камлает с бубном что это
Камлает с бубном что это
Слово «камлание» в переводе с языков тюркской группы означает любое ритуальное действие произведенное камом, то есть шаманом.
Успех камлания зависит также и от духовной подготовки практикующего. Ниже описаны наиболее важные аспекты камлания и проведения самих мистерий.
Обряд пробуждения бубна
Обряд лучше всего совершать в лесу, у костра. Призвав духов-помощников, обратитесь с призывом к духу бубна и попросите его войти в бубен и стать вашим союзником. Теперь пусть кто-нибудь поиграет на этом бубне, прежде чем бубен станет вашим.
При пробуждении бубна играть должны только вы. По мере вхождения в трансовое состояние попросите духов показать вам те места, где жило животное, чья шкура пошла на бубен, показать, как оно выглядело. Попросите духа бубна показать вам и то дерево, которое пошло на изготовление обода. Теперь закройте глаза. Представьте себя на вершине горы. Ритм ударов должен не отвлекать от визуализации.
Дух бубна может явиться в любом непривычном для вас облике,так что не удивляйтесь и не пугайтесь. Он покажет вам места, откуда родом составляющие бубна, из какого леса дерево, какое животное пошло на изготовление обтяжки. Возможно, что дух обучит вас некоторым приемам шаманской работы. Продолжая бить в бубен, вы ощутите, как вас охватит все большее исступление, а духи будут подсказывать все новые ритмы.
После обряда поблагодарите участвующих в нем духов.
Ритмы шаманского бубна
Каждый ритм также имеет какое то свое предназначение.
Стучать в бубен следует с нижней части, потом перейти к середине, а затем к верхней части.
Шаманы и шаманство.
Мы публикуем заметки доктора исторических наук СИ. Вайнштейна о встрече с шаманом в саянской тайге, размышления о сущности шаманства. Они помогают разобраться в том, что представляют собой доживающие свой век в глухих углах шаманы.
Встреча в саянской тайге.
Впервые я услышал о нем еще в 1951 году, во время поездки в Туву. Мне тогда говорили, что в горной тайге вблизи озера Тере-Холь живет старый шаман. Однако увидеть его не удалось. Он исчезал при одном только слухе о том, что кто-то разыскивает его и хочет видеть. Прошло двенадцать лет, прежде чем наша встреча с шаманом состоялась.
Летом 1963 года небольшой отряд археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР вел раскопки в Туве, на одном из островов высокогорного озера Тере-Холь, расположенного в истоках Енисея недалеко от границы Монголии. Район озера Тере-Холь был, пожалуй, самым отдаленным в Туве: туда не было дороги, и связь поддерживалась только самолетами. Снежные хребты Саян, подступавшие к озеру, были покрыты девственной тайгой. Но и сюда шла новая жизнь. За несколько лет до нашего приезда бывшие кочевники-скотоводы и охотники, жившие в Восточных Саянах, объединились в колхоз. Километров за десять от озера вырос поселок.
Каждый день раскопок приносил нам все новые и новые открытия. На острове более тысячи лет назад была резиденция одного из владык Центральной Азии, уйгурского хана Моюн Чура. Нам удалось обнаружить его дворец, скрытый на острове под холмом.
Как-то вечером, было это в конце июля, наша группа после тяжелого трудового дня отдыхала у костра. Неожиданно из-за камышей, окружавших остров, выплыла лодка. Ее толкал длинным шестом рослый мужчина, одетый в старинный тувинский халат. Лодка ткнулась в сырой песок, незнакомец спрыгнул на берег и подсел к костру. Завязалась беседа. Нашим гостем оказался местный рыбак. Расспросив о раскопках, он вдруг сказал, обращаясь ко мне: «Мой родственник старый шаман Соян Шончур приглашает вас в гости. Живет он на склоне горы у северного берега острова, в юрте. Недавно вышел из тайги».
Нужно ли говорить, как обрадовались мы представившейся возможности увидеть живого шамана, поговорить с ним, быть может, стать свидетелями камлания. И вскоре в сопровождении рыбака я со своими помощниками – молодыми тувинскими учеными переплывал на лодке десятикилометровое озеро. Мы с трудом пробрались через густые заросли камышей и оказались в глухом месте, расположенном у подножия горы, поросшей густым лесом. Навстречу шел худой болезненный старик, сгорбленный под тяжестью лет. Он повел нас к себе — в небольшую войлочную юрту, слабо освещенную костром очага. Напротив входа, в самом почетном месте юрты, мы увидели массивный бубен, обтянутый оленьей кожей с очень примитивными рисунками звезд, хвойных деревьев и оленей. На стене юрты висели маленькие идолы, изображавшие духов-покровителей. В полумраке поблескивали их бусинки-глаза.
Мы разговорились с шаманом. Я рассказал ему о том, что мы делаем на острове. Шончур искренне удивлялся тому, что под слоем земли оказался большой дворец, построенный больше тысячи лет назад. В конце затянувшейся беседы старик, раскуривая длинную тонкую трубку, вырезанную из ветви кустарника, признался:
— Я уже не могу быть шаманом. Никто не идет ко мне. Никто не зовет. Жизнь изменилась, и бороться со злыми духами мне не под силу. Переселюсь к сыну в поселок за озером. Навсегда распрощаюсь с духами.
Постепенно болезнь Шончура, по его словам, начала проходить. Он много раз совершал камлания. «Лечил» людей и животных, изгоняя из них злых духов, с которыми ему приходилось бороться. Ему помогали добрые духи.
Он рассказал о верхнем мире, где правит грозный и всесильный хан Курбусту, о среднем, где живут люди, о нижнем, где властвует кровожадный Эрлик, владыка всех злых сил.
Я попросил Шончура показать нам камлание. Немного поколебавшись, он согласился. Мы помогли ему облачиться в шаманские принадлежности. С трудом подняли и одели на него тяжелый плащ, весь увешанный изображениями духов-помощников, множеством металлических подвесок и железных стрел. Духи-помощники изображались в образах птиц и зверей; это были длинные, сшитые из ткани змеи с раскрытыми ртами, белки, вороны и др. На плаще белым оленьим волосом был вышит скелет человека — спереди ребра, сзади позвоночник. На голову Шончур надел ярко-красную повязку с белыми изображениями человеческих глаз, рта, носа, ушей. По верхнему краю повязки шел густой ряд высоких орлиных перьев, напоминающий головной убор индейского вождя. Шончур стоял перед нами в мягких сапогах с вышитыми на них рисунками костей ног человека.
И вот началось камлание. До этого я слышал о шаманских камланиях полные всяких странностей рассказы стариков в енисейской тайге, на Подкаменной Тунгуске, в примонгольских степях, читал волновавшие воображение описания путешественников прошлых столетий, но воочию камлание шамана со всеми его древними атрибутами никогда не видел.
Наступал вечер. Когда кожаный полог у входа в юрту приоткрывался под порывами ветра, нам была видна узкая полоска багряного заката над озером, синеющие вдали горные цепи. Шончур подбросил сухих веток в костер — он ярко разгорелся. На решетчатых стенах жилища заплясали отблески пламени. От шамана, сушившего над огнем свой бубен, чтобы он лучше звучал, от людей, сидевших у очага, падали странные длинные тени. И казалось, машина времени унесла нас в таинственную даль веков.
. Убедившись, что бубен хорошо подсох у огня, Шончур ласково обращается к бубну-коню (у него есть даже свое имя) и спрашивает, готов ли «конь» к дальнему пути. Затем угощает его, смазывает кожу чаем, оленьим молоком.
— Я съел тебя, съел твои легкие и печень! Мою красную кровь лизать тебе не дам!
Победа одержана. Шаман сообщает о своем возвращении из странствий. Сделав несколько шагов по юрте, Шончур в изнеможении опустился на пол и лишь через несколько минут открыл глаза. Мы опять увидели старого, сгорбленного и очень усталого человека…
Раздумывая над только что увиденным, я невольно вспомнил вышедшую незадолго до нашей поездки книгу советского этнографа А. Д. Авдиева «Происхождение театра», в которой он писал о ярко выраженном театральном характере шаманских камланий и высказал предположение, что в древности истоки театральных действий восходили и к шаманству.
Что такое шаманство?
Этот вопрос не столь прост. Ответить на него нелегко, хотя попытки найти на него ответ предпринимали многие ученые. Нам ясно одно: что шаманство — одна из ранних форм религии, основанная на вере, что каждая вещь имеет своего духа, двойника. Такая вера носит название «анимизм» (от лат. «анима» — душа).
Шаманисты полагали, что мир населен злыми и добрыми духами. Злые духи вызывают болезни. От «духов-хозяев» гор и тайги зависит удача охотника на промысле и т. п.
Еще сравнительно недавно считалось, что шаманство было известно только сибирским народам. Однако изучение верований в Северной и Южной Америке, Африке и других частях света показало, что шаманство известно и жителям этих районов нашей планеты, что это одна из ранних форм религии, распространенных в прошлом почти у всех народов мира. Вместе с тем у ряда народов Африки, Полинезии, Центральной Америки и некоторых других районов шаманство сохраняется главным образом как составная часть более развитых религий.
Сам термин «шаманство» происходит от тунгусского слова «саман, шаман», вошедшего в международную литературу через русский язык.
Постепенно больной, ставший шаманом, настолько овладевал своими истерическими припадками, что мог их произвольно вызывать во время камлания, а в другое время подавлять. И сам больной и окружающие рассматривали это как выздоровление. Так объясняется необычайная, казалось бы, биография Сояна Шончура, с которой читатель уже знаком.
Участие старого опытного шамана в «избранничестве» нового шамана, если говорить об общественной сущности данного явления, было необходимо, чтобы определить, способен ли заболевший истерией выполнять в дальнейшем шаманские функции.
Как правило, шаманская «болезнь» передавалась по наследству от отца или матери — шаманов к одному или нескольким их детям, внукам. В этом нет ничего неожиданного и загадочного. Наследственная предрасположенность к истерии в семье шамана – нервнобольного человека — вряд ли может вызывать сомнение, если учесть, что его дети буквально с первых дней жизни подвергаются сильнейшим нервным перегрузкам, в особенности когда на их глазах совершается камлание.
Шаманы обычно брали за камлание плату. В литературе описаны случаи, когда бедняки, лечившиеся у шаманов, совершенно разорялись, вынужденные отдавать «за лечение» почти все, чем они располагали. Но нужно иметь в виду, что далеко не все шаманы были богаче своих рядовых сородичей. Для них, как и для других членов рода, основным источником существования был промысел зверя, рыбная ловля, оленеводство и т. п.
Широко распространено мнение, что шаманы для лечения применяют средства народной медицины. Это неверно. Средства народной медицины использовали знахари, действовавшие обычно совершенно независимо от шаманов, часто даже враждуя с ними.
Долгое время оставались невыясненными некоторые загадочные явления, связанные с шаманскими действиями. Помню, еще студентом, изучая этнографию Сибири, я заинтересовался рассказами о том, что шаманы способны совершать различные, казалось бы, сверхъестественные поступки.
О «чудесах» шаманов писали вполне серьезные путешественники, которые приводили примеры того, как сибирские шаманы без страха и, видимо, без всякой боли покрывали себя кровавыми ранами, протыкали себя насквозь и т. п. Сибирский этнограф Б. Петри писал на основе собственных наблюдений, что «шаманы могут показывать подлинные «чудеса», плясать босыми ногами на костре, ходить босиком по раскаленному железу, лизать горящую головню, проглатывать горящие угли. ». Очевидцы утверждали, будто бы некоторые шаманы могут угадывать мысли человека, присутствующего на камлании, что им приходилось быть свидетелями того, как один шаман во время камлания сообщал о том, что говорил и делал в это время другой шаман, находившийся за многие десятки километров (а потом-де оказывалось, что он не ошибся). Путешественники писали, что во время камланий они слышали, как по юрте бегали и издавали различные звуки неведомые животные, которые лаяли, выли, щелкали зубами, причем можно было явственно услышать шум крыльев птиц и орлиный клекот. А некоторые сибиряки даже утверждали, что видели, как шаман летал по юрте над огнем.
Разумеется, далеко не все рассказы о шаманах достоверны, особенно исходящие от недостаточно компетентных людей. Отдельные факты при передаче из уст в уста могли обрастать фантастическими подробностями. Но, несомненно, свидетельствам путешественников и специалистов-ученых можно доверять. Их наблюдения, несмотря на кажущуюся фантастичность, находят свое объяснение. Так, медицине давно известно, что человек в состоянии истерического припадка может наносить себе раны, прикасаться к раскаленным предметам, не испытывая чувства боли. Возможно, что некоторые шаманы действительно наносили себе раны, лизали горящие угли и т. п. Но тщательные наблюдения за шаманами позволили установить, что многие шаманы с целью усиления впечатления от камланий делали различные фокусы, причем нередко чрезвычайно искусно.
Некоторые шаманы владели техникой чревовещания. Известный исследователь этнографии Сибири В. Г. Богораз писал на основании своих наблюдений: «У присутствующих на шаманском сеансе создается полная иллюзия, что отдельные голоса приходят из различных концов полога. В трюках такого рода шаманы подражают крикам зверей и птиц и даже завыванию бури. Я слышал однажды голос, который был объявлен эхом. Он слабо повторял все звуки и слова, которые мы произносили, даже английские и русские фразы. Конечно, иностранные слова произносились не вполне правильно, но всё же дух обладал тонким слухом и быстро улавливал звуки незнакомого языка. Я слышал звуки кузнечика, слепня и комара, причем их голоса были очень похожи на звуки, издаваемые этими насекомыми. Все время, пока говорили отдельные голоса, шаман не переставал бить в бубен, для того, чтобы показать, что все его силы и внимание заняты другим делом».
По-видимому, наиболее опытные шаманы использовали во время камланий и такие формы воздействия на присутствующих, как внушение и гипноз. Именно этим, вероятно, объясняется утверждение некоторых очевидцев, что шаман во время камланий «на их глазах» летал по юрте, в разных местах жилища вспыхивали огни и т. п. К тому же надо иметь в виду, что шаманы во время камланий обычно жгли в огне очага растения, дым которых содержит дурманящие вещества. Все это создавало необходимую шаману обстановку, в которой совершались «чудеса».
В наши дни среди некоторых народов Севера, среди якутов, бурят сохранились лишь отдельные шаманы. Их единицы, но они всё же есть. Это, как правило, старики, болезненные, психически неустойчивые люди, сами нуждающиеся в лечении. Среди них встречаются и лица, для которых шаманство служит средством обогащения. Пользуясь сохраняющимися среди некоторой части населения суеверными невежественными представлениями об особой силе шамана, о его способности лечить все болезни, они совершают камлания в глухих местах, избегая лишних свидетелей. Ныне шаманы обычно не имеют прежних атрибутов, в том числе специального костюма.
Вред шаманства бесспорен. Шаманы не только хранители и носители примитивных религиозных представлений. В наши дни известны случаи, когда больные, нуждавшиеся в срочной медицинской помощи, обращались не к врачам, а к шаманам, а потом, когда драгоценное время было упущено, медицина оказывалась бессильной.
Шаманство – это бескультурье, невежество, суеверия, которым не место в нашей сегодняшней жизни.
Шаманизм: религия на грани с медициной
Шаманизм — национальная религия многих регионов Земли, в том числе и якутов. Древней вере удалось пережить советские гонения на религию. В эти атеистические годы якутские шаманы скрывали свои способности. Впрочем оставшиеся ойууны, как их называет местное население, и удэген (шаманы-женщины) вскоре нашли лазейку. Обладая способностями к медицине, они устраивались работать медработниками и ветеринарами. Скрываясь под маской советских медиков, якутские шаманы тайно совершали свои магические ритуалы — камлания.
«Когда традиционная медицина не может помочь человеку, люди идут к шаману, — рассказал «Правде.Ру» Андрей Мартынов, председатель Якутской организации Всероссийского общества «Знание», член Общественной палаты РФ. — Наши бабушки рассказывают, что Петр I, когда был серьезно болен, искал помощи у якутских шаманов. Они говорят, что император не успел доехать до Якутии, поэтому умер».
В Якутии живет и работает заслуженный врач республики Александра Чиркова. Выдающийся хирург и терапевт привыкла работать с последними достижениями европейской медицины. При этом, Александра Константиновна активно использует методы шаманской медицины. По ее словам, современная наука вышла из древних методов исцеления. Шаманы Якутии были искусными психологами, которые использовали визуальную диагностику заболевания.
Шаманы пользуются уважением народа и покровительством местных властей. Но если с главой республики можно всегда связаться по телефону, к некоторым потомственным ойуунам приходится ехать по тундре через всю Якутию.
В Татинский улус рискнет поехать далеко не каждый. Добираться надо полтора часа на катере по реке Лене, а потом семь часов на машине. Это много даже для Якутии. К тому же неизвестно, доберешься ли. По дороге туда автомобили часто ломаются и переворачиваются.
Местные жители говорят, что это дело рук умерших великих шаманов, живших когда-то на этой земле. Их души служат хранителями дорог к жилищам ойуунов, охраняя их от постороннего взора. Если кому-то удается попасть к ойууну, значит, этот человек ехал с чистым сердцем и искренними намерениями, в том числе с сильным желанием излечиться.
Читайте также: Обязательная школа для шаманов
Якутские шаманы лечат с помощью бубнов. Когда ойуун камлает над больным, считается, что он разговаривает с духом болезни. При лечебном камлании бубен должен звучать тихо и размеренно, иначе пациент начнет нервничать. Целительной силе бубна есть другое объяснение. Вибрация бубна улучшает работу сердечно-сосудистой системы, а это хорошо влияет на состояние других органов тела. В зависимости от того, нужно ли ускорить или замедлить работу сердца пациента, шаман ускоряет или замедляет удары бубна.
Ритуальный инструмент шамана обязательно должен быть «живым», то есть многократно испытанным в разговоре с духами. Если «живого бубна» нет, а камлать нужно, то шаманы иногда используют хомус, или варган. Хомус влияет на силовые центры нервной системы и снимает нервное напряжение.
Почти все российские шаманы называют главной причиной болезней людей упадок духовности. «Люди перестали верить, стали много болеть. Болезни — это порождение злых духов. Человек много плохого думает, мыслями болезни к себе притягивает и потом страдает», — рассказал информагентству «Тайга. Инфо» бурятский шаман Тюргэн Кам.
В современной Якутии и за ее пределами известно имя Владимира Кондакова. Он считается «белым шаманом». Кондаков был по образованию врачом, доктором медицины. Шаманство Кондакова заключалось в лечении людей.
Читайте также: Танец шаманов — душа Камчатки
Будучи много лет верховным ойууном Якутии, он считал, что человек и природа всегда находились в единстве. Природа — это все «мировое древо», или Аал Кудук Маас, которое состоит из трех миров. Люди были посланы в серединный мир духами, жителями верхнего мира.
Привыкнув к беззаботной жизни, человек обленился и был «сослан» в срединный мир. Чтобы он не забыл связь с прародиной, духи наделили его «материнской душой» или Ийэ-Кутом. Кроме Ийэ-Кута, у людей есть Буор-Кут, или «земляная душа». Третий кут связывает человека с космосом. Вместе три кута образуют сур. Российский исследователь шаманизма Николай Алексеев определяет сур как биоэнергию, исходящую от человека, олицетворяющую его волю и психику.
Если какой-то из трех кутов деформирован, то страдает весь организм. Человек начинает болеть. Камлание шамана помогает человеку в восстановлении душевной гармонии.
Якутский шаман Михаил Чашкин видит причину болезней современных людей так: «Сейчас много алкоголизма, повышенного давления. Болезни зависят от состава крови. Он испортился из-за того, что изменились климат, пища, одежда, люди стали пить, курить. От природы человек отошел».
Уже упоминавшийся Владимир Кондаков как-то сказал журналистам: «Думаете, мир на добре держится? Нет, на равновесии добра и зла. А сейчас зло преобладает, и дело не в том, что Бог злой или слабый. Зло — в людях. Я обряды провожу, чтобы природа стояла». Якуты верят в то, что бубен ойууна хранит равновесие между мирами, а в этом равновесии и есть залог здоровья людей.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Челябинский шаман предсказывает людям будущее.
В центре города, среди офисных зданий и магазинов в глубине двора расположилась кирпичная постройка. В ней и принимает людей шаман в шестом поколении. Его имя Тюргэн. Он ведет внешне обычную светскую жизнь. Организовал небольшую музыкальную группу, которая играет на этнических инструментах. Колесит по городам, привлекая внимание к культуре северных народов. Но основное свое время посвящает общению с духами.
На фото: Шаман Тюргэн во время обряда.
Тюргэн встретил меня возле дверей. Невысокий, худощавый, бритый наголо, с острой бородкой. На груди два больших круглых медальона золотистого оттенка, четки, на руках пара колец и браслет с камнями.
Он молча протянул руку, внимательно посмотрел и повел меня внутрь. В «приемной» — комнате два на три метра, предваряющей вход в обрядовую, — по стенам развешаны грамоты и сертификаты. Два кресла и столик. Комната, где шаман проводит свои обряды, выглядит причудливой смесью библиотеки, аптеки и места для молитвы. Огромный стеллаж вдоль стены заставлен книгами, на шаманском алтаре лежат всевозможные колокольчики и обрядовые вещи, череп медведя. Сверху висят бубны — каждый для определенного вида обряда. Рядом полки с травами в банках.
Рожденный камлать отказаться не может
Пока врачи боролись за его жизнь, духи поставили ультиматум.
Для посвящения в шаманы Тюргэн поехал на север России, в леса. В общей сложности обучение занимает около двадцати одного года. Будущий шаман получает все основные навыки общения с духами во время самого первого обряда, шанара. Место для его совершения готовится целый день. Рубят березы и украшают их цветными лентами. Ставят два чума — один для будущего шамана, другой для того, кто проводит обряд Утром собираются люди. Молодой шаман переодевается и влезает на березу. Там он начинает имитировать звуки кукушки
Прокуковав три раза, берет из специально подготовленного гнезда три вареных яйца и съедает. В это время старый шаман камлает (входит в состояние, похожее на транс), чтобы вызвать духа, который и призвал молодого заниматься шаманством Дух рассказывает ему о предках новообращенного. Затем будущий шаман начинает бегать вокруг срубленных берез до тех пор, пока не обессилеет настолько, что дух сможет спокойно войти в него. Порой это занимает довольно продолжительное время. Тюргэн рассказывает, что у него даже кровь начала идти из носа, пока бегал.
Злая собака стала свахой
По словам Тюргэна, проснувшись, он понял, что уже обладает необходимыми знаниями, чтобы совершить тот или иной обряд, хотя конкретно этому никто не учил.
— Потом я еще полтора месяца видел особенные сны, — говорит шаман. — В них предки рассказывали, например, какой мне надо сделать бубен, что нашить на костюм.
Снятся они ему и по сей день. Помогают советами.
В настоящий момент Тюргэн достиг уже третьей ступени реализации. Он оргойто боо — «шаман в полном облачении». Имеет право камлать в оргое — тяжелом костюме, на который нашито много изображений духов и зверей, колокольчиков и других металлических деталей, в железной короне и с бубном. В отличие от молодых, «пеших», шаманов, которым позволяется использовать только посох и колокольчик.
— Развитие такого уровня — большая ответственность, — говорит Тюргэн. — Духи спрашивают с такого шамана строже. Нельзя, к примеру, обманывать людей. Зато и количество способов помочь окружающим заметно увеличивается. Можно проводить родовые, свадебные обряды и многое другое.
В практике Тюргэна были случаи, когда к нему обращались люди с просьбой провести обряд на территории, где они планировали возводить дачный поселок. Тюргэн призвал духа местности, и тот, пользуясь его телом, осматривал территорию. Дух рассказал, чем он доволен, а чем нет и какие требуется провести обряды.