канал стамбул что для россии
Черное море станет ловушкой: чем грозит России строительство канала «Стамбул»
Президент Турции Эрдоган объявил о том, что судоходный канал «Стамбул», который станет альтернативой проливу Босфор, начнут строить в конце июня 2021 года. Новый канал соединит Мраморное и Чёрное моря. Строительные работы планируют завершить к 2028 году. Об этом сообщило агентство Anadolu. Эрдоган также сообщил, что по обоим берегам новой водной артерии появится по городу, оба они «украсят облик» Стамбула. В апреле Эрдоган сообщал, что после создания канала экологическая обстановка в районе Босфора значительно улучшится. Кроме того, пропускная способность новой морской артерии в 160 судов в сутки позволит ликвидировать очереди на входе в Босфор.
Эти планы уже вызвали неоднозначную реакцию в нескольких странах, так или иначе зависящих от черноморских проливов, пишут эксперты телеграм-канала Незыгарь:
«Инициированные рядом ближневосточных стран транспортно-логистические проекты могут поставить под угрозу экономическое укрепление России на южном и юго-восточном направлениях.
В первую очередь речь идет, конечно, о судоходном канале «Стамбул», который президент Турции Реджеп Эрдоган объявил главным проектом двух своих ближайших каденций.
Антропогенный «Стамбул», построенный по принципу Суэцкого и Панамского, должен стать альтернативой природному Босфору и частично Дарданеллам. Тем самым Турция получает контроль над трафиком судов, проходящих в Черное море.
Беспокойство эти планы вызывают не только у России, которая последние годы активно развивает причерноморскую инфраструктуру. Это и создание нового перегрузочного комплекса в Новороссийском порту, и расширение сухогрузного района нового порта Тамань с модернизацией внутрипортовой инфраструктуры.
Обеспокоены и в Румынии, которой принадлежит второй по размерам черноморский порт Констанца. Тем более, что сейчас в парламенте с подачи социал-демократов обсуждаются перспективы развития порта. Его должна соединить с внутренними частями страны новая автотрасса, которая пока лишь является долгостроем.
Дискуссия вокруг проекта канала «Стамбул» идет и в Греции. Строительство канала связывают с усилением влияния НАТО в черноморском регионе. Греция в этом случаем может оказаться между молотом и наковальней двух сверхдержав.
Опасения усиливаются американскими планами в отношении порта Александруполис, который может стать идеальным стратегическим пунктом для быстрого развертывания американских войск или войск НАТО не только на Балканах или в Центральной Европе, но и в Восточной Европе…»
О том, чем конкретно грозят планы Эрдогана России, пишет аналитик Анатолий Несмиян:
«Под «теми, кто выразит обеспокоенность», вне всякого сомнения, Эрдоган понимает Россию. Собственно, именно она становится главным потерпевшим в этой истории, так как конвенция Монтрё компенсировала слабость и несамодостаточность Черноморского флота, который строился исходя из двух базовых предпосылок: единственным военным противником в акватории Черного моря является Турция, военные корабли третьих стран не могут оказать сколь-либо значимого влияния на общую обстановку в акватории Черного моря.
Теперь меняется всё. Причем даже неважно, насколько юридически выверенным является заявление Эрдогана о том, что канал «Стамбул» не подпадает под действие конвенции — тут вопрос спорный и неоднозначный. Важно то, что это политическое решение, и оно озвучено.
«Стамбул» означает, что НАТО получает под свой контроль всё Черное море, а те, кто с этим не согласен, могут обращаться хоть в Спортлото, хоть в Лигу сексуальных услуг. Ну, либо попытаются восстановить существовавшее до «Стамбула» статус-кво. Скажем, силой.
В подобной трактовке речь идет ни много, ни мало, о стратегическом поражении России на Юге. Триста лет войн с Турцией (и ее союзниками) в конечном итоге привели к созданию довольно прочного порядка, где Черное море становилось зоной баланса интересов России (и СССР) и Турции. Теперь этот баланс будет явочным порядком разрушен, а ответа у России кроме запрета помидор и туристического сообщения с Турций, нет. Эрдоган это выяснил экспериментальным порядком, и полученный результат его полностью удовлетворил…»
Остается добавить, что консолидированного мнения ученых по поводу влияния, который окажет на природную среду новый канал, пока что не выработано. Известно, что в Босфоре существуют два противоположных течения, гидрология этого пролива странная и толком не понятная. Донное течение идет из Мраморного моря в Чёрное, тогда как поверхностное течение – в обратном направлении из Чёрного – в Мраморное. Как и что изменится после постройки канала, учёные спорят и к единому мнению не пришли.
Эрдоган ответит Путину мегапроектом. Канал «Стамбул» для Турции — как Крымский мост для России
Власти Турции одобрили стройку века — план развития судоходного канала «Стамбул», который соединит Чёрное и Мраморное моря. Стоимость строительства оценивается в 10 млрд долларов (975 млрд турецких лир). Против «сумасшедшего проекта», как охарактеризовал его турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, выступают экологи, мэр Стамбула и большинство его жителей, а также 103 турецких адмирала. Канал «Стамбул» может стать альтернативой Босфору. А если Турция решится на пересмотр конвенции Монтрё, заменит его. Этот канал может изменить положение южных портов России и, следовательно, всей сопутствующей железнодорожной инфраструктуры.
Босфорский пролив — одна из самых оживлённых водных артерий мира. В 2019 году через него прошла 41 112 судов. Альтернатива ему — канал протяжённостью 45 километров и глубиной 25 метров, который будет проложен на западных окраинах города, через него ежедневно смогут проходить до 185 судов. По берегам возведут жилые и деловые районы, а также 10 мостов. На входе в канал из Мраморного моря планируется расположить несколько насыпных островов. Нет, это не маниловщина турецкого покроя. Это реальный проект, в который вовлечены родственники и друзья Эрдогана, на него уже тратятся большие деньги.
Западная часть Стамбула, где расположены все основные туристические достопримечательности, фактически превратится в остров.
Сам турецкий лидер, анонсировав строительство канала в 2011 году, назвал его «сумасшедшим проектом». Но также он назвал его своим «сном» или «видением». По аналогии со знаменитым сном Османа I Гази, когда по преданию основатель династии Османов увидел сон, в котором ангел предрёк славу ему и его потомству.
С определением строительства канала как «сумасшедшего проекта» согласны и сторонники, и противники Эрдогана. Наиболее громкое публичное выступление противников строительства канала «Стамбул» состоялось буквально на днях. Группа отставных высших офицеров ВМС Турции в количестве 103 человек опубликовала коллективное письмо, в котором они выразили озабоченность тем, что новый канал не будет попадать под действие Конвенции Монтрё о статусе проливов 1936 года, которая регламентирует правила прохода Босфорского канала, в том числе и военными судами.
Заключённая после Первой мировой войны Лозаннской конвенция предусматривала демилитаризацию зоны проливов и допускала свободный проход не только торговых, но и военных судов (с незначительными ограничениями) любой страны мира. Турция вернула суверенитет над Босфором и Дарданеллами в 1936 году по конвенции в Монтре. На сегодняшний день этот договор — основа свободного торгового судоходства через черноморские проливы.
Буквально на следующий день турецкие правоохранительные органы начали аресты подписавших письмо адмиралов. Это наиболее масштабные репрессии, направленные против офицерского корпуса после массовых арестов 2016 года, когда арестовывали участников военного переворота и сочувствующих ему. Теперь арестованных адмиралов-пенсионеров обвиняют в сговоре с целью нарушения конституционного строя страны.
«Ни один вышедший на пенсию государственный служащий не имеет права коллективно прибегать к такому методу», — прокомментировал арест адмиралов Эрдоган. Он имеет в виду, если собирались и обсуждали, значит заговорщики.
Турецкий лидер заявил, что в настоящее время Турция не намерена отказываться от конвенции Монтрё, «но если такая необходимость возникнет в будущем, мы без колебаний можем пересмотреть и отказаться от любой конвенции». Эрдоган считает, что строительство канала только укрепит турецкий суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы.
Как видно, строительство Стамбульского канала не является предметом консенсуса в турецком обществе.
Против него выступает оппозиция, в частности мэр Стамбула Экрен Имамоглу, который считает, что по данному вопросу необходимо провести референдум. А средствам, которые будут потрачены на реализацию этого проекта, можно найти иное применение. Например, вложив их в сейсмобезопасность.
«Главный мегапроект Стамбула — создать здоровый и пригодный для жизни город», — заявил Имамоглу. С мэром Стамбула солидарны экологи. Они опасаются, что строительство канала приведёт к изменению водной среды Чёрного и Мраморного морей.
По данным социологических опросов подавляющее большинство жителей Стамбула выступают против строительства канала. За — 7,9%, против — 80,4%.
Вопросы возникают и к чистоте проекта от коррупции. Часть земли, отведённой под строительство, была скуплена зятем президента Эрдогана и матерью эмира Катара. Между тем, стоимость земли в районе предполагаемого строительства канала за последние годы выросла в 10–12 раз. В Турции уверены, что подряды на строительство канала, а также всей сопутствующей инфраструктуры и застройку новых городских районов, получат особо приближённые к Эрдогану бизнесмены.
Мэр Стамбула Экрен Имамоглу
Главной целью строительства стамбульского канала турецкие власти называют необходимость защиты исторического наследия Стамбула. Нередки случаи, когда проходящие по Босфору суда утыкаются в стоящие по его берегам строения. Начиная с 1953 года, в Босфорском проливе произошло около 500 аварий. Особое беспокойство у жителей Стамбула вызывают проходящие по проливу нефтеналивные суда. В 1979 год в результате столкновения греческого сухогруза и румынского танкера Independenta в море вылилось 65 тонн нефти и погибло 42 члена экипажей. Румынское судно горело почти неделю.
В 2018 году украинский танкер под флагом Мальты из-за блокировки штурвала врезался в историческое здание XVIII века.
Только по случайности инцидент обошёлся без пострадавших — на набережной в тот момент никого не было.
Босфорский пролив является важной внутригородской транспортной артерией. По нему беспрестанно курсируют пассажирские суда и паромы, перевозящие горожан между европейским и азиатским берегами и вдоль них.
Горящий в Босфорском проливе танкер «Independenta»
Новый канал должен не только разгрузить Босфорский пролив, но и позволит Турции зарабатывать на проходе судов иностранных держав через свои воды. Сейчас проход по проливам никакими пошлинами не облагается. Торговые суда могут проходить проливы без ограничений. Вместе с тем, Турция, которая является регулятором движения по Босфору и Дарданеллам, периодически вводит ограничения на проходы судов. Сейчас по Босфору может одновременно проходить только одно судно с опасными грузами. Запрещено движение по проливу в ночное время танкеров длиной свыше 200 метров. Услуги лоцманов и буксиров не являются обязательными для судов длиной менее 200 метров. Понятно, что Стамбул, заинтересованный в дополнительных доходах, может ужесточить политику ограничений, чтобы вынуждать пользоваться «платной трассой». И вот это напрямую затронет интересы российских грузоотправителей.
Конвенция Монтрё 1936 года установила различный режим прохода для военных судов черноморских и нечерноморских держав. Уведомив власти Турции, страны черноморского региона могут проводить через проливы военные суда любого класса, за исключением авианосцев.
При этом ВМФ СССР проблем с проходом через проливы своих авианесущих крейсеров не испытывал, так как те были оснащены противолодочным и ракетным вооружением и формально под определение «авианосец», содержащееся в Приложении к конвенции, не подпадали. Любопытно, что на Потсдамской конференции 1945 года Сталин требовал пересмотра конвенции Монтрё и передачи военно-морской базы в Дарданеллах СССР.
Нечерноморские государства имеют существенные ограничения по тоннажу и классу военных судов.
Возможно, что на новый канал ограничения распространяться не будут. Здесь всё будет зависеть только от доброй или не очень доброй воли властей Турции.
Но даже если турецкие власти решат, что действие конвенции Монтрё на канал «Стамбул» распространяться не будет, то условия, по которым военные корабли нерегиональных держав могут находиться в Чёрном море, останутся неизменными — не более 21 дня. Впрочем, иногда суда военных флотов стран НАТО задерживаются в Чёрном море, вставая «на ремонт».
Под конвенцию Монтрё подпадает также и пролив Дарданеллы между Эгейским в Мраморным морями. Но где гарантия, что, построив канал, альтернативный Босфору, турецкий президент не пожелает аналогичным образом создать и дублёр для Дарданелл, тем более что такой проект тоже есть.
Морской траффик в районе стамбульских проливов Босфор и Дарданеллы
Политологи зачастую говорят об Эрдогане, как о турецком Путине. И канал «Стамбул» должен стать своеобразным Крымский мостом президента Эрдогана, проектом столетия, который подчеркнёт экономическую мощь Турции и историческую роль её президента наравне с Мустафой Кемалем. Отец всех турок пока всё ещё остаётся официально чтимой в Турции фигурой.
Экономическая, гуманитарная, образовательная, а нередко и военная экспансия современного турецкого государства географически не только практически повторяет границы Османской империи. Идея строительства судоходного канала между Мраморным и Чёрным морями также берёт свое начало во временах Османов.
Первым о нём ещё в XVI веке задумался великий турецкий правитель султан Сулейман Великолепный.
Амбиции нынешнего турецкого «султана» простираются достаточно далеко. И в политике, и в военной сфере, и в сфере логистики. Объявление о строительстве канала «Стамбул» чудесным образом совпало с инцидентом в Суэцком канале, когда севший на мель контейнеровоз «Even Given» перекрыл судоходство по этой важнейшей мировой транспортной артерии и несколько дней пугал международную торговлю, что повлекло огромные убытки для всех заинтересованных сторон.
Турецкие политики незамедлительно напомнили про сухопутный путь из Китая в Европу через Каспий и Турцию, который видится им не только альтернативой морскому пути через Суэц, но и российскому Транссибу. В Турции его называют Средним коридором (Транссиб обозначают как Северный, маршрут по территории Ирана как Южный), который проходит через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Каспийское море, и через уже построенную железную дорогу Баку — Тбилиси — Карс (или через альтернативный ход вдоль армяно-иранской границы) выходит на порты и железнодорожную сеть Турции. Первый экспортный поезд по этому маршруту в прошлом году достиг пункта назначения за 10 дней.
«С нашей автономной системой судоходства и навигации, которая будет сформирована для канала «Стамбул», мы создадим самый безопасный логистический маршрут в мире. И ни нашу страну, ни мировую экономику не затронут никакие сбои», — заявляет министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу.
Для реализации проекта Среднего пути Турции придётся существенным образом модернизировать свою железнодорожную и портовую инфраструктуры. Очевидно, что произойдёт это не без участия китайских инвестиций.
Во втором вещем сне Осман I Гази увидел, как из его тела выросло огромное дерево.
Его корни укрыли три части света — Европу, Африку и Азию. Шейх Эдебали, в доме которого гостил Осман, истолковал его сновидение в том духе, что оно обещает потомкам Османа владычество над тремя континентами. Собственно, так и произошло. Впечатлённый шейх отдал Осману в жёны свою дочь Мал-хатун и через 200 лет их потомок султан Мехмед Фатих взял Константинополь и добил Византийскую империю.
Что явилось во сне президенту Эрдогану — можно только гадать. Возможно, это был гигантский контейнер, накрывший собой пространство от Китая до Роттердама?
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Канал «Стамбул» и выход Турции из конвенции Монтрё — реальные риски для России?
10 отставных турецких адмиралов оказались арестованы по подозрению в госизмене, поскольку подписали письмо, в котором высказали обеспокоенность в связи со строительством канала «Стамбул» и возможностью выхода Турции из конвенции Монтрё, регулирующей статус ныне действующих каналов в проливах Босфор и Дарданеллы.
Напомню, разговоры о перспективах строительства нового канала в 100 км к западу от Стамбула начались десять лет назад, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал проект, который планировалось завершить к столетию Турецкой республики в 2023-м году.
Проект имеет весьма спорное экономическое значение. Действительно, канал через Босфор в значительной степени обмелел и зачастую не справляется с нагрузкой. Полагаю, недавние события в Суэцком канале должны были еще больше укрепить уверенность авторов проекта в его необходимости. В любом случае, новый канал снимал бы значительную часть нагрузки с Босфора, который пропускает около 53 тысяч судов в год.
При этом несомненный плюс нового канала для Турции — возможность зарабатывать на нем. Согласно конвенции Монтрё, Анкара не может брать денег за проход по существующим каналам, довольствуясь лишь оплатой лоцманских и буксировочных услуг.
Новый канал будет подчиняться исключительно турецким законам, и за проход по нему Анкара сможет установить плату. Другой вопрос, многие ли судовладельцы захотят платить, когда есть возможность пройти бесплатно, если не происходит форс-мажорной ситуации в Босфоре?
Так или иначе, вопрос окупаемости канала остается дискуссионным. Кроме того, споры ведутся вокруг экологического вреда, который тот может причинить Стамбулу, — предполагается, что канал пройдет через водохранилища, питающие город пресной водой. По этой причине против канала активно выступают власти города.
Другой вопрос в том, что большинство экспертов сходится во мнении, что новый канал поможет увеличить влияние Турции.
«Турция хочет стать хабом, который объединяет Север и Юг, Запад и Восток, — уверен старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД России тюрколог Владимир Аватков. — Для этого ей необходимо создавать различные инфраструктурные проекты, которые позволяли бы ее использовать свое геополитическое положение. Одним из таких проектов как раз и является канал „Стамбул“, который будет приносить экономические выгоды Турции и геополитически повышать ее самостоятельность».
В любом случае ясно, что завершить проект в установленные изначально сроки — нереально. В прошлом году его не только не начали строить, еще даже не было тендера на строительство, так что предварительные сроки сдвинуты уже на 2025—2026 годы и, судя по всему, будут сдвинуты еще.
Повторю, экономическое значение канала — вопрос крайне спорный, и не исключено, что он вообще не будет построен. Некоторые эксперты считают, что это исключительно пиар-проект турецкого президента.
События вокруг письма дают основание предположить еще и то, что ситуация используется турецким лидером для сведения счетов с оппонентами — в первую очередь с оппозицией в лице военных, от которой турецким лидерам всегда исходила наибольшая опасность. Военные в Турции всегда прозападно настроены и считают себя хранителями заветов Мустафы Кемаля. Они трижды свергали правителей, которых подозревали в отходе от этих заветов. Четвертым чуть не стал сам Эрдоган летом 2016-го.
Очевидно, что ему выпала хорошая возможность «дозачистить» тех, кого не успел тогда.
«Те, кто выступают против реализации проекта, являются врагами Ататюрка и Турецкой республики», — заявил ранее Эрдоган.
Однако те, кто выступают против, как раз считают, что это Эрдоган разрушает систему, созданную Кемалем Ататюрком. Подписавшие письмо адмиралы считают, что необходимо сохранить действующую конституцию Турции на фоне инициативы Эрдогана о разработке новой конституции. Впрочем, похоже на то, что какой-то крупной «зачистки» все же не будет.
«На мой взгляд, связывать данный проект с тем, что он нарушает заветы Кемаля Ататюрка, не обосновано, ввиду того, что заветы относительно каналов и прочего, Ататюрк не оставлял», — отмечает турецкий эксперт Икбаль Дюрре. — Большинство этих адмиралов, да, являются приверженцами светских взглядов, но во время попытки военного переворота 2016 года, все же встали на сторону Эрдогана. Недавно в турецкой прессе была опубликована фотография одного действующего адмирала в облачении, принадлежащем одной из влиятельных религиозных сект в стране. Все это произошло на фоне горячих споров вокруг строительства канала «Стамбул», реализация которого может повлечь за собой серьезные геополитические изменения в регионе. Видимо, все эти факторы вызвали озабоченность у этих отставных адмиралов, которые подписали данное письмо.
При этом стоит обратить внимание, что арестованы лишь некоторые из них. Сначала 10 из 103. Потом четверых отпустили. Думаю, и других отпустят. Шумиха вокруг письма с подписями отставных адмиралов дала возможность правящей партии сменить повестку дня и отвлечь общественность от экономических и прочих проблем, которые сегодня остро стоят в турецком обществе. Не секрет, что партия власти переживает не лучшие времена, и подобные вещи дают хорошую возможность для консолидации своего электората».
Ведущий эксперт Центра военно-политического анализа МГИМО доктор политических наук Михаил Александров думает, что весь этот скандал с адмиралами организован, скорее всего самим Эрдоганом:
«Его задача — привлечь международное внимание к теме строительства канала и найти инвесторов. Чтобы такие инвесторы появились, Эрдогану нужно заинтересовать западные государства и прежде всего США. Для этого он поднял тему, о возможности пропуска через канал кораблей НАТО и выходе из конвенции Монтрё. Он надеется, что Запад клюнет на эту удочку и даст денег. Однако, когда канал будет построен, контроль над ним будет полностью в руках Турции. То есть она будет решать, пропускать ли ей НАТОвские корабли и подводные лодки, в каком количестве и за какие деньги».
При этом эксперт уверен, что отказываться от конвенции Монтрё турки не будут, поскольку она дает им права контроля над Черноморскими проливами, в то время как все другие проливы в мире регулируются Конвенцией по морскому праву, которая лишила бы Турцию тех привилегий, которая она имеет сейчас.
«Действительно, пускать — не пускать военные корабли третьих стран в обычных проливах никто не может, а Турция в своих проливах может», — поясняет он.
Владимир Аватков также уверен, что с созданием нового канала, конвенция Монтрё не будет ставиться под вопрос.
«Она продолжит свое существование, но при этом можно будет создавать условия по обходу этой конвенции через соответствующие каналы. Не обязательно в 21 веке выходить из конвенции чтобы менять среду международно-политического и регионального сотрудничества. Она сама изменится со строительством каналов, будут обеспечены абсолютно новые условия прохождения через каналы. Здесь очень важно то, что Турция пытается продемонстрировать России, что этот проект — это повышение самостоятельности в рамках системы международных отношений. В то же время США Турция хочет продемонстрировать, что может подорвать интересы России в Черноморско-Каспийском бассейне».
Так или иначе, повод для разговоров о возможном выходе из конвенции в конце 2019 года дал сам Эрдоган, заявив, что морское сообщение через новый стамбульский канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.
«Стамбульский канал не имеет отношения к конвенции Монтрё. Мы проектируем новый канал как альтернативу для морского сообщения через Босфор. Только за последние два года на Босфоре произошла 41 авария с судами. Да и нельзя забывать катастрофы прошлого», — сказал тогда турецкий президент.
Напомню, конвенция Монтрё гласит, что через Босфор и Дарданеллы могут проходить беспрепятственно любые торговые суда любых государств. А вот для военных кораблей режим различается. Корабли черноморских государств также имеют право беспрепятственного прохода, а вот для кораблей не черноморских стран установлен лимит по тоннажу, водоизмещению, а главное — сроку пребывания в Черном море.
Учитывая, что Турция — член НАТО, да и в прошлом отношения с Россией были не самыми дружественными, для нашей страны Конвенция имела и имеет особое значение, в ней есть свои плюсы минусы. Во-первых, согласно ей, Турция не может взять и перекрыть проливы, за исключением случаев вовлеченности в войну. А во- вторых, наложенные на нечерноморские государства ограничения исключали, к примеру, появление в Черном море американского авианосца.
«Конвенция Монтре, действительно ограничивает общий тоннаж нечерноморских стран в Черном море, общим водоизмещением 45 000 тонн», — поясняет Михаил Александров. — Для примера, это 5 американских эсминцев класса «Арли Берк». Довольно внушительная сила. В этом плане строительство канала ничего не меняет. Однако есть другие ограничения, имеющиеся в Конвенции, которые не будут распространяться на канал. Это касается авианосцев и подводных лодок. Сейчас нечерноморские государства не могут проводить их через проливы, а со строительством канала теоретически смогут. И если современный американский авианосец не сможет войти в Черное море из-за своего тоннажа, то атомные подлодки класса «Вирджиния» вполне. Наличие в Черном море американских подводных лодок может создать серьезную угрозу безопасности России».
Риски для России приобретают особую серьезность сегодня, когда три из шести (не считая Абхазии) причерноморских страны уже члены НАТО, а две — стремятся туда вступить. Впрочем, тут есть еще ряд нюансов.
Во-первых, помимо Босфора, связывающего Черное море с Мраморным, есть еще и Дарданеллы, связывающий Мраморное море со Средиземным — и на этот пролив также распространяется действие конвенции. То есть туркам придется прорыть два канала, чтобы пускать в Черное море суда в обход Конвенции. А во-вторых, конвенция Монтрё, помимо использования проливов, регулирует и сам статус Черного моря. То есть, какими бы способами корабли не попадали в Черное море, правила конвенции действуют в любом случае!
Единственный способ изменить это для Турции — выйти из конвенции. Несмотря на то, что большинство экспертов не рассматривают такой сценарий, сам Эрдоган ранее давал понять, что это все же не исключено.
«Если цель состоит в том, чтобы внести свой вклад в дискуссию о конвенции Монтрё, нет смысла в публикации каких-либо документов, стоит дать возможность высказать свое мнение академическим кругам. Мы не пытаемся, и даже не думаем выходить из конвенции Монтрё. Но если эта потребность возникнет в будущем, мы не постесняемся пересмотреть любой договор, противоречащий нашим интересам», — заявил он недавно.
Есть еще одна опасность для России — война — единственный случай, при котором Турция имеет право закрыть существующие пролив. Правда, согласно конвенции, речь должна идти исключительно о войне с участием самой Турции, но Турция — член НАТО, а нападение на одну страну альянса означает вступление в войну всех остальных. То есть формально война России с НАТО, даже если Турция реально не будет участвовать в ней, будет означать войну между нами, и это даст Турции право закрыть проливы для нас, зато пускать в Черное море корабли тех же США. В этом случае, наверное, придется вспомнить слова Андрея Громыко, который говорил, что в случае закрытия каналов для СССР наш флот проделает новые — на месте Стамбула.
Остановить допуск НАТОвских кораблей через новый канал мы тоже можем.
«Этот канал Россия вполне сможет „закрыть“ пуском ракет комплекса „Бастион“, — уверен Михаил Александров. — Затопление даже одного судна в этом канале заблокирует его на достаточно длительный срок. И НАТОвские подводные лодки через него не пройдут».
Кроме того, эксперт считает, что Россия вполне может снабжать свою группировку в Сирии, не имея права на проход военных кораблей. А в случае враждебных действий со стороны Анкары — перекрыть движение турецких судов через проливы изнутри Черного моря. Тогда Турция лишится морского сообщения со своими причерноморскими областями и партнерами на постсоветском пространстве».
«Это, однако, не значит, что российская дипломатия должна сидеть сложа руки. Мы должны настаивать, чтобы положения конвенции Монтрё распространялись и на канал», — подчеркивает он.
Владимир Аватков также не верит в возможность радикального сценария. По его мнению, Турции выгоден нынешний правовой статус Черного моря:
«Что реально связывает Россию и Турцию и может послужить положительным моментом в рамках дальнейших консультаций по изменению ситуации после строительства канала „Стамбул“ — это то, что Турция также не заинтересована в усиление внерегиональных акторов в Черном море. Кроме того, очевидно, что Россия может участвовать в тендере на строительство этого канала, может участвовать в управлении этим каналом совместно с Турцией. Если что-то невозможно остановить, а при нынешнем режиме остановить строительство практически невозможно, значит, этот процесс нужно возглавить…»
«К чему может привести строительство канала, выйдет ли Турция после этого из конвенции Монтрё, и как это может повлиять на отношения с Россией — все это будет зависеть от того баланса сил, который будет складываться на тот момент в регионе, — уверен Икбаль Дюрре. — Но, конечно, не сложно догадаться, что в этом проекте заинтересованы Великобритания и США, потому что появление нового канала как минимум в будущем даст возможность манипуляции вокруг конвенции Монтрё, которая в своём нынешнем виде их не устраивает.
Выйдет ли Эрдоган из конвенции? Конечно, теоретически может, но другой вопрос, останется ли он у власти к тому времени? И вообще, как изменится баланс сил до этого времени в регионе? И будет ли проект нового канала реализован в принципе? Я думаю, что, если он его построит, то может и выйти из Монтрё. Эрдогану, как он уже неоднократно об этом заявлял, не то что Монтрё, но и Лозаннский договор не устраивает, а Монтрё и есть продолжение Лозаннского договора».
Что ж, если турецкий эксперт не преувеличивает и Эрдоган и впрямь захочет пересмотреть Лозаннский договор, то тут уже и не до проливов будет…
Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития