единственный главный герой в картине. Каждый из слушателей Теркина – это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина. Он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы. Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку. Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке. Он по достоинству оценивает рассказ товарища.
Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверное, пошел на фронт добровольцем. Много повидавший и узнавший в жизни, он, человек хозяйственный и рассудительный, пользуясь возможностью, с аппетитом расправляется с содержимым солдатского котелка. Это не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде удивительно симпатичные ребята.
Презентация
Выбранный для просмотра документ урок-практикум.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок-практикум 8 класс
Пятнадцатое апреля. Классная работа. «Способы выражения обособленных приложений»
Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений. Цель урока:
Перекрестный опрос Ответ за 3 секунды Ваши ответы будут оцениваться знаками +,- Эти знаки будут вноситься в матрицу посадочных мест (МПС) Кто наберет большее количество + домашнее задание не получает
Перекрестный опрос 1. Какие члены предложения называются второстепенными? 2. Какие члены предложения называются обособленными? 1. Как выделяются в письменной речи обособленные члены предложения? 2. Какие члены предложения обособляются? 3. Найдите обособленные дополнения в предложении: Все кроме мамы считали его виноватым. 4. Чем выражено в предложении обособленное обстоятельство? Защищая природу, человек защищает себя. 5.Приведи пример согласованных определений. 6.Приведи пример несогласованных определений 7.Что такое приложение? 8. На какой вопрос отвечают приложения? 9. Каким членом предложения являются? 10. Какой частью речи выражены? 11. Что обозначают? 12. Какие особенности обособления приложений вам известны?
Синтаксический разбор предложения В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», родился в семье врача, датчанина по происхождению.
Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. (М.Горький) Обособляется приложение при личном местоимении ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин) Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова – имени собственного
3. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся. (А.С.Пушкин) Если стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение (синонимично оборотам с будучи)
5.Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. Приложения, присоединяемые союзами то есть, или, словами даже, например, по имени, в особенности и подобными.
6.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений. Приложения, присоединяемые союзом как, если имеют значение причинности.
Не обособляются Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве». Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.
Запись слов по памяти: Напишите 14 опорных слов или словосочетаний по теме. 14 слов – 1 мин.15 сек плюс Если за это время записали меньше слов ставиться минус
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире). Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. Молодые люди друзья с детства о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами близкие родственники они никогда не разлучались.
ПРОВЕРЯЕМ Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. Молодые люди, друзья с детства, о чём-то увлечённо спорили. Ровесники годами, близкие родственники, они никогда не разлучались.
В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса? Мальчик пастух заиграл на жалейке. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик. Течёт Волга река почти через всю страну. Сумерки, но мы дети ещё на улице. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.
Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение. Этим летом я поехал в Уральск – тихий городок на Урале. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
Критический опрос Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним. Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений. 1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.
Тематический словарный запас 5 минут записать правила обособления приложений
Закрепление Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим мужчина двадцати вершков роста. Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. Не спит только кормщик молчаливый северный старик. Театра злой законодатель непостоянный обожатель очаровательных актрис почетный гражданин кулис Онегин полетел к театру. Отправился я с крестьянином по имени Егор на охоту. Как истинный дворянин Дубровский обладал гордостью и честью.
Закрепление В дальнем углу светилось желтое пятно огонь квартиры Серафимы. Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд глубокую яму, заросшую бурьяном. Легкие судороги признак сильного чувства пробежали по его широким губам.
Упражнение №4 страница 225 Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 69622041404
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Фадеев Александр Александрович
Книга «Молодая гвардия»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
В ясных глазах Ивана Федоровича промелькнула хитринка, и они заискрились, да не оба сразу, а то один, то другой, будто какая-то резвая искорка скакнула из глаза в глаз на одной ножке.
— Снабжение у меня свое заховано, — сказал он. — А кончится, будем жить, як тот старый Ковпак, без интендантства: что у ворога возьмем, то и наше… Ну, а коли что-нибудь подкинете… — Иван Федорович развел руками, и снова все засмеялись.
— Передайте наше великое спасибо работникам политуправления фронта, они нам великую помощь оказали, — говорил Иван Федорович, тряся руку пожилого военного в звании полкового комиссара. — А вам, ребятки… вам уже не знаю, що и казати, только расцеловать могу… — И растроганный Иван Федорович по очереди обнял и расцеловал молодых хлопцев из НКВД.
Он был человек тонкий и понимал, что в любом деле нельзя обидеть ни одного работника, большого или малого, коли он, работник, вложил в дело свою долю. Так поблагодарил он все организации и всех людей, которые помогли ему в формировании отрядов и подпольной сети. Долгим и тяжким было его прощание с товарищами по обкому. Накрепко связала их дружба-судьба за все эти месяцы войны, пролетевшие, как один день.
С увлажненными глазами оторвался он от друзей и посмотрел вокруг, с кем же он еще не простился. Генерал — он был невысокого роста и плотного сложения — молча сделал навстречу Ивану Федоровичу быстрое, сильное движение всем корпусом и протянул руку, и в простом русском лице генерала вдруг появилось что-то детское.
— Спасибо, спасибо вам, — с чувством сказал Иван Федорович. — Спасибо, что потрудились лично заехать. Теперь мы с вами вроде как одной веревочкой связаны… — И он потряс плотную руку генерала.
Детское выражение мгновенно сошло с лица генерала. Он сделал недовольное, как будто даже сердитое движение своей крупной круглой головой в фуражке, потом маленькие умные глаза его остановились на Иване Федоровиче с прежним суровым выражением. Хотелось ему, видно, сказать что-то очень важное, но он ничего не сказал.
Решительное мгновение наступило.
— Береги себя, — изменившись в лице, сказал Андрей Ефимович и обнял Проценко.
Все снова стали прощаться с Иваном Федоровичем, с его помощником, с остающимися работниками и один за другим выходили из кабинета с выражением некоторой виноватости. Лишь один генерал вышел с высоко поднятой головой, обычной быстрой, легкой походкой, неожиданной при его полноте. Иван Федорович не пошел их провожать, он только слышал, как на улице взревели машины.
Все это время в кабинете неумолчно работали телефоны и помощник Ивана Федоровича попеременно хватал то одну, то другую трубку и просил позвонить через несколько минут. Только Иван Федорович простился с последним из отъезжавших, как помощник мгновенно протянул ему одну из трубок.
— С хлебозавода… раз десять уже звонили…
Иван Федорович маленькой рукой взял трубку, сел на угол стола и сразу стал не тем человеком, то добродушным и растроганным, то хитроватым и веселым, который только что прощался со своими товарищами. В жесте, которым он взял трубку, в выражении его лица и в голосе, которым он заговорил, появились черты спокойной властности.
— Ты не тарахти, ты меня послухай, — сказал он, сразу заставив замолчать голос в трубке. — Я тебе сказал, что транспорт будет — значит, он будет. Горторг заберет у тебя хлеб и будет народ в дороге кормить. А уничтожать столько хлеба — преступление. Зачем же ты его всю ночь пек? Я вижу, ты сам торопишься, так ты не торопись, пока я тебе не разрешил торопиться. Понятно? — И Иван Федорович, повесив трубку, снял другую, разливавшуюся пронзительной трелью.
В раскрытое окно, выходившее в сторону шахты № 1-бис, видно было движение воинских частей, грузовых машин, покидавших город, колонн эвакуируемых жителей. Отсюда, с холма, видно было почти как на карте, что движение распадается в основном по трем руслам: главный поток двигался на юг, к Новочеркасску и Ростову, несколько меньший — на юго-восток, на Лихую, а еще меньший — на восток, на Каменск. Вытянувшиеся в ряд машины, только что покинувшие здание райкома, держали путь на Новочеркасск. И только пропыленный вездеходик генерала пробирался по улицам в сторону ворошиловградского шоссе.
В это время мысли генерала, возвращавшегося к своей дивизии, были уже далеко от Ивана Федоровича. Палящее солнце искоса било ему в лицо. Пыль окутывала и машину, и генерала с шофером, и примолкших на заднем сиденье небритого майора и рослого сержанта. Звуки дальней артиллерийской стрельбы, рев машин на шоссе, вид людей, покидавших город, — все это невольно приковывало мысли этих столь разных по возрасту и по званию военных людей к грозной действительности.
Из всех людей, прощавшихся с Иваном Федоровичем, только представитель Украинского партизанского штаба и генерал, как люди военные, понимали, что означало взятие немецкими танковыми частями Миллерова и их бросок на Морозовский — город на железной дороге, связывавшей Донбасс со Сталинградом. Это означало, что Южный фронт уже изолирован от Юго-Западного и что Ворошиловградская и большая часть Ростовской области отрезаны от центра, а Сталинград — от Донбасса.
Задача дивизии состояла теперь в том, чтобы возможно дольше задержать немцев, наседавших на юг от Миллерова, до тех пор, пока армии Южного фронта успеют отойти к Новочеркасску и Ростову. А это значило, что дивизия, которой командовал генерал, через несколько дней или вовсе перестанет существовать, или попадет во вражеское окружение. Мысль об окружении была глубоко противна генералу. Но генерал не хотел допустить и того, чтобы дивизия его перестала существовать. С другой стороны, он знал, что выполнит свой долг до конца. И все душевные силы его были направлены теперь на решение этой неразрешимой задачи.
По возрасту своему генерал принадлежал не к старшему, а к среднему поколению советских военачальников, к тому поколению, которое начало свой путь в гражданскую войну или вскоре после гражданской войны совсем еще юными и малозаметными людьми.
Рядовой солдат, он исходил ногами ту самую донецкую степь, через которую мчался теперь на вездеходе. Сын курского крестьянина, девятнадцатилетний пастух, он начал свой воинский путь, когда уже гремела бессмертная слава Перекопа. Он стал солдатом в период ликвидации банд Махно на Украине: это был последний слабый отзвук великих битв против врагов революции. Он сражался еще под командованием Фрунзе. В те юные годы он выдвинулся как стойкий боец. Он выдвинулся как умный боец. Но он выдвинулся не только поэтому: стойкие и умные люди не редкость в народе. Исподволь, незаметно, казалось бы даже медленно, усваивал он все то, чему учили бойцов-красноармейцев ротные политруки, батальонные и полковые комиссары — вся бесчисленная, безыменная армия работников политотделов и воинских партийных ячеек, да живет во веки веков память об этих людях! И он не просто усваивал их науку — он перерабатывал и прочно укладывал ее в своей душе. И вдруг выдвинулся среди боевых товарищей своих как человек незаурядного политического дарования.
Дальнейший путь его был прост и головокружителен, как путь любого из военачальников его поколения.
Великую Отечественную войну он начал командиром полка. За плечами его была уже Военная академия имени Фрунзе, Халхин-Гол, линия Маннергейма. Это было неслыханно много для человека его происхождения, его возраста, но как этого было еще мало! Отечественная война сделала его полководцем. Он рос, но еще больше того — его растили. Его растили теперь на опыте великой войны, как растили когда-то в военном училище, потом в академии, а потом на опыте двух малых войн.
Да – обособляется Нет – смотри III
III. Оборот с союзом как является приложением с обстоятельственным значением
Да – обособляется Нет – смотри IV
IV. Союз как можно заменить сочетанием в качестве
Да – не обособляется
2. Запишите и объясните написание приложений с союзом как.
1. Мой друг, как лучший математик класса, будет участником олимпиады.
2. Мой друг известен как лучший математик.
3. Это подарок мне дорог как память о туристическом походе.
4. Этот подарок, как память о туристическом походе, мне очень дорог.
5. Как человек военный, он понимал, что означает эта канонада.
6. Его приняли в коллектив хора как ведущего концерт.
Рабочая тетрадь, задание 138. Расставьте знаки препинания в разных синтаксических конструкциях с союзом как. Укажите номера соответствующих предложений.
сравнительный оборот с союзом как
обособленное приложение с союзом как, имеющее оттенок прuчинности
прuложение с союзом как, имеющим значение «в качестве»
составное сказуемое, именная часть которого присоединяется с помощью союза как
№_______
сложное предложение с союзом как
вводная конструкция с союзом как
1) Тополиный пух как снег летит в эти дни над городом.
2) Пять переплетенных колец как символ объединения в Олимпийском движении спортсменов всех континентов предложил сделать олимпийской эмблемой в 1913 году Пьер де Кубертен.
3) Столица была одета в военную форму и находилась как говорят летчики в готовности номер один.
4) Хорошо сидеть одному на краю снежного поля слушая как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.
5) Он сидел как каменный не слыша ни ровного шума сосен ни уханья филина.
6) Как подлинные патриоты многие писатели с первых дней войны ушли на фронт.
7) Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна.
8) Ты волен и плавен как Волга и Ладога
Как наши равнины широк и велик
Многоцветный как радуга
Звучащий как музыка русский язык.
Рабочая тетрадь, задание 134. Найдите приложения и, если нужно, выделите их знаками препинания.
1) Инженер и его помощник белобрысый техник предпочитали спать на воздухе.
2) А рядом Ленька сын сапожника таскал рыбу не на стоящую сто рублей леску, а на обыкновенную веревку.
3) Раньше народ думал, что живет оно счастье на теплых водах, в синих морях.
4) На рассвете в обсерваторию прибежала из города измученная женщина мать девочки.
5) Как инженер и среднеазиатец он доказывал нам, что вода из опреснителей ничуть не хуже родниковой.
6) Можно говорить о доброте Чехова как человека, но гораздо важнее то обстоятельство, что Чехов был добр и гуманен как писатель.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 336 ; Мы поможем в написании вашей работы!