каникулярная школа что это

1.2. Каникулярная школа проводится на базе МОШИ ТОШИС(п)ОО в период каникул

1.3. «Каникулярная школа» предполагает организацию каникулярного времени в целях удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей детей, подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА-9, отработки новых педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков, в целях повышения уровня познавательных интересов, мотивов учебной деятельности школьников

1.5. Основные направления деятельности «Каникулярной школы»:

2. Цели и задачи «Каникулярной школы».

3. Организация деятельности «Каникулярной школы».

3.1. «Каникулярная школа» организуется на базе Муниципальной общеобразовательной школы-интерната Толькинской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования. Учебные программы ориентированы на подготовку обучающихся к олимпиадам, конкурсным испытаниям, сдаче ЕГЭ и ГИА.

3.2. Работа «Каникулярной школы» предполагает организацию деятельности обучающихся в несколько этапов:

1. осенние каникулы;

3. весенние каникулы;

4. Планируемые результаты.

4.1. Долгосрочный результат: в дальнейшем регулярная работа «Каникулярной школы» позволит усилить работу по подготовке к ЕГЭ и ГИА, выявлять и поддерживать одарённых обучающихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности, поддерживать научно-исследовательские интересы учеников, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.

Источник

Каникулярная школа что это

Тюменский государственный университет проводит большую работу по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей. Одной из форм такой работы является организация на базе Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ каникулярной школы.

Проект «Каникулярная школа» направлен на работу с талантливыми учащимися по программам довузовской подготовки, создания обучающимся условий для интеллектуального развития, творческого самовыражения, подготовки к научным и олимпиадным мероприятиям различного уровня, поступлению в вузы региона.

— развитие интереса у участников к наукам естественного и гуманитарного цикла, формирование устойчивой потребности в получении знаний для успешной профессиональной ориентации; популяризация науки среди молодёжи;

— содействие формированию у старшеклассников критериев успешности современного человека, определению личных ориентиров, жизненной цели, к выбору направления профессиональной деятельности;

— вовлечение школьников в активную творческую, учебно-исследовательскую продуктивную деятельность;

— формирование у школьников навыков проектной деятельности;

— определение ценностных компетенций, необходимых успешному профессионалу;

— обучение работе в команде.

Проект по своей направленности является комплексным и ежегодно проходит в период осенних, зимних, весенних и летних каникул для школьников 7-11 классов. В течение учебного года тематика программы Школы ориентирована на знакомство с Ишимским педагогическим институтом им. П.П. Ершова, вовлечение их в студенческую жизнь и мероприятия вуза. Летняя смена Каникулярной школы проводится с целью организации отдыха и обучения одаренных и талантливых школьников, создание оптимальных условий для их дальнейшего интеллектуального и творческого развития.

В работе Школы принимают участие лучшие педагоги Ишимского педагогического института и студенты-волонтеры. Все занятия в рамках Школы проходят с применением современных педагогических технологий, кроме этого, в работе с детьми предусмотрены командообразующие тренинги, профессиональное тестирование, арт-техники, деловые и развивающие игры.

Участники Каникулярной школы получают бонусные баллы, которые в дальнейшем используются при поступлении в Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета.

Источник

Каникулярная школа что это

Автор: Минаков Роман Николаевич

Организация: Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бобров

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации социального направления «Естественно-научная каникулярная школа» разработана на основе:

В возрасте от 11 до 14—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Важной задачей освоения «Естественно-научной каникулярной школы» является развитие у обучающихся навыков применения географических, биологических и химических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

«Естественно-научная каникулярная школа» синтезирует элементы общественно-научного и естественно-научного знания, поэтому содержание насыщенно экологическими, социальными аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных дисциплин, природы и общества в целом.

Целями и задачами изучения «Естественно-научной каникулярной школы» являются:

«Естественно-научная каникулярная школа» рассчитана на учащихся 5-7 классов в общем объеме 105 учебных часов из них: 5 класс 35 часов (осенние каникулы – 5 часов, зимние каникулы – 6 часов, летние каникулы – 24 часа); 6 класс 35 часов (зимние каникулы – 11 часов, весенние каникулы – 10 часов, летние каникулы – 14 часов); 7 класс 35 часов (осенние каникулы – 5 часов, зимние каникулы – 5 часов, весенние каникулы – 5 часов, летние каникулы – 20 часов). В свою очередь, содержание каникулярной школы естественно-научного направления является базой для изучения общих географических, биологических и химических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического, биологического и химического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Личностным результатом обучения Естественно-научной каникулярной школы является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

• осознание единства географического, биологического и химического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметными результатами изучения «Естественно-научной каникулярной школы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «Естественно-научная каникулярная школа» являются следующие умения:

• освоение системы знаний о природе:

— формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

• использование географических, биологических и химических умений:

— находить в различных источниках и анализировать разнообразную информацию;

-составлять описания различных объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

— применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

• использование карт как моделей:

— определять на карте местоположение географических объектов.

• понимание смысла собственной действительности:

— использовать географические и биологические знания для осуществления мер по сохранению природы;

— приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

— определять процессы и явления в биосфере, взаимосвязи между сферами, их изменения в результате деятельности человека;

• понимание смысла собственной действительности:

— формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

— использовать знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

— приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

5 класс

Вавилов Н.И. Центры происхождения культурных растений

Идеи Ч. Дарвина о культурных растениях. Этапы жизни Н.И. Вавилова. Понятие центра культурных растений. Методика выделения центра происхождения культурных растений. Музей Вернадского.

География Южно-азиатского тропического центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Восточноазиатского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Юго-Западно-азиатского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Средиземноморского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Абиссинского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Центральноамериканского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

География Южноамериканского центра

Географическое положение центра. Природно-климатические условия региона. Виды растений. Растения центра культивируемые в России.

Способы окультуривания растений

Зарождение земледелия. Искусственный отбор. Разница в отборе «лучшего» в древности и сейчас.

Классификация культурных растений

Понятие классификация. Виды классификации. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Виды семейств растений.

Культурные растения Центрально-Чернозёмного региона

Природные особенности региона. Виды культурных растений региона. Места их произрастания. Знакомство с гербарием культурных растений региона. Растения короткого и длинного дня.

Характеристика культурных растений семейства бобовые

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства паслёновые

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства розоцветные

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства лилейные и луковые

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства злаковые

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства сложноцветные

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Характеристика культурных растений семейства крестоцветные

Характеристика семейства. Отличительные особенности. Правила определения растений данного семейства.

Декоративные растения

Понятие декоративных растений. Виды растений. Места распространения. Виды использования. Закладка опыта по выращиванию рассады декоративных растений.

Виды культурных растений семейства злаковые

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства пасленовые

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства бобовые

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства розоцветные

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства лилейные и луковые

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства сложноцветные

Разновидности. Места распространения. Использование.

Виды культурных растений семейства крестоцветные

Разновидности. Места распространения. Использование.

Агротехника зернобобовых культур

Требования к почве. Севооборот. Сроки посева и уборки. Виды техники для уборки. Использование.

Агротехника злаковых культур

Требования к почве. Севооборот. Сроки посева и уборки. Виды техники для уборки. Использование.

Агротехника технических культур

Требования к почве. Севооборот. Сроки посева и уборки. Виды техники для уборки. Использование.

Виды сельскохозяйственной техники

Экскурсия на сельскохозяйственные предприятия.

Агротехника выращивания растений в защищенном грунте

Виды защищенного грунта. Методика выращивания. Экскурсия в тепличный комплекс.

Минеральное питание растений. Виды подкормок

Понятие о минеральном питании. Виды минеральных удобрений. Технология внесения удобрений.

Способы увеличения разнообразия культурных растений выращиваемых в ЦЧР

Окружающая среда. Акклиматизация. Ботанические сады их виды и задачи.

6 класс

Экология растений

Понятие экологии. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды.

Среда обитания и условия существования

Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой.

Свет как фактор окружающей среды

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.

Группы растений по отношению к свету

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Виды растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые).

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения

Растения короткого и длинного дня. Закладка опыта по влиянию света на рост и развитие всходов семян фасоли.

Влияние температуры на рост и развитие растений

Значение тепла для прорастания семян, рост и развитие растений. Виды растений по отношению к теплу.

Температура как экологический фактор

Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Приспособленность растений к различным температурам

Виды растений по отношению к теплу. Определение суммарной температуры для Бобровского района Воронежской области. Виды растений выращиваемых в нашей местности.

Влияние воды на рост и развитие растений

Значение воды для развития растений, прорастания семян, охлаждения растений.

Виды растений по отношению к воде

Выделение растений по отношению к воде. Закладка опыта по влиянию воды и тепла на прорастание семян фасоли.

Приспособление растений к различным условиям влажности

Адаптация. Методы приспособления к различным условиям увлажнения.

Влияние газового состава атмосферы на рост и развитие растений

Газовый состав атмосферы. Значение для растений кислорода, азота и углекислого газа.

Ветер как фактор окружающей среды

Опыление. Виды опыления.

Распространение растений с помощью ветра

Виды распространения. Виды растений распространяемых ветром.

Влияние почвы на рост и развитие растений

Понятие почва. Виды почв. Состав почв.

Виды растений по отношению к почве

Плодородие почвы, влияющее на растение. Выделение групп растений по отношению к почве.

Антропогенное воздействие на почву

Плодородие. Качество почвы. Эрозия.

Значение животных для растений

Влияние животного мира на рост и развитие растений, опыление и распространение.

Значение растений для животных

Растения хищники. Изучение защитных приспособлений растениями (защита от поедания животными, колючки, жгучие волоски и т.д.).

Влияние растений друг на друга

Формы взаимодействия между растениями. Конкуренция. Прямое и опосредованное влияние.

Роль грибов и бактерий в жизни растений

Симбиоз. Бактериальные и грибковые болезни растений.

Бактериальные и грибковые заболевания злаковых культур

Экскурсия. Виды бактериальных и грибковых заболеваний злаковых культур.

Приспособление растений к осенне-зимнему сезону

Листопад. Глубокий и вынужденный покой.

Приспособление растений к весенне-летнему сезону

Яровые растения. Фенологические фазы растений.

Изменение растений в течение жизни

Основные периоды жизни. Хранение семян.

Антропогенное воздействие на растения

Разнообразие растений в результате антропогенного воздействия. Виды растительных сообществ антропогенного происхождения.

Разнообразие жизненных форм растений

Виды жизненных форм растений. Жизненные формы растений своей местности.

Современные экологически проблемы человечества

Парниковый эффект. Глобальное потепление. Опустынивание. Гибель лесов.

7 класс

Твердость минералов. Определение твердости. Этапы разрушения минералов.

Школа Мооса. Самый твердый и самый мягкий минерал. Предметы, определяющие твердость. Виды выветривания.

Образование почвы.

Факторы влияющие на образование почвы. Гумус. Виды почв. Почвовед В.В. Докучаев. Материнская порода. Почвенный профиль и его строение.

Почва как живой организм.

Структура почвы. Микроорганизмы почвы. Биогумус. Роль дождевых червей в биологической жизни почвы.

Минеральные вещества в почве.

Минералы растворенные в почве. Промывной режим. Горизонты вмывания и вымывания. Питательные вещества почвы.

Влияние минеральных веществ на рост и развитие растений.

Методы определения минеральных веществ в растениях. Минеральные элементы. Микрохимический анализ золы. Симптомы недостатка минеральных веществ. Симптомы избытка минеральных веществ.

Исследование снежного покрова на различных территориях.

Методики исследования снежного покрова. Экспозиция склонов.

Физико-химические свойства снега.

Глубина, плотность, температура снега. Взвешенные частицы в талой воде. Кислотность снега. Химические вещества загрязняющего характера. Сравнительная характеристика показателей.

Влияние снежного покрова на почвенный профиль.

Глубина промерзания почвенного профиля. Распределение теплоты в почвенном слое. Влажность почво-грунтов. Распределение животных и растительных организмов.

Влияние почвы на формирование растительного сообщества.

Растительные сообщества. Типы почв под растительными сообществами.

Определение весенних растений Бобровского района.

Определитель. Методы определения растений. Таксоны. Составление гербария.

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы», «Лес боится огня».

Биогеоценоз.

Понятие биогеоценоза. Видовое разнообразие различных биогеоценозов.антропогенная дигрессия биогеоценозов. Биотоп, экотоп. Механизмы устойчивости биогеоценозов.

Виды биогеоценозов.

Естественный биогеоценоз. Искусственный биогеоценоз. Места распространения. Смена биогеоценозов.

Методика описания фитоценозов.

Методика подсчета растений. Шкала оценок обилия О. Друде.

Геоботаническое описание лесного фитоценоза.

Ярусность. Подлесок. Мертвая подстилка. Микрорельеф. Состав древостоя. Порода. Преобладающий возраст. Степень покрытия.

Геоботаническое описание травянистого растительного сообщества.

Степень покрытия. Микрорельеф. Семейство. Ярус. Фенофаза. Характер размещения. Метод уколов. Сеточка Раменского.

Лекарственные растения Бобровского района.

Методика Дунаева. Биотопы.

Технология сбора, хранения и использования лекарственного сырья.

Части растений. Места сбора растений. Время сбора лекарственных растений.методы сушки растений. Лекарственные формы (порошки, настои и отвары).

Ядовитые растения, места распространения, первая помощь при отравлении.

Виды. Место нахождение яда. Признаки отравления. Первая помощь.

Редкие и исчезающие растения Бобровского района.

Понятие редких и исчезающих растений. Эндемики. Заповедники и заказники.

Места распространения редких и исчезающих растений Бобровского района.

Места распространения. Почвенный покров. Красная Книга Красно книжные виды.

Страницы Красной Книги растений Бобровского района.

Составление страниц Красной Книги растений.

Взаимосвязи в природных сообществах.

Природные сообщества. Микроклимат. Пищевые цепи. Эрозия (ветровая, водная).

Цикличность в природе.

Виды циклов (простые, сложные, множественные). Продолжительность циклов. Причины цикличности.

Смена природных сообществ.

Причины смены. Скорость смены сообщества. Среда образующие сообщества.сукцессия.

Агроценозы.

Культурные растения. Зависимость от человека. Механическая обработка почвы.конкуренция. Севооборот.

Учение Вернадского о биосфере.

Понятие биосферы. В.И. Вернадский. Ноосфера. Виды веществ (живое, косное, биогенное, бескостное). Постулаты Вернадского.

Перспективно-тематическое планирование 5 класс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *