караимы что это такое
Караимы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Кто такие караимы [↑]
Караимы — последователи религиозной секты, отделившейся от иудаизма примерно в VIII в веке в Вавилонии, учение которой базируется на признании только текста Письменной Торы — ТаНаХа — и только буквального понимания текста священного Писания.
Караимы, как и их предшественники цадуким (саддукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами. Они не признавали авторитета ведущих мудрецов поколения, а их возникновение способствовало расколу еврейской общины.
Общепринято, что учение караимов не является иудаизмом, а сегодняшние караимы не являются евреями как с генетической точки зрения, так и с точки зрения установленного еврейского закона.
Караимский раскол [↑]
Евреи Вавилонии следовали традиции своих отцов, бережно передававшейся из поколения в поколение. Пророки передали Мудрецам Великого Собрания, те, в свою очередь, танаям, танаи — амораям.
Иногда находились люди, желавшие изменить те или иные части еврейского наследства. Выдав себя за пророков, они пытались исказить смысл заповедей Торы, однако не возымели сильного влияния на евреев. Как правило, «новые веяния» оказывались недолговечными, и немногие, ошибочно примкнувшие к ним, раскаивались и возвращались еврейскую общину.
Основателем течения караимов был еврей по имени Анан бен Давид, один из членов семьи рош агола (глава еврейской общины в диаспоре, Эксиларх, то же, что и рэйш галута). Он хотел занять пост главы вавилонских евреев, но этому воспротивились гаоны, сомневавшиеся в Богобоязненности Анана. Новым рэйш галута стал младший брат Анана.
В ответ Анан начал яростную борьбу против мудрецов и, в конце концов, дошел до полного отрицания Устной Торы, в том числе и Талмуда.
Один из способов подорвать авторитет мудрецов — это игнорировать традицию трактовки Писания, которая передавалась мудрецами из поколения в поколение, от учителя ученику. Анан утверждал, что только Письменная Тора — ТаНаХ является истинным, и по собственному усмотрению устанавливал другие правила объяснения Торы вывода законов из текста святого Писания.
Так, например, стих Торы «Не зажигайте огня во всех ваших владениях» трактовался им, как запрет пользоваться огнем в Шабат, и караимы должны были сидеть в темноте весь субботний вечер. В то время, как Алаха — Еврейский закон — разрешает пользоваться свечами, зажженными до наступления Шабата.
По той причине, что Анан и его последователи признавали только письменную традицию, их и стали называть караим (по-русски караимы) — от слова кра, что означает Писание.
История Анана [↑]
Рассказывают, что поначалу Анан боролся только против своего брата, причем боролся так беспощадно, что испугались даже багдадские власти. По распоряжению халифа его бросили в тюрьму по обвинению в подготовке бунта, поскольку он подрывал устои официальной еврейской общины, состоявшей из законопослушных граждан халифата.
В темнице в ожидании приговора он сошелся с неким законоведом-неевреем, посаженным за какие-то грехи. Ловкий знаток всех тонкостей судопроизводства, тот подсказал Анану линию защиты: «Скажи судьям, что ты не являешься членом еврейской общины, поскольку исповедуешь не официальный иудаизм, а новую реформистскую веру. На расспросы судей, в чем заключается твоя новая вера, делай вот что. По всем спорным вопросам — а такