как узаконить канализацию в частном доме
Перевод частной канализации на баланс водоканала
Для того чтобы граждане, за счет собственных средств которых было произведено строительство канализационной сети, расположенной на муниципальной территории, могли прекратить нести расходы на ее содержание, имущество должно быть признано бесхозяйным и принято в муниципальную собственность.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу полномочий органов местного самоуправления городских округов относится организация водоснабжения населения и водоотведения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При выявлении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Исходя из сложившейся практики строительства подобных объектов можно предполагать, что право собственности граждан на образованную канализационную сеть в установленном законом порядке не зарегистрировано, что дает основание рассматривать ее как бесхозяйную вещь.
Для подтверждения данного факта можно запросить сведения о зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правах на спорный объект. Выписку предоставляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Первоначально необходимо обратиться в орган местного самоуправления и потребовать поставить спорный участок канализационной сети на учет в качестве бесхозяйного имущества, а затем в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» актуализировать и утвердить схему водоотведения, включив в нее спорный участок сетей.
Принятие указанных мер повлечет за собой необходимость для органа местного самоуправления исполнить обязанность по организации обслуживания данного имущества.
В случае бездействия органа власти вопрос можно будет разрешить в судебном порядке.
Подключение к центральной канализации частного дома — инструкция по шагам
При возведении дома недалеко от централизованных сетей перед владельцем зачастую встает выбор: производить монтаж автономного водоотвода или подключаться к центральным коммуникациям.
Подключение к центральной канализации частного дома является наиболее популярным решением, однако при этом необходимо знать множество тонкостей: главные недостатки и преимущества такого подхода, какие документы и разрешения следует получить, как подготовить частный участок и как провести подключение правильно.
Ответы на эти вопросы находятся в данной статье.
Недостатки и преимущества подключения к центральной канализации
Прежде чем принимать окончательное решение о выборе типа канализационной системы, следует знать все достоинства и недостатки подсоединения к центральной сети.
Преимущества данного решения:
К главным недостаткам относится:
С чего нужно начинать, какие разрешения необходимо получить, какие документы понадобятся
В первую очередь необходимо узнать, какая разновидность центральной канализации расположена рядом с частным домом: раздельная или смешанная. Затем следует подсчитать предварительные расходы и, если это возможно, максимально их уменьшить. Например, эффективным способом экономии является коллективное подсоединение к общей сети.
Перед началом работ по прокладке центральной ветки канализации к частному дому, хозяину участка надо знать, куда обратиться за разрешениями, и какой пакет документов потребуется.
Перечень необходимых документов и куда обратиться за их получением:
Если по участку, где будет располагаться трубопровод, проходят сторонние сети (к примеру, тепловые либо электрические) или находится дорога, то потребуется также получать разрешения от предприятий, эксплуатирующих эти сети.
Важно знать, что при отсутствии всех вышеуказанных документов и разрешений, при произведении незаконной врезки, владелец частного участка будет обязан выплатить значительный штраф, а также демонтировать канализационную ветку за свой счет.
Подготовка участка для врезки и виды подключения
Перед началом непосредственно монтажа, необходимо провести работы по подготовке частного участка для врезки. Подготовительные мероприятия проводят в таком порядке:
При раздельном варианте к городской канализации подсоединяются отдельные водоотводы для ливневых и хозяйственных вод. К недостаткам такого вида относится необходимость врезки 2-ух труб, что предполагает двойную оплату и обеспечение функционирования данных систем на участке частного дома. Преимуществом является отсутствие потребности в дополнительной проверке ливневых вод.
Смешанный подход используется только для трубопровода смешанного вида и подразумевает врезку общего водоотвода для всех типов стоковых вод. Достоинством этого решения является меньшая стоимость и длительность работ, а также отсутствие необходимости в обслуживании второй системы частного участка.
Подключаем канализацию к частному дому — этапы работы
При укладке трубопровода важно обеспечить необходимый уклон, чтобы сточные воды проходили самостоятельно с подходящей скоростью. Рекомендуется придерживаться проседания в 3-5 см на каждом метре. Глубина закладки должна составлять более 1 метра.
После осуществления всех подготовительных этапов (установки ревизионного колодца; выкапывания траншеи и соединения ее с колодцем; подключения водоотвода внутри здания к смотровому колодцу и созданной траншее) можно начинать подключение индивидуальной ветки к общей центральной канализации.
Основные этапы процедуры:
Контроль качества подключения
К монтированной системе, согласно Строительным нормам и правилам, выдвигаются такие требования:
Стоимость подключения
Хозяева частного дома перед принятием решения о подключении к центральной магистрали должны знать, сколько стоит проведение данной процедуры. Основной статьей расходов станет обращение к специалистам для расчета глубины пролегания труб, проектирования и составления плана работ, а также получение разрешения на осуществление врезки.
Разрешение на септик – как получить и что для этого нужно
Локальная канализация (или как ее еще называют, септик) – это рациональная и удобная инженерная система для накопления, хранения, отвода и переработки сточных вод там, где невозможно подключиться к центральному трубопроводу или его работа неудовлетворительна.
Прежде чем выбирать систему и разрабатывать проект, необходимо понять, нужно ли разрешение на установку септика. Частная канализация – это не просто резервуар или яма. Септик – это канализационная система, в которой предполагается отведение стоков. Они могут попасть в грунтовые воды или водоемы, поэтому их качественный состав нормируется. А значит, чтобы установить такую канализационную систему у себя в доме, необходимо получить разрешение на септик. Что для этого нужно, рассмотрим далее.
Септики с залповым сбросом 250 л
Нормативные документы и требования, которые нужно соблюсти, чтобы получить разрешение на септик
Так как частная канализация предполагает отвод переработанных стоков в окружающую среду, то чтобы установить ее на участке необходимо обеспечить получение соответствующего разрешения в СЭС на септик. Первым этапом является разработка проекта, который бы учитывал требования:
Работа частной канализации (септика) предполагает, что стоки вначале отсеиваются, а после очищаются с помощью специальных анаэробных бактерий. В результате этого процесса они содержат определенное количество вредных химических соединений и микроорганизмов, которые могут попасть в почву. Разрешение на септик для установки в частном доме выдает санитарно-эпидемиологическая служба или другое учреждение, занимающееся вопросами охраны окружающей среды после тщательного анализа проекта и его полного соответствия техническим и санитарным нормам.
Конечно же можно изучить все эти документы самостоятельно и разработать проект, однако разумным будет обратиться в специализированную организацию с тем, чтобы они занялись установкой септика под ключ. Там работают специалисты, которые владеют полными знаниями не только в технической, но и в законодательной и нормативной области. Они спроектируют оптимальную систему и учтут все необходимые требования. Такой проект с большей вероятностью будет принят СЭС и вы сможете получить разрешение на установку септика на своем частном землевладении.
Варианты устройства системы и некоторые советы для получения разрешения на установку септика
Чтобы получить разрешение на септик в СНТ, необходимо также учесть ряд нюансов:
Есть и другие общие правила расположения септика:
Чтобы установить септик в городе, а именно в частном доме, то разрешение можно получить при соблюдении общих требований СНиП и СанПИН, а также при его обязательном удалении от многоквартирного дома на расстояние не менее 15м.
Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут сделать удобную и оптимальную конструкцию, которая будет легко эксплуатироваться в будущем:
Итак, мы выяснили, нужно ли разрешение на септик и как подготовить проект, чтобы он соответствовал нормам и прошел согласование в СЭС. Теперь рассмотрим порядок получения разрешения и набор документов, необходимых для этого.
Список документов, чтобы получить разрешение на септик
Итак, какие документы нужны для устройства септика, чтобы СЭС дало разрешение:
К данному пакету документов прикладывается заявление на выдачу разрешения на установку септика. Если документы в порядке и к ним не возникает вопросов, рассмотрение их осуществляется в течение месяца.
Стоит отметить, что после получения разрешения устанавливать септик необходимо строго в соответствии с проектом. СЭС может периодически осуществлять проверку как работы септика, так и правил его обустройства. Предусмотрен штраф за септик, установленный без разрешения или за самостоятельное и несогласованное изменение проекта. Размер его определяется индивидуально и зависит от степени нарушения, первое оно или нет. Если жалобу подали соседи, то органы могут ограничиться предупреждением, в более сложных случаях размер штрафа устанавливается в суде и может достигать нескольких тысяч рублей.
Септик – отличное инженерное сооружение, которое способно повысить комфорт как постоянного жилья, так и дачного сезонного строения. Отнеситесь к его устройству со всей ответственностью и можете быть уверены, что у вас не появятся проблемы в будущем.
Как узаконить канализацию в частном доме
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 691 “Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782” (не вступило в силу)
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов;
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4701; 2016, N 13, ст. 1827; N 51, ст. 7397).
2. Рекомендовать органам, уполномоченным на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, до 1 января 2020 г. обеспечить внесение соответствующих изменений в схемы водоснабжения и водоотведения в части отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2019 г. N 691
Правила
отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов
1. Настоящие Правила определяют порядок отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.
2. Централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения.
3. Утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения осуществляются в порядке, предусмотренном для разработки, утверждения и актуализации (корректировки) схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, установленном Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
4. Централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил):
б) одним из видов экономической деятельности, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, организации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.
5. Сточными водами, принимаемыми в централизованную систему водоотведения (канализации), объем которых является критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, являются:
а) сточные воды, принимаемые от многоквартирных домов и жилых домов;
б) сточные воды, принимаемые от гостиниц, иных объектов для временного проживания;
в) сточные воды, принимаемые от объектов отдыха, спорта, здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, дошкольного, начального общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового, административного, религиозного назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан;
г) сточные воды, принимаемые от складских объектов, стоянок автомобильного транспорта, гаражей;
д) сточные воды, принимаемые от территорий, предназначенных для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества;
е) поверхностные сточные воды (для централизованных общесплавных и централизованных комбинированных систем водоотведения);
6. Для целей отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов объем сточных вод, являющийся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, определяется за 3 календарных года, предшествующие календарному году, в котором осуществляются утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения.
В случае если прием сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации) производился в течение менее 3 календарных лет, предшествующих календарному году, в котором осуществляются утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения, определение объема сточных вод, являющегося критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, осуществляется за период, в течение которого осуществлялся фактический прием сточных вод в такую централизованную систему водоотведения (канализации), но не менее 12 календарных месяцев.
Определение значения концентраций указанных веществ осуществляется по валовому содержанию соответствующего вещества в натуральной пробе сточных вод.
8. К централизованным системам водоотведения поселений или городских округов также подлежат отнесению централизованные ливневые системы водоотведения (канализации), предназначенные для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселений или городских округов (без оценки соблюдения совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов).
Для целей отнесения централизованной ливневой системы водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территорий поселения или городского округа, к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов организация, указанная в пункте 3 настоящих Правил, представляет в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, копии одного или нескольких имеющихся у такой организации документов, подтверждающих, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа, из числа документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
9. Сбор сведений об объеме сточных вод, принимаемых в централизованную систему водоотведения (канализации), для целей оценки соответствия такого объема объему сточных вод, являющемуся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, осуществляется организацией, указанной в пункте 3 настоящих Правил, с использованием данных коммерческого учета сточных вод, принимаемых в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляемого в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».
При определении объема поверхностных сточных вод (для централизованных общесплавных и централизованных комбинированных систем водоотведения), указанных в подпункте «е» пункта 5 настоящих Правил, учитывается весь объем принимаемых в централизованную систему водоотведения (канализации) таких сточных вод, в том числе объем неорганизованного сброса поверхностных сточных вод, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».
В случае, указанном в пункте 7 настоящих Правил, определение соответствия показателей состава сточных вод, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, показателям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил, осуществляется по результатам анализов не менее 12 проб сточных вод, отобранных организацией, указанной в пункте 3 настоящих Правил, в течение 12 календарных месяцев подряд, предшествующих календарному месяцу, в котором в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, представляются сведения о соответствии объема сточных вод, принимаемых в соответствующую централизованную систему водоотведения, объему сточных вод, являющемуся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (не менее одного раза в каждом из календарных месяцев, при этом разница между датами отбора проб должна составлять не менее 15 календарных дней), на основании актов отбора проб сточных вод и протоколов исследований отобранных проб сточных вод по показателям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил. При этом отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод осуществляются в соответствии с положениями раздела IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
10. В случае если отнесение централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов осуществляется при проектировании или строительстве объектов централизованной системы водоотведения (канализации), определение объема сточных вод, принимаемых в такую централизованную систему водоотведения (канализации), для целей оценки соответствия такого объема объему, являющемуся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, осуществляется в соответствии со сведениями, содержащимися в проектной документации объектов капитального строительства, строительство которых предполагается или осуществляется на территории такого поселения или городского округа, условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, схеме водоснабжения и водоотведения и документах территориального планирования такого поселения или городского округа.
12. В случае если в течение 3 календарных лет подряд в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, представлялись сведения о несоответствии объема сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), отнесенные к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в соответствии с настоящими Правилами (за каждый календарный год), объему сточных вод, являющемуся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, или в случае если в течение 3 календарных лет подряд сведения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, не представлялись в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, такой орган исключает из схемы водоснабжения и водоотведения сведения об отнесении соответствующей централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в порядке, предусмотренном Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2019 г. N 691
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782
1. В Правилах разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
а) пункт 8 дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:
«ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.»;
б) дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14. Актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения при наличии условий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 8 настоящих Правил, осуществляется:
б) в случае исключения из схемы водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов:
2. В требованиях к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных указанным постановлением:
а) абзац третий пункта 2 изложить в следующей редакции:
б) пункт 16 дополнить подпунктом «к» следующего содержания:
«к) сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, включающие перечень и описание централизованных систем водоотведения (канализации), отнесенных к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, а также информацию об очистных сооружениях (при их наличии), на которые поступают сточные воды, отводимые через указанные централизованные системы водоотведения (канализации), о мощности очистных сооружений и применяемых на них технологиях очистки сточных вод, среднегодовом объеме принимаемых сточных вод.»;
в) в подпункте «в» пункта 18 слова «технологическим зонам сооружений» заменить словами «технологическим зонам»;
г) в подпункте «а» пункта 20 слово «сооружений» исключить.
Обзор документа
Утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.
Положительное решение принимается, если организация водоотведения согласно ОКВЭД в т. ч. ведет деятельность по сбору и обработке сточных вод, а объем сточных вод от поселения/городского округа превышает 50%.
Необходимые изменения внесены в правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию таких схем.
Уполномоченным органам рекомендовано скорректировать схемы до 1 января 2020 г.