капалабхати и дыхание огня в чем разница
Йога в деталях
Полное йоговское дыхание, краткое повторение. Агни сара, поэтапное освоение. Дыхание огня, капалабхати и бхастрика.
Дыхание огня (Агни пранаяма)
Дыхание огня — быстрое, ритмичное диафрагмальное дыхание.
Выдох осуществляется за счет резкого втягивания живота по направлению внутрь и вверх. Органы брюшной полости при этом снизу давят на диафрагму, заставляя ее подниматься, изгоняя воздух из легких.
Вдох происходит автоматически при расслаблении мышц живота. Диафрагма при этом опускается вниз, позволяя воздуху заполнить легкие.
Частота дыхания: 2—3 вдоха/выдоха в секунду (возможны небольшие вариации).
Осваивая технику дыхания огня, следует знать несколько основных правил:
— Начинают дыхание огня в положении, когда грудная клетка слегка приподнята.
— Голову держите ровно; подбородок слегка притянут к шее. Такое положение позвоночника облегчает доступ энергии в голову за счет того, что шея и позвоночник образуют одну прямую линию.
— Дыхание осуществляется только за счет диафрагмы и брюшной мускулатуры. Верхняя часть грудной клетки остается неподвижной.
— На вдохе живот выпячивается вперед, на выдохе втягивается.
— Вдох и выдох равны по длительности и интенсивности. Если акцентировать что-то одно, то возникнет энергетический дисбаланс.
Женщинам во время женских дней выполнять не рекомендуется.
Для освоения техники дыхания огня вначале рекомендуется делать его в медленном темпе, контролируя движение живота и неподвижность грудной клетки руками.
Сидя со скрещенными ногами или на стуле, положите одну руку на живот, а другую на грудь. Начните дышать дыханием огня. Следите за руками. Движения рук при дыхании помогут вам разобраться в том, что вы делаете так и что не так.
На следующем этапе освоения техники рекомендуется дышать дыханием огня в таких асанах, где положение грудной клетки зафиксировано тем или иным способом. Например, в позе, сидя со скрещенными ногами, с руками, поднятыми вертикально вверх над головой (пальцы сплетены в замок). Или же в позах с прогибом назад, таких как Поза верблюда или Поза кобры.
— Увеличивает рабочий объем легких.
— Очищает от токсинов легкие, а также стенки кровеносных сосудов.
— Осуществляет интенсивный массаж всех внутренних органов.
— Укрепляет нервную систему и увеличивает сопротивляемость стрессам.
— Укрепляет иммунную систему.
— Восстанавливает равновесие между симпатической и парасимпатической нервными системами.
— Синхронизирует внутренние ритмы всех органов и частей тела.
— Помогает избавиться от дурных пристрастий, таких как пристрастие к наркотикам и курению.
Правильное выполнение дыхания огня служит хорошей основой для овладения техникой глубокого медленного дыхания.
Название Капалабхати состоит из двух санскритских слов: Капала — это череп, а Бхати — обозначающий делать сверкающим, чистить.
Следует переводить Капалабхати как очистка пранических каналов, которые находятся в голове (носовые полости, перегородки и другие проводники, по которым движется прана — энергия).
В отличие от обычного дыхания, во время которого вдох всегда активнее выдоха, в Капалабхати выдох активный и резкий, а вдох пассивный. Кроме того, почти во всех техниках пранаямы выдох более длительный (вдвое дольше вдоха), а в Капалабхати — наоборот, — короткие и резкие выбросы воздуха, которые сопровождаются спокойными и медленными вдохами.
На первых порах можно выполнять Капалабхати в любой асане — подходящей для практики пранаямы: Сиддхаса-на. Ваджрасана или Падмасана (Лотос). Возможно, практиковать это упражнение и стоя, но необходимо внимательно следить за положением позвоночника он должен быть прямым. Для более прогрессивной практики подходит только Лотос. Указательный и большой пальцы каждой руки замкнуты в кольцо; остальные пальцы прямые (Джняна-Мудра).
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы грудная клетка оставалась неподвижной.
Прежде чем начать Капалабхати, сделайте вдох, расширив среднюю и нижнюю части ребер.
Такое положение груди должно сохраняться в течение всего упражнения.
Если посмотреть на грудь во время практики Капалабхати, можно заметить, что нижний отдел ребер все же слегка двигается.
Это еле заметное движение создается мышцами живота, которые находятся рядом с ребрами.
Любого же активного движения в области грудной клетки следует избегать.
Мотор этой практики — мышцы пресса.
Общее описание практики.
Чтобы освоить эту пранаяму, примите удобную позу, выпрямите позвоночник, выполните максимально возможный вдох грудью (она должна выступать) и зафиксируйте это положение.
Центр тяжести вашего тела должен быть чуть ниже пупка.
Расслабьте пресс, слегка выпятив живот, а затем сильно напрягите, особенно прямые мышцы. Такое сокращение приведет к резкому выбросу воздуха.
Потом расслабьте мышцы и медленно вдохните (нижнее дыхание).
Капалабхати состоит из резких и быстрых выдохов, чередующихся с медленными и спокойными вдохами.
При вдохе необходимо контролировать мышцы пресса (они должны быть расслаблены) для того, чтобы поступление воздуха в организм осуществлялось медленно.
Учитывая необходимый для выполнения этой практики темп, длительность выдоха должна быть около 0,2 секунды, а вдоха — от 0,8 до 0,3.
Как определить, достаточно ли энергично мы выполнили выдох? Обратите внимание на крылья носа (они, как известно, во время любой дыхательной практики должны быть расслаблены). Если упражнение выполняется правильно, то на выдохе крылья носа должны слегка выступать, а на вдохе оставаться неподвижными.
Не переусердствуйте с напряжением мышц живота, то есть сильно не втягивайте его, пытаясь таким образом повлиять на количество выдыхаемого воздуха. В данном случае важна сила самого выдоха.
Есть еще одно средство визуального контроля над выдохом. Расположитесь рядом с зеркалом. В момент выдоха обратите внимание на основание шеи, а точнее на выемки рядом с ключицами. Если выдох проходит правильно, вы заметите, что ключицы чуть-чуть двигаются, а у основания шеи наблюдается легкое вздутие.
Очевидно, что, сокращаясь, диафрагма подталкивает легкие, а те в свою очередь провоцируют движение у основания шеи. Снова сделаем резкий выдох, затем спокойный вдох, одновременно расслабляя мышцы живота.
Капалабхати — это ряд таких выдохов и вдохов.
Вдох следует немедленно за выдохом. Он выполняется посредством отпускания мышц живота и позволяет брюшной стенке вернуться в ее расслабленную позиции. Не вдыхайте активно.
В начале, это может вызывать затруднения, но этот пассивный вдох — основной элемент Капалабхати. Сознательно избегать напряжения диафрагмы в течение вдоха, практикуйте медленно и сознательно в начале.
Для того, чтобы практика была эффективной, Вы должны развить способность расслаблять мышцы живота быстро и полностью после каждого выдоха и сохранять диафрагму мягкой и на вдохе, и на выдохе. Думайте о Капалабхати как о брюшном выдохе. Поскольку вдох пассивен, то он более длинный чем выдох. Начните с темпа от одного до полутора выдохов в секунду.
В этой практике решающую роль играет выдох, а точнее — его сила.
Количество же выдохов в минуту — на втором месте.
Вы сможете быстро увеличивать скорость практики, к примеру, с 60 выдохов в минуту до 120. Это максимум, который допускается для многих учеников. Многие Гуру считают, что при увеличении скорости более чем 120 выдохов в минуту мы значительно теряем в мощности выдоха. Такое мнение не лишено основания.
Наблюдается тенденция уравнивать длительность выдоха и последующего вдоха.
Вместе с чрезмерным напряжением мышц пресса эта ошибка — самая распространенная. Вдох должен быть по меньшей мере втрое дольше выдоха.
Уравновешивая их, мы теряем необходимую нам мощность.
Главное же в этом упражнении — мощность выдоха.
Еще один немаловажный элемент в Капалабхати — количество выполняемых серий. Конечно, вначале не стоит торопиться.
Упражнение это очень активное, и легким нужно какое-то время, чтобы адаптироваться к нагрузке.
Первую неделю выполняйте по 3 серии, состоящие из 10 выдохов (чередующихся со спокойными вдохами). После каждой серии отдыхайте 30 секунд и дышите в нормальном режиме.
Каждую неделю добавляйте по 10 выдохов, и так до тех пор, пока количество выполняемых выдохов приблизится к 120 в минуту. Затем отдыхайте столько, сколько вам необходимо.
Три серии по 120 выдохов — это очень хороший уровень. Если сравнить режим Капалабхати с режимом обычного дыхания (а это около 20 вдохов в минуту), можно заметить, что скорость дыхания увеличивается в 6 раз.
Можно рекомендовать Капалабхати, как первое упражнение в каждом сеансе пранаямы и в начале каждой серии асан для того, чтобы очистить легкие от остатков отработанного воздуха и способствовать хорошему насыщению крови кислородом.
Вначале концентрируйтесь на правильности выполнения самого упражнения: силе выдоха, плавности вдоха, частоте выполнения.
Следите за тем, чтобы грудная клетка была выпуклой и неподвижной, а лицо расслабленным. Позже, когда вы хорошо освоите технику, концентрируйтесь на области ниже пупка (нижняя часть живота). Именно в этой точке должно происходить максимальное сокращение мышц в момент выдоха. Когда вы отдыхаете, тоже концентрируйтесь на этом участке.
Для этой практики существуют те же ограничения, что и для других практик пранаямы. Люди, страдающие явно выраженными легочными заболеваниями, должны воздержаться от этого упражнения. Те, у кого больное сердце, могут выполнять Капалабхати, но им потребуется длительный период подготовки при помощи дыхания с контролем мышц брюшной полости. В принципе, заболевание не является сдерживающим фактором. В данном случае оно лишь указывает на то, что легкие находятся не в самом лучшем состоянии и необходимо быть крайне осторожным.
Диафрагма, будучи пассивной участницей, тем не менее, играет важную роль в практике Капалабхати. Я бы даже сказал, что она активна, но без какого-либо сокращения. Ее неподвижность позволяет мышцам живота как бы встряхивать и массировать все внутренние органы.
Капалабхати — это прекрасное упражнение для мышц брюшного пояса, особенно для прямых, которым оно добавляет не только силы, но и необыкновенной эластичности. Это очень важно для правильного развития мускулатуры. Кроме того, практика Капалабхати помогает устранить излишние жировые отложения в области живота, улучшает структуру тканей (помогает в борьбе с целлюлитом и др.) и избавляет организм от токсинов.
Органы брюшной полости.
Все органы брюшной полости тонизируются при помощи внутреннего массажа. Капалабхати хорошо влияет на пищеварительный тракт и все железы внутренней секреции.
Процесс пищеварения активизируется, что способствует хорошему усвоению даже самой тяжелой пищи. (Это, однако, не означает, что можно выполнять Капалабхати сразу после еды, такая процедура скорее расстроит ваше пищеварение).
Капалабхати налаживает перистальтику, предотвращает скопление газов в кишечнике, устраняет запоры.
Капалабхати существенно влияет на нервную систему и, в особенности, на ее нейровегетативные функции, которые, как правило, нарушены за счет высокого уровня углекислого газа в крови и общего загрязнения организма. Капалабхати не имеет себе равных как средство, тонизирующее нервную систему.
Влияние Капалабхати на мозг.
Всем, кто занимался физиологией, известен тот факт, что под воздействием дыхания изменяется объем мозга.
Большинство людей представляют мозг, как неподвижную массу, заключенную в черепную коробку, или как грецкий орех — в скорлупу. Это сравнение можно встретить очень часто, так как два полушария мозга напоминают две части ядра ореха, изрезанного извилинами.
Но мозг не является застывшей массой. На вдохе, когда легкие наполняются воздухом, мозг уменьшается в размерах, а на выдохе, наоборот, увеличивается. Изменение размеров мозга прямо пропорционально объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Увеличение его размеров можно прочувствовать на висках, — сделайте резкий глубокий вдох, и вы ощутите легкое напряжение в этой области.
Мозг — это губчатая масса, которая сжимается и раздувается в соответствии с дыхательным ритмом. Это колебательное движение влияет на циркуляцию крови. Йогическое дыхание увеличивает амплитуду колебаний объема мозга, а Капалабхати и Бхастрика усиливают этот эффект.
При обычном дыхании размеры мозга изменяются 18 раз в минуту. Представьте, что происходит во время Капалабхати, когда дыхательный ритм достигает 120 вдохов в минуту. Это настоящий массаж для мозга! Массаж, сопровождаемый обильным притоком крови, который питает все клетки мозговой коры и, в особенности, две основные железы — гипофиз и эпифиз. И все это абсолютно безопасно, так как кровяное давление остается постоянным. Увеличивается только скорость кровообращения. Капалабхати в буквальном смысле слова «вымывает» головной мозг (отсюда и название упражнения), что благотворно влияет на его работу.
Это упражнение особенно полезно для современного человека, ведущего сидячий образ жизни, дыхание которого поверхностное, а воздух, которым он дышит, потерял все свои живительные свойства.
Насколько логична в этом случае йога?
Асаны не только развивают тело, растягивают мышцы и успокаивают нервную систему, но и готовят организм к дополнительной порции праны, без опасности «пранического замыкания».
Асаны, сопровождаемые правильным дыханием, увеличивают количество содержания праны и способствуют ее гармоничному распределению по всему телу.
Специальные упражнения Пранаямы, в свою очередь, помогают накопить прану в «аккумуляторах» (чакрах) и затем направить ее ко всем органам и системам организма.
Пранаяма стимулирует работу мозга, выводит венозную кровь (ту ее часть, которая циркулирует слишком медленно) и обогащает ее кислородом. Капалабхати ускоряет все эти процессы.
Напомним, что в переводе с санскрита Капалабхати означает «блестящий череп» или «та, которая его чистит». Но вполне корректно перевести Каналабхати и как «чистота мозга», учитывая ее очищающие и питающие свойства.
После этого упражнения чистый, здоровый и насыщенный кислородом мозг готов к полноценной умственной работе. Как послушный инструмент в руках мастера, он поможет избежать нежелательных эффектов в период концентрации.
Чтобы убедиться в тонизирующих свойствах Капалабхати, попробуйте после напряженного рабочего дня выполнить упражнение в течение 3-4 минут, и вы почувствуете, что к вам вернулись силы.
Снимается усталость, а все токсические вещества буквально растворяются и вымываются свежей кровью, которая с огромной скоростью поступает в мозг. Спустя несколько минут клетки мозга восстанавливаются и заряжаются новой энергией.
27. Бхастрика — мехи кузнечного горна
В селах Индии кузнец — глубоко уважаемый человек. В его кузнице мехи разжигают огонь, чтобы накалить железо. Это упражнение названо в честь тех самых мехов — Бхастрика.
Это классическое упражнение, однако, сколько разногласий оно вызывает! В «Гхеранда-Самхите» (75-6) приведено следующее объяснение: «Как мехи кузнеца раздвигаются и сжимаются, так и йогин вдыхает медленно воздух через обе ноздри, выпячивает живот, а затем быстро выдыхает, издавая звук, характерный для мехов. Сделав, таким образом 20 вдохов и выдохов, переходите к Кумбхаке. Занимайтесь Бхастрикой-Кумбхакой, и вы никогда не будете болеть и постоянно будете находиться в отменной форме».
Такое же объяснение подошло бы и для Капалабхати. Бхастрика действительно чем-то похожа на Кумбхаку. Некоторые мастера даже не делают между ними никакого отличия. Но присмотревшись внимательней, вы несомненно заметите разницу (обратите внимание на сравнительную схему в конце этой главы).
Существует также мнение, что Бхастрика — облегченная форма Кумбхаки, и следовательно, является лишь подготовительным упражнением.
Положение тела: Сиддхасана или Лотос. Другие асаны исключены. Если вам они недоступны, сделайте (как временное исключение) Ваджрасану.
Практика Бхастрики включает в работу ксю дыхательную систему. Основа Бхастрики — йогическое трехэтапное дыхание, при котором контролируется абдоминальная нилость.
Необходимые условия для практики
Выбрав удобное положение и выпрямив позвоночник, дышите как можно глубже, контролируя поверхность живота. Ускорьте ритм дыхания, не уменьшая его амплитуды. Не увеличивайте скорость за счет глубины вдоха и выдоха.
Для начала выберите темп 40 выдохов в минуту, затем 1 медленно доведите до 60-ти (но не больше!) при условии, что вы не чувствуете усталости в течение этой минуты. Напрягая мышцы, как во время Уджджайи, вы услышите характерный звук. Не стоит напоминать, что носовые полости должны быть абсолютно чистыми.
После минуты выполнения, какой бы скорости вы не| достигли, задержите дыхание и выполните Бандху-Трайя (см.! гл. 36). Задержке дыхания предшествует очень глубокий вдох. Продолжительность Кумбхаки должна быть максимальной и зависит от возможностей каждого занимающегося. Принимайте во внимание все указания касательно задержки дыхания. После Кумбхаки вдохните еще хотя бы несколько кубических сантиметров воздуха перед тем, как сделать медленный глубокий выдох через правую ноздрю (Пии галу).
Концентрация
Выполняя Бандха-Трайю во время Кумбхаки, сконцентрируйтесь на Муладхара-Чакре. Это очень важно.
Варианты Бхастрики
Придерживаясь всех предыдущих указаний, Бхастрику можно выполнять во время поочередного дыхания. Вдохните через Иду (левая ноздря), выдохните через Пингалу (правая ноздря), вдохните через Пингалу, выдохните через Иду, и т.д. С начала делайте все очень медленно, чтобы приспособиться к чередованию рук. Этот вариант более эффективен, чем простая Бхастрика. Но его можно выполнять только тогда, когда полностью овладеете основной формой упражнения. Максимальная скорость дыхания: 50 раз в минуту.
Эффект
Как и вся пранаяма в целом, Бхастрика сильно воздействует на организм. Это очень эффективное упражнение, которое вначале следует выполнять особенно аккуратно.
Кровь насыщается кислородом, изменяется рН крови и процент содержания С02.
Углекислый газ не токсичен, — он входит в состав крови, но должен содержаться в определенном и постоянном количестве. При удушье человека нельзя спасти большой дозой кислорода и неизвестно почему — помогает С02.
Во время Бхастрики так же, как и Капалабхати, количество выделяемого COi повышается и, соответственно, снижается его содержание в крови. Чтобы восстановить баланс, выполняется задержка дыхания с полными легкими. Бхастрика активизирует легочное дыхание, что благотворно влияет на организм. Все другие результаты Бхастрики такие же, как и Капалабхати.
Пранический эффект
С точки зрения пранаямы Бхастрика — базовое упражнение. Ускорение циркуляции крови и праны в области мозга влияет на Аджна-Чакру и Сахасрара-Чакру. Во время задержки дыхания дополнительно происходит активизация чакр, расположенных ниже. В этот момент необходимо сконцентрироваться на Муладхара-Чакре. Во время Бхастрики Прана и Апана уравновешиваются и соединяются. Их соединение влияет на Кундалини, стимулируя психологические Центры человека. Во время выполнения Бхастрики происходит уравновешивание потоков Праны и Апаны. Пранический поток начинает двигаться по Сушумне (центральный канал), активизируя психические центры в человеческом теле.
Движение этой энергии вверх преграждается «узлами» (литературный перевод санскритского термина «грантхи»). Бхастрика устраняет эти преграды и дает возможность беспрепятственному продвижению праны к мозгу, или точнее — к Сахасрара-Чакре.
Это упражнение пранаямы — необходимый подготовительный этап в практике Пратьяхары (освобождение ума от власти чувств) и Дхараны (состояние сверхсознания в результате углубленной медитации), которые являются последующими ступенями йоги.
Предупреждения
Бхастрика — очень интенсивное упражнение (как само до себе, так и благодаря задержке дыхания с полными легкими), поэтому оно требует осторожности и здравого смысла. Никакой спешки! При неправильном выполнении Бхастрика может отрицательно сказаться на работе сердца (например, аритмия) или легких, но все эти симптомы исчезают по окончании тренировки.
Чтобы избежать ошибок, не спешите, занимайтесь в медленном темпе. Достижение большой скорости выполнения не должно быть основной задачей. Со временем увеличивается эластичность легких, что позволяет выполнять Бхастрику без малейшего вреда.
Джаландхара-Бандха и сокращение мышц шеи обеспечивают безопасность в работе сердца.
Схема, приведенная на следующей странице, сравнивает Капалабхати с Бхастрикой.
Капалабхати — Огненное дыхание
Название этой техники составлено из двух слов: Капала (череп) и Бхаки (чистить, или делать сверкающим). Если переводить дословно, то Капалабхати означает «уборку черепа». Звучит немного странно, но на самом деле под этим подразумевается чистка ума и пранических (энергетических) каналов. Согласно древним текстам это дыхание оказывает столь мощное воздействие на человека, что даже может изменить его карму.
Как выполнять?
Для правильного выполнения Капалабхати нужно принять удобное для вас положение, но помните, что во время практики спина обязательно должна оставаться прямой. Большинство практикующих выполняют данное дыхательное упражнение, сидя в Ваджрасане, Сиддхасане или Падмасане; можете тоже попробовать принять одну из упомянутых поз, однако если будете чувствовать в них дискомфорт, то подберите какую-нибудь другую более подходящую для вас. Мышцы лица расслабьте, а глаза закройте.
После того, как вы выполните все вышеописанное, замкните большой и указательный пальцы на обеих руках в Джняна-Мудру (мудра «Знаний»). Кисти рук следует положить на колени, а сами руки максимально расслабить.
Дышать следует исключительно через нос. В самом начале упражнения все свое внимание нужно сфокусировать на дыхании, которое должно быть спокойным и ровным. По завершению каждого выдоха требуется быстро и сильно сжать брюшные мышцы, что позволит резко выдохнуть оставшийся в легких воздух. Сам живот нужно втягивать к позвоночнику, а выдох должен быть максимально мощным и полным.
Вдох после мощного выдоха должен быть пассивным и коротким. Для того чтобы вдох получился правильным, брюшные мышцы следует расслабить.
На что нужно обратить внимание?
Если говорить о Капалабхати коротко, то ее можно описать следующим образом: вначале нужно сделать резкий выдох через нос, а затем пассивный вдох. При выдохе живот втягивается, тем самым выталкивая воздух из легких, а на вдохе — расслабляется, давая возможность легким наполниться.
Сколько подходов нужно делать?
Если вы новичок, то ваша норма: 3 подхода по 10 вдохов. После выполнения каждого подхода следует передохнуть (обычно не более полутора-двух минут), а затем с ровным и глубоким дыханием приступить к следующему циклу.
Со временем число дыханий для каждого подхода возрастает до 108 раз. Вне зависимости от того, сколько вы уже практикуете Капалабхати, каждый раз нужно выполнять по три подхода (не больше и не меньше). Время суток, которое максимально подходит для данного упражнения — утро.
Какие положительные эффекты оказывает Капалабхати?
Противопоказания
Данной дыхательной практикой запрещено заниматься людям, страдающим следующими недугами:
Кроме того Капалапхати не следует делать женщинам во время менструации и беременности.
Глава 23 Бхастрика и Капалабхати пранаяма
Бхастрика и Капалабхати пранаяма
БХАСТРИКА ПРАНАЯМА
«Бхастрика» означает «кузнечные мехи»: воздух с силой втягивается и выталкивается из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает темп, характер и ритм выдоху, но в Бхастрике силу и темп задает выдох. В ней и вдох, и выдох выполняются энергично и с усилием. Звук, производимый в этой пранаяме, похож на звук кузнечных мехов.
СТУПЕНЬ I
Ноздри открыты на протяжении всей практики.
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7. Выдохните весь воздух из легких (фото 96).
2. Сделайте короткий сильный вдох, затем вытолкните воздух быстрой, сильной струей. Выполните это еще раз, и вы увидите, что второй вдох быстрее и мощнее первого благодаря энергичному характеру предшествующего выдоха.
3. Один быстрый вдох и выдох, выполненные вместе, составляют один элемент Бхастрики.
4. Выполните один элемент Бхастрики четыре-восемь раз подряд. Это составит один цикл, который заканчивается выдохом.
5. Теперь сделайте несколько медленных и глубоких дыханий, как в Удджайи, или, если хотите, можете сделать внутреннюю задержку дыхания с Мула бандхой в течение пяти-восьми секунд (фото 101). Затем выдохните медленно и глубоко, как в Удджайи. Это дает отдых легким и диафрагме и подготавливает их к новому циклу Бхастрики.
6. Выполните три-четыре цикла Бхастрики, между циклами выполняйте Удджайи с задержкой или без задержки. Затем сделайте глубокий вдох и ложитесь в Шавасану (фото 182).
7. По мере повышения выносливости можно увеличивать количество элементов в каждом цикле, а также число циклов. Однако, как только изменится тон дыхания, сразу останавливайтесь.
СТУПЕНЬ II
Обе ноздри частично закрыты на протяжении всей практики.
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике Удджайи, ступень V, пункты 1–7. Выдохните весь воздух из легких (фото 96).
2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме.
3. Частично закройте обе ноздри кончиками большого, безымянного пальцев и мизинца. Убедитесь, чтобы обе ноздри были закрыты одинаково (фото 110).
4. Теперь выполняйте Бхастрику, следуя технике, описанной в ступени I, пункты 2–7.
5. Повторите цикл пять-шесть раз, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и ложитесь в Шавасану (фото 182).
СТУПЕНЬ III
На этой ступени Бхастрика выполняется через ноздри поочередно, в промежутках выполняется дыхание Удджайи. Продвинутые ученики могут делать ее без добавления промежутков.
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7. Выдохните весь воздух из легких (фото 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме.
3. Используя пальцы, закройте левую ноздрю полностью, а правую – частично (фото 111).
4. Вдохните и выдохните с силой через правую ноздрю. Выполните подряд четыре-восемь элементов Бхастрики, следя за тем, чтобы давление воздуха было все время одинаковым. Наблюдайте за тем, чтобы из левой ноздри не выходил воздух. Закончите сильным выдохом.
5. Теперь закройте правую ноздрю, частично откройте левую (фото 112) и энергично дышите через нее, выполняя такое же количество элементов Бхастрики, как через правую, и сохраняя одинаковое давление воздуха в каждом элементе Бхастрики. Следите, чтобы воздух не выходил через правую ноздрю. Завершите все сильным выдохом.
6. Эти два процесса составляют один цикл ступени III.
7. Повторите цикл три-четыре раза через каждую ноздрю, глубоко вдохните и выдохните несколько раз и ложитесь в Шавасану (фото 182).
8. Если вы не можете делать несколько циклов подряд, выполняйте после каждого цикла несколько дыханий Удджайи, чтобы дать отдых легким.
СТУПЕНЬ IV
В ступени III один цикл дыханий Бхастрики выполнялся через правую ноздрю, другой – через левую. На этой ступени вдох и выдох выполняются через обе ноздри поочередно: если вдох выполняется через правую ноздрю, то выдох – через левую, затем – наоборот. Четыре-пять таких дыханий составляют половину цикла. Следующая половина цикла начинается с вдоха через левую ноздрю, за ним следует выдох через правую, причем соблюдается равное количество дыханий. Эти два процесса образуют один цикл ступени IV.
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в Удджайи, ступень V, пункты 1–7. Выдохните весь воздух из легких (фото 96).
2. Поднимите правую руку к носу, как описано в гл. 22, пункты 12–22 о пальцевой пранаяме.
3. Закройте левую ноздрю, правую держите наполовину открытой (фото 111) и сделайте через нее быстрый сильный вдох. Быстро закройте правую ноздрю, наполовину откройте левую и выдохните через нее быстро и энергично (фото 112). Сделайте четыре или пять таких дыханий в быстрой последовательности. Это составляет первую половину цикла.
4. Теперь выполните вторую половину цикла, повторив вышеописанный процесс, но вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую. Это завершает вторую половину цикла. Выполните такое же количество дыханий, как и в первой половине цикла, поддерживая такой же ритм, звук и объем на протяжении всего цикла.
5. Выполните три-четыре полных цикла, делая несколько дыханий Удджайи, чтобы дать отдых легким, а затем отдохните в Шавасане (фото 182).
КАПАЛАБХАТИ ПРАНАЯМА
Некоторые называют Капалабхати пранаямой, другие считают, что это крийя («капала» значит «череп», а «бхати» – «свет» или «блеск»). Капалабхати похожа на Бхастрику, но мягче ее. В Капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды выполняется задержка. Если после Бхастрики возникает чрезмерное напряжение, то вместо нее можно выполнять Капалабхати.
Капалабхати можно разделить на ступени аналогично Бхастрике и практиковать их подобным образом.
Эффекты Бхастрики и Капалабхати
Обе эти пранаямы активизируют и оживляют печень, селезенку, поджелудочную железу и брюшные мышцы, а также улучшают пищеварение. Они осушают носовые пазухи и останавливают насморк. После выполнения этих пранаям появляется чувство радости.
Примечания и предостережения
1. Бхастрика генерирует прану, которая активизирует все тело. Как слишком энергичная растопка разрушает паровой двигатель, так и слишком продолжительная практика Бхастрики подвергает опасности легкие и истощает дыхательную систему из-за того, что процесс дыхания слишком интенсивный.
2. Как только звук начинает затихать, остановитесь и начните снова, либо уменьшите количество дыханий и циклов, либо прекратите практику на день.
3. Прекратите практику, если почувствуете раздражение или напряжение.
4. Прервите практику, если звук выдоха неправилен или выдох не получается выполнить должным образом. Всякое насильственное действие приведет к повреждению или кровотечению из носа.
5. Людям со слабым телосложением и ограниченными возможностями легких не следует пытаться практиковать Бхастрику или Капалабхати, так как они могут повредить кровеносные сосуды и мозг.
6. Эти две пранаямы не следует практиковать следующим людям:
а) женщинам, так как резкое, энергичное дыхание может стать причиной выпадения абдоминальных органов и матки, а груди могут ослабеть и обвиснуть;
б) тем, кто страдает от заболеваний ушей и глаз (например, гной в ушах, отслоение сетчатки, глаукома);
в) тем, кто страдает от повышенного или пониженного кровяного давления;
г) тем, кто страдает носовым кровотечением, учащенной пульсацией или болью в ушах.
Если что-либо из вышеперечисленного произошло с вами, немедленно прекратите практику на несколько дней. Затем попытайтесь снова, и, если эти признаки повторятся, это означает, что такая практика вам не подходит.
7. Многие люди ошибаются, думая, что Бхастрика пранаяма пробуждает Кундалини шакти. Авторитетные книги утверждают то же самое в отношении многих пранаям и асан, но это от истины далеко. Нет сомнения, что Бхастрика и Капалабхати освежают мозг и побуждают его к активности, но если люди выполняют их в надежде пробудить Кундалини, они могут в результате нанести вред своему телу, нервам и мозгу.
Таблица Бхастрика пранаямы
АК = Антара кумбхака
БХ = Бхастрика (пурака – короткая, интенсивная; речака – быстрая, интенсивная)
ЛНЧЗ = левая ноздря частично закрыта
НО = ноздри открыты
ОНЧЗ = обе ноздри частично закрыты
ПНЧЗ = правая ноздря частично закрыта
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Капалабхати – очищение черепа
Капалабхати – очищение черепа Исходное положение. Поза алмаза или стоя в Та-дасане.Техника исполнения. Выполняется серия вдохов и выдохов. Продолжительность выдоха равна приблизительно 0,2 сек., а продолжительность вдоха до 0,8 сек. (соотношение длительности выдоха и вдоха
Бхастрика – кузнечный мех
Бхастрика – кузнечный мех Выполнять осторожно, инстинктивно останавливаясь при малейшем признаке перенапряжения. Неумеренность может оказаться вредной, но при умеренном выполнении оказывает превосходное очищающее действие.Исходное положение. Поза алмаза.Техника
Пранаяма
Пранаяма Дыхательные упражнения йоги.
Глава 3 Прана и пранаяма
Глава 3 Прана и пранаяма 1. Объяснить, что такое Прана, так же трудно, как дать определение Бога. Прана есть энергия, пропитывающая Вселенную на всех уровнях. Это – физическая, ментальная, интеллектуальная, сексуальная, духовная и космическая энергия. Все вибрирующие
Глава 4 Пранаяма и дыхательная система
Глава 4 Пранаяма и дыхательная система Пока в теле присутствует дыхание, в нем есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Следовательно, упорядочивайте дыхание. Хатха Йога Прадипика, гл. 2, Шлока 3 1. При нормальном вдохе легкие обычного человека вмещают
Глава 17 Биджа пранаяма
Глава 17 Биджа пранаяма Что такое джапа?1. Хотя душа свободна от причины и следствия, радости и печали, она вовлечена в бурную деятельность ума. Назначение мантра джапы – контролировать и фокусировать беспокойный ум на одной точке и связывать его с одной мыслью. Мантра –
Глава 18 Вритти пранаяма
Глава 18 Вритти пранаяма 1. «Вритти» означает «действие, движение, способ управления или метод».2. Существует два типа Вритти пранаямы: Самавритти и Вишамавритти. Самавритти – это пранаяма, в которой продолжительность каждого вдоха, выдоха и задержки дыхания одинаковы, в
Глава 19 Удджайи пранаяма
Глава 19 Удджайи пранаяма Префикс «уд» означает движение вверх или расширение. Он также содержит в себе значение превосходства и мощи. «Джайя» означает завоевание или успех, а с другой точки зрения – ограничение. В Удджайи легкие полностью расширены, а грудная клетка
Глава 20 Вилома пранаяма
Глава 20 Вилома пранаяма «Лома» означает «волосы», «ви» – разъединение или отрицание. «Вилома» значит «против шерсти», «вопреки естественному порядку вещей».В Вилома пранаяме вдох и выдох не являются непрерывными процессами, а прерываются несколькими паузами. Например,
Глава 21 Бхрамари, Мурчха и Плавини пранаяма
Глава 21 Бхрамари, Мурчха и Плавини пранаяма БХРАМАРИ ПРАНАЯМА«Бхрамари» означает «большой черный шмель», и эта пранаяма называется так потому, что во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий гудение шмеля. Лучшее время для выполнения этой пранаямы –
Глава 22 Пранаяма с использованием пальцев рук и искусство их расположения на носу
Глава 22 Пранаяма с использованием пальцев рук и искусство их расположения на носу НОС1. Нос – это конусообразная полость, поддерживаемая костью и хрящом. С внешней стороны нос покрыт кожей, а изнутри – слизистой оболочкой. Ноздри поддерживаются и отделяются друг от
Глава 24 Шитали и Шитакари пранаяма
Глава 24 Шитали и Шитакари пранаяма В этих двух пранаямах вдох выполняется не через ноздри, а через рот и без Джаландхара бандхи.ШИТАЛИ ПРАНАЯМАЭта пранаяма охлаждает организм, отсюда и ее название.СТУПЕНЬ IНа этой ступени вдох производится через свернутый в трубочку
Глава 25 Анулома пранаяма
Глава 25 Анулома пранаяма «Ану» означает «вместе» или «в правильной последовательности», а «лома» – «волосы» или «естественный порядок вещей». В этой пранаяме пальцы контролируют ноздри, для того чтобы искусно направлять поток исходящего дыхания.Овладейте техниками
Глава 26 Пратилома пранаяма
Глава 26 Пратилома пранаяма «Прати» означает «против» или «вопреки», «лома» означает «волосы». Следовательно, «пратилома» означает «вопреки существующему порядку вещей». Пратилома это нечто, противоположное ануломе. Во время вдоха в Пратилома пранаяме ноздри сужаются
Глава 27 Сурья Бхедана и Чандра Бхедана пранаяма
Глава 27 Сурья Бхедана и Чандра Бхедана пранаяма СУРЬЯ БХЕДАНА ПРАНАЯМА«Сурья» означает «солнце», а «бхид», корень слова «бхедана», означает «проникать, проходить через что-либо».В Сурья Бхедана пранаяме все вдохи выполняются через правую ноздрю, а все выдохи – через
Глава 28 Нади Шодхана пранаяма
Глава 28 Нади Шодхана пранаяма «Нади» представляет собой трубчатый орган, по которому проходит прана, или энергия, несущая космическую, жизненную, семенную и другие энергии, а также ощущения, рассудок и сознание в причинном, тонком и физическом телах (подробнее см. гл. 5).