канун в храме что это
Канун (панихидный столик)
Связанные понятия
Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки).
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Катапéтасма, катапета́сма (греч. καταπέτασμα — «занавес»), церковная заве́са в православных храмах — занавес за иконостасом, отделяющий царские врата и престол.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских.
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.
Соче́льник (сочевник, укр. Святвечір, польск. Wigilia, чеш. Štědrý den, болг. Бъдни вечер, хорв. Badnjak, Badnji dan, серб. Бадњак, Бадњи дан) — канун (на́вечерие) праздника Рождества Христова. Приходится на 24 декабря (6 января).
Канун
Канун — это церковный стол для свечей с небольшим распятием в центре. На него ставят свечи для поминовения за упокой души.
В православной церкви свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним (слева в храме), которым Спаситель избавил род человеческий от вечной смерти, а Своим Воскресением даровал человечеству вечную жизнь. Или на специальный столик канун. Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.
Пламя свечи символизирует молитвенное обращение к Богу и всем святым. Как бы ни наклоняли свечу, ее огонь всегда горит к верху, так и верующий человек все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.
Существуют некоторые правила, как правильно поставить свечу перед иконой за упокой. Перед тем, как подойти к распятию Господнему, необходимо два раза перекреститься. Главное, не ставить свечи формально одну за другою, а в мыслях припоминать каждого человека, за кого зажигаете свечу.
Как правильно ставить свечку за упокой:
1. Подойдя к иконе распятия Господнего, 2 раза крестимся.
2. Зажигаем свечу от лампадки (следите, чтобы воск не капал) или от чужих свечей.
3. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, чтобы не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.
5. Если вы совершили молитву, не спеша, перекрестившись и поклонившись, можно ставить также другую или же аккуратно отойдите в удобное для вас место.
Если же вы по ошибке за живого поставили перед иконой Распятия от незнания, то ничего серьезного, главное вы в мыслях пожелали человеку здоровья. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».
Но нельзя сознательно ставить свечи живым за упокой, и желая при этом плохого, так как будете наказуемы. Бог все видит. Потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте.
Поминовение усопших совершается Православной Церковью в году несколько раз. Это Вселенские панихиды или Родительские субботы – суббота перед Масленицей, вторая-четвертая суббота Великого Поста, перед Святой Троицей, перед днем памяти Дмитрия Солунского, день Усекновения Иоанна Предтечи и вторая неделя после Пасхи в понедельник или вторник. Великую радость Светлого Воскресения Христова разделить с умершими верующие приходят на могилы своих родных.
Внутреннее устройство храма
Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.
Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.
Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.
Канун: суть вещей
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Канун — стол со свечами и распятием, перед которым молятся об упокоении усопших. По сути, это большой подсвечник прямоугольной формы.
1 Голгофа
— гора, на которой происходило распятие Христа.
2 Лампада
3 Богородица
— Мать Христа. Она стояла у Креста во время казни Сына.
4 Табличка «ИНЦИ»
5 Апостол Иоанн Богослов
— любимый ученик Христа, присутствовавший при распятии. Христос поручил ему заботиться о Богородице.
6 Череп Адама
— по преданию, останки первочеловека Адама находятся на Голгофе — там же, где распяли Христа. Символическое изображение черепа напоминает о том, что своей смертью Иисус Христос искупил все грехи мира, и в том числе — грех первых людей.
7 Подсвечники
Горящие свечи – символ нашей молитвы за умерших.
Cтол для приношений
Иногда возле кануна стоит обыкновенный стол для приношений — продуктов, которые люди приносят в храм, чтобы помянуть умерших.
Это отголосок древней традиции раздавать милостыню в память об усопшем.
Продукты с этого стола чаще всего используют для приготовления еды служителям храма и нуждающимся.
Панихида
Перед кануном служатся панихиды.
Панихида — (греч. — всенощное моле ние) — короткая служба с молитвами об усопших.
Раньше она совершалась вечером, отсюда и название.
Кроме панихид по отдельным умершим, в годовом круге богослужений есть так называемые родительские субботы, когда поминаются вообще все умершие православные христиане.
Такие поминовения совершаются семь раз в году:
• мясопустная суббота (суббота перед Масленицей, за неделю до начала Великого поста),
• 2-я суббота Великого поста
• 3-я суббота Великого поста
• 4-я суббота Великого поста.
• Радоница — в отличие от других совершается во вторник на второй неделе после Пасхи,
• Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы),
• Димитриевская родительская суббота (ближайшая суббота перед 8 ноября, днем памяти великомученика Димитрия Солунского).
Короткая молитва об усопшем
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Голгофа и канун
На фотографии – момент богослужения Родительской субботы.
Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных.
Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» ( Быт. 2, 3 ). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми.
Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней
особенного поминания усопших.
Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота
Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха.
То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.
А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных?
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2‑я, 3‑я и 4‑я субботы Великого Поста
В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница
Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме).
Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота
Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы.
В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших:
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота
Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере.
Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: День поминовения усопших воинов
В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Это суббота перед 9 мая, Днем Победы в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг. По уже сегодняшней традиции, для удобства верующих, поминание с субботы накануне 9 мая переносится на сам день 9 мая.
Последний день поминовения показывает, что на наших глазах творится церковная история. Сегодня мы вспоминаем всех воинов, «за веру и отечество погибших», 9 мая, а до революции для поминания павших на полях сражений воинов был назначен иной день. Указом императрицы Екатерины II этим днем стал считаться праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября (в память войны с турками и поляками в 1769 году). Сегодня особые панихиды по воинам служат в немногих храмах, да и мало кто из верующих помнит об обычае екатерининской поры. Хотя… нынешняя история связала день 11 сентября с другим страшным событием, произошедшим на другой стороне земного шара, в Нью-Йорке…
ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ:
И, конечно, поминая покойных, мы не можем не вспоминать еще одну дату. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Неба есть обретение.
Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни… «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский).
Но вернемся к теме церковного поминания.
В день поминания верующие люди приносят в храм не только записки с просьбой помянуть почивших, но и… продукты питания. Зачем? Об этом позже.