калач что это такое фото
Калач
В старом российском городе Коломне среди магазинов и жилых домов есть необычный музей – «Калачная». Сегодня это почти единственное упоминание о былой славе калачей. Когда-то без этого обрядового хлеба не обходилась ни одна семья, а женщина, не умевшая его испечь, не считалась порядочной. Сегодня же он появляется на наших столах разве что к Рождеству. А ведь готовится он проще любого пирога, при этом не менее вкусный. Чтобы «поберечь свою порядочность», стоит узнать о калаче побольше, тем более – ему есть, что рассказать о себе.
Больше, чем просто хлеб
Наши предки – древние славяне – готовили эту выпечку очень часто, особенную роль калачи играли в религиозных обрядах и ритуалах. Название этого хлеба происходит от его формы: kolač от старого славянского означает «круг». Такая форма у предков-язычников считалась культовой, так как напоминала солнце. Также кольцо или геометрический тор ассоциировалось с круговоротом и цикличностью жизни. Без калача не обходились бракосочетания, невеста обходила его несколько раз, а затем смотрела на своего суженого через отверстие в калаче. Такой обычай сулил счастливую супружескую жизнь и щедрое прибавление в семье. Также калач было принято делить на всех родственников во время застолий, это обещало сытость всей семье и щедрость.
На всей территории, где проживали славяне, существовало 2 вида калачей. В восточных и южных поселениях это был хлеб из белой муки, имел классическую кольцевидную форму, иногда с витками, а по праздникам его украшали дополнительными элементами. Готовили такую выпечку очень часто и ели в качестве обычного хлеба. Как правило пекли сразу большое количество калачиков, а затем подвешивали их у потолка, чтобы сохранить от мышей и плесени.
На севере и в центральной части современной России калачом назвали только высококачественный хлеб из лучшей муки, выпекали его к знаковым датам и праздникам. По форме он немного отличался от своего собрата и напоминал гирю, так у него была «ручка» и мягкая часть. Считается, что такую форму ему придавали для удобства, мякиш съедали, держа выпечку за дужку. Есть легенда, что эти черствые дужки потом выбрасывали или раздавали беднякам. А о тех, кто подбирал их, говорили: «дошел до ручки».
Со временем классический кольцевидный калач вытеснил «гиревидного», и во всех славянских поселениях калачом стали называть только выпечку в виде замкнутого круга с отверстием внутри. А от калачика «с ручкой» сегодня остался только памятник в Муроме и изображение на гербе этого города. Когда-то муромские пекари считались лучшими мастерами в этом деле, здешнюю выпечку еще называли тертым калачом. Такое название она получила благодаря тому, что ее долго вымешивали (терли) на замороженной поверхности, тесто получалось пористым и мягким.
Большой славой пользовались калачи из Москвы, здесь на рынке был даже отдельный калачный ряд, где можно было приобрести этот хлеб на любой вкус и на любые деньги. Когда-то существовало множество видов этой выпечки:
С течением времени популярность калача стала убывать, его массовое производство было свернуто к концу периода СССР. Однако в домашних условиях опытные хозяюшки все еще возрождают эту вкусную и почти магическую выпечку. А к каждому славянскому Рождеству калачи становятся снова такими же востребованными, как и когда-то.
Калачи своими руками
Создать в домашних условиях такой хлеб не сложнее, чем любую другую выпечку. И сегодня с ним можно экспериментировать: готовить его как румяный белый хлеб, добавить вкусную начинку или сделать сдобное тесто с изюмом для ароматного десерта. Ждать особых праздников для этого не нужно, хотя и знаковые застолья красивый калач может украсить. В повседневной жизни это отличный вариант для завтраков, семейных ужинов и обедов, просто как закуска. К тому же можно пойти стопами наших прабабушек и напечь сразу несколько штук, если семья большая, а если маленькая – угостить близких (заодно и похвастаться своими кулинарными способностями).
Словом, научиться печь такую «вкусность» обязательно стоит. По сути, любое запеченное тесто в виде кольца будет считаться калачиком, здесь важно научиться придавать ему правильную красивую форму. Для обучения можно использовать пошаговые рецепты с фото, обучающие видео, но лучше всего довериться своей фантазии. Поскольку купить калач сегодня не всегда просто, лучше научиться готовить его дома. Рассмотрим два вкусных рецепта для пополнения кулинарных семейных традиций.
Рецепт рождественского калача
Для приготовления берем:
В первую очередь нужно подготовить опару, для этого в теплом молоке растворить весь сахарный песок, а затем закинуть дрожжи. В таком виде опара должна постоять минут 15 в теплом месте. Когда дрожжи настоятся, их переливаем в глубокую миску, добавляем сюда же одно яйцо, растительное масло, щепотку соли и просеянную муку. Из всех ингредиентов замешиваем тесто, оно должно получится плотным (тяжелым). Все количество теста нужно разделить на три равные части, каждую часть раскатать в тонкий жгут, они должны получиться одинаковыми.
Из полученных жгутов плетем косичку, формируем из нее кольцо и укладываем косу в смазанный противень. Тесто должно еще подойти в теплом месте примерно час. После этого отделяем от второго яйца желток, взбиваем его и обмазываем калач, посыпаем маком или кунжутом. Печься он должен при 180 0 С до полной готовности.
Рецепт пряного калача
Стакан воды закипятить и немного остудить, чтобы была хорошо теплой. В глубокой посуде смешать дрожжи, просеянную муку, сахар, соль. К сухим ингредиентам добавляем воду и растительное масло, вымешиваем пока тесто не станет мягким. Отдельную широкую миску смазать растительным маслом и поместить туда мучную заготовку. Тесто должно постоять примерно час, чтобы хорошо подошло.
Когда тесто будет готово, на присыпанной мукой поверхности нужно раскатать пласт прямоугольной формы (из всего теста сразу). Сливочное масло растопить, выдавить в него чеснок, всыпать нарезанную зелень и творог, вымешать. На пласт теста нанести равномерно начинку и скатать все рулетом. Затем этот ролл разрезать вдоль пополам, чтобы получились две части. Эти части закрутить вместе в виде жгута, образуя одну целую часть, а затем сформировать калач. Выпекать при 180 0 С 30-40 минут.
Самое важное о калачах: состав, польза и вред
Калачи могут быть не просто вкусными, но и полезными. Благодаря ингредиентам в составе, такая выпечка богата на аминокислоты, белки, некоторые витамины и минералы. Как и любое хлебобулочное изделие, калач быстро насыщает и надолго предотвращает чувство голода. В зависимости от его вида, он может быть закуской к первым блюдам, чаю, основой для бутербродов и т.д.
Как правило тесто для калачей содержит муку высшего сорта, дрожжи, молоко и яйца. Благодаря такому набору продуктов химический состав выпечки может похвастаться большим наличием калия, натрия, цинка, магния. Также за счет наличия яиц здесь есть легкоусвояемый белок, лецитин (аминокислоты), кальций. Такая выпечка богата углеводами, поэтому обеспечивает запасы энергии надолго. кроме этого здесь есть глюкоза, без которой нашему мозгу просто не обойтись.
Помимо минералов и аминокислот в калачах сохраняется после выпечки часть витаминов, которыми богаты ингредиенты. Здесь можно найти витамин РР, который улучшает внешний вид волос и кожи; фолиевую кислоту, улучшающую работу ЦНС и кровообращение; рибофлавин, биотин, тиамин – для правильного метаболизма, сильной нервной системы и противостояния стрессам. Дополнительные полезные элементы в химическом составе калачей могут появиться, если к выпечке была добавлена присыпка или начинка.
Однако сильно увлекаться мучным тоже не стоит, какой бы полезной она не была, так здесь польза и вред могут сменять друг друга. Те же быстрые углеводы, благодаря которым наступает насыщение, могут спровоцировать повышение сахара в крови. Для диабетиков и людей с камнями в почках такие лакомства иногда входят в противопоказания. По этой причине калачиками лучше не увлекаться людям со склонностью к полноте и булимии. Средняя калорийность калача составляет 250 ккал, а если он сдобный или с начинками – и того больше.
Любые хлебобулочные изделия опасны в больших количествах, так как снижают проходимость кишечника. В пищевом тракте тесто может стать причиной процессов брожения и гниения, из-за чего появляются боли и тяжесть в желудке, запоры. Однако всех этих неприятностей можно избежать, если наслаждаться калачами в меру. Чтобы лишние калории не откладывались в неположенных местах, лучше есть калач на завтрак или ланч, рафинированный сахар можно заменить медом, а противень лучше не смазывать маслом, а стелить пергамент. Совсем отказывать себе в этом удовольствии точно не стоит, достаточно есть его умеренно, тогда от калача будет только польза.
Дойти до ручки: как калач вписался в культурный код россиян и обогатил русский язык
Максим Зиневич шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Калач считается самым популярным русским хлебом. Он — как квинтэссенция всего русского, вобрал в себя весь колорит. Простонародный, немудренный, узнаваемый, местный. Всегда круглый, часто — в форме замка с дужкой. Как появился калач? Для начала разберем значение слова. Существует несколько версий его происхождения.
Первая — калач, или «колач» имеет корень «коло», что означает «круг», то есть предмет круглой формы (колодец, колесо, колокол, коловрат). Вторая — что «калач» происходит от глагола «калить» (печь, нагревать что-либо). Третья — от тюркского слова «колак», что означает «ухо».
Мне же больше по душе четвертая версия, хотя в достоверности ее есть сомнения (существуют некоторые факты, которые могут ее опровергнуть): первые упоминания о калаче датируются XII-XIII веком, тогда же, когда на Руси появились татаро-монголы. И, конечно, не обошлось без обоюдных заимствований двух разных культур. Так в городе Муроме появились первые калачи. Есть мнение, что возникли они от пресных татарских пшеничных лепешек круглой формы с добавлением в них ржаной закваски — типично русского ингредиента хлеба.
Муром считается родиной калача. В наше время на гербе Мурома изображены три калача, а в городе ему даже установлен памятник. В XIV веке, после присоединения Муромского и Нижегородского княжеств к Москве, калач появился и в столице.
«В Москве калачи как огонь горячи», — гласит известная поговорка. Именно Москва сделала калач популярным не только по всей стране, но и за границей. В определенное время из моды вышел ржаной кислый хлеб, а пшеничный подавался к столу исключительно богатым людям. Так в народе появилась поговорка:
Калач был «крупитчатым», сделанным из крупчатки — муки мелкого помола, «драгоценной» муки. Мука на калач многократно просеивалась через сито, тем самым насыщалась кислородом, а тесто потом выдерживали в холоде, в ледниках — небольших деревянных помещениях, древнерусских прототипах современного холодильника, где хранили продукты. Калач был роскошным и дорогим хлебом, часто изображался на картинах известных художников.
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха, пьющая чай»
В миниатюрах «Лицевого летописного свода» — книги, созданной по заказу Ивана Грозного в единственном экземпляре для Царской библиотеки, — есть многочисленные изображения трапез, в том числе и трапезы великого князя Дмитрия Донского. Калач расположен в центре стола. Часто им угощали послов и дипломатов.
Также существует изображение свадебного застолья внучки Юрия Долгорукого, правнучки Владимира Мономаха, которая выходила замуж за Ростислава, правнука Вещего Олега. В центре стола тоже хлеб круглой формы — калач.
Во время трапезы калачи держали за ручку, считалось, что благодаря этому калач можно есть, даже не вымыв руки. После приема пищи ручку калача могли скормить лошадям или просто выбросить. Она засыхала и черствела, и ее мог подобрать нищий или голодный. Про такого человека говорили, что он «дошел до ручки» — то есть совсем обеднел, обнищал. Отсюда благодаря калачу появилось еще одно устоявшееся выражение в русском языке.
Ценность калача не заканчивалась дорогостоящей мукой — его делали на специальном ледяном столе. К столу был прикреплен бак, в который доверху насыпали лед, благодаря чему его поверхность всегда оставалась холодной. Калачное тесто долго вымешивали на холодной поверхности, «терли» о стол, отчего тесто не перегревалось и имело упругий и тягучий мякиш, такие калачи называли «тертые».
Калач на животке имел надрез, благодаря которому весь углекислый газ выходил из него именно в месте надреза. Без надреза калач лопнул бы самым некрасивым образом. Часть животка, которую надрезали, называли «губой». По технологии губу нужно было припудрить мукой, чтобы место разреза не слиплось, когда калач отправится в печь. Затем губу сворачивали, или, иными словами, «раскатывали» и «закатывали». После приготовления губу калача можно было снова «раскатать» и положить внутрь калача разнообразную начинку — мед, сливочное масло. Так в русском языке появилось еще одно интересное выражение: «раскатать губу», которое означает хотеть слишком многого.
Как мы видим, процесс изготовления калача был непростым. Ледник, ледяной стол, холодное брожение, особый купаж муки — все это требовало определенных навыков, из-за чего калач все реже пекли дома и все чаще за ними ходили в специальные «калашные ряды», которые находились на некотором отдалении от жилья, чтобы изделия не впитывали посторонние запахи. Позволить себе калач могли только зажиточные люди, заблудших случайно бедняков сразу вычисляли и выпроваживали из «калашного ряда».
Существует более 50 разных поговорок и пословиц про калач, некоторые встречаются до сих пор:
«Его сюда калачом не заманишь»;
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»;
«Нужда научит калачи есть»;
«Свернуться калачиком».
Другие уже вышли из лексикона:
«Калач на сосок да мыла кусок»;
«Калач брось в остров, назад пойдешь — возьмешь»;
«Всяк подьячий любит калач горячий».
Калач часто встречался и в произведениях известных писателей. Например, в автобиографической повести Корнея Чуковского «Серебряный герб», автобиографической книге Ивана Бунина («Жизнь Арсеньева»), романе Александра Куприна («Юнкера»), романе Максима Горького («Жизнь Клима Самгина»), романе Льва Толстова («Анна Каренина»), романе Федора Достоевского («Бесы») и многих других.
Калач стал неотъемлемой частью не только обеденного стола русского человека, но и породил множество новых паремий (пословиц, поговорок, притч), которые обогатили русский язык. К сожалению, калач пропал с прилавков магазинов в начале 70-х годов XX века. Сейчас нечасто встретишь человека, который знает, как выглядит калач, или пробовал его. Но практически все, за редким исключением, используют крылатые выражения, связанные с калачом, тем самым делая калач бессмертным. Калач — это не просто хлеб, это наследие, которым мы по праву можем гордиться.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
А вот Москве калач достался уже, как говорится, «по наследству». Владимиро-Суздальское княжество постепенно теряло свое значение, уступая княжеству Московскому. Начало XIV века ознаменовано борьбой за титул на великое владимирское княжение между московскими и тверскими князьями. Так, после смерти князя Андрея великокняжеский стол переходит к Михаилу Ярославичу Тверскому. Разгорается борьба между ним и князем Юрием Даниловичем Московским. Она закончилась победой последнего: Михаил был убит в орде в 1319 г. Сын Михаила, Дмитрий, мстя за отца, убивает Юрия в Орде; за что и сам подвергается казни (1326). И ярлык на великое княжение передается ханом тверскому князю Александру Михайловичу, который владел им до 1327 г., после чего перешел к московским князьям, первым среди которых, как известно, был Иван Данилович Калита (1327-1341).
Калачи принадлежат к ситным хлебам, т.е. сделанным из тонкой, высокосортной и к тому же очень сухой муки, неоднократно пропущенной сквозь сито. Такая мука хорошо пропекается, тесто из нее хорошо подходит. Кроме того, ему дают вызреть, подойти не один, а два раза, его хорошо месят, тоже неоднократно. Поэтому они выходят пышными, с мягкой корочкой, не успевающей даже подрумяниться, и с тягучим, упругим, приятным хлебным мякишем. Мы знаем «ситный» хлеб, а калачи – это, по сути, «суперситники»: мука для них еще суше, еще более сеянная, а тесто – еще лучше выдержанное.
Или вот свидетельство из церковной кухни. Изданная в 1890 году «Расходная книга Патриаршего приказа…» (стр.82), описывала кушанья, подаваемые патриарху Адриану в период 1698-99 гг.
Помимо различных блюд, стол русских патриархов включал много хлеба и пирогов. Царь, царица, бояре и их ближайшее окружение дарили патриархам на именины пироги. Когда же праздничные обеды устраивали сами патриархи, то они жаловали гостей длинными хлебами. 7
Сведения о хлебе можно обнаружить в записках многих иностранцев, посещавших в XV — XVII вв. Московию, в частности послов. Посол Венеции И. Барбаро отмечал изобилие хлеба в Москве, ему вторил А.Контарини: «край чрезвычайно богат хлебными злаками». М. Фоскарино удивлялся тому, что русские возделывают не один, а несколько злаков — пшеницу, рожь, два вида проса. Член папской миссии в Московию Дж.П.Компани писал: «Хлеб они обычно приготовляют из двух сортов пшеницы, и он удивительной белизны. Общественных мельниц у них нет, жители как городские, так и сельские мелют зерно дома и дома приготовляют хлеб. Его пекут в тех же печах, которыми обогревают помещения».
Согласитесь, для города с населением 220 тыс человек (а именно таким оно было в 1800 году) – еще явно немного. Однако, в этот период москвичи уже активно потребляют «французские» булки, которые вырабатывали без пивных дрожжей.
Баранки не упоминались в документах по хлебному промыслу до начала XVIII века. Впервые они появились в указе Петра I в 1725 г. и на них была уже установлена «такса». Баранки имели повышенную влажность и небольшой припек. Баранки с ошпаркой перед выпечкой появились уже во второй половине XVIII в. и получили широкое распространение в XIX в. В официальных документах баранки и крендели стояли рядом, так как выражали одно понятие. Примерно в 1900 г. был вывезен из Польши сорт бубликов, приготовленных из более мягкого, чем для баранок теста. Вот, к примеру, одно из первых упоминаний баранок в русских книгах [7] :
Калач :: Общие сведения
Калач – самый древний русский хлеб из белой муки, представляющий собой огромный испечённый «амбарный замок» с чуть сладковатым, пористым мякишем. Классическая «гиревидная» форма калачей объясняются методом их хранения – в старину после выпечки готовые изделия нанизывали на шесты и несли на продажу, либо подвешивали под потолком избы. Таким образом калачи, с одной стороны, были защищены от мышей, с другой стороны, засыхали, не плесневея, и долго сохранялись в виде сухарей, которые снимали с шестов и съедали по мере надобности.
На Руси лучшие сорта калачей пекли из крупитчатой пшеничной муки самого тонкого помола. Другой сорт, называемый «братский калач», делался из толчёной муки в виде круглой булки. Была и третья разновидность – смесные калачи, изготавливаемые из пшеничной муки пополам с ржаной. Они отличались особенным вкусом, а потому их подавали даже к царскому столу.
Как таковой калач долгое время представлялся загадкой на фоне всего остального русского хлебного репертуара, основывавшегося на ржаном сырье и крутом заквашивании. Само происхождение его вызывает споры в среде этимологов. Одни лингвисты склонны видеть основу в слове «коло», «колесо», то есть искаженное «колач» (круглый, кругообразный хлеб). Вторые утверждают, что название восходит к тюркскому «колак» – ухо. Третьи выдвигают ещё более странную версию, согласно которой слово «калач» происходит от татарского выражения «будь голоден!». Между тем, объяснение происхождения названия «калач», что называется, лежит на поверхности. Это становится особенно очевидным, если вспомнить глагол «калить» (нагревать, печь, топить), а также принять во внимание тот факт, что калачи получают путём выпекания. Говоря проще «калить» и «калач» – суть однокоренные слова, восходящие к той же основе, что и «калитки» (открытые пироги).
Первые упоминания о калачах на Руси относится к XIII веку. Рецепт их изготовления, форма, а также названия отдельных частей являются чисто русским изобретением. Классический русский калач имеет главную среднюю часть – животок с губой, затем ручку, или, правильнее, дужку (в древности называлось еще перевясло), причём каждая часть отличается нюансами вкуса, так как при разной форме и объёме они выдерживаются в печи одинаковое время и поэтому по-разному пропекаются и «поджариваются».
В XVII веке изготовление калачей в России контролировалось властью: подьячим было поручено наблюдать, чтобы калашники пекли калачи установленного веса. Наиболее известными «калачными» городами являлись Муром, Москва и Саратов. Говорят, что когда в 1707 году Екатерина II проезжала через Муром, её угостили какими-то необыкновенно вкусными калачами. Город ликовал, что смог угодить царице. А в 1781 году обзавёлся новым гербом: «На голубом поле три крупитчатых калача, которыми ceй город отменно славится», – поясняется в Полном собрании законов Российской империи. Ещё в середине XX века старожилы Мурома могли подробно рассказать предание: «. такие калачи не могут испечь никто. Потому что они на родниковой воде замешивались, определённая мука была. А родниковую-то воду брали из родников (ела Карачарово, где родина Ильи Муромца. Поэтому вот они такие вкусные и были». Муромские «амбарные замки» даже поставляли на царский стол.
Легенда гласит, что успех муромских калачей не давал покоя самому знаменитому представителю пекарской династии Филипповых. После долгих опытов с тестом Максим Филиппов всё-таки создал вкуснейший калач и даже дал ему название «Московский». Но в действительности, московские калачи всё же появились гораздо раньше. Похлёбкин полагает, что после упадка Владимиров Суздальской Руси «калач как один из символов экономического благополучия переместился в Москву». Была даже пословица: «В Москве калачи, как огонь, горячи». Филиппов лишь сделал калачи модными.
Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдёт, не поднимется. Есть у теста и ещё одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники. Ещё одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX веке калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.
С династией Филипповых связывают появление и саратовского калача. В 1886 году Филиппов открыл в Саратове пекарню, которая в советское время превратилась в комбинат имени Стружкина. Внешне саратовский калач совсем не похож на своих московских и муромских братьев – это высокий пышный цилиндр с тоненькой хрустящей корочкой, по форме ближе к пасхальному куличу. Саратовский калач очень душистый, со слоистым воздушным мякишем. Таким его делают особенная мука и специальная технология замеса. В Саратовской губернии выращивали особый сорт пшеницы твёрдых сортов – саратовскую белотурку. Брали 25% муки твёрдых сортов и 75% мягких. Калачи дважды подбивали вручную или, как говорят саратовские пекари, «подкатывали» тесто, чтобы дать выйти лишним пузырькам газа, а затем обливали специальной смазкой.
Калач бодро пережил революцию и в советское время массово выпекался до 1960-х гг., позднее объёмы выпуска калачей постоянно сокращались, пока к концу советского периода их промышленный выпуск не был свёрнут. В Москве их пекли на 16-м хлебозаводе до его закрытия. Из вспоминаний Т. Баньковской:
«Русский простонародный калач! Ржаной, пшеничный, крупчатый – был столетиями у народа в почёте, едали, знали его вкус! После Второй мировой войны русский калач в немилости, пропал, не стали его выпекать, молодому поколению и на погляд не осталось. Булки хлеба выпекаются – «кирпичи», караваи, булочки, сушки, калач обойдён, нет в продаже калача. А народ любил это немудреное печево, в каждом доме и избе без калача не мыслили! К чаю с молоком в дорогу, в подарок. Калач имеет русский колорит. Бывало бабушка выпечет калачи, само собой, в русской печи, наздевает их на ухват, и в кладовку, один конец на одну полку, другой – на другую противоположную, аромат! Подпрыгнешь, сорвёшь и в рот… То-то радость детям! Вернись, калач!»
История калача
Каково значение слова калач в толковом словаре?
Каково происхождение слова калач в этимологическом словаре?
Какой город славится печёными калачами?
Калачами славятся Муром, Коломна и Москва.
Какова история появления московского и муромского калачей на Руси?
Какие интересные факты о калаче известны?
Факт 1. У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели. держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.
Факт 2. Калачи – это, по сути, «суперситники»: мука для них ещё суше, ещё более сеянная, а тесто – ещё лучше выдержанное.
Факт 4. В старину было три вида калачей. Из пшеничной муки в праздничные дни пекли калачи, которые можно было купить в монастырях, на городских и сельских базарах. Лучшие сорта калачей пекли из крупитчатой пшеничной муки самого тонкого помола в виде колец небольшого размера. Калач из толченой муки назывался братским. Калачи из пшеничной муки пополам с ржаной — смесные — подавали даже к царскому столу.
Каково происхождение и значение фразеологизма тёртый калач?
Смысл выражения: опытный человек, которого невозможно обмануть. Выражение это берёт своё начало в пекарском деле: чтобы приготовить тёртый калач (пшеничный хлеб, похожий на висячий замок), нужно было замесить очень крутое, калачное, тесто, которое приходилось долго мять и тереть. «Не тёрт, не мят, не будет калач», – так говорит народная пословица. Жизненный опыт человек тоже приобретает после того, как его долго «мнут и трут», ведь как говорит ещё одна народная пословица: «беды уму учат». В языке есть схожее выражение «стреляный воробей» и пословица «стреляного воробья на мякине не проведёшь».