калину уволили за что
Собянин поддержал москвичей: за что уволили главу департамента образования Калину Исаака Иосифовича
22 июля стало известно о решении главы Москвы Собянина сместить с должности главу отдела образования и науки города Исаака Калину. Жители Москвы давно ожидали эту кадровую перестановку, так как деятельность чиновника не пользовалась особой популярностью среди родителей учащихся и педагогов. Что именно стало причиной ухода Калины с поста?
Увольнение Исаака Калины
Исаак Иосифович Калина пробыл на должности руководителя отдела образования и науки московской мэрии около десяти лет. По мнению экспертов, это время в жизни столицы стало настоящим застоем образования, и необходимость в увольнении Калины уже давно назревала. Однако, главной причиной этого решения московского мэра считают провальные результаты по внедрению в Москве системы МЭШ — «Московской электронной школы», на которую были выделены колоссальные суммы из городского бюджета.
22 июля Сергей Собянин опубликовал в социальных сетях пост о том, что увольнение Калины с поста главы департамента принято исключительно на основании желания Исаака Иосифовича. При этом, Калина останется доверенным советником мэра Москвы. Также Собянин отметил огромные заслуги Исаака Калины в сфере образования и науки города, что сделало образование еще более доступным для жителей столицы, сделало его одним из лучших в мире.
Почему Калину сняли с должности
Несмотря на хвалебные отзывы московского мэра об успехах Исаака Калины и формально прозрачную причину смещения его с должности — собственное желание, эксперты видят совершенно другие причины увольнения руководителя московского департамента образования и науки.
Так, последние годы своего руководства Исаак Калина посвятил внедрению в московские школы масштабной программы дистанционного обучения под названием «Московская электронная школа». Этот проект вызвал бурное возмущение среди ученых, педагогов и родителей самих учеников. Мэрия поддержала внедрение программы финансовыми дотациями, и большинство московских школ получили возможность оснастить классы цифровым оборудованием, новыми компьютерами, электронными досками и другими девайсами.
Однако, этот проект оказался весьма спорным, так как, по мнению экспертов, скажется на уровне образования негативно. Замена живого общения с учителем и сверстниками не только грозит плохому усвоению информации учеником, но и не позволит детям нормально социализировать. Исполнение программы обучения без возможности проявить творческое мышление, которое развивается педагогом индивидуально для каждого ученика, может стать причиной стереотипности мышления, и приведет к снижению уровня интеллекта у подрастающего поколения.
Проблемы реализации программы Калины
Изначально идея компьютеризации процесса обучения в Москве подверглась жесткой критике. Но еще больше возмущения она вызвала на этапе внедрения. Роспотребнадзор выпустил соответствующие рекомендации, согласно которым в образовательных учреждениях должно быть ограничено использование цифровых устройств, так как они представляют серьезную угрозу для здоровья учащихся. Выводы комиссии, разработавшей эти рекомендации, основаны на анализе международного опыта, который доказал, что использование электронных гаджетов может негативно воздействовать на психику, особенно неокрепшую в детском возрасте.
Неготовность образовательной системы к переходу на дистанционный режим ярко продемонстрировал период вынужденного перевода школ на онлайн-обучение во время коронавируса. В этот период система висла и просто не работала несколько суток. Сама база учебных материалов проекта МЭШ была настолько скудной, что учителя были вынуждены сесть за составление новых программ.
Большинство экспертов связывают увольнение Калины именно с неудачей по реализации проекта «Московской электронной школы». Многие прогнозировали уголовное разбирательство в причинах таких плохих результатов команды Калины, поэтому уход по собственному желанию оказался лучшим выходом для чиновника в данной ситуации.
Собянин уволил главу департамента образования Исаака Калину
Глава столичного департамента образования и науки Исаак Калина освобожден от должности, соответствующий указ подписал мэр Москвы Сергей Собянин. В документе говорится, что Калина уволился по собственному желанию в связи с переходом на другую работу.
Другим указом Собянин назначил на место Калины его заместителя Александра Молоткова. К обязанностям он приступит с 23 июля.
«Все задачи были определены мэром уже достаточно давно, все так и останется. Задачи ставит город», — заявил Молотков «РИА Новости» в ответ на вопрос о своих первостепенных задачах на новой должности.
После выхода указа Собянин написал во «ВКонтакте», что Калина займет пост советника мэра. «За неполные десять лет во многом благодаря работе Исаака Иосифовича московское школьное образование стало одним из лучших в мире. Качественное образование стало более доступным для большинства московских мальчишек и девчонок», — отметил он.
Калина возглавлял департамент образования десять лет, с ноября 2010 года. Это стало одним из первых назначений Собянина на посту мэра Москвы, который он занял в октябре того же года.
Исаак Калина родился 14 ноября 1950 года в селе Шарлык Оренбургской области. Он начал карьеру с преподавательской деятельности, а с 1989 года стал работать на государственной службе. С 1996 по 2002 год Калина руководил главным управлением образования администрации Оренбургской области, затем работал заместителем гендиректора издательства «Просвещение».
В 2004 году он стал директором департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки, а через три года — заместителем главы министерства. Награжден Орденом Почета, имеет звание Заслуженного учителя.
Александр Молотков родился 29 января 1970 года в городе Харькове, он начал трудовую деятельность на строительстве жилых и социальных объектов Москвы и Нижневартовска, затем в течение десяти лет работал в банковской сфере. Работал в Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства. В департамент образования Молотков пришел в 2011 году, в апреле 2017-го стал заместителем руководителя.
Негромкий финал
«По некоторым данным» Исаак Калина, без малого десять лет руководивший столичным образованием, покидает свой пост.
Новость, с одной стороны, является вполне ожидаемой (а для тысяч людей в Москве – и долгожданной): об этой отставке уже около двух лет вполголоса говорили многие люди, так или иначе имеющие отношение к московским школам и детсадам (в ноябре 2018-го Исааку Иосифовичу исполнилось 68 лет и истек уже один раз продленный сверх предельного возраста контракт), с другой стороны – родительская и педагогическая общественность за прошедшие годы не менее пяти раз готовилась проводить министра на пенсию, а он все не провожался. Вот и сейчас: главная профессиональная газета страны уже написала, а пресс-служба Московского Депобра на всякий случай «не подтверждает», хотя и в таких выражениях, что более-менее понятно: свершилось.
Историкам российской школы еще предстоит осмыслить этот период, и они, несомненно, будут спорить о содержании и смысле произошедших в столичном образовании изменений. Пока же по горячим следам рискнем высказать мысль незатейливую: у всего произошедшего есть один Генеральный Смысл, которым Исаак Калина в первую очередь руководствовался во всех своих прожектах, что — затевая грандиозное слияние образовательных учреждений, что — раздувая гигантский мыльный пузырь Московской электронной школы, что — распределяя средства, что — проводя довольно однозначную кадровую политику.
За прошедшие восемь лет московские школы превратились в абсолютно послушные марионетки Департамента образования, чутко реагирующие на малейшее дрожание нити. Нельзя не отметить, что подобные процессы произошли и в других отраслях городского хозяйства, но, как представляется, именно в образовании уровень достигнутого превзошел все мыслимые ожидания.
А схема оказалась несложной. Ключевым звеном в ней является директор. Его назначение и увольнение находятся в исключительном ведении Департамента, Трудовой кодекс давно отдыхает в сторонке. Сегодня это молодой человек в возрасте до 40 лет, получающий зарплату, начинающуюся с 200 тыс. рублей и твердо знающий, что благополучие его лично и вверенного ему учебного заведения полностью зависит от ежеминутной готовности демонстрировать лояльность по любому поводу. Внимательные наблюдатели согласятся, что уровень откровенного лизоблюдства и готовности выполнить начальственные предписания в московском директорском корпусе уже достиг не менее 146% от уровня, констатированного в свое время М.Е.Салтыковым-Щедриным («Только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний»), и останавливаться на достигнутом не собирается. Мы об этом писали. Регулярно устраиваемые публичные порки директоров (например, широко известный «случай с Чебурашкой») добавляют исполнителям живости и искренности.
Столь тщательно отобранному и обученному директору вручается комплекс из 3-12 подразделений, где он «княжит и володеет» примерно тем же макаром – увольняет, сокращает и «оптимизирует» в соответствии с заданными параметрами. Его не волнует воспитание школьника, он не педагог – либо никогда им не был, либо перестал быть – его задача выжить здесь и сейчас. А для этого надо вписаться в показатели и излучать бодрость и оптимизм.
Нам справедливо заметят, что метод кнута и пряника не Исаак Иосифович изобрел; так мы согласимся, но продолжим цитатой про первого ученика из шварцевского «Дракона».
Своему преемнику Калина оставляет не просто «зачищенную поляну» — он оставляет ровную сухую площадку, большей частью уже заасфальтированную. Для того, чтобы на ней что-то могло расти, помимо вышеописанного, потребуются колоссальные усилия, которые вряд ли любой чиновник захочет прикладывать. Зачем? Она с чиновной точки зрения идеальна. Дергай за ниточки и не забывай внедрять масштабные мега-проекты типа той же МЭШ и устраивать пышные праздники типа ежегодного форума «Город образования». И будет тебе щастье.
Оно, правда, подведомственными Департаменту школьниками все чаще и чаще пишется именно так.
В первые месяцы княжения И.И. на московском образовании я сформулировал по первым впечатлениям некий пессимистический прогноз. Мне очень жаль, что практически ни в одном тезисе он не оказался ошибочным…
Ой, отцвел Калина. Станут ли школы Москвы лучше после ухода одиозного чиновника
Евгений Бунимович – о причинах увольнения Исаака Калины и о том, чего ждать от нового руководителя столичного образования
Евгений Бунимович рассказал Sobesednik.ru, как изменятся столичные школы после ухода одиозного руководителя всей системы.
22 июля казавшийся уже бессменным глава столичного образования Исаак Калина подал в отставку. Его место занял бывший заместитель столичного чиновника Александр Молотков. Что это: почетная отставка или смена курса образовательной системы Москвы?
Поводов для того, чтобы отстранить Калину от руководства школами, за 10 лет накопилось множество. Были и родительские протесты, и многочисленные жалобы. Но все это Калина легко переваривал, оставаясь у руля департамента. А после провала электронной системы МЭШ, которая не прошла весной проверку коронавирусом, казалось бы, все, его отставка – дело решенное. Но и тут нет. Заявление он написал по собственному желанию, в связи с переходом на другую работу (теперь будет советником мэра Сергея Собянина. – Прим. Sobesednik.ru).
– Неужели просто по возрасту (Калине скоро исполнится 70 лет)? – интересуюсь у главы комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича.
– Думаю, это было главной причиной, – отвечает депутат. – Об этом шла речь.
– А не главной?
– Трудно сказать… Калина, конечно, вызывал много негативных реакций – и со стороны родительского сообщества, были претензии к его реформам (но все это не сейчас, а раньше). Мне представляется, что его отставка готовилась.
– Вы сами в прошлом педагог. Какая, на ваш взгляд, из реформ Калины была самой одиозной?
– Конечно, самая спорная, самая сомнительная – это объединение школ. По сути такая централизация происходила практически во всех сферах (и в здравоохранении, и в культуре и т.д.) и во всех регионах. Но, пожалуй, именно Исаак Калина стал символом этого явления, поскольку делал это очень энергично, если не сказать жестко. В Москве это объединение под одной «шапкой» 5-8 школ и детских садиков было доведено практически до конца, нередко поспешно, и не всегда логично. И очень много было претензий к новой системе.
Калина выстроил жесткую систему, которая не совпадает с моими педагогическими представлениями и идеалами. Но он реализовал именно то, как он думает. Это правда. Он ведь это делал не только потому, что ему так велели. В этом смысле он – первый ученик.
– Ему приписывают фразу о том, что в хорошем рассоле и большой, и маленький огурец станут одинаково хорошо просолены (так он отвечал на претензии родителей, когда объединяли передовые школы с отстающими). То есть усредним всех детей. Это – его педагогический идеал?
– Не люблю кидать вслед камни. И если говорить объективно, у Калины были не только минусы.
Ведь победителей Олимпиад и впрямь стало в Москве больше, и результаты ЕГЭ стали лучше, как и результаты всех этих международных срезов, типа PISA, PIRLS, TIMSS… Все это правда. Но есть и оборотная сторона.
За всеми этими рейтингами, за вот таким формальным слежением пропадает то, что называется атмосферой школы. Ведь если большой комплекс, неизбежно происходит усреднение. Дети получают меньше внимания. Особенно трудно тем, кто относится к сложным категориям – с проблемами здоровья, дети из трудных семей, семей мигрантов…
И, кстати, обратите внимание, такие дети практически никогда не становятся победителями олимпиад, они не приносят школе рейтинги (на которые сейчас обращают много внимания). И, конечно, к ним педагоги относятся с меньшим вниманием. Хотя именно такие дети как раз и нуждаются в особом подходе.
Ну, и наконец вертикаль сегодня выстроена довольно жесткая. Не случайно учителя и директора гораздо меньше открыто высказывают то, что думают.
– Как ни крути, Калина все же был педагог по образованию. А новый глава департамента – совсем из другой сферы. Судя по его биографии, ему все равно, чем управлять: строительством, банками или школами…
– Безусловно, Калина разбирался в вопросах образования: он сам и преподавал, и был директором школы, всю жизнь в образовании. В этом смысле он человек идеологический: повторюсь, он строил такую систему, какая ему представлялась наиболее оптимальной. Он так видит школу. Мы с ним по этому поводу спорили.
Что касается его заместителя Молоткова, который теперь стал главой департамента, тут сложно что-то сказать. Я с ним, конечно, сталкивался на каких-то совещаниях, общался по некоторым вопросам… Но мне трудно составить о нем мнение.
Видите ли, Исаак Калина строил жесткую вертикаль, и все его сотрудники проводили его политику. И, поскольку эта вертикаль уже выстроена, то увидеть, будет ли Молотков последователем шефа, можно только со временем. Естественно, сейчас он говорит, что будет продолжать дело своего экс-руководителя. А как там окажется в жизни… Посмотрим.
наша справка
Александр Молотков родился 29.01.1970 г. в Харькове, с 1972-го постоянно живет в Москве.
В 1993-м окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. В 1995-м Московскую школу ценных бумаг. В 2012-2014 гг. учился в Московском городском университете управления правительства Москвы.
Работал в сфере строительства жилых и социальных объектов Москвы и Нижневартовска, 10 лет трудился в банковской сфере.
В 1998-м его пригласили на работу в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, где занимался вопросами стратегии развития системы господдержки малого бизнеса.
В департамент образования Москвы пришел в 2011-м на должность замначальника управления, работал над госпрограммой «Столичное образование», занимался вопросами развития государственно-общественного управления в образовании.
В июле 2015-го назначен на должность начальника управления координации госпрограммы департамента
В апреле 2017-го стал заместителем Исаака Калины.
Развалил школы и уволился: Рано радуетесь
Главное московское событие минувшей недели – неожиданное увольнение, наверное, самого одиозного столичного министра, руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины. Слово «неожиданное», наверное, тут не очень подходит – трудно сказать, чьего ухода московская общественность алкала с большей страстью и нетерпением, а когда чего-то слишком долго ждёшь, то в наконец свершившееся уже как-то и не верится. В минувшую среду шампанское откупорили, думаю, тысячи директоров школ, десятки тысяч столичных учителей и сотни тысяч родителей.
Вашей покорной слуге довелось близко познакомиться с этим роковым для сферы образования управленческим гением на пять лет раньше, чем среднестатистическому москвичу, – под непосредственным началом Калины я работала долгих два года, показавшихся мне вечностью, и по итогам психика моя была расшатана преизрядно – природная толстокожесть, конечно, выручала, но Калине и не таких носорогов удавалось доводить до предынфарктного состояния. Исаак Иосифович был тогда руководителем Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки, а я возглавляла нормативно-правовой отдел в составе этого департамента. Каждый понедельник сотрудники департамента ехали на работу на ватных ногах с корвалолом в сумке: по понедельникам собирались знаменитые планёрки, после которых этот корвалол многим мог понадобиться.
Калина редко устраивал нагоняи тет-а-тет, он любил издеваться над людьми публично, а планёрки для этого подходили как нельзя лучше.
Когда я увольнялась из Министерства, из 65 штатных единиц в департаменте Калины заняты были 32 – укомплектовать подразделение полностью было задачей нереальной, ибо слух о его руководителе разнёсся далеко за пределы Министерства.
Оптимизация до полного уничтожения
Постараемся абстрагироваться от эмоций «травмированных личным опытом» и посмотреть объективно на реалии московского образования в последнее десятилетие. Когда Лужкова заменили Собяниным, основные претензии к «лужковским» школам заключались, в основном, в колоссальном расслоении начального образования на «элитарное и качественное» и на всё остальное. Сотня любимчиков-директоров с гиперфинансированием, лучшими кадрами, заранее предопределёнными победами на любых конкурсах, помощью при любых трудностях со стороны правительства Москвы и учениками платёжеспособных родителей «с золотыми ложками во рту», и все остальные школы, не пользующиеся подобным вниманием со стороны города. Новому министру наказывали справиться с растущей не по дням, а по часам удушающей бюрократизацией учебного процесса, выхолащивающей из школы всё живое, ну и, разумеется, колоссальные претензии предъявлялись к содержанию образования, когда уроки астрономии и обществоведения заменялись «москвоведением» и прочей лужковщиной.
Основные претензии к «лужковским» школам заключались в колоссальном расслоении образования на «элитарное и качественное» и на всё остальное. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»
Забегая вперёд, скажу сразу, что в содержательную сторону образования Калина никогда даже и не пытался вникнуть, не считая это своей прерогативой и своей обязанностью. Таковой его позиция была что в федеральном Министерстве, что в московском. Всю смысловую сторону образовательного процесса он перепоручал методистам, Академии образования и «Вышке» (НИУ ВШЭ), педагогической науке. Зато он с энтузиазмом, достойным лучшего применения, вмешивался в организационно-правовую сторону деятельности образовательных учреждений, в управляющие советы школ, изобретал громоздкие и непрозрачные системы аттестаций, волюнтаристски отбирал и выдавал лицензии и оптимизировал, оптимизировал, оптимизировал.
Справедливости ради, следует оговориться, что «оптимизацию» (в переводе с бюрократического языка на человеческий означающую сокращение и уничтожение) придумал не он, но теперь само слово накрепко ассоциируется с экспериментами Калины по объединению под одной крышей образовательных учреждений разного уровня и порядка, в результате чего количество школ в Москве сократилось наполовину. С 2012 года 1 572 школы Москвы, объединив с детскими садами, учреждениями дополнительного образования, коррекционными школами, учреждениями среднего образования, превратили в 750 «образовательных холдингов».
Сам Калина объяснял необходимость создания укрупнённых образовательных комплексов переходом на принцип подушевого финансирования, который сам же и продавил: раньше на школы деньги выделялись фиксированно, а теперь финансирование стало зависеть от количества учеников. В то время как этот монетарно-механистический подход провалился практически по всей России, Калина считал его реализацию в Москве своим личным успехом, не обращая внимания на то, что новые школы-монстры проседали по всем учебным показателям. В далёкое прошлое ушли времена, по которым мы теперь можем лишь ностальгировать, наслаждаясь советскими фильмами, в которых директриса на перемене гладила по голове вихрастого мальчишку, называя его по имени: отныне иные московские школы стали величиной с нехилый областной вуз с тысячами учащихся, и личный контакт с директором – ну примерно как Путина вживую увидать.
Учебный комплекс № 2109 в Южном Бутово. Фото: Сергей Киселёв/АГН «Москва»
Несмoтря на массу нареканий к «оптимизации» сo стoрoны учителей, рoдителей, детей, официального профсоюза работников образования и независимого профсоюза «Учитель» (разнузданное слияние школ обернулось массовыми сокращениями, дефицитом преподавателей, нездоровой атмосферой в учительских и среди родителей), никаким сомнениям выбранную стратегию Калина не подвергал, на контакты с общественностью не шёл, предпочитая все вопросы решать с директорами. Наибoлее массoвые акции прoтеста прoтив «oптимизации» учреждений oбразoвания и здравooхранения прoхoдили именнo в Москве, хотя затронула она так или иначе все регионы.
Другое «ноу-хау» Калины – так называемая «новая система оплаты труда», создававшаяся в противовес прежнему лужковскому волюнтаризму, когда распределение стимулирующих выплат, надбавок, премиальных было отдано на откуп директорам школ. Калина ввёл сложную, донельзя бюрократизированную систему критериев и показателей, влияющих на итоговую зарплату педагога, что, с одной стороны, удесятерило количество контролёров, проверяющих, сотрудников надзорных органов, членов аттестационных комиссий, а с другой стороны, дало невиданные прежде возможности школьному бухгалтеру определять принципы начисления выплат.
С одной стороны, каждое заседание аттестационной комиссии начиналось с вопроса директору, почему в школе такой неадекватно большой децильный коэффициент (то есть откуда такая неравномерность в зарплатах у педколлектива), и почему у многих учителей зарплата ниже 60 тысяч (допустимый, по мнению Калины, зарплатный минимум для учителя в Москве), а у директора белая зарплата гордо указана в 800 тысяч рублей. С другой стороны, дальше констатации обычно дело не шло, и этот вопиющий разрыв в доходах педагогов порождал дискомфортный психологический климат в школе, постоянные конфликты, соперничество и грызню за надбавки и премии. При этом Собянин в своих отчётах оперировал совсем иными цифрами:
По мнению московского мэра, средняя зарплата учителя составляла 114 000 рублей – звучало красиво, но при этом нужно понимать, что это среднее арифметическое из 800 тысяч директорских, 400 тысяч завуча и 60-65 тысяч рядового педсостава.
Планшет вместо учителя
Пресловутая же бюрократизация учебного процесса при Калине не сократилась, а наоборот, кратно выросла. Учителя жалуются на то, что у них времени не хватает не то что на личное общение с учениками, но даже на проверку тетрадей – всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров. «Московская электронная школа» – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины и его замов – должна была в итоге свести личный контакт с учеником к минимуму (теперь главный собеседник школьника не учитель, а планшет), но тут на помощь школе пришло обычное российское раздолбайство: подрядчики департамента, освоившие астрономические деньги на создание и внедрение этой самой МЭШ, оказались криворукими халтурщиками, и система регулярно зависает и вырубается. Кстати, одна из самых популярных в Москве версий причин увольнения Калины – именно провальный результат эксперимента с МЭШ, не прошедшей проверку коронавирусом.
Никаких изменений не претерпела и система «фаворитизма» при определении лучших школ, лучших учителей, лучших директоров – всё те же непрозрачные конкурсы с заранее понятными результатами, всё та же плеяда «педагогов-новаторов», числящихся новаторами уже лет тридцать подряд, всё те же аттестации, на которых тётки с кругозором инфузории-туфельки, говорящие на бюрократическом новоязе, но зато обладающие выдающимися хватательными способностями, становятся директорами.
«Московская электронная школа» – платформа для цифровизации обучения, предмет особой гордости Калины. Фото: Андрей Никеричев/АГН «Москва»
Справедливости ради, нужно сказать, что отнюдь не все популярные проклятия в адрес Калины прилетали по адресу. Невнимательные, но скорые на острое словцо журналисты в своё время подняли шум до небес, приписав Калине «принцип солёного огурца», на самом деле сформулированный педагогом-новатором Владимиром Шаталовым – создать вокруг ребёнка такую среду, чтобы он, как огурец в рассоле, напитывался знаниями, навыками, коммуникациями. На этом принципе основана и вся система инклюзивного образования, давно и успешно реализуемая в России, и просто любое выравнивание возможностей, которые ученику предоставляет школа. И проблема Калины отнюдь не в том, что он цитирует абсолютно правильные, проверенные временем наработки своих предшественников, а как раз в том, что ему не удалось создать этот самый рассол для огурчиков – одни ученики купались в растворе соляной кислоты, другие в дистиллированной воде. «Попасть в престижную школу» – этот сложный и недешёвый квест родители школяров каждый год проходили как при предшественниках Калины, так и во времена его авторитарного, не терпевшего никакой коллегиальности руководства.
Единственный показатель, по которому московское образование показывало устойчивый, в геометрической прогрессии рост, – это рост школьных поборов с родителей, с которым авторитарный руководитель, увольнявший директоров одним звонком, справиться так и не смог. Нельзя сказать, что не пытался справиться, – в Сети лежат сотни видео, где Калина обрушивается на директоров, у которых на счету школы лежат 90 миллионов рублей, а школа требует с родителей скинуться «на шторы», – но воз, как говорится, и ныне там.
Всё минувшее десятилетие столичный Департамент образования и науки сотрясали коррупционные скандалы, практически не затронувшие его главу, но создававшие крайне неприглядный фон для его работы. В 2012 году Главное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции поймало с поличным двух чиновниц департамента, вымогавших у бизнесмена взятку за заключение госконтракта на оснащение столичных колледжей компьютерами, – тогда была арестована завсектором профессионального образования Елена Парублева. А в конце минувшего года по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах был арестован советник департамента Сергей Желонкин.
Учителя жалуются, что всё свободное время съедает неадекватных объёмов отчётность и заполнение бесконечных формуляров. Фото: Сергей Киселёв/АГН «Москва»
Пока Исаак Калина долгих десять лет бессменно возглавлял столичное образование, на посту федерального министра образования и науки, а потом министра просвещения сменилось четыре руководителя, – очень разных, проводивших разную политику, оставивших о себе очень разные воспоминания. Однако по неписаному закону и сложившейся традиции, никто из них не вмешивался в московскую образовательную кухню, фактически оставляя столичного министра вне административной вертикали. Москва, понятное дело, всегда была государством в государстве, и представить себе федерального министра, жёстко критикующего и распекающего Калину, просто невозможно.
Формальное основание ухода Калины – заявление по собственному желанию. Ушёл он, как говорится, по-хорошему – в тот же день получил синекуру советника мэра. Как злорадно выразился один из главных хейтеров Калины Евгений Сатановский,
во времена Сталина за действия Калины был бы расстрел, во времена Грозного – кол. Пётр I бы на дыбу, а потом сослал бы пожизненно в Сибирь. А в наши времена – Калина получил назначение на другое место. У нас же никого не убирают.
Что реально послужило поводом для того, чтобы его отпустили восвояси, никто не знает, но, поверьте мне, обычно чиновников от образования стараются не увольнять до 1 сентября, поскольку полным ходом идёт подготовка к новому учебному году. Должны ли мы радоваться, что новый учебный год в московских школах начнётся без Калины?
Мой многолетний опыт подсказывает, что любые кадровые перемены что в федеральном образовании, что в московском, – всегда к худшему. Сменивший Исаака Калину его бывший заместитель Александр Молотков в системе образования ни дня не работал. Это финансист, всегда специализировавшийся на привлечении инвестиций и поддержке малого предпринимательства, типичный «эффективный менеджер», отвечавший в департаменте как раз за пресловутую цифровизацию всего и вся, дистанционное образование, недостатки которого именно сейчас, как рентгеновским лучом, высветила эпидемия коронавируса. Не наступят ли времена, когда самодура и горе-реформатора Калину мы будем вспоминать с тоской и ностальгией.