камвольная пряжа что это такое
Камвольные ткани: их разновидности, плюсы и минусы
Камвольные материалы широко используются в швейной промышленности, благодаря высоким показателям прочности. Из них шьют разные виды одежды: от платьев до пальто. Назначение зависит от толщины материала и плотности прядения. О том, что такое камвольные ткани и какими свойствами обладают, пойдет речь в этой статье.
Как создаются камвольные ткани
Камвольные ткани имеют шерстяной или полушерстяной состав. Пряжа может быть однониточной, крученой или фасонной. Создаются гребенным методом прядения с помощью пряжи. Данный способ подразумевает использование однородного шерстяного волокна, который прочесывают много раз по всей длине.
Чистошерстяные и полушерстяные камвольные ткани делятся на несколько видов:
Платьевые
Для создания плательных тканей применяют крученую пряжу линейной плотности 20-35 текс. В процессе прядения полушерстяных полотен нередко применяют подкрутку химическими нитями. Самыми часто встречающимися чистошерстяными тканями в этой подгруппе считаются креповые. Их создают из пряжи высокой крутки с мелкоузорчатыми переплетениями.
Ассортимент платьевых тканей постоянно обновляется и пополняется. За счет добавления химических волокон в состав, улучшились многие свойства и снизилась себестоимость. Нитрон – самое популярное синтетическое полотно. Добавление нитрона положительно сказывается на мягкости, улучшает структуру и позволяет окрашивать полотна в разнообразные цвета.
Костюмные
Считаются самыми популярными среди камвольных тканей и составляют около 70 процентов от всех видов. На костюмных шерстяных или полушерстяных тканях есть основа либо уток из крученой пряжи. Плотность утка колеблется в пределах от 15 до 32 текс. В состав полушерстяных полотен добавляют пряжу, подкрученную вискозными нитями плотностью 16 текс. Пряжа с подкруткой не должна составлять более 35 процентов от общей массы. За счет добавления в состав крученой пряжи повышается прочность, изделие меньше мнется и становится формоустйчивым.
Камвольные костюмные ткани имеют поверхностную плотность от 220 до 350 г/м². Самый часто встречающийся показатель плотности – 270 г/м². Костюмные ткани значительно тяжелее платьевых. Иногда в состав добавляют специальные металлизированные нити для украшения. Качественная ткань должна быть сделана из ровной, прочной и гладкой пряжи без дефектов. Краска должна лежать равномерно, быть яркой, а также усадка более 3% нежелательна. Для создания этих полотен используют саржевое, полотняное, мелкоузорчатое, комбинированное, реже диагональное переплетение. Самыми качественными костюмными тканями считаются – чистошерстяные, выработанные из тонкой или полутонкой шерсти мериноса.
Для пошива мужских изделий чаще используется костюмная чистошерстяная или полушерстяная ткань массой не более 300г на 1м². Такие изделия надолго сохранят внешний вид, не будут сминаться и прослужат долгие годы. К тканям этой категории относятся гладко- крашенные крепы и трико.
Пальтовые
Габардины вырабатываются диагоналевым или саржевым переплетением из крученой пряжи. Поверхностная плотность габардина составляет 300-380 г/м². Габардин хорошо поддается драпировке, отличается высокими показателями износостойкости, но из-за высокой плотности по нити основы, их легко прорубить иглой при пошиве. Также, для того, чтобы отпарить изделие из габардина, придется приложить немало усилий.
Для создания женских пальто выпускают легкие ткани с разного рода переплетениями, коротким ворсом и рельефными рисунками. Нередко можно встретить двухслойные пальтовые материалы с гребенной пряжей в составе.
Летние плащи и накидки шьются из тканей с полотняным переплетением и химическими волокнами в составе. На выходе, изделие имеет гладкую поверхность, пропитанную водоотталкивающим составом.
Невероятная изысканность батиста: аристократичность в каждой нити
Для пошива юбок, костюмов, курток используют габардины саржевого переплетения, однотонные меланжевые коверкоты (однослойная ткань с разной плотностью, которую вырабатывают из двухцветной крученой пряжи.
Для пальтовых тканей из 100 % шерсти характерна мягкая структура с рельефными узорами. Пальтовые полушерстяные ткани считаются самыми востребованными, поэтому ассортимент постоянно обновляется. Для их создания применяют пряжу с содержанием шерсти 30-70 %. Большинство пальтовых тканей имеют рельефную поверхность, которая образуется за счет использования фасонной пряжи. Поверхностная плотность пестротканых материалов 400-600 г/м².
Плюсы и минусы камвольных тканей
К плюсам камвольных тканей можно отнести:
- Несминаемость; Отсутствие усадки; Хорошая формоустойчивость (держит заутюженные складки и вытачки); Стойкость к истиранию; Не требуют частой влажно-тепловой обработки; Быстрая и простая чистка изделий; Если в составе преобладают волокна лавсана, то это положительно сказывается на прочности и долговечности ткани; Большой ассортимент полушерстяных тканей, можно выбрать на любой вкус; Хорошая воздухопроницаемость;
Из минусов можно выделить:
- Повышенную сыпучесть нитей; Достаточно высокую усадку полушерстяных тканей; Если синтетических волокон в составе более 50 % – изделия будут блестеть;
- Перед стиркой стоит вывернуть изделие на изнаночную сторону, чтобы предотвратить деформацию материала; Температура воды не должна превышать показатель в 30°, дабы снизить усадку; Для стирки нужно применять щадящие моющие средства для шерстяных тканей; Вывести пятно поможет мягкая щетка; Для сушки одежду нужно раскладывать; Избегайте воздействия солнца и близости батарей во время сушки;
Самыми распространенными тканями для пошива мужских костюмов, женских пальто, юбок и платьев считаются камвольные. Они отличаются сравнительно бюджетной стоимостью и хорошими эксплуатационными качествами.
Как появились камвольные ткани и какими свойствами они славятся?
Свойства и особенности ткани
Физико-механические
Гигиенические
Шерстяные, полушерстяные ткани, в зависимости от выработки пряжи, бывают камвольные и суконные. Различаются они по внешнему виду, строению, свойствам. В статье описаны методы выработки, состав, свойства, применение камвольных тканей. Рассказана история появления, даны советы по уходу.
Что это за тип ткани
Камвольные ткани — самые лёгкие, тонкие шерстяные и полушерстяные материалы. Второе название материалов — гребенные. Произошло от немецкого слова, обозначающего «гребенная шерсть».
Из гребенной пряжи ткут плотные, упругие камвольные полотна. Лицевые поверхности полотен ровные, без ворсинок. На них хорошо видны рисунки ткацких переплетений.
История происхождения
Археологи нашли остатки шерстяных материалов при раскопках древних поселений. Сырьё для полотен из шерсти появилось после одомашнивания овец, коз. Волокна собирали при вычёсывании животных гребнями.
В Древнем Риме граждане носили тоги из материи, сделанной из овечьей шерсти. В Средние века ткали полотна из шерстяной пряжи, волокна для которой тщательно чесали. С 12 века в английской деревне Ворстед делали прочную, плотную, мягкую гребенную пряжу с глянцевым блеском. Из неё ткали камвольные материалы ворстед для мужских костюмов.
До начала 18 века шерстяные ткани делали на дому или в кустарных мастерских. Фабричное производство началось после появления машин, развития химии. Крупные фабрики, выпускающие шерстяные материалы, появились в 19 веке.
В Советском Союзе первый камвольный комбинат построили перед началом Второй Мировой войны. Сейчас российский лидер по выпуску гребенных материалов — Брянский камвольный комбинат.
Состав ткани и его свойства
Гребенную пряжу делают:
К шерсти добавляют химические волокна:
Примеры составов в процентах:
Свойства камвольных материалов:
Натуральная шерсть — традиционный материал для костюмов. Чтобы улучшить внешний вид и свойства смешанных тканей, их термостабилизируют, обрабатывают грязеотталкивающими, смягчающими, антистатическими веществами.
Виды ткани
Гребенные материалы для весенней и зимней одежды различаются по плотности. Ткани по плотности в г/м2, назначению:
По способам ткацких переплетений:
По соотношению плотностей нитей:
По окрашиванию, способу нанесения рисунков:
Камвольная ткань — шерстяной материал, из которого можно сшить и воздушные платья, и теплые пальто
Расскажет: Валентина Новикова
натуральное, животного происхождения
плательная, костюмная, пальтовая
Водоупорность | хорошая |
---|---|
Гигроскопичность | 6-12% |
Капиллярность | средняя скорость впитывания влаги |
Воздухопроницаемость | ниже средней |
Паропроницаемость | средняя |
Электризуемость | заметная |
Мерсеризация тканей | не обрабатывается |
Структура ткани | простое (гладкое или главное) переплетение |
---|---|
Способ прядения нитей | гребенный метод; саржевое или полотняное |
Сторона | одно- или двухлицевая |
Рисунок | однотонный гладкокрашеный |
Производители | Россия |
Гост | 27541-87 |
Камвольные материи могут различаться по толщине и плотности, однако, они всегда изготавливаются из натурального сырья животного происхождения — из шерсти. Изделия, сшитые из такого полотна, делятся на шерстяные и полушерстяные. В первом случае для создания ткани используется 100% шерсть, тогда как во втором к шерсти примешивается незначительное количество других волокон.
На ощупь полотно тонкое, но при этом плотное и приятное к телу. Оно хорошо сохраняет тепло и выводит влагу;
Изготавливают эту материю путем переплетения шерстяных волокон одним из трех методов: гребенным, саржевым или полотняным. Таким образом, ткань может быть как одно-, так и двухлицевой. Наиболее популярным является саржевый способ плетения. Перед плетением волокна обязательно много раз тщательно расчесывают для того, чтобы придать нитям однородность. Для прочности и эластичности иногда добавляют синтетические нити.
По своему типу камвольная материя бывает плательной, костюмной или пальтовой. Исходя из предназначения будущего изделия, определяется и выбирается плотность материала.
По сравнению с обычными шерстяными вещами камвольная ткань имеет меньший вес, некоторую упругость и эластичность, а также более легкую фактуру.
Местом происхождения этого материала, как и многих других шерстяных тканей, является Средняя Азия, жители которой давно оценили теплые и практичные полотна из натуральной овечьей шерсти. Поначалу материал изготавливали вручную. Сейчас этот процесс автоматизирован и происходит на специальных прядильных станках.
Применение
Эстетичный и аккуратный внешний вид полотна, а также его практические свойства позволяют использовать его в самых различных сферах.
Камвольная материя используется для пошива:
В зависимости от плотности материал может быть очень теплым либо, наоборот, предназначаться для ношения в летнее или весеннее время года.
Полотно подходит для пошива как мужских, так и женских и даже детских предметов одежды. Стойкость к загрязнениям, сминанию и разрывам делают вещи, сшитые из этой ткани, практичными и долговечными.
Современный словарь прядения
Скачайте «Современный словарь прядения» в формате pdf со всеми иллюстрациями.
Екатерина Горж
Современный словарь прядения.
Первый иллюстрированный терминологический словарь прядения и шерсти на русском языке.
Введение
Дорогие рукодельницы, пряхи и любители шерсти!
Как родилась идея создания такого словаря? Делов том, что когда несколько лет назад я начала прясть,а затем и преподавать прядение, я столкнулась с массовым использованием англицизмов и кальки с иностранных языков. Как человек, неравнодушный к родному языку, культуре и сохранению традиции, я не могла поверить, что в нашем богатейшем текстильном наследии не остались исконно русские термины, обозначающие явления, связанные с обработкой шерсти и ручным прядением. Так началось исследование длиною в несколько лет, вылившееся в итоге в книгу «Прядение для всех», которое не прекращается и до сих пор. Мне удалось найти и систематизировать основные термины, связанные с ручным прядением, подвести их под современное употребление и представить читателям в книге и теперь уже в этом словаре.
Данный словарь сделан для вас и для развития нашего с вами общего любимого дела, а также с целью повсеместного распространения грамотного использования терминологии шерсти и прядения на русском языке.
В основу представленного вам словаря легла шестая часть книги «Прядение для всех», которая была в значительной степени дополнена иллюстрациями, некоторыми терминами и сверстана специально для удобного чтения с экрана.
С целью широкого распространения знаний о прядении и шерсти словарь распространяется за счет автора, но если вы хотите поддержать автора любой суммой, то мы будем очень благодарны за любую поддержку: отзыв, распространение информации или небольшая сумма — все пойдет в дело дальнейших исследований и, возможно, печатного издания новых версий данного словаря. Контакты вы найдете на странице 33.
Кроме того, предполагается, что словарь будет постоянно дополняться и улучшаться, следите за обновлениями на сайте прядение.рф.
Благодарю всех за внимание!
Прядите с радостью!
Ваша
влюбленная в шерсть
Екатерина Горж
Терминологический словарь прядения
Вынесение терминологического словаря в отдельную часть книги было обусловлено стремлением автора подчеркнуть важность использования русской терминологии ручного прядения. Составление такого словаря — непростая задача, так как в процессе необходимо основываться на лексике, сохранившейся в различных источниках профессиональной и этнографической литературы, и одновременно учитывать новые тенденции и используемые в обиходе современных прях термины. Кроме того, на русскоязычном пространстве исторически сложились совершенно разные региональные термины, обозначающие одни и те же явления. Также необходимо уточнить, что многие определения в русском языке (как и в других языках) являются условными, некими точками отсчета для разделения понятий. Такими являются, к примеру, определения классической, полукамвольной и полусуконной пряжи, а также «арт-пряжи».
Представленный вашему вниманию краткий русский терминологический словарь прядения и шерсти восстановлен по источникам из совершенно разных областей знаний, где сохранились крупицы лексики, связанной с обработкой волокон и прядением. При составлении словаря использовались такие науки, как этнография, история, археология, промышленное прядильное производство, текстильное материаловедение, шерстоведение, инженерная механика и другие.
В словаре собраны основные термины, используемые сегодня в сфере прядения. Как и при составлении любого словаря, передо мной, как исследователем и переводчиком, стояла задача не только найти исконные значения слов, но и выйти на их русский эквивалент в процессе перевода с иностранного языка. Однако в случае отсутствия в русском языке эквивалентов (в связи с отсутствием самого явления) в словарь включались постоянно употребляемые в мировой практике термины.
Мир русскоязычного прядения постоянно расширяется и углубляется, а язык — живой организм, постоянно меняющийся и развивающийся, поэтому данный словарь будет отражать эту особенность и будет регулярно дополняться и исправляться.
Приятного изучения!
Андское ссучивание — ссучивание пряжи из одного источника, которое, благодаря специальной намотке на руку, позволяет ссучивать одинарную нить сразу с двух ее концов.
Армированная/напрядная пряжа — пряжа, где волокна напрядены на сердечник (основу), представляющий собой фабричную нить любого состава. Армированная пряжа относится к фасонным типам пряжи.
Арт-пряжа — в широком смысле любая пряжа, отличная от классической сбалансированной пряжи. То же, что фасонная пряжа. В узком смысле арт-пряжа — это пряжа, способная по своим цветовым и выразительным средствам оказывать на человека воздействие, которое сравнимо с эстетическим воздействием произведения искусства.
Барабанный кардер/бытовая барабанная чесальная машина — аппарат, используемый для прочесывания слежавшихся волокон и/или для смешивания различных типов волокон с целью создания ватки/батта (кардочеса) большого объема.
Игольчатое полотно такого кардера набито на барабан, который вращается от рукоятки или электропривода и позволяет прочесать или смешать волокна. Различают барабанные кар-
деры с различным типом игольчатого полотна: от полотна с тонкими и близко расположенными иглами (для тонких типов волокон) до полотна с толстыми и реже расположенными иглами (для более толстых волокон).
Блокировка нитей/пряжи (ВТО) — стирка и последующая сушка готовых нитей в горячей мыльной воде для придания пряже окончательного вида. В процессе блокировки вытянутые во время чесания и прядения волокна расправляются, возвращаются в свое естественное состояние и занимают окончательное положение. Стирка по температурному и механическому воздействию должна соответствовать тонине и степени свойлачиваемости волокна, а также желаемым свойствам пряжи.
Бросовый метод прядения — прядение, при котором веретено держится на свежеспряденной нитке с помощью крючка или полуштыка, а пряха «бросает» (не держит) само веретено в процессе прядения. В последние годы данный метод стал называться подвесным.
Ватка (батт) — волокнистый продукт кардочесания, может быть получен прочесыванием на барабанном кардере или на ручных ческах.
Веретенная прялка — полупрялка-полуверетено, при работе с которой вращение происходит за счет рукоятки, ножного привода или педали, присоединенной к маховому колесу, а намотка пряжи на веретено производится ручным способом. В статье можно подробнее почитать про один из видов веретенной прялки — чарку.
Веретено — приспособление для ручного прядения. Чаще всего в виде палочки (оси) с грузиком (пряслицем) для увеличения скорости и долготы вращения. Грузик может быть отдельным (съемным) или выточенным прямо с осью. Существуют веретена с верхним, средним и нижним пряслицем (в зависимости от его расположения на оси). Веретено может быть снабжено крючком или выемкой для удобства закрепления спряденной нити с помощью полуштыка.
Различают подвесные и опорные веретена. Веретеном также называется ось рогульки в самопрялке или ось в веретенной прялке. Подробнее о веретенах здесь.
Волокнистый продукт — совокупность разрыхленных или прочесанных тем или иным методом волокон.
Волокно — очень тонкая (измеряемая в микрометрах) непряденная нить животного, растительного или минерального происхождения.
Воробы — то же, что мотовило, только другой формы.
Вытягивание — один из этапов прядения, процесс утонения и удлинения волокнистого продукта, при котором происходит смещение или сдвиг волокон в продукте в направлении его длины. В результате вытягивания волокна распрямляются, разглаживаются и в некоторой мере параллелизуются, уменьшается поперечное сечение продукта, он удлиняется и утоняется.
Различают предварительное, камвольное (короткое) и суконное (длинное) вытягивание. Метод вытягивания определяет способ входа крутки в нить и итоговые свойства пряжи.
Выход пряжи — выраженное в процентах отношение полученной пряжи к изначальному количеству волокна, использованного в ее выработке.
Гребенная лента/топс — волокнистый продукт гребнечесания, получаемый путем распрямления и параллелизации волокон с помощью гребней, а также их сортировки по длине. Волокна в гребенной ленте имеют одинаковую длину.
Различают ручной и промышленный топс. В ручном топсе, в отличие от промышленного, все волокна расположены по направлению роста. Вы можете подробнее почитать о всех видах волокнистого продукта
в статье.
Гребенная планка — удлиненный гребень для прочесывания или смешивания большего количества волокон, чем позволяют обычные гребни.
Гребнечесание — прочесывание волокнистого материала гребнями. В процессе гребнечесания самые длинные и крепкие волокна отделяются от остальных, укладываются строго параллельно, распутываются и распрямляются, улучшается штапельный состав материала, волокнистый материал полностью очищается от коротких волокон и сорных примесей.
Традиционно гребнечесание используется для волокон длиной более 7 см.
В результате гребнечесания получается топс или гребенная лента.
Гребни (однорядные, двурядные, трехрядные и т. д.) — парный инструмент для прочесывания или смешивания волокон длиной более 7 см с целью создания волокнистого продукта, называемого гребенной лентой и предназначенного для камвольного (гребенного) прядения.
Деление — процесс утонения волокнистого продукта, при котором происходит продольное разделение произведенной путем кардочесания ватки или путем гребнечесания ленты на более узкие полоски. Из образовавшихся полосок можно получить тонкие ленточки ровницы.
Замасливание — нанесение специального состава на волокна перед разрыхлением или прочесыванием с целью избавления от статического электричества.
Запоясная прялка — прялка, представляющая собой стоячок иногда в виде развилки на две, три или четыре части, к которой привязывается кудель. Такая прялка затыкается за пояс, чтобы пряха могла прясть на ходу.
Запрядная/стартовая нить — нить, которая привязывается к катушке самопрялки или к веретену и с которой начинается прядение.
Зачатыш/кубышка — неполное веретено пряжи.
Зона вытягивания — место во время прядения между уже сформированной (скрученной) нитью и куделью, где волокна легко скользят между собой и где формируется толщина нити.
Камвольная пряжа — пряжа, спряденная из гребенной ленты камвольным (коротким) вытягиванием.
Камвольное/короткое вытягивание — такое вытягивание волокон в процессе прядения, когда сначала ровница вытягивается до необходимой толщины, а затем в этот участок допускается вход крутки. Название данного вида вытягивания отражает его суть — вытягиваются короткие
участки: от трети до половины длины данного типа волокна. В результате короткого вытягивания получается камвольная (из гребенной ленты) или полукамвольная (из кардочеса) пряжа.
Кардочес — продукт кардочесания. Волокна в кардочесе расположены как параллельно, так и хаотично. Кардочес может иметь форму ватки, рулета, кардерной ленты. О разных видов волокнистых продуктов можно почитать в статье.
Кардочесание — прочесывание разрыхленной шерсти и других волокон на инструменте с кардерной поверхностью и получение кардочеса, а также смешивание различных волокон или цветов с целью создания ватки заданной однородности.
В процессе кардочесания волокна разъединяются, распутываются, частично распрямляются, из них частично удаляются растительные примеси и небольшое количество коротких волокон. Инструментами для кардочесания являются кардщетки, малая щетка и барабанный кардер.
Кардщетки/кардетки/чески/хлопушки — парный инструмент для прочесывания и подготовки шерсти к прядению после мытья и разрыхления. На кардщетках возможно также смешивание цветов и волокон, в результате работы кардщеток получается кардочес.
Кардщетки могут быть предназначены для работы с различными типами волокон и различаются по форме, размеру и частоте расположения зубьев на игольчатом полотне.
Классическая пряжа — равновесная пряжа, где две (и более) равномерные одинарные нити одной толщины ссучены между собой.
Клубочница — инструмент для создания клубка из пасмы. Существуют клубочницы ручные или механические.
Косица (шерсти) — пучки шерсти, состоящие из волокон различных типов, не уравненных по длине и тонине.
Крепость пряжи/волокна — способность пряжи/волокна сопротивляться растягиванию. С повышением крутки крепость пряжи повышается, но до определенного предела. Пряжа должна
обладать крепостью, соответствующей выработке изделий, для которых она предназначена.
Критическая крутка — крутка, при которой пряжа достигает своей максимальной прочности. Повышение крутки после достижения критической крутки приводит к снижению прочности пряжи.
Крутка — то, что держит волокна вместе, соединяет их между собой; отношение числа оборотов вокруг оси отрезка нити к длине этого отрезка.
Крутка выражается числом кручений, приходящихся на единицу длины нити (1 м, 1 см, 10 см). По величине крутки пряжа бывает слабой, средней, повышенной и сильной крутки. По направлению крутки пряжа бывает правой крутки, обозначаемой буквой Z, и левой крутки, обозначаемой буквой S.
Крученая пряжа — две или более одинарные нити, соединенные между собой кручением. В результате кручения повышается прочность, равномерность и гладкость пряжи.
Крученая пряжа может быть одно-,двух-, трех- и многокруточной.
Кручение — процесс укрепления волокнистого продукта, в ходе которого одному концу продукта сообщается вращательное движение относительно другого, неподвижного его конца, в результате чего волокна располагаются примерно по винтовым линиям.
Кудель — подготовленный для прядения волокнистый продукт животного, растительного, синтетического или искусственного происхождения или смесь таких волокон. Виды кудели: кардочес (ватка), кардерная лента, рулет, сливер, топс (гребенная лента).
Метраж — длина пряжи, чаще всего выраженная в метрах на 100 г. веса.
Микрон/микрометр — единица измерения поперечного диаметра волокон (тонины), равная 10-6 метра (сокращенно мкм).
Мотовило/мотушка/моталка/воробы — инструмент для создания пасмы, необходимый для блокировки пряжи, а также облегчающий вычисление ее метража после прядения. Посмотрите
видео, как использовать мотовило.
Мычка — немного вытянутый кончик кудели, готовый к прядению.
Навитыш — полное веретено пряжи, смотанной с двух веретен на одно.
Наматывание — этап прядения, когда только что спряденная нить наматывается на веретено или на катушку (при прядении на самопрялке). Наматываться также может ровница — на руку или в клубок — для облегчения подачи волокон в процессе прядения.
Непропряд — место в нити, где волокна не скручены или недостаточно скручены. Может представлять собой слабое место в нити или, напротив, быть специально созданным, как, например, в фасонной пряже, для достижения определенного эффекта.
Нить в два, три и более сложений — пряжа, где две, три и более одинарные нити ссучены между собой.
Ножное веретено — веретено с осью большой длины и пряслицем большого диаметра, расположенное под углом 45 градусов и вращающееся на специальной опоре, установленной
на полу. Запускается веретено ногой, таким образом руки пряхи полностью освобождаются. Часто рекомендуется при прядении фасонной пряжи, требующем одновременного манипулирования различными элементами.
Образующая барабана — промежуток, где начинается и заканчивается игольчатое полотно, предназначенный для разъединения прочесанного волокна с целью снятия его с барабана.
Овчинная стрига — шерсть, состригаемая с овчин.
Однокруточная пряжа — пряжа, полученная одновременным скручиванием двух, трех и более нитей. Однокруточная пряжа может состоять из двух, трех и более сложений.
Однониточная (одинарная, одиночная) пряжа — нить, состоящая из отдельных волокон, скрепленных круткой. При раскручивании однониточная пряжа распадается на отдельные волокна. Одинарная нить является менее крепкой и чаще всего ссучивается с другой такой же нитью с целью закрепления крутки и сообщения пряже равновесности (кроме тех случаев, когда перекос вязанного полотна соответствует дизайну изделия). Создание равновесной одинарной нити требуетот пряхи тщательно продуманных и заранее просчитанных действий.
Опорное веретено — веретено, вращение которого во время прядения происходит на опоре. Многие веретена могут использоваться и как опорные, и как подвесные. Посмотрите видео
об опорных и подвесных веретенах.
Основа/сердечник — нить, на которую напрядается волокно при прядении напрядным способом с целью создания напрядной (армированной) пряжи. Нужно ли прясть на основу и в каких случаях смотрите в видео.
Ость/остевой волос — жесткие грубые толстые прямые волоски в шерстяном покрове животного. Как правило, ость непрочная, колючая и ломкая, а потому по возможности удаляется из кудели до прядения. Исключение составляет ость собачья — она прочнее подшерстка. Волокна животного происхождения с высоким содержанием остевого волоса (более 20%) ценятся ниже, так как требуют большего объема работы по его удалению.
Паковка — (в текстильной промышленности) определенное количество текстильного материала (продукта или полуфабриката), получаемое на различных этапах технологического процесса. Варианты паковки: катушка, бобина, початок, шпуля, валик, навой.
Пасма — намотанная в виде длинных петель пряжа. Может быть сделана путем намотки на мотовило, моталку, воробы, стул, дверь или локоть. Как сделать пасму смотрите в видео.
Передаточное отношение (число) — одна из важных характеристик самопрялки, определяющая ее скорость, а именно отношение частоты вращения махового колеса к частоте вращения шкива. Обозначается в виде дроби, где за единицу принимается один оборот махового колеса, а за второе число — количество оборотов шкива. Современные самопрялки имеют различные пере-
даточные отношения, обозначенные в инструкциях, равные, к примеру, 1/7, 1/8, 1/12, 1/16, 1/20.
Перекручивание — явление, при котором ссученная нить чересчур сильно закручивается сама на себя, образуя множество мелких узелков, в отличие от равновесной нити.
Пересечка/переслежина — местное утонение в пряже или ровнице, полученное в результате ошибки, допущенной в процессе вытягивания.
Подвесное веретено/дропшпиндель — веретено, которое во время прядения вращается в подвешенном на только что спряденную нитку состоянии. «Дропшпиндель» до- словно переводится как «бросовое» веретено, то есть веретно, которое пряха «бросает» и которое во время прядения держится на нити. Нитка может крепиться за крючок или через полупетлю. О прядении на таком веретене смотрите видео.
Полукамвольная пряжа — пряжа, спряденная из кардочеса методом камвольного (короткого) вытягивания.
Полусуконная пряжа — пряжа, спряденная из гребенной ленты методом суконного (длинного) вытягивания.
Полуштык — петля, накидываемая на веретено без крючка с целью его подвешивания на нитке, которая прядется в данный момент. Используется при методе бросового прядения.
Предварительное вытягивание — техника вытягивания волокон, предшествующая прядению (этап предпрядения) и облегчающая само прядение. Часто используется начинающими или с некоторыми видами волокна, к примеру при прядении из руна альпака. При предварительном вытягивании кудель оформляется в ровницу, которую можно наматывать на запястье для удобства прядения на веретене или самопрялке.
Припрядка/налепыш — утолщение нити, которое появляется в результате неаккуратного соединения пряхой порванной кудели и нити. В случае если нити используются для ткачества, в месте припрядок они часто рвутся, не проходя через бердо.
Простень — полное веретено пряжи.
Прядение — совокупность технологических операций по получению непрерывной нити определенного диаметра, прочности и ровноты из волокон сравнительно небольшой длины путем их скручивания между собой.
Пряжа — нити, полученные в результате прядения. Пряжа состоит из очищенных, распрямленных, равномерно и параллельно расположенных волокон, скрепленных кручением.
Прялка — деревянное приспособление для привязывания кудели (может быть в форме буквы Г, точеной палки или любой другой). Также разговорное общее название любых инструментов для прядения, таких как русская прялка, самопрялка, электропрялка, веретенная прялка.
Пряслице — грузик, предназначенный для увеличения скорости и долготы вращения веретена. Может быть съемным или цельным с осью веретена.
Прясть — осуществлять прядение; (от санскрита) вертеть, крутить, скреплять что-то круткой. Прясть можно по или против часовой стрелки.
Пух — тип шерстяного волокна, характеризующийся тониной шерсти ниже 30 мкм и состоящий из чешуйчатого и короткого слоев.
Равновесная пряжа — пряжа, которая в свободном состоянии не образует петель — сукрутин. Равновесность пряжи является ее важнейшим свойством и зависит от правильного сочетания количества крутки в однониточной и крученой пряже. Неравновесная пряжа дает перекошенное полотно в изделии.
Разрыхление — разделение массы волокнистого материала на мелкие клочки, уменьшение его плотности и ослабление связи его волокон. Происходит путем расщипывания или трепания.
Расщипывание — этап в работес шерстью, следующий за мытьем, когда слежавшиеся или спутавшиеся в результате мытья волокна разделяются в результате воздействия разнонаправленных заостренных зубьев или колок. При таком разделении материал разрыхляется.
Ровница — волокна, вытянутые в виде тонкой ленточки (толщиной от 0,5 до 3 см в диаметре). Различают ровницу из кардочеса и гребенную ровницу. Ровница, в отличие от лен- ты, слегка скручена, имеет округлую форму и дополнительно вытянута.
Рогулька/рогач — деталь самопрялки, позволяющая осуществлять механическую намотку спряденных нитей на катушку за счет разницы скоростей вращения шкивов рогульки/рогача и катушки.
Рулет/ролаг — волокна, прочесанные на смешивающей доске или кардщетках и скрученные рулетом.
Руно — цельный, снятый путем стрижки, связанный в одно целое шерстяной покров животного (овцы, барана, альпака).
Русская прялка — стоячок в виде лопаски, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха, а к стояку привязывается кудель. Раз-
личают, например, такие виды русских прялок, как «коренуха» — прялка, изготовленная из цельного куска дерева, для которой лопаска вырезалась из ствола, а донце — из корневища, расположенного перпендикулярно стволу, и «точенка» — прялка, круглые детали которой выточены на токарном станке.
Самопрялка — инструмент для прядения с колесом, рогулькой, катушкой и приводом, приводимый в движение путем нажатия на педаль. Механически скручивает вытянутые пряхой волокна и с помощью рогульки наматывает их на катушку. Посмотрите видео о том, как выбрать самопрялку.
Сердечник — то же, что основа.
Сечка (подсечка, подстрижка, подстрига, пересечка) — короткие отрезки шерсти, получающиеся при исправлении неправильно выполненной стрижки, когда стригаль проходит по шерсти второй раз.
Система прядения — совокупность операций от подготовки сырья до создания пряжи, в результате которых вырабатывается пряжа, обладающая различными свойствами. Различают камвольную, суконную, полукамвольную и полусуконную системы прядения, а также многочисленные промежуточные варианты. Подробнее о системах прядения читайте в книге
«Прядение для всех».
Сложение — элемент однониточной крученой пряжи. Количество сложений в пряже может быть любым.
Смеска — масса волокнистых материалов, хорошо перемешанных в заданных соотношениях, из которой при последующей переработке изготовляется пряжа. Как правило, смеска образуется настилом друг на друга слоев предварительно разрыхленного материала с последующим поперечным отбором его от всех слоев. Сегодня в продаже можно встретить смески, где волокна с разными свойствами перемешаны между собой для улучшения и взаимодополнения свойств каждого типа волокна. Наиболее часто встречаются смески из шелка с мериносом, шелка с шерстью, вискозы с шерстью и другие.
Смешивание — технологические операции по выравниванию перемешанной волокнистой массы. К смешиванию в ручном прядении прибегают с целью равномерного перемешивания различных типов волокон или цветов. Особо важно смешивание при выработке так называемой меланжевой пряжи, когда соединяются белая и окрашенная шерсть.
Смешивающая доска — плоская доска с игольчатой поверхностью, предназначенная для смешивания прочесанных волокон и создания рулетов для прядения. Иногда ее называют карддоской.
Стращивание (разг.) — то же, что трощение. О преимуществах трощения смотрите в видео.
Степень использования прочности волокон в пряже — отношение относи- тельной прочности (разрывной длины) пряжи к относительной прочности волокна. Согласно исследованиям степень использования прочности волокна в однониточной пряже составляет 40–50%, в однокруточной пряже в два-три сложения — 50–60%, а в двукруточных нитях — 70–80%.
Суконная пряжа — пряжа, спряденная из кардочеса путем суконного/длинного вытягивания.
Суконное/длинное вытягивание — вытягивание волокон во время прядения, когда кручение «входит» в зону вытягивания. Такое вытягивание происходит за счет самого кручения.
Как правило, данный тип вытягивания используется для коротких волокон, подготовленных методами кардочесания. В результате суконного вытягивания получается суконная (из кардочеса) или полусуконная (из гребенной ленты) пряжа. Посмотрите видео о длинном вытягивании.
Ссучивание — скрепление круткой двух, трех и более одинарных нитей. При создании классической пряжи ссучивание осуществляется в направлении, противоположном прядению.
Счетчик пряжи — инструмент для расчета тонины или метража пряжи во время ее перемотки в пасму или в клубок.
Тонина — величина поперечного сечения нити или волокна. Тонина пряжи измеряется метрическим номером, численная величина которого равна длине пряжи в метрах, разделенной на ее вес в граммах. Тонина волокон измеряется в микрометрах (мкм). Чем больше число, тем меньше тонина.
Трепалка — приспособление для трепания мытых или слежавшихся волокон.
Трепание — воздействие на волокнистый материал, при котором происходит его разделение на части с выделением сорных примесей. Сорные примеси и клочки коротких волокон частично отделяются и отпадают.
Трощение — соединение и намотка вместе двух нитей и более на веретено или в один клубок под одинаковым натяжением. Используется как этап, предшествующий сcучиванию, для создания одинакового натяжения в нитях и облегчения последующего процесса ссучивания. Видео о трощении.
Трощеная нить/пряжа — нить, состоящая из двух или более параллельно сложенных нитей, не скрученных между собой.
Турецкое веретено — подвесное веретено, пряслице которого имеет крестообразную форму, снимается и разбирается, что позволяет получить готовый клубок прямо с веретена. Статья, где можно почитать подробнее о турецком веретене.
Угары — отходы, потери волокна в процессе обработки на каждом этапе прядения. Например, рвань ровницы, комочки, рвань пряжи.
Угол кручения — угол наклона линии положения волокна в поверхностном слое пряжи к оси этой пряжи.
Угол ссучивания — угол наклона однониточной пряжи в ссученнной нити относительно оси этой пряжи.
Фасонная пряжа — пряжа, отличающаяся от классической равномерной пряжи тем, что ее получают путем создания различных эффектов: узелков, шишечек, спиралек, штопоров, петелек, сукрутин.
Фланцы — плоские детали круглой формы с каждой стороны катушки для удерживания нитей на катушке. Благодаря фланцам на катушку можно наматывать больше нитей с одинаковой высотой намотки всех слоев.
При отсутствии фланцев, как в случае с веретенной прялкой или веретеном, образуется паковка с коническими плечиками. С внешней стороны фланцы снабжены шкивами (малым — для двойного привода, большим — для монопривода).
Цепочечное ссучивание — ссучивание с целью получения имитации пряжи в три сложения путем создания из одинарной нити цепочки из удлиненных воздушных петель и их ссучивания между собой. Иногда цепочечное ссучивание называют «навахо». Можно делать как на самопрялке, так и на веретене.
Чарка — индийская веретенная прялка, популяризированная М. Ганди во время движения сопротивления в Индии. Благодаря высокому переда- точному числу используется главным образом для прядения очень коротких волокон, таких как хлопок, як и другие. Здесь можно дополнительно почитать статью о чарке.
Шкив — деталь самопрялки, представляющая собой плоский диск с канавкой по окружности, передающая движение от приводного ремня к рогульке или катушке. Используется для переключения скорости прядения, то есть количества крутки, входящей в нить за один оборот
махового колеса на самопрялке. С более подробной схемой деталей самопрялки можно ознакомитсья в книге «Прядение для всех».
Штапель (шерсти)— пучки волокон тонконрунных и полутонкорунных пород, уравненных по длине и тонине. Посмотрите видео про штапель и как используется это слово.
Электропрялка— самопрялка, приводимая в движение с помощью электричества, скручивающая волокна и наматывающая их на катушку. Может быть с педалью или кнопкой.
Заключение
Ручное прядение — удивительный и глубокий мир, а современное прядение дает возможность очень глубокого изучения волокон, техник ручного прядения и подготовки руна с нуля. Научившись качественно прясть, Вы откроете для себя необъятный мир творчества, недоступный большинству простых рукодельниц.
Вы можете продолжить обучение прядению различными способами:
1. Книга. В книге Екатерины Горж «Прядение для всех», изданной в 2017 г. в высоком качестве печати, вы найдете все необходимые материалы, детали, тонкости и техники ручного прядения. Подробнее почитать о книге и приобрести ее можно на сайте прядение.рф, где вы найдете массу полезной информации о ручном прядении в разделах «блог» и «статьи». Полистать книгу можно здесь. Так же Вы можете почитать многочисленные отзывы читателей, которые уже успешно учатся по книге, или улучшают и углубляют имеющиеся навыки ручного прядения.
2. Мастер-класссы. Преимущество мастер-класса — попробовать множество техник и инструментов, кроме того, мастер работает непосредственно с Вами.
Вы можете постараться найти такие мероприятия в ближайшем к вам городе. Кроме того, вы можете собрать группу и пригласить автора для проведения мастер-классов в вашем городе.
Подробнее о работе автора на Мастер-классах, условия проведения и отзывы по ссылке.
3. Видеокурсы. Для желающих обучаться не выходя из дома, вы можете пройти он-лайн курсы. Разработаны курсы «Прядение для начинающих», «Крашение волокон животного происхождения», готовится к запуску курс «Арт-пряжа как результат намерения», следите за обновлениями информации.
Контакты
E-mail: ekaterinagorges@gmail.com
Инстаграм: @katia_gorges
Вконтакте: https://vk.com/ekaterinagorges
Сайт: прядение.рф
You Tube: https://www.youtube.com/channel/UCa-c5yOF4PP7qGMTmmWPFkA
Facebook: https://www.facebook.com/ekaterinagorgesteacher
«Радуга Ремесел»: https://vk.com/raduga_remyosel
Прядильный клуб: https://vk.com/priadilniyklub
Запись и заявки на мастер-классы http://eepurl.com/dpDuYP
Об авторе
Екатерина Горж – основатель школы рукоделия «Радуга ремесел», преподает через Интернет и на выездных очных мастер-классах в разных городах и странах. Публикуется в журналах по прядению на английском языке Ply и Spin-off, а также в русскоязычных изданиях: Knitted dreams magazine и Felt Fashion. Автор статей о вязании, прядении, истории текстиля, шерстоведении. С супругом и детьми живет и ведет хозяйство во французской деревне.