камергерская кухня что это
Камергер
Камерге́р (средневековой латыни : Cambellanus или Cambrerius, французский: Chambellan, английский: Chamberlain)(нем. Kammerherr — дворянин комнаты) — придворный чин и придворное звание высокого ранга.
Имеет принципиальное отличие от хозяйственника — ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством — камерарий (лат. camerarius ). Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 г. Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко — чиновник, возглавлявший финансовую службу — Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 г. Папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат, затем епископ, а впоследствии — кардинал.
Аналогично назывались в средневековой Европе: председатель государственной казны или заведующий доходами города; в Великом княжестве Литовском, Руськом и иных и Польском королевстве — должностное лицо из дворян, присутствовавшее в заседаниях земского суда; коморник в войске, имевший значение военного полицмейстера; должностное лицо при дворе, заведовавшее сокровищами. В Московском государстве близкими хозяйственными должностями были конюшие, стременные, сокольничьи.
Содержание
История звания
Камергер изначально имел особенность лиц, приближённых владыке. После смерти Елизаветы трон Великобритании наследовал Яков I. Английскую династию Тюдоров сменили шотландцы Стюарты. Королю пришлось бороться за власть, так как основная масса государственных постов по-прежнему оставалась в руках елизаветинских ставленников. Пользуясь примером устройства шотландского двора, Яков создал новые институты власти, в том числе Королевскую Спальню и её камергеров. Даже члены Государственного Совета, не являвшиеся слугами Спальни, не имели свободного доступа к королю. Они могли войти в королевские покои только с разрешения камергеров, у которых были ключи. И до этого при дворе были камергеры, например, Лорд-камергер двора. В новой структуре среди слуг Спальни ведущую роль играл Обер-камергер или Постельничий, который прислуживал монарху, куда бы он ни направлялся и где бы он ни находился. В начале правления Якова I камергеров было 9, а в конце правления — 12. Именно они были ближайшими советниками короля и во многом управляли страной.
Должность камергера в России
В России слово было заимствовано Петром I. Но следует отметить, что использовалось оно именно как хозяйственный термин, заменивший (оевропеевший) должность Стряпчего с ключом. Первоначально V класса, а с 1737 года состоял в VI классе Табели о рангах, в 1809 году переведён в IV класс. В дальнейшем указом Александра I придворный штат камергеров был сокращён, и звание приобрело характер почётного пожалования. Так что в Российской империи это звание заимствовано привыкшей к европейским порядкам Екатериной II. Обязанности камергера были необременительными. Как записано в «Полном собрание законов Российской империи», получив генеральский мундир, камергер носил за императрицей шлейф и стоял у трона «пока Ея Величество изволят пить спросить». Там же можно прочитать, что в период Екатерины II при присвоении чина «Ея Императорское Величество жалует Обер-камергеру ключ золотой, украшенный бриллиантами, а носить оный на правой стороне, на шнуре золотом, с двумя висящими массивными кистями…». Воспоминания о таких придворных костюмах находим у М.И Пыляева в книге «Замечательные чудаки и оригиналы»: «… В первые годы царствования Николая I было в живых и несколько людей екатерининского века, которые ходили по улицам в звездах (орденах) … и золотых камзолах с раззолоченными ключами на спине…». Дело в том, что императрица пожаловала в камергеры более 100 человек! А ведь при Екатерине, как и позже, при Александре I камергерский ключ изготавливался из золота, и его стоимость определялась в 1802 г. в 500 рублей. Деньги по тем временам очень большие.
Камергерский ключ
Изделие было единичным и, как произведение искусств, долго не имело установленного образца. Его форма зависела от мастера. Но в империи это было сродни «вольнодумству». В 1833 г. был утвержден стандартизированный образец. До 1917 г. камергерский ключ сохранял установленную форму. Менялись лишь форма герба, абрис орла и инициалы правящего венценосца. В XVIII в. ключ крепился на золотом шнуре. С 1762 г. в Российской империи ключ носили на нагрудной голубой ленте в розетке, крепившейся на левой фалде мундира возле клапана.
Со временем звание стало терять значимость. В собрании Третьяковской галереи (Москва) хранятся два портрета российского придворного А. Б. Куракина. Первый портрет написан англичанином Р. Бромптоном в 1781 г. Второй портрет работы В. Л. Боровиковского датирован 1801—1802 гг. На обоих портретах на правом боку царедворца ключ в цветной (красной) розетке на ленте. Характерно, что на первом портрете молодой вельможа ещё не особо одарен наградами и позой демонстрирует именно наградной ключ, а спустя 20 лет, удостоенный многими наградами более высокого достоинства, Куракин избрал другую позу. Действительно, к концу XIX в. звания камергера были удостоены многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе, например литераторы Тютчев, Вяземский, Фет, композитор Римский-Корсаков.
С времен Октябрьской революции камергерство было упразднено. Но по инициативе Российского Государственного исторического журнала «Родина» учреждена «общественная премия „Сокровищница Родины“». В уставных документах указано, что: «…Лауреатам премии вручается Памятная грамота и специальный наградной знак — „Камергерский ключ“».
«Воплощение бутикового подхода в девелопменте»: каким будет ЖК «Камергер»
В историческом центре Москвы началось строительство жилого комплекса класса deluxe с громким адресом — ЖК «Камергер» в Камергерском переулке. Девелопером проекта выступает ENGEO Development Эрнеста Рудяка (президент холдинга «Ингеоком Траст», председатель правления НО «Фонд Михаила Рудяка»; акционер АО «Ингеоцентр»). В интервью о проекте — Эрнест Рудяк и Михаил Груничев, генеральный директор ENGEO Development.
— Расскажите о проекте. Каким будет «Камергер»?
Михаил Груничев: — «Камергер» будет сильно выделяться в историческом центре Москвы. Мы создали проект с современной архитектурой в непосредственной близости от Кремля. На площадке в 0,8 га будет создан целый параллельный мир. Находясь в Камергерском переулке, который славится своей характерной исторической архитектурой, резиденты через незаметную арку будут попадать в самое современное и стильное пространство города — ЖК «Камергер». Это как современный корпус Новой Третьяковки под именем всемирно известной Третьяковской галереи.
— Это проект, который кричит: «Посмотрите на меня, я — современный!» — и рассчитан на внешнюю экспрессию? Или он спрятан внутри квартала и создан, чтобы быть комфортным для своих жителей? Ведь это две разные концепции…
Михаил Груничев: — Мы совместили эти концепции. Архитектура действительно экспрессивная и яркая. Но благодаря удачному расположению между переулками и скрытому главному входу там будет воплощена концепция камерности и уединения.
— Архитектора правда необычная. А сколько особняков планируется построить?
Михаил Груничев: — В проекте всего четыре особняка: жилые с апартаментами и офисные резиденции, идеальные для представительского офиса. Жилая часть проекта — это два разновысотных особняка, которые соединены двухуровневым сквером с озеленением и декоративным озером. К минус первому уровню сквера прилегает стеклянный переход из одного особняка в другой. Там же мы планируем обустроить всю инфраструктуру проекта.
— Что вдохновляло вас на создание именно такого проекта именно в таком месте?
Эрнест Рудяк: — Для меня «Камергер» — это проект, созданный на сломе классической и современной архитектуры. Он получился необычным во многом из-за исходных данных: небольшая площадка, наличие исторических построек и перепады рельефа. Первоначально мы захотели отдать память месту и сохранить исторические фасады особняков. К ним нужно было приспособить новые строения — так, чтобы проект получил современное интересное лицо.
Моим любимым примером этого слома классической и современной архитектуры является один из наших жилых особняков. Он представляет собой реставрацию объекта культурного наследия — жилого дома 1937 года. С лицевой стороны, выходящей в Георгиевский переулок, мы сохранили исторический фасад с равномерным ритмом окон и изящными барельефами. А изнутри комплекса особняк перевоплощается в произведение современной архитектуры — он покрыт металлом пепельного оттенка, повторяющим рисунок витража этого же здания до реставрации. Многократно повторенный, он становится фирменном паттерном-кружевом, покрывающим особняк.
— Что вы закладываете в название проекта «Камергер»? Только адрес — Камергерский переулок?
Михаил Груничев: — В первую очередь, действительно, адрес. Камергерский переулок — это расположение, о котором хочется максимально часто говорить. Как дополнительную ценность мы проводили параллель с камергерами при монарших дворах Европы и России. Эти люди обладали особыми привилегиями, о которых напоминал их знак могущества — золотой ключ. Тот же, который является символом нашего комплекса. Еще прослеживается ненавязчивый ассоциативный ряд между словами «Камергер» и «Камерный». А камерность в полной мере реализована в нашем проекте.
— Квартирография проекта — что в ней особенного?
Михаил Груничев: — В нашей локации в целом мало новых жилых комплексов, а с таким предложением вы не найдете ни одного. У нас получилась очень широкая ассортиментная линейка: двухэтажные апартаменты с отдельным входом с улицы, апартаменты с террасами, просторные пентхаусы. Безусловно, в крупных лотах предусмотрены хозяйственные помещения: постирочные, закрытые кухни, зоны для домашнего персонала.
— Кого вы видите жителями этого дома? 30-летним будет здесь жить комфортно или проект для более возрастной категории?
Михаил Груничев: — Возраст — это достаточно условная метрика. Он даже не фигурирует в нашем описании целевой аудитории проекта. В «Камергере» мы ориентируемся, скорее, на характер и систему ценностей покупателей. С уверенностью могу сказать, что будущий резидент — человек весьма амбициозный, состоявшийся как личность и достаточно искушен для того, чтобы по достоинству оценить уникальную самостоятельность проекта, его скрытую от посторонних глаз роскошную элегантность.
— Насколько сейчас удачное время для старта проекта в таком люксовом и знаковом для Москвы месте?
Эрнест Рудяк: — Рынок элитной недвижимости в Москве только начинает формироваться. Стали появляться первые проекты, которые действительно можно относить к недвижимости класса deluxe. Рынок пришел к тому, что самое дорогое не значит самое лучшее, а настоящее качество определяется долговечностью и скрупулезной ручной работой. И я убежден, что моя компания предложит продукт наивысшего качества.
— А если посмотреть на адрес со стороны строительства, а не продаж… Как вы оцениваете эту локацию? Сложно ли строить в историческом центре?
Михаил Груничев: — Основная сложность — плотно прилегающие здания. Там невозможно вырыть полноценный котлован из-за опасности обрушения соседних зданий. А единственная возможная технология строительства — это Top&Down. К счастью, она для нас не в новинку — особняки «Большая Дмитровка IX» возводятся сейчас точно так же. А вот новым вызовом для строительного департамента стала усложненная логистика строительных материалов на площадку. Но это решаемый технический вопрос.
— Кто еще в команде проекта? Подрядчики, дизайнеры?
Михаил Груничев: — За архитектуру отвечает бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Проектирование — за компаниями Genpro и инженерным бюро Юркевича. Со стороны технического заказчика выступают наши партнеры — компания ТЗК, объединяющая в себе специалистов-практиков с большим опытом строительства, в том числе проектов международного уровня.
— Почему доверили архитектуру бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры»?
Михаил Груничев: — Если честно, то у нас даже не было сомнений относительно выбора архитектурного бюро. С бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» мы уже работаем над особняками «Большая Дмитровка IX», поэтому к их профессионализму у меня 100%-ное доверие. Тем более «Камергер» — это второй проект нашей компании. Было важно не опустить планку.
— Как проходила работа над архитектурным проектом?
Михаил Груничев: — Я уже рассказывал, что работа над концепцией проходила в два этапа. Год назад была закончена основная архитектурная концепция комплекса, и мы стали осуществлять подготовительные работы. По прошествии пары месяцев мы с «Цимайло Ляшенко и Партнеры» осознали, что через четыре года уже воплощенная в жизнь архитектура будет просто хороша, а не идеальна. Этому во многом поспособствовало бурное развитие рынка элитной недвижимости. Мы приняли решение о перепроектировании. Честно говоря, оно было очень тяжелым. Я планировал запустить продажи еще в марте прошлого года. Но сейчас никаких сожалений. Проект стал воплощением бутикового подхода в девелопменте.
— На какие тренды современного девелопмента элитного жилья вы ориентировались, когда разрабатывали проект?
Михаил Груничев: — Мы достаточно быстро увидели, что особое внимание клиенты уделяют планировкам апартаментов. Это логично, учитывая тренд на продажу апартаментов с финишной отделкой. Нам стало понятно, что конкуренция между девелоперами будет концентрироваться в направлении индивидуальных планировочных решений, продуманного зонирования и использования дорогих натуральных отделочных материалов. Сейчас внутри компании мы развиваем внутренние компетенции архитекторов и дизайнеров, усиливаем штатные единицы. В моей идеальной картине мира через два года все девелоперы будут предлагать отделку по практически индивидуальным проектам, и мы хотим стать одними из первых.
— Какое будущее вы видите у этого проекта?
Эрнест Рудяк: — «Камергер» сильно впечатлит рынок. Во-первых, локация с дефицитным предложением — многие агентства недвижимости уже пару месяцев штурмуют нас с вопросами. Во-вторых, необычная архитектура, которую действительно хочется рассматривать в деталях. В-третьих, конечно, продуманная инфраструктура и подземный паркинг с большим количеством машино-мест, что совсем не характерно для центра города. Я уверен, что проект точно будет не менее ярким и знаковым, чем особняки «Большая Дмитровка IX».
— Как думаете, он войдет в историю? «Камергер» изменит центр Москвы?
Эрнест Рудяк: — По моему мнению, «Камергер» — это один из тех проектов, который задаст вектор развития элитной недвижимости в Москве. Мы нарастили компетенции, собрали опытную команду и готовы удивить. После ввода в эксплуатацию проект станет новой точкой притяжения и местом, где будет комфортно жить.
— Чем технически, концептуально, идейно «Камергер» отличается от особняков «Большая Дмитровка IX»?
Михаил Груничев: — Если сравнивать «Камергер» и «Большую Дмитровку IX», то похожим является только локация — Тверской район в пределах Бульварного кольца. Далее только различия. «Камергер» — это вихрь броской современной архитектуры. Для него мы готовим широкую ассортиментную матрицу с уникальными для локации предложениями. Сложно не заметить: «Дмитровка» был нашим первым проектом, мы хотели сделать качественно и вывести рынок на новый уровень. Для «Камергера» мы накопили опыт и готовы сделать что-то уникальное, не как у всех.
— Каким вы видите развитие компании в будущем? Повторите «Камергер»?
Михаил Груничев: — Развитие компании лежит в наращивании персонализации и формировании стандартов качества для проектов класса deluxe. В будущем мы хотим перенести опыт deluxe в другие классы недвижимости. Я искренне верю, что нам удастся масштабировать процессы, не теряя в качестве.
И мы точно не собираемся повторяться. Повторять себя или конкурентов — это значит всегда быть на шаг позади. Если девелопер не видит, что можно улучшить в текущих проектах, то он сильно отстает от рынка. За два-три года реализации проекта появляется сотня продуктовых инноваций, которые уже через год внедряются как базовые. На их место приходят новые инновации, которые тоже нужно внедрять. И это вечный процесс.
Тимати и ресторатор Антон Пинский открывают сеть закусочных с азиатской кухней
Антон Пинский (проекты «Известия Холл», Gipsy, «Simach в Недальнем», «Сыроварня», Avocado Queen, Ava, №13 и другие) рассказал Forbes, что 10 декабря в Москве заработает новое заведение Red Box, которое ресторатор запускает вместе с певцом Тимати. «Это будет сетевой проект с азиатское едой. Запуск мы начнем с двух точек — одно заведение появится в Камергерском переулке, другое — на Новом Арбате. Мы также планируем открыть Red Box в Санкт-Петербурге в январе и в одном из терминалов аэропорта Шереметьево», — сообщил Пинский Forbes.
По словам ресторатора, концепция Red Box заключается в доступной современной азиатской еде, но при этом качественной. «Red Box — это не фаст-фуд. В Москве и Санкт-Петербурге сейчас много модных азиатских ресторанов с достаточно высоким средним чеком. Мы же хотим создать сеть заведения с такой же едой, но более доступной и массовой. Потому что рестораны формата «Тодасе» (Пинский — совладелец сети «Тодасе») с японской кухней из нулевых морально устарели, им нужна качественная замена», — прокомментировал Пинский.
Он объяснил, что в новом проекте Тимати занимается маркетингом, продвижением проекта, привлечением аудитории, а ресторатор отвечает за кухню и операционную деятельность закусочных. «Мы надеемся вырастить большой сетевой проект, который по масштабам будет сопоставим с Black Star Burgers, но будет более успешным и удачным с точки зрения качества», — рассказал о планах Пинский. Сумму инвестиций Пинский не раскрыл. Представитель Тимати отказался отвечать на вопросы Forbes.
По данным СПАРК, в июне 2021 года Тимати вместе с Антоном Пинским и Никитой Салабуга зарегистрировали ООО «СБ». Четверть в нем принадлежит Тимати, по 37,5% — Пинскому и Салабуге. Компания подала заявки на регистрацию товарного знака RedBox.
Антон Пинский более 10 лет занимается развитием ресторанных и клубных проектов. Он основатель компании Pinskiy & Co, в портфель которой входят такие проекты, как Avocado Queen в Санкт-Петербурге, в Москве и в Бодруме, Medusa, «Сыроварня» в Санкт-Петербург и на Красном Октябре в Москве, сеть ресторанов «Магадан», Колбасный цех» Novikov Bodrum, «Simach в Недальнем» и №13. Также Пинский владеет такими площадками, как «Известия Холл», Stadium, Gipsy и «Мир». На данный момент он является одним из ключевых партнеров Аркадия Новикова.
Тимур Юнусов впервые зашел на ресторанный рынок в 2016 году, открыв первую закусочную Black Star Burger на Новом Арбате. На данный момент в России работает 50 точек Black Star Burger, большая часть из которых открыта по франшизе. Закусочные есть в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Красноярск и другие.
В конце июля 2020 года, Тимати сообщил в Instagram, что покидает Black Star — бизнес-империю, которую вместе с друзьями детства Павлом (Пашу) Курьяновым и Вальтером Чассемом создал в середине 2000-х. При этом рэпер, по собственным словам, сохранил свои «учредительские доли и права» в некоторых проектах, включая Black Star Burger. По данным СПАРК, Тимати через управляющую «Группу компаний Сервисные и промышленные активы» является владельцем 17% в ООО «Блэк Стар Фудс», которой принадлежит товарный знак бургерных Black Star Burger. В 2019 году выручка этой компании составила около 101 млн рублей, прибыль — 91,4 млн рублей. В 2020 году показатели упали до 29,7 млн и 15,2 млн рублей соответственно.
Значение слова «камергер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Имеет принципиальное отличие от хозяйственника — ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством — камерарий (лат. camerarius). Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 года. Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко — чиновник, возглавлявший финансовую службу — Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 году папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат, затем епископ, а впоследствии — кардинал.
Аналогично назывались в средневековой Европе: председатель государственной казны или заведующий доходами города; в Великом княжестве Литовском, Русском и иных и Польском королевстве — должностное лицо из дворян, присутствовавшее в заседаниях земского суда; коморник в войске, имевший значение военного полицмейстера; должностное лицо при дворе, заведовавшее сокровищами. В Московском государстве близкими хозяйственными должностями были конюшие, стременные, сокольничьи.
КАМЕРГЕ’Р, а, м. [нем. Kammerherr] (офиц. дореволюц. и загр.). Придворное почетное звание в нек-рых монархических государствах (выше камер-юнкера).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
камерге́р
1. истор. придворные чин и звание старшего ранга (выше камер-юнкера); лицо, носившее такой чин или звание (в дореволюционной России и некоторых других монархических государствах)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вздёрнуть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Камергер
Орлов Григорий Григорьевич
Аналогично назывались в средневековой Европе председатель государственной казны или заведующий доходами города; в Великом княжестве Литовском, Руськом и иных и Польском королевстве должностное лицо из дворян, присутствовавшее в заседаниях земского суда; коморник в войске, имевший значение военного полицмейстера; должностное лицо при дворе, заведовавшее сокровищами. В Московском государстве близкими хозяйственными должностями были конюшие, стременные, сокольничьи. Каммергер изначально имел особенность лиц приближённых владыке. После смерти Елизаветы трон Великобритании наследовал Яков I. Английскую династию Тюдоров сменили шотландцы Стюарты. Королю пришлось бороться за власть, т.к. основная масса государственных постов по-прежнему оставалась в руках елизаветинских ставленников.
Пользуясь примером устройства шотландским двора, Яков создал новые институты власти, в том числе Королевскую Спальню и её камергеров. Даже члены Государственного Совета, не являвшиеся слугами Спальни, не имели свободного доступа к королю. Они могли войти в королевские покои только с разрешения камергеров, у которых были ключи. И до этого при дворе были камергеры, например Лорд-камергер двора. В новой структуре среди слуг Спальни ведущую роль играл Обер-камергер или Постельничий, который прислуживал монарху, куда бы он ни направлялся и где бы он ни находился. В н.правления Якова I камергеров было 9, а в конце правления 12. Именно они были ближайшими советниками короля и во многом управляли страной. В Московии, а затем в России, слово было заимствовано Петром I. Но следует отметить, что использовалось именно как хозяйственный термин, заменивший должность Стряпчего с ключом.
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Первоначально V класса, а с 1737 состоял в VI классе Табели о рангах, в 1809 был переведён в IV класс. В дальнейшем указом Александра I придворный штат камергеров был сокращён и звание приобрело характер почётного пожалования. Так что в Российскую империю это звание заимствовано привыкшей к европейским порядкам Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg (Екатериной II). Обязанности камергера были необременительными. Как записано в «Полном своде законов Российской империи», получив генеральский мундир, камергер носил за императрицей шлейф и стоял у трона «пока Ея Величество изволят пить спросить». Там же можно прочитать, что в период Екатерины II, при присвоении чина «Ея Императорское Величество жалует Обер-камергеру ключ золотой, украшенный бриллиантами, а носить оный на правой стороне, на шнуре золотом, с двумя висящими массивными кистями. «. Воспоминания о таких придворных костюмах находим у Пыляева М.И. в книге «Замечательные чудаки и оригиналы»:
Фёдор Иванович Тютчев. Портрет работы С. Александровского. 1876
Вяземский Пётр Андреевич
Менялась лишь форма герба, абрис орла и инициалы правящего венценосца. В XVIII в. ключ крепился на золотом шнуре. С 1762 в Российской империи ключ носили на нагрудной голубой ленте в розетке, крепившейся на левой фалде мундира возле клапана. Со временем, звание стало терять значимость. В собрании Третьяковской галереи хранится два портрета российского придворного Куракина А.Б. Первый портрет написан англичанином Бромптоном Р. в 1781. Второй портрет работы Боровиковского В. Л. датирован 1801-1802. На обоих портретах на правом боку царедворца ключ в цветной (красной) розетке на ленте. Характерно, что на первом портрете молодой вельможа ещё не особо одарён наградами и позой демонстрирует именно наградной ключ, а вот спустя 20 лет, удостоенный многими наградами более высокого достоинства, Куракин А.Б. избрал др.позу. Действительно, к к.XIX в. звания камергера были удостоены многие люди, не имевшие отношения к служению при дворе, например литераторы Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Фет А.А., композитор Римский-Корсаков Н.А.