как узнать что термостат заклинило
Все круги термостата: признаки неисправности и что делать
Как определить, что неисправен термостат
И действительно, термостат представляет собой механический клапан, основная задача которого — регулирование охлаждающей жидкости в системе. Среди основных функций термостата, за которые он отвечает, можно выделить:
Таким образом, как только термостат выйдет из строя, автомобилист это точно почувствует одним из двух путей:
Как узнать, сломан ли термостат: признаки
Несмотря на то что неисправный термостат будет не единственной причиной аналогичных неисправностей как в самом двигателе, так и проблем с печкой и отоплением салона авто, будьте уверены, что в 60-70% случаев при схожих неисправностях это будет именно он.
Обычно при тех или иных обстоятельствах говорят, что клапан термостата закис, либо в полностью открытом, либо в полностью закрытом положении, хотя, как правило, встречается некоторый компромисс: скажем, клапан термостата закрыт/открыт не до конца или открытие и закрытие происходит раньше положенного времени или с задержкой, протекает уплотнитель и так далее.
Таким образом, помимо очевидных признаков, есть еще пара, говорящих о том, что термостат на вашем автомобиле вышел из строя:
Внимание! В связи с тем, что отказ термостата может привести к повреждению двигателя (из-за перегрева мотора, нередко нарушается геометрия головки блока цилиндров), стоит внимательно относиться к нестандартному поведению автомобиля и не игнорировать предупреждения.
Прежде чем заменить термостат, проверьте его (без демонтажа, с демонтажем)
Проверка без демонтажа
Первый вариант — самый простой. Запускаем двигатель, ждем, когда стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости начнет движение (двигатель начнет прогреваться), заглядываем под капот ( не забываем о мерах предосторожности: длинные волосы, шарфы и другие свисающие предметы гардероба убрать, чтобы они не попали в движущиеся элементы мотора ) и аккуратно трогаем рукой патрубки радиатора, верхний и нижний.
Если нижний патрубок потеплел в короткий срок после запуска двигателя (менее 2 минут при температуре плюс 20 градусов Цельсия), это значит, термостат заклинил в открытом положении — охлаждающая жидкость (ОЖ) сразу идет по большому контуру. ОЖ будет долго нагреваться, печка —не греть.
Если термостат остается в закрытом положении, стрелка быстро, буквально через несколько минут летом, пойдет вверх к 90 градусам. ОЖ ходит по малому контуру — внутри рубашки охлаждения двигателя и через теплообменник печки. Двигатель очень быстро перегреется.
С демонтажем
Но прежде всего о безопасности: перед демонтажем термостата вам настоятельно рекомендуется надеть защитные очки и перчатки. А теперь вот что вам еще понадобится:
Что делать, если сломался термостат? Как его починить? Нужно менять?
Починить его будет нельзя, только поменять.
К счастью, это относительно простой ремонт, который вы, вероятно, сможете выполнить самостоятельно. И вот набор простых для выполнения инструкций.
Вот что надо делать:
1. Дайте машине остыть в течение 20-30 минут (если она была заведена);
2. Найдите термостат. Найдите верхний патрубок на радиаторе, и по нему вы найдете корпус термостата, который соединен с двигателем;
3. Открутите пробку бачка охлаждающей жидкости;
4. Слейте антифриз, предварительно поставив вниз чистую тару. Как говорили ранее, можно слить лишь часть ОЖ, не полностью. Главное, чтобы уровень в блоке мотора оказался ниже расположения клапана термостата.
Внизу радиатора находится сливная пробка. Грязную охлаждайку перед повторным использованием необходимо отфильтровать;
5. Снимите и замените термостат, открутив несколько крепежных винтов;
6. Снимите разъем с элемента нагрева;
7. Установите новую уплотнительную резинку, термостат и затяните винты крепления. Удостоверьтесь, что сливная пробка радиатора закручена;
8. Залейте ОЖ;
9. Запустите двигатель;
10. Убедитесь, что в системе охлаждения нет воздушной пробки;
11. Прогрейте мотор и посмотрите, ушли ли признаки неработающего термостата;
12. Сделайте тест-драйв, посматривая на температуру мотора;
13. Убедитесь, что уровень охлаждающей жидкости не упал;
14. Если да — долейте при необходимости и убедитесь, что нигде нет течи.
Признаки, указывающие на неисправность термостата
Как самостоятельно проверить работу термостата в авто
Система охлаждения автомобиля имеет жидкость, температура которой может колебаться в большом диапазоне. Чтобы контролировать эти колебания на авто, существует такой специальный механический элемент, как термостат. Это устройство справляется с 2 функциями – предотвращает перегрев силового агрегата и допускает быстрый старт работы мотора. Через какое-то время элемент изнашивается и становится непригодным для работы. Это негативно сказывается на двигателе. Чтобы вовремя обозначить такой момент, необходимо знать способы проверки термостата, которая осуществляется прямо на автомобиле. Тогда при выявлении присущих этому элементу признаков поломки есть возможность его демонтировать и дополнительно испытать.
Как работает термостат?
Эта деталь очень чувствительна к температуре и при нагревании свыше 87-93 °С открывает заслонку. Защитный процесс начинает работать от расширения специальной жидкости, которая чувствительна к перемене температуры окружающей среды (антифриза).
У термостата имеется заслонка, которая плотно закрывается. Сам он расположен в индивидуальном корпусе и считается самостоятельным элементом. Однако есть и изделия без корпуса, которые устанавливаются внутрь двигательного канала.
Последовательность действий работы термостата
Самые первые и основные признаки неисправности термостата это: перманентное «кипение» или отсутствие возможности нагреть силовой агрегат, преимущественно в холодное время года.
Причины и проявления возможной поломки
Есть 3 вида неисправности автомобильного термостата:
Примечание. Данные неисправности могут происходить из-за двух причин: элементарное изнашивание детали или плохое качество охлаждающей жидкости, которая оставляет налёт на внутренней части стенок системных деталей и труб. Похожий эффект появляется, если залить обычную или дистиллированную воду.
При первом варианте нагретая жидкость не способна дойти до основного радиатора, и её охлаждение происходит в салонном отопителе. Как итог – двигатель страдает от перегрева, а антифриз в расширительном бачке закипает. Эта поломка провоцирует образование пара и его выделение через клапан пробки. Соответственно, можно услышать тихое шипение. Температурная стрелка на приборной панели будет расположена в критической красной зоне.
Проблематично определить поломку термостата при заклинившей заслонке в полуоткрытом положении. Двигатель долго не может набрать стандартную температуру, а уже при нормально прогретом двигателе часто срабатывает вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор. Такая проблема хорошо выявляется летом, в жару. Так как половина тосола в этот момент циркулирует по малому контуру, то электрический вентилятор, несмотря на отсутствие перегрева, работает практически постоянно.
Внимание! Похожие признаки могут иметь и другие корни. Например, воздушная пробка, образовавшаяся в охладительной системе машины. Поэтому перед тем, как заменить термостат, его необходимо дополнительно проверить.
В последнем варианте, когда заслонка всегда открыта, мотор может достичь температуры, пригодной для работы, только в летний сезон. Это происходит потому, что антифриз всё время циркулирует по большому кругу и охлаждается радиатором постоянно. Особый дискомфорт этот вид поломки приносит зимой, когда печка практически не нагревается.
Способы диагностики устройства
Самостоятельная проверка работоспособности термостата возможна непосредственно на автомобиле. Подобная диагностика чаще всего дает правдивый результат. Когда мотор полностью остыл, можно начинать проверку: завести его и иногда прикладывать руку к низу радиатора и отходящему к двигателю патрубку.
Рабочее состояние термостата выявляется по следующим характеристикам:
Такую проверку следует осуществлять перед тем, как датчик сработает и самостоятельно включит вентилятор.
Если результат не соответствует норме, то это может означать следующее:
Разница меду первыми двумя случаями и последним пунктом в том, что последний вариант обязательно необходимо подтвердить. Очень сложно ставить правильный диагноз, если антифриз течет в двух направлениях по совершенно разным путям. Подобный неоднородный нагрев теплообменника, непрерывная работа вентилятора и прыжки температуры являются косвенными признаками. Подобным образом может вести себя и присутствие воздушной пробки в охладительной системе.
Чтобы правильно определить работоспособность термостата, необходимо демонтировать его с авто.
Как разобрать и диагностировать элемент?
Алгоритм:
Напоминание. Когда охладительная система опорожнена, патрубок необходимо отсоединить. Воздух уйдёт по шлангу при обратной заливке тосола.
В продаже присутствует множество подделок, поэтому новый термостат нужно сначала испытать при покупке. Для этого закройте пальцем выходной патрубок и направьте поток воздуха через входной. Плотно закрытая заслонка не позволит этому произойти.
Дома следует ещё раз проверить работоспособность детали, также проделав процесс с кипятком и погружением. В случае, когда термочувствительный элемент не работает, стоит сдать его в магазин или обменять на нормальный.
Читайте также
Как следует ездить по лужам
Знатоки поделились информацией, о том, что нужно предпринять, чтобы ваше транспортное средство не пострадало при проезде водной преграды, проще говоря, лужи, и не имело серьезных повреждений.
Экспертное исследование состояния автотранспорта
Объективная оценка товарного вида автотранспорта и, соответственно, определение его реальной стоимости невозможны без привлечения независимых специалистов надлежащей квалификации и проведения экспертных работ.
Лист бумаги-инструмент автоугонщика
В последнее время в крупных мегаполисах появился очень простой, и, поэтому гениальный способ угона авто.
Как выгодно и дорого продать авто с пробегом
Странный вопрос, обычно стараются выгодно купить автомобиль! И статей в интернете «Как купить автомобиль с пробегом?» полным-полно.
Низкопрофильная резина-плюсы и минусы
В статье содержится само понятие низкопрофильной резины, а также будут раскрыты все плюсы и минусы такой шины.
Локальный кузовной ремонт: удаление вмятин без покраски своими руками
Основной задачей процесса по удалению вмятин без покраски своими руками является воздействие механического плана на ту область кузова, которая была подвержена деформации. Кузов автомобиля представляет собой изделие, изготовленное из довольно тонкого метала.
Красим литые диски самостоятельно
Подготовка литых дисков к покраске
Владельцы автомобилей часто замечают, что после регулярных поездок литые диски покрываются небольшими сколами и царапинами, теряют цвет и внешнюю привлекательность. Для устранения появившейся проблемы, в первую очередь необходимо определиться, каким образом будет решаться эта задача. Своими силами или специалистами.
Чтобы не покупать новые диски, стоимость которых достаточно высока (ориентировочно 70-150 долларов), автолюбители нередко прибегают к такому способу восстановления прежнего лоска детали как повторная покраска.
5 лучших способов приобрести новый автомобиль со скидкой
Покупка автомобиля – дело серьезное и ответственное хотя бы ввиду высокой стоимости машины. Необходимо подобрать подходящую модель, определиться с комплектацией, найти преимущества в покупке машины в конкретном салоне – все это должно соотноситься с имеющейся в распоряжении суммой денег.
Альтернативой классической покраски для автомобилей является жидкая резина, резиновая краска, жидкий винил. Резиновая краска (Plasti DipTM) пришла на смену автоэмалям и виниловым пленкам. С приходом этого продукта на рынке возникло много дискуссий по поводу прочности и долговечности резиновой краски.
Почему сейчас выгоднее покупать подержанный, а не новый автомобиль
Почему же в наше время приобретение подержанного автомобиля гораздо выгоднее, нежели нового?
Проверка термостата тремя способами и пять его неисправностей
В 80% случаев проверка термостата легко выполняется без снятия с машины. Описанные в статье два способа диагностики «на месте» позволяют выявить 5 из 5 возможных неисправностей этой детали. Разборка же системы охлаждения потребуется лишь для того, чтобы уточнить или подтвердить поставленный диагноз, а также для замены термостата в случае подтвердившейся неработоспособности.
Принцип работы и функции термостата
Чтобы уверенно пользоваться предложенными в статье методиками диагностики термостата, придётся кое в чём разобраться. А именно:
Работает термостат крайне просто. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при достижении охлаждающей жидкостью определенных температур. Когда антифриз холодный — термостат закрыт. При температуре выше 80 °C (зависит от двигателя) — открывается. Срабатывает это за счёт того, что внутри детали есть специальная капсула, содержащая сильно расширяющуюся от нагрева смесь (на основе воска). Когда она нагревается, её объем увеличивается, капсула давит на шток и, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан.
Теперь разберёмся вкратце — зачем нужен термостат и какие функции на него возложены. Для этого рассмотрим устройство системы охлаждения автомобильного двигателя в упрощённом виде. А состоит она из двух контуров:
Термостат же установлен в системе таким образом, чтобы разделять или сообщать эти два контура в нужный момент. Когда мотор ещё холодный или вышел лишь на нормальную рабочую температуру – клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру. За счёт этого двигатель быстрее прогревается. Кроме того, раньше можно включать печку для обогрева салона автомобиля в зимнее время.
Когда же температура охлаждающей жидкости достигает критически высокой температуры, термостат по описанному выше принципу начинает приоткрываться. Часть горячего антифриза поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт холодная (или охлаждённая) жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.
Следует отметить, что клапан термостата необязательно открывается или закрывается полностью. Он срабатывает по мере увеличения или понижения температуры охлаждающей жидкости, и в соответствии с этим изменяет свою пропускную способность. Эта особенность позволяет добиться более плавной терморегуляции, за счёт чего в системе не происходит резких скачков температуры.
Подведём промежуточные итоги. Термостат нужен для того, чтобы:
То есть, если бы термостата не было — двигатель долго бы прогревался, а зимой вообще не выходил бы на рабочую температуру. Чтобы устранить эту проблему, пришлось бы уменьшать объём системы охлаждения. Но в этом случае двигатель будет быстро перегреваться и закипать. Это важно понимать, так как на этом основывается часть описанной ниже диагностики.
Неисправности термостата и их признаки
Многие автолюбители идут путём, который кажется им более простым — они начинают искать неисправности, не зная, какими они могут быть. Однако автомобиль является таким механизмом, в котором какой узел не возьми, везде встречается целый набор поломок. Аналогичная беда и с термостатом. Неисправность у него далеко не одна, а целых пять. С их изучения и предлагается начать диагностику. Попутно рассмотрим последствия, которые следует ожидать при той или иной поломке термостата.
Неисправность 1. Термостат заклинило в открытом положении
Как показывает практика, заклинивание клапана в открытом положении является самой часто встречающейся неисправностью. Возникает она по разным причинам, у которых один и тот же исход. А именно — термостат независимо от температуры охлаждающей жидкости постоянно открыт. Это означает, что антифриз всегда циркулирует по большому контуру.
В результате заклинивания термостата в открытом положении возникают следующие проблемы:
Как правило, автолюбители обращают внимание на эту поломку именно в зимнее время года, когда нужна печка, а она не греет. Хотя на самом деле холод в салоне не является самым неприятным последствием данной неисправности термостата. Ускоренный износ мотора и повышенный расход топлива — куда более серьёзные проблемы.
Неисправность 2. Термостат заклинило в закрытом положении
Эта поломка встречается реже, чем первая, но зато она намного опаснее. Когда клапан термостата заклинивает в закрытом положении, охлаждающая жидкость может циркулировать только по малому контуру, а к основному радиатору доступ ей отрезан. В результате двигатель и печка нормально выходят на рабочую температуру, но вскоре антифриз перегревается и закипает. В системе создаётся очень большое давление, и её, в конце концов, разрывает в самом слабом месте.
В отличие от первой описанной неисправности, долго эксплуатировать автомобиль с заклинившим в закрытом положении термостатом не получится. Как только это случится, двигатель при первом же запуске быстро выйдет на рабочую температуру, и тут же начнёт перегреваться. Если своевременно не обратить внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, то через несколько минут из-под капота повалит густой белый пар. Возможно, двигатель перегреется до такой степени, что произойдёт заклинивание деталей поршневого механизма, и тогда проблем будет ещё больше.
Заклинивание термостата в закрытом положении чаще всего происходит по одной и той же причине — расширяющийся состав вытекает из капсулы, и клапан более не может преодолевать сопротивление пружины. Также может случиться залипание тарелки клапана в корпусе термостата. Такое бывает после очень длительного простоя автомобиля, а вот при регулярной эксплуатации не встречается.
Неисправность 3. Термостат рано открывается и закрывается
Если термостат открывается слишком рано, охлаждающая жидкость из малого контура сбрасывается в основной радиатор, не достигнув нормальной рабочей температуры. В результате двигатель никогда не прогревается до конца. Соответственно, дефект сопутствуется плохой работой печки, немного повышенным расходом топлива, снижением приёмистости и другими проблемами, описанными при рассмотрении первой неисправности.
К счастью, встречается эта поломка очень редко. В основном, когда накануне в систему охлаждения устанавливается неоригинальный термостат. Дело в том, что у разных двигателей оптимальная рабочая температура отличается, и в соответствии с этими показателями разрабатываются и термостаты. В итоге, если на машину поставить неродную деталь, то клапан может открываться и закрываться слишком рано.
Неисправность 4. Термостат поздно открывается закрывается
Эти дефекты аналогичны предыдущим, но являются более опасными. Если рано открывающийся и закрывающийся термостат — это просто непрогретый двигатель, то при позднем срабатывании возможно кипение охлаждающей жидкости и разрушение системы. Вентилятор основного радиатора в данном случае, опять же, ничем не поможет, поскольку до датчика, включающего обдув, горячая жидкость доходит с опозданием.
Проявление этих неисправностей происходит по той же причине, что и в предыдущем случае. Установленный термостат рассчитан на срабатывание при других температурах. Однако не следует сбрасывать со счетов и такой вариант, что момент открывания и закрывания клапана сместился из-за износа. Например, если со временем ослабится пружина, возвращающая и удерживающая термостат в закрытом положении, то открываться он начнёт раньше, чем положено.
Неисправность 5. Термостат открывается или закрывается не до конца
Последняя распространённая поломка термостата — это когда его клапан по тем или иным причинам не может открыться или закрыться полностью. Данная неисправность не является такой критической или опасной, как заклинивание в закрытом положении. Но, всё же, некоторые неприятные последствия появятся.
Так, если термостат не закрывается до конца, большой контур не полностью отсекается от малого, когда двигатель холодный или пытается выйти на рабочую температуру. Уже такого, казалось бы, незначительного дефекта хватит для того, чтобы мотор долго прогревался, а зимой так и не вышел никогда на нормальную температуру. Опять же, печка греет плохо, топлива расходуется больше, моторное масло не достигает нужной текучести и так далее.
Второй вариант, когда клапан не до конца открывается, может быть куда опаснее. Проблема кроется в том, что при серьёзной нагрузке пропускной способности термостата не хватит, чтобы в нужном объёме сбросить перегретый антифриз в радиатор для охлаждения. Итог может быть таким же печальным, как описано в случае с заклиниванием клапана в закрытом положении.
Проверка термостата тремя простыми способами
Как было обещано в самом начале, два из трёх предложенных способов диагностики термостата позволяют выявить неисправности без снятия детали с машины. Последний способ потребует частичной разборки системы охлаждения, но, с другой стороны, он является более точным и наглядным.
Способ 1. Проверка термостата по приборной панели
В системе охлаждения любого автомобиля есть датчик температуры антифриза. Устанавливается он всегда на малом контуре, то есть, условно перед термостатом. Соединён этот датчик с указателем температуры, который расположен на приборной панели. В его роли может выступать как обычная стрелка со шкалой, так и цифровое табло. Независимо от исполнения в работе указателя температуры наблюдается закономерность, по нарушению которой можно определить неисправности термостата.
А работает указатель при исправном термостате следующим образом. Когда холодный двигатель запущен для прогрева, температура заметно повышается в течение нескольких минут. Затем стрелка (или цифры) останавливается на определенной отметке, и некоторое время остаётся примерно в одном и том же положении. Если после этого дать двигателю нормальную нагрузку (начать движение), то со временем можно будет заметить, как указатель резко опустится, и потом плавно начнёт подниматься. Далее цикл повторяется, а интенсивность изменения показаний температуры варьируется в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других факторов (температура на улице, скорость движения, особенности мотора, режим работы печки и пр.).
Теперь рассмотрим несколько ситуаций, указывающих на поломку термостата:
Следует обратить внимание на то, третья из описанных ситуаций не всегда указывает на поломку термостата. Двигатель также может закипать и по вине радиатора или обдувающего его вентилятора. То есть, термостат мог и сработать, но антифриз в радиаторе не охлаждается так, как надо. Такое часто бывает, если, например, соты в радиаторе закупорены грязью или насекомыми, а также в случае поломки вентилятора.
Способ 2. Проверка термостата по температуре охлаждающей жидкости
Для проверки термостата этим способом лучше воспользоваться каким-либо инструментом, позволяющим измерять температуру в пределах 100 °C. Подходит для этих целей мультиметр с датчиком температуры. Как альтернативный вариант, можно утащить с кухни кулинарный термометр. Ещё лучше, если таких приборов найдётся два.
Проверка термостата выполняется по следующему простому алгоритму (для двух термометров):
Например, если в процессе прогрева двигателя температура с обеих сторон термостата растёт примерно одинаково — клапан явно заклинило в открытом положении. Нормой следует считать ситуацию, когда охлаждающая жидкость в малом контуре стремительно прогревается, а в большом контуре первое время остаётся холодной, либо прогревается со значительным отставанием.
Здесь, наверное, стоит немного уточнить некоторые особенности устройства термостата. Дело в том, что на многих автомобилях клапан даже в полностью закрытом положении не является абсолютно герметичным. В нём есть небольшое отверстие, которое необходимо для сброса лишнего давления, возникающего в малом контуре по мере прогрева мотора. Исключением являются те системы охлаждения, в малом контуре которых предусмотрен отдельный клапан для сброса избыточного давления.
Соответственно, если температура до термостата продолжает без конца расти, а на пути к радиатору патрубок холодный или еле тёплый, то есть вероятность, что клапан заклинило в закрытом положении. Либо он открывается с большим опозданием. Чтобы выяснить это по термометрам, нужно будет предварительно узнать, при каких температурах должен начинать срабатывать термостат на конкретном моторе.
Как показывает практика, этот способ проверки термостата является более предпочтительным и точным, нежели первый. А всё потому, что на многих не новых автомобилях детали системы охлаждения меняются на неоригинальные. К примеру, часто устанавливаются датчики температуры, из-за которых стрелка на приборной панели начинает «врать». Соответственно, ориентироваться на неё почти бессмысленно. А вот непосредственное измерение температуры охлаждающей жидкости при помощи посторонних приборов исключает подобные ошибки.
Способ 3. Проверка термостата в кипятке
Последний способ проверки термостата требует частичной разборки системы охлаждения, однако, позволяет воочию убедиться в его исправности, своевременности срабатывания или в какой-либо поломке. В некоторых случаях уже после демонтажа видно, что деталь имеет один из описанных выше дефектов, и последующие шаги делать уже не нужно.
Алгоритм проверки термостата этим способом выглядит следующим образом:
Как правило, температурный диапазон срабатывания термостата можно увидеть прямо на его корпусе. Однако, если есть вероятность, что деталь неоригинальная, ориентироваться на эти показатели нет особого смысла. Термостат должен срабатывать не при той температуре, которая на нём написана, а при указанной в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.
Если же вода в ёмкости для проверки уже закипела, а клапан так и не сдвинулся с места, то деталь по понятным причинам подлежит замене. Хотя чаще всего встречается именно первая из описанных неисправностей, когда термостат заклинивает в открытом положении. А выявить этот дефект можно даже не снимая деталь с машины, либо, на крайний случай, при визуальном осмотре после демонтажа.
Краткие итоги
Проверка термостата описанными способами позволяет легко выявить все его неисправности, и своевременно заменить деталь на рабочую. Тест же в кипятке также даёт возможность оценить работоспособность нового термостата перед установкой его в систему охлаждения. Ведь от бракованных запчастей никто не застрахован. Кроме того, воспользовавшись столь простой проверкой, можно узнать, срабатывает ли клапан при нужной температуре, а не раньше или с опозданием. Такой подход иногда позволяет сэкономить путём установки дешёвого аналога вместо оригинального термостата.