каменная керамика посуда что это
Каменная керамика: прочная и элегантная альтернатива фарфору
Каменная керамика также известна как высокотемпературная. В английском языке ее принято обозначать термином «stoneware». Наряду с фаянсом, майоликой, полуфарфором и фарфором такая керамика относится к разряду тонкой, в то время как неглазурованную и гончарную керамику принято называть грубой.
Сырьем для ее производства служат каменные массы на основе шамота, кварца, каолина и полевого шпата. Выглядят они как непрозрачные тугоплавкие плотно спекшиеся черепки светло-коричневого либо серого оттенка. Температура обжигания изделий по данной технологии достигает 1100-1400°С. Готовый черепок получается малопористым и мелкозернистым, с показателем водопоглощения менее 3%. Мелкозернистость позволяет создавать изделия с тонким рельефом и мелкими деталями. А влагопоглощение, в свою очередь, показывает, что изделие, обожжённое даже без глазури, можно использовать при контакте с пищей.
В Китае эту технологию освоили ориентировочно в 1400 году до нашей эры — для сравнения, фарфор изобрели не ранее VII века нашей эры. До Европы каменная керамика добралась к XVI столетию.
Преимущества и сферы применения каменной керамики
Созданные по данной технологии изделия ценятся выше, чем стандартная керамика, так как являются:
На таких тарелках остаются лишь незначительные и едва видимые невооруженным глазом царапины от ножей или вилок. По мере использования изначальный оттенок посуды не меняется. Ее можно спокойно ставить в духовой шкаф, холодильник, микроволновую печь и посудомоечную машину. Тарелки, чашки, блюда из высокотемпературной керамики закупают не только для домохозяйств, но и для ресторанов, кафе, отелей. По своим эстетическим свойствам такая посуда напоминает фарфор. Чашки получаются звонкими, легкими, удобными и безопасными.
Из этого материала также удобно создавать элегантные и экологичные кашпо, светильники, цветочные горшки. В силу выдающейся пластичности материала ему легко придать любую желаемую форму.
Художники-декоративщики создают произведения искусства, расписывая каменную керамику матовой либо прозрачной кристаллической глазурью, а также формируя на ней тонкий рельеф. С помощью высокотемпературных глазурей можно добиться чрезвычайно оригинальных оттенков и текстур. Впрочем, возможности декорирования этого типа керамики не столь широкие, как у фаянса, для которого задействуют низкотемпературные глазури.
Разновидности каменной керамики
В целом вся керамика делится на следующие виды:
Нас интересует именно каменная. В зависимости от своих характеристик, высокотемпературная (каменная) керамика бывает:
Стоит сразу заметить, что эта градация общая. Есть техническая керамика, есть художественная и утилитарная керамика. Эти два понятия не пересекаются. У каждого из них свои задачи и свои особенности.
Раньше спросом пользовалась также электрокерамика, из которой выполняли крупные электроизоляционные конструкции. Но сейчас этот материал вытеснен с рынка более бюджетными аналогами.
Каменная керамика или фаянс. Что лучше?
Каменная керамика — это надёжная разновидность посуды из глины. В производстве керамической посуды используют высокотемпературный обжиг (от 900 до 1200°С). Кроме того, для производства каменной керамики температуру печи увеличивают для 1400°С. Безусловно, при такой температуре вода из массы полностью удаляется и изделие остаётся плотным, малопористым и очень крепким.
В чём отличия каменной керамики от керамики обыкновенной?
Существует ряд отличий, которые отличают каменную керамику от обычной бытовой керамики. Все они перечислены ниже:
Как видите, преимущества каменной керамики перед обычной керамической посудой очевидны.
Что такое шамотная глина и фаянс?
Шамот — это молотый черепок любой глины. Его получают при обжиге в печи при высокой температуре (1300-1500°С). При этом его водопоглощение может колебаться от низкого (до 10%) до высокого (25%). Измельчённый шамот добавляют в глиняную массу для дальнейшего производства скульптур, лепнины, светильников, фонтанов, обелисков, ваз. В производстве шамота используется фенол-формальдегидная смола, которая является опасным элементом для здоровья человека.
Фаянс это разновидность фарфора. Именно поэтому М.С. Кузнецова, основателя фарфоровой промышленности в России, назвали «королем фаянса и фарфора». Но на этом их сходство заканчивается. Если фарфор можно назвать «голубой кровью» посудного дела, то фаянс скорее простушка. А всё дело в том, что при изготовлении фаянса используют другие компоненты. Они схожи с теми, которые входят в состав фарфоровой смеси, но в другой пропорции. Поэтому фаянс обладает совсем другими свойствами, чем фарфор и керамика. Он пористый, что делает его хрупким. От горячей воды со временем покрывается паутиной тонких трещин. При использовании образовываются сколы и фаянсовая посуда приходит в негодность.
Мы рекомендуем выбирать по надёжности, а это значит, на первом месте стоит фарфор, за ним идёт каменная керамика. Третью позицию по прочности занимает фаянс, за ним следует шамотная глина.
Безусловно, каждый сам для себя делает выбор. Но непременно нужно знать, что профессионалы ресторанного дела выбирают каменную керамику из-за её, в первую очередь, прочности.
Посмотрите каталог цветного фарфора и каменной керамики по оптовым ценам в Гастромагазин
Весь ассортимент фарфора, цветной посуды, столовых прибор и кухонного оборудования в каталоге Авантаж: Посуда для ресторанов
Каменная керамика. Что это за зверь?
Большинство моих работ – это каменная керамика. Что это такое?
Каменная керамика (или высокотемпературная керамика) — это термин для керамических изделий, изготовленных из каменной массы и обжигаемых при высоких температурах (1100-1400°С). При такой температуре вода, воздух из глиняной массы полностью удаляются, и изделие остаётся плотным, малопористым и очень крепким. Профессионалы ресторанного дела выбирают каменную керамику именно из-за её прочности. Сверху поверхность дополнительно покрывается пищевой глазурью, благодаря которой изделие не будет впитывать вкусы или запахи продуктов, а также его очень легко чистить. Каменную керамику можно мыть в посудомоечной машине, хотя ручная мойка по-прежнему более желательна. Почему я выбрала каменную керамику? Потому что я хочу быть уверенна в качестве моих работ и вашей безопасности.
Основные преимущества каменной керамики:
• ударопрочность, прочность на изгиб
• надежность, долговечность
• стойкость к перепаду температур, к появлению сколов
• цвет посуды остаётся без изменений после длительного использования
• низкое водопоглощение (можно мыть в посудомоечной машине)
• высокая сопротивляемость к химическим веществам и механическому воздействию — царапинам по поверхности изделия.
И в качестве вишенки на торте мы с вами получаем приятные тактильные ощущения, великолепную текстуру и внешний вид посуды. Это же находка!
Оценить все преимущества каменной керамики можно прямо сейчас. Позвольте себе удовольствие выбирать качественную посуду для дома.
Каменная керамика (stoneware)
Обещанная статья о каменных массах, называемых еще stoneware, из которых делают, так называемую, каменную керамику.
Для начала пояснение, что это такое. Каменные массы — это материал для каменной керамики, такой же, как терракота, фарфор, шамоты, и все остальные виды обожженной глины. Это не камень, не порода, это — один из видов керамики.
Каменные массы были созданы немцами очень давно, и уже в XVI веке они делали из них изразцы для своих печей. Это было обусловлено в первую очередь составом глин, добываемых на территории Германии. В последствии, в XVIII веке Джозайя Веджвуд доработал состав немецких каменных масс и создал свои всемирно-известные базальтовые массы.
Принципиальное отличие каменной керамики от других видов — очень низкое водопоглощение черепка, в следствие чего, такая керамика морозоустойчива и с легкостью переносит многократные переходы через нулевую отметку градусника. Кроме того, эта керамика очень плотная и звонкая.
В этих глинах во время обжига происходит процесс остеклования черепка, когда практически вся его масса оказывается заполнена стеклом, связанным на молекулярном уровне с глазурью (которая тоже стекло), поэтому пор в черепке нет, влагу он не впитывает и не разрушается во время морозов. Глазурь же образует с черепком химически единое целое, а не физически-затекшее в поры и застывшее в них отдельное вещество, как это происходит в крупно-пористой керамике. типа терракоты и фаянса.
Этими же свойствами обладает фарфор, который дополнительно еще и полупрозрачный, что добавляет ему эстетики и за что он, собственно, и ценится.
Поскольку мы хотели делать качественную керамику для фасадов, то и начали изучать имеющиеся в продаже каменные массы. Для проб я купила пять видов каменных масс разных производителей. Это немецкая и испанская каменная масса, приобретенная в керамистам.ру, гжельская каменная масса, купленная непосредственно в Керамике Гжели, каменная масса от Лабкерамики и банальный МКФ-2, обоженный на предельной для него температуре.
Опыты я производила не совсем по правилам. В частности, я не кипятила плитки несколько часов, а просто держала их в горячей воде 2-3 часа. Поэтому скорее всего цифры в лаборатории будут отличаться на доли процентов, что для наших целей не очень критично.
Наилучшие результаты по водопоглощению показал МКФ-2, обожженый на 1180 градусов. Это устойчивый 0%. Если в него добавить на четверть моего полуфаянсового шамота, то водопоглощение увеличивается примерно до 1-2%.
Затем идет немецкая масса, обоженная на 1220 градусов, как велено производителем. Это — 2,5%.
Затем идет Гжель и Лабкерамика — по 3,5%. На последнем месте испанская масса с 4,5% водопоглощения.
Я вполне допускаю, что печь может не дожигать или были какие-то другие технологические нарушения с моей стороны, однако МКФ-2 показывает постоянные стабильные результаты, поэтому для своих целей я и использую по-прежнему только ее.
Отдельно скажу о керамограните — это тоже по составу каменная масса, с водопоглощением, стремящимся к нулю и почти бесконечной морозостойкостью («почти», ибо не жила еще бесконечно и стараюсь быть аккуратной в формулировках ). Просто он произведен в фабричных условиях методом сухого прессования.
Керамогранит прекрасно декорируется, выдерживает спокойно 3 и более обжигов. Поэтому, с моей точки зрения, на сегодня это наилучший материал для декоративной облицовки фасадов по сочетанию цена/качество.
На фото до и после обжига медальон из немецкой каменной массы, который украсил подмосковный дом, расписанная глазурями крупная керамогранитная плитка для другого фасада и изразцы, в т.ч. очень крупные в форме кистей, на еще одном подмосковном доме.
С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия
Все о майолике
Майолика – это подвид керамики, который изготавливается по особой технологии. Первоначально этим термином называли практически все глиняные изделия, изготовление которых подразумевало обжиг и покрытие красками или специальной глазурью.
Изделия из майолики всегда покрываются в конце глазурью (белой эмалью), так что практически любую керамику, которая предварительно глазуровалась (исключение составляет фаянс и каменная разновидность), можно называть майоликой.
Довольно часто майолику путают с изразцами. К последним относится плитка с румпой (объёмным фрагментом на изнаночной стороне). Такая плитка может изготавливаться по технологии майолики, но это необязательно, поскольку майолика – это более обширное понятие. Изразец – это лишь один из подвидов архитектурной керамики.
Историческая справка
Крупнопористая глина использовалась людьми в ремесле уже не одно тысячелетие. Ещё в Древнем Египте и Вавилоне использовали образцы изделий из такого материала.
Во времена Средневековья технология производства предметов из пористой глины проникло из азиатских регионов в Европу. Первыми освоили искусство изготовления глиняной плитки испанские мастера. Они активно использовали материал при постройке различных архитектурных ансамблей. Изделия из керамики, которые изготавливали мастера Испании, быстро начали продаваться не только внутри страны, но и за её пределами. В частности, в Италии.
Это стало переломным моментов для ремесла. В XI в. мастер Лукка делла Робиа, проживавший во Флоренции, додумался покрывать изделия из пористой глины особой глазурью молочно-белого оттенка. Именно такие изделия и получили название майолика (наименование было заимствовано у острова Мальорка, который был своеобразным таможенным пунктом, пропускавшим керамику из Испании в Италию).
Довольно быстро другие мастера добавили к палитре цветов глазури синий, фиолетовый и зелёный оттенки. Уже к середине XVI века открылось множество мастерских, изготавливавших изделия из пористой глины и покрывавших их цветной глазурью. Среди них Губбио, Пезаро, Урбино. К началу XVIII в. начинают активно работать мастерские юга Италии.
Проникла майолика и в Голландию. Туда её завезли всё те же итальянские мастера ещё в XVI веке. Они сменили имена на голландские и открыли там несколько школ, в которых учили изготовлению различных изделий из этого материала.
Особенности производства
Работа с такой керамикой требует от мастера особой внимательности, ловкости и достаточного воображения. Обычно расписываются глиняные изделия «по сырому», так что права на ошибку нет.
При производстве майолики используются виды глины, которые легко поддаются плавлению. Обычно глина берётся в чистом виде, но некоторые современные производители подмешивают к ней синтетические добавки, чтобы сделать готовое изделие ещё более прочным.
Обжигается керамика два раза:
Несмотря на то, что майолика существует уже не одно столетие, технология её производства постоянно совершенствуется.
В каких странах производят
Рынок керамики предлагает покупателям майолику, изготавливаемую в следующих странах:
Русская майолика
Первые образцы русской майолики появились в России в XVIII веке благодаря князю Меньшикову. Именно он открыл первую фабрику в стране, которая производила изделия из этой керамики по голландской технологии.
В основном материал использовался для украшения светских построек, храмов и дворцов. Считалось, что майолика – это признак богатства и роскоши, так что позволить себе её могли только привилегированные слои общества. Особенно большим спросом пользовалась посуда из этого материала.
К майолике относятся и изразцы, и мелкая пластика, и посуда. Керамика пользовалась огромным успехом, даже знаменитые русские художники (Васнецов, Врубель, Головин) создавали изображения для росписи русской майолики.
Посуда из майолики
Основная сфера применения этого вида керамики – это, конечно же, декорирование построек и интерьеров. Однако посуда из майолики тоже пользовалась и пользуется большой популярностью.
Преимущество таких сервизов в том, что они одновременно практичны и декоративны. При этом стоимость изделий из этого материала гораздо ниже, чем, например, стоимость фарфора или фаянса.