калачакра что это означает

Калачакра — что это такое? | Практики Тибета

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Возможно, некоторые из вас задавались вопросом: «Калачакра – что это такое?» Однако в массе информации, выданной поисковиками бывает очень сложно разобраться. А может быть, вы встречаетесь с этим понятием первый раз, и вам стало интересно его значение, история происхождения и какое учение за ним стоит.

Именно об этом мы сегодня поговорим в нашей статье. Присоединяйтесь к нам, чтобы стать еще ближе к буддийской философии.

Понятие Калачакры

Это слово неоднозначное, не совсем простое для восприятия и, чтобы понять истинное его значение, стоит немного углубиться в этимологию.

«Кала» в переводе означает время и буквально являет собой символ неизменяющегося бытия. «Чакра» обозначает колесо и олицетворяет пустоту окружающего мира. Так, Калачакра отражает так называемый «круг времени» и вбирает в себя сочетание неизменного бытия и пустоты всего сущего.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Другими словами, Калачакра утверждает, что человек, трансформируя свою внутреннюю энергию, может изменять потоки энергии внешнего мира. Проводя параллель с европейской философской мыслью, согласно этому взгляду, человек и Вселенная взаимодействуют, как микрокосм и макрокосм.

Тантра, или учение, Калачакры занимает особое место в тибетском направлении традиции Ваджраяны. Она учит создавать гармоничные отношения между энергетическими силами внутреннего мира и внешних условий.

Особая астрологическая система Калачакры позволяет определить благоприятное время для определенных событий. Именно ее идеи были использованы, когда составлялся новый календарь тибетцев.

Краткая история

Дошедшие до нас отголоски истории рассказывают, что Калачакра-тантра была поведана самим великим учителем Буддой Шакьямуни за год до паринирваны по просьбе Сучандры – правителя священной страны Шамбалы.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Вернувшись на святую землю вместе с подданными, царь запечатлел на бумаге слова Пробужденного объемом 12 тысяч строф. Его же собственные комментарии тантры заняли еще 60 тысяч рифмованных строк.

Учение помогло Сучандре сплотить жителей и привнести в страну духовный мир. После его смерти тантра передавалась из поколения в поколения царями Шамбалы. Они имели гордое звание «кулика», что означало «передающий традицию».

Тантра, записанная Сучандрой, имела в себе пророческие слова, что кто-то, кого зовут Кирти, сложит короткое содержание учения. Так и произошло – Манджушрикирти написал «Краткую Калачакра-тантру».

Ее текст состоял из пяти глав:

Полтора тысячелетия тексты писаний не покидали пределов Шамбалы, пока в 965 году не появился практик йоги из Индии Цилупа. Он снова вернул учение нашему миру, а, передавшееся через ученика Наропе, оно достигло Тибета, где завоевало особое почитание.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Сегодня существуют многочисленные комментарии на Калачакра-тантру, его краткую пятиглавную версию на тибетском языке, а те, в свою очередь, переводятся на разные языки мира.

Цель учения

Основная цель тантры – помочь буддисту пройти путем Учителя, пробудиться и достичь нирваны. Единственное ее отличие от других традиций – это возможность Просветления не через череду перерождений, а уже в этой жизни.

Достичь желанной цели можно посредством выполнения сочетания непростых психических и физических упражнений. Этот метод называется «шестичленной йогой». Не менее важная роль уделяется практике чтения мантр.

С Калачакра-тантрой связан Адибудда – первоисточник жизни, который изображается в виде божества Калачакры, с двадцатью четырьмя руками, обладающего непостижимой мудростью. Именно он является символом единства времени с пустотой.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Три круговорота времени

Калачакра говорит о трех кругах времени:

Внешний

Внешний круг – это материальный мир, который нас окружает: местность с ее горами, лесами, озерами, реками, небесными телами. В первую очередь это первоэлементы, которые образуют все вокруг, а также наши поступки, мудрость.

В центре Вселенной располагается гора Меру, которую окружают материки. Вершину священной горы окружают планеты и звезды. Вся эта Вселенная живет, изменяясь по правилам цикличности.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Внутренний

На этом круге изменяется материя психического и физического тела живых существ, их эмоций, ума, органов чувств. Сюда же относят тонкое тело, которое несет в себе энергию, называемую пранами, каплями. Внутренний круг непременно связывается с внешним, а вместе они составляют вращение колеса сансары.

Изменяющий

Третий круг «включает» собой механизм, влекущий процесс изменений, которые ведут к освобождению от предыдущих круговоротов – внешнего и внутреннего. С развитием в себе спокойствия, определенных психофизических качеств, гармонизации систем изнутри и снаружи можно изменить привычный ход времени и приблизиться к пробуждению.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Дуйнхор-хурал

Калачакра-тантра передается непрерывно по линии лам. На сегодняшний день посвящение Калачакры проводит действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо. Посвящение – это особый ритуал с принятием обетов, только после которого можно практиковать тантру.

Это настоящий праздник, который имеет собственное название – Дуйнхор-хурал. Он отмечается в монастырях, храмах, ступах при огромном количестве людей, которое может достигать нескольких тысяч.

Праздник состоит из трех этапов:

Подготовка длится около 7-10 суток и предполагает освящение места проведения и возведение огромной мандалы, часто из разноцветного песка.

Торжественное празднование продолжается 3 дня – с четырнадцатые по шестнадцатые лунные сутки третьего месяца, которые по традиции выпадают на апрель или май. Основной праздник проводится на пятнадцатые сутки по лунному календарю.

Хурал заканчивается разрушением песочной мандалы, а затем песок отдается в качестве подношения змееподобным божествам – нагам.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Заключение

Мы с вами узнали, что Калачакра – учение для желающих обрести душевную и физическую гармонию. Более того, благодаря определенным психофизическим практикам человек может достичь состояния Бодхи – Пробуждения и нирваны.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть силы и жизненная энергия не покидают вас. Делитесь статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Источник

Что такое Калачакра?

«Калачакра» означает «циклы времени». Время – мера изменений, как внешних, в мире и во вселенной, так и внутренних, в пределах тела. Они могут измеряться множеством способов. Во внешних изменениях есть цикличность вращения планет вокруг орбиты, а также месяцы, времена года, фазы луны, часы и тому подобное, не говоря уже об исторических циклах или периодах войны и мира. На внутреннем уровне есть циклы жизненных периодов (младенчество, детство, юность, зрелость и старость), менструальные циклы, циклы сна, суточные (циркадные) циклы, количество вдохов в день и тому подобное. Эти внешние и внутренние циклы параллельны друг другу. Так же как звёзды, галактики и вселенные проходят сквозь циклы формирования, существования, разрушения и исчезновения, так и люди проходят через циклы рождения, жизни, старости и смерти, а также промежуточного периода бардо. Кроме того, внешние и внутренние циклы продолжаются с безначальных времён в силу перерождения вселенных и существ.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Мы переживаем эти внешние и внутренние циклы времени благодаря нашей карме. Карма – это умственный фактор, навязчиво (компульсивно) заставляющий нас что-либо делать, говорить или думать. Он основан на неосознавании и заблуждении касательно результата нашего поведения и того, как существуем мы, другие и всё остальное. В соответствии с некоторыми объяснениями, карма также включает в себя компульсивную энергию, с которой мы действуем и говорим, а также компульсивную форму наших действий и компульсивное звучание нашей речи. В результате кармического поведения мы переживаем неуправляемый круговорот перерождений, подверженных разрушительному действию внешних и внутренних циклов времени. Кроме того, как результат, в этих циклах мы переживаем страдания дополнительных циклов несчастья и такого счастья, которое не длится долго и никогда нас не удовлетворяет. К этому описанию Калачакра добавляет циклы кармических ветров, отвечающие за видимости (умственные голограммы), которые порождает наша умственная деятельность во время циклов бодрствования, сновидения, глубокого сна и случающегося время от времени переживания пика оргазмического блаженства.

Третий цикл времени, так называемая «альтернативная Калачакра», – цикл, включающий тантрическое посвящение, две ступени практики и достижение состояния будды. Этот цикл – не только альтернатива внешней и внутренней Калачакре, но и противоядие от их пагубного влияния. В конце концов, если на нашу энергию, ясность ума и настроение влияют погода, количество солнечного света в течение дня, гормональные изменения, упадок, связанный с возрастом, и тому подобное, это не только затрудняет достижение наших собственных целей, но также мешает нам эффективно помогать другим.

