какие требования к летним верандам кафе
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Требования санитарного законодательства к организации работы летних кафе.
Требования санитарного законодательства к организации работы летних кафе.
С каждым годом в весенне-летний период вводятся в эксплуатацию временные сооружения предприятий общественного питания. Работа «летних» кафе зачастую вызывает множество вопросов у горожан о санитарном состоянии этих заведений.
В соответствии с Законом № 294-ФЗ предоставление услуг общественного питания носит уведомительный характер. Юридические лица, индивидуальные предприниматели об открытии кафе в нашем регионе должны направить уведомление в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области.
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области обращает внимание организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предоставлением услуг общественного питания в летних кафе, что территория, здания, помещения, сооружения, оборудование, иные подобные объекты, транспортные средства, предназначенные для использования в процессе оказания услуг, должны соответствовать СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; СанПиН 2.3.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Кроме того, постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания. Согласно им все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы, должны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни людей и окружающей среды.
В целях профилактики пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, связанных с употреблением пищевых продуктов приготовляемых и реализуемых в летних кафе необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
Если потребитель обнаружил недостатки в работе летнего кафе, то в соответствии с п. 26 Правил оказания услуг общественного питания, он вправе по своему выбору потребовать:
Кроме того, потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
И если потребитель считает, что его права нарушены, он может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области. Его заявление не будет оставлено без внимания, а в случае подтверждения факта нарушения законодательства РФ к организации-нарушителю будут приняты меры ответственности, установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Кафе под открытым небом: как открыть летнюю веранду в Москве
На этой неделе столичные рестораторы приступили к монтажу сезонных кафе. Меньше чем через две недели, 1 апреля, в Москве начнется сезон работы летних веранд.
«Ежегодно в городе в среднем открывается более двух тысяч летних веранд и кафе, что позволяет предпринимателям создавать дополнительные площади для работы и в высокий сезон принимать больше клиентов. При этом уже сейчас столичный общепит активно восстанавливается после смягчения ограничений и показывает уверенный рост. В конце января этот показатель был на уровне 74 процентов от докризисного уровня 2020-го, в конце февраля — уже 81 процент, а суммарный оборот предприятий общественного питания за первые два месяца этого года составил почти 27 миллиардов рублей», — уточнил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Как открыть летнее кафе в столице и какие правила необходимо при этом соблюсти — в материале mos.ru.
Каждому свое место
Расположение всех сезонных кафе в Москве подлежит строгому учету. Для открытия летней веранды не подойдет любое место, даже если кажется, что она никому не помешает.
Все летние веранды должны быть внесены в «Схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания» Москвы. Подать заявку на включение может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — лично или через представителя по доверенности. Эта услуга бесплатна. Владелец ничего не платит и за использование под летнее кафе земельного участка, находящегося в собственности города.
Список документов для подачи заявки представлен на mos.ru. Важно, что в него входит и проект размещения сезонного кафе. Если с документами все в порядке, то не позднее чем через 30 дней предприниматель получит уведомление о включении в схему размещения.
Цвет имеет значение
К материалам, цвету и конструкциям летнего кафе также предъявляют высокие требования, но найти подходящий вариант для его обустройства довольно просто. Так, можно использовать металлические и деревянные каркасы, зонты, маркизы и перголы. Ресторанная мебель и оборудование ставятся или на существующее покрытие — асфальт или плитку, или на деревянный настил-подиум.
Настил — удачное и необходимое решение при размещении кафе на газоне, чтобы не повредить его, и в случае наклонной поверхности. Также он помогает спрятать электрооборудование и кабели и защищает гостей от луж под ногами во время дождя.
Огородить летнее кафе можно с помощью деревянных или металлически заборов. Их высота варьируется от 60 до 90 сантиметров. Не допускается делать их глухими. Бочки, кованые изделия, шпалеры с цветами и зеленью тоже допустимы. А вот бетон, сайдинг, металлочерепица, рубероид, кирпичи, профнастил — под запретом.
Есть и совсем компактные варианты летних кафе — скамейки вдоль фасада, барные столы без сидений. Но их тоже важно заранее зарегистрировать.
При этом внешний вид кафе не должен нарушать архитектурный облик столицы.
Кафе по правилам и без
Как только летняя веранда согласована и внесена в схему размещения, ее владельцам следует позаботиться о том, чтобы очерченные документом границы не выходили даже на полметра.
Площадь сезонного кафе не должна быть больше той, что занимает стационарное предприятие. Допустим, площадь последнего — 50 квадратных метров, значит, это и есть максимум для летнего варианта.
Бывает, что в одном здании находятся сразу несколько кафе или ресторанов. В этом случае новая веранда не может выходить за границы тех, что уже установлены, или выдаваться на тротуар дальше остальных. Важно соблюдать единую линию. К тому же объекты должны быть оформлены в едином или гармонично сочетающемся стиле, чтобы фасады смотрелись эстетично.
«Соблюдай дистанцию!» — еще одно важное правило. Летнее кафе не должно находиться дальше пяти метров от входа в основное заведение. До ближайшего подземного перехода — не менее пяти метров, до остановки транспорта — минимум 10 метров, до входа в метро — 25 метров. Оно не должно мешать передвижению пешеходов.
Если место под веранду выделено не на тротуаре, а на газоне, ресторатор обязан укрыть его настилом.
Подробную информацию о порядке работе летних веранд, их оформлении и правилах размещения в городе можно найти в постановлении Правительства Москвы, регламентирующем порядок работы сезонных кафе.
Под контролем
За соблюдением всех правил работы летними кафе следит Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В 2020 году московские предприниматели чаще всего незаконно увеличивали площадь летнего кафе или выходили за границы согласованной схемы размещения. Это делает городскую среду некомфортной и зачастую мешает проходу пешеходов, поэтому госинспекция не просто выявляет проблемы, но и добивается их устранения. Еще один распространенный тип нарушения — несоблюдение сроков демонтажа.
Например, прошлым летом во время проверки в Западном административном округе на Кутузовском проспекте сотрудники госинспекции обнаружили, что кафе площадью 30 квадратных метров открыло летнее кафе площадью 39 «квадратов» — почти на 25 процентов больше, чем стационарное помещение. Так этот объект создавал неудобства пешеходам и жильцам дома. После вмешательства госинспекции собственник его демонтировал, и доступ к территории общего пользования был восстановлен.
«В прошлом году Госинспекция по недвижимости провела более 9,5 тысячи обследований и выявила 422 нарушения — на 17 процентов меньше, чем в 2019-м», — рассказал начальник столичной Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Владислав Овчинский.
Для повышения предпринимательской грамотности госинспекция регулярно проводит бесплатные вебинары. Эксперты оперативно отвечают на все вопросы, а на особо сложные — присылают дополнительную информацию по электронной почте. Следить за анонсами онлайн-встреч можно на mos.ru.
Помогать городу быть комфортным могут и сами москвичи. О летних кафе, расположенных не по правилам, они могут сообщать на портале «Наш город». Все обращения передаются в госинспекцию по недвижимости для рассмотрения и проверки.
Требования к осуществлению деятельности летних кафе с целью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)
Управление Роспотребнадзора по Томской области информирует о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к осуществлению деятельности летних кафе с целью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Возможность открытия летних кафе на территории МО «Город Томск» (дату открытия) определяет штаб по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в зависимости от эпидемиологической ситуации, сложившейся в регионе.
На основании рекомендаций по организации работы на предприятиях общественного питания в условиях сохранения рисков распространения (COVID-19) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №02/7515-2020-24 от 21.04.2020 в переходный период рекомендуем:
При оказании услуг организациями общественного питания, предоставляемых на открытом воздухе (в летних кафе, на летних верандах, террасах), за исключением услуг по предоставлению кальянов для курения, проведения массовых мероприятий (банкеты, поминки) соблюдать режим ограничений, связанный с COVID-19, до выхода специальных рекомендаций Управления Роспотребнадзора.
1.Организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним.
Версия для печати | Версия для MS Word | Санитарный надзор |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2021 г. Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а Какие правила по коронавирусу нужно соблюдать кафе и ресторанам после открытияРекомендации по возобновлению работы для ресторанов и кафеСудя по тому, что Роспотребнадзор подготовил рекомендации по работе точек общепита в условиях противодействия распространению коронавируса – открытие кафе и ресторанов не за горами. Видимо, их разрешат открыть для работы вслед за непродовольственными магазинами. «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» № МР 3.1/2.3.6.0190-20: • разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором); В целом, эти Рекомендации построены по тому же принципу, что и для объектов непродовольственной торговли и бытовых услуг. О новых правила работы магазинов с непродовольственными товарами и точек сферы быта читайте на нашем сайте в статье «Правила и условия открытия непродовольственных магазинов с 1 июня 2020 года». Вместе с тем, есть и некоторые дополнительные требования, связанные со спецификой работы заведений общественного питания. Данные Методические рекомендации распространяются на предприятия общепита всех форм собственности. Что же настоятельно рекомендовано властями открываемым точкам общепита? Перечень новых основных требований к работе кафе/ресторана«Входной фильтр» для работниковПерсонал точки общепита следует встречать на входе в заведение до начала рабочего дня. При этом нужно: Сотрудников с признаками заболевания не допускают на рабочее место и отстраняют от работы. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ)Работодателю следует на входе (после прохождения фильтра) обеспечить всех сотрудников: Обращаем внимание, что в Рекомендациях не упомянуты одноразовые перчатки для персонала. Это можно объяснить, во-первых, тем, что для операций по сервировке и порционированию блюд наличие перчаток (отдельных для каждого блюда) предусмотрено Санитарными правилами организации общепита СП 2.3.6.1079-01, пунктом 9.7. Исходя из этого, перчатки в принципе должны быть в заведении общепита. И обеспечить это должен работодатель. Во-вторых, что бы ни говорили про перчатки сейчас – разработчики санитарных правил для общепита исходили из других принципов. Кроме упомянутого случая с сервировкой, ни один санитарный пищевой стандарт не обязывает работников надевать перчатки. Объяснение простое: постоянное ношение перчаток гораздо менее гигиенично, чем правильное регулярное мытье и дезинфекция рук. При ношении перчаток более 60 минут внутри начинают скапливаться выделения потовых и сальных желез с кожи сотрудника. Эти выделения – отличная среда для развития микроорганизмов, что попали на перчатки. В итоге такая перчатка не способствует гигиеничности, а наоборот – становится отличным разносчиком всего многообразия микромира, что есть на продуктах. Возможно поэтому в правилах Роспотребнадзора для общепита есть маски, но нет перчаток. Утилизация использованных СИЗТакже работодателю следует позаботиться о правильной утилизации использованных СИЗ. Это подразумевает: Разделение человеческих потоковСледует ограничить доступ на объект посторонних лиц. Исключение – рабочие, которые пришли выполнить обслуживание и ремонт оборудования. Надо полагать, что под «объектом» имеют в виду служебные помещения ресторана или кафе. Столы для гостей нужно разместить на расстоянии не менее чем 1,5 метра друг от друга. Здесь, видимо, хотели сказать, что столы надо разместить так, чтобы сидящие за ними гости оказались на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Рекомендуем учесть, что гость, сидящий на стуле за столом, обычно отстоит от края стола на расстоянии 40-60 см, а то и больше (если гость совсем солидной комплекции). Так что, если расставить столы на расстояние 1,5 метра от края одного до края другого, то севшие за них люди окажутся друг у другу ближе, чем необходимая социальная дистанция в 1,5 метра. Поддержание чистоты и дезинфекцияВ конце каждой смены необходима влажная уборка служебных и общественных помещений. Обеззараживание всех контактных поверхностей (ручек дверей, выключателей, поверхности столов и т. п.) следует проводить каждые 2-4 часа. Умывальники с мылом и антисептиками (в дозаторах) необходимо разместить и в общественных местах кафе или ресторана. Закупить и применять нужно средства для дезинфекции: Заметим, что эта задача не самая простая. Против вирусных инфекций эффективны в первую очередь хлорсодержащие и хлорактивные средства, которые как раз НЕ рекомендованы тем же Роспотребнадзором для использования на предприятиях общепита (из-за их потенциальной опасности для здоровья людей). Можно рекомендовать сразу искать спиртовые средства обеззараживания, которые в разных концентрациях можно применять и для поверхностей, и для кожи. Использование посудыПеред открытием точки общепита следует провести инвентаризацию имеющейся посуды и средств для ее мытья. Запрещено использовать посуду со сколами, трещинами, поврежденной эмалью (все придется выбросить). Если посуду чистят в посудомоечной машине, последняя должна быть с дезинфицирующим эффектом. Если посуду в заведении моют вручную, нужно организовать ее обработку дезинфицирующими средствами. Когда нет возможности соблюдать технологию мытья посуды руками и отсутствует посудомоечная машина, необходимо в период пандемии пользоваться одноразовой посудой. Подводим итогиПоявление Рекомендаций Роспотребнадзора для ресторанов и кафе – добрый знак, предвещающий их открытие в ближайшее время. В завершение напомним, что название «Рекомендации» не должно настраивать на благодушный лад, поскольку их невыполнение приравнено к несоблюдению положений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Всё, о чем мы рассказали выше – это по сути требования, продиктованные текущей ситуацией с COVID-19. СанПиН — 2021: что изменилось для общепитаБлижайшие 6 лет — до 1 января 2027 года — будут действовать новые санитарные требования. Они не только учитывают существенные изменения, которые за последние десятилетия произошли в сфере общепита, но и дают некоторые послабления небольшому бизнесу. Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания. В действующих с 1 января 2021 года правилах учтены новые форматы бизнеса, которые сегодня активно развиваются: кейтеринг, доставка, продажа навынос. Рассмотрим все новшества по порядку: Особенности новых санитарных правилВ основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов. Учет различных факторовСанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов. К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса. В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые. Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день. Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке. К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах. Общепиту нельзя использовать ртутные термометры. К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам. Презумпция добросовестностиНовые правила основаны на принципах ХАССП. Эта аббревиатура переводится с английского как анализ рисков и критические контрольные точки. Предприятиям общепита предоставлены возможности для самостоятельного контроля своей деятельности. Но им нужно внедрять систему ХАССП (разрабатывается под конкретное предприятие) и расписывать все инструкции и требования. Игнорирование этого условия грозит штрафами по ст. 14.43 КоАП. Семь принципов ХАССППо сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления. Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП: 1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами. Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения. 2. Определение критических точек контроля. Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность. 3. Определение критических пределов для контрольных точек. Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля. 4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля. Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках. 5. Формулировка корректирующих действий. Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля. 6. Ведение и учет документации. Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные. 7. Внедрение процедур проверки документов. Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий. Плюсы новых санитарных правил для небольшого бизнесаНовый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления. Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности. Важные изменения в санитарных правилах с 2021 годаВ актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее. С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс. Создавайте технологические карты блюд, контролируйте себестоимость блюда и наценку Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте. Отдельно прописаны требования к складским помещениям, где хранятся продукты. Они должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, а холодильное оборудование — контрольными термометрами. На предприятиях общепита без цехового отделения, но имеющих дело с полуфабрикатом, работа с использованием сырья не допускается. То есть, если вы закупаете сырое мясо и овощи, у вас должен быть хотя бы один обрабатывающий цех. Работники общепита должны предупреждать потребителя о наличии в готовой продукции ингредиентов, вызывающих аллергические реакции. Таким образом, если в меню указано, что посетитель перед заказом может уточнить состав блюда, то официанты должны очень хорошо знать ингредиенты, которые входят в то или иное наименование. Если наименование блюд и кулинарных изделий в меню не соответствует их наименованиям в технологических документах, это считается нарушением. Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд. Повышенные требования к сотрудникамКо всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний. До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах. Зачем нужен гигиенический журналВ приложениях к СанПиН представлена форма Гигиенического журнала (сотрудники). Ее следует использовать, чтобы фиксировать результаты осмотра и опроса сотрудников. В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. В отдельную графу вносится результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) – о том, допускается ли к работе или отстраняется от нее конкретный сотрудник. Какие требования исчезли из СанПиН для общепитаВ новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии. Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как: Не пропустите новые публикацииПодпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
|