календарь природы в старшей группе по фгос что должно быть
План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы
Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы.
Наблюдение первое (понедельник). Наблюдение погоды.На прогулке воспитатель предлагает детям около минуты наблюдать за погодой и затем ответить на следующие вопросы: холодно или тепло на улице? Как одеты дети? Ветрено или спокойно? Как узнать, что ветрено (или спокойно? Солнечно или пасмурно? Идет ли дождь или нет? Был ли дождь или нет (как об этом узнали? Будет ли еще дождь (как об этом можно узнать?
В группе после прогулки педагог подводит детей к календарю, показывает, каким цветом и в какой графе надо закрасить прямоугольник «понедельник», как и какими значками отмечать те явления, которые они наблюдали.
Наблюдение второе (вторник). Наблюдение погоды (проводится так же).Рассматривание деревьев: воспитатель предлагает посмотреть на деревья, вспомнить, какие они были летом, сказать, что изменилось и почему.
Одно дерево, которое будет зарисовано в календаре,рассматривается подробно: какого цвета листья? Каких листьев больше (зеленых, желтых, красных? Как листья разного цвета расположены на дереве? Много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья? Много ли опало листьев? Какого цвета трава? Какого цвета опавшие листья?
Так же рассматриваются кусты и цветы, предназначенные для занесения в календарь. В группе дети самостоятельно (но под контролем педагога) закрашивают прямоугольник «вторник», отмечают значками погоду.
Вечером или на следующий день, если планируется занятие по рисованию на тему «Золотая осень», ребята рисуют дерево, куст, цветы, которые они рассматривали. Лучший рисунок помещается в календаре.
Наблюдение третье (среда). Haблюдение погоды (проводится так же). Cpaвнение рисунка, выбранного для календаря, с природными объектами, изобра,женными на нем. Дети оценивают рисунок (насколько точно переданы в нем дерево, куст, цветы, покров земли). Воспитатель предлагает обратить внимание на насекомых, которых ребята увидят во время прогулки, и запомнить их.
В группе дети отмечают в календаре день недели и погоду. Вспоминают, каких насекомых видели на прогулке. Дополняют рисунок и помещают его в графу «Живая природа».
Наблюдение четвертое (четверг). Дети на прогулке наблюдают погоду, обращают внимание на насекомых и птиц.
В группе они самостоятельно фиксируют день недели, погоду в календаре. Воспитатель показывает, как надо дополнить рисунок изображением птиц, насекомых, которых видели на прогулке.
Наблюдение пятое (пятница). Дети наблюдают за погодой, за встречающимися насекомыми и птицами. Рассматривая paстительность участка, любуются нарядным, пестрым убором золотой осени.
В группе ребята самостоятельно фиксируют день недели, погоду и дополняют рисунок новыми видами насекомых и птиц.
Воспитатель дает задание понаблюдать и запомнить, какая погода будет в субботу и воскресенье. В начале следующей недели (в понедельник) в свободное время дети отмечают в календаре субботнюю и воскресную погоду.
Воспитатель обсуждает с ними результаты недельных наблюдений за природой.Проводит беседу примерно по следующим вопросам:
— Какими значками мы отмечали погоду, дни недели?
— Какая погода была на прошедшей недели в понедельник,во вторник? Как это видно из календаря?
— Какими стали растения на участке (деревья, кусты, трава?
— А к это видно из календаря? Почему меняются растения?
— Какие животные (насекомые, птицы) были на участке? Птицы,которых вы видели: зимующие или перелетные?
Убирая календарь, педагог сообщает, что следующие наблюдения за природой будут проведены в третью неделю октября. Очень важно, чтобы при всех последующих наблюдениях в календаре нашли отражение те же природные объекты, что и первый раз. Техника исполнения рисунка должна быть всегда одинаковой (карандашом, краской или фломастером).
Опыт внедрения календарей в практику детских садов,показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Дары природы» Проводят: логопед, родители воспитанников; Участники: дети, родители, логопед, воспитатели, гости мероприятия Тип: творческий, исследовательский.
Опыт ведения группы в соцсети для родителей и детей ДОУ В группе колобок размещается информационно-консультативный блок для родителей по вопросам воспитания, развития и помощи детям в различных.
Оформление фенологического календаря для уголка природы Одним из условий успешного экологического воспитания дошкольников является создание и оформление предметно-развивающей среды. В любой группе.
Оформление календаря природы на летнем участке Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в.
План-конспект ООД по рисованию «Я в весенний ручеёк запущу кораблик» с детьми старшей логопедической группы Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички! Всегда очень рада вашим визитам! Сегодня хочу предложить вашему вниманию материал.
План-конспект ОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну Огородную» Задачи. 1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи». 2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование относительных.
План профориентационной работы с детьми старшей группы План работы по профориентационной работе с детьми старшей группы. Сентябрь Домашний труд Дворник «Труд», «Познание», «Социализация»,.
Рисование гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группы (план-конспект) Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья! Всегда рада вашим визитам на мою страничку. Сегодня хочу продолжить разговор о весне. Представляю.
Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада
Татьянa Горбачева
Планирование работы с детьми в уголках природы, с календарем природы и погоды в группах детского сада
Планирование работы с детьми
в уголках природы, с календарем природы и погоды
в группах детского сада.
Младшая группа
1.Общение: «Покажем Мишке «уголок природы»,
2. В течение сезона внесение иллюстраций с изображением осенних изменений, происходящих в природе.
3. На 4 недели сентября рисование на обложке дневника наблюдений берёзы,педагог подписывает: «Наша любимая берёза Беляночка».
4. Украшение уголка природы красивыми растениями и цветами, осенними листьями, овощами и фруктами
5. Готовим природный материал.
6. Выставка «Дары осени»
Средняя группа
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям. Учить детей отгадывать комнатные растения по описанию.
2. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
3. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 4. Составление коллекций.
5. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры)
6. Заготовка и сушка листьев растений для аппликации, зимних букетов, гербариев.
1. Уточнить представления о 4-5 видах растений, об условиях жизни, сформировать понятия «влаголюбивые» и «засухоустойчивые».
2. Сбор семян астр. Окапывание деревьев и кустарников.
1. Индивидуальная работа с детьми, дежурящими в «уголке природы».
2.Проведение опыта: «Различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле». Упражнять детей в нахождении растений по названию.
3. Посещение подготовительной группы: наблюдение за работой детей в уголке природы.
4. Длительные наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
На протяжении всего сезона.
1.Совместная деятельность: «Как заполнять календарь природы»
2. Внесение рисунков детей на темы наблюдений на прогулке.
3. Ежедневная работа с календарём погоды – выставление картинок, отображающих явления в неживой природе: солнце, дождь, облака, тучи, радуга, снег.
Подготовительная группа
1. Подготовка комнатных растений к зимним условиям.
2. Составления календаря расцвечивания листьев деревьев на участке детского сада.
3.Опыт: «могут ли растения жить без корней»
4. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов, чтобы они выросли к новогодним праздникам.
6. Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).
7. Заготовка и сушка листьев растений для аппликаций, зимних букетов, гербариев.
8. Подборка и изготовление коллекции листьев, семян и плодов деревьев.
1. Закреплять знания детей об уходе за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями (примула, традесканция, узамбарская фиалка).
2. Определение с детьми потребности растений во влаге и свете.
3.Опыт: «С какой стороны листа в растения проникает воздух».
4. Наблюдать за растениями «уголка природы»: реже появляются листья, растения отцветают.
5. Показ детям средней группы: работа в уголке природы.
6. Сортировка семян деревьев, кустарников, садовых и луговых цветов. 7. Составление коллекций. На пакетах дети наклеивают этикетки – картинки с изображением растения.
8. Сбор природного материала. Окапывание деревьев.
1. Сбор крошек, смешивание с зерном для подкормки птиц.
Младшая группа
На протяжении всего сезона
1. Привлечение внимания детей к состоянию растений. Поливка комнатных растений.
2. Демонстрирование доброго отношения к растениям, заботу о них. Связать состояние цветов с уходом. Педагог показывает правильные приемы работы: под лист поставить ладонь левой руки, в правую взять влажную тряпочку и обтереть весь лист.
2. Внесение в «уголок природы» модели «Способы поливки растений».
3. Выставление в «Календарь природы и погоды» иллюстрации с изменениями, происходящими в природе.
4. Рассматривание комнатных растений с ярко выраженным стеблем и крупными листьями.
5. Наблюдения за птицами на кормушке, выставление в «календаре природы» иллюстраций зимующих птиц.
1.Моделирование: «Составь растение».
2. Уточнить строение комнатных растений, различать и называть стебель, лист, цветок.
1.Ознакомление детей с названиями растений: фикус, герань, бальзамин.
2. Рассматривать одно из комнатных растений, запомнить его название, закрепить название частей.
3.Поручение детям несложных заданий: подержать лейки, тряпку, отнести их в умывальную комнату.
1.Совместная деятельность: «Посадка лука». Уточнить представление о луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковички и в землю и в воду, зарисовать лук в банке. Рассказать, что для роста зелени нужна вода. Работа с дневником наблюдения.
2. Внесение в «Уголок природы» модели последовательности трудового процесса посадки лука.
3. Поставить в баночку веточки деревьев.
4. Продолжать знакомить с названиями комнатных растений (1-3 контрастных по внешнему виду)
Средняя группа
1. Наблюдение детей за поливом и мытьём листьев растений педагогом. 2. Внесение в уголок природы новых растений. Познакомить детей с названиями новых растений и способа ухода за ними.
1.Совместная деятельность: «Посадка лука». Рассматривание банки с луковицей. Педагог делает её зарисовки по трафаретам, поясняя каждое своё действие. Говорит о том, что лукавица будет меняться – прорастать. И педагог с детьми раз в неделю будут её зарисовывать. Педагог напоминает, что лук растёт тогда, когда есть тепло, свет, вода.
Показ нового способа ухода за растениями – опрыскивание.
1. Выращивание овса. Педагог в присутствии детей производит посадку, комментируя действия.
2. Закреплять знания о растениях уголка природы. Моделирование «Составь растение из частей»
Старшая группа
1. Посадка лука, посадка лука в стеклянные банки для проведения опыта – показать, как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
1. Наблюдение «Выращивание лука». Посадка петрушки, укропа, овса в ящиках.
2. Закреплять название и правила ухода за комнатными растениями.
3. Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений.
1.Посадка корнеплодов: свеклы, петрушки, моркови, картофеля.
3. Поставить в воду веточки деревьев, формировать представление о том, что для жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательные вещества.
Подготовительная группа
2. Выращивание овса, гороха, проращивание семян для посадки. Посадка семян перца.
1. Опыт «Растения теряют влагу, через испарение»
2. Посадка лука и петрушки в ящики.
1. Посадка корнеплодов.
2. Посадка лука в ящики для проведения опыта – показать. Как в зависимости от созданных условий произрастает лук (1 – тепло, вода и свет; 2 – тепло, вода, темнота; 3 – холод, вода, свет). Фиксировать наблюдения в календаре.
3. Полив посадок лука, корнеплодов.
Младшая группа
1. Внесение куклы в одежде весенней, наблюдение за тем, как меняется одежда в соответствии с температурой воздуха.
Внесение иллюстраций первых признаков весны. Совместные рисунки детей и педагогов по сезону.
1. Внесение иллюстраций признаков середины весны.
2. Посадка гороха – формировать представления о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое или желтое, крепкое, гладкое, бугристое). Учить прослеживать действия посадки.
3. Наблюдение за луковицей в банке, зарисовки. Рассматривание зарисовок.
Средняя группа
1. Увеличить частоту поливок и рассказать детям об этом во время трудовых поручений.Совместно: подкормка растений, опрыскивание. Рассматривание цветущих растений. Сравнение двух растений по окраске, форме цветка, листьев, по величине, по поверхности листа на ощупь, по запаху.
2. Посадка луковиц – закрепить знания о луке, особенности строения, условия необходимые для роста. Зарисовка наблюдений за луком в дневнике. Дети находят нужную картинку, одевают куклу в весеннюю одежду.
1. Длительные наблюдения за ветками разных деревьев (тополь, береза). Отметить разницу с ветками за окном. Уточнить почему.
2. Выращивание рассады уличных цветущих растений.
4. Сеяние семян редиса и гороха. Длительные наблюдения за посадками, уход. Вместе с детьми сделать зарисовки.
5. Наблюдать пересадку комнатных растений, уточнить приемы ухода за ними.
Изготовление книги о весенних изменениях в природе по творчеству Е. Чарушина.
Старшая группа
1. Обращение внимания детей на оживление комнатных растений. Проведение с детьми посадки и черенкования комнатных растений. Произведение осмотра и подкормки комнатных растений.
2.Наблюдение: «Выращивание лука». Отражения наблюдения в рисунках.
3. Посев гороха, томата, огурцов.
4. Посев семян душистого перца, бархатцев, фасоли.
5. Рисование явлений природы в марте.
6. Дети находят нужные картинки, изображающие весенние изменения в природе.
1. Осуществление пересадки, перевалки комнатных растений. Совместная деятельность педагога с детьми «рассматривание живородящих комнатных растений» (хлорофитум) – учить узнавать по характерным признакам (листья, стебли). Дать знания об укоренения деток, показать приёмы посадки.
2. Посев семян моркови, укропа, петрушки. Посев овса и длительные наблюдения за его ростом.
3.Опыт: «Нужен ли растениям свет» (овёс). Фиксация опыта в дневнике наблюдений в виде карточек – схем.
4.Опыт: «Необходимость удобрений для роста растений», ведение дневника наблюдений.
1. Обобщённая беседа об уходе за комнатными растениями.
2. Изготовление книги о весенних изменениях в природе и по творчеству В. Биянки.
3. Рисование явлений природы.
Подготовительная группа
1. Рассматривание с детьми комнатных растений. Показать большое растение в маленьком горшочке, подвести к выводу, что корням тесно и необходимо пересадить.Организация труда по пересадке комнатных растений: мытьё горшков, очистка почвы от мусора. Подготовка песка, совков, палочек. Определение необходимости пересадки комнатных растений (осмотр донного отверстия цветочного горшка). Загадывание загадок о комнатных растениях.
2. Посев цветочных семян – учить различать по форме и величине семена настурции, ноготков и бархатцев, правильно сеять их.
3. Выращивание рассады капусты, кабачков.
1.Участие детей в размножении комнатных растений разными способами: отделения отпрысков взрослого растения, делением корневищ, отделением деток, семенами.
2. Внесение, рассматривание и наблюдением за посадками первоцветов в «уголке природы»
1. Продолжать обучать детей разнообразным видам ухода,за растениями: поливу, подкормке, рыхлению, прореживанию.
2.Экологический проект: «Правила ухода за комнатными растениями»
«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.
Развивающая среда Группа Уголок природы Уголок природы Уголок ИЗО Уголок русской избы С/Р игра «Парикмахерская» С/Р игра «Магазин» С/Р игра «Город».
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
алсу салахова
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
Я представлю вам календари для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Для второй младшей и средней групп — это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза)в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,— ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.). «Сейчас мы тебе покажем картинку»,— говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления природы. Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?— Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной). «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? — обращается педагог к кукле. — Погуляй здесь (ставит ее возле карточки). Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа (имя куклы) теперь тоже гуляет.
Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна.Детям интересно: все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам — на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.
В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем, но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра — листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла — ей купили новую одежду).
Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.
Календарь природы для старшей, подготовительной к школе группсостоит из трех граф: 1) время; 2) неживая природа (погода); 3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые). Это важно для формирования у детей, идущих в школу,отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря он видят, что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй) недели. В дальнейшем при заполнении календаряим станет понятно временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.
При ведении календарянеобходимо обратить внимание на следующие моменты: он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки — это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе, когда дети только знакомятся с календарем такого типа. Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.)Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка», голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.