капоинт трамплина что это
Технологии спорта. Прыжки с трамплина
Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче «Технологии спорта», в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.
ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА
2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.
Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.
Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.
Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.
Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.
Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».
На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.
Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».
Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.
Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.
Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.
Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».
Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.
Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.
Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.
Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».
Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.
Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».
Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.
А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».
Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.
Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.
Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».
Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.
Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».
По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.
Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.
Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».
Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.
Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.
Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».
Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.
Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.
Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».
Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.
Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.
Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».
Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.
Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».
В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.
Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».
В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.
Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».
Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.
Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.
Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.
Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.
Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.
Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.
Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.
Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».
Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.
Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.
Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».
На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.
На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.
Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».
Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.
Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».
Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.
Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.
Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.
Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».
Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.
Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.
В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.
Десять наивных вопросов о прыжках с трамплина
Несмотря на то, что в прыжках с трамплина россияне не могут пока навязать борьбу за медали, по своей зрелищности это один из самых интересных олимпийских видов спорта. В преддверии двух финалов в Ванкувере призер Кубка Европы, главный специалист центра сборных команд Москомспорта по прыжкам с трамплина Евгений Плехов ответил на десять наивных вопросов Sportbox.ru.
1)Как замеряют длину прыжка — по передним концам лыж или по задним?
Длину прыжка замеряют по тому месту, где находится крепление и лыжный ботинок, то есть посередине лыжи. На международных турнирах, как правило, есть специальная компьютерная программа, которая высчитывает место приземления, но для подстраховки есть еще и судьи.
2) Почему длину прыжка не измеряют с точностью до сантиметров?
Длина прыжка пересчитывается в баллы. Один метр дальности прыжка соответствует, в зависимости от величины трамплина, различным баллам, поэтому измерять в сантиметрах просто нет смысла. Например, на трамплине каждый метр равен 1,8 очкам, а на — двум.
3) При каком ветре прыгун улетает дальше — при встречном или попутном?
Встречный ветер создает дополнительную подъемную силу, в среднем метра в секунду. К тому же во время прыжка при встречном ветре образуется воздушная подушка, которая помогает лететь дальше. А вот при попутном спортсмен попадает в безвоздушное пространство и не может опереться о воздух и «проваливается». Боковой ветер очень мешает. Чтобы в таких условиях не опрокинуло, прыгуны обычно помогают себе руками. Очень важно быть гибким и раскованным в полете, чтобы вовремя успеть среагировать на изменения ветра. Так, на соревнованиях всегда вешают специальные ленточки, которые показывают направление ветра. Также обязательно есть светофор. Стартовать можно только на зеленый свет.
4) Длина и ширина лыжи стандартна или каждый прыгун подбирает их под себя?
Ширина лыжи стандартна, она не должна превышать 11,5 см спереди и сзади на расстоянии 30 см от концов лыжи, и должна быть 10.5 см в районе креплений. А вот длина варьируется в зависимости от роста спортсмена. Раньше ее не ограничивали, но потом пришли к выводу, что спортсмены хитрят, ведь чем длиннее лыжи, тем дальше полет. Поэтому Международная федерация лыжного спорта (FIS) ввела технические требования, которые четко регламентируют характеристики лыж. Теперь их длина не может превышать 146% роста спортсмена. У меня, к примеру, рост 185 см, и я прыгал на лыжах длиной 2 метра 70 см.
5) Какой прыгун летит дальше — легкий или тяжелый?
Очевидно, что чем легче спортсмен, тем дальше он улетит, но всегда нужно соблюдать меру. Если будешь слишком худым, то будет сложно управляться со своим телом. Так, на данный момент существует таблица, в которой рассчитано, сколько нужно весить при твоем росте, чтобы добиться идеального прыжка. Опять же приведу в пример себя — при росте 185 см я весил 66 кг, и это было оптимально.
6) Есть ли на перчатках прыгунов перепонки между пальцами?
Нет. Да они и не нужны. Понятно, что бытует мнение, что перепонки между пальцами придадут больше обтекаемости, но если бы это на самом деле было так, то наверняка это новшество уже ввели бы в основную экипировку. К тому же любые лишние движения руками во время полета наказываются Думаю, вряд ли прыгуну могут пригодиться перепонки.
7) Какая оценка важнее — за длину прыжка или за технику?
Обе оценки одинаково важны. На мировом уровне спортсмены прыгают по дальности примерно одинаково. Поэтому, если твое преимущество небольшое, а техника подкачала, можно и проиграть. Хотя в то же время, если ты прыгнул метров на 15 дальше остальных, то, конечно, станешь чемпионом. Но, как правило, такие случаи очень редки и чаще выигрывает более техничный спортсмен. В правилах четко прописано, за что снижается оценка. Пристальней всего судьи следят за приземлением. Идеальный вариант — позиция «Телемарк», то есть разножка, когда одна нога впереди, другая сзади.
8) Почему костюм прыгуна такой свободный и из чего он сделан?
Комбинезон изготавливается из специального волокна толщиной 5 мм. Он дополнительно покрывается слоем металлического материала. Все новшества, как правило, направлены на уменьшение сопротивления воздуха. Кроме того, экипировка прыгуна всегда определенного размера. По техническому регламенту комбинезон может быть длиннее не более чем на 10% от размеров самого прыгуна. Спортсмены мирового уровня меняют свой костюм каждый сезон, потому что от падений на снег он становится шершавым и менее обтекаемым, а должен быть гладким и блестящим, как вторая кожа.
9) Смазывают ли прыгуны лыжи?
Как и в других лыжных видах спорта, в прыжках с трамплина используется смазка для лыж. Со сборной всегда ездит бригада сервисменов, которая ориентируясь на погоду, готовит спортсменам лыжи. По сути, подготовка лыж та же самая, как и в обычных гонках, с той только разницей, что в прыжках с трамплина больше внимания уделяется быстрому разгону. Нам принципиально ускорение только на первых 20–30 метрах.
Название трамплинов означают не высоту, а расстояние, на которое, как минимум, должен прыгнуть спортсмен. Понятно, что как правило спортсмены улетают намного дальше, чем 90 метров.
Прыжки на лыжах
Среди зимних видов спорта особым вниманием публики пользуются прыжки с трамплина. Спортсмены отрываются от кромки высотного сооружения, летят, как птицы эффектно приземляясь.
Прыжки на лыжах с трамплина
Прыжки на лыжах пришли к нам с Норвегии, из провинциального городка Телемарк.
Зарождение вида спорта
Первые трамплины это горы. Участники прыгали с природной основы, приземляясь на ровную поверхность. Впоследствии места для горнолыжных приземлений стали сооружаться с уклоном. В начале развития трамплинного спорта для судейства важна была высота взлета лыжника, длину приземления не учитывали. Результатом считался метраж, на который прыгун, после отрыва ушел в полет.
Специализированные площади начались проектироваться с 1840 года. Прыжки лыжные с трамплина, как официальный вид спорта зарегистрирован в 1868 году. Прыгунов было мало, соревнования проводили не часто.
Стадия развития 1906 год горный вид спорта изменился, добавилось гоночное пересечение по местности (оценка скорости), развороты. Прыжковый спорт разделился на подвиды:
В 20 годы 19 века стали проводиться мировые лыжные соревнования, включающие все разновидности в лыжном спорте. К 30 годам в прыжках с трамплина произошли изменения в технике. Олимпийцы исключили поджим ног к торсу, использование лыжных тростей аэродинамический вид.
Высота трамплина
Изначально рекорды в соревнованиях с трамплином били норвежские чемпионы, обладающие безукоризненным мастерством. Наклоняясь над поверхностью снаряжения, они летели на воздушной подушке. Современные лыжники выполняют прыжки в положении параллельно возвышенности с плотно прижатыми руками.
С 45 года 19 века спортивное состязание оценивается по правильной технике прыжков, красоте, грации, также учитывается длина и высота. В 1964 году добавилось разделение на 2 метража разгонов (70-90м).
Для прыжков используется специальная конструкция трамплин с учетом расчетов дальности прыжков. Оценка (баллы) за исполнение квалифицированного трюка ставится за преодоление метража и технику.
Техника выполнения прыжков
В технике исполнения включено:
К техническим элементам добавляют координацию тела.
Техника приземления спортсмена обусловлена положением телемарк или попросту разножка:
Чтобы выполнить такое приземление необходимо точное равновесие с высокой координацией. Если разножка выполнена не верно, или вообще не соответствует схеме, со спортсмена снимаются очки. Для получения высоких оценок, мастерских прыжков без падений, спортсмены проходят продолжительные тренировки с обучением. Чтобы стать олимпийским чемпионом нужно много работать над собой, телом, вырабатывать равновесие, точность.
Длину прыжков считают от кромки стола на трамплинной конструкции, до ступней (средина).
Экипировка лыжника и инвентарь
Прыжковые трамплинные лыжи это деревянный каркас с пластиковым, декоративным слоем, шириной 11,5 сантиметров на краях, 10,5 сантиметров в зоне крепежа ботинок, параллельными кантами. Длина снаряжения не более 146% роста лыжника. Длинный инвентарь способствует долгому перелету. Горнолыжники отдают предпочтение компании Фишер, которая занимается производством любительского и профессионального снаряжения для занятий сноубордом, альпинизмом, лыжными видами спорта, фристайлом.
Лыжная обувь, предназначаемая для прыжков с трамплина, выпускается из кожи. Лыжный ботинок должен быть мягким для обеспечения возможности параллельного нахождения по отношению к туловищу в полете. Крепеж обуви располагается только по переднему краю.
Чем меньше вес прыгуна, тем на большее расстояние он улетает. Однако чрезмерная худощавость тоже неприемлема сложности с управлением тела. Идеальные Прыжки получаются с ростом в 184 сантиметра с весом в 65 килограмм.
Комбинезоны для трамплинных прыжков изготовлены из специализированного волокна толщиной в 0,5 сантиметра. Верхний слой это металлический материал. Одежда прыгуна помогает снизить сопротивляемость ветра (необходимость полета). Размер костюма прыгунов не должен быть больше 10% по длине. Профессиональные лыжники, комбинезоны меняют ежегодно. Это обусловлено падениями, при которых комбинезон приобретает шершавость вместо требуемой гладкости и блеска.
Перчатки у лыжников без перепонок, несмотря на то, что производители уверяют в большей обтекаемости перчаток с перепонками. Однако в трамплинном лыжном спорте запрещены излишки движений руками и телом.
Как оцениваются прыжки
После приземления лыжника вымеряется полученный результат. Схема такова. К примеру, трамплин К100 обозначает 100 метров. За это насчитывается 50 балов. Более дальний перелет оценивается высшим баллом, ближнее приземление баллы снимаются. Для расчетов существует таблица, по которой рассчитывается дальность с погрешностями.
Оценку прыжка производят 5 судей. Для этого берется во внимание фаза полета, критический подход к прыжку, приземление. Каждый судья может оценить мастерство лыжника не более чем в 20 баллов. Во внимание не берется больший и меньший балл, складываются три оставшихся. Судьи карают за касания телом уклона при посадке, очки снимаются за лишнее телодвижение, падения. Когда спортсмен упал или коснулся уклона за ограничительной чертой это не сказывается отрицательно на баллах. Результативность определяется суммированием очков за 2 попытки.
Трудности в оценивании судьям создавали высота ворот, переменчивая погода. С 2010 ассоциация лыжного спорта внесла поправку в правила по начислению очков. Поправкой была возможность компенсации разницы с учетом силы ветра, направления встречное/попутное, расположенность ворот старта.
Расчеты проводятся по специальной формуле, с учетом коэффициента на расположение ворот к каждому трамплину в отдельности. Эту поправку применяют и для оценивания мастерства в лыжном двоеборье. Однако в формуле не учитывается боковое направление ветра, завирухи, что также влияет на качество трюка.
Пример оценивания мастерства прыгуна: Трамплин высотой в 125 метров, баллы насчитываются по отношению к точке К. К каждому метру 1,8. Фактор к стартовым воротам 7,55 на 1 м. Поправка на ветра 9,35. Если лыжник прыгнул на 130 метров, значить дальность больше на 5 метров. Соответственно: 60+ (5*1,8). При расчете получилось 69 очков. К очкам за прыжок прибавляется компенсация за разгон, ветра, из чего получается итоговый результат.
Спортсмены, занимающиеся трамплинными прыжками с высот, показывают мастерство, к которому тщательно готовятся. Зрелище полетов спортсменов захватывают, болельщиков переполняют чувства гордости. Экстремальный вид горнолыжного спорта это занятие не для слабонервных. Трамплины берут только смелые лыжники.