Калачакра уникальна во многих отношениях. Объясняя внешние циклы времени, литература Калачакры приводит сложные математические формулы для вычисления позиции солнца, луны и планет, продолжительности дня летнего солнцестояния, даты затмений, лунного календаря и астрологических гороскопов. Она включает в себя даже инженерные инструкции для построения механических устройств, полезных в мирное и военное время. Объяснение внутренних циклов включает подробное описание тонкой энергетической системы организма с её чакрами, каналами и каплями, плюс множество аспектов, ставших частью тибетской традиционной медицины, а также анализ фонетики санскрита.

Посвящение Калачакры и две стадии практики также уникальны; у них есть много аспектов, отличных от других тантр ануттарайоги. Посвящение происходит шаг за шагом, подобно этапам жизни и по их образу, и включает параллели между внешней и внутренней Калачакрой. У дворца-мандалы и тела основного медитативного образа будды те же пропорции, что и у моделей вселенной и человеческого тела. Из-за сложности внешнего и внутреннего миров и необходимости их полного очищения, мандала содержит больше фигур, чем почти все остальные тантрические системы – 722. Они разделяются на группы, находящиеся внутри и вокруг дворца и соответствующие количеству дней и месяцев в лунном календаре, знакам зодиака, основным созвездиям, количеству костей и суставов в организме, а также чувствам, элементам и совокупностям тела и ума. Кроме того, заключительные этапы практики, связанной с тонкой энергетической системой, предоставляют уникальный способ достижения ума ясного света (тончайшего уровня умственной деятельности) и особого вида тонкого тела («лишённой формы»), который служит прототипом для тела форм будды.

Резюме Arrow down

Излишне говорить, что практика Калачакры чрезвычайно продвинутая и сложная. Даже в её упрощённых формах с сокращёнными мандалами и с меньшим количеством фигур она остаётся очень сложной. Однако если подойти к ней с должной мотивацией, подготовкой и усердием, эта практика будет чрезвычайно эффективна для достижения просветления на благо всех существ. В отличие от других тантр, по традиции её передают большим группам людей как метод достижения гармонии и мира.

Источник

Калачакра

Калачакра-тантра (санкр. कालचक्र तन्त्र) относится к разделу ануттарайога-тантры.

Возникновение Калачакры

Согласно традиционным представлениям, Будда Шакьямуни передал учение Калачакры царю Шамбалы Сучандре, через год после Просветления (по другим данным, он изложил эту тантру на 81 году жизни). Будда Шакьямуни проявил себя как божество Калачакра возле ступы Шри Дханьякатака, на юге Индии. Царь Сучандра узрел трехмерный дворец-мандалу, в центре которого находился Калачакра в союзе с супругой Вишваматой. Помимо этой мандалы, проявилась вторая, представлявшая собой космос.

Таким образом, была разъяснена Внешняя Калачакра, Внутренняя Калачакра и Иная Калачакра.

Круговороты Калачакры

Слово Калачакра буквально означает «колесо (круговорот) времени». В системе Калачакры присутствуют три таких круга – внешний, внутренний и иной.

Внешний круг связан с циклами, через которые проходит Вселенная (макрокосм). Например, космические, астрономические или исторические циклы.

Внутренний круг связан с циклами, через которые проходят отдельные существа (микрокосм). Например, это психофизиологические циклы, а также циклы, относящиеся к перерождению (рождение и смерть). Внутренний круг включает тонкое тело человека, состоящее из энергетических каналов, чакр, энергетических ветров, тонких колебаний и творческих энергетических капель. Такая структура аналогична структуре Вселенной, состоящей из планет, их орбит, вращения планет по орбитам, и тд.

Один и самых важных внутренних циклов – это цикл дыхания, т.к. дыхание напрямую связано с движением энергетических ветров на уровне микро и макрокосма.

А. Берзин показывает фундаментальную связь дыхания и вселенских процессов:

«На внешнем уровне, если сутки делятся на шестьдесят часов Калачакры (нет правила, что они могут делиться только на двадцать четыре часа!), тогда в трёхсотшестидесятидневном лунном году всего 21600 часов. Подобным же образом, если наши энергии сбалансированы, мы совершаем 21600 дыханий в сутки, т. е. одно дыхание в каждые четыре современные секунды, в чём можно убедиться, если замерить время своего собственного дыхания. Точно так же, как солнце половину года движется через северный сектор неба и половину года через южный, что известно в астрономии как северное и южное склонение солнца, подобным образом и мы сами дышим половину времени преимущественно через правую ноздрю, а остальную половину – через левую» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

И внутренние, и внешние циклы содержат кармические ветры, которые проходя через четыре творческие энергетические капли тонкого тела, создают видимости «четырех событий». Например, эти видимости могут быть связаны со зрительными образами, звуком, запахами, вкусами или со способами осознавания. Эти видимости познаются в состояниях бодрствования, сновидений, глубокого сна без сновидений и в запредельном состоянии. Практики, связанные с «четырьмя событиями», позволяют адепту обрести четыре тела Будды: нирманакаю, самбхогакаю, джняна-дхармакаю и свабхакаю.

Внешний и внутренний круги управляются ветрами кармы и вместе образуют сансару.

Иной круг относится к практикам Калачакры, он трансформирует адепта и дарует ему освобождение от внешнего и внутреннего кругов.

Садхана стадии зарождения и стадии завершения

Процесс освобождения от разрушительного влияния времени начинается с посвящения Калачакры. Затем адепт приступает к практике «стадии зарождения» (кьерим), и, завершив ее, выполняет практику «стадии завершения» (дзогрим).

На стадии зарождения (кьерим) адепт выполняет сложные визуализации, в которых представляет, как он, в виде определенного образа Будды, зарождается внутри мандалы. Одновременно с выполнением визуализаций, адепт вызывает в уме и чувствует различные состояния, связанные с состраданием и пустотой.

Стадия завершения (дзогрим) включает в себя практики, связанные с осознанным управлением энергией, с ее перемещением по тонким каналам, которые связывают тело с наиболее глубоким уровнем сознания – тончайшим сознанием. В результате такой работы с энергией адепт растворяет энергетические ветры в центральном канале и подходит к самым глубоким и тонким уровням сознания, проявляется тончайшее сознание ясного света. А. Берзин следующим образом описывает эти процессы:

«Методы стадии завершения зарождают тонкие звуки внутри центрального энергетического канала, которые помогают вводить в них энергетические ветры и там растворять» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002)

В результате практики этих двух стадий адепт реализует видение реальности и непрестанное на ней сосредоточение, которое приносит ему освобождение от связанности циклами времени, он обретает тело и сознание Будды.

Мандала Калачакры

Мандала Калачакры представляет собой символическую модель Вселенной; она включает в себя и время, и пространство.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Йидам Калачакра

Йидам Калачакра является основным божеством в Традиции Калачакры.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

Он изображается в союзе с супругой – Вишваматой. Ее тело желтого цвета. У нее четыре лица, с тремя глазами на каждом лице и восемь рук. Она украшена пятью символическими украшениями.

Данные формы отражают множество уровней символизма, раскрыть который полноценно может только Учитель. Как утверждает А. Берзин, сложность образов непосредственно отражает сложность процесса становления Буддой: «Буддам требуется активно поддерживать в уме полный набор своих постижений и качеств одновременно – так, чтобы использовать их эффективным образом в помощи другим. Кроме того, Буддам требуется быть внимательными к мириадам личных деталей тех, кому они помогают, чтобы всегда делать то, что правильно» (Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002).

Мантра Калачакры

Основная мантра Калачакры:

OM AH HUM HOH HAM KSHAH MA LA VA RA YA HUM PHAT

В соответствии с объяснением Кирти Ценшаб Ринпоче (Kirti Tsenshab Rinpoche: Graz, Austria, September 1999), первые четыре слога мантры символизируют четыре ваджры: OM – это ваджра тела, AH – ваджра речи, HUM – ваджра ума, HOH – ваджра мудрости. Следующие два слога символизируют Калачакру (HAM) и его супругу Вишвамату (KSHAH). Слог MA обозначает дворец Калачакры – мандалу, четыре слога LA VA RA YA соотносятся с четырьмя элементами – земля, огонь, вода и воздух. HUM PHAT, как объясняет Лосанг Самтен (Losang Samten), выражает пожелание того, чтобы рецитация мантры принесла высшее благо для всех живых существ.

Классификация семейств (кула) Калачакры

Как утверждает Vesna A. Wallace, в Традиции Калачакры семейство главного божества рассматривается как три, четыре, пять и шесть семейств (кула).

Классификация по трем семействам на уровне микрокосма соотносится с телом, речью и умом, а также с левым, правым и центральным каналами (нади); на уровне макрокосма – с тремя царствами, желания, формы и бесформенности. На уровне абсолютной реальности – это три тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая.

Четыре семейства на уровне микрокосма соотносятся с телом, речью, умом и мудростью; с менструальной кровью, спермой, умом и мудростью; с четырьмя бинду и связанными с ними четырьмя состояниями сознания (бодрствование, сон, глубокий сон и четвертое состояние). На уровне микрокосма четыре семейства – это семейства Солнца, Луны, Раху и Кету. На уровне абсолютной реальности – это четыре тела Будды, Нирманакая, Самбхогакая, Дхармакая и Джнянакая.

Пять семейств на уровне микрокосма соотносятся с пятью скандхами. В обществе – это четыре касты и безкастовые. На уровне абсолютной реальности – это пять аспектов мудрости Будды, проявленные, как пять будд, Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи.

Линии передачи Калачакры

Царь Сучандра (воплощение Ваджрапани), достигнув реализации, передал учение своим подданным. Он записал Калачакра-тантру на родном языке, а также составил обширный комментарий на неё. Коренной текст Калачакры (Мула Калачакра-тантра) состоял из 12 тыс. шлок (до наших дней он не дошел). Далее Калачакра передавалась царями Шамбалы по наследству. После Сучандры учение передавалось царем Манджушри-Яшасом (воплощение Манджушри), который составил краткую Калачакра-тантру, а его сын Пундарика (воплощение Авалокитешвары) написал комментарий на неё под названием «Ясный свет». Эти два текста в X веке были принесены в Индию махасиддхой Чилупой и Калачакрападой Старшим, они передали учение Калачакрападе Младшему. От них берет начало распространение Калачакры в Индии и Тибете. В XI веке в Тибете начали распространяться две основные линии передачи – Дро и Рва. Линия Дро была основана учеником Калачакрапады Младшего Соманатхой и его переводчиком Дро Лоцава. Линия Рва была основана другим учеником Калачакрапады Младшего Саманташри и его переводчиком Рва Лоцава Чораб.

калачакра что это означает. Смотреть фото калачакра что это означает. Смотреть картинку калачакра что это означает. Картинка про калачакра что это означает. Фото калачакра что это означает

(Схема составлена А. Берзиным)

В настоящее время, учение Калачакры присутствует во всех линиях Ваджраяны. Практика Калачакры является основной в Традиции Джонанг.

Библиография

Александр Берзин. «Принятие посвящения Калачакры», СПб.: Нартанг, 2002
Лондол-лама Агван Лобсан. История Калачакры. Краткий вариант
Vesna A. Wallace. The Inner Kalacakratantra: A Buddhist Tantric View of the Individual
Kirti Tsenshab Rinpoche. The Kalachakra Mantra: Graz, Austria, September 1999. Translator: Peter Roberts, transkript: Michaela Puntigam. © 2001 Edition She Drup Ling Graz

Источник

История Калачакры

Хотя посвящение в других тантрах предназначено только для малого числа учеников единовременно, существует историческая традиция передачи посвящения Калачакры большим собраниям народа.

Будда впервые передал его царю Шамбалы и его свите, состоящей из девяноста шести подчиненных правителей. В свое время их потомки передали его всему населению Шамбалы с целью объединить людей перед лицом опасности возможного вторжения и предотвратить уничтожение. Таково происхождение связи посвящения Калачакры с миром во Вселенной и традиции передавать это посвящение большому количеству участников.

В соответствии с изложением исторических циклов в Калачакре, варварские орды периодически захватывают цивилизованный мир и стараются уничтожить все возможности для духовной практики. Будущее вторжение предсказано на 2424 год этой эры по общему летосчислению, когда, как говорится, произойдет следующая жестокая мировая война. В это время помощь для одоления варваров придет со стороны Шамбалы. Воссияет новая золотая эра, с условиями, во всем благоприятными для духовной практики, а в особенности – для Калачакры. И те, кто прежде получал посвящение Калачакры, переродится в это время на стороне победителей.

Согласно традиции, Будда учил Калачакра-тантре более чем 2800 лет назад на земле современного штата Андхра Прадеш, в Южной Индии. Правители северной страны Шамбалы были основной аудиторией и они сберегли эти учения в своей стране.

В десятом веке два индийских учителя независимо попробовали достичь Шамбалы. На пути каждый из них испытал чистое видение этой земли, в котором и получил передачу посвящения Калачакры и весь свод материала. Каждый распространил эти учения в Индии, с небольшими различиями в изложении.

Калачакра, одна из самых поздних по историческому выявлению систем тантры, быстро завоевала выдающееся место и популярность в монастырских университетах центральной части долины Ганга и затем, немного позже, в монастырях Кашмира. В итоге появились четыре стиля практики. Учители из этих районов обучали Калачакре в северной Бирме, на полуострове Малайзии и в Индонезии, но к четырнадцатому столетию Калачакра в этих местах исчезла.

Совместно с тибетскими переводчиками индийские учители также передавали Калачакру в Тибет. Были три изначальные передачи между одиннадцатым и тринадцатым веками, и каждая линия передала различное сочетание аспектов четырех индийских версий и внесла небольшие различия, вызванные переводом. Эти три линии, в разных сочетаниях, передавались далее до настоящего времени – сначала через школы Сакья и Кагью, а затем также через традицию Гелуг.

Поскольку школа Ньингма тибетского буддизма передает только индийские тексты, которые попали в Тибет и были переведены до начала IX века, в Ньингма нет прямой передачи линии Калачакры. Однако более поздние учители Ньингма получали и передавали посвящение Калачакры из других традиций, в особенности в XIX в. в экуменическом направлении Римэ. Кроме того, существует калачакринский стиль Дзогчен, практики Великой Завершенности.

Среди четырех тибетских традиций Калачакра занимает наиболее выдающееся место в Гелуг. Сначала изучение, практика и ритуалы Калачакры привлекли особое внимание к себе в XV в. в Ташилхунпо, монастыре первых Далай-лам и, позднее, Панчен-лам, в Центральном Тибете.

В середине XVII в. Калачакра распространилась на территорию, которую маньчжуры вскоре назвали Внутренней Монголией, где монголы выстроили первые монастырские колледжи, посвященные специально Калачакре. К середине XVIII в. колледжи Калачакры были при маньчжурском императорском дворе в Пекине, затем в Ташилхунпо, в Амдо (Северо-Восточном Тибете) и в так называемой Внешней Монголии. На протяжении XIX в. тибетцы и монголы во Внешней и Внутренней Монголии передавали Калачакру бурят-монголам Сибири, а в начале XX в. распространили ее среди калмык-монголов на Волге и также среди тувинцев, тюркского народа Сибири. И так же, как в районах Внешней Монголии и в Амдо, большие отделы крупнейших монастырей каждого из этих регионов посвятили себя практике Калачакры.

Этот энтузиазм к Калачакре монголов, народа Амдо и тувинцев, возможно, вызван их отождествлением своих стран с легендарной северной землей Шамбалой. На протяжении более, чем столетия, многие русские также оказались под влиянием этих верований в результате контактов с бурятами и калмыками. Например, мадам Блаватская и Николай Рерих придали Шамбале выдающуюся роль в теософии и агни-йоге, эзотерических традициях, основанных соответственно каждым из них.

Калачакра и линия Далай-лам

Многие люди интересуются, какова связь между Его Святейшеством Далай-ламой и Калачакрой и почему он передает это посвящение так часто.
Его Святейшество скромно заявляет, что нет никакой особой связи между линией Далай-лам и Калачакрой, несмотря на то, что Далай-ламы считаются воплощениями одного из правителей Шамбалы. Тем не менее, Первый, Второй, Седьмой, Восьмой и нынешний Четырнадцатый Далай-ламы проявляли сильный интерес к системе Калачакры. Со времен Седьмого Далай-ламы в начале восемнадцатого века ритуальные и медитативные практики Калачакры сделались специализацией монастыря Намгьел, личного монастыря Далай-лам во дворце Потала в Лхасе.

Не существует ограничений по числу посвящений Калачакры, которые может передать в течение жизни учитель, и нет специальной причины, почему нынешний Далай-лама передает его так часто. Его Святейшество говорил, что он счастлив передавать его, когда об этом просят и обстоятельства благоприятны. Начиная с 1970 г. он передал посвящение во многих местах в Индии, так же как и в Северной Америке, Европе, Монголии и Австралии. Также несколько других великих мастеров традиций Гелуг, Кагью, Сакья и Ньингма широко даровали это посвящение. Мало разницы, из какой линии передачи дается посвящение. Все учители уполномочивают нас изучать и практиковать широкий спектр учений Калачакры.

Калачакра и индуизм

Тексты Калачакра-тантры

Давайте рассмотрим кратко некоторую часть обширных материалов самой Калачакра-тантры.
Этот древний текст включает великое множество практических советов для людей и обществ, которые остаются в силе и сейчас. Это сущая энциклопедия и разработанных методик по достижению Пробуждения, и, кроме того, стимулирующих мысль социальных комментариев и научного анализа.

Калачакра называется ясной тантрой, в то время как другие тантры ануттарайоги известны как темные. Главная причина этого различения касается четвертого посвящения, которое уполномочивает нас постигать одновременно и прямо два уровня истины реальности. Система Калачакры формулирует эти две истины как сознание ясного света, порожденное как неизменно блаженное осознавание пустоты всего, и видимости, возникающие благодаря такому сознанию. В других системах ануттарайоги слова на этой стадии посвящения не объясняют единства этих двух уровней прямо, а только путем аналогии.

В действительности, хотя Калачакра значительно отличается от других систем ануттарайоги по многим пунктам, но изучение Калачакры часто проясняет загадочные места текстов тех систем. Более того, весь текст Калачакра-тантры написан ясным языков, в отличие от других тантр, которые требуют изощренной схемы декодировки многих уровней значения, скрытого за их лаконичным поэтическим стилем.

Традиция текстов

Как в действительности была написана Калачакра-тантра? В соответствии с традицией, Сучандра, царь Шамбалы, был главным учеников на первом посвящении Калачакры. Впоследствии он записал стихами на своем собственном языке коренную Калачакра-тантру и обширный комментарий на нее. Интересно, что ему помогал грамматик, который намеренно сделал несколько ошибок в размере и подсчете стихов. Он поступил так, чтобы помочь царю и людям того времени преодолеть привязанность к систематичности и жестким формам. Хотя материал Калачакры со своими внешними, внутренними и изменяющими циклами изобилует симметрией, важно не стать рабом порядка и не ожидать, что все в мире упорядочено и регулярно или что мы может всегда удерживать контроль. Как однажды сказал один из моих тибетских наставников Шарпа Ринпоче: «Симметрия глупа». Хотя много вещей в этом мире действительно аналогичны друг другу, но если мы настаиваем на том, что все симметрично и потому подконтрольно, тогда мы живем в фантазии ложных ожиданий. Только из-за того, что имеется пять этих, не обязательно должно подразумеваться, что есть пять тех. Всегда случаются неожиданные исключения.

За Сучандрой последовали шесть поколения царей вплоть до Манджушри-яшаса, который унаследовал трон Шамбалы, став первым из линии двадцати пяти правителей Калки, или Хранителей касты. Он составил Краткую Калачакра-тантру, в то время как его сын и наследник Пундарика написал комментарий на нее под названием «Незамутненный свет».
Это и есть два базовых текста Калачакры, которые были перенесены в Индию двумя провидцами Чилупой и Калачакрападой Старшим и которые сохранились сегодня.

Каждый содержит пять глав. Первые две главы касаются соответственно внешнего и внутреннего круговорота времени, в то время как последние три представляют изменяющий круговорот. В третьей главе обсуждается посвящение, в четвертой – стадия зарождения, а в пятой – стадия завершения и достижения Пробуждения. Все более поздние комментарии следуют этой пятеричной структуре. Давайте рассмотрим структуру этих глав в более широком контексте богатой санскритоязычной и тибетоязычной литературы по Калачакре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *