калийные патроны на подлодке что
11 фактов, которые мало кто знает о жизни на подводных лодках
Книги и фильмы нередко романтизируют жизнь на подводных лодках. Служба на подлодке демонстрируется как увлекательное путешествие или как захватывающие дух спецоперации прямо под носом у врагов. Но большинство людей понятия не имеют, с чем сталкиваются подводники, и, думаем, будет интересно узнать факты о жизни на подводных лодках.
1. Служба на подводной лодке — одна из самых сложных работ в мире
Если ты думаешь, что твой офис с опенспейсами — настоящий ад, то это даже близко не соответствует истине. Будучи на подлодке, тебе приходится неделями, а иногда и месяцами сидеть в закрытом пространстве в небольших помещениях, как правило, не более двух квадратных метров, без возможности выйти на поверхность. Прибавь сюда знание, что тебя со всех сторон окружает вода, и что над тобой десятки, а то и сотни метров не особо дружелюбного океана, и поймёшь, что это ничем не лучше добычи угля в шахте.
2. Освещение моделирует цикл дня и ночи
Так как подводники, по сути, находятся в огромной стальной бочке без окон, и неделями не видят белого света, у них, в замкнутых пространствах, начинается депрессия. Чтобы предотвратить это, на лодках монтируют цикличное освещение, которое моделирует смену дня и ночи. Причём для улучшения психического состояния моряков, применяют разноцветное освещение.
3. В подводной лодке очень шумно
В большинстве фильмов подводники буквально крадутся по отсекам, не издавая ни звука. Это действительно так, но только в случае учений или реальных боевых столкновений, когда любой шум может засечь эхолот противолодочных кораблей. В обычном режиме на лодке царит шум, который усиливается узкими вытянутыми помещениями. Да и можно понять подводников, не особо соблюдающих тишину, ведь в постоянном молчании они начали бы сходить с ума уже в первые недели дежурства.
4. Единственной обоснованной причиной выхода экипажа на поверхность является опасность для жизни одного из подводников
Если думал, что жизнь подводников — это регулярное всплытие для пополнения провизии или для того, чтобы моряки могли развеяться, то ты ошибался. Единственная веская причина для всплытия на атомной подводной лодке — угроза жизни одному из членов экипажа. И угроза эта должна быть действительно серьёзной, так как на борту есть корабельный врач, который может справиться со многими проблемами, в том числе провести небольшую операцию.
Более того, на подводных лодках есть холодильные камеры, в которые, если произойдёт несчастный случай во время дежурства, отправят тело погибшего подводника до прибытия в порт.
5. Большая часть подводников не знает, где они, и не могут ни с кем связаться
Перед началом дежурства весь экипаж проходит инструктаж, где им описывается, по крайней мере, примерный маршрут. После отплытия из порта большинство рядовых подводников не в курсе, где они плывут, даже в какой части света они находятся. На борту нет ни телефонов, ни интернета, ни каких-либо других средств связи с землёй, так что, по сути, моряки пропадают с радаров на недели или даже месяцы.
6. Между членами экипажа постоянно случаются конфликты
Представь, что ты заперт в небольшом пространстве с десятками мужиков, которым некуда сублимировать свою энергию. Даже с учётом регулярных занятий, случаются конфликты, которые происходят из-за усталости, депрессии и давления, вызванного важностью выполняемой миссии. Просто вспомни, каким испытанием для многих людей стал карантин из-за коронавируса, когда выходить из дома можно было только за продуктами, и поймёшь, насколько сложно приходится подводникам.
7. Есть ограничения в потреблении воды
Какие ограничения, ведь подлодка плавает, как ни странно, под водой, и проблем с обеспечением этой жидкостью не должно быть? Не забывай, что подлодка бороздит солёные водоёмы, и морская вода не подходит для употребления внутрь. Поэтому у моряков есть ограничения в потреблении жидкости, как правило, не более суточной нормы для человека. Во время боевых дежурств это количество может сокращаться до 1 литра в день. Что касается бытовых нужд, то на них идёт забортная вода, проходящая определённую очистку. Она менее солёная, чем за бортом, но всё же не пресная.
8. Рацион однообразный и состоит из долго хранящихся продуктов
Раньше с этим у подводников было ещё хуже, но, с появлением холодильников и атомных реакторов, питающих эти прожорливые устройства электричеством, стало чуть лучше. На борт даже загружают фрукты и овощи, но большую часть рациона составляют консервированные продукты. Так как в режиме дежурства подъём на поверхность запрещён, судовому повару приходится готовить ограниченное количество блюд, которые не отличаются разнообразием.
9. В подводных лодках есть места для развлечения
Не думай, что подлодка — это огромная казарма, где с пробуждения и до сна моряки постоянно заняты работой. Нет, у них есть развлечения, причём разнообразные. Так, например, на некоторых лодках оборудуются даже спортивные залы, где можно выпустить пар, побив грушу или покачав железо. Также у них есть кают-компании, где моряки играют в настольные игры и просто общаются.
10. На подлодках дают вино
Выше мы сказали, что рацион подводников однообразен, но он всё равно лучше, чем у моряков на кораблях. Кроме того, каждый день вместе с едой моряки получают небольшое количество красного сухого вина, которое, как считается, улучшает пищеварение, а также увеличивает производство красных кровяных телец, что позволяет немного уменьшить влияние недостаточного уровня кислорода на борту.
11. Морякам приходится жить бок о бок с ядерным оружием
Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М
Устройство ИДА-59М
Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М (рис. 9) представляет собой автономный дыхательный аппарат регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания. Аппарат изолирует органы дыхания подводника от окружающей среды и предназначен для обеспечения дыхания подводника при выходе из апл, а также для временного поддержания жизнедеятельности в отсеках аварийной пл. Основные составные части аппарата ИДА-59М показаны на рис. 9:
Рис. 9. Аппарат изолирующий дыхательный ИДА-59М
1 – нагрудник; 2 – регенеративный патрон; 3 – баллон; 4 – крестовина; 5 – редуктор; 6 – брасовый ремень; 7 – ремень с карабином; 8 – дыхательный автомат; 9 – клапанная коробка; 10 – дыхательный мешок; 11 – предохранительный клапан; 12 – переключатель; 13 – редуктор; 14 – кислородный баллон; 15 – карабин;16 – поясной ремень
Нагрудник с пришитым нижним брасом и поясным ремнем
Регенеративный патрон
Рис.10. Регенеративный патрон
1 – штуцер вдоха; 2 – штуцер выдоха; 3, 7 – решетки; 4 – наружный корпус; 5 – кольцевая полочка; 6 – внутренний корпус; 8 – колпачковая гайка
редуктор
редуктор состоит из запорного вентиля и редуктора, размещенных в одном корпусе. Запорный вентиль с малым крутящим моментом открывается вращением против часовой стрелки, закрывается по часовой стрелке. На корпусе редуктора имеются два штуцера: штуцер высокого давления, закрытый колпачковой гайкой и служащий для зарядки баллона АГК смесью, и штуцер низкого давления, который подсоединяется к соединительной трубке дыхательного автомата. Редуктор работает следующим образом (рис. 17). Через открытый клапан вентиля газовая смесь из баллона АГК попадает под клапан редуктора и через отверстие в седле клапана наполняет камеру низкого давления 2. Камера редуктора сверху закрыта резиновой мембраной 6, над которой помещается регулировочная пружина 7 и металлический колпачок с отверстиями. По мере наполнения камеры низкого давления резиновая мембрана 6 прогибается и сжимает регулировочную пружину 7, освобождая толкатель клапана, который в свою очередь дает возможность клапану 3 редуктора под действием пружины перемещаться вверх до полного перекрытия отверстия в седле клапана редуктора. Приток газа в камеру низкого давления прекращается, если газ из камеры низкого давления не расходуется. При истечении газа мембрана 6 прогибается вниз, клапан 3 редуктора под действием толкателя снова открывается и пропускает газ в камеру низкого давления. Из камеры низкого давления через канал и фильтр газ попадает в крестовину 1. Крестовина служит для соединения камеры низкого давления редуктора с пускателем 4 ДГБ и дыхательным (легочным) автоматом 13, для чего к крестовине присоединены соединительная трубка дыхательного автомата и шланг 10 с ниппелем байонетного замка 9 от ДГБ (см. рис. 16). В одном из штуцеров крестовины расположен предохранительный клапан, стравливающий смесь из камеры низкого давления редуктора АГК при давлении на 14…17 кгс/см2 больше окружающего. Кислородный баллон емкостью 1 литр служит для хранения медицинского кислорода (99%, не более 1% азота) при давлении 180…200 кгс/см2 (при учебных спусках допускается давление не ниже 100 кгс/см2). На баллоне имеются редуктор 23 с запорным вентилем и переключатель 20 (см. рис. 17). Кислородный редуктор по устройству аналогичен редуктору, но в отличие от него имеет герметичный колпачок. Поэтому под колпачком на любой глубине сохраняется атмосферное давление в 1 кгс/см2. В связи с этим давление в камере низкого давления кислородного редуктора также остается постоянным – 5,5 ¸ 6,5 кгс/см2 – в течение всего периода работы редуктора и не зависит от величины окружающего давления. На глубине 55…65 м, когда давление окружающей среды становится равным давлению в камере редуктора, истечение кислорода в дыхательный мешок полностью прекращается.
Клапанная коробка
Рис.11. Клапанная коробка:
1 – патрубок выдоха; 2 – направляющая клапана; 3 – клапан выдоха; 4 – прокладка; 5 – клапан вдоха; 6 – патрубок вдоха; 7 – штуцер; 8 – пробковый кран
Дыхательный мешок
Дыхательный мешок (рис. 12) имеет кольцевую форму и выполнен в виде воротника, облегающего шею подводника. Такая форма дыхательного мешка улучшает остойчивость, что особенно важно при свободном всплытии, и поддерживает голову подводника над поверхностью воды после всплытия. Вместимость дыхательного мешка 6…8 л. Изготовлен он из мягкой прорезиненной ткани и крепится к нагруднику с помощью шлевок. В верхней части дыхательного мешка (на тыльной стенке) размещен автоматический пускатель (дыхательный автомат) 3. В нижней части закреплены гофрированные трубки выдоха 5 и вдоха 1, предохранительный клапан 6, два штуцера 8 с накидными гайками для присоединения регенеративного патрона, штуцера 7 и 9 для присоединения кислородного баллонов. Внутри мешка имеется тройник 10, соединяющий трубку вдоха 1 с отрезком трубки от регенеративного патрона и дыхательной трубкой 4, имеющей боковые отверстия по всей длине. Эти отверстия обеспечивают поступление газовой смеси на вдох из мешка при любом положении подводника. Соединительная трубка 2 подводит газовую смесь под клапан дыхательного автомата. Дыхательный автомат (автоматический пускатель) (рис. 13) обеспечивает автоматическое пополнение дыхательного мешка смесью при погружении или давления с окружающим в необходимом для дыхания подводника объеме.
Рис. 12. Дыхательный мешок:
1 – трубка вдоха; 2 – соединительная трубка; 3 – дыхательный автомат; 4 – дыхательная трубка; 5 – трубка выдоха; 6 – предохранительный клапан; 7, 8, 9 – штуцеры; 10 – тройник
Внутренняя полость дыхательного автомата изолируется от окружающей среды эластичной мембраной 1, прижимаемой к корпусу защитной крышкой 2 с резьбовым кольцом 3. Газовая смесь через штуцер 6 с фильтром 7 подводится к клапану 5, который прижимается к седлу пружиной 8. Усилие на шток клапана передается рычагами 11 и 12, высота расположения которых регулируется винтом 4 и гайкой 13. Усилие открытия регулируется винтом 9, сжимающим пружину 10. В дыхательный мешок газовая смесь поступает через вырезы в днище корпуса. Дыхательный автомат перепускает газовую смесь при в мешке 110…160 мм вод.ст. Предохранительный клапан (рис. 14) обеспечивает сброс избытка газовой смеси из дыхательного мешка аппарата как в процессе его использования, так и при хранении на подводной лодке.
Рис.13. Дыхательный автомат:
1 – мембрана; 2 – крышка; 3 – резьбовое кольцо; 4, 9 – винты; 5 – клапан; 6 – штуцер; 7 – фильтр; 8, 10 – пружины; 11, 12 – рычаги; 13 – гайка
1 – крышка; 2, 3 – пружины; 4 – шток; 5 – 6 – обратный клапан; 7 – корпус; 8, 9 – гайки
Он устанавливается в нижней части дыхательного мешка и закрепляется накидной гайкой 8. Конструктивно он представляет собой сочетание двух клапанов: основного – 5 и обратного резинового клапана 6. При повышении давления в дыхательном мешке мембрана 5, преодолевая усилия пружин 2, 3, отходит от седла и открывает выход избыточной газовой смеси через боковые отверстия в корпусе 7. Дыхание подводника в аппарате (см. рис. 9) осуществляется через клапанную коробку 9, которая присоединяется к ниппелю шлема гидрокомбинезона для дыхания состав газов в дыхательном мешке 10 обеспечивается за счет поглощения углекислого газа и выделения кислорода химическим веществом регенеративного патрона 2, подачи кислорода через кислородный переключатель 12, а также подачи смеси через легочный автомат 8. Все узлы аппарата ИДА-59М смонтированы на нагруднике 1, с помощью которого аппарат закрепляется на туловище подводника поверх гидрокомбинезона брасовом ремне 6 нагрудника закрепляется ремень с карабином 7, который служит для удержания подводника в люке подводной лодки в процессе шлюзования при выходе свободным всплытием через спасательные люки, оснащенные блоком подачи воздуха. Карабин аппарата 15 предназначен для удержания подводника при выходе из подводной лодки на буйрепе около мусинга. Ремень карабина 15 закреплен на поясном ремне 16 аппарата. С помощью штуцера крестовины 4 аппарат ИДА-59М соединяется с ДГБ (см. рис. 16). Предварительно со штуцера отвертывается колпачковая гайка.
Маска
В комплекте аппарата имеется маска (рис. 15), для использования аппарата ИДА-59М без гидрокомбинезона в сухих и частично затопленных отсеках подводной лодки. Маска позволяет дышать в аппарате и обеспечивает изоляцию органов дыхания и глаз от окружающей газовой или водной среды.
1 – лямки; 2 – очки; 3 – переговорное устройство; 4 – угольник; 5 – накидная гайка; 6 – прокладка
С помощью угольника 4 и накидной гайки 5 с прокладкой 6 маска присоединяется к клапанной коробке аппарата. Для крепления и плотного прилежания маски по контуру лица она имеет лямки 1, которые позволяют подогнать маску по размеру головы. Маска выпускается трех размеров:
Дополнительный гелиевый баллон
Дополнительный гелиевый баллон (рис. 16) используется совместно с аппаратом ИДА-59М для выхода подводников с глубин более 100 м при обеспечении силами. Поисково-спасательной службы ВМФ. Баллоны ДГБ поставляются в сборе с редуктором, пускателем, соединительными шлангами и арматурой. Баллон 1 с гелием заключен в чехол 7. В кармане 6 чехла размещен пускатель, соединенный шлангом 5 с тройником 3 редуктора. Шлангом 10 с байонетным замком 9 и накидной гайкой 8
Рис. 16. Дополнительный гелиевый баллон:
1 – баллон; 2 – редуктор; 3 – тройник; 4 – карабин; 5, 10 – шланги; 6 – карман чехла; 7 – чехол; 8 – накидная гайка; 9 – байонетный замок
Баллон ДГБ подсоединяется к крестовине баллона. Редуктор 2 с запорным вентилем ввернут в горловину баллона. Карабином 4 баллон закрепляется к поясному ремню аппарата. Габаритные размеры ДГБ и его деталей в сборе не превышают 330×160×110 мм, масса баллона 3,2 кг, вместимость 1,3 л, рабочее давление 20 МПа (200 кгс/см2). Редуктор гелиевого баллона по устройству и принципу действия аналогичен редуктору баллона, но в отличие от него отрегулирован на установочное давление 1…1,2 МПа (10…12 кгс/см2).
Принципиальная схема действия ИДА-59М
Рис. 17. Принципиальная схема действия аппарата ИДА-59М:
1 – крестовина; 2 – камера редуктора; 3,11,21 – клапаны; 4 – пускатель ДГБ; 5,23 – редукторы; 6,12,19,26 – мембраны; 7,18,22,25 – пружины; 8 – трубка вдоха; 9 – клапан вдоха; 10 – клапанная коробка; 13 – дыхательный автомат; 14 – клапан выдоха; 15 – предохранительный клапан; 16 – трубка выдоха; 17 – дыхательный мешок; 20 – кислородный переключатель; 24 – седло клапана; 27 – регенеративный патрон
Характеристика регенеративных веществ и газов, применяемых для дыхания в аппарате ИДА-59М
Для регенерации газовой среды в изолирующем дыхательном аппарате ИДА-59М используют гранулированное регенеративное вещество О-3 на основе надперекиси калия К2О4. Химическая реакция поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемой подводником газовой смеси и насыщения ее кислородом может быть представлена в следующем виде:
4КОН + 2СО2 = 2К2СО3 + 2Н2О + 70ккал.
К снаряжению регенеративных патронов допускают вещества, содержащие кислорода не менее 130 л/кг и двуокиси углерода – не более 15 л/кг. В качестве поглотителя двуокиси углерода используется химический поглотитель известковый (ХПИ). Вещество ХПИ используется в основном при отработке личным составом учебных задач в условиях станций и комплексов. Процесс поглощения двуокиси углерода может быть представлен в виде:
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O + 28 ккал
К использованию допускается поглотитель с содержанием двуокиси углерода не более 20 л/кг. Вещество О-3 является химически активным. Оно бурно реагирует с водой, маслом, спиртом и жидким топливом. Поэтому при работе с веществом О-3, а также при хранении заряженных аппаратов на пл следует соблюдать строжайшие меры предосторожности во избежание взрывов и пожаров. Для анализа регенеративного вещества О-3 на содержание кислорода и двуокиси углерода и поглотителя ХПИ на содержание двуокиси углерода применяется прибор кальциметр. Пробы на анализ гранулированного регенеративного вещества или химического поглотителя отбираются из каждого вновь вскрываемого барабана (емкость для транспортировки и хранения вещества). Из трех различных мест барабана отбирают не менее трех проб. Для дыхания в аппарате ИДА-59М используется медицинский газообразный кислород (99% О2 и 1% N2), ГОСТ Пользоваться техническим кислородом для дыхания водолазов запрещается. Кислород получают с завода и в транспортных баллонах доставляют на учебно-тренировочные станции и комплексы, где им набивают кислородные баллоны аппаратов ИДА-59М. Для набивки используют 25% смесь, которая содержит 25% кислорода, 15% гелия и 60% азота. При этом максимальное парциальное давление кислорода, применяемое при спасении подводников из аварийной подводной лодки, несколько превышает установленное для спусков (1,3…1,8 ата). Поэтому сроки пребывания на глубинах 80…100 м при дыхании 25% смесью для предупреждения кислородного отравления ограничены 15…20 мин. Использование 25% благодаря повышенному парциальному давлению кислорода обеспечивает некоторое увеличение сроков пребывания под водой под наибольшим давлением при выходе с глубин до 100 м включительно без опасности возникновения у подводников декомпрессионной болезни. В то же время выход личного состава из аварийной подводной лодки на этой смеси методом подъема по буйрепу позволяет применить более короткие режимы. При выходе с глубины более 100 м эта смесь для дыхания непригодна кислородного отравления и должна разбавляться в дыхательном мешке аппарата чистым гелием из ДГБ. Проведение анализов воздуха на содержание вредных веществ, проверка состава газовых смесей по кислороду производится через каждые три месяца эксплуатации компрессорных установок, перед началом эксплуатации вновь установленных или отремонтированных компрессоров, воздушных магистралей и баллонов. Заключение о пригодности регенеративных веществ, газовых смесей и воздуха для дыхания водолазов независимо от места выполнения анализов дает врач-спецфизиолог (врач) корабля (организации ВМФ) или лицо, осуществляющее медицинское обеспечение водолазных спусков.
Фото ИДА-59М
Калийные патроны на подлодке что
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Про немецкие человеко-торпеды
Обновил старую запись про немецкие человеко-торпеды.
Последний призыв фюрера, чудо-оружие «Негер».
Это соединение специализировалось на дешевых и примитивных видах морской войны: малых подводных лодках, управляемых торпедах, водолазах-диверсантах и катерах-брандерах.
«Негер» собственной персоной.
Дальность плавания «Негеров» составляла чуть более 30 миль с учетом возвращения, однако это возвращение было весьма проблематичным. При обычной скорости в 4 узла атака подвижных целей была невозможной, оставалось искать удачи у корабельных стоянок. К тому же полупогруженное положение с торчащим из воды плексигласовым колпаком переводило в разряд бесперспективных дневное применение «Негеров». На успешную атаку можно было претендовать на довольно коротких дистанциях из-за проблем с обзором, в условиях ночи это уже был пистолетный выстрел. В тесной рубке пилота быстро накапливался углекислый газ, что приводило к постоянным авариям и потерям. Калийные патроны и баллон с сжатым воздухом не всегда помогали сохранить сознание добровольца. Да именно добровольцами из береговых служб комплектовали отряды «Негеров». Дениц, хотя и дал большую свободу для деятельности Хейе, категорически запретил использовать людей из нормального подводного флота. Их ждали лодки 21 и 23 серии вместе с противолодочными силами союзников. Обзор из колпака и примитивные приборы сводил ориентирование в пространстве к трудновыполнимой задаче, что само по себе делало выход к цели подвигом, а возвращение счастливым стечением обстоятельств.
Первый «блин» признали вполне удачным, тем более, что великий знаток флота (с) фюрер имел виды на стратегическое значение человекоуправляемых торпед. То, что летом последует высадка союзников во Франции, было очевидным. Заполненный кораблями Ла-Манш представлял идеальные условия для «Негеров» по мнению командования.
В 23.00 5 июля 1944 года 26 пилотов направились на выполнение задания в районе участков высадки союзников «Суорд» и «Джюно». Все повторилось в точности как в Италии, два британских шлюпа из внешнего охранного ордера разменяли на 12 человекоуправляемые торпеды. Но до стратегических результатов было далеко, поэтому, как только представилась возможность, оставшиеся добровольцы отправились искушать судьбу. Такая возможность представилась 7 июля. На задание вышло 21 «Негер». Атаку возглавлял ветеран анцийского похода мичман Поттхаст. На счету этого невероятно везучего человека был один из сторожевиков. Предыдущая атака не на шутку обеспокоила союзников, поэтому пилотов человекоуправляемых торпед встречали корабли противолодочного патруля, регулярно разбрасывающие глубинные бомбы. Поттхаст удачливо миновал патруль и навел свою торпеду на британский крейсер «Дрегон» под польским флагом. Пуск с расстояния порядка 100 м не оставил шансов польским мореходам. «Дрегон» расстался с кормой и был затоплен. Так состоялась самая громкая победа «Негеров». Запас удачливости Поттхаста был исчерпан и днем его обнаружил британский тральщик, который окалался весьма не любезен с героем и едва не лишил его жизни, обстреливая из 20 мм автоматической пушки. Раненого мичмана взяли в плен. В конечном итоге «негерам» удалось лишить Ганд Флит и одного тральщика. Но только 5 пилотов вернулись. Остальные поделили между собой противолодочный патруль и «Спитфаеры». Общий уровень потерь после двух операций 60 %, что не смущало командование соединения К, добровольцев хватало. Надо заметить, что наряду с «Негерами» использовались и другие образцы чудо-оружия, такие как катера-брандеры, но их результаты были и того хуже. «Негеры» ещё дважды выходили на задания, но без особых успехов и с тем же уровнем потерь.
Ещё один везунчик, Вальтер Герхольд получил Рыцарский крест из рук самого Хейе
Оставшиеся «Мардеры» в виду полной бесперспективности отправили на более спокойный участок в Средиземное море. Там в районе Монте-Карло они свершили свои последние вылазки без особых успехов, они скорее разнообразили деятельность союзных эсминцев.
Современным адептам германского рейха не мешало, бы знать об изнанке его чудо-оружия и поменьше рассуждать о тысячах неуязвимых реактивных самолетах, приборах ночного видения, совершенных танках и прочих образцах ВПК рейха позднего этапа. При таких рассуждениях следует поставить себя на место тех, кто оказывался фактически без всякого выбора за штурвалом такого чудо-оружия как человекоуправляемые торпеды. И как тогда быть с собственным рейхофильством?