как солнцу вставать на всех крышах
Урок русскогоо языка для 9 класса «Сложное предложение. Обобщение и систематизация знаний.»
Урок русского языка в 9 классе.
Волохова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.
МОУ «СОШ №46», г. Братск, Иркутской области
Тема урока : «Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложное предложение».
Тема высказываний: «Весна».
Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
I .Словарный диктант.
Ø Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.
Повторение теоретических сведений.
1)Пунктуационный анализ предложений.
Ø Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.
И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.
Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.
Ø Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).
3) Цифровой диктант.
Ø Обозначить цифрами предложения:
Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
Бессоюзное сложное предложение – 3
Простое предложение – 4
· Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.
1.Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз.
Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.
2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, так что мне хотелось всё больше быть на улице. Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, и мне хотелось всё больше быть на улице. Сложносочинённое предложение.
· Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.
1.Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. (Н.В.Гоголь)
Весна, которую долго задерживал холод, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.
2. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. (А.И.Куприн)
В густой буйной траве там и сям дрожат бриллианты крупной росы, которые переливаются и вспыхивают разноцветными огнями.
3.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Как только лес почует приближение весны, он начинает тихо дышать и пробуждаться ото сна.
· Прибавьте придаточное ко второй части ССП.
1.Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт, который так долго ждали все.
· Составьте предложения, соответствующие характеристикам.
1.Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (С.Т.Аксаков)
2.Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А.И.Куприн)
3.Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. (А.И.Куприн)
5) Тренировочные упражнения.
Ø Каждому учащемуся дан текст с заданиями.
(9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков…
(13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья…
1. Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера.
2. Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
4. Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 9:
(1) Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения
(2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
(3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
(4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
7. Разноуровневое домашнее задание.
1 уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП.
2 уровень. Выпишите из художественной литературы пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор)
3 уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.
Солнце на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и живительный для растения, как нам любовь…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки. Предлагаются виды работ: пунктуационный анализ предложений, комментируемое письмо, цифровой диктант, разные творческие задания, тренировочные упражнения, которые помогут подготовиться к ЕГЭ. Предполагается разноуровневое домашнее задание. Все предложения, используемые на уроке, связаны одной темой «Весна».