камлание что это такое
Камлание
Смотреть что такое «Камлание» в других словарях:
камлание — шаманство Словарь русских синонимов. камлание сущ., кол во синонимов: 2 • ритуал (7) • шаманство … Словарь синонимов
КАМЛАНИЕ — КАМЛАНИЕ, смотри в статье Шаманство … Современная энциклопедия
КАМЛАНИЕ — см. в ст. Шаманство … Большой Энциклопедический словарь
КАМЛАНИЕ — (от алтайского кам шаман) обрядовое действие шамана. В некоторых современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., ребёфинг). Большой психологический… … Большая психологическая энциклопедия
Камлание — КАМЛАНИЕ, смотри в статье Шаманство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
камлание — см. Шаманство. * * * КАМЛАНИЕ КАМЛАНИЕ, см. в ст. Шаманство (см. ШАМАНСТВО) … Энциклопедический словарь
КАМЛАНИЕ — см. Шаманство … Советская историческая энциклопедия
Камлание — ср. Ритуал, сопровождающийся пением и ударами в бубен, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, общается с духами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
камлание — камлание, камлания, камлания, камланий, камланию, камланиям, камлание, камлания, камланием, камланиями, камлании, камланиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Суть камлания в шаманизме
Определение и значение слова «камлание»
В тюркском языке шаманов называют камами. Эти особые люди, которые могут посещать потусторонний мир и общаться с духами. Вхождение в транс, обязательное для выполнения профессиональных обязанностей в шаманизме, получило название по наименованию профессии – «камлание».
Шаманизм и камлание
По идеологии шаманизма, все происходящее зависит от окружающих духов. Невзгоды и болезни посылают злые, и, чтобы устранить негативное влияние, нужно вызвать добрых. Они пробуждаются во время камлания.
Камлание — переход в состояние между сном и явью.
Чаще обряды проводят публично, их даже можно рассматривать как некое представление, при котором зрители аккумулируют и отдают энергию. Настоящий шаман может подчинить себе толпу. Но иногда входят в транс в одиночестве. Так поступают, если вопросы связаны с будущим.
Цель ритуала
Камлание необходимо, чтобы открыть шаману дорогу в другой мир, к встрече с духами. Они берут на себя исцеление, подсказывают, как выйти из сложных жизненных ситуаций, найти свои путь.
После воздействия заказчики могут чувствовать как прилив энергии, так потерю жизненных сил.
Особенности обряда камлание
Во время общения шаман движется по кругу только в одном направлении. А комбинации звуков и ритм, как и движения ритуального танца, могут меняться.
Как готовились шаманы к ритуалу камлание
Перед тем как ввести себя в транс, служители культа проводят определенную подготовку. Очищают место, где будет проходить обряд, инструменты и артефакты, которые понадобятся, и собственную душу. Для этого проводят окуривание с помощью различных трав.
У каждого растения свое предназначение:
Важный этап подготовки – омовение. Шаманы северных народов иногда им пренебрегают.
В Африке служители культа для усиления действия обрядов обязательно проводят жертвоприношения, якутские или алтайские могут обойтись сожжением растений.
Как проходил обряд в шаманизме
Способ вхождения в транс зависит от цели ритуала и имеет некоторые отличия у народов разных культур. Но есть и общие правила.
Способ вхождения в транс имеет отличия у разных культур.
Что требовалось
С одной стороны, служитель культа избран высшими силами. С другой – он должен иметь, говоря современным языком, генетическую предрасположенность. В роду обязательно был предок-утха, контактирующий с миром духов. В каком поколении – неважно. К тому же, еще принимая ребенка, повитухи отмечали его особенность: родимое пятно определенной формы, лишнюю кость, сросшиеся или раздвоенные пальцы. Так духи указывали на особую долю человека, его «избранность».
Внешний вид шамана
Для общения с духами служители культа Сибири облачались в ритуальный костюм – с обязательной шапкой, с нашитыми амулетами из металла и костей. Их количество и вид напрямую зависели от цели обряда. Цвет одеяния определяется кругом общения кама. С подземными духами – черное, светлыми, небесными – белое. Обязательный атрибут – бубен. Его воспринимали как живое существо и обтягивали шкурами того зверя, с кем у служителя культа сохранялась связь.
Шаманы Африки тоже облачались в особую одежду:
Если избранники духов на севере расписывали узорами только лица, то проживающие в теплом климате все тело покрывали диковинными орнаментами. Каждая завитушка имеет свой сакральный смысл.
Ритмы бубна
В шаманизме энергетика человека разнесена на 8 чакр. С каждой из них согласовывается особый ритм. Мелодию воспроизводят благодаря одиночным и двойным ударам.
У каждого ритма собственная энергетика:
Восьмой ритм служители культа подбирают сами – его можно назвать личным ноу-хау. Стучат сначала по краям бубна, постепенно продвигаясь к центру.
Движения шаманского танца
Каждая поза имеет свое значение. Во время камлания совершают движение по окружности. Она – аналог земных и небесных кругов.
В созидающий небесный входят с юга на восток и заканчивают на севере. Создавая гармонизирующий, двигаться начинают с юга на запад, потом переходят с севера на восток. В земные круги входят по тому же принципу.
Во время танца служители культа имитируют повадки животных:
Северные шаманы также имитируют походку утки, взлет ворона, бег оленя, движения змеи. У южных свои животные для подражания.
Асты и жертвы
В уплату за камлание шаманам, кроме денежного вознаграждения, приносили как плату особые вещи. Их называют асты. Чаще всего это разноцветные ленты, которые в дальнейшем пришивают на ритуальное одеяние. Черные – при изгнании злых духов, красные – при излечении, белые – при очистке помыслов.
Плату нужно давать только правой рукой. Тем, кто жадничает, ритуал помогает в течение короткого времени.
Жертвы шаман приносил сам для того, чтобы задобрить духов. Это могут быть туши животных – коз, оленей, верблюдов, овец, или отдельные части, например язык или голова. Сначала жертву очищали, потом забивали и только затем сжигали.
Путешествие в верхний мир и его особенности
Самые добрые духи обитают выше неба – это место называют Буг. У богов такой же уклад, как у земных жителей, но нет болезней и смерти. Но, чтобы не занести «грязь» из среднего или нижнего мира, туда могут проникать шаманы высшей степени – только они способны становиться невидимыми и понимать небесный язык. Состояние перехода напоминает рывок. К нему переходят постепенно.
Например, сибирские шаманы, чтобы поговорить с богами, сначала преображаются в волков, затем в медведей, воронов и орлов. Все это видит в полусне человек, заказчик обряда. Когда ритуал завершается, кам вновь принимает человеческий облик.
Камлание в современности
Современный шаманизм ограничен узкой сферой. Глобальное место в мире заняли 3 основные религии. Поэтому даже шаманы, которые считаются избранными, часто «ломаются», не понимая, что происходит, а к их деятельности окружающие относятся как к костюмированному представлению.
Но находятся «учителя», привлекающие к культу шаманства молодежь. Проводится обучение ритуальным танцам и ритмам, и, что опасно, объясняют, как вызывать транс с помощью наркотических средств. Приобщение к психотропным веществам ломает жизнь, а стать настоящим шаманом, не имея утха и характерной особенности, невозможно.
Камлание
Смотреть что такое «Камлание» в других словарях:
камлание — шаманство Словарь русских синонимов. камлание сущ., кол во синонимов: 2 • ритуал (7) • шаманство … Словарь синонимов
КАМЛАНИЕ — КАМЛАНИЕ, смотри в статье Шаманство … Современная энциклопедия
КАМЛАНИЕ — см. в ст. Шаманство … Большой Энциклопедический словарь
КАМЛАНИЕ — (от алтайского кам шаман) обрядовое действие шамана. В некоторых современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., ребёфинг). Большой психологический… … Большая психологическая энциклопедия
Камлание — КАМЛАНИЕ, смотри в статье Шаманство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
камлание — см. Шаманство. * * * КАМЛАНИЕ КАМЛАНИЕ, см. в ст. Шаманство (см. ШАМАНСТВО) … Энциклопедический словарь
Камлание — (от хам, кам название Шаманов в ряде тюркских языков Южной Сибири) термин в русском языке, обозначающий особые ритуальные действия шамана, во время которых он якобы общается с духами. У большинства сибирских народов К. заключалось в том,… … Большая советская энциклопедия
КАМЛАНИЕ — см. Шаманство … Советская историческая энциклопедия
камлание — камлание, камлания, камлания, камланий, камланию, камланиям, камлание, камлания, камланием, камланиями, камлании, камланиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
История религии
Что такое камлание?
«Главные обязанности шамана — лечить больных людей, охранять их от злых духов, добиваться удачи охотникам на промысле, своевременно угадывать приближения несчастья в семье или селении, узнавать, какой будет весенняя охота, предсказывать погоду на ближайшие два-три дня». «Основными функциями шаманов было лечение больных, предсказание будущего и розыск пропавших людей и вещей». Эти свои «обязанности» шаман исполнял с помощью определенных действий, получивших у религиоведов имя камлание.
Слово «камлание» происходит от тюркского «kam» — колдун, знахарь, прорицатель. В древнейшем памятнике тюркской письменности, в уйгурской поэме «Кутадгу билиг» («Наука о том, как быть счастливым»), написанной придворным кашгарского двора Караханидов Юсуфом Баласагунским в 1069-1070 годах, среди иных дидактических бейтов имеется и следующее поучение:
Есть много знахарей,
Которые исцеляют болезнь ветра,
К ним, господин, ты должен обратиться,
Заговоры помогают от болезни;
Но если тебя будет лечить кам,
Ты должен, господин, полностью ему верить,
Врач «отчи» не любит его речи,
Он отходит от мукасима.
Арабское слово мукасим буквально означает «тот, кто дает клятвы», «заклинатель». В поэме Юсуфа Баласагунского оно синонимично тюркскому «kam». В другом месте поэмы дается совет «Или держись врача, или кама». В составленном каким-то итальянцем в 1303 году «Codex Cumanicus» — списке слов тюркского племени команов (это племя в конце XII века переселилось из Северного Причерноморья в Венгрию) — слово «Incantatrix» (ведьма) передано как «kam katun kisi dir» (человек, названный женщина-кам); а слово Adiuino (я совершаю заклинание) — как «amlik etermen» (я совершаю дело кама). Слово «kamlik» в среде алтайских тюрок и значит колдовать, шаманить, иначе — камлать.
Сущность камлания — это общение с духами ради достижения некоторых целей самим шаманом или заказчиком камлания, которым может быть и отдельный человек, и род, и целая община. Цель камлания — свободное перемещение шамана в небесных, подземных или земных сферах, то есть там, где обитают необходимые для выполнения задачи данного камлания духи. Задачи же камлания могут быть сведены к нескольким основным:
а) встретиться лицом к лицу с высшими небесными духами и сообщить им о нуждах общины;
б) добиться у духов вод и лесов благоприятной охоты и рыбной ловли, а у духов покровителей земледелия и скотоводства успехов в крестьянских трудах;
в) выяснить причину болезни и исцелить больного человека;
г) проводить душу умершего в потусторонний мир и предотвратить его возвращение «в страну живых»;
д) сохранить здоровых людей, особенно детей, от нападений зловредных духов, болезней и случайной смерти;
е) прибавить себе знаний при встрече с духами и с шаманами-предками.
Все эти многочисленные задачи камланий, в сущности, сводятся к двум: взять нечто в мире духов и передать людям, или взять нечто в мире людей — и передать духам.
Рассмотрим камлание на конкретном примере. «Наиболее распространенный функцией сибирских шаманов было лечение болезней» — совершенно справедливо указывает Елена Новик. Как же идет камлание на исцеление?
Все начинается с приглашения шамана. Оно обставлялось серьезно. У кетов (маленький народ, живущий по Среднему Енисею) человек, просящий о камлании, приходит в чум шамана и молча вешает платок на задней, противоположной от входа, стене. Разговор при этом идет о посторонних вещах. Если шаман по какой-либо причине не может в этот день шаманить — он молча возвращает просителю его платок. Спрашивать о причине отказа не принято.
У других народов знаком призыва на камлание является посылка за шаманом вьючного животного или упряжки с провожатым. По рассказу ЕЛ. Крейнович, своеобразная манера призыва шамана сохраняется у нивхов. Тут шамана просят помочь больному явным образом, а если он отнекивается, то силой берут его бубен и колотушку, идут в дом больного и начинают шаманить сами. Духи, услышав знакомый призыв, собираются в бубен и шаману ничего не остается, как соглашаться камлать, дабы избежать неприятных объяснений с вызванными зря духами.
Если шаман соглашался камлать, то начинались приготовления на месте действа. В зависимости от тяжести болезни участок для камлания организовывался с большей или меньшей тщательностью. Пол выметался, бытовой хлам выносился и уничтожался, дабы с сором из дома были выброшены и мелкие зловредные духи. Приглашались родственники и соседи. Определялись помощники шамана. Скажем, у якутов при совершении обрядов требовалась помощь кутуруксутов-знатоков обряда, а также семи или девяти невинных девушек и юношей.
Однако завершить приготовления возможно лишь узнав причину болезни. Причин болезней было в принципе две: духи могли похитить душу больного или же какой-то зловредный дух мог вселиться в человека, становясь поводом недуга. От того, надо ли было изгонять духа или возвращать душу, зависел характер камлания. Кроме того, важно было знать имя духа, вызвавшего болезнь, и то, из какого мира и яруса он происходит. Без точного знания имени духа и его происхождения камлание не могло быть удачным.
Иногда выясняют происхождение духа сами родственники больного, особенно это принято среди нижнеамурских и сахалинских аборигенов, где шаман вообще не отделен от мирян в такой степени, как у иных сибирских народов, но, как правило, «диагноз» ставит шаман, или, как минимум, он проверяет его правильность.
Для определения причин болезни применяется специальное гадание. Якуты называют его джапбйыы. Шаман становится над больным и, размахивая деревянным жезлом с привязанными к нему пучками конских волос (жезл этот зовется джалбдыыр), перечисляет в песенном строе имена всех известных ему духов, могущих быть источником недуга. Названный по имени, дух не может не отозваться, и тогда волосы на жезле поднимутся вверх. У нанайцев для этой же цели используется «заговоренный» камень, который подвешивается на шнуре перед перечислением имен духов. Когда имя названо верно, камень начинает раскачиваться.
Когда у шамана возникают сомнения в верности гадания, он призывает духов-помощников. Иногда для этого достаточно посоветоваться с духом — «хозяином слова» (якут, тыл иччитэ), иногда же приходится созывать многих духов, устраивать целое предварительное камлание.
Г. В. Ксенофонтов записал в 1924 году такое якутское камлание над больной, у которой опухала нога. «Шаман Кубаач, созвав своих духов-помощников, вселил их в себя, угостил приготовленным жиром, кровью оленя, табаком и т. д., а затем начал гадать, бросая от имени духов колотушку бубна. Потом он впустил своих духов в тело больной, чтобы те узнали, какое лечение назначить пациентке.
В случае похищения души больного духами, духи-помощники во время обряда джалбыйыы подсказывают шаману верное направление будущего поиска. По общему убеждению шаманистов во время одного камлания шаман не мог действовать как в подземном, так и в воздушном мирах. Если причиной недуга был небесный абаасы — злой дух, то и камлание совершалось к верхним духам — юёсээ кыырар (якут.); ежели подземный, то совершалось аллараа кыырар — камлание в нижний мир, буквально «вниз по реке» (одной из распространенных в богатой полноводными реками Сибири моделей мира является река, текущая с неба через земной мир в преисподнюю).
Лишь после получения результатов гадания начинается подготовка к камланию на исцеление. Сутью этой подготовки становится символическое уподобление места камлания вселенной, со всеми ее небесными и подземными уровнями. В зависимости от возможностей заказчика и традиции народа такая модель мира может усложняться или упрощаться.
У эвенков строился специальный шаманский чум. «Чум, — как сообщает А.Ф. Анисимов, — строился по обычному типу, но значительно больших размеров, чтобы вместить всех сородичей. Посредине разводился небольшой костер. Через дымовое отверстие к костру опускалась молодая тонкая лиственница, символизировавшая мировое дерево туру. На противоположной от входа стороне помещался небольшой плот из деревянных изображений духов-тайменей.
На него садился шаман, отправляясь плыть по шаманской реке в нижний мир — хэрву. Если действие мыслилось, как происходящее на суше, то под шамана подстилали коврик из шкуры дикого оленя, сохатого или медведя (ездового животного шамана). К востоку, против входа в чум, сооружалась дарпэ — длинная галерея из молодых живых лиственниц и различных изображений шаманских духов. С противоположной, западной стороны чума, сооружалась онанг. Если первая, дарпэ, символизировала вершину реки, верхний мир, а чум — средний мир, то онанг олицетворяла нижний мир, реку мертвых, и соответственно этому ее устраивали из мертвого леса — валежника.
Организация места камлания у якутов по форме отличается от эвенкийской, но типологически сходна с ней. Это также модель мира.
Вот что рассказывает Н. А. Виташевский о приготовлениях двух якутских шаманов для камлания в верхний мир: «Первый шаман, Чыбаакы, велел поставить параллельно южной стене юрты священный жертвенный столб — багах, состоявший из двух лиственниц по краям и березки посередине. На берегу была подвешена тушка чайки головой вверх, а грудью — на юг; на одной из лиственниц укрепили череп лошади. Все деревья были увешаны пучками волос и лоскутками кумача и соединялись между собой веревочкой ситии.
Между багах и стеной юрты врыли одноногий стол, на который во время камлания шаман ставил чашку с водкой. Второй шаман, Бырты, воткнул три кола, на средний из которых водрузил изображение мифического крылатого животного с лошадиной головой, на восточный — фигурку ворона, а на западный — мифического двуглавого орла ёксёкю. Между кольями и юртой был тоже поставлен стол, на котором заранее укрепили семь деревянных бокальчиков цилиндрической формы и перед каждым из них положили по кусочку сырого мяса.
А вот как, по материалам этнографов дореволюционного времени, собранным Н. А. Алексеевым, обставлялось камлание в нижний мир у якутов: «Во время камлания к духу глазных болезней жертвенный столб — багах был установлен не с южной, а с северной стороны юрты, там где находился хлев (хотон). К западу от нее в снег воткнули шест, а по обе стороны от него — две березки, с оставленными на их вершинах ветками. На этот багах навязали веревку с девятью пучками конских волос.
С севера от багах поставили одноногий высокий стол, на который положили девять кусков мерзлой крови, а перед ним воткнули посаженные на колья изображения трех белоголовых черных воронов и трех чернозобых гагар. Эти фигурки были окрашены кровью. Между багах и хотоном воткнули еще три изображения кукушек и три куликов. Все эти птицы были направлены головой на север и северо-запад.
Иногда к столбу — багах и изображениям девяти птиц добавляли еще и девять изображений рыб с обратным естественному направлением чешуи, а также модель лодки с парусом, гребцами и рулевым. Все изображения окрашивались охрой или кровью.
Из приведенных описаний можно ясно видеть присущую сибирским народам модель мира, в котором и собирается действовать шаман. Мир трехчастен, четко разделен на небесный, земной и нижний, подземный, уровни. Этот трехчастный мир символически ориентирован по сторонам света. Безусловно — это не действительная топография, но именно символическая. Восход солнца, как и повсюду среди людей, связывается с жизнью, небом; закат — со смертью и с обителью мертвых.
Видимо характерной особенностью высоких широт северного полушария является и вторая привязка — юг, откуда дуют теплые, приносящие жизнь, ветры — образ неба и жизни; север — с его все вымораживающими вьюгами — образ смерти. Поэтому камлания небесным духам совершаются к югу и востоку от жилища, а подземным — в северном и западном направлениях.
Примечательно, что по убеждениям современных шаманистов небесные духи ничуть не добрее подземных, а мир неба вовсе не есть обитель вечной жизни и радости, как альтернатива мрачному подземному царству.
Подобное же воспоминание сохраняется и в сакральной топографии жилища. «По старинным представлениям кетов, — отмечает Е. А. Алексеенко, — сторона любого жилища, противоположная входу, являлась «чистой», передней стороной, местом, где «приземляются» и живут добрые восточные духи». Это представление зафиксировано археологами, как мы помним, с эпохи протонеолита, возможно, следы его можно найти и в медвежьих пещерах неандертальцев, где святилища были максимально удалены от входа, а передняя часть пещеры использовалась в профанных целях.
Можно лишь догадываться о причинах такой традиции и о тех сущностях, которые она символически воспроизводит. Но почти наверняка мы здесь встречаем противопоставление, оппозицию: мир земной, грешный, профанный, расположен при входе, близ «пуповины» — входа, открывающей жилье внешнему, мирскому, а мир священный, небесный, чистый, отсечен от входа огнем очага и расположен по ту сторону домашнего огня, подальше от ворот в мир.
Слабая выявленность качественной различности мира и Неба, греха и святости в шаманизме, делает и топографию жилища необъяснимой без воспоминания об иной, бывшей когда-то форме религиозности предков современных шаманистов.
В послереволюционные десятилетия с шаманизмом велась столь же непримиримая борьба, как и с иными проявлениями «реакционной религиозной идеологии». Сложные комплексы модели мира для камлания создавать стало почти невозможно, но основные и потому необходимейшие знаки сохранялись в упрощенном виде. Вместо специальной юрты использовали обычную жилую. В ней ставили дерево с зарубками (тапты) по числу небесных или подземных ярусов, которые должен был пройти шаман.
Порой, боясь соглядатаев и доноса, камлание проводили вообще вне селения, и тогда любое дерево могло превратиться в Мировое Древо, в Ось Мира — на нем достаточно было сделать соответствующее число зарубок или подрубить нижние ветви, а любая река — стать Великим космическим потоком, «шаманской рекой», несущей свои воды с Небес, через земной мир в преисподнюю.
Система символических уподоблений в шаманизме оказалась лишенной жесткого формального канона, изменчивой под воздействием внешних обстоятельств, но в главных своих узлах, восходящих к доистории, очень прочной.
Камлание – шаманский ритуал
Самым важным действом в шаманизме является камлание, ибо оно одновременно является мистическим опытом для самого шамана и его «работой» по исцелению или сопровождению души в царство мертвых. Но чем же еще является камлание?
Значение термина «камлание»
Термин камлание происходит от тюркского слова «кам», что в дословном переводе значит «шаман». Поэтому камлать — это «шаманить», то есть выполнять специфическую шаманскую деятельность.
Что такое камлание
Как уже говорилось выше, камлание — это основная форма культовой деятельности шамана, во время которой осуществляется вхождение шамана в трассовое состояние. Оно выполняется для того, чтобы получить какое-то сакральное знание, совершить путешествие в иные миры или узнать будущее, выполнить акт исцеления или сопроводить душу умершего в царство мертвых. Иногда камлание проводиться и для других, более специфических целей.
Как проводится камлание
Камлание, как правило, приводиться публично, причем многие шаманы считают, что чем больше людей при этом присутствует, тем продуктивнее будет сам шаманский сеанс, поскольку духи-помощники шамана будут более активными. Но, тем не менее, для определенного рода целей камлание может осуществляться и в одиночку, уединенно.
У эскимосов на шаманском сеансе присутствует вся деревня. Зрители, время от времени, подбадривают шамана песнями и криками.
Особенности камлания, как мистического и ритуального действия
Одним из самых характерных элементов камлания является пение, танец и, конечно же, игра на музыкальном инструменте (бубен, барабан, трещотка и так далее).
При этом следует понимать, что хоть на камлании и присутствуют люди, и оно нередко разыгрывается как некое представление, его, все равно не стоит воспринимать, как некий аналог эстрады, так как в нем нет основополагающей цели развлечь зрителей. К этому стоит относиться как к мистическому театру, где разыгрывается некая мистерия, сакральный акт путешествия и общения с более тонкими слоями реальности.
Поэтому и песни, которые поет во время камлания шаман – это его песня «силы». В ней присутствуют особые слова на специальную мелодию, которые его обучают духи-помощники.
Когда проводиться камлание
Камлание может проводиться в любое время суток, в зависимости от личных предпочтений самого шамана и от направленности его действий. Но чаще всего это происходит либо в вечерних сумерках, либо ночью, как это делали, например, североамериканские шаманы.
Также отмечается, что проводить шаманский сеанс два раза в сутки не рекомендовалось.
Подготовка к камланию
Прежде всего в подготовку к камланию входит очищение как самого шамана и его инструментов, так и территории, где будет проходить камлание.
Обычно сначала проводиться окуривание. Например, тувинский шаман для этого на плоском камне рассыпал золу, горячие угли и горсть сушеного можжевельника. Затем добавлял немного муки, очищенного от шелухи и поджаренного проса, масла и сала.
Средства для окуривания могут быть самыми различными, это зависит от шаманской традиции и конкретно от самого шамана и тех целей, которые он преследовал. Но в большинстве случаев в качестве благовоний использовались травы.
Затем проводилось очищение водой, набранной из какого-либо священного источника или специально заговоренной. Обязательным условием было омовение.
Потом следовало жертвоприношение богам или духам-помощникам.
Как проходит камлание
Схема камлания во всех шаманских традициях практически одинакова. После подготовительного этапа, шаман призывает своих духов-помощников. Например, у якутов шаман вначале обращается к духам-хозяевам очага, дома, местности и так далее, с просьбой охранять всех собравшихся от каких-либо несчастий во время его действа, а затем к духам верхнего, нижнего и среднего мира, а также к своим духам-покровителям и духам-помощникам.
Нанайский шаманский сеанс начинается с призывания шаманкой духов-помощников, перешедших к ней от умерших шаманов ее рода и шаманов ближайших окрестностей и духов в образе детей.
За призывом обычно следовали сценки-диалоги шамана со своими духами-помощниками. Эта часть камлания происходила обычно по одной и той же схеме: сначала шаман впускал духа в себя, угощался от его имени, вел с ним «беседу», а затем «вселял» в предназначенное для него изображение или предметы, часто — в бубен.
Затем следовало шаманское путешествие в Верхний или Нижний мир, о события которого в «реальном времени» шаман рассказывал присутствующим.
После путешествия наступала заключительная часть — возвращение. А потом «закрепление» результатов камлания, благодарственные жертвы, отпускание духов-помощников и так далее.