канун в храме что это

Канун (панихидный столик)

Связанные понятия

Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки).

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских.

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Соче́льник (сочевник, укр. Святвечір, польск. Wigilia, чеш. Štědrý den, болг. Бъдни вечер, хорв. Badnjak, Badnji dan, серб. Бадњак, Бадњи дан) — канун (на́вечерие) праздника Рождества Христова. Приходится на 24 декабря (6 января).

Источник

Канун

канун в храме что это. Смотреть фото канун в храме что это. Смотреть картинку канун в храме что это. Картинка про канун в храме что это. Фото канун в храме что это

Канун — это церковный стол для свечей с небольшим распятием в центре. На него ставят свечи для поминовения за упокой души.

В православной церкви свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним (слева в храме), которым Спаситель избавил род человеческий от вечной смерти, а Своим Воскресением даровал человечеству вечную жизнь. Или на специальный столик канун. Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Пламя свечи символизирует молитвенное обращение к Богу и всем святым. Как бы ни наклоняли свечу, ее огонь всегда горит к верху, так и верующий человек все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Существуют некоторые правила, как правильно поставить свечу перед иконой за упокой. Перед тем, как подойти к распятию Господнему, необходимо два раза перекреститься. Главное, не ставить свечи формально одну за другою, а в мыслях припоминать каждого человека, за кого зажигаете свечу.

Как правильно ставить свечку за упокой:

1. Подойдя к иконе распятия Господнего, 2 раза крестимся.

2. Зажигаем свечу от лампадки (следите, чтобы воск не капал) или от чужих свечей.

3. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, чтобы не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.

5. Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.

Если же вы по ошибке за живого поставили перед иконой Распятия от незнания, то ничего серьезного, главное вы в мыслях пожелали человеку здоровья. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».

Но нельзя сознательно ставить свечи живым за упокой, и желая при этом плохого, так как будете наказуемы. Бог все видит. Потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте.

Поминовение усопших совершается Православной Церковью в году несколько раз. Это Вселенские панихиды или Родительские субботы – суббота перед Масленицей, вторая-четвертая суббота Великого Поста, перед Святой Троицей, перед днем памяти Дмитрия Солунского, день Усекновения Иоанна Предтечи и вторая неделя после Пасхи в понедельник или вторник. Великую радость Светлого Воскресения Христова разделить с умершими верующие приходят на могилы своих родных.

Источник

Внутреннее устройство храма

канун в храме что это. Смотреть фото канун в храме что это. Смотреть картинку канун в храме что это. Картинка про канун в храме что это. Фото канун в храме что это

Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.

Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.

Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.

Источник

Канун: суть вещей

Приблизительное время чтения: 2 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Канун стол со свечами и распятием, перед которым молятся об упокоении усопших. По сути, это большой подсвечник прямоугольной формы.

канун в храме что это. Смотреть фото канун в храме что это. Смотреть картинку канун в храме что это. Картинка про канун в храме что это. Фото канун в храме что это

1 Голгофа

— гора, на которой происходило распятие Христа.

2 Лампада

3 Богородица

— Мать Христа. Она стояла у Креста во время казни Сына.

4 Табличка «ИНЦИ»

5 Апостол Иоанн Богослов

— любимый ученик Христа, присутствовавший при распятии. Христос поручил ему заботиться о Богородице.

6 Череп Адама

— по преданию, останки первочеловека Адама находятся на Голгофе — там же, где распяли Христа. Символическое изображение черепа напоминает о том, что своей смертью Иисус Христос искупил все грехи мира, и в том числе — грех первых людей.

7 Подсвечники

Горящие свечи – символ нашей молитвы за умерших.

Cтол для приношений

Иногда возле кануна стоит обыкновенный стол для приношений — продуктов, которые люди приносят в храм, чтобы помянуть умерших.
Это отголосок древней традиции раздавать милостыню в память об усопшем.
Продукты с этого стола чаще всего используют для приготовления еды служителям храма и нуждающимся.

Панихида

Перед кануном служатся панихиды.

Панихида — (греч. — всенощное моле ние) — короткая служба с молитвами об усопших.

Раньше она совершалась вечером, отсюда и название.

Кроме панихид по отдельным умершим, в годовом круге богослужений есть так называемые родительские субботы, когда поминаются вообще все умершие православные христиане.

Такие поминовения совершаются семь раз в году:

• мясопустная суббота (суббота перед Масленицей, за неделю до начала Великого поста),

• 2-я суббота Великого поста

• 3-я суббота Великого поста

• 4-я суббота Великого поста.

• Радоница — в отличие от других совершается во вторник на второй неделе после Пасхи,

• Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы),

• Димитриевская родительская суббота (ближайшая суббота перед 8 ноября, днем памяти великомученика Димитрия Солунского).

Короткая молитва об усопшем

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Источник

Голгофа и канун

канун в храме что это. Смотреть фото канун в храме что это. Смотреть картинку канун в храме что это. Картинка про канун в храме что это. Фото канун в храме что это

На фото­гра­фии – момент бого­слу­же­ния Роди­тель­ской суб­бо­ты.
Так назы­ва­ет­ся осо­бый день, посвя­щен­ный вос­по­ми­на­нию наших почив­ших близ­ких. Пер­во­на­чаль­но назва­ние Роди­тель­ская суб­бо­та, конеч­но, про­изо­шло отто­го, что в этот день дети поми­на­ли сво­их покой­ных роди­те­лей. Сего­дня Роди­тель­ская суб­бо­та – день осо­бо­го все­цер­ков­но­го поми­но­ве­ния о всех усоп­ших пра­во­слав­ных.

Поче­му суб­бо­та? Пото­му что имен­но в суб­бо­ты с древ­но­сти было заве­де­но поми­нать усоп­ших. День вос­крес­ный, по само­му назва­нию, гово­рит о жиз­ни, о жиз­ни, вли­ва­ю­щей­ся в нашу душу, о жиз­ни пре­из­бы­то­че­ству­ю­щей и тор­же­ству­ю­щей. Поэто­му поми­на­ние усоп­ших в вос­кре­се­нье сокра­ща­ет­ся, мини­ма­ли­зи­ру­ет­ся. Суб­бо­та же – день, в кото­рый Сам Спа­си­тель наш был во Гро­бе; суб­бо­та – день покоя, в кото­рый Бог Тво­рец «почил от всех дел Сво­их» ( Быт. 2, 3 ). Так что, кажет­ся, самой исто­ри­ей сво­ей суб­бо­та назна­че­на к тому, что­бы мы вспом­ни­ли отшед­ших от сей при­вре­мен­ной жиз­ни люби­мых наших и моли­лись о упо­ко­е­нии их со свя­ты­ми.

Каж­дая суб­бо­та в бого­слу­жеб­ном Уста­ве назна­че­на для поми­на­ния усоп­ших. Но есть в году такие суб­бо­ты, кото­рые сугу­бо, то есть осо­бо, посвя­ще­ны поми­на­нию усоп­ших. Это пять так назы­ва­е­мых Все­лен­ских пани­хид, или Все­лен­ских роди­тель­ских суб­бот, и еще несколь­ко дней
осо­бен­но­го поми­на­ния усоп­ших.
Пере­чис­лим их в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке, по ходу Бого­слу­жеб­но­го года.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясо­пуст­ная суб­бо­та

Это суб­бо­та перед Мясо­пуст­ной сед­ми­цей. Незна­ко­мо­му со стро­ем цер­ков­но­го кален­да­ря чита­те­лю все эти сло­ва и выра­же­ния кажут­ся китай­ской гра­мо­той. Одна­ко, если мы раз­бе­рем­ся, какой день так назы­ва­ет­ся, все ста­нет про­сто и понят­но. Мясо-пуст­ная сед­ми­ца – это сед­ми­ца (неде­ля), в кото­рую опус­ка­ет­ся мясо. Это неде­ля, пред­ше­ству­ю­щая Мас­ле­ни­це. Перед Мас­ле­ни­цей мы еще едим мясо, но потом толь­ко сыр и моло­ко, а потом… 40 дней Вели­ко­го поста, да еще 6 дней Страст­ной сед­ми­цы. И лишь после это­го – Пас­ха.
То есть, Мясо­пуст­ная неде­ля – это послед­няя неде­ля, как гово­ри­ли в ста­ри­ну, мясо­еда. Потом мясо опус­ка­ет­ся. И вот в суб­бо­ту перед этой неде­лей мы как раз и слу­жим Роди­тель­скую суб­бо­ту.
А поче­му в этот день? Пото­му, что вос­кре­се­нье перед Мас­ле­ни­цей назы­ва­ет­ся Неде­лей о Страш­ном Суде. Когда, как не перед днем, в кото­рый вспо­ми­на­ет­ся Страш­ный Суд, умест­нее все­го помо­лить­ся о наших покой­ных?

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2‑я, 3‑я и 4‑я суб­бо­ты Вели­ко­го Поста

В эти дни совер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное поми­на­ние усоп­ших. Оно уста­нов­ле­но Цер­ко­вью, что­бы не лишить усоп­ших молит­вен­но­го пред­ста­тель­ства во дни Вели­ко­го поста, так как в это вре­мя невоз­мож­ны обык­но­вен­ные еже­днев­ные поми­но­ве­ния усоп­ших (соро­ко­усты и дру­гие част­ные поми­но­ве­ния), соеди­нен­ные с совер­ше­ни­ем пол­ной Литур­гии, кото­рая в Вели­кий пост поло­же­на толь­ко по суб­бот­ним и вос­крес­ным дням.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радо­ни­ца

Радо­ни­ца, то есть день радо­сти для усоп­ших, при­хо­дит­ся на втор­ник Фоми­ной сед­ми­цы. Отме­тим, что это уже не суб­бо­та, а втор­ник. Поче­му? Пото­му, что в день Пас­хи и во всю Пас­халь­ную сед­ми­цу поми­нать усоп­ших в хра­ме не раз­ре­ша­ет­ся. И вот в пер­вый раз их мож­но поми­нать на вто­рой неде­ле после Пас­хи, на Фоми­ной сед­ми­це (посвя­щен­ной Апо­сто­лу Фоме).
Втор­ник этой сед­ми­цы и пред­на­зна­чен для тор­же­ствен­но­го поми­на­ния наших усоп­ших.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Тро­иц­кая Роди­тель­ская суб­бо­та

Оно совер­ша­ет­ся в суб­бо­ту перед празд­ни­ком Пяти­де­сят­ни­цы (Свя­той Тро­и­цы). Уста­нов­ле­ние этой памя­ти ухо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. Как Мясо­пуст­ная суб­бо­та пред­ва­ря­ет память Страш­но­го Суда и нача­ло Вели­ко­го Поста, так Тро­иц­кая суб­бо­та пред­ва­ря­ет рас­кры­тие во всей силе Цар­ства Хри­сто­ва в день Пяти­де­сят­ни­цы.

В Рос­сии при­ня­ты и еще два дня наро­чи­то­го поми­на­ния усоп­ших:

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бо­та

Поми­но­ве­ние усоп­ших перед 26 октяб­ря (по ста­ро­му сти­лю), днем св. вели­ко­му­че­ни­ка Димит­рия Солун­ско­го, уста­нов­ле­но в 1380 году вели­ким кня­зем Димит­ри­ем Дон­ским для поми­но­ве­ния вои­нов, пав­ших на Кули­ко­вом поле в бит­ве с Мама­ем 8 сен­тяб­ря 1380 г. Одна­ко со вре­ме­нем эта суб­бо­та сде­ла­лась на Руси днем осо­бо­го цер­ков­но­го поми­но­ве­ния всех усоп­ших в вере.
Совер­ша­ет­ся эта роди­тель­ская суб­бо­та, в соот­вет­ствии с новым сти­лем, в пер­вой поло­вине октяб­ря.

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поми­но­ве­ния усоп­ших вои­нов

В 1994 году Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью был уста­нов­лен и еще один день наро­чи­то­го поми­но­ве­ния усоп­ших. Это суб­бо­та перед 9 мая, Днем Побе­ды в Вели­кой Оте­че­ствен­ной Войне 1941–1945 гг. По уже сего­дняш­ней тра­ди­ции, для удоб­ства веру­ю­щих, поми­на­ние с суб­бо­ты нака­нуне 9 мая пере­но­сит­ся на сам день 9 мая.
Послед­ний день поми­но­ве­ния пока­зы­ва­ет, что на наших гла­зах тво­рит­ся цер­ков­ная исто­рия. Сего­дня мы вспо­ми­на­ем всех вои­нов, «за веру и оте­че­ство погиб­ших», 9 мая, а до рево­лю­ции для поми­на­ния пав­ших на полях сра­же­ний вои­нов был назна­чен иной день. Ука­зом импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II этим днем стал счи­тать­ся празд­ник Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи 11 сен­тяб­ря (в память вой­ны с тур­ка­ми и поля­ка­ми в 1769 году). Сего­дня осо­бые пани­хи­ды по вои­нам слу­жат в немно­гих хра­мах, да и мало кто из веру­ю­щих пом­нит об обы­чае ека­те­ри­нин­ской поры. Хотя… нынеш­няя исто­рия свя­за­ла день 11 сен­тяб­ря с дру­гим страш­ным собы­ти­ем, про­изо­шед­шим на дру­гой сто­роне зем­но­го шара, в Нью-Йор­ке…

ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ:
И, конеч­но, поми­ная покой­ных, мы не можем не вспо­ми­нать еще одну дату. Это еже­год­ное вос­по­ми­на­ние дня смер­ти чело­ве­ка. День смер­ти – это день рож­де­ния в новую жизнь. По-чело­ве­че­ски понят­ны и скорбь, и сле­зы. День смер­ти близ­ко­го нам суще­ства – день поте­ри… Но то, что по зем­ным мер­кам кажет­ся поте­рею, для веч­но­сти, для Неба есть обре­те­ние.
Когда наши близ­кие поки­да­ют нас, они при­со­еди­ня­ют­ся к сон­му небо­жи­те­лей. Еже­год­но вспо­ми­ная день смер­ти близ­ко­го нам чело­ве­ка, давай­те будем пом­нить, что, уме­рев для это­го мира, чело­век родил­ся для иной жиз­ни… «Поэто­му-то еже­год­но совер­ша­ет­ся род­ствен­ни­ка­ми память по умер­ше­му, в знак того, что он жив и бес­смер­тен по душе, и неко­гда совер­шен­но обно­вит­ся, когда Созда­тель вос­хо­щет и воз­двиг­нет его тело» (св. Симе­он Солун­ский).

Но вер­нем­ся к теме цер­ков­но­го поми­на­ния.
В день поми­на­ния веру­ю­щие люди при­но­сят в храм не толь­ко запис­ки с прось­бой помя­нуть почив­ших, но и… про­дук­ты пита­ния. Зачем? Об этом позже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *