каллиграфическая экспертиза что это

Почерковедческая экспертиза: как правильно подобрать образцы для представления в суд?

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

Руководитель департамента «Судебно-технической и почерковедческой экспертизы» АНО «Национальное экспертное Бюро» (АНО «НЭБ»)

специально для ГАРАНТ.РУ

Почерковедческая экспертиза остается самым востребованным видом судебной экспертизы, назначаемым в ходе разрешения корпоративных, наследственных споров, бракоразводных дел, споров с налоговыми органами, кредитными учреждениями, споров по нотариально удостоверенным документам: договорам купли-продажи, дарения и прочим. Как подготовить и подобрать образцы подписи для представления в суд, чтобы выводы эксперта в заключении были четкими и однозначными. Давайте разбираться.

Почему подпись так важна?

Востребованность почерковедческой экспертизы объясняется тем, что при рассмотрении таких дел стороны в подтверждение своих позиций представляют в суд различного рода документы: договоры, расписки, завещания, платежные ведомости, приходные и расходные ордера, накладные. Поскольку подпись является одним из важнейших реквизитов документа, придающих ему юридическую силу, а подделка подписи – один из самых распространенных способов фальсификации документов, то в подавляющем большинстве случаев в ходе судебного разбирательства возникает необходимость установления исполнителя подписей (рукописных записей) в этих документах.

Факт подделки подписи, то есть установление в ходе экспертизы факта выполнения подписи не тем лицом, от имени которого она значится, подчас является решающим аргументом, благодаря чему удается разрешить спор.

Как проходит экспертиза?

Задача эксперта – выявить в спорной подписи и в образцах комплексы индивидуальных признаков, характеризующих почерк определенного лица. Свой вывод эксперт строит на результатах сравнения выявленных признаков, оценки совпадения и различия этих признаков. Научная обоснованность вывода во многом зависит от количества и качества сравнительного материала – образцов подписи и почерка, представленного эксперту.

Образцы почерка (подписи) делятся на свободные, условно-свободные и экспериментальные.

Свободные образцы – подписи (записи), выполненные предполагаемым исполнителем в документах, изготовленных не в связи с делом, в рамках которого назначается экспертиза. При выполнении этих документов лицо не знало и не предполагало, что они могут быть использованы в качестве образцов подписи. Это могут быть различные документы: заявления, объяснения, доверенности, служебные письма, личная переписка и т. п.

Условно-свободные образцы – подписи (записи), выполненные в различных документах после начала рассмотрения дела, но не специально для экспертизы.

Экспериментальные – подписи (записи), выполненные проверяемым лицом специально для экспертизы.

К образцам подписи (почерка) предъявляется ряд требований.

1. Свободные (условно-свободные) образцы должны быть несомненно выполнены проверяемым лицом. В качестве свободных (условно-свободных) образцов необходимо представлять документы, которые не оспариваются сторонами. Чаще всего это документы, направляемые в государственные органы (налоговые органы, правоохранительные органы и т. д.).

2. Документы, представляемые в качестве образцов должны быть сопоставимы с исследуемым документом по следующим качествам:

Если спорная подпись состоит из букв, то в качестве сравнительного материала эксперту необходимы образцы почерка предполагаемого исполнителя, содержащие такую же, как в спорной подписи последовательность букв.

Предоставление свободных (условно-свободных) образцов подписи является обязательным условием производства экспертизы, поскольку при выполнении экспериментальных образцов исполнитель может воспользоваться только одним из нескольких имеющихся у него вариантов подписи.

Очень часто в качестве образца подписи проверяемого лица эксперту предоставляется копия подписи в паспорте. В данном случае достоверность подписи не вызывает сомнения. Однако интервал времени между исследуемой подписью и подписью в паспорте может исчисляться годами и даже десятилетиями. Кроме того, стоит учитывать, что часто подпись в паспорте выполняется человеком в необычных условиях: волнение, неудобная поза (стоя), непривычный пишущий прибор – гелевая ручка (либо перьевая), твердая подложка (лист паспорта). Сам факт предоставления копии, а не оригинала, ограничивает возможности выявления комплекса признаков, имеющихся в подписи. Поэтому, подпись в паспорте (копию подписи) стоит рассматривать лишь как образец одного из вариантов подписи проверяемого лица, которого совершенно недостаточно для производства экспертизы.

Сколько нужно образцов?

Достаточным по количеству является такое число образцов, которое позволяет оценить устойчивость и вариационность признаков подписи конкретного лица. Чем ниже степень выработанности и меньше стереотипность подписи предполагаемого исполнителя, тем большее количество образцов требуется для проведения исследования. Как правило, достаточным является 10-15 документов в качестве свободных (условно-свободных) образцов и 2-3 листа экспериментальных образцов.

Таким образом, чем более полно будут соблюдены вышеуказанные требования при подборе образцов для экспертизы, тем более определенным и обоснованным будет вывод эксперта, и заключение эксперта не будет содержать в качестве вывода фразу: «ответить на поставленный вопрос не представилось возможным».

Источник

Почерковедческая экспертиза: когда востребована и что исследуют эксперты

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

Что такое почерковедческая экспертиза?

2. Предмет экспертизы

Предметом экспертизы являются факты (обстоятельства), которые эксперт устанавливает на основе специальных знаний в области судебного почерковедения, применяя методики экспертного исследования.

Экспертиза, в зависимости от обстоятельств конкретного дела, может:

3. Что является объектом почерковедческой экспертизы?

Из материалов гражданского или уголовного дела эксперт-почерковед получает исходные данные, необходимые для первоначального экспертного анализа. К исходным данным относятся: информация об исполнителе, возраст, профессия, родной язык и возможные заболевания, а также обстоятельства дела.

Непосредственным объектом судебно-почерковедческой экспертизы является рукописный текст, а также выраженная в нем система свойств почерка. К объектам относятся:

Тексты, которые исследует экспертиза, по объему делятся на :

4. Когда нужна почерковедческая экспертиза?

В судебной практике достаточно часто возникает необходимость в исследовании почерка и подписей в договоре, расписке, завещании, подписных листах, других письменных текстах, то есть при исследовании вещественных доказательств. К ним, в том числе, относятся и финансовые документы: ведомости, счета, приходные и расходные кассовые ордеры, накладные, частные письма и др.

Почерковедческая экспертиза в судопроизводстве наиболее востребована по следующим категориям дел:

5. Какие задачи решает эксперт-почерковед?

Основными задачами судебно-экспертного исследования почерка являются:

Пределы компетенции определяются кругом вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение эксперта. Судебно-почерковедческие задачи можно разделить на идентификационные, диагностические и классификационные.

Идентификационные задачи позволяют решить вопросы:

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

Диагностические задачи позволяют установить условия (обычные или необычные), в которых выполнялась подпись/текст.

Почерк человека сохраняет индивидуальные и устойчивые признаки, но может изменяться под воздействием необычных условий («сбивающих» факторов). Изменение привычных свойств почерка отражается в виде диагностических признаков. Комплекс диагностических признаков может помочь эксперту не только прийти к выводу о том, что текст выполнен в необычных условиях, но в определенных случаях даже установить конкретный «сбивающий» фактор.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы диагностического характера:

Классификационные задачи связаны с установлением принадлежности почерка лица к определенной группе: мужчина/женщина, возраст, и т.д. в обычных (измененных) условиях.

При их разрешении эксперт отвечает на следующие вопросы:

6. Какие материалы необходимы эксперту для исследования?

Для экспертизы почерка эксперту необходимо иметь сравнительные образцы. Они могут быть трех видов:

Экспериментальные образцы почерка выполняются специально для экспертизы. Экспериментальные образцы имеют несомненный плюс в том, что их принадлежность исполнителю не ставится под сомнение, их можно выполнить в нужном количестве и в условиях, максимально приближенных к условиям выполнения исследуемого документа. Недостатком данного вида образцов является то, что исполнитель может намеренно искажать почерк.

Условно-свободными образцами являются образцы, которые были выполнены в период судебного разбирательства, но не специально для экспертного исследования.

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

7. Особенности экспертизы подписи

Подготовка сравнительных образцов для проведения экспертизы подписи имеет свои особенности. В частности, требуется не менее 10 образцов для проведения исследования. В ряде случаев невозможно получить свободные образцы подписи. Тогда эксперт делает соответствующую отметку в исследовании, и экспертиза проводится на основании условно-свободных и экспериментальных образцов. Иногда невозможно получить экспериментальные образцы (например, если речь идет о подписи в завещании умершего человека).

8. Способы подделки подписи

В экспертной практике часто встречаются подписи, выполненные путем технической подделки. Это означает, что подписи являются не подлинными, а нанесенными от имени определенного лица с применением каких-либо технических приемов и использованием конкретной подписи (как правило, подлинной) этого лица.

К наиболее распространенным относятся следующие способы технической подделки:

Подписи, выполненные с помощью технических приемов, являются сложными для исследования объектами из-за целого ряда факторов, обусловленных способом их нанесения.

9. Итог экспертизы

Итогом экспертизы является экспертное заключение. Оно выполняется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Экспертное заключение состоит из трех основных частей:

К заключению прикладываются фотоснимки, изображения, схемы, полученные в ходе исследования. Заключение удостоверяется подписью эксперта и штампом экспертного учреждения.

Необходимо помнить, что в полномочия эксперта не входит решение правовых вопросов, они находятся в компетенции суда.


10. Сколько стоит?

Источник

Кто такие почерковеды, как они проводят экспертизу и зачем она нужна

Почерковеду, работающему в МВД или прокураторе, нельзя заказать экспертизу — ему запрещено брать «левые» заказы, но можно воспользоваться услугами частного специалиста, причем почерковед и графолог — не одно и то же. Вместе с питерскими криминалистами подготовили небольшой ликбез по этой интересной профессии.

Как стать почерковедом

Экспертов-криминалистов готовят в университетах МВД, там есть специальные факультеты. Их выпускники получают семь допусков, которые дают право проведения экспертиз:

Почерковедческая экспертиза считается одной из самых сложных. Эксперты получают допуск к ней, уже имея другие.

Почерковедом может стать и выпускник гражданского вуза, допуск дают после курсов повышения квалификации при университетах МВД. Допуск подтверждается раз в пять лет.

Что делает почерковед

В основе работы почерковеда лежит теория о сформированном психодвигательном навыке. Согласно ей, почерк какое-то время устойчив, но при этом может меняться под воздействием различных факторов. Эти изменения и методы их определения описаны в методической литературе.

Задача почерковеда — идентифицировать человека по образцу письма, то есть дать заключение, настоящая ли подпись на документе или ее подделали, действительно ли человек является автором рукописного документа, который фигурирует в материалах дела. Почерковедческая экспертиза — это часть предварительного следствия, ее заказывает следователь, дознаватель или суд.

Чаще всего российские почерковеды работают с документами по отчуждению (договоры купли-продажи, завещания, дарственные) недвижимости и автомобилей, а также с финансовыми документами.

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

«Был случай, когда сотрудник банка, назовем его А., незаконно воспользовался паспортными данными кредитополучателя, назовем его В. Он оформил на В. еще один кредит и присвоил деньги. Кредитополучатель понятия не имел об этой сумме и, естественно, отказался ее выплачивать, открыли дело, и В. стал главным подозреваемым.

Когда ко мне на исследование пришли банковские документы, я поинтересовался, почему помимо подписи того, кто, предположительно, брал у банка в долг, не исследуется почерк человека, который заполнял собственно бланки договора о кредитовании.

В итоге я дал заключение, что формы заполнены рукой А. — работника банка, в то время как эти документы должны заполняться собственноручно получателем кредита. Прокурор сразу выписал ордер на обыск квартиры А., и там обнаружили имущество, которое он купил на украденные деньги».

Какой материал нужен почерковеду

На первый взгляд кажется, что точность проведения почерковедческой экспертизы зависит от объема исследуемого текста — чем больше массив букв, тем надежнее. На самом деле важен не столько объем, сколько идентификационная значимость рукописи: несет ли она признаки, по которым можно провести идентификацию.

«В университете преподаватель рассказывал нам, как провел почерковедческую экспертизу по одной цифре. Раньше, когда разносили почту, на газетах писали номер квартиры. И в результате экспертизы единственной цифры, обозначавшей этот номер, удалось найти преступника, поскольку он писал ее по-особенному».

Для подписи тоже важна идентификационная значимость. Ее объем небольшой, но у одного человека она простая и не несет никакой информации, а у другого — развернутая и имеет достаточное количество признаков, чтобы можно было говорить о ее полной идентификации.

Согласно почерковедческой классификации, есть три вида образцов письма:

Для экспертизы желательно иметь все три вида.

Условно-свободные образцы — это рукописи, которые созданы до исследуемого документа. Например, на договоре, подлинность которого сомнительна, стоит дата 1 марта 2021 года. Условно-свободные образцы — документы, написанные рукой предполагаемого автора до этой даты.

Свободные образцы — это примеры письма, которые созданы после 1 марта, при этом человек не должен знать, что у него берут образцы почерка.

Экспериментальные образцы — это рукописи, выполненные специально для экспертизы по делу. Бывают случаи, когда человека уже нет в живых, и экспериментальные образцы взять невозможно, это осложняет работу почерковедам.

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

«Один мужчина представлялся медиком и делал пожилым людям уколы на дому. После этих инъекций они теряли сознание, некоторые даже умирали. В это время преступник выносил всю квартиру.

Погубило его тщеславие — перед тем, как уходить, он писал помадой на зеркале текст. Мы исследовали эти тексты, сравнили с имевшимися образцами и так нашли преступника.

Почерк четко индивидуализирует человека. При проведении почерковедческой экспертизы, в отличие от других, человек не может оправдаться».

Образцов письма, с которыми эксперт будет сравнивать документ, стараются собрать как можно больше, причем созданных в разных условиях: сидя, лежа, после физической нагрузки, сразу после пробуждения, в движущемся транспорте, с упором на стену. Сначала изучается исследуемый материал, потом — сравнительные материалы, сопоставление происходит согласно установленной методике. Когда эксперт приходит к выводам, он пишет заключение. С этим документом его могут вызвать в суд.

Почерковедческая экспертиза считается самой субъективной, отсюда и формулировки результата: «вероятный положительный», «вероятный отрицательный», «категорический положительный», «категорический отрицательный» и «не представляется возможным ответить».

Какие инструменты использует почерковед

Главные инструменты — собственное зрение, лупа и микроскоп с большим увеличением. Некоторые почерковеды переводят рукописный текст в цифровой формат.

В микроскопе удобно смотреть нажим, который является идентификационным признаком для исследования почерковедческих материалов. Чтобы отследить нажимные характеристики, важен свет, падающий вдоль бумаги.

Замедленности, остановки в рукописи — тоже признаки подделки или письма под давлением, нужно хорошее увеличение, чтобы их определить.

Также почерковеды используют специальные приборы, которые позволяют увидеть графит. Иногда человек наносит контур подписи карандашом, для того, чтобы ее подделать, наводит ручкой, а потом стирает карандаш. Но частички графита всё равно остаются на бумаге.

Как анализируют почерк

При анализе выделяют общие и частные признаки почерка. Сначала эксперт обращает внимание на те, которые характеризуют почерк в целом:

Частные признаки — это характеристики букв и их элементов:

Характеризируя отдельные элементы, почерковед сравнивает их и с нормами прописи, и с особенностями письма конкретного человека.

Что можно узнать о человеке по почерку

В зависимости от исследуемого материала, можно предположить, выполнял ли человек запись в каких-то необычных условиях — был ли он болен, находился ли в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Для этого должны быть образцы почерка, написанные в разных состояниях: в спокойном, раздраженном, после физической нагрузки.

Почерковед может распознать пол исполнителя с вероятностью 97%. Существует 21 признак для определения пола.

Приблизительно распознать характер человека, сделать аргументированные предположения о его роде занятий могут графологи.

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

Почерковед и графолог: в чем отличия

Главная задача почерковеда — определить, кто написал текст (или кто не мог его написать) и при каких условиях.

Графология же — это область знаний о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся на письме психических состояний пишущего.

Например, если текст написан согласно правилам прописи, то с большой вероятностью можно сказать, что его автор — учитель начальных классов. Также по стилистике фраз можно понять, в какой отрасли работает человек, можно определить примерный возраст — например, когда появляется упрощенность, вероятно, что человек учится в вузе. У пожилых людей появляется тремор (дрожание рук).

Бывает ли, что у человека нет почерка

Бывает, что у человека не выработан почерк: например, он творческая личность и намеренно пишет по-разному. Возможно, со временем его варианты почерка разойдутся настолько, что их будет трудно друг с другом соотнести. Но считается, что у каждого человека почерк все-таки есть, только в этом случае почерк называется многовариантным.

«Автоподлог (намеренное изменение своего почерка) — самый сложный случай в почерковедении. Человек может преуспеть в этом деле, но всё зависит от представляемых материалов и квалификации эксперта.

Если человек хочет изменить свой почерк, чаще всего он пишет с другим наклоном, меняет размер букв, но их форма практически не меняется. Можно исказить часть признаков, но все привычные признаки изменить практически нереально. Сразу появляется замедленность движения — при быстром темпе письма исказить свой почерк очень сложно».

Что почитать о графологии и почерковедении

— Серия «Секреты почерка» израильского графолога Инессы Гольдберг включает восемь книг. Автор рассказывает о типологиях личности в графологическом анализе, «измеряет» предпосылки к успешности в разных областях жизни человека с помощью почерка, из нее также можно узнать, как поступки и мотивы человека находят отражение в почерке.

Тем, кто хотел бы разбираться в почерковедении профессионально, можно посоветовать следить за публикациями отечественных корифеев. Так, в Московском университете МВД преподает Иван Егорович Мишаков; петербурженка Людмила Алексеевна Сысоева более 35 лет проработала в экспертной службе МВД и написала ряд пособий, например, «Общие и частные признаки почерка» и «Судебно-экспертное исследование современной подписи».

Источник

Почерковедческая экспертиза – что это и как проходит?

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

Почерк человека – это уникальная особенность каждого, благодаря чему именно почерковедческая экспертиза позволяет установить подлинность тех или иных документов. Экспертиза подписи и почерка имеет широкую сферу применения, ведь нередко находятся желающие сфальсифицировать документы и поставить подложную подпись.

Подделываются договоры, расписки, акты выполненных работ, записи в журналах, завещания, письма – перечислять можно бесконечно.

Нередко возникает ситуация, когда недобросовестные организации подделывают подписи в договорах, а затем эти компании требуют огромные суммы со своих контрагентов. Любимый дедушка оставляет наследство почти незнакомым людям или вдруг возникают проблемы с правоохранительными органами, после исчезновения главного бухгалтера, который использовал нелегальные схемы для получения дохода, подделав подпись руководителя.

Суть экспертизы

На помощь в установлении истины приходит почерковедческая экспертиза. С её помощью устанавливается не только исполнитель текста или подписи. Современные методики исследования с точностью способны ответить на вопросы:

Важно иметь в виду, что на экспертизу лучше предоставлять подлинники документов. Конечно, проведение исследования по копиям или электронным изображением возможно, но тогда в большинстве случаев эксперт приходит лишь к вероятным выводам.

Для почерковедческой экспертизы необходимо правильно собрать материалы, которые будут сравниваться. Они разделяются на:

Желательно предоставить как минимум два вида образцов: свободные и экспериментальные.

В случае отсутствия таких образцов не запрещено исследовать образцы, выполненные ранее 1 года.

Условно-свободные образцы –это документы с образцами, выполненные после даты создания исследуемого документа, но не специально для экспертизы и не связанные с ним. Требования к количеству этих образцов аналогичны свободным образцам.

Экспериментальные образцы. Как правило, получить необходимое количество свободных образцов, написанных в тех же условиях, что и исследуемые, довольно сложно, поэтому экспериментальные образцы выполняются в условиях, максимально приближенных к условиям исполнения исследуемого текста или подписи.

каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть фото каллиграфическая экспертиза что это. Смотреть картинку каллиграфическая экспертиза что это. Картинка про каллиграфическая экспертиза что это. Фото каллиграфическая экспертиза что это

Требования к экспертному заключению

Экспериментальные образцы выполняются в присутствии следователя, судьи или эксперта, чтобы не было сомнений в их подлинности, а текст надиктовывается проверяемому лицу. Если исследуемая подпись или текст выполнены на линии графления, то экспериментальные образцы составляются на листах с данной линией.

Ко всем сравнительным образцам применяются следующие важные требования:

Предоставив специалистам экспертного центра все необходимые материалы, вы сможете получить достоверное заключение высокой точности. Экспертами используются отработанные современные методики, позволяющие определить, какой документ написан в состоянии алкогольного опьянения, какой в состоянии стресса, какой выполнен с подражанием, в каких условиях он был составлен и даже определить, что документ написан в движущимся транспорте. Кроме того, возможно определение пола исполнителя рукописных записей.

Источник

КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИСЬМА.

ЗАДАЧИ СУДЕБНОГО ПОЧЕРКОВЕДЕНИЯ

Экспертиза письма непосредственно связана с появлением и распространением письменности и имеет длительную историю сво­его развития. Еще в древнем Риме во время правления императора Юстиниана судебные споры о подлинности документов решались с помощью экспертизы письма.

Каллиграфическая экспертиза

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII века. По Русскому Своду законов сли­чением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма—секретари присутственных мест, учителя чистописания и другие. Основное качество, определяющее эксперта, заключалось в умении красиво писать.

Таким образом, первым направлением в исследовании письма в России явилась каллиграфическая экспертиза. Процесс калли­графического исследования сводился лишь к выявлению сходства или различия внешнего начертания отдельных букв в сравниваемых рукописях. Естественно, что такое механическое сопоставле­ние строения письменных знаков без учета обстоятельств, влияю­щих на формирование письменно-двигательного навыка, приводи­ло к грубейшим ошибкам.

Каллиграфическое направление в экспертизе документов под­вергалось резкой критике со стороны ведущих ученых. Так, швей­царский ученый Рейсе писал: «Для графических экспертиз чаще всего приглашаются каллиграфы, как будто достаточно уметь учить детей чистописанию для того, чтобы справиться с одной из самых сложных и трудных экспертиз, требующей серьезных позна­ний по физиологии, химии и фотографии»’.

Е. Ф. Буринский следующим образом оценивал «научность» этого метода исследования: «Нам, в нашей практике приходилось видеть одного почтенного содержателя типолитографии, который при исследовании одного и того же документа в разное время (в коммерческом суде, у судебного следователя на предваритель­ном следствии и па судебном следствии) давал иногда, по забыв­чивости, три совершенно противоположных заключения о том, кем писана исследуемая рукопись. При этом каждое из них высказы­валось с такою уверенностью, что самому эксперту становилось стыдно за себя, когда стороны предлагали ему вопрос о том, кото­рое же из его разных мнений следует считать окончательным».

Давая заключения, в основе которых нет никаких научных по­ложений, каллиграфы в конце концов потеряли в глазах суда вся­кое доверие. Псевдонаучность этого метода очень метко охарак­теризовал профессор Е. Ф. Буринский, который отмечал, что пра­восудию приходилось бороться как с подделывателями, так и с фантазией каллиграфов.

Приметоописательный (сигналетический) метод

Родоначальником этого направления в экспертизе письма явился известный французский криминалист А. Бертильон. Этот метод он описал в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация», опубликованной в 1897 г.

В основу своего метода приметоописатели брали признаки-приметы почерка, аналогичные признакам, разработанным А. Бертильоном для описания внешности по методу «словесного портре­та». Приметоописатели, сравнивая рукописи, основное внимание обращали на более броские признаки. При описании признаков почерка анализу подвергались: форма, размер, положение, на­клон элементов, письменных знаков в целом, расположение строк, интервалов между словами и строками и другие.

В отличие от каллиграфического направления в экспертизе письма метод приметоописателей явился шагом вперед по пути развития судебного почерковедения. Основной заслугой этого ме­тода явилась разработка некоторых признаков почерка. Положи­тельным также было применение специальных сравнительных фо­тотаблиц, на которых иллюстрировались признаки почерка, поло­женные в основу того или иного вывода эксперта.

В целом же этот метод не приемлем для экспертизы письма. Основная ошибка приметоописательного метода заключалась в том, что его авторы механически, без учета особенностей форми­рования письменно-двигательного навыка, перенесли методику «словесного портрета» на почерк.

Графометрический метод

Это разновидность приметоописательпого метода. В переводе на русский язык термин «графометрия» означает «измерение по­черка». Попытки научно обосновать Графометрический метод впер­вые были предприняты французским криминалистом Э. Локаром. Сущность этого метода состояла в стремлении заменить субъек­тивное мнение исследователя экспериментальными данными, полу­ченными от измерения различных характеристик почерка. В общих чертах метод исследования, предложенный Э. Локаром, сво­дился к измерению ряда величин в сравниваемых почерках. Изме­рялись относительные величины (относительная высота строчных букв и т. д.), направления, находящие свое выражение в угловых величинах, перерывы и другие. Потом замеры величин в каждом исследуемом почерке откладывались на графике в виде кривой и полученные кривые сопоставлялись друг с другом. Совпадение кривых свидетельствовало о выполнении сравниваемых рукописей одним лицом, расхождение—о выполнении рукописей разными лицами. Предложенный Э. Локаром Графометрический метод ис­следования явился шагом вперед к более глубокому познанию природы почерка.

Но этот метод, по признанию самого Э. Локара, страдал мно­гими существенными недостатками, препятствующими примене­нию его в том виде, в каком он был предложен. Он очень трудо­емкий, учитывает только количественные характеристики, что в конечном счете может привести к экспертной ошибке.

Положительной стороной указанного метода явилась разработ­ка некоторых особенностей почерка (размер, разгон, наклон, связ­ность и т. д.), которые нашли свое отражение в современной классификации признаков письма. В почерковедении за последнее время элементы графометрического метода находят применение в математических методах исследования.

Графологическое направление

Еще во II веке н. э. особенности в почерке Октавиана Августа были замечены Г. Савронием Трангвиллем. Император Нерон ска­зал об одном человеке из своей свиты: «Его почерк показывает, что он может быть предателем». Философ и художник Кюо Дже-Хсу (период Сан) сказал: «Почерк безошибочно показывает, ко­му он принадлежит — человеку благородного происхождения или низкого происхождения».

Первая работа по графологии—учении о распознавании по почерку характера человека—была написана итальянским вра­чом Камилло Бальди в 1622 г. и называлась «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его пись­му». В 1872 г. аббат Гипполит Мишон, автор термина «графоло­гия», в своей работе «Тайны письма» проанализировал особенно­сти, с его точки зрения, почти всех качеств человека, отраженных в почерке, и составил каталог их зависимости. Мишон и его после­дователи, в частности проф. Рошталь, утверждали, что по почер­ку можно определить характер, наклонности, качества и недостат­ки, словом, весь облик человека. Это направление исследования почерка нашло широкое применение в странах Европы и Америки. Не отрицая, что письмо есть движение руки, зависящее от дея­тельности мозга, Мишон и его последователи высказывали «науч­ные» принципы, закономерности этого метода исследования. При­ведем некоторые из них.

Положение строчек. Строчки, идущие вверх, говорят о горяч­ности, энергии, жажде власти (почерк Робеспьера); опускающиеся вниз характеризуют физическую и моральную слабость, отчаяние, печаль, таким почерком пишут обыкновенно больные.

Наклон букв. Наклоненные буквы (вправо) свидетельствуют о чувствительности, и эта черта проявляется тем сильнее, чем больше наклон букв. Почерк без наклона присущ хладнокровному челове­ку; левонаклонныя свидетельствует об отсутствии чувствительности, часто о притворстве. Почерк прямой указывает на непоколебимую энергию и стойкость. Почерк извилистый, неровный (почерк знаме­нитого дипломата Талейрана) говорит о гибкости характера и из­менчивости убеждений. Такие люди умеют, когда нужно, гнуть спи­ну и легко менять свои убеждения.

Связность почерка. Связь букв между собой имеет большое зна­чение. Это указывает на связность идей, последовательность, рас­судительность. Отрывистый почерк свидетельствует о порыве души, о характере поэтическом или художественном (почерк Гуно).

Правильность букв говорит о спокойном уравновешенном ха­рактере. Убористое, сжатое письмо указывает на склонность к эко­номии, бережливости, чем больше буквы сжаты, тем сильнее выра­жены эти наклонности. Размашистый почерк служит верным пока­зателем широкой, щедрой, даже расточительной натуры и т. д.

Наиболее реакционным направлением в графологии явилось учение главы антропологической школы уголовного права Ломброзо, изложенное в 1895 г. в работе «Руководство по графоло­гии». Ломброзо рекомендовал некоторые особенности почерка использовать для определения так называемого «прирожденного преступника». В частности, он разделил почерки преступников на две большие группы: почерк убийц, разбойников, грабителей и по­черк воров. Это наивное, идеалистическое по своей сущности и реакционное по политической направленности учение неоднократ­но подвергалось обоснованной критике со стороны советских кри­миналистов.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университе­тах Гамбурга, Мюнхена и др. Новейшие курсы читаются в Сор­бонне (Франция), в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после заверше­ния курса психологии; в других—ее читают как часть медицин­ского курса.

Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для советских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера: уста­новление необычных условий выполнения рукописи, состояние человека в момент написания текста, установление пола, возра­ста, профессии и т. д.

Специально не останавливаясь на истории развития кримина­листической экспертизы письма в России в дореволюционный пе­риод, отметим только, что вследствие консерватизма и косности судебной и политической системы, криминалистические знания развивались медленно; слабо использовались достижения науки и техники.

Весь многолетний период развития советской криминалисти­ческой экспертизы письма, по определению В. Ф. Орловой,— «это процесс научного исследования закономерностей письма и почер­ка на базе комплекса знаний различных областей науки, в первую очередь, естественного профиля, в целях создания и совершенст­вования методики криминалистической экспертизы почерка». Исследование письма — задача специалистов многих областей знания. Почерковедам, как никаким другим специалистам в обла­сти криминалистической экспертизы, повезло в содружестве с учеными других специальностей. В настоящее время почерк явля­ется объектом исследования не только криминалистов, судебных экспертов, но и медиков, физиологов, психологов и других специа­листов. Например, влияние перегрузок, состояние невесомости изучается в космической медицине и с помощью исследования почерка.

Основная задача экспертизы письма — установление исполни­теля (в автороведческих экспертизах — автора) рукописного тек­ста, подписей. Эта задача решается в процессе криминалистиче­ского идентификационного исследования. Настоящий период развития судебного почерковедения характеризуется активным привлечением данных различных, преимущественно естественных, наук для раскрытия закономерностей формирования письменно-двигательного навыка, письменной речи. Так, ВНИИ МВД СССР, институты и лаборатории судебных экспертиз Министерства юсти­ции СССР занимаются исследованием анатомических и физиоло­гических основ письма: изучаются анатомические характеристики письменно-двигательного навыка при образовании элементов по­черка; физиологические процессы, лежащие в основе управления движениями, воспроизводящими элементы письменных знаков и их сочетаний. Исследуется координация движений при дифферен­циации рукописей по темпу письма. Проводится эксперименталь­ная работа по выявлению факторов, влияющих на формирование письменной речи: изучаются внутренние и внешние факторы, ха­рактеризующие психофизиологические особенности личности пи­савшего с целью установления автора документа. Используются данные физиологии и психологии: для обоснования устойчивости элементов почерка; для выявления корреляции характеристик личности и графических признаков. В экспериментальных иссле­дованиях применяются средства электромиографии для определе­ния темпа письма; для изучения процесса формирования элемен­тов почерка применяются средства электрофизиологического исследования двигательного аппарата. Данные языкознания в кри­миналистической экспертизе письма используются для установле­ния автора, определения географического района распространения диалектологических признаков (в целях розыска автора докумен­та) и т. д. Разрабатываются и применяются в экспертной практи­ке различные методы математического анализа письменных знаков.

Основоположник судебного почерковедения Е. Ф. Буринский писал, что почерковедческая экспертиза только тогда перестанет быть субъективной, когда в процессе исследования будут произ­водиться различные измерения с помощью специально для этих целей разработанных и изготовленных инструментов. Этот тезис Е. Ф. Буринского открывал перед почерковедами новые пути к исследованию почерка. В то же время каких-либо научных реко­мендаций, позволяющих объективизировать метод измерения по­черка, он не дал. Практические предложения Е. Ф. Буринского сводились к указаниям об измерении некоторых величин: угла направление строки, размаха почерка или амплитуды, разгона, напряжения почерка.

В определенной степени графометрический метод Э. Локара в настоящее время — эпоху научно-технического прогресса — «на­толкнул» исследователей на применение в судебном почерковеде­нии математических методов исследования, к которым в первую очередь относится использование в экспертизе письма аппарата проективной геометрии. Полученные в результате раздельного исследования графические характеристики почерка, которым ис­полнен исследуемый документ, и образцы почерка лица, подозре­ваемого в его исполнении, сопоставляются таким образом, чтобы их координатные оси совпадали. Затем через одноименные точки графических характеристик исследуемых признаков проводятся лучи. Если они пересекаются в одной точке, то оба пучка лучей проективны, следовательно, записи исполнены лицом, образцы по­черка которого представлены для сравнения. Если прямые, про­веденные через одноименные точки, не пересекаются в одной точ­ке, то здесь отсутствует проективное соответствие. Такое несоот­ветствие свидетельствует о выполнении сравниваемых почерков разными лицами. К сожалению, этот метод имеет существенные недостатки, заключающиеся в том, что при разметке признаков не исключается возможность довольно значительной инструменталь­ной ошибки. Небрежное исполнение чертежа влияет на объектив­ность результатов исследования. Во избежание указанных ошибок в настоящее время ведется экспериментальная работа по внедрению оптико-механических приспособлений для безошибочной раз­метки исследуемых признаков.

Одним из методов графического анализа является графическое усреднение письменных знаков. Этот метод используется экспертами-почерковедами для получения сведений о пространственном размещении движений руки исполнителя при образовании букв и их элементов. Названный способ, по мнению его авторов, дает возможность получить результаты высокой точности без примене­ния специальной сложной техники. Графическое усреднение со­стоит из трех стадий: нормировка букв по размеру, совмещение нормированных по размеру букв и получение усредненного пись­менного знака. Такое исследование предполагает обязательный анализ нескольких письменных знаков, так как нередки случаи, когда одноименные усредненные буквы в рукописях одного и того же лица (например, при умышленном изменении почерка) не совпадают. Наибольший эффект метод усреднения может дать при исследовании сходных почерков. Однако следует учитывать, что этот способ не имеет самостоятельного значения и его результаты оцениваются в совокупности с другими полученными данными.

Другим методом графического анализа является графический дисперсионный анализ письменных знаков. Так же как и метод графического усреднения, он позволяет экспертам-почерковедам получить данные о пространственном размещении движений руки исполнителя подписи. Сущность этого способа заключается в со­поставлении буквы спорной подписи с совмещенными друг с дру­гом нормированными одноименными буквами, взятыми в образцах предполагаемого исполнителя. Названный метод является допол­нительным способом исследования почерка (подписи), и результа­ты его применения оцениваются в совокупности с данными, полу­ченными иным путем.

Наряду с ручными способами в почерковедческих исследова­ниях за последнее время все большее применение получают ма­шинные методы анализа признаков в сравниваемых почерках (подписях). Ведутся эксперименты по использованию алгоритмов опознания образа при производстве почерковедческих экспертиз, а также в целях установления авторства анонимных текстов. Почерк определенного лица в целом, а также отдельные письмен­ные знаки, в совокупности составляющие индивидуализирующий комплекс, являют собой образ. Задача исследователя состоит в обучении электронно-вычислительной машины распознаванию по некоторому количеству письменных знаков почерка данного лица в массе разных почерков. Основную трудность при этом представ­ляет ввод в машину нужной информации об исследуемом почерке. Другими словами, использование кибернетических машин для по­черковедческих целей требует перевода исследуемого графическо­го материала в определенную знаковую систему (совокупность значений координат). Этот важный этап исследования требует большой точности и значительных усилий. Ручной способ кодирования письменных знаков не обеспечивает большой точности и однозначности кодирования, трудоемок и малоэффективен. При. ручном кодировании объективность информации, вводимой в ма­шину, во многом зависит от субъективных качеств исследователя (опыта, точности кодирования и др.). Все эти факторы снижают эффективность применения электронно-вычислительной техники.

Перед исследователями в настоящее время стоит задача авто­матизации ввода графического материала непосредственно в ЭВМ. Известно, что весь процесс использования вычислительной маши­ны состоит из следующих основных этапов: представления исход­ных данных в приемлемом для машины виде (исходные данные должны представлять собой определенную закодированную зна­ковую систему); кодирования конкретного плана действий; обра­ботки поступившей информации и записи результатов; перевод полученных машиной результатов в форму, понятную для чело­века. Эффективность этого процесса (всех его четырех этапов) во многом зависит от разработки технических средств ввода и выво­да информации. Наиболее надежны такие электронно-вычисли­тельные машины, которые могли бы непосредственно вводить ин­формацию об исследуемом почерке (исследуемых почерках и об­разцах), не прибегая к сложному кодированию. В этом направлении ведется большая экспериментальная работа.

С целью отыскания объективных критериев оценки признаков в почерковедческих исследованиях многое делается по статисти­ческой обработке почерков. Основная цель экспериментов в этой области — установление частоты встречаемости ряда признаков. ^ Разработаны и на практике применяются в экспертных учрежде­ниях методики частоты встречаемости и идентификационной зна­чимости определенных признаков почерка.

Все эти исследования сводятся к отысканию объективных критериев качественной оценки признаков (совокупности призна­ков) количественными вероятностно-статистическими методами. Процесс почерковедческого исследования направлен не только на решение идентификационных задач. При исследовании рукописей нередко решаются вопросы, связанные с установлением условий в которых выполнялся спорный документ, установлением факта написания текста умышленно измененным почерком, левой рукой. Определенные признаки письма информируют эксперта о выпол­нении рукописи лицами, перенесшими травмы мозга, находивши­мися в момент написания текста в состоянии повышенной возбу­димости или торможения, состоянии алкогольного опьянения и т. д. Так, например, у лиц с расстроенной центральной нервной системой координация движений при письме снижается, темп пись­ма резко падает, появляются угловатые движения, некоторые бук­вы выполняются в зеркальном изображении и т. д.

При производстве криминалистических почерковедческих экс­пертиз решаются вопросы установления групповой принадлежно­сти в целях сужения круга поиска предполагаемого исполнителя (автора) спорной рукописи. Так, сотрудниками Всесоюзного на­учно-исследовательского института МВД СССР в содружестве со специалистами Института психологии Академии педагогических наук РСФСР проводилась большая экспериментальная работа по дифференциации рукописей, выполненных мужчинами и женщи­нами. В настоящее время разработана и внедрена в практику ор­ганов МВД СССР методика установления пола по признакам письма. Результаты экспериментов позволили исследователям выделить комплексы признаков, встречающиеся в определенных группах почерков: мужских и женских.

Ученые в области судебного почерковедения ведут исследова­ния по установлению возраста исполнителя. С помощью получен­ных данных можно определять с большой степенью вероятности устойчивые особенности выполнения отдельных вариантов букв учениками определенных классов. В перспективном плане НИИСЭ среднеазиатских союзных республик на 1976—1990 гг. запланиро­вана работа—определение по почерку профессии: водителя, шах­тера, врача, финансово-бухгалтерского, инженерно-технического работника и т. п.

Успех дальнейшего развития почерковедения—в тесном твор­ческом взаимодействии специалистов различных областей знания, в использовании новейших достижений науки и техники.

Глава II. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМА

ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Параллельно с формированием письменно-двигательного навы­ка у человека развиваются навыки логически последовательно, содержательно и в соответствии с нормами языка излагать мысли письменно. Идентификационные признаки письменной речи отра­жают навык культурной речи человека, выражают смысловую сто­рону письма и делятся наобщие и частные.

Общие признаки характеризуют письменную речь человека в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по сте­пени владения ею. На основании общих признаков исследователь может отнести рукопись к определенной (известной) группе, виду объектов. Например, такие признаки, как степень развития стили­стических, грамматических и лексических навыков, позволяют оп­ределить, в какой степени человек владеет письменной речью.

К частным признакам относятся определенные стороны, эле­менты письменной речи конкретного человека. Так, частными при­знаками в данном случае будут те или иные грамматические ошибки в тексте, определенные фразеологизмы и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *