камлание шамана что это

Камлание – шаманский ритуал

камлание шамана что это. Смотреть фото камлание шамана что это. Смотреть картинку камлание шамана что это. Картинка про камлание шамана что это. Фото камлание шамана что это

Самым важным действом в шаманизме является камлание, ибо оно одновременно является мистическим опытом для самого шамана и его «работой» по исцелению или сопровождению души в царство мертвых. Но чем же еще является камлание?

Значение термина «камлание»

Термин камлание происходит от тюркского слова «кам», что в дословном переводе значит «шаман». Поэтому камлать — это «шаманить», то есть выполнять специфическую шаманскую деятельность.

Что такое камлание

Как уже говорилось выше, камлание — это основная форма культовой деятельности шамана, во время которой осуществляется вхождение шамана в трассовое состояние. Оно выполняется для того, чтобы получить какое-то сакральное знание, совершить путешествие в иные миры или узнать будущее, выполнить акт исцеления или сопроводить душу умершего в царство мертвых. Иногда камлание проводиться и для других, более специфических целей.

Как проводится камлание

Камлание, как правило, приводиться публично, причем многие шаманы считают, что чем больше людей при этом присутствует, тем продуктивнее будет сам шаманский сеанс, поскольку духи-помощники шамана будут более активными. Но, тем не менее, для определенного рода целей камлание может осуществляться и в одиночку, уединенно.

У эскимосов на шаманском сеансе присутствует вся деревня. Зрители, время от времени, подбадривают шамана песнями и криками.

Особенности камлания, как мистического и ритуального действия

Одним из самых характерных элементов камлания является пение, танец и, конечно же, игра на музыкальном инструменте (бубен, барабан, трещотка и так далее).

При этом следует понимать, что хоть на камлании и присутствуют люди, и оно нередко разыгрывается как некое представление, его, все равно не стоит воспринимать, как некий аналог эстрады, так как в нем нет основополагающей цели развлечь зрителей. К этому стоит относиться как к мистическому театру, где разыгрывается некая мистерия, сакральный акт путешествия и общения с более тонкими слоями реальности.

Поэтому и песни, которые поет во время камлания шаман – это его песня «силы». В ней присутствуют особые слова на специальную мелодию, которые его обучают духи-помощники.

Когда проводиться камлание

Камлание может проводиться в любое время суток, в зависимости от личных предпочтений самого шамана и от направленности его действий. Но чаще всего это происходит либо в вечерних сумерках, либо ночью, как это делали, например, североамериканские шаманы.

Также отмечается, что проводить шаманский сеанс два раза в сутки не рекомендовалось.

Подготовка к камланию

Прежде всего в подготовку к камланию входит очищение как самого шамана и его инструментов, так и территории, где будет проходить камлание.

Обычно сначала проводиться окуривание. Например, тувинский шаман для этого на плоском камне рассыпал золу, горячие угли и горсть сушеного можжевельника. Затем добавлял немного муки, очищенного от шелухи и поджаренного проса, масла и сала.

Средства для окуривания могут быть самыми различными, это зависит от шаманской традиции и конкретно от самого шамана и тех целей, которые он преследовал. Но в большинстве случаев в качестве благовоний использовались травы.

Затем проводилось очищение водой, набранной из какого-либо священного источника или специально заговоренной. Обязательным условием было омовение.

Потом следовало жертвоприношение богам или духам-помощникам.

Как проходит камлание

Схема камлания во всех шаманских традициях практически одинакова. После подготовительного этапа, шаман призывает своих духов-помощников. Например, у якутов шаман вначале обращается к духам-хозяевам очага, дома, местности и так далее, с просьбой охранять всех собравшихся от каких-либо несчастий во время его действа, а затем к духам верхнего, нижнего и среднего мира, а также к своим духам-покровителям и духам-помощникам.

Нанайский шаманский сеанс начинается с призывания шаманкой духов-помощников, перешедших к ней от умерших шаманов ее рода и шаманов ближайших окрестностей и духов в образе детей.

За призывом обычно следовали сценки-диалоги шамана со своими духами-помощниками. Эта часть камлания происходила обычно по одной и той же схеме: сначала шаман впускал духа в себя, угощался от его имени, вел с ним «беседу», а затем «вселял» в предназначенное для него изображение или предметы, часто — в бубен.

Затем следовало шаманское путешествие в Верхний или Нижний мир, о события которого в «реальном времени» шаман рассказывал присутствующим.

После путешествия наступала заключительная часть — возвращение. А потом «закрепление» результатов камлания, благодарственные жертвы, отпускание духов-помощников и так далее.

Источник

Суть камлания в шаманизме

Определение и значение слова «камлание»

В тюркском языке шаманов называют камами. Эти особые люди, которые могут посещать потусторонний мир и общаться с духами. Вхождение в транс, обязательное для выполнения профессиональных обязанностей в шаманизме, получило название по наименованию профессии – «камлание».

Шаманизм и камлание

По идеологии шаманизма, все происходящее зависит от окружающих духов. Невзгоды и болезни посылают злые, и, чтобы устранить негативное влияние, нужно вызвать добрых. Они пробуждаются во время камлания.

камлание шамана что это. Смотреть фото камлание шамана что это. Смотреть картинку камлание шамана что это. Картинка про камлание шамана что это. Фото камлание шамана что этоКамлание — переход в состояние между сном и явью.

Чаще обряды проводят публично, их даже можно рассматривать как некое представление, при котором зрители аккумулируют и отдают энергию. Настоящий шаман может подчинить себе толпу. Но иногда входят в транс в одиночестве. Так поступают, если вопросы связаны с будущим.

Цель ритуала

Камлание необходимо, чтобы открыть шаману дорогу в другой мир, к встрече с духами. Они берут на себя исцеление, подсказывают, как выйти из сложных жизненных ситуаций, найти свои путь.

После воздействия заказчики могут чувствовать как прилив энергии, так потерю жизненных сил.

Особенности обряда камлание

Во время общения шаман движется по кругу только в одном направлении. А комбинации звуков и ритм, как и движения ритуального танца, могут меняться.

Как готовились шаманы к ритуалу камлание

Перед тем как ввести себя в транс, служители культа проводят определенную подготовку. Очищают место, где будет проходить обряд, инструменты и артефакты, которые понадобятся, и собственную душу. Для этого проводят окуривание с помощью различных трав.

У каждого растения свое предназначение:

Важный этап подготовки – омовение. Шаманы северных народов иногда им пренебрегают.

В Африке служители культа для усиления действия обрядов обязательно проводят жертвоприношения, якутские или алтайские могут обойтись сожжением растений.

Как проходил обряд в шаманизме

Способ вхождения в транс зависит от цели ритуала и имеет некоторые отличия у народов разных культур. Но есть и общие правила.

камлание шамана что это. Смотреть фото камлание шамана что это. Смотреть картинку камлание шамана что это. Картинка про камлание шамана что это. Фото камлание шамана что этоСпособ вхождения в транс имеет отличия у разных культур.

Что требовалось

С одной стороны, служитель культа избран высшими силами. С другой – он должен иметь, говоря современным языком, генетическую предрасположенность. В роду обязательно был предок-утха, контактирующий с миром духов. В каком поколении – неважно. К тому же, еще принимая ребенка, повитухи отмечали его особенность: родимое пятно определенной формы, лишнюю кость, сросшиеся или раздвоенные пальцы. Так духи указывали на особую долю человека, его «избранность».

Внешний вид шамана

Для общения с духами служители культа Сибири облачались в ритуальный костюм – с обязательной шапкой, с нашитыми амулетами из металла и костей. Их количество и вид напрямую зависели от цели обряда. Цвет одеяния определяется кругом общения кама. С подземными духами – черное, светлыми, небесными – белое. Обязательный атрибут – бубен. Его воспринимали как живое существо и обтягивали шкурами того зверя, с кем у служителя культа сохранялась связь.

Шаманы Африки тоже облачались в особую одежду:

Если избранники духов на севере расписывали узорами только лица, то проживающие в теплом климате все тело покрывали диковинными орнаментами. Каждая завитушка имеет свой сакральный смысл.

Ритмы бубна

В шаманизме энергетика человека разнесена на 8 чакр. С каждой из них согласовывается особый ритм. Мелодию воспроизводят благодаря одиночным и двойным ударам.

У каждого ритма собственная энергетика:

Восьмой ритм служители культа подбирают сами – его можно назвать личным ноу-хау. Стучат сначала по краям бубна, постепенно продвигаясь к центру.

Движения шаманского танца

Каждая поза имеет свое значение. Во время камлания совершают движение по окружности. Она – аналог земных и небесных кругов.

В созидающий небесный входят с юга на восток и заканчивают на севере. Создавая гармонизирующий, двигаться начинают с юга на запад, потом переходят с севера на восток. В земные круги входят по тому же принципу.

Во время танца служители культа имитируют повадки животных:

Северные шаманы также имитируют походку утки, взлет ворона, бег оленя, движения змеи. У южных свои животные для подражания.

Асты и жертвы

В уплату за камлание шаманам, кроме денежного вознаграждения, приносили как плату особые вещи. Их называют асты. Чаще всего это разноцветные ленты, которые в дальнейшем пришивают на ритуальное одеяние. Черные – при изгнании злых духов, красные – при излечении, белые – при очистке помыслов.

Плату нужно давать только правой рукой. Тем, кто жадничает, ритуал помогает в течение короткого времени.

Жертвы шаман приносил сам для того, чтобы задобрить духов. Это могут быть туши животных – коз, оленей, верблюдов, овец, или отдельные части, например язык или голова. Сначала жертву очищали, потом забивали и только затем сжигали.

Путешествие в верхний мир и его особенности

Самые добрые духи обитают выше неба – это место называют Буг. У богов такой же уклад, как у земных жителей, но нет болезней и смерти. Но, чтобы не занести «грязь» из среднего или нижнего мира, туда могут проникать шаманы высшей степени – только они способны становиться невидимыми и понимать небесный язык. Состояние перехода напоминает рывок. К нему переходят постепенно.

Например, сибирские шаманы, чтобы поговорить с богами, сначала преображаются в волков, затем в медведей, воронов и орлов. Все это видит в полусне человек, заказчик обряда. Когда ритуал завершается, кам вновь принимает человеческий облик.

Камлание в современности

Современный шаманизм ограничен узкой сферой. Глобальное место в мире заняли 3 основные религии. Поэтому даже шаманы, которые считаются избранными, часто «ломаются», не понимая, что происходит, а к их деятельности окружающие относятся как к костюмированному представлению.

Но находятся «учителя», привлекающие к культу шаманства молодежь. Проводится обучение ритуальным танцам и ритмам, и, что опасно, объясняют, как вызывать транс с помощью наркотических средств. Приобщение к психотропным веществам ломает жизнь, а стать настоящим шаманом, не имея утха и характерной особенности, невозможно.

Источник

Шаманское камлание. Путешествие в иные миры

Шаманское камлание. Путешествие в иные миры

За ритуалом инициации следует ознакомление шамана с его духами-помощниками, наделяющими его силами, и надевание церемониального облачения (шаманского костюма) со сложной космотеологической и психотехнической символикой, которой мы здесь не будем касаться в связи с удаленностью данной темы от нашей проблематики.[52] Поэтому перейдем к краткому рассмотрению сущности шаманской психотехники – камланию (от тюркского слова «кам» – «шаман»).

Сам инициационный цикл завершается особой церемонией «тестирования» шамана, которую иногда называют посвящением, что неправильно, поскольку реальное посвящение имело место гораздо раньше (мы охарактеризовали его выше). После этого посвящения шаман проходит достаточно долгий период обучения, во время которого овладевает психотехническими приемами, знакомится с мифологией, космологией, эпическими сказаниями своего народа и т. п. Тогда же совершается и упомянутое выше наделение силами и облачение в ритуальные одежды. В заключение данного подготовительного периода и имеет место церемония утверждения шамана в своем статусе, своеобразное «тестирование» его сил и способностей, которое можно считать своего рода «конфирмацией» шамана.

Иногда это событие предполагает многодневный публичный праздник, иногда шаман совершает свое первое камлание в уединении, в присутствии только своего учителя.

В отдельных случаях такое подтверждение достоинства шамана включает в себя различные испытания, как это бывает у тунгусо-маньчжурских народов. Маньчжурский шаман, например, должен без какого-либо вреда для себя пройти по горячим углям, демонстрируя нечувствительность к жару. Проводится и противоположное испытание: в разгар зимних морозов во льду делают девять отверстий (по типу прорубей) и шаман (видимо, обнаженный) должен влезть в одну прорубь и вылезти из второй, влезть в третью и так далее, вплоть до девятой. Цель испытания – проверить, обладает ли шаман способностью производить внутренний жар, нечто вроде психического тепла (туммо), обретаемого в процессе чунда-йоги адептами тибетской буддийской школы кагью-па (каджуд-па), так называемыми репа (рес-па). Вообще, следует отметить, что шаманская психотехника предполагает достижение шаманом высокой степени контроля над своими психосоматическими функциями. Известно (и это засвидетельствовано таким авторитетнейшим ученым, как С. М. Широкогоров), что во время камлания шаманы совершают прыжки экстраординарной высоты (это объясняется шаманистами легкостью тела камлающего шамана, приобретающего способность к левитации, причем ритуальное облачение шамана может весить до 30 кг; между тем люди, на которых шаман вскакивал во время камлания, утверждали, что не чувствовали его тяжести), демонстрируют сверхчеловеческую силу, неуязвимость (шаман протыкает себя ножами или мечами, не чувствуя боли и не обнаруживая никаких признаков кровотечения), ходят, не получая ожогов, по горящим углям и т. п.

Теперь следует сказать о статусе и функциях шаманов в архаических обществах. Как правило, шаманы занимали очень высокое социальное положение (исключение здесь – чукчи), а у бурят-шаманистов шаманы были даже первыми политическими лидерами. Следует отличать шамана от жреца – жертвоприношения и молитвы божествам не являются прерогативой шамана. Даже если ритуал камлания предполагает жертвоприношение, его иногда совершает не шаман, а другой священнослужитель. Также шаман не участвует в совершении ритуалов жизненного цикла (рождение, бракосочетание, беременность, смерть), за исключением тех случаев, когда человек в это время нуждается в защите. Главные функции шамана – функции целителя, знахаря и психопомпа – проводника душ умерших в потусторонний мир. В отдельных случаях шаман использует свои способности для «меньших целей» – предсказание погоды, поиск посредством ясновидения потерянных вещей и т. п. Гадания и предсказания также являются важной функцией шамана.

В некоторых традициях существует разделение шаманов на «белых» и «черных» (например, ай оюна и абасси оюна у якутов или сагани бо и караин бо у бурят), хотя это разделение часто имеет чисто условный характер; например ай оюна («белые» шаманы) очень часто не шаманы вообще, а жрецы-священнослужители. Считается, что «белые» шаманы совершают восхождение в небесные миры и почитают небесных богов или высшего бога, а «черные» шаманы связаны с подземными, хтоническими, духами и совершают нисхождение в нижний мир. Однако, как правило, «волшебные (экстатические) путешествия» и в верхний, и в нижний мир совершает один и тот же шаман.

После этих кратких замечаний можно приступить к характеристике самого ритуала (сеанса) камлания. Камлание представляет собой ритуальное вхождение шамана в психотехнический транс (совершаемый обычно публично) для достижения тех или иных целей. Обычно это или исцеление больного, для чего необходимо найти и вернуть похищенную злыми духами душу (иногда предстоит определить – какую, так как для шаманизма характерно представление о множественности душ, последнее существует и в некоторых более развитых традициях – например, китайская концепция животных, по, и разумных, хунь, душ), или проводы души (одной из душ) умершего в потусторонний мир. Иногда камлание совершается и по «малым» поводам (нахождение пропавших домашних животных и т. п.). Но в любом случае оно предполагает вхождение шамана в особое состояние сознания (транс, экстаз), подразумевающее или волшебный полет духа шамана вместе с духами-помощниками в верхний либо нижний миры, или (в «малых» случаях) проявление экстрасенсорных способностей шамана, а следовательно, и различные трансперсональные переживания.

Большую роль в камлании играют так называемые духи-помощники шамана, причем иногда проводится различие между избирающим шамана духом и малыми духами, по его приказу содействующими шаману в его делах. Л. Я. Штернберг, например, приводит рассказ шамана о явлении ему женского духа, призвавшего его к шаманскому служению. У гольдов (бассейн Амура) существует представление о том, что избирающий дух (аями) вступает в брак со своим избранником, сопровождающийся эротическими видениями и переживаниями. Затем аями посылает духов-помощников, чтобы они служили шаману. Иногда избирающий дух имеет тот же пол, что и шаман, что приводит к ритуальному трансвестизму: шаман меняет свой пол (иногда внешне – меняя одежду и украшения, а иногда и более существенно: меняются даже голос и конституция шамана, что свидетельствует о глубокой гормональной перестройке организма; часто шаманы после этого вступают в гомосексуальный брак с другим мужчиной). Подобного рода явления известны среди чукчей, камчадалов, азиатских эскимосов и коряков, а также в Индонезии (манат бали народа морских даяков), Южной Америке (патагонцы, арауканцы) и отчасти в Северной Америке (у индейских племен арахо, чейенне, уте и др.).

Мы рассмотрим структуру камлания на примере тунгусо-маньчжурского шаманизма, блестяще описанного нашим соотечественником С. М. Широкогоровым, белым офицером, а потом известным этнологом, публиковавшим свои работы в основном на английском языке.

Пример тунгусо-маньчжуров весьма удобен, поскольку у маньчжуров в период их владычества в Китае (династия Цин, 1644–1911 гг.) шаманизм приобрел наиболее зрелый и институализованный вид (в Пекине даже существовал шаманистский храм с шаманами в златотканых шелковых и парчовых ритуальных облачениях, что побудило о. Иакинфа Бичурина рассматривать шаманизм как одну из мировых религий), а некоторые шаманские предания и литургические нормы были зафиксированы письменно. Но с другой стороны, именно тунгусо-маньчжурский шаманизм по тем же причинам оказался под сильнейшим воздействием тибето-монгольского буддизма и религий Китая, что иногда затрудняет вычленение исходных чисто шаманских элементов.

Камлание шамана у тунгусо-маньчжурских народов обычно включает в себя три этапа: предварительное жертвоприношение (обычно лося, но в отдельных случаях – козла или ягненка), собственно камлание, или экстатическое путешествие, шамана и благодарственное обращение к духам-помощникам.

Камлания, предполагающие нисхождение в нижний мир, совершаются для: 1) жертвоприношения предкам; 2) поиска души пациента и ее возвращения; 3) сопровождения души умершего. Этот тип камлания считается очень опасным и его совершают только отдельные, сильные шаманы (его техническое название – оргиски, т. е. «по направлению к орги» – западной или нижней области).

Перед камланием шаман готовит нужные ему ритуальные предметы – изображение лодки, фигурки духов-помощников и т. п., а также шаманский бубен. После жертвоприношения лося происходит созывание духов-помощников. Затем шаман курит, пьет стакан водки и начинает шаманскую пляску, постепенно вводя себя в экстатическое состояние, завершающееся потерей сознания и каталепсией. В лицо шаману брызгают три раза жертвенной кровью и приводят его в чувства Шаман начинает говорить не своим, высоким голосом и отвечать на вопросы присутствующих. Считается, что это отвечает вселившийся в тело шамана дух, тогда как сам шаман находится в подземном мире (что свидетельствует о своеобразном феномене раздвоения личности). Через некоторое время шаман «возвращается» в свое тело, и его встречают восторженные крики присутствующих. Эта часть камлания занимает около двух часов.

Третья часть камлания начинается после 2 – 3-часового перерыва и заключается в выражении шаманом благодарности духам.

Интересно, что если во время камлания в тело шамана вселяется зооморфный дух (например, в одном случае, описанном Широкогоровым, – волк), то шаман ведет себя соответствующим образом, отождествляясь с этим животным (на этапе раздвоения личности).

Шаманское путешествие в мир мертвых описано в знаменитом маньчжурском тексте «Повесть о шаманке Нисань».[53] Ее содержание следующее: в эпоху правления в Китае династии Мин (1368–1644 гг.) на охоте в горах погибает молодой человек из богатой семьи. Шаманка Нисань вызывается вернуть его к жизни и отправляется за его душой в мир мертвых. Она встречает множество душ, в том числе душу своего умершего мужа, и после бесчисленных испытаний и опасностей в сумраке нижнего мира находит душу молодого человека и возвращается с ней на землю; он оживает. Этот текст интересен не только описанием экстатического опыта шамана, но и как свидетельство шаманских истоков «темы Орфея», весьма значимой для мистериальных культов древнего мира.

Аналогичным является и камлание, совершаемое для восхождения на небо. В качестве вспомогательных средств шаман использует 27 (9X3) молодых деревец, отождествляемых с опорами мироздания по сторонам света и мировой осью (отверстие в центральной части юрты, кстати, часто отождествляется с Полярной звездой, через нее проходит мировая ось, по которой шаман может попасть в небесный мир). Еще один аналогичный ритуальный предмет – лестница. После жертвоприношения шаман приводит себя в экстатическое состояние пением, ударами в бубен и пляской. В момент потери им сознания начинается полет его души в небесный мир. Такие камлания совершаются и в дневное, и в ночное время. Широкогоров считает, что камлание ради полета на небо заимствовано тунгусским народом от бурят.

Приведенное описание тунгусо-маньчжурской практики камлания в целом, полагаем, достаточно для знакомства с практикой шаманизма и структурой шаманского психотехнического ритуала. Предложим лишь еще один пример шаманского камлания, на этот раз обратившись к чукотскому материалу, поскольку чукчи являются палеоазиатским народом, традиция которого в значительно меньшей степени подвергалась влияниям высокоразвитых цивилизаций и религий. О чукотском шаманизме мы имеем богатый материал благодаря трудам еще одного российского ученого – В. Г. Богораза (Богораз-Тана).

Следует отметить, что к началу XX в., то есть ко времени наблюдений В. Г. Богораза, чукотский шаманизм находился в состоянии упадка. Упадок традиции отмечали у себя и другие народы Сибири. Впрочем, в ряде случаев речь может идти не о реальной деградации традиции, а о влиянии на общественное сознание мифологемы золотого века, предполагавшей постепенное ухудшение условий жизни и обращения с высшими силами по мере удаления от него.

Шаманов на Чукотке было очень много, до одной трети населения. Процветал и семейный шаманизм, заключавшийся в том, что каждая семья, имевшая свой шаманский бубен, передававшийся по наследству, в особые праздничные дни имитировала сеансы камлания. Речь идет только об имитации внешних моментов поведения шамана (прыжки вверх, подражание священному языку шаманов – издавание нечленораздельных звуков и т. д.). Иногда при таких коллективных акциях имели место пророчества, но к ним никто серьезно не относился. Главное формальное отличие этих семейных камланий от подлинно шаманского состоит в том, что семейное камлание (в котором принимают участие даже дети) проводится при свете под наружным навесом чума, тогда как шаманское – в спальном помещении и в полной темноте.

Шаманский бубен часто называется лодкой, а психотехнический транс – «потоплением» шамана, что указывает на подводные странствия чукотского (как и эскимосского) шамана. Тем не менее описываются также полеты шамана в верхний мир и нисхождения в нижний.

Во времена В. Г. Богораза камлание происходило следующим образом: шаман раздевался по пояс, курил трубку и начинал бить в бубен и петь мелодию (у каждого шамана она была своя). Затем в чуме раздавались «голоса духов», слышимые из самых разных направлений. Казалось, что они или исходят из-под земли, или приходят сверху. В это время очевидцы наблюдали различные паранормальные явления – левитацию предметов, камнепад и т. п. (от оценки реальности таких явлений мы воздерживаемся). Духи умерших беседовали со зрителями голосом шамана.

При переизбытке парапсихологических явлений настоящий транс был весьма редким, и только иногда шаман падал на пол без сознания, а его жена накрывала его лицо куском ткани, зажигала свет и начинала петь. Считалось, что в это время душа шамана советуется с духами. Приблизительно через 15 минут шаман приходил в себя и высказывал свое мнение по заданному ему вопросу. Но часто транс заменялся сном, поскольку чукчи приравнивают сон шамана к трансу (не близко ли это типологически тантрической йоге сновидений или, по крайней мере, не коренится ли последняя в шаманской психотехнической деятельности в состоянии сна?).

Шаманы также применяют метод лечения высасыванием, во время которого шаман демонстрирует насекомое, колючку и т. п. как причину болезни. Весьма любопытны шаманские операции, напоминающие знаменитые методы филиппинских целителей. В. Г. Богораз сам присутствовал при одной такой операции. Мальчик 14 лет лежал обнаженным на земле, а его мать, известная шаманка, руками как бы раскрыла его живот, причем В. Г. Богораз видел кровь и обнажившиеся внутренние органы. Шаманка погрузила свои руки глубоко в рану. Все это время шаманка вела себя так, будто она находилась под воздействием сильного жара, и постоянно пила воду. Через несколько мгновений она вынула руки, рана закрылась, и Богораз не увидел никаких от нее следов. Другой шаман после долгой пляски вскрыл ножом свой собственный живот.[55]

Подобного рода явления или трюки характерны для всей Северной Азии и связаны с достижением власти над огнем. Такие шаманы могут также глотать раскаленные угли и касаться раскаленного добела железа. Большинство подобных способностей (трюков) демонстрировалось в начале века для всеобщего обозрения средь бела дня. В. Г. Богораз описывает и такой номер: шаманка чем-то трет небольшой камень, и его кусочки падают в ее бубен. Под конец в бубне появляется целый холмик из этих кусочков, но камень в руках шаманки не уменьшается и не меняет своей формы.[56] На Чукотке устраивались даже целые соревнования шаманов-«волшебников». Описаниями подобных состязаний полон чукотский фольклор.

Чукотский шаманизм имеет еще один интересный аспект. Существует целый класс шаманов, изменивших пол. Их называют мягкими мужчинами или мужчинами, похожими на женщин. Как утверждают, по повелению келет (духов) они поменяли свой мужской пол на женский. Они носят женскую одежду, ведут себя, как женщины, и порой даже выходят замуж за других мужчин. Однако обычно приказу келет подчиняются только отчасти: шаман носит женскую одежду, но продолжает жить со своей женой и имеет детей. Иногда шаман, получивший подобный приказ, предпочитает трансвестизму самоубийство, хотя гомосексуализм всегда был известен чукчам.[57] О распространенности подобного рода транссексуальности в шаманизме разных этносов уже говорилось выше.

На этом мы закончим краткое описание шаманской психотехнической практики и после нескольких слов о месте шаманизма в истории религиозных учений перейдем к попытке интерпретации феномена шаманизма в свете психологического подхода.

Читайте также

2. Иные противоречия

2. Иные противоречия Фотий в энциклике 867 г. критиковал еще и некоторые литургические и канонические обычаи, внедрявшиеся франкскими миссионерами в Болгарии (оппозиция женатому священству, выполнение конфирмации, то есть Миропомазания, только епископами, посты по

Иные учения

Иные учения Все ли иные учения вредны, модные увлечения только несут вред?Мы, каббалисты, никого не запрещаем, не за то, чтобы «собрать все книги (посторонние) да и сжечь», потому что считаем, что чем быстрее человечество пройдет по всем ошибочным своим путям, тем быстрее

12. Все миры

12. Все миры Все миры с множеством их ступеней существуют только относительно душ, которые получают от миров. Поэтому существует правило: «все, что не постигаем, не можем назвать по имени», потому что имя означает постижение. И поэтому все имена, обозначения, числа

12. Все миры

12. Все миры Все миры с множеством их ступеней существуют только относительно душ, которые получают от миров. Поэтому существует правило: «все, что не постигаем, не можем назвать по имени», потому что имя означает постижение. И поэтому все имена, обозначения, числа

АВА»Я и миры АБЕ»А

АВА»Я и миры АБЕ»А Вопрос: Связано ли «всматривание», Истаклут, с тем моментом, описанным в 1 главе Бытия, когда Творец посмотрел на свое творение и сказал, что оно «хорошо весьма»?Ответ: НЕТ.Вопрос: Можно ли сказать, что в мирах Адам Кадмон и Ацилут происходит более детальная

«Иные» и природные духи

«Иные» и природные духи Нет никакого сомнения, что пантеоны различных славянских племен были гораздо шире и разнообразнее, поэтому охватить в одной небольшой книге всех богов трудно, даже невозможно. В предшествующих главах мы стремились не столько показать полноту и

ГЛАВА 20. Избрание семидесяти учеников и отправление их на проповедь. Третья Пасха. Учение Иисуса о том, что оскверняет человека. Путешествие Иисуса в пределы Тирские и Сидонские. Путешествие по области Десятиградия. Чудесное насыщение 4000 человек. Возвращение в Галилею

ГЛАВА 20. Избрание семидесяти учеников и отправление их на проповедь. Третья Пасха. Учение Иисуса о том, что оскверняет человека. Путешествие Иисуса в пределы Тирские и Сидонские. Путешествие по области Десятиградия. Чудесное насыщение 4000 человек. Возвращение в

11. Иные знамения

11. Иные знамения Еще одним знамением является то, что об антихристе известно, что он будет правителем мира, а только в наше время стала практически реальной возможность, чтобы один человек управлял всем миром. Все мировые империи, существовавшие до нашего времени,

Глава XX. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1-6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7-12). Дальнейшее путешествие до Милита (13-17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18-38)

Глава XX. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1-6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7-12). Дальнейшее путешествие до Милита (13-17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18-38) 2 «Прошедши те места. «, в которых прежде основаны были Павлом

8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение

8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус,

17. и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

17. и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Упоминание об «иных» заставляет думать, что собравшихся было гораздо больше одиннадцати. К такому же заключению приводит и сообщение евангелиста, что эти «иные» «усомнились». После явлений в Иерусалиме и в Галилее от

ШАМАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

ШАМАНСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ Если же человек не выдерживает страданий шаманской болезни и соглашается на домагательства демонов, то, как правило, ему, дабы стать настоящим шаманом, необходимо пройти обряд шаманской инициации. Даже в тех случаях, когда призвание духами

ЧТО ТАКОЕ КАМЛАНИЕ?

ЧТО ТАКОЕ КАМЛАНИЕ? «Главные обязанности шамана – лечить больных людей, охранять их от злых духов, добиваться удачи охотникам на промысле, своевременно угадывать приближения несчастья в семье или селении, узнавать, какой будет весенняя охота, предсказывать погоду на

Угодны ли Богу иные веры?

Угодны ли Богу иные веры? (Ответ вопрошающему)Истина только одна.Истинная вера только одна. Это — вера православная.Всякая неправославная вера имеет в себе или примесь лжи, или вся ложна.Отец лжи есть диавол, а Бог ненавидит ложь.Кажется, все это для православного

Иные учения

Иные учения Все ли иные учения вредны, модные увлечения только несут вред?Мы, каббалисты, никого не запрещаем, не за то, чтобы «собрать все книги (посторонние) да и сжечь», потому что считаем, что чем быстрее человечество пройдет по всем ошибочным своим путям, тем быстрее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *