карагайский бор что посмотреть

Маршрут выходного дня: Карагайский бор в Кувандыкском районе

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотреть

Карагайский бор, река Губерля. Фото: Евгений Васильченко

На этой недели портал Урал56.Ру решил рассказать об уникальном месте на реке ГуберляКарагайском боре, который находится недалеко от села Карагай-Покровка Кувандыкского района Оренбургской области.

На территории Карагайского бора растут сосны, березы, ольха, реликтовые папоротники. Они создают атмосферу сказочного леса и ухода от цивилизации. Река Губерля в этом месте зажата между скалами и протекает по глубоким расщелинам. Здесь она имеет быстрое течение и перекаты.

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотреть

Скалы, Карагайский бор. Фото: Евгений Васильченко

Скальные породы вдоль реки как будто выложены массивными плитами со сглаженными ветром и водой краями. Туристы дали название некоторым скалам: «Парусник», «Черепаха», «Рыбка». Без особого труда в формах этих скал можно рассмотреть причину их названия.

В летнее время в Карагайский бор выезжает детский геологический лагерь и художники на пленэр.

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотреть

Не хватит одного дня для того, чтобы увидеть всю красоту Карагайского бора. А ночевка в бору оставит впечатление на многие годы и разнообразит серые городские будни.

Источник

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотретьche_travel

Южный Урал. Путешествия и наблюдения.

Исторические путевые заметки: Карагайский бор (часть первая)

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотреть

Имя сосны…
В островных борах царствует сосна, выбирая для себя кислые горные породы, самой известной из которых является гранит. Поэтому, к примеру, островной Челябинский бор оказался изрезан гранитными карьерами в годы бурного строительства города и в итоге сократился на две трети. Появлялись островные боры и на песчаных осадочных породах, с большим количеством кислого кварца, шпата, магнетита.
Обыкновенная сосна, столь вольготно и великолепно обосновавшаяся среди каменистых россыпей, собственно, и дает название бору. Слово «карагай» — тюркского происхождения, переводится как «сосна», «сосновый бор», «сосняк». Остальное лесное пространство делят между собой лиственница, береза, ольха и осина.
Также значение слова «карагайский» можно перевести с башкирского языка как «темный», иногда даже «черный», что совсем не вяжется со светлым сосновым колоритом, зато добавляет загадочности и таинственности.
…ее тезки…
Кстати, Карагайский бор не одинок. К югу от него в Карталинском районе расположился Джабык-Карагайский бор. Приставка «джабык», кстати, весьма показательна и переводится как «закрытый». Есть свой Карагайский бор и в Оренбургской области – на постледниковом Саринском плато и берегах шумной речки Губерля.
Еще один Карагай значится в Пермском крае, на прежних соляных вотчинах графа Строганова. И не просто значится, а считается одним из старейших сел – первое упоминание о нем содержится в Пермской летописи и датируется 1623 годом.
Роднят разные «Карагайки» не только природные особенности и имя, но и бесконечные мифы, легенды, которые легко превращаются в «страшные истории» о загадочных голосах, шумах и призраках…

В три обхвата
В Карагайском бору обязательно покажут удивительную красавицу-лиственницу, возраст которой превышает 400 лет. Иногда ее называют ровесницей Ивана Грозного. Карагайская долгожительница высотой около 40 метров, а шириной более четырех – не обхватишь…

В три обхвата
Путешественники восторженно отзываются об этом чудесном дереве: «Среди сосен эту громадную красавицу можно отличить сразу, да и расположена она недалеко от дороги. Высоко в небо уходит крона, на верхушке жёлтые, ещё не опавшие листики-иголки. Так и хочется прильнуть к стволу и подпитаться многовековой энергией. Три обхвата не хватило, чтобы «обнять» дерево. Измерили окружность ствола у самой земли – пять метров восемьдесят сантиметров…»
Вообще, сибирская лиственница – явление для Южного Урала редкое. Помимо Карагайского бора, ее можно встретить лишь в Уйском, Варламовском, Ларинском и Травниковском борах.

Карагайские речки
Они и питают многочисленные родники, которые и наполняют небольшое, но причудливое Карагайское озеро, бегут ручейками к водораздельным рекам. Многие родники целебные, богатые минеральными солями. Рассказывают, что некоторые родники не иссякают даже в самые засушливые годы. Стоит ли удивляться, что для разнотравья здесь благодатное место.

Карагайское разнотравье
Когда утихают первые яркие впечатления от встречи с бором, начинаешь более пристально в него вглядываться, чтобы почувствовать каждую травинку.
Разнотравье Карагайского бора пленяет. Можно встретить уникальные растения: лилию кудреватую, чину Гмелина, хмель сибирский, папоротник-страусник. Много растений, занесенных в Красную книгу: например, венерин башмачок или каменная репа. Встречается и княжик сибирский – удивительная лиана, которая растет только в Карагайке – в других зауральских борах ее нет.
То там, то здесь встречаются самые разнообразные ягоды: брусника и смородина, черника и вишня, малина и костяника; а властвует над всеми неприметная, но самая ценная ягода – лесная земляника. Места здесь грибные: есть и белые, и подберезовики с подосиновиками, а также маслята, опята, лисички, рыжики, волнушки, грузди. Многие путешественники, попадавшие в бор, отмечали удивительные мхи и лишайники – всех оттенков зеленого цвета. Рассказывают, что когда ученые делали ботаническое описание Карагайского бора, они насчитали более 80 видов мхов. Для островных боров это, кстати, достаточно редкий случай.
Есть в бору и совсем необычные «пришельцы». Рассказывают, что в 1970-х годах в Карагайке решили заняться выпуском резинотехнических изделий. «А чтобы сырье было свое, разбили в бору плантацию каучуконосного кустарника с шикарным названием — бересклет бородавчатый. Идея как-то не прижилась — в отличие бересклета. Теперь он основательно одичал и адаптировался, и в бору часто можно видеть изумительной красоты ядовитые и красные ягоды на тоненькой, почти невидимой нити под белым зонтиком…»
Естественно, по своему природному богатству бор вошел в состав и получил статус государственного биологического заказника, площадь которого составляет свыше 18 тысяч гектаров. С 1969-го он объявлен памятником природы.

Источник

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотретьche_travel

Южный Урал. Путешествия и наблюдения.

Исторические путевые заметки: Карагайский бор (часть вторая)

Находки Геральда Матюшина
Природная сила соснового бора и символический смысл его объектов интуитивно останавливают людей. На берегах Карагайского озера люди селились еще с неолитических времен, с каменного века; и здешним первобытным стоянкам более 7 тысяч лет.

Г.Н. Матюшин
Археологические артефакты лежат буквально под ногами, как, к примеру, на каменистых берегах Иртяша. Но их изучение началось достаточно поздно: в 1960-70-х годах. Археологическую ценность карагайских раритетов первым оценил известный уральский ученый Геральд Николаевич Матюшин. Он был поражен обилием всевозможных древних изделий из кремния и яшмы: отщепы, ножевые пластинки, топоры, тесла, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. Как пишет краевед С.В. Марков, только один Матюшин открыл здесь семь стоянок каменного века.

В мастерскую на работу…
Богатые находки помогали в реконструкции древнего быта. Например, сколы и отщепы ученые чаще всего находят возле больших плоских камней – своего рода каменных наковален, верстаков. «В качестве сырья для орудий охоты и рыбной ловли использовалась в основном черная, серая, зеленая и сургучная яшма; в дело шел кремний разных цветов, халцедон, кварц, горный хрусталь. Из рогов животных изготавливали инструмент: отбойники, отжимники…»
Вообще, с камнем работали достаточно профессионально – его распиливали, сверлили, шлифовали и даже полировали мокрым песком. То есть практически ничем не уступали современному камнерезу, у которого под руками оборудование и станки.
Немало было изделий из дерева, хотя в силу материала они сохраняются крайне плохо – лишь в торфяниках без доступа воздуха. В Карагайских краях находили деревянные ложки, черпаки, блюдца или украшенные резьбой санные полозы.

В Карагайском бору
…и домой в землянку
Вокруг стоянок обнаружено немало осколков керамики – обожженной глиняной посуды, также украшенной орнаментом. Естественно, ученые пытались собрать из осколков или хотя бы смоделировать, как выглядела древняя кухонная утварь. Оказалось, что чашки, горшки «имели чаще всего округлое или заостренное дно. Для чего нужна была такая крайне неустойчивая форма дна? Она лучше всего подходила, чтобы ставить сосуд в ямку или между камней очага».
Очажные ямы находили в центре древнего жилища – для Карагайского бора наиболее характерны землянки. Как пишет С.В. Марков, «они были углублены в землю и имели бревенчатые стены. В плане – прямоугольные, квадратные, овальные и даже многоугольные с несколькими помещениями. В центре землянки ставился столб, на который опиралось конусовидное перекрытие из бревен. Стены жилищ, выходившие из ямы на поверхности, присыпались вокруг земляной завалинкой».
Принижать достоинство такого жилья не стоит – оно было достаточно теплым, выдерживало суровые морозы, с которыми даже нынешние фешенебельные квартиры не всегда справляются.
Кстати, одну землянку на берегу Карагайского озера когда-то давно раскопали рыбаки, чтобы оставлять там сети. Посетившим их ученым сказали, что землянку, мол, сделали сами. Присмотревшись к нижним венцам и копнув чуть поглубже, исследователи наткнулись на тысячелетние окаменевшие бревна. Землянку сначала описали – по-научному, затем и закопали, чтобы никто не лазил, и надежно замаскировали снаружи – от посторонних глаз подальше.
И то верно: не умеешь читать древние камни – живи среди современных…

Камни Карагайки
…драгунская треуголка…
Когда-то камни, как и деревья, были большими и также подчинялись воле и силе ветра, который делал свое разрушительное дело.
Как рассказывали верхнеуральские краеведы, известная скала «Белый камень» еще два века назад выглядела совсем по-другому. Над ней нависал обширный каменный козырек, а потому вся скала была похожа на треуголку – головной убор уральских казаков-драгунов. Скалу так и называли – треуголка.
Со временем козырек сорвался, а сама скала стала ниже ростом – словно состарившись от долгой службы.

Камни силы
Еще одна мифологическая особенность каменных останцев заключается в том, что они – не бесполые. Это не «окаменевшие трансвеститы», на которых может присаживаться любой путник или путница.

Камни Карагайки
В Карагайском бору есть несколько камней, которые «отвечают» за женскую и мужскую силу. К одним валунам на протяжении столетии приходили женщины из окрестных деревень, чтобы излечить бесплодие или облегчить роды. Кстати, «блюдца» в камнях во многом были предназначены для материнских животов – священный камень словно облегал роженицу и ее будущего ребенка, вытягивая из организма всю хворь.
Есть и мужские камни, которые возвращали мужчинам силу, выуживали простату и наполняли организм энергией.
К слову, рядом с жертвенными камнями мужской и женской силы практически никогда не бывало ветра, какая бы скверная ни стояла погода.

Камни Карагайки
Занесенные ветром
А вот к их происхождению ветер может быть «причастен». До сих пор неясно, как появились эти камни на местах, где состав почвы и основания существенно отличается, словно их кто-то специально принес издалека и уложил под сенью соснового бора.
Конечно, камни могли сойти с ледником, но он не оставил по себе следов. Камни могли появиться в результате землетрясения или извержения вулкана – но в Карагайских краях, в отличие от Миасса или Чебаркуля, «дрожь земли» ничем не подтверждена.
Поэтому и выходит, что камни словно ветер принес.

Камни Карагайки
Маяки и два тархана
Конечно, человек тоже приложил руку. Одним из излюбленных мест нынешних отдыхающих стал 30-метровый металлический пожарный маяк. С этой башни вся округа видна, как на ладони: десятки деревень, речки Кидыш, Урляда, Суязка; ночью горят вдали огни Учалов с черными силуэтами хребта Урал-Тау.
Поодаль, на другом холме, сохранился старый деревянный маяк. Причем, в землю он не вкопан, дабы не нарушать, не тревожить поверхностный слой почвы, а поставлен на деревянную треногу.
Должно быть, опасались и странных камней, которые стояли друг против друга на одинаковом расстоянии от маяка. Причем, что у одного, что у другого верхний козырек, «крыша» повернуты строго на север. Камни эти называют тарханскими – они служили границей владений двух башкирских князей, тарханов, свято почитавших территорию своего рода.

Ущелье дольменов
На берегу реки Суязка есть совершенно удивительное ущелье, природу которого трудно определить однозначно. Первое ощущение, что на берегу реки кто-то рукотворно сложил вековые каменные глыбы в виде стен и окон или столов для ритуальных приношений. Это ущелье называют Ущельем Дольменов.
Само слово так и переводят: «каменный стол». Они разбросаны по всему миру, встречаются на местах практически всех древних цивилизаций. На Урале самыми знаменитыми считаются дольмены в Верхней Пышме и на Тургояке на острове Веры. По оценкам ученых, они много старше египетских пирамид.
Карагайские дольмены не так известны – о них мало рассказывали, мало показывали. Но от этого свой мистической силы они не потеряли. Словно отдавая дань своему языческому прошлому, люди считают, что в этих местах в космос выходит энергия земли, либо души умерших уходят в небо. Также считается, что энергия дольменов исполняет желания, помогает добиться успеха, исцеляет бесплодие, возвращая материнскую силу.

Ахуновские менгиры
На берегу речки Кидыш, на самой границе Карагайского бора, расположилось небольшое башкирское село Ахуново. А за околицей поселка затаился уникальный мегалитический памятник – древние менгиры, научно описанные только в 1996 году. Как отмечал руководитель экспедиции Ф.Н. Петров, «это единственное известное на Южном Урале мегалитическое сооружение, имеющее ярко выраженную кольцевую структуру, и наиболее крупное из всех мегалитических памятников, раскопанных в степном Зауралье».

Источник

карагайский бор что посмотреть. Смотреть фото карагайский бор что посмотреть. Смотреть картинку карагайский бор что посмотреть. Картинка про карагайский бор что посмотреть. Фото карагайский бор что посмотретьlyutov70

«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ» Вячеслава Лютова

На горе Лешачьей
В самом центре Карагайского бора, в самом сердце есть таинственное и во многом сакральное место – гора Лешачья. Сама по себе она не высокая, но разве в высоте дело, когда вокруг горы происходят необъяснимые вещи?
Ее название говорит само за себя, да и проделки лесной нечисти ничем не уступают немецкому Шпесскому лесу из страшных ночных историй Э.Т.А. Гофмана. Рассказывают, например, что часы, всегда исправно работающие, вдруг остановятся; или стрелка компаса сорвется и начнет безумно крутиться; или вдруг ни с того, ни с сего налетит ветер, закружит, собьет с ног.
Здесь властвует необычное эхо. Стоит только человеку повысить голос, как со всех сторон послышится глухое, но гулкое ворчание. Это можно объяснить особенностями рельефа и расположением горы – скептики так и делают – вот только мурашки от подобной чертовщины не скоро исчезают.
Кроме того, нужно внимательно смотреть под ноги — здесь настоящее змеиное царство. Четыре вида змей встречается здесь. Иногда за один присест попадаются десятки змей: ужи, медянки – самый верный признак лешачьих владений.

Вид с горы Лешачьей
Сакральное место
Во многих национальных культурах сакрализация места играла ключевую роль. Сегодня уже сложилась определенная формула в отношении к таким местам: как правило, если гора или любое другое место называется в честь черта, лешего или ведьмы – по-русски или по-башкирски – то в глубоком прошлом она наверняка была священной.
Гора Лешачья – гора женская. В таких укромных местах, невидимых постороннему глазу, с каменными алтарями особой формы еще с древнейших времен матриархального устройства семьи проводились обряды инициации – девочек, достигших нужного возраста, матери-прародительницы, бабушки посвящали во взрослую жизнь. Практически во всех мировых культурах сохранились такие ритуалы.
Места, где они проводились, считались табуированным пространством. Мужчинам вход туда был закрыт под страхом смерти, и нарушившие табу умерщвлялись безжалостно. Сегодня цивилизация не столь кровожадна, но архетип в отношении таких мест и обрядов из исторической памяти человечества никуда не исчез.
Ведьмин костерок
Тайна обряда инициации со временем трансформировалась. Оставаясь, по сути своей, женским ритуалом с неизменным поколенческим циклом (от старейшей к молодой), обряд уже в свете православной символики и традиции превратился в шабаш ведьм. В преданиях так и звучит, что на горе в Карагайском бору в ночь на Ивана Купалу собирались колдуны, ведьмы и лешие, и вся эта нечисть бесчинствовала до утра.
Насчет нечисти – безусловное преувеличение. Но магия обряда притягивала женщин, и они восходили потаенными тропками на гору, чтобы довериться старой ведунье. Подобных мест в мире много – например, Лысая гора у Киева, где стояли языческие кумиры, Бабьи горы у чехов и словенцев, горы Броккен и Шварцвальд в Европе.
На Лешачьей горе есть множество камней. Кто-то называет цифру 400, кто-то говорит о 365 камнях – по количеству дней в году. На камнях сохранились следы от костровищ – у каждой женщины, ведьмы, участвовавшей в обряде, был свой, «именной» костер.
Снизу, с подошвы горы, эти огни практически не были видны – их надежно прятал от стороннего взгляда каменный гранитный «козырек».
И все же, как рассказывали старожилы здешних мест, до революции в канун летнего праздника вокруг Лешачьей горы дежурил отряд жандармов, чтобы помешать проведению языческих обрядов.

Изрезанное сердце
Сохранилась и грустная легенда с ведьминским сюжетом. В одном из близлежащих сел сын священника влюбился в прекрасную девушку и хотел жениться на ней. Вот только ее мать и бабушка посещали шабаши на Лешачьей горе и считались ведьмами. Между тем, подошел возраст для исполнения таинственного обряда, и девушку стали собирать на гору.

Вид с горы Лешачьей
Молодой человек накануне обряда собрал своих друзей и подговорил их устроить на горе «справедливое бесчинство»: разогнать ведьм и спасти свою возлюбленную. В условленное время они проследили за ушедшими в лес женщинами. И как только с горы потянулся горький дымок, поднялись на вершину, стали тушить костры и разбрасывать камни, разгоняя ведьм палками. Когда все стихло, стали искать влюбленную пару, звать их в кромешной темноте. Но никто не отзывался.
Через несколько дней бездыханного молодого человека нашли у Лешачьей горы. Никто не мог понять: отчего он умер, молодой, здоровый и сильный. Даже ни одной царапины на теле не было. Доверились медицине и отвезли его к доктору на вскрытие. Оказалось, что сердце было сплошь изрезано, искромсано невидимым скальпелем. Доктор немедленно собрал вещи и уехал – от греха подальше. А девушку в селе больше никто не видел…
С ума сошедшие комсомольцы
Другая история вообще вошла в книжные анналы. Всему виной стали комсомольцы, решившие бросить вызов местным суевериям – не ходить на гору. Они поехали на телеге: как раз в день рождения Лешачихи, 3 октября, собирать на горе бруснику. Ее в том году выдалось море – один человек за полчаса мог собрать целую конскую цибару (16-литровое ведро).
«К вечеру почти был полон воз. Комсомольцы повечеряли и заснули. Под телегой их было пять человек. Среди ночи они проснулись от жуткого гула: гора как будто ходила ходуном, рядом валялась лошадь, которая была вся в пене. Вокруг рассыпаны ягоды, все раздавленные. А телега как будто была поломана через колено. Увидев это, комсомольцы с криками побежали вниз, не разбирая дороги. Двоих потеряли, подняли поселок на ноги: «Лешачиха за нами бежит!» И все трое были седыми, как лунь…
Двух потерянных комсомольцев – парня и девушку – нашли позднее. Они тряслись от страха, не могли говорить; и несколько суток кряду бабушки отхаживали молодежь. Не помогло – каждое полнолуние им начинала мерещиться женщина в темной одежде.
Кстати, вплоть до конца Великой Отечественной войны на гору никто не ходил. Лишь потом силу Лешачихи решили испробовать на пленных немцах, валивших лес в Карагайском бору…

На горе Лешачьей
Не буди лихо…
Люди скептического склада зачастую относятся с пренебрежением к сакральным местам, иногда даже бравируют этим, считая мифологию пустыми сказками, байками, вымыслом. Хотя почти век назад русский философ А.Ф. Лосев предупреждал, что миф – это не выдумка, и рождается он из самой что ни на есть напряженной реальности.
Проводник по Карагайскому бору как-то рассказал поучительную историю. Один из отдыхающих на его рассказы о духе и хозяйке горы, стоя на вершине, рассмеялся и язвительно произнес:
— Ну и где тут ваши призраки? Ау! Где хозяйка? Напридумывали бабьих историй. С этих дурочек станется…
-Зря вы так. Не надо обижать…
А через три недели скептик снова приехал в Карагайский бор и – напрямую к проводнику:
— Помоги. Сглупил я. Каждую ночь во сне является ко мне женщина. Красивая, стройная, но лица не разглядеть. Не могу спать, извелся весь.
Пришлось ему снова подниматься на гору – уже одному – и просить в тишине прощения. Какие слова он нашел для этого – неизвестно, но, судя по всему, искренне повинился…

В поисках Уклы-Карагайской крепости
Мистический характер здешней геологии точно по наитию притягивал первых переселенцев и русских колонизаторов, которые ставили казачьи форпосты на южной Оренбургской дороге, и потом также внезапно расставался с ними. В середине XVIII века на южном берегу озера была заложена таинственная Уклы-Карагайская крепость, позднее сожженная пугачевцами. Скорее всего, так это и было на самом деле, вот только крепость исчезла, не оставив по себе исторических следов.

Вал Карагайской крепости
«Золото бунта»
К слову, за Карагайским бором числится пугачевская легенда о кладе под Алатырь-камнем – мол, находится посреди соснового бора священный камень, подле которого сосны и лиственницы ялтарем плачут. А под тем камнем Пугачев клад оставил. И чтобы не забрал клад случайный человек, подкупил и пригласил шаманов которые и заговорили это место.
Клад под камнем – одна из самых древних легенд, и вряд ли имеет отношение к бунтовщику времен Екатерины. Бел-горюч камень, Алатырь, искали многие – да так и не находили. В мифологии этот камень символизировал центр мира, под который даже боги не гнушались прятать свои богатства.
Урал – тоже Камень. Так он и переводился испокон веков. И многие богатства спрятаны под ним – поэтому неудивительно, что легенда о пугачевском кладе кочует с горы на гору, из бора в бор.
Пещера под горой
Еще одна запутанная история связана с вполне конкретными историческими событиями – гражданской войне на Южном Урале, когда Верхнеуральск и прилегающие к нему земли были казачьей столицей атамана Дутова.
Рассказывают, что под напором частей Красной Армии отступавшие казаки из местных поселков спрятали многие ценности в пещере возле Лешачьей горы, а вход взорвали. Старики заверяют, что такая пещера была. Вот только обнаружить ее даже современным спелеологическим оборудованием никак не удается.
Впрочем, подобные легенды кочуют практически по всем сосновым борам. К примеру, о пугачевских кладах с удовольствием говорят жители сел в Санарском бору, хотя никто эти богатства в глаза не видел. О многочисленных казачьих «запасниках» поведают в Троицких или Кичигинских лесных краях; то же самое будет относительно сосновых островков в Уйском, Чебаркуле, Варламово, Травниках, Еткуле.
Как бы то ни было, если и был клад под Лешачьей горой, то дух хозяйки его вряд ли кому отдаст.

Урлядинский казак
В истории Карагайского бора имя этого человека произносят с особым почтением – казачьего полковника Михаила Смирнова, человека, взявшего уникальный бор «под личную охрану»,
Селу Урляды уже более двух веков. Поначалу на этом месте был казачий кордон, который позднее стал редутом. С развитием казачьих станиц Урляды стали преображаться – здесь была выстроена церковь, а строительство велось по единому плану. Рассказывают, что в XIX веке Урляды прославились своим сыром, и его возили на всевозможные выставки за границу. В селе была своя казачья школа, которую и закончило Михаил Смирнов.

В Карагайском бору
Не просто закончил. Удивительный человек, сделавший себя сам, он пробился на самый верх военного образования тех лет, поступил в академию Генерального штаба в Петербурге. «При выпуске сам император Александр III пожал руку отличившемуся в учебе бравому казачьему офицеру».
А через несколько лет службы, в 1894 году, произойдет еще одна знаковая встреча.
Высочайшая аудиенция
Достоверность встречи установить сложно, а поэтому ее пересказывают, как легенду. Накануне выхода в отставку, Смирнов якобы удостоился встречи с императором Николаем II.
«В короткой беседе на вопрос: «Чем бы хотел отставной офицер заняться», Смирнов заговорил об охране уральских лесов. На его глазах вырубались леса вокруг Урлядов, где он вырос. Он всю жизнь жалел об этом.
— Хотел бы жить в лесу. У нас есть такой чудный уголок – Карагайский бор. Если сумею, куплю себе под усадьбу клочок и займусь лесом.
— Постойте-ка, полковник, я ведь бывал в тех местах в 1891 году. Что ж, если это и в самом деле райский уголок, надо сделать все, чтобы его сохранить. Если согласны взять Карагайский бор в качестве царского подарка, то пообещайте, что не продадите его никому ни за какие деньги и будете о нем заботиться…
Смирнов, дав обещание императору, в том же году переехал в Карагайский бор…»
Дом на берегу Суязки
Он обосновался в самом центре бора. Из вековой лиственницы построил дом на берегу лесной речки Суязки, который стоит и по сей день. На почерневших бревнах видна дата: «1894». Со временем вокруг смирновского дома появились другие.
Полковник окружил себя толковыми мастеровыми людьми, которые любили лес и были готовы о нем заботиться. Они и составили основу будущей охранной команды.
Первым приказом Смирнова стал жесткий запрет на рубку леса – лишь в исключительных случаях и то после предварительной оценки. Летом, в самое пожароопасное время, Смирнов договорился с казаками о дополнительных нарядах и разъездах по охране леса. Его стараниями было выстроено двадцать кордонов, которые служили не только охранными пунктами, но и первыми участками для селекционной работы по посадке леса и его восстановлению.
Целый век требуется сосне, чтобы достичь своей красоты и пользы. Можно сказать, что бор сегодня неимоверным старанием последователей Смирнова восстановлен – и если не в первозданной, то в рукотворной красоте.

Дерево для Страны Советов
После революции, когда леса были национализированы и объявлены «всенародным общим достоянием», Карагайский бор стал источником строевого леса для близлежащих колхозов, Верхнеуральска, а затем и Магнитогорска. Каких только рубщиков не перебывало в бору! Здесь открылись лесозаготовительные пункты, сплошным потоком действовали колхозные бригады числом более тридцати, валившие лес почти круглый год.

Кстати, как рассказывал И.В. Сурнаков, его дед Маркел работал еще при полковнике Смирнове, влюбился в лес и передал эту любовь по наследству. Семья жила на Смирновском кордоне, глубоко в лесу; внук помогал родителям собирать сосновые шишки на семена. Эти семена, прорастая, станут основой для современных селекционных технологий.
Лесовосстановительная технология начиналась со специальных семенных плантаций сосны, лиственницы, березы. За маленькими сосенками, высаженными на плантации, лесоводы ходили как за детьми. Добивались, чтобы новые деревья в результате селекции сохранили лучшие качества карагайской сосны: прямолинейность, высоту, толщину. Ростки из таких семян прививались к обычным уже укоренившимся саженцам, затем помещались в специальные теплицы, пока не окрепнут, и лишь потом высаживались в специальный семенной участок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *