капустник в театре что это

ЖИЗНЬ, ВМЕЩЕННАЯ В КАПУСТНИКИ

После капустника Адашевского очень долго властвовал умами капустник «Давайте не будем». Он базировался в Доме писателей. Руководителем его был в то время Александр Абрамович Хазин.

Капустники, как правило, игрались «для себя». Собирались знакомые люди, знакомые знакомых. Играли два-три раза, иногда четыре. Иногда играли «по страницам капустника». Но это никогда не было коммерческим предприятием, каким стало сейчас. Со спектаклем «Ах, эти звёзды» капустники кончились. «Звёзды» стали шоу-программой, которую можно было сыграть в любом ДК или на стадионе. А капустник — это всегда камерность. Коммерциализация многое меняет, для капустника же прежде всего характерен альтруизм. У Вадима Жука капустник — это уже их Дело. А капустник не дело, а радость.

В начале 50-х возник капустник под руководством Александра Белинского, который с небольшими перерывами просуществовал почти до наших дней. Капустная бригада имела несколько призывов. Ковель, Шарко, Юрский, Татосов, Сонина, следующее поколение — Лемке, Жвания, Боровкова, Никитенко. Он всё время обрастал новыми людьми. Но очень осторожно. Шёл отбор. Белинский приглядывался.

Капустный актёр — он особый. Во-первых, с юмором и не только бытовым, но и сценическим. Контактный и, конечно, может быть честолюбивый, ради успеха может работать ночами. Успех в капустнике в те годы многое значил. Тогда шли пьесы типа «Ураган» Софронова или «Человек со стороны» Дворецкого — фигня советская. Показаться в капустнике значило гораздо 6ольше, чем сыграть в этих пьесах.

Вот Сергей Юрский, будучи студентом, сыграл в капустнике роль Чацкого, его увидел Товстоногов. Увидел необычного Чацкого, которого все видели, как героя, а тут вдруг какой-то растерянный пацан: «Служить бы рад, прослушиваться тошно». И что? Через год Серёжа дебютирует в роли Чацкого на сцене БДТ. Вот что такое капустник! Он в ту пору был ещё и знаменем искусства, мерилом, отсчётом.

Валентина Ковель, которая в капустнике исполнила фельетон «Звезда экрана». На неё ходили по нескольку раз, слушали. И уже не помнят, как она чудно сыграла в «Друзьях и годах». Говорили: «Это та Ковель, которая в капустнике…» То же самое с Лемке. Был комик — и в ничего, а вот когда он сыграл в капустнике, было много разговоров.

Капустник был способом реализации нереализованного в театре. Возможностью если не получить хороший литературный материал (там были авторы такие, как мы), то, по крайней мере, отвести душу, посмеяться над тем, что обрыдло.

Что касается литературной основы, то, как правило, использовались знакомые произведения. Так было легче, доступнее для зрителя. Ну, скажем, «Горе от ума». Все знают. Перекладывается ситуации, но наполняется современным содержанием. В своё время привозили нам американцы «Мою прекрасную леди», мы с Борисом Рацером написали тогда пародию на этот мюзикл, которая называлась «Май фер Люда». Сюжет был близкий к источнику. Девочка с самых низов попадала в артистки. И — крах! Екатерина Алексеевна Фурцева — министр культуры, считала, что артисты должны быть из народа. Однажды Ливанов ей сказал: «Екатерина Алексеевна, если вы заболеете по женской части, вы же не пойдёте к самодеятельному гинекологу, вы пойдёте к профессиональному…» Однажды, после просмотра спектакля театра Комедии, она сказала главному режиссёру: «Почему комедийные, отрицательные роли играют хорошие артисты? Нельзя так, зритель сочувствует им». Вот какая была у нас министр культуры! Так вот в «Май фер Люди» шёл разговор как раз о тех, кто бросает свою работу, ремесло, идёт сначала в самодеятельность, губит свою жизнь, думает, что он артист, не понимая, что не учась как следует своему делу, нельзя стать артистом. «Когда страна быть прикажет артистом, у нас артистом становится любой!».

Капустник привлекал в свою сферу талантливых людей. Вот Семён Альтов работал вахтёром Дворца искусств и был на ночных репетициях капустников. Смотрел, слушал наши тексты, А. Хазина, и решил, что может написать не хуже. И написал «Монолог актрисы», который сделал Валентину Ковель знаменитой.

Капустник становился культурной средой высшего класса. Почему? Разные актёры, разные театры, мера смелости.

Мы очень грустим по тем временам.

Расскажу о знаменитом номере Владимира Татосова. Татосов пародировал певца типа Рашида Бейбутова, который выходил на сцену шикарно одетый, все пальцы в перстнях, драгоценностях. От него исходило сияние. Он пел песню нефтяника: «Отец мой нефть бурил, и в бурю… Я родился в страшной нищете, в нищете жила моя родня, пахла нефтью каша у меня». В конце песни он протягивал вперёд руки, усыпанные перстнями. Была и ещё одна придумка: оркестр, сопровождавший пение, был без инструментов, и каждый актёр играл мимическую роль. Юрский — хромого виолончелиста, Аптекман — пианиста, Лурье — саксофониста без саксофона.

Преемственность в этом капустнике была очень важна. Адашевский — патриарх русской сцены — умер, когда ему было 90 лет. Ему было 80, когда он всё ещё выходил в капустнике.

Были ещё капустники Лёвы Милиндера и Валеры Никитенко. Они никогда не приглашали нас, хотя, объективно говоря, мы-то пишем лучше, но так трогательно, тепло — не можем. Эти капустники были праздником, который не сравнится ни с какой премьерой, ну разве что со Смоктуновским в «Идиоте».

Жанр капустника впитывает в себя очень многое, он синтетический, и не знаю, можно ли назвать его жанром? Это способ какой-то. Жанр — это трагедия, драма, комедия и драма, и мелодрама. Он, прежде всего, эклектичен, сублимирует в себе все жанры, представляет собой нечто, созданное из театральных образований. Такого в театре не было. Он может быть разным — сегодня одним, а завтра другим. У него свои законы. Он предполагает остроумного зрителя, который должен соответствовать актёрам. Он, в какой-то степени, чуть элитарен и чуть для избранных, хотя некоторые номера понятны всем. Он предполагает зрителя понимающего и любящего театр, но и не только театр, тогда было бы скучно.

Капустник ходил по рукам, по устам. То, что там было схвачено, сказано, наутро все повторяли. Вечером в куплете, утром в газете. То, что было удачно в капустнике, сразу становилось известно. Какие-то остроумные фразы, устные рецензии.

Когда Товстоногов поставил «Горе от ума», спектаклю предшествовал эпиграф: «И угодил же меня чёрт родиться в России с умом и талантом». Сверху поступил приказ отрезать эпиграф. У нас в капустнике была сделана сцена, которая называлась «Палата». Лежал больной и стонал, все спрашивали, что с ним. Оказывается, у него эпиграф отрезали. Уже было ясно, о чём идёт речь. Капустник давал свою оценку происходящему. Он был скорой помощью, он быстро реагировал на политические события. И если критика хотела сохранить со всеми отношения, то капустник говорил откровенно.

Сейчас не самое лучшее время для капустника. При возможности всё говорить, при КВНах, которые соревнуются в пошлости, псевдоэлитарном остроумии. Сегодня капустник не привлекает как жанр, разве что как форма, как у Вадима Жука — немного. Быстро. Кратко. Вывод: капустник всегда оппозиционен. Это свободное творчество.

Капустник альтруистичен. Должна быть идея, а не деньги. Капустник всегда эскизен, всегда недосказан, недомолвлен, несёт следы поспешности, и в этом его прелесть. Капустник во всех своих проявлениях — прежде всего радость.

Источник

Капустник

Смотреть что такое «Капустник» в других словарях:

капустник — См … Словарь синонимов

КАПУСТНИК — шуточно юмористическое представление, часто пародийного характера, включающее номера на злободневные темы (преимущественно театральные). В дореволюционные годы капустники обычно устраивались во время великого поста ; отсюда название по… … Большой Энциклопедический словарь

КАПУСТНИК — [сн], капустника, муж. 1. Огород, засаженный капустой (обл.). 2. Червь, водящийся на капусте (зоол.). 3. Название разных кушаний из капусты, с капустой (пирог, запеканка, солянка и др.; обл.). 4. Актерская вечеринка по случаю окончания зимнего… … Толковый словарь Ушакова

КАПУСТНИК — КАПУСТНИК, а, муж. Самодеятельное комическое представление сценки на местные злободневные темы. Студенческий к. [от названия весёлых актёрских встреч вокруг капустного пирога]. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Капустник — У этого термина существуют и другие значения, см. Капустник (значения) … Википедия

КАПУСТНИК — а; м. 1. Нар. разг. Огород, поле, засаженные капустой. 2. Капустный червь. 3. Нар. разг. Капустный пирог или какое л. другое кушанье, приготовленное из капусты, с капустой. 4. Самодеятельное представление шутливо пародийные сценки на местные темы … Энциклопедический словарь

Капустник — I м. местн. Огород, поле, засаженные капустой [капуста I]. II м. местн. Капустный пирог или какое либо другое кушанье, приготовленное из капусты [капуста I] или с капустой. III м. Вечеринка с шутливо пародийными сценками на злободневные темы.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Капустник — I м. местн. Огород, поле, засаженные капустой [капуста I]. II м. местн. Капустный пирог или какое либо другое кушанье, приготовленное из капусты [капуста I] или с капустой. III м. Вечеринка с шутливо пародийными сценками на злободневные темы.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

капустник — 1. капустник, капустники, капустника, капустников, капустнику, капустникам, капустник, капустники, капустником, капустниками, капустнике, капустниках 2. капустник, капустники, капустника, капустников, капустнику, капустникам, капустника,… … Формы слов

«капустник» — шуточно юмористическое представление, часто пародийного характера, включающее номера на злободневные темы (преимущественно театральные). «капустники» обычно устраивались во время Великого поста; названы по традиционному великопостному блюду … … Энциклопедический словарь

Источник

Капустник – это пирог

Как родилась знаменитая театральная традиция

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что это

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что это

Из-за кулис появлялся третий артист, игравший режиссера Музыкального театра Донатова, который носил большую окладистую бороду.

Станиславский спрашивал, указывая на Донатова:

Немирович-Данченко отвечал, поглаживая свою бороду:

– Это известный режиссер Донатов.

Станиславский разводил руками и говорил, глядя Немировичу в лицо:

– Режиссер? С бородой? Да бог с вами. Режиссеров с бородой не бывает.

Занавес закрывался под несмолкаемый хохот зала.

Неловкие шутки

Сто лет назад капустники стали неотъемлемой частью Москвы. Кафешантаны, кабаре, театры-буфф и театры миниатюр своим шумным юмористическим фронтом наступали на серый досуг горожан. Особенно прославился в этом плане сатирический театр Никиты Балиева «Летучая мышь», зародившийся в недрах МХТ.

Легко представить меню театрального буфета того времени. Пирожные «Шутка по Станиславскому», коктейли «Хромая балерина», пирожки «Соль в суставах» и торт «Шепот суфлера» так и просятся в строку. Однако экспериментировать в этом направлении кулинары не торопились, поскольку со времен Щепкина главным атрибутом актерских праздников считался капустный пирог. Причем традиция зародилась сама собой: по окончании зимнего сезона (когда начинался Великий пост и спектакли играть запрещалось), – на квартирах у артистов Малого театра собирались «свои» зрители – подвести итоги и, конечно, вспомнить сцены из полюбившихся спектаклей. История умалчивает, кто первым испек капустный пирог, однако уже в 1840-е годы собираться на капустник во время поста у театралов стало святым делом.

Встречи все больше носили шутливый характер. Например, однажды комика Живокини попросили спеть (артист славился своей богатой мимикой), и он сказал:

– Господа, внимание! Сейчас будет петь артист Живокини. Голоса большого не имеет, так что какую ноту не возьмет, ту покажет рукой!

Не бог весть какой юмор, но с этого начинались капустники.

«Я обронил два конверта»

Вообще юмор дореволюционных капустников сегодня без комментариев понять непросто. Например, основатель «Летучей мыши» Никита Балиев шутил:

– Собинова покарали, чтоб не ползал по Корали.

Леонид Собинов был знаменитый тенор, Корали – легендарная балерина. Ситуация заключалась в том, что балерина была любовницей Великого Князя, да и Собинову она тоже нравилась. Но когда он со сцены Большого театра объявил, что посвящает ей свою арию, ему указали его место.

Впрочем, были и нестареющие номера, не требующие пояснений. Например, сценка «Что было на следующий день после отъезда Хлестакова». Все персонажи гоголевской пьесы собирались в полной панике и растерянности. Земляника предлагал испытанное средство – взятку. Все собирали, кто сколько при себе имел, клали сумму в большой конверт и, замирая от страха, ожидали настоящего ревизора. Наконец он появлялся.

Маленький, лысый, плюгавый, в зелено-золотом мундире, с треуголкой под мышкой и шпагой на боку. Ревизор проходил мимо чиновников, смотрел им в глаза и злобно шипел:

– Под суд! Под суд! Всех под суд!

Тогда Земляника незаметно ронял позади него конверт, тут же поднимал и подобострастно протягивал ревизору:

– Виноват-с, ваше превосходительство. Вы изволили обронить-с.

Ревизор брал конверт, выдерживал паузу и говорил, глядя на Землянику в упор:

– Я обронил два конверта.

Чиновники облегченно вздыхали.

«Опасное путешествие на Марс»

Долгое время капустники устраивались исключительно для своей публики, пока, наконец, 9 февраля 1910 года в Художественном театре ни состоялся вечер, билет на который мог купить любой желающий.

Станиславский так описывал этот первый публичный капустник:

– Выкатывали огромную пушку. Выходил маленький Сулержицкий в какой-то непонятной иностранной форме из кожи и клеенки. Он говорил длинную речь, пародируя английский язык. Переводчик объяснял, что англичанин предпринимает опасное путешествие на Марс. Для этого его положат в пушку и выстрелят. Появлялась жена, происходило трогательное прощание, тоже на якобы английском языке. Потом к бесстрашному офицеру подходили Качалов и Грибунин, одетые в непонятную форму каких-то артиллеристов. Они только что прочистили пушку и смазали ее маслом, а теперь с небольшими масленками от швейной машинки в руках подошли и прыскали масло на клеенчатую одежду бесстрашного полковника: благодаря такой смазке англичанин будет лучше скользить при выстреле по жерлу пушки. На верхнем ярусе зрительного зала был поставлен большой круг, обтянутый белой папиросной бумагой, подобно тем, через которые в цирке прыгают наездники.

Курьезнее всего то, что один из зрителей видел летящего в воздухе Сулержицкого!

Состав:
1 стакан
манной крупы,
1 стакан молока,
200 г маргарина,
2 яйца,
1 кг свежей капусты,
соль,
перец.

Cпособ приготовления:
Манку всыпать в молоко, добавить растопленный маргарин, взбитые яйца, соль, перец и размешать до однородной массы.
Капусту нашинковать, посолить, помять до появления сока и добавить в приготовленную массу. Смесь выложить в смазанную маслом форму. Выпекать 25–30 минут при температуре 200–220оС

Источник

Как отметить Международный день театра? Приготовьте капустник!

Международный день театра — профессиональный праздник мастеров сцены — был установлен IX конгрессом Международного института театра (МИТ) 27 марта 1961 года.

Деятельность МИТ должна была быть, согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира», и потому Международный день театра является, прежде всего, днём театрального единства.

В связи с этим в Москве, одном из мировых театральных центров, ежегодно в марте проводится фестиваль «Золотая маска», который длится почти месяц.

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что этоВот и в этом году 10 марта в столице начался юбилейный, пятнадцатый по счету фестиваль-премия «Золотая маска», который будет проходить по 27 апреля. На нем будут представлены как лучшие московские постановки, так и спектакли из разных городов России, стран СНГ и Балтии. Венцом марафона станет традиционное вручение премий «Золотая маска», ежегодно присуждаемых лучшим спектаклям, актёрам и режиссёрам.

Премии этого фестиваля также удостаивается и лучший зарубежный спектакль, показанный в России, ведь Россия поддерживает культурные связи более чем со 120 странами, обмениваясь с ними гастролями театральных коллективов. Царский подарок преподнесла в этом году «Маска» поклонникам балета: в рамках программы «Легендарные спектакли и имена ХХ века» она привезла в Москву постановки двух корифеев современной хореографии — Иржи Килиана и Уильяма Форсайта, а также новую сольную программу французской балетной суперзвезды Сильвии Гиллем, что стало главной «фишкой нынешней афиши».

Редко, наверное, можно встретить человека, который не любил бы театр! Мои родители, например, были завзятыми театралами. Они обожали оперетту. Ворох театральных программок в книжном шкафу, мелькающие в разговоре названия оперетт, мама, наряжающаяся на очередную премьеру и скучающий (но не подающий виду) отец в ожидании — это было атрибутами наших выходных в той, ещё советской, жизни.

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что этоА мне не нравилась оперетта, и я, со свойственным моему возрасту юношеским максимализмом думала: «И чего хорошего?! Прыгают по сцене и поют. Так же в жизни не бывает! Ну никто же песней на вопрос не отвечает — глупость какая, право слово!» Мне больше нравилась серьёзная драма, и иногда я выбиралась в театр то с подружкой, то с классным походом.

Тогда я впервые посмотрела «Оптимистическую трагедию» и модные в то время спектакли о любви — «Валентин и Валентина», «Варшавскую мелодию». Там же, в нашей местной «драме» я увидела «Служебный роман» о вспыхнувших вдруг чувствах между подчинённым Новосельцевым и начальницей Калугиной. Одноимённый фильм с Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым в главных ролях на тот момент ещё не существовал, а спектакль мне очень понравился.

Я увлекалась собирательством открыток с портретами любимых артистов. Наталья Варлей — наша знаменитая «кавказская пленница всех времён и народов», множество портретов которой до сих пор хранится у меня, как драгоценность, была моей «первой любовью» — да так, наверное, и осталась ею навсегда.

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что этоВ юности все артисты казались мне какими-то сверхлюдьми, недосягаемыми кумирами, авторитетами и вершинами. Но вот проходит время и, оглядываясь назад, понимаешь, что все они — такие же люди — с разными, не всегда счастливыми судьбами, со своими человеческими радостями и трудностями, и «скелетами в шкафу», со своими пристрастиями, и даже фирменными кулинарными рецептами…

Кумиры даже умирают! Вот и нет уже с нами многих наших любимых актеров — Абдулова, Филатова, Полищук, Гундаревой, Леонова… Папанова и Миронова, Румянцевой и Мордюковой, Клары Лучко (все они играли с одинаковым успехом и в театре, и в кино)…
Ну как это — нет Гундаревой?! Как это — нет Леонова, Абдулова?! Как это, как это, как это?! …Нет даже великой и легендарной троицы — Балбеса, Труса и Бывалого (Никулин, Вицин, Моргунов)! Как это?! Ведь только недавно они были с нами!

— Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

(В.Шекспир «Как вам это понравится»)

И потому, наверное, что все мы в жизни, как и артисты на сцене — тоже играем разные роли, и в жизни каждого из нас также присутствуют драма, и комедия, фарс и шоу, нас так притягивает театр. И потому ещё, что театр — это общение: между актёрами, между актёрами и зрительным залом… А ещё театр — это таинство, загадка, где происходит непостижимое, когда талант, мастерство и харизма служителей Храма искусства заставляют современных, прагматичных людей вдруг поверить в подлинность всего, разыгрывающегося на сцене.

И мы с радостью стремимся из будничной повседневности навстречу фантастическому миру ярких и высоких чувств, бурных страстей и благородных стремлений, чтобы вновь и вновь полюбоваться вечно юными Ромео и Джульеттой, посмеяться вместе с находчивым, остроумным Фигаро или над незадачливым Городничим.
Часто актерский путь труден и тернист, но всё же это — радостное творчество для тех, кто влюблён в своё дело. Ведь актер — это не просто профессия, а раз и навсегда избранная форма бытия и, прежде всего, — любовь к сцене и зрителям. Без настоящей любви к театру не было бы великих актёров.

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что этоРоссия была и есть великой театральной державой. Александр Сумароков, первый директор Российского театра, наверное, не мог себе и представить, как далеко за пределы его родины шагнёт слава великих театров и актёров России, а знаменитая система актерского мастерства Станиславского станет основой обучения во многих зарубежных театральных школах.

Что же касается любых праздников, отмечаемых в театрах, то существует незыблемая традиция: капустники. В своей книге «Моя жизнь в искусстве» рассказывает о зарождении театральных капустников: «9 февраля 1910 г. состоялся первый платный „капустник“, с продажей билетов в пользу наиболее нуждающихся артистов театра».
«Веселые вечера, на которых исполнялись пародии и шутки, артисты Художественного театра сначала устраивали для себя и своих приглашенных друзей, а затем уже на капустники стали приглашать публику.»

Разнообразная программа капустников строилась из шуточно-юмористических представлений пародийного характера — в основном на злободневные темы. А так как капустники обычно устраивались во время Великого поста, то и название своё они получили по традиционному великопостному блюду — капусте. На таких вот подобных традиционных капустниках, наверное, и по сей день угощает друзей-актёров Наталья Варлей своим знаменитым пирогом с капустой по собственному рецепту, ставшим уже притчей во языцех и описанным Андреем Макаревичем в книге «Смак. Встречи на кухне». Вот как он готовится (попробуйте-ка, испеките, приобщитесь к великому искусству!):

капустник в театре что это. Смотреть фото капустник в театре что это. Смотреть картинку капустник в театре что это. Картинка про капустник в театре что это. Фото капустник в театре что этоПирог Капустный от Натальи Варлей
Дрожжи (чуть больше половины палочки) размешать в 2/3 стакана тёплой воды с чайной ложкой сахара. Размягчённое сливочное масло (200 г) перетереть с 3 стаканами муки до состояния мелкой крошки и влить туда распустившиеся дрожжи, добавив столовую ложку растительного масла. Размешать до однородной массы и поставить на полчаса в тёплое место.

Отварить или потушить в кастрюле мелко нарезанную капусту. Посолить и откинуть на дуршлаг. Два сваренных вкрутую яйца, пучок укропа, петрушки или зелёного лука мелко порезать. На нижнюю половину пирога на противень выложить слоями капусту, яйца, сверху посыпать зеленью. Накрыть второй частью, защипнуть края, верх проткнуть вилочкой в нескольких местах и смазать белком или маслом. Выпекать при 150−180°С.

Приятного аппетита и с праздником вас — Международным днём театра!

Источник

ЖИЗНЬ, ВМЕЩЕННАЯ В КАПУСТНИКИ

После капустника Адашевского очень долго властвовал умами капустник «Давайте не будем». Он базировался в Доме писателей. Руководителем его был в то время Александр Абрамович Хазин.

Капустники, как правило, игрались «для себя». Собирались знакомые люди, знакомые знакомых. Играли два-три раза, иногда четыре. Иногда играли «по страницам капустника». Но это никогда не было коммерческим предприятием, каким стало сейчас. Со спектаклем «Ах, эти звёзды» капустники кончились. «Звёзды» стали шоу-программой, которую можно было сыграть в любом ДК или на стадионе. А капустник — это всегда камерность. Коммерциализация многое меняет, для капустника же прежде всего характерен альтруизм. У Вадима Жука Капустин — это уже их Дело. А капустник не дело, а радость.

В начале 50-х возник капустник под руководством Александра Белинского, который с небольшими перерывами просуществовал почти до наших дней. Капустная бригада имела несколько призывов. Ковель, Шарко9 Юрский, Татосов, Сонина, следующее поколение — Лемке, Жваиия, Боровкова, Никитенко. Он всё время обрастал новыми людьми. Но очень осторожно. Шёл отбор. Белинский приглядывался.

Капустный актёр — он особый. Во-первых, с юмором и не только бытовым, но и сценическим. Контактный и, конечно, может быть честолюбивый, ради успеха может работать ночами. Успех в капустнике в те годы многое значил. Тоща шля пьесы типа «Ураган» Софронова или «Человек со стороны» Дворецкого — фигня советская. Показаться в капустнике значило гораздо 6ольше, чем сыграть в этих пьесах.

Вот Сергей Юрский, будучи студентом, сыграл в капустнике роль Чацкого, его увидел Товстоногов. Увидел необычного Чацкого, которого все видели, как героя, а тут вдруг какой-то растерянный пацан: «Служить бы рад, прослушиваться тошно». И что? Через год Серёжа дебютирует в роли Чацкого на сцене БДТ. Вот что такое капустник! Он в ту пору был ещё и знаменем искусства, мерилом, отсчётом.

Валентина Ковель, которая в капустнике исполнила фельетон «Звезда экрана». На неё ходили по нескольку раз, слушали. И уже не помнит, как она чудно сыграла в «Друзьях и годах». Говорили: «Это та Ковель, которая в капустнике…» То же самое с Лемке. Был комик — и в ничего, а вот когда он сыграй в капустнике, было много разговоров.

Капустник был способом реализации нереализованного в театре. Возможностью если не получить хороший литературный материал (там были авторы такие, как мы), то, по крайней мере, отвести душу, посмеяться над тем, что обрыдло.

Что касается литературной основы, то, как правило, использовались знакомые произведения. Так было легче, доступнее для зрителя. Ну, скажем, «Горе от ума». Все знают. Перекладывается ситуации, но наполняется современным содержанием. В своё время привозили нам американцы «Мою прекрасную леди», мы с Борисом Рацером написали тогда пародию на этот мюзикл, которая называлась «Май фер Люда». Сюжет был близкий и песню источнику. Девочка с самых низов попадала в артистки. И — крах! Екатерина Алексеевна Фурцева — министр культуры, считала, что артисты должны быть из народа. Однажды Ливанов ей сказал: «Екатерина Алексеевна, если вы заболеете по женской части, вы же не пойдёте к самодеятельному гинекологу, вы пойдёте к профессиональному…» Однажды, после просмотра спектакля театра Комедии, она сказала главному режиссёру: «Почему комедийные, отрицательные роли играют хорошие артисты? Нельзя так, зритель сочувствует им». Вот какая была у нас министр культуры! Так вот в «Май фер Люди» шёл разговор как раз о тех, кто бросает свою работу, ремесло, идёт сначала в самодеятельность, губит свою жизнь, думает, что он артист, не понимая, что не учась как следует своему делу, нельзя стать артистом. «Когда страна быть прикажет артистом, у нас артистом становится любой!».

Капустник привлекал в свою сферу талантливых людей. Вот Семён Альтов работал вахтёром Дворца искусств и был на ночных репетициях капустников. Смотрел, слушал наши тексты, А. Хазина, и решил, что может написать не хуже. И написал «Монолог актрисы», который сделал Валентину Ковель знаменитой.

Капустник становился культурной средой высшего класса. Почему? Разные актёры, разные театры, мера смелости.

Мы очень грустим по тем временам.

Расскажу о знаменитом номере Владимира Татосова. Татосов пародировал певца типа Рашида Бебутова, который выходил на сцену шикарно одетый, все пальцы в перстнях, драгоценностях. От него исходило сияние. Он пел песню нефтяника: «Отец мой нефть бурил, и в бурю… Я родился в страшной нищете, в нищете жила моя родня, пахла нефтью каша у меня». В конце песни ом протягивал вперёд руки, усыпанные перстнями. Была и ещё одна придумка: оркестр, сопровождавший пение, был без инструментов, и каждый актёр играл мимическую роль. Юрский — хромого виолончелиста, Аптекман — пианиста, Лурье — саксофониста без саксофона.

Преемственность в этом капустнике была очень важна. Адашевский — патриарх русской сцены — умер, когда ему было 90 лет. Ему было 80, когда он всё ещё выходил в капустнике.

Были ещё капустники Лёвы Милиндера и Валеры Никитенко. Они никогда не приглашали нас, хотя, объективно говоря, мы-то пишем лучше, но так трогательно, тепло — не можем. Эти капустники были праздником, который не сравнится ни с какой премьерой, ну разве что со Смоктуновским в «Идиоте».

Жанр капустника впитывает в себя очень многое, он синтетический, и не знаю, можно ли назвать его д жанром? Это способ какой-то. Жанр — это трагедия, драма, комедия и драма, и мелодрама. Он, прежде всего, эклектичен, сублимирует в себе все жанры, представляет собой нечто, созданное из театральных образований. Такого в театре не было. Он может быть разным — сегодня одним, а завтра другим. У него свои законы. Он предполагает остроумного зрителя, который должен соответствовать актёрам. Он, в какой-то степени, чуть элитарен и чуть для избранных, хотя некоторые номера понятны всем. Он предполагает зрителя понимающего и любящего театр, но и не только театр, тогда было бы скучно.

Капустник ходил по рукам, по устам. То, что там было схвачено, сказано, наутро все повторяли. Вечером в куплете, утром в газете. То, что было удачно в капустнике, сразу становилось известно. Какие-то остроумные фразы, устные рецензии.

Когда Товстоногов поставил «Горе от ума», спектаклю предшествовал эпиграф: «И угодил же меня чёрт родиться в России с умом и талантом». Сверху поступил приказ отрезать эпиграф. У нас в капустнике была сделана сцена, которая называлась «Палата». Лежал больной и стонал, все спрашивали, что с ним. Оказывается, у него эпиграф отрезали. Уже было ясно, о чём идёт речь. Капустник давал свою оценку происходящему. Он был скорой помощью, он быстро реагировал на политические события. И если критика хотела сохранить со всеми отношения, то капустник говорил откровенно.

Сейчас не самое лучшее время для капустника. При возможности всё говорить, при КВНах, которые соревнуются в пошлости, псевдоэлитарном остроумии. Сегодня капустник не привлекает как жанр, разве что как форма, как у Вадима Жука — немного. Быстро. Кратко. Вывод: капустник всегда оппозиционен. Это свободное творчество.

Капустник альтруистичен. Должна быть идея, а не деньги. Капустник всегда эскизен, всегда недосказан, недомолвлен, несёт следы поспешности, и в этом его прелесть. Капустник во всех своих проявлениях — прежде всего радость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *