камилавка священника это что

7 церковных головных уборов

Скуфья́

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.

Камилáвка

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

Ми́тра

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобу́к

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.

Апо́стольник

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.

Ку́коль русского патриарха

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Ку́коль схимника

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.

Источник

Православная Жизнь

Наверное, все, кто посещал храмы и общался со священнослужителями, обращали внимание на их необычные головные уборы. Почему они именно такие?

В Церкви всё неслучайно. Это очень верно: всё, что связано с богослужением, имеет символический смысл. Не стали исключением и головные уборы священников. Все они символизируют терновый венец, который был надет на голову Христа Спасителя во время Его крестных страданий.

Головные уборы священников можно разделить на повседневные и богослужебные. К первым относится скуфья, ко вторым — камилавка и митра. Все они известны с древних времён, задолго до Рождества Христова, и были заимствованы с востока.

Скуфья

Скуфья — повседневный головной убор, который имеют право носить и чтец, и диакон, и священник, и монах без священного сана. Она представляет собой мягкую шапочку, которая пошита в виде креста и формой напоминает купол храма. Скуфьи существуют мужские и женские, последние носят монахини.

В древности скуфьи носили люди состоятельные или родовитые. У нас этот головной убор как только не называли! И сафьяновой шапочкой, и ермолкой, и емолком — всего существует около десяти различных названий. К слову, восточная тюбетейка — это та же скуфья, только более мелкая, и еврейская кипа — тоже прообраз скуфьи. Я был удивлён, когда узнал, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как скуфья, только украшенная драгоценными камнями, золотом и отороченная мехом.

Скуфьи носят не только уже упомянутые нами священнослужители, но и епископы — у них на скуфье спереди вышит крест. Увидев такой отличительный знак, можно понять, что перед нами — епископ, архиепископ или митрополит.

Камилавка

Камилавка — это головной убор, который используют во время богослужения. Священник может её надеть также на приём к архиерею или какое-то торжество. Выглядит она как цилиндр, расширяющийся кверху. Надевают её в определённый момент службы — в начале Божественной литургии, когда закончились часы, и не снимают до чтения Евангелия. Потом священник служит без неё и надевает только в конце.

Камилавка — тоже древний головной убор, который используют многие народы до сих пор. Также известно, что её носили византийские императоры и сановники, приближенные к нему. В нашей Церкви её начали носить в то же время, что и скуфью — при патриархе Никоне.

Камилавка — тоже церковная награда. Она может быть фиолетового и красного цвета. Носит их не только белое духовенство, но и чёрное, то есть монахи. Если к камилавке пришита намётка — длинный отрез ткани — получается монашеский клобук. Монахи, принявшие схиму, вместо клобука носят куколь: он расшит изображениями херувимов, а надо лбом — восьмиконечный крест и голгофа с копием и тростью.

Епископы и архиепископы тоже носят клобуки, у архиепископов на них спереди вышит крест. Клобук митрополита белого цвета и тоже с крестом. Таким образом, по виду камилавки можно определить, какого сана священнослужитель перед нами.

Любопытно, что в нашей Церкви камилавка — это награда. Когда священника ей награждают, архиерей даёт ему специальное удостоверение со своими печатью и подписью. А вот в Греции это предмет повседневной одежды, который носят каждый день.

Митра

Митра — богослужебный головной убор, самый красивый и, если можно так сказать, представительный. Это тоже награда, которую дают заслуженным священникам. После её получения их называют митрофорными.

Митры были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Удивительно, но изначально это был исключительно женский головной убор. Потом его начали носить мужчины-щёголи. Оратор Цицерон в одной из своих речей говорил о моднике, который носил митру.

Митра символизирует императорскую власть. К нам традиция её ношения пришла из Греческой Церкви. В богослужебную практику там она вошла после падения Константинополя в 1453 году, а в нашей Церкви использовать её начали тогда же, когда и скуфью, и камилавку — в конце ХVIII века. Первоначально митры белому священству не давали — их могли носить только епископы, архиепископы и митрополиты, а также игумены монастырей. Первое награждение белого священника митрой произошло при императрице Екатерине ІІ: в 1786 году она наградила своего духовника, протоиерея Иоанна Панфилова. До февральской революции 1917 года митрой награждали редко. Привилегия жаловать её была у императоров — именно они подписывали указ о такой награде. Сейчас в этом плане всё намного проще, и мы видим, что митры носят многие священники.

Митру украшают иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых (они могут быть разными). Сверху на ней изображена либо Пресвятая Троица, либо Херувим. На митре епископа сверху есть крест, а у священника его нет.

Священнические головные уборы в нашей Церкви появилась довольно поздно — во время церковных реформ патриарха Никона, которые были связаны не только с книгопечатанием и исправлением ошибок в церковных книгах, но и со многими другими вопросами. В частности, эти реформы коснулись и одежды священнослужителей. Головные уборы были восприняты из византийской традиции. Они постепенно входили в нашу богослужебную практику и повседневный обиход. Надо признать, что их не сразу приняли, потому что, как мы знаем, реформам патриарха Никона многие противились и препятствовали. Приверженцев старых традиций всё новое настораживало, потому скуфья, камилавка и митра стали привычными предметами гардероба священнослужителей поздно — в конце XVIII века, при императоре Павле І.

О церковных головных уборах говорят, что они — «покрывала смирения», это соответствует символике тернового венца, но у них есть ещё одно символическое значение. Облачение священника называют его духовными доспехами, потому что каждый христианин — это воин Христов, призванный к духовной войне не с плотью и кровью, а с духами злобы. Священник — как офицер, который возглавляет этих воинов. Его митру можно сравнить с духовным шлемом.

Почему мужчины на службах без головных уборов?

На богослужениях мы видим, что все женщины стоят в платочках, у священника на голове то камилавка, то митра. Напрашивается вопрос: почему мужчины не надевают головные уборы? Дело в том, что обнажение головы — это признак смирения. Новозаветная Церковь многое взяла из церкви ветхозаветной: и храмы наши построены по образу скинии, и одеяния священников похожи, и три степени священства мы тоже оттуда восприняли. Вот и традиция обнажать голову в знак смирения пришла оттуда.

В заключение скажу, что все мы призваны ко спасению, и всё, что окружает нас в Церкви, напоминает нам о Христе и наших главных духовных задачах — необходимости учиться смирению и иди к Царствию Небесному.

Источник

Камилавка

Что касается русской церкви, то в качестве богослужебной одежды священнослужителей камилавка стала употребляться в ней со второй половины XVII ст., заменив собою скуфью. Подобное нововведение вызвало протест со стороны защитников старины. Один из них – известный расколоучитель Никита Пустосвят в своей челобитной Алексею Михайловичу между прочим пишет, что от Никоновых распоряжений и нововведений произошло в духовенстве несогласие в рассуждении одежды. „Такожде и черные власти, – говорит он, – и весь священнический чин одеждами разделилисяж: овии священники и диаконы ходят по отцы-преданному Словенскому извычаю в однорядках и скуфиях, иние ж, развратившася от Никоницкого нововводного учения, ходят по иноземски в Ляцких рясах и в Римских калпашных камилавках“ (сочинения Никиты Пустосвята в Синод. Библ. из Патриаршего архива, свиток № 22). Подобные нападки приверженцев старины были причиною того, что камилавка, как головное украшение пресвитеров и диаконов, не пользовалась популярностью в среде русского духовенства. К концу XVIII в. даже совершенно выходит из практики нашей церкви обычай возлагать ее на голову священнослужителей при совершении богослужения (А. А. Дмитриевский, Ставленник, стр. 126–127). По указу императора Павла Петровича от 18 декабря 1798 г. этот обычай был восстановлен с тою однако особенностию, что камилавка была отнесена к числу наград „в пользу духовенства» и при том одних священников. Святейший Синод, по рассмотрении данного указа, от 30 декабря 1798 г. постановил „употреблять камилавки как в служении, так и кроме оного, по примеру игуменов“ (Полный Свод Законов, 25 т., № 18.801, стр. 504). Тот же самый указ требует возлагать камилавку на голову награждаемого „при священнослужении“, но в настоящее время это практикуется по отношению к священникам городским и ближайшим по месту жительства к епархиальному городу. Другие же согласно указу от 1871 г. о рассылке наград, – „знаков отличий“ по почте возлагают ее на себя сами [ср. и у W. Smith, А Dictionary of Christian Antiquities I, 262]. О камилавке монашествующих см. под словом „клобук».

Источник

КАМИЛАВКА

На Востоке

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Указом имп. Павла I от 18 дек. 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета (ПСЗ. Т. 24. С. 822. № 18273). Порядок награждения определялся Святейшим Синодом (ПСЗ. Т. 25. С. 504. № 18801). К. полагалось носить во время богослужения.

В рус. традиции К. имеют фиолетовый цвет, они выше греческих и расширяются кверху (монашеский клобук имеет черный цвет, в отличие от греч. традиции изначально изготовляется с наметкой). Согласно совр. «Положению о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» (М., 2011), решение о награждении К. находится в компетенции епархиальных архиереев (по благословению может производить викарный архиерей). К. полагается носить во время богослужения (снимать в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время офиц. и торжественных мероприятий.

Священники награждаются К. не ранее чем через 3 года после награждения набедренником. Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, как и магистры богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем ношения К. Награжденный клирик получает право ношения и скуфьи такого же цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и вне храма, принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии). Награждение диаконов К. происходит по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протодиакона. Протодиакон, награжденный правом ношения К., может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи вне храма принадлежит каждому диакону со дня его хиротонии). См. также в ст. Награды церковные.

На Западе

В средневек. Европе слово camelaucum (также встречаются др. варианты написания: camelaucium, calamaucum, calamacum) обозначало тип головного убора. Обычно так называли головной убор ветхозаветных первосвященников (впрочем, у него было немало и др. обозначений: митра, тиара, кидар, просто «шапка» (pileum) и проч.). С учетом сохранившихся средневек. изображений библейских сцен можно предположить, что такая К. представляла собой невысокий конусообразный колпак. Иногда под К. понимали большую шапку, закрывавшую часть лица, к-рую носили представители низших слоев населения. В таком смысле ее упоминает лат. версия Жития св. Марии Египетской (PL. 73. Col. 655). К. встречается в качестве монашеского головного убора неопределенной формы в грамоте 816 г. из монастыря Санкт-Галлен ( Wartmann H. Urkundenbuch der Abtei St. Gallen. Zürich, 1863. Tl. 1. S. 211) и в Житии св. Бурхарда, достопочтенного графа (XI в.) (PL. 143. Col. 849). Имеется ряд свидетельств того, что К., вероятно в подражание визант. императорам, носили нек-рые светские государи: царь готов Тотила (541-552), король Римский Конрад III (1138-1152), императоры Свящ. Римской империи Фридрих I Барбаросса (1155-1190) и Фридрих II (1220-1250), император Латинской империи Балдуин I Фландрский (1204-1205).

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

Точно установить первоначальный внешний вид К. все же не представляется возможным. Были высказаны гипотезы о том, что она была полусферической и плотно прилегала к голове (J. Deér), конической и остроконечной (J. Braun, P. E. Schramm), и о том, что ее форма не была четко определена и могла варьироваться (B. Sirch, М. А. Бойцов).

Источник

Значение слова «камилавка»

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это что

1. Высокий цилиндрический, с расширением кверху, головной убор православных священников, даваемый как знак отличия. Смиренно, под рыдания хора, поклонялся усопшему обступивший его траурный синклит иереев в скуфьях и камилавках. Бунин, Чаша жизни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Первоначально — это шапка, наподобие турецкой фески, из верблюжьей (греч. κάμηλος) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).

Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά ‘тень’) и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Камилавка, покрытая наметкой, стала являться частью монашеского облачения и называется клобуком.

В настоящее время чёрная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока-диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук.

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как и весь клобук) — белого цвета.

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские (сербские, болгарские) камилавки, отличаются от русских меньшей высотой и диаметром (нижний край камилавки располагается выше ушей).

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

У старообрядцев «камилавкой» именуется скуфья.

Головной убор Папы Римского — камауро. Католические священники носят биретту

КАМИЛА’ВКА, и, ж. [греч. kamēlaukion] (церк.). Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

камила́вка

1. у православных священников — высокий цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового или синего цвета, даваемый как знак отличия

2. монашеский головной убор чёрного цвета

3. разг. маленькая мягкая круглая шапочка, облегающая голову, напоминающая ермолку, тюбетейку

Делаем Карту слов лучше вместе

камилавка священника это что. Смотреть фото камилавка священника это что. Смотреть картинку камилавка священника это что. Картинка про камилавка священника это что. Фото камилавка священника это чтоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова штапель (существительное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *