камерность в интерьере что это
Камерная классика
Наталья Говор
Частный интерьер
Автор проекта — архитектор Наталья Говор
Архитектурное бюро «Интерьер — Студия»
Двухкомнатная квартира площадью 80 квадратных метров находиться в самом центре Москвы, в отреставрированном доме, построенном в 1911 году по проекту архитектора М.Е. Приемышева.
Здание, построенное более века назад, является архитектурным памятником, поэтому ни о каких серьезных изменениях не могло идти и речи — застройщик выставил довольно жесткие требования по перепланировке и инженерному обеспечению.
Несмотря на сложности согласования и технические трудности, нам удалось выполнить пожелания заказчиков и создать уютный интерьер в стиле легкой классики.
В изолированной комнате мы разместили спальню, остальное пространство квартиры решили оставить единым, выделив в нем зоны кухни-столовой, гостиной и TV-зону.
Дизайн интерьера опирается на интерпретированные в современном духе классические каноны, создающие элегантную камерную атмосферу.
Чтобы создать элегантную атмосферу сдержанной классики, авторы проекта применили доминирующий прием, задающий эстетику стиля — цветовую диалектику темного и светлого.
Стены гостиной, обрамленные широким багетом, окрасили в цвет темного шоколада, TV-зону выделили обоями с классическим декором той же цветовой гаммы. В тандем шоколадному тону стен выбрали фасады кухни и встроенных шкафов молочно-бежевых оттенков.
Чтобы кухня не доминировала, а полностью растворялась в общем пространстве, было принято решение отказаться от навесных шкафов по центральному фронту и закрыть нижнюю линейку шкафов островом с барной стойкой, а всю бытовую технику разместить в высоких шкафах, встроенных в торцевую стену. Такие же шкафы встроили на противоположной стороне, в гостиной.
В качестве цветового акцента выбрали дымчато-синий цвет барных стульев и дивана в зоне отдыха.
В оформлении спальни основной акцент сделан на цветовом решении в серебристо-серых и фиолетовых тонах, а классическая атмосфера создана с помощью текстильного оформления. В ванной комнате эстетика классики прослеживается в отделке стен белоснежной глянцевой керамической плиткой, напоминающей буазери.
Комплектация
Освещенность vs камерность: выбор светильников
Удачно продуманный свет облегчает нам жизнь и добавляет ценную долю комфорта, ведь с ним будничные дела приобретают необходимый уровень яркости. Например, для вечернего чтения идеален торшер, для работы на дому – настольная лампа, a для новостей инстаграма, которые мы часто смотрим перед сном, – ночник. Именно поэтому одной люстры по центру потолка уже давно недостаточно. Настала пора спланировать индивидуальный сценарий освещения, если у вас такового еще нет.
В чем же его суть? Все просто: каждое действие имеет подходящее световое сопровождение. Таким образом, точечно расположив источники света, вы получаете по-максимуму функциональное пространство.
Далее – покажем и расскажем варианты освещения в любое время суток.
Зимние рассветы значительно усложняют пробуждение. Поэтому в утреннее время актуальны теплые, не режущие взгляд светильники. Например, в комнате можно включить космический торшер Юпитер с его заботливым деликатным светом.
В первую половину дня также находят применение люстры, особенно на кухне. Поговаривают, что яркий свет помогает в приготовлении сказочных панкейков или авокадо-тостов на завтрак.
Сейчас ощутимо быстро заканчивается «день», ведь темнота наступает уже в 15 часов. В этот пограничный момент, когда солнце уже не справляется, a люстра – это слишком ярко, в ход идут точечные источники. Они прелестны тем, что способны добавить уголкам комнаты необходимый процент яркости (словно на телефоне).
Настольные лампы на консолях отлично справляются с этой функцией! Так на комоде New Classic расположены идентичные модели Charleston с ножкой в золотом цвете.
Кстати, для работы на дому письменный стол очень важно оборудовать правильной лампой: с ней улучшается концентрация, и, как говорили всем нам с детства, не портится зрение.
На рубеже пятичасового английского чая (five o’clock tea) и ужина несомненную актуальность приобретает потолочный свет. При выборе люстры важно обратить внимание на размер помещения. Так, например, для комнаты на 35 кв.м. двух-трех плафонов будет маловато, a двадцать окажутся перебором. Восемь-десять лампочек – оптимальное количество для такого случая.
Однако важно не забывать, что при единственном источнике света комната выглядит скучной. Для придания духа ар-деко можно смело вешать рядом схожие по исполнению люстры. На фото расположился симметричный триптих: по бокам модели Капелла, a по центру – Бронкс. Винтажное стекло и латунь становятся связующим звеном для данного трио. Завораживающее взгляд декоративное настенное панно «Парад планет» выступает в роли акцента столовой зоны.
Перед сном по-особенному хочется окунуться в мягкое кресло с теплым пледом и чем-то зачитаться на час-другой. Легкий роман или новостная лента в соцсетях – с ненавязчивым и камерным светом помогут торшеры. Модели Braccio и Goliath обладают практичной функцией регулировки высоты, при этом не принуждая к яркости во всей комнате.
Перемещаясь в зону спальни, важно отметить практичность настенных бра. Они напоминают точечный свет в картинной галерее, превращающий полотно в центр внимания. В квартире же подобный свет акцентирует стильные аксессуары или архитектуру ретро-лепнины потолка, a также справляется с ролью ночника.
Продуманная с точки зрения комфорта спальня часто оснащена таким комбо: прикроватная тумба + настольный светильник. Модель Rizzi обладает приятным уровнем яркости, не отторгающим сон. Ценность таких «подручных торшеров» еще в том, что они дарят своим владельцам чувство защищенности.
Сценарии освещения облегчают нашу жизнь благодаря «в точку» подобранному уровню яркости в разные эпизоды дня. Спланируйте свой комфорт вместе с Dantone Home!
Есть даже покерная: современный коттедж для комфортной жизни и отдыха
Проведя полный рестайлинг архитектуры, создав интерьер и ландшафт с нуля, команда специалистов из студии INRE превратила типовой дом в коттеджном посёлке Подмосковья в современную резиденцию.
Фото интерьера: Дмитрий Колесников
Текст: Ольга Вологдина
Фото ландшафта: Сергей Красюк
Площадь: 234 кв. м
Заказчики — молодая семья — обратились в студию с пожеланием оформить интерьер их загородного дома, расположенного в vip-зоне коттеджного посёлка на Новорижском шоссе. Во время работы с подачи авторов проекта владельцы серьёзно увлеклись современным дизайном и на год уехали в Голландию, где смогли лично познакомиться с фабриками и дизайнерами, изготавливающими современные предметы мебели и света. Поездка произвела на них сильное впечатление, так что, вернувшись в Россию, супруги решили связать свою профессиональную деятельность с интерьером и ландшафтом и поняли, что не только внутреннее оформление, но и архитектура дома нуждается в переосмыслении.
Терраса. Обеденный стол из кварцита, INRE. Стулья, B&B Italia. Светильники Carpyen, Barcelona Design.
Терраса. Обеденный стол из кварцита, INRE. Стулья, B&B Italia. Светильники Carpyen, Barcelona Design.
Общий вид гостиной. Природным формам, как и натуральным материалам, отведена одна из ведущих ролей в дизайне пространства. Так, во внутренней отделке использованы нейтральные природные оттенки, перекликающиеся с внешней отделкой дома: серый мрамор, брашированная паркетная доска, деревянные панели и жалюзи с ярко выраженной текстурой. Камерность пространству придают тёмные тона в оформлении, а уют создают тактильно приятные на ощупь предметы интерьера и многочисленные предметы декора: картины, вазы, книги, привезённые хозяевами из путешествий и связанные с приятными воспоминаниями из жизни. Подушки из бархата, Jonathan Adler.
Общий вид гостиной. Природным формам, как и натуральным материалам, отведена одна из ведущих ролей в дизайне пространства. Так, во внутренней отделке использованы нейтральные природные оттенки, перекликающиеся с внешней отделкой дома: серый мрамор, брашированная паркетная доска, деревянные панели и жалюзи с ярко выраженной текстурой. Камерность пространству придают тёмные тона в оформлении, а уют создают тактильно приятные на ощупь предметы интерьера и многочисленные предметы декора: картины, вазы, книги, привезённые хозяевами из путешествий и связанные с приятными воспоминаниями из жизни. Подушки из бархата, Jonathan Adler.
Фрагмент гостиной. Портал камина выполнен из травертина. Модульные диваны Bacon, Meridiani. Журнальный стол, INRE. Кресло, B&B Italia. Люстра Eclipse (OCHRE) с абажуром из конского волоса и тёмными подвесками-каплями, изготовленными из оленьего рога.
Фрагмент гостиной. Портал камина выполнен из травертина. Модульные диваны Bacon, Meridiani. Журнальный стол, INRE. Кресло, B&B Italia. Люстра Eclipse (OCHRE) с абажуром из конского волоса и тёмными подвесками-каплями, изготовленными из оленьего рога.
Как и во многих работах студии, главным принципом архитектурного решения стала контекстуальность. Соразмерность и созвучность окружающей среде прослеживаются во всех ключевых элементах резиденции. Не отходя принципиально от существующего формата и пятна застройки, архитекторы провели полную модернизацию здания, грамотно расставив композиционные акценты. Кирпич, брашированная термодоска, увеличенные оконные проёмы, каменное основание «приземлили» дом, сделали его более уютным — постройка выглядит органично среди природного пейзажа.
«Мы всегда очень тщательно подходим не только к выбору материалов, но и к их обработке, — комментирует один из авторов проекта Евгений Недоборов. — Так, фактура брашированной сосны, покрытой густой тёмной краской, хорошо считывается при любом освещении. Благодаря продуманной внешней подсветке, правильно организованному объёму гаража и атмосферному террасному ландшафту резиденция оставляет ощущение камерности и уникальности. При помощи точечного апгрейда типовой коттедж изменился визуально и функционально, став объектом гордости хозяев и живого интереса гостей и соседей».
Зона столовой. «Обеденный стол выдержан в стиле live edge — столешница из широкого продольного среза дуба имеет необработанные края, которые подчёркивают естественную красоту древесины со всеми неровностями и несовершенствами. Уникальный узор и рисунок надёжно спрятаны под прозрачной смолой, что делает стол очень удобным в использовании», — замечает Денис Недоборов. Люстра, Brand van Egmond.
Зона столовой. «Обеденный стол выдержан в стиле live edge — столешница из широкого продольного среза дуба имеет необработанные края, которые подчёркивают естественную красоту древесины со всеми неровностями и несовершенствами. Уникальный узор и рисунок надёжно спрятаны под прозрачной смолой, что делает стол очень удобным в использовании», — замечает Денис Недоборов. Люстра, Brand van Egmond.
На концепцию в значительной степени повлияла близость к природе. Отсюда — брутальные материалы и фактуры, более характерные для экстерьера. Создавая цветовую гамму, авторы отталкивались от образа леса. «Палитру мы собирали под названием «русский зверь — воробей», — улыбается Евгений Недоборов. — Всё выдержано в серо-коричневых и чёрных тонах. При этом есть и бодрящие, энергичные оттенки, как, например, в покерной комнате». Торшер Belden Floor Lamp, Arteriors Home. Люстра, Brand van Egmond.
На концепцию в значительной степени повлияла близость к природе. Отсюда — брутальные материалы и фактуры, более характерные для экстерьера. Создавая цветовую гамму, авторы отталкивались от образа леса. «Палитру мы собирали под названием «русский зверь — воробей», — улыбается Евгений Недоборов. — Всё выдержано в серо-коричневых и чёрных тонах. При этом есть и бодрящие, энергичные оттенки, как, например, в покерной комнате». Торшер Belden Floor Lamp, Arteriors Home. Люстра, Brand van Egmond.
«Занимаясь бизнесом и ведя довольно активную социальную жизнь в городе, заказчики стремились к максимально комфортной и расслабленной атмосфере за городом, — добавляет Игорь Колесников. — Дом создавался как место восполнения ресурса, место силы, вдохновляющее на рабочие подвиги. Мы старались размыть границу между домом и природой. Помимо всего прочего, использовали для отделки участка белую плитку (что совершенно нетипично для средней полосы России), по ней можно ходить босиком, не чувствуя психологического дискомфорта».
Спальня хозяев. Полы во всём доме выложены из паркетной доски из дуба. Её верхний слой устойчив к истиранию и в то же время эффектно раскрывает характерные черты древесины, её уникальный рисунок и структуру. С помощью браширования паркет был визуально состарен, с поверхности удалён мягкий слой, обнажая естественный рисунок твёрдых волокон. Кровать, Meridiani. Бра для чтения Flexiled, Contardi.
Спальня хозяев. Полы во всём доме выложены из паркетной доски из дуба. Её верхний слой устойчив к истиранию и в то же время эффектно раскрывает характерные черты древесины, её уникальный рисунок и структуру. С помощью браширования паркет был визуально состарен, с поверхности удалён мягкий слой, обнажая естественный рисунок твёрдых волокон. Кровать, Meridiani. Бра для чтения Flexiled, Contardi.
В отделке ванной комнаты использован белый с серыми прожилками мрамор, отполированный до блеска. Неповторимый природный рисунок и фактура камня делают интерьер живым и тёплым. Столешница для раковин выполнена из Corian под античный камень с эффектом кожи. Вся корпусная мебель создана по индивидуальному проекту студии INRE, что позволило органично вписать в интерьер многочисленные места для хранения.
В отделке ванной комнаты использован белый с серыми прожилками мрамор, отполированный до блеска. Неповторимый природный рисунок и фактура камня делают интерьер живым и тёплым. Столешница для раковин выполнена из Corian под античный камень с эффектом кожи. Вся корпусная мебель создана по индивидуальному проекту студии INRE, что позволило органично вписать в интерьер многочисленные места для хранения.
В основе организации внутреннего пространства — внимание к образу жизни и ежедневным ритуалам домочадцев. Владельцы дома любят принимать гостей, организовывать семейные обеды, дружеские посиделки. Дом спланирован таким образом, чтобы здесь чувствовала себя комфортно большая компания, но была возможность и уединиться. Так, гостиная объединена с зоной кухни — это позволяет хозяйке не прерывать общения в процессе приготовления ужина или сервировки стола. На кухне оборудована большая рабочая поверхность, а рядом находится просторная столовая. Из неё можно выйти на террасу с двумя объединёнными столами: летом здесь собираются гости, в зимний период хозяева устанавливают барбекю.
Фрагменты дома и участка.
Фрагменты дома и участка.
Соразмерность и созвучность окружающей среде прослеживаются во всех ключевых элементах резиденции.
Соразмерность и созвучность окружающей среде прослеживаются во всех ключевых элементах резиденции.
Рядом расположена покерная комната, где можно поговорить тет-а-тет. Стены в ней отделаны декоративными акустическими панелями из текстиля Loro Piana, обеспечивающими дополнительную звукоизоляцию. Второй этаж дома — приватный. Пространство здесь спланировано так, что хозяйская спальня с камином, гардеробной и большой ванной изолирована от остальных помещений, чтобы хозяева могли проводить время в своей частной зоне без детей и гостей. Интерьер по характеру получился, с одной стороны, драйвовым, а с другой — уютным и семейным. В оформлении преобладают сложные тёмные цвета и фактуры, дополненные тёплым светом. «Хозяева больше времени проводят дома вечером, и им ближе камерная вечерняя атмосфера, — замечает Елена Гатауллина. — Поэтому мы стремились создать настроение умиротворения и расслабленности, чтобы к концу рабочего дня уходило ощущение тревоги и суеты».
Этот загородный дом — пример комплексного проекта, объединяющего в себе не только архитектуру и интерьер, но и ландшафт. Сад вокруг дома выполнен в стиле garden lounge с очагом, патио для отдыха, где всё создано для живого общения и комфортного проведения досуга на свежем воздухе.
Этот загородный дом — пример комплексного проекта, объединяющего в себе не только архитектуру и интерьер, но и ландшафт. Сад вокруг дома выполнен в стиле garden lounge с очагом, патио для отдыха, где всё создано для живого общения и комфортного проведения досуга на свежем воздухе.
Словари
1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним
2. Расположенный в камере [камера I].
1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним
2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё.
3. Состоящий из камера II 1..
4. Имеющий камеры [камера II 1.].
5. Производимый в особых камерах [камера II 1.].
1. Предназначенный для исполнения небольшим числом исполнителей (о музыкальных произведениях).
2. Исполняющий такие музыкальные произведения (о музыканте-солисте или ансамбле из нескольких человек).
3. Отличающийся небольшими размерами и рассчитанный на узкий круг слушателей и зрителей.
1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.
|| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (в противоп. оперному).
1. прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.
2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.
2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр.
3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство. К. голос.
1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер.
Помещение камерного типа.
2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей.
3) Для небольшого числа музыкальных инструментов или голосов.
Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей. [в прошлом веке] исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке (Кабалевский).
2. Спец. Имеющий камеру, состоящий из камер (2 зн.). К. шлюз. К-ая печь.
3. Спец. Приготовленный в камере (2 зн.); производимый в особых камерах. К. процесс производства серной кислоты. К-ая серная кислота.
1. Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников. К-ая музыка. К-ые произведения Чайковского. К. концерт (концерт из произведений камерной музыки). // Исполняющий такие произведения, такую музыку. К. певец. К. оркестр.
2. Отличающийся небольшими размерами; рассчитанный на небольшой круг людей. Офорт как к-ая форма искусства. К. голос. Находиться в камерной обстановке.
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (например, камерное искусство).
1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).
Имеющий камеру (во 2 знач.), состоящий из камер.
Камерный шлюз. Камерная печь.
Приготовленный в камере (во 2 знач.); производимый в особых камерах.
Камерный процесс производства серной кислоты. Камерная серная кислота.
Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников.
Только у Корзиных я познакомилась с камерными произведениями Кюи и поняла их прелесть. Салина, Жизнь и сцена.
Исполняющий такие произведения, такую музыку.
Камерный певец. Камерный оркестр.
ка́мерный, ка́мерная, ка́мерное, ка́мерные, ка́мерного, ка́мерной, ка́мерных, ка́мерному, ка́мерным, ка́мерную, ка́мерною, ка́мерными, ка́мерном, ка́мерен, ка́мерна, ка́мерно, ка́мерны, ка́мернее, пока́мернее, ка́мерней, пока́мерней
прил., кол-во синонимов: 15
1 ка́мер/н/ый¹ (от ка́мер/а).
2 ка́мерн/ый² (оркестр).
Слово является производным от «камера», распространившемся в конце XVII в. Буквальное значение слова: «для небольшого круга лиц».
— 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
1) группа исполнителей камерной музыки (трио (см. ТРИО), квартет (см. КВАРТЕТ) и др.), выступающая как единый художественный коллектив.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
Спектакли: «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Орфей» Е. Фомина, «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Верую» В. Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» А. Смелкова, «Осторожно! Баба Яга!» В. Плешака, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Колокольчик», «Рита» и «Да здравствует мама!» Г. Доницетти, «Избрание капельмейстера» Й. Гайдна, «Бастьен и Бастьена» В.-А. Моцарта, «Белая Роза» У. Циммермана, «Игра о Робене и Марион» А. де ля Аля, «Человеческий голос» Ф. Пуленка.
Дирижеры, исполнители дирижеры: В. Афанасьев, М. Виноградов; режиссеры: Ю. И. Александров, Т. Карпачева; исполнители: В. Гирдюк, H. Глинкина, О. Ковалева, В. Сельдюков и др.
Понятие К. О. сформировалось в начале 20 в. как противоположность большому симфонич. оркестру позднего романтизма. Оркестр 18 в. (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), совпадающий с соврем. К. О., в свое время таковым не считался, т. к. другого в то время еще не существовало. Границы между малым симфонич. оркестром, К. О. и ансамблем солистов достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, «Концерт Буфф» С. М. Слонимского для К. О., «Вальс-фантазию» М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и «Гимны» А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).
К. О., как правило, очень мобильны, они приспособлены для выступлений в разных залах, не только чисто музыкальных, но и музейных, дворцовых и т. п.; их состав может варьироваться. Все это послужило причинами широкого распространения в наше время подобных коллективов.
На пороге нового театра
Для Таирова создание экспериментального театра, провозглашавшего яркую театральность, было закономерным шагом. Покинув Свободный театр К. А. Марджанова и (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович)з-за неудовлетворенности современным состоянием театра, Таиров решив создать свой, не похожий на другие, театр. Он нашел дом братьев Паршиных на Тверском бульваре в Москве и уговорил их переделать его для театра. Позднее Таиров писал, что создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из «Тысячи и одной ночи».
Театр открылся 25 декабря 1917 премьерой «Сакунталы» Калидасы (см. КАЛИДАСА), показав зрителю абсолютно эстетскую, малоизвестную пьесу индийского драматурга.
Этот первый спектакль, как и многие другие, Таиров построил так, что в центр выдвигалась героиня, которую сыграла его будущая жена А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна). Ее актерское дарование и потенциал во многом определили репертуар Камерного театра.
Камерность Камерного театра
В предреволюционный период были поставлены «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) (1916), «Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1917), «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1917) и др. Особенно заметным стал спектакль «Фамира-Кифаред», в котором Таиров наиболее законченно реализовал свои эстетические принципы в области сценического оформления и актерской игры.
В Камерном театре не звучали современные темы, он уводил зрителя в далекое прошлое или вымышленную реальность. Неслучайно было и увлечение пантомимой, в которой наиболее чисто звучала театральная форма, не отягощенная содержанием и «серыми буднями».
В начале 1917 из-за финансовых проблем и конфликта с братьями Паршиными Камерный театр был закрыт, но не распался и в новом сезоне открылся в другом здании. Лишь после 1917 театр вновь вернулся на Тверской бульвар.
Однако Камерному театру «шершавый язык плаката» оказался чужд. Идеи «Театрального Октября», выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) после пролетарской революции, не были восприняты Таировым. Камерный театр входил в то большинство старых театров, которые не желали рвать со своим дооктябрьским творческим наследием.
В самые тяжелые годы Гражданской войны Таиров поставил мелодраму Э. Скриба (см. СКРИБ Эжен) и Г. Легуве «Адриенна Лекуврер» (1919) и феерическую комедию «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т. А. Гофману (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) (1920), в которых с блеском проявилось его возросшее мастерство.
В 1922 Таиров, завершая линию художественных поисков в области формы, осуществил великолепную постановку «Федры» Ж. Расина. (см. РАСИН Жан) Он ставит «Федру» так, как не ставил ее никто, приблизив к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. (см. ЕВРИПИД)
В декабре 1923 состоялась премьера таировского спектакля «Человек, который был четвергом» по Г. К. Честертону (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит). Надежды, которые возлагал режиссер на эту постановку, не оправдались: спектакль, пронизанный урбанистическим духом эпохи и созданный по новейшей конструктивистской моде, так и не стал событием. Другие постановки 1920-х гг. («Гроза» А. Н. Островского, (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) 1924, и «Кукироль» П. Г. Антокольского, (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) 1925), также не вывели театр из кризиса.
В декабре 1924 с размахом праздновалось десятилетие театра. Таирову и Коонен были присвоены почетные звания заслуженных артистов. Но свой юбилей Камерный встречал не в лучшей форме. Необходимо было менять художественные ориентиры театра в направлении сближения с современностью. На смену эстетским концепциям имажинистского (см. ИМАЖИНИЗМ) и конструктивистского спектакля в Камерном театре сформировалась концепция «структурного реализма», воплощенная в трилогии пьес Ю. О»Нила (см. О`НИЛ Юджин): «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1927), «Негр» (1929). Таиров был первым режиссером, сумевшим оценить «умение писателя проникать в темные глубины подсознания современных людей». До сих пор таировские постановки считаются лучшим воплощением пьес О»Нила в России.
К концу 1920-х гг. Камерный театр становится одним из лидеров не только русского, но и мирового театра. На выставке в Париже в 1925 театр завоевал Большой приз, макеты театра заслужили высокую оценку на международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926), Милане (1927) и Магдебурге (1927). В 1925 в Кельнском университете был установлен бюст Таирова как признание его вклада в развитие театра.
Успех театра был во многом связан с привлечением талантливых художников для создания декораций: С. Ю. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), В. А. Симова (см. СИМОВ Виктор Андреевич), Г. Б. Якулова (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович), Б. А. Фердинандова, А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна), А. А. Веснина (см. ВЕСНИНЫ), братьев Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ), В. Ф. Рындина (см. РЫНДИН Вадим Федорович) и др. Каждое имя знаменовало собой шаг в неизведанное, но Таиров смело шел на эксперименты.
В конце 1920-х гг. политика официальных властей в отношении искусства начала меняться, это проявилось в ужесточении административного воздействия на театры. К десятилетнему юбилею революции в театре должны были показать «Заговор равных» М. Левидова о событиях Великой французской революции. Однако спектакль был запрещен к показу по постановлению Политбюро.
В конце 1930-х гг. театр снова «не угодил» постановкой комической оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич) «Богатыри» по либретто Д. Бедного (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936). Официальной критикой спектакль был назван глумлением над русской историей и снят.
После войны театр оказался в очень сложном положении, коллективу с такой эстетической программой, ориентацией на западных драматургов, крайне сложно было выжить в условиях кампании «борьбы с космополитизмом». Многие замыслы так и не удалось реализовать: в 1948 был снят после генеральной репетиции «Веер леди Уиндмиер» О. Уайльда. Снизился художественный уровень спектаклей, посещаемость упала. Последним по-настоящему таировским спектаклем стал «Старик» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (1946).
В мае 1949 вышло постановление Комитета по делам искусств об отсутствии связи Камерного театра с современностью, и театр был расформирован (вместо него, в том же здании открылся Драматический театр им. А. С. Пушкина). Таиров был отстранен от занимаемой должности главного режиссера, что в значительной степени способствовало его трагической гибели в психиатрической больнице весной 1950.
Камерный театр стал одним из самых ярких экспериментаторских проектов, оказавших значительное влияние на развитие русского и мирового театра. Спустя годы после его закрытия были написаны десятки статей и книг, посвященных Таирову и его театру. Запоздалое прозрение вылилось в объективную оценку вклада Камерного театра в сценическое искусство.
В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина.