капричос гойи он хорошо натянут о чем это говорит
Tempora.club
Tempora.club
Капричос. Гойя. Часть 3
Вернёмся к гравюрам.
Каприз №41. Ни убавить, ни прибавить…
Каприз №41. Ни убавить, ни прибавить…
Лесть, тщеславие: тщеславие изображаемого, лесть со стороны изображающего — как Гойя мог над этим смеяться, это же был его хлеб? Правда, наш художник не очень-то льстил своим моделям.
Каприз №42. Ты, который уже не можешь…
Каприз №42. Ты, который уже не можешь…
В Испании есть поговорка: «Ты, который уже не можешь, возьми меня на закорки!». Это, пожалуй, одна из самых прямолинейных социально направленных гравюр Гойи — два человека, одетые как поденщики, тащат на себе довольных ослов; у одного из них можно даже увидеть на ноге шпору — рыцарскую, не иначе. «Производительные классы общества несут на себе весь его вес; и им действительно приходится склоняться под грузом сидящих у них на горбу ослов» — пишет комментатор.
Каприз №43. Сон разума рождает чудовищ
Каприз №43. Сон разума рождает чудовищ.
Это — самая известная гравюра из альбома; и её название давно уже стало общеизвестным афоризмом — так что совершенно нет нужды разъяснять её смысл. Можно только обратить ваше внимание на одну странность: сова в Испании (в отличие от большей части Европы) глупости; а вот рысь — как раз была символом мудрости и проницательности. Кстати, «Сон разума…» по первоначальной задумке должен был открывать альбом, но высокопоставленные друзья Гойи в итоге его от этой идеи отговорили.
Каприз №44. Тонко прядёт…
Каприз №44. Тонко прядёт…
Каприз №45. Есть много снадобий…
Каприз №45. Есть много снадобий…
Есть много снадобий — можно, например, дать кому-то пожевать табачку; а можно дать что-то, что спровоцирует выкидыш. Главное, использование второго снадобья держать в секрете…
Каприз №46. Исправление
Каприз №46. Исправление.
Это одна из тех гравюр, которые вызывают мысли об опиумной настойке. В центре ярко освещённое обезьяноподобное (или овцеподобное?) существо в рясе судя по всему даёт благочестивые наставления… Вот кому оно их даёт — сказать сложно; просто парад уродов с лицами, обезображенными всевозможными пороками. В чём смысл рисунка? То ли в том, что даже животное на фоне представителей homo sapiens выглядит средоточием добродетелей; то ли — как считают комментаторы — в том, что обезьяна не способна исправить порок, а только ему научить… Сам Гойя объяснял, что эта гравюра изображает то, как ведьмы и колдуны приходят за советом и наставлением к великому магу, стажировавшемуся у демона Бараона.
Каприз №47. Дар учителю
Каприз №47. Дар учителю
Вроде бы всё понятно — неприятные люди приносят в дар рогатому существу младенца. Но почему они в монашеских одеяниях? Похотливые монахи и монашки жертвуют дьяволу мертвого младенца за то, что тот научил их блудить?
Каприз №48. Наушничество
Каприз №48. Наушничество.
Гравюра, аллегорически изображающая то, что иногда слышат священники и монахи на исповеди от определённого типа прихожан. Это многочисленные наветы, клевета, жалобы, «…дрянь, грязь и свинство» — по выражению одного из комментаторов Гойи. Картинка вполне подойдет для отображения сути современной журналистики.
Каприз №49. Гоблины
Вы уже, наверное, поняли, что Гойя очень любил церковников. Здесь он изобразил монахов в виде весёленьких и симпатичненьких гоблинов… с хорошим аппетитом и острыми зубками.
Каприз №50. Хомячки
Вы думаете, что мем «хомячки» — изобретение эпохи интернета? Ошибаетесь, его изобрел Гойя. Справедливости ради надо сказать, что он назвал их «шиншиллами». Художник в подписи к эскизу высказывается в том духе, что тот, кто ничего не хочет знать и ничего не хочет слышать, довольствуется тем, что ему вложили в голову — принадлежит к большой семье шиншилл, никчемных и бесполезных животных.
Каприз №51. Они сами себя приводят в порядок
Каприз №51. Они сами себя приводят в порядок.
По поводу этой гравюры Гойя написал: длинные ногти — это так плохо, что даже среди злых колдунов не приветствуются. Комментаторы увидели в этом аллегорию: чиновники, крадущие из казны, мол, всячески друг друга поддерживают; пока двое приводят друг друга в порядок — третий заботливо прикрывает их крыльями и следит за округой — не придет ли от туда опасность.
Каприз №52. На что способен обычный портной!
Каприз №52. На что способен обычный портной!
Обряженное стараниями портного безобидное сухое дерево приводит в ужас наивных людей, принявших его за духа. И виной тому не столько искусство ремесленника, сколько глупость. Она заставляет нас воспринимать вещи не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они кажутся.
Каприз №53. Золотые слова!
Каприз №53. Золотые слова!
В данном случае то, что мы видим в комментариях не нуждается. Мы прекрасно знаем, что человек готов слушать только то, что он хочет, что ему приятно слышать — и не важно, кто это говорит. Красивые обещания и лесть намного быстрее найдут благодарную аудиторию, чем разумная речь.
Каприз №54. Стыдно
Есть люди, у которых лицо — самая неприличная часть тела. Что он имел ввиду? И почему у этого человека штаны надеты на голову?
Каприз №55. До самой смерти
Каприз №55. До самой смерти…
«Это очень хорошо, быть красавицей! — пишет Гойя — Ей уже 75, а поклонники всё ещё приходят к ней».
Каприз №56. Вверх и вниз
Каприз №56. Вверх и вниз
Это, пожалуй, единственный лист «Капричос», в котором почти все — современники и позднейшие исследователи — усматривают политическую сатиру. Сатиру на Мануэля Годоя, бедного дворянина, сделавшего карьеру от безвестного рядового Королевской Гвардии до всемогущего первого министра. Этот невероятный взлёт обычно объясняли любовной связью Годоя с королевой Марией Луизой (которая была на 16 лет старше), забывая, правда, о том, что Годой имел очень неплохое для того времени образование и служил в гвардии под начальством своего брата, Луиса. Но оставим личную жизнь королевы и фаворита в покое — до сих пор нету ни однозначных доказательств их любовной связи, ни доказательств её отсутствия. Займёмся лучше символикой гравюры. Итак: снизу мы видим возлежащего на земном шаре сатира (символ похоти), который поднимает за ноги человека без штанов и в пышном военном мундире (кроме того, что Годой был первым министром, он являлся ещё генералиссимусом и великим адмиралом), который держит в руках нечто, похожее на молнии и, судя по всему, при оных молний помощи низвергает соперников. Он радостно улыбается (правда, улыбка выглядит слегка глуповатой) и из его головы пышут огонь и дым. Наиболее ясный комментарий мы найдём в «альбоме Айяла»: «Похоть вознесла его, наполнила его голову дымом и ветром; и теперь он мечет молнии в своих соперников».
Каприз №57. Генеалогия
Каприз №57. Генеалогия.
Суть этой гравюры в том, что некоторые пытаются узнать сущность человека, разглядывая его генеалогическое древо вместо того, чтобы просто взять и посмотреть на него.
Каприз №58. Проглоти-ка это, собака!
Каприз №58. Проглоти-ка это, собака!
По поводу этой гравюры сложно что-то сказать. Да и комментарии ясности не добавляют. Какие-то монахи в компании с демонами ставят клизму явно не очень довольному этой перспективой человеку. Ужасы инквизиции? Церковь, борющаяся с просвещением? В любом случае современники воспринимали её как символ протеста против «старого порядка», а название гравюры во время либеральной революции стало припевом неофициального гимна повстанцев.
Каприз №59. И всё-таки они не идут…
Каприз №59. И всё-таки они не идут…
И всё-таки они не идут [на помощь] — наверное так могло бы звучать полное название этой гравюры. Измождённый человек держит (или подымает) тяжелую каменную плиту; упав, она раздавит другого человека — он лежит и смотрит вверх со смесью страха и надежды; рядом стоит сердобольная женщина, она явно сочувствует процессу и в то же время ужасается, предполагая, что случится, если изможденный человек плиту не удержит; за женщиной — ещё люди, они глядят на происходящее с нескрываемым любопытством… и всё-таки они не идут. В этом мире ничего не меняется…
Каприз №60. Испытание
Каприз №60. Испытание.
Здесь мы видим экзамен. Сдаёт его, по всей видимости, молодая ведьма — коты, череп, метла, горшок с непонятным варевом… И кто наблюдает за экзаменом! «Она понемногу учится; это только первые шаги, но пройдёт время — и она будет знать больше, чем учитель» — пишет Гойя.
Одна из «Капричос» Гойи называется «Он хорошо натянут». О чем эта гравюра?
Игра «Кто хочет стать миллионером?» за 3 октября 2020 года уже идет в эфире страны на Первом канале, ответы на все вопросы игры уже многим известны и их можно найти в интернете, а также узнать на сайте в этой же рубрике. А эта статья с ответом на один из сложных вопросов посвящена игре от 3.10.20.
После того как передача «Кто хочет стать миллионером?» вышла на большие экраны, она собрала большое количество поклонников. Заветным призом являются три миллиона рублей, который можно получить после того, как игроки дадут ответы на все пятнадцать вопросов. В каждой программе участвуют знаменитые, публичные люди. Сегодняшний Специальный выпуск состоял из трех частей.
Одна из «Капричос» Гойи называется «Он хорошо натянут». О чем эта гравюра?
Капричос (исп. Los Caprichos — причуды) — серия офортов Франсиско Гойя (закончена к 1799), является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ».
Впервые «Капричос» были опубликованы в 1799 году, но когда Мануэль Годой потерял власть, художник быстро отозвал их, опасаясь реакции Святой инквизиции. Всего 14 дней в продаже. В 1803 году, чтобы спасти Капричос, он решил предложить это издание и 240 экземпляров, доступные королю, в обмен на пожизненную пенсию в размере двенадцати тысяч реалов в год для своего сына Хавьера. Известно тринадцать официальных изданий.
Пережитый Гойей в конце 1790-х годов душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни. Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798), включившей в Гойю в число крупнейших мастеров мирового графического искусства.
Ответ: о чулке кокетки.
«Он хорошо натянут». О, тетушка Курра не дура. Она отлично знает, как важно иметь хорошо натянутые чулки. Одна из «Капричос» Гойи называется «Он хорошо натянут». Эта гравюра о чулке кокетки.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Капричос Гойи. Неудобная правда о пороках общества
Капричос Франсиско Гойи – это 80 гравюр.
80 пороков, суеверий, грехов общества.
Глупость. Тщеславие. Разврат. Обман. Клевета.
Время идёт. Но ничего не меняется. Поэтому многие гравюры Капричос актуальны и сейчас.
Почему Гойя решил создать Капричос?
Он был придворным художником. Писал портреты королей и аристократов. И вдруг такое.
Действительно, разница между его заказными портретами и гравюрами Капричос просто огромна. Как выразился об этом художник Максим Кантор, «вообразите писателя, который переходит с фельетонного жаргона на стиль высокой трагедии».
Талант Гойи был очень многогранен. Нужно написать отпрыска аристократов? Пожалуйста. Очень милое личико. Тщательно выписаное.
Но однажды нужно сказать правду о людях. О том, что они творят. И это будет совсем другой стиль. Это будут резкие линии. Беспощадные образы.
Как же публика отреагировала на его гравюры? Удивительно, но… никак.
Покупатели заходили в книжную лавку. Молча и без понимания просматривали страницу за страницей. И уходили. За 4 года было продано лишь 27 альбомов из 300. Почему?
Потому что люди не были готовы к такому. До Гойи в Испании никто ничего подобного не создавал. И не удивительно. Абсолютная монархия в сочетании со свирепой инквизицией у кого угодно отобьёт желание что-либо обличать.
Гойя же решил сказать правду. Его современникам эта правда оказалась не нужна. А вот на последующие поколения эти работы оказали колоссальное влияние. У Делакруа, Дали, Мане были все гравюры Гойи. Они учили их говорить правду.
Какие же пороки обличал Гойя? Вот лишь несколько гравюр из его Капричос.
1. Корысть.
Гравюра 14. Какая жертва!
Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.
Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.
Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.
2. Обман и коварство.
Гравюра 19. Все погибнут
Эта история о женском коварстве. Наверху изображена приманка в виде девушки-птицы. Она привлекает птиц-мужчин. Те, что попадутся, будут ощипаны коварными дамами.
Это, конечно, аллегория. И палку ощипанному мужчине вставляют, чтобы выскребсти его изнутри. Не в прямом смысле, конечно. Скорее всего, Гойя имел в виду, что такая любовница не только обдерет до последней нитки, но и душу всю вытрясет.
Разделавшись с одним несчастным, она вернётся к охоте. На ее приманку попадётся очередной простак. И самое удивительное, он слепо пойдёт на погибель. Не восприняв урока своего предшественника.
Чтобы вы не подумали, что Гойя сексист, взгляните на другую гравюру (21). На ней уже ощипывают птичку женского рода. А делают это лживые и алчные сеньоры.
3. Осуждение
Гравюра 24. Тут ничего нельзя поделать
На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.
Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.
4. Тщеславие и Лесть
Гравюра 41. Точь-в-точь
На нескольких гравюрах Гойи главным героем является осел. В 18-19 веках это животное также олицетворяло глупость. Так что мастер лишь подчёркивает, что тщеславие – от глупости нашей. Лесть же хороша лишь для ушей глупого.
Осел так тщеславен, что хочет увековечить себя. Мартышка же готова льстит за хорошую плату. Подчёркивая образ заказчика благородным париком.
Удивительно, что Гойя по сути высмеивает свой же труд и труд своих коллег. Портретистов. Он сам был придворным художником и создал немало портретов.
5. Социальная несправедливость
Гравюра 42. Ты, которому невмоготу
Франсиско Гойя. Капричос. Ты, которому невмоготу. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org
Два осла оседлали мужчин. У одного из них даже шпора виднеется. Пожалуй, самая красноречивая гравюра Гойи о социальной несправедливости.
Бедным трудягам приходится тащить на себе всю тяжесть общества. И их спины гнуться от непосильной ноши. А на поверку оказывается, что на их спинах не благородные достойные граждане, а ослы. Которые по сути сами верховые животные. Вот такая социальная несправедливость.
6. Жизнь с уснувшим разумом
Гравюра 43. Сон разума рождает чудовищ
Франсиско Гойя. Капричос. Сон разума порождает чудовищ. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org
Это самая известная гравюра из Капричос Гойи. Вот как мастер сам прокомментировал ее: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.
Эту гравюру Гойя задумывал поместить в самом начале альбома. Но по каким-то причинам передумал.
На самом деле, гравюра показывает, в чем корень всех бед человека. И она логично бы смотрелась в самом начале. Отключая свой разум, нами начинает управлять наша глупость. Наши эмоции. Наши страхи. А от этого происходят все несчастья и пороки человеческие.
7. Зависимость от чужой воли
Гравюра 50. Хомячки
Франсиско Гойя. Капричос. Хомячки. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид
Гойя показывает людей, готовых жить чужим умом. Они – марионетки. Они физически и ментально зависят от чужой воли.
Потому что не хотят ничего слышать. Их уши под замком. Они не хотят ничего делать. Их руки безвольно висят. Они не хотят видеть правду. Их глаза закрыты. Они лишь рты открыли. Чтобы в них вложили то, что угодно властьдержащим.
Эту гравюру Гойя назвал “Шиншиллы”. Но принято переводить ее “Хомячки”. Так как именно так называют подобных людей в наши дни.
Кстати, никого вам этот гойевский образ не напоминает? Конечно, Франкенштейна. И неспроста. Именно эти “хомячки” когда-то и стали прообразом знаменитого монстра в фильме 1931 года.
8. Глупая наивность
Капричос 52. Чего не сделает портной!
Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид
Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.
Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.
Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.
Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.
Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.
Необычный портрет Гойи. Злобные кошки и невинные птицы.
Франсиско Гойя. Портрет дона Мануэля Осорио Манрике де Суньига. 1788 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гойя, был придворным художником. Он получал заказы на портреты отпрысков аристократов.
Перед вами один из таких портретов. Он был бы самой обычной картиной, если бы не три изображенные кошки, которые жадно следят за ручной птицей.
Франсиско Гойя. Портрет дона Мануэля Осорио. Фрагмент. 1788 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Что этим хотел сказать художник? Для чего он допустил такую вольность в портрете, который должен был висеть в детской или в кабинете отца семейства?
Возможно, Гойя хотел показать, насколько хрупкой является детская невинность перед лицом зла (которое символизируют изображенные кошки).
Понимали ли заказчики вложенный в картину смысл, остаётся неизвестным. Возможно, и кошки, и птицы воспринимались ими как всего лишь питомцы мальчика.
Любопытно, что мальчик является сыном герцогини Альтамира. Именно в этом месте в 19 веке будут обнаружены первые наскальные рисунки древнего человека. Они нарисованы охрой и углём настолько искусно, что несколько десятелетий будут считаться подделкой.
Мальчик, к сожалению, прожил лишь до десятилетнего возраста.
Гойя “Семья Карла IV”. Женщина без лица.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.
Несмотря на всю свою любовь к живописи, я редко обращаю внимания на исторические портреты прошлых столетий. Ведь все они писались под заказ, и в большинстве случаев с учетом всевозможных пожеланий заказчиков. Само собой, внешность изображенных людей также всегда преукрашивалась.
Однако Портрет семьи Карла IV, написанный Франсиско Гойей, выделяется среди множества заказных портретов. Внешность главных героев реалистична и явно не преукрашивалась – слишком уж откровенно некрасивы лица короля и королевы.
Дело в том, что Гойя на тот момент обладал уже значительным авторитетом и ему такие “выходки” были позволены.
Еще невозможно не обратить внимания на то, что рядом со старшим сыном королевской четы, будущим королем Фердинандом VII (слева в голубом), стоит женщина “без лица”.
Когда я впервые увидела картину, я долго недоумевала: как вообще такое возможно? Эта женщина так не пришлась ко двору, что художника попросили отвернуть ее лицо от зрителя? Почему ее тогда вообще изобразили, тем более так близко к самой королеве?
Только потом я узнала, что на момент написания картины (1800 г.), невеста для наследного принца еще не была выбрана. Предполагалось, что Гойя дорисует ее лицо, как только станет известно имя будущей королевы.
Кстати, принц женился в 1802 году на младшей дочери короля Сицилии. Почему лицо принцессы так и не было изображено на семейном портрете, остается загадкой.
Я только могу предположить, что об этом не распорядилась еще действующая на тот момент королева Мария-Луиза Пармская. Насколько известно, она искренне недолюбливала свою невестку. Ведь Мария-Антониа по наставлению своей матери уговаривала своего супруга уменьшить влияние на политическую жизнь страны министра Годоя – фаворита королевы. К тому же, принцесса так и не справилась со своей главной задачей – обе ее беременности закончились выкидышами. В 1806 году она умерла.
Не могу не упомянуть, что второй раз Фердинанд VII женился лишь через 10 лет уже будучи королем. Новой королевой стала дочь короля Португалии Мария-Изабелла Португальская.
Висенте Лопес Портанья. Портрет Марии-Изабеллы Португальской, Королевы Испании. 1819 г. Музей Прадо, Мадрид.
Не могу не отметить, что оба портрета жен короля были написаны вторым по значимости после Гойи художником своего времени, Висенте Лопесом Портаньей.
Он также служил при дворе и писал портреты в нео-классическом стиле. Его кисти принадлежит и портрет Франсиско Гойи. Так что у нас есть возможность увидеть мастера не только на его же автопортретах.
Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819 г. Музей Прадо, Мадрид.