как узнать что рейс перенесли
Как узнать, что авиакомпания изменила время рейса?
photo chuttersnap, Matthew Smith, Benjamin Wong
Такое часто бывает — перевозчик меняет расписание по множеству причин. Мы сделали подборку ресурсов, которые помогут узнать все про изменения вашего рейса.
Хотя авиакомпании и обязаны информировать об изменениях его рейса, очень часто эта информация не доходит до пассажиров по множеству причин, от выключенного телефона до неработающего роуминга. Особенно обидно, когда рейс переносится на пару часов, и вместо того, чтобы провести лишнее время в городе, приходится сидеть в аэропорту. Чтобы этого не случилось, проверяйте статус своего рейса, прежде чем отправиться в аэропорт.
Сайт авиакомпании
Первый источник, который нужно открыть — сайт или приложение авиакомпании. В большинстве случаев именно на ресурсах перевозчика расположена вся полная информация о вашем рейсе, в о числе все изменения в расписаниях.
Используйте поиск по направлениям или номеру рейса (его можно найти в маршрутной квитанции на почте), чтобы получить наиболее полную информацию. Помните, что информация может отображаться с задержкой. Если есть возможность подписаться на уведомления о статусе рейса (sms или push-уведомления), то используйте ее для экономии времени.
И обязательно уточняйте, когда авиакомпания закрывает стойки регистрации, если собираетесь сдавать багаж или регистрация онлайн не работает. Дело в том, что некоторые перевозчики могут не менять время окончания регистрации в случае небольшого (до 60 минут) изменения времени вылета. Поэтому, чтобы не пропустить рейс, лучше точно понимать, когда закрываются стойки регистрации (обычно это происходит за 40 минут до вылета, реже за 60 минут до вылета).
Что делать при задержке авиарейса
От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.
Тамара Рогачёва
Как понять, что рейс задержан
Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.
Но бывает и по-другому: если авиакомпания знает о задержке рейса, то по закону она обязана вас об этом предупредить. Чаще всего SMS-сообщением.
Если вы уже в аэропорту, то сообщение о задержке появится на табло и будет продублировано по громкой связи.
Что делать, если рейс задержан
Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.
С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.
Фото: Uskarp / Shutterstock
Что мне должна авиакомпания
Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.
Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.
Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.
А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.
При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.
Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.
При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.
Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.
Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock
Что за компенсации
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Фото: Alen thien / Shutterstock
Как получить нормальную компенсацию за задержку
При оформлении билетов на сайте Туту можно докупить услугу «Страхование на время поездки». По ней вы сможете получить моментальную выплату до 10 тысяч рублей при задержке рейса. На такую сумму можно рассчитывать при задержке багажа, а вот при его повреждении или потере страховая выплатит уже от 30 тысяч рублей.
Куда деть багаж
При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.
Как облегчить ожидание вылета
Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.
Берите с собой гаджеты: телефон, компьютер, планшет. Скрасите ожидание просмотром сезона какого-нибудь сериала. Только не забудьте взять с собой повербанк, а ещё лучше тройник. Розетки в аэропортах нарасхват, а так получится не только «отжать» розетку, но ещё и соседям по несчастью помочь — поверьте, они точно будут вам благодарны и, быть может, даже угостят вас чашечкой латте.
Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.
И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.
Предусмотренные способы получения информации об отмене или задержке рейса, обязательства авиаперевозчика
Люди, довольно часто летающие на самолетах, знают, что последние иногда задерживаются, либо рейсы и вовсе отменяются. Такое может происходить по разным причинам, выяснить которые не так сложно. Кроме того, узнать об отмене конкретного рейса самолета можно вовремя, если соблюсти некоторые условия.
Возможные причины отмены или задержки рейса
Причин, по которым авиаперевозчик отменяет рейс, действительно много. Не всегда подобные события происходят именно по вине компании. К примеру, она полностью снимает с себя ответственность, когда возникает ряд объективных оснований, в перечень которых входит:
На авиакомпанию также возлагаются обязательства, касающиеся периода продажи билетов. Будет считаться, что она нарушила правила, если рейс самолета перенесен или отменился:
Даже когда причины, по которым перевозчик нарушил правила, из-за чего произошла отмена рейса самолета, являются объективными, за пассажирами сохраняется право на получение компенсации. Данное условие касается как регулярных, так и чартерных рейсов. Если проигнорировать его, скорее всего, избежать штрафных санкций не получится.
Способы узнать об отмене, задержке или переносе времени вылета
Практически все авиаперевозчики сообщают своим клиентам об отмене или задержке рейса самолета посредством СМС или письма на электронную почту. Этот способ выбирается по причине того, что компания обязана заносить информацию о произошедшем форс-мажоре в специально для этого созданную систему бронирования. Из нее идет и сама рассылка уведомлений абсолютно всем пассажирам, купившим билет на конкретный самолет. Важные сведения они получают быстро.
Существуют и другие методы, позволяющие узнать о задержке рейса или его отмене:
Эти варианты подходят, чтобы проверить данные, как о задержке, так и об отмене.
Если клиент получил СМС-сообщение или электронное письмо, там также пишутся предлагаемые перевозчиком варианты, помогающие решить возникшую проблему. Следует перейти по пришедшей на телефон ссылке и указать, что пассажир согласен с использованием альтернативного способа.
При отсутствии изменений клиент имеет право подать заявку, чтобы сдать билеты на самолет и вернуть уплаченные деньги. Из-за того, что в большинстве случаев ситуация с отменой или задержкой рейса происходит по вине авиакомпании, возвратить можно даже оплату невозвратного билета.
Если покупка совершалась на одном из посреднических порталов через интернет, подавать заявление придется в центр поддержки. Денежные средства должен вернуть выбранный пользователем сервис.
Созданная жалоба помечается штампом компании. Естественно, на полноразмерный возврат денег рассчитывать не приходится, так как за осуществление всех необходимых операций будет удержан комиссионный сбор.
Обязательства авиакомпании перед пассажирами в случае отмены рейса
На то, какие обязательства возлагаются на перевозчика, влияют причины, по которым произошла отмена рейса самолета:
По вине авиаперевозчика
Если у компании нет доказательств того, что отмена авиарейса произошла из-за непредвиденных обстоятельств, клиент может рассчитывать на предоставление выплаты в размере 3% от стоимости билета. Начисление ставки осуществляется за каждый час, что пассажир провел в ожидании.
Важно! Размер возмещения регулируется статьей 28 законодательства Российской Федерации, регламентирующего права потребителей. Крупные суммы возврата не предусмотрены, но в случае отмены конкретного рейса авиакомпания обязана возвратить человеку потраченные на авиабилет денежные средства или поменять проездной документ на альтернативный, если покупателя такой вариант устраивает.
Из-за непреодолимых обстоятельств
Если проблемы с вылетом возникли из-за непредвиденных обстоятельств, к примеру, погодных условий, действовать необходимо по следующей инструкции:
Согласно статье 794 ГК, авиаперевозчики освобождаются от ответственности в таких ситуациях:
Действия, которые необходимо предпринять для получения компенсации
В некоторых ситуациях из-за недобросовестности перевозчиков получить компенсацию бывает трудно. Как необходимо действовать, чтобы защитить себя и добиться справедливости:
Если пассажир желает получить деньги, но ему предлагают другой вариант, стоит начать сбор документов, в первую очередь, подтверждающую факт непредвиденных расходов. Что включается в пакет:
Лучше, если будет доказано, что из-за отмены рейса человек не смог присутствовать на каком-либо важнейшем событии. Какие бумаги подходят для этого:
Как только клиент компании прибудет домой, он пишет заявление и указывает в нем:
К претензии прилагаются копии необходимых документов.
Отмена/Задержка рейса
Хочу проверить время вылета рейса. Где это можно сделать?
Актуальная информация о времени вылета рейса отображается на «Табло вылетов» в аэропорту.
Если вы находитесь не на территории аэропорта, то информацию о рейсе, в том числе и время вылета, можно посмотреть в сервисе «Проверка заказов» на сайте или в приложении в разделе «Онлайн табло».
Обо всех изменениях во времени вылета рейса авиакомпания информирует по телефону (SMS) и e-mail, указывая период, на который задерживается рейс.
Мой рейс задержали. Регистрация на рейс закончится тоже позже?
Нет, регистрация на рейс заканчивается в то время, которое указано в маршрутной квитанции и не продлевается в случае задержки рейса.
Исключением является международный аэропорт Бен Гурион в г. Тель-Авиве (Израиль). Согласно режиму работы данного аэропорта, в случае изменения времени вылета либо отмены рейса, регистрация закрывается за 1 час до планового времени вылета рейса, то есть за 1 час до вылета по расписанию.
Мой рейс отменили. Что делать?
Для начала обратитесь к представителю авиакомпании в аэропорту. Он сможет сориентировать по времени задержки вылета, предложит возможные варианты рейсов в случае отмены и организует перевозку пассажиров до другого аэропорта, откуда отправляется новый рейс.
Рейс задержали больше чем на 3 часа. Что мне положено от авиакомпании?
При задержке рейса на срок до 4х часов, пассажиру полагается:
Чем дольше задержка рейса, тем больше удобств предоставляет авиакомпания. Подробнее читайте здесь.
Мой рейс отменили. Могу ли я вернуть деньги?
При отмене рейса пассажир может вернуть всю стоимость билета или ее часть без удержания штрафов и сборов.
Из-за задержки рейса я опоздал на следующий. Что делать?
Обратитесь к представителю «Уральских авиалиний» в аэропорту пересадки.
Если следующий рейс выполняет другая авиакомпания, то и обратиться за обменом билета стоит к представителю авиакомпании-перевозчика.
Что значит отмена рейса на самолет, и как узнать об этом
Самолет пассажиры выбирают как самый быстрый и удобный транспорт. Всего несколько часов, и он преодолевает расстояния, которые автобусом или поездом пришлось бы ехать сутки. Но непредвиденные ситуации случаются тогда, когда их никто не ждет. Как узнать про то, что была отмена рейса на самолет, выяснить причину и что делать пассажиру, который должен был улететь, но не сможет это сделать по причине отмены или задержке рейса. Иногда такие ситуации застают врасплох и меняют полностью все планы на отдых или деловые поездки.
Что значит отмена рейса
Отмена рейса – это изменение времени вылета компанией-перевозчиком, о которой уведомляют заранее. Чаще всего про изменение полета предупреждают за несколько дней, но в силу непредвиденных ситуаций пассажиры могут узнать о том, что вылет отменяется, когда находятся в аэропорту.
Есть два варианта отмены:
Права пассажира в обоих случаях регламентируются Правилами воздушных пассажирских перевозок Российской Федерации или Регламентом ЕС №261/2004, в зависимости от того, какой авиакомпании принадлежит самолет – российской или иностранной.
Важно! Не зависимо от того, на территории какой страны произошла ситуация, вы имеете право на совершение таких действий при задержке или отмене вылета:
Причины отмены рейсов
Не всегда в том, что рейс отменили, виновата авиакомпания. Есть ряд причин, по которым происходят такие ситуации.
Авиакомпания виновата, если:
Авиакомпания не виновата, если:
Как узнать про отмену рейса
Авиакомпания уведомляет пассажиров о том, что рейс отменили, несколькими способами. Это может быть смс-уведомление на ваш номер телефона или письмо на электронную почту. Но иногда о том, что рейс отменяют, пассажир узнает уже в аэропорту. Часто информация о внесении изменений в планы полетов появляется на официальном сайте компании-перевозчика.
Обязательно уточните у авиакомпании, почему случилась ситуация, и вылет был отменен. От этого зависит, будете ли вы продолжать путешествие или откажитесь от него. Если в стране прилета произошла гражданская война или другое чрезвычайное происшествие, которое ставит под угрозу жизни пассажиров, не имеет смысла лететь на отдых. Вас обязаны проинформировать вовремя об изменениях в расписании и предлагать варианты решения вопроса.
Если рейс отменили в аэропорту
Частая ситуация – пассажиры прибыли в аэропорт и узнали, что их рейс отменили или перенесли. В таких случаях сотрудники авиакомпании обязаны объяснить, по какой причине произошла отмена. Если по вине компании, они могут предложить вам перелет другим рейсом, это бесплатно.
Также пассажирам положены компенсации, в зависимости от времени задержки:
Если рейс отменили, когда пассажиры были на борту
Такие ситуации случаются нечасто, их причинами могут стать:
В США пассажиры в самолете имеют преимущество и дополнительные права по сравнению с пассажирами, которые находятся в здании аэропорта. Их обязаны покормить и предоставить все необходимые услуги уже через 2 часа задержки.
Если рейс отменили за несколько дней до вылета
Случается и так, что об отмене рейса пассажиры узнают за несколько дней до вылета. В таком случае согласно правил, перевозчик имеет обязанности:
Для примера можно разобрать ситуацию, если вы купили билет на рейс Москва – Лондон единым билетом. В случае отмены, если нужно было бы делать в пути пересадку, вам вернут деньги за все части пути.
Если билет был куплен на двух отдельных бланках, компания компенсирует только ту часть полета, отмена которой произошла по ее вине. В случае, когда пассажир уже преодолел часть пути и находится в промежуточном аэропорту в ожидании следующего рейса, который был отменен по ее вине, компенсируют деньги за первую часть и бесплатно возвращают пассажира в пункт отбытия.
Если рейс отменили за 7-13 дней до вылета
Авиакомпания может предложить новый перелет, или обязана компенсировать стоимость билета, если пассажиру не подходят такие условия. Размер компенсации зависит от длительности перелета и регулируется в зависимости от того, был это рейс российских перевозчиков или европейских.
Если рейс отменили за 14 дней до вылета
В таком случае вернуть стоимость билета нельзя, так как по правилам перевозчика, он выполнил все обязательства и заранее предупредил пассажира об отмене. В случае если у вас запланирован и выкуплен отдельный билет на следующий стыковочный рейс, вы имеете право на замену билета по времени, которое удобно для пересадки.
Размер компенсации при отмене рейса в России
Что делать, если произошла отмена рейса – подавать заявление, чтобы получить компенсацию. Она складывается из двух частей:
Для получения компенсации следует обратиться на стойку регистрации и найти там представителя авиакомпании, которая должна была совершить рейс. Здесь вам поставят в посадочный талон специальный штамп, который подтверждает отмену рейса.
Обязательно сохраняйте все чеки на питание, на такси, на гостиницу и другие, если компания не предоставила вам законные права – так все средства будут возвращены, так как по вине перевозчика не были соблюдены правила, которые действуют при отмене или задержке авиарейса.
Претензию следует подать в юридический отдел авиакомпании по электронной почте, изложив все факты в свободной форме и указав необходимые данные:
Если компания выразит согласие на возврат денежных средств и выплаты, вас могут попросить выслать оригиналы чеков и другие документы заказным письмом. Обязательно снимите для себя все копии.
Согласно Воздушному Кодексу РФ, ответ на претензию должен последовать в течение 30 дней. Деньги возвращают на счет, указанный вами при составлении письма. Если вы не получили ответ или при аннулировании жалобы следует подавать в суд. Помните, что компенсация положена только за разумные траты – ваши покупки в дьюти-фри и другие траты, которые не имеют отношения к естественным потребностям пассажира в случае отмены вылета, перевозчик компенсировать не обязан.
Российские правила на получение компенсации действуют:
Размер компенсации при отмене рейса в Европе
Кроме правил, которые действуют для всех без исключения авиакомпаний и включают в себя:
есть свод правил, который обязывает компанию, виной которой пассажир не смог улететь, выплачивать ему компенсацию.
Ее размер зависит от дальности полета и от времени задержки рейса. Он составляет от 125 до 600 евро.
Также каждому пассажиру предоставляется право:
Правила воздушных перевозок для всех мировых авиакомпаний устанавливаются в стране, которая предоставляет услугу. Также отличается и размер компенсации, который зависит от дальности полета и от времени ожидания. При возникновении спорных ситуаций следует всегда обращаться к руководству, в случае отказа от удовлетворения прав пассажира он имеет право на обращение в суд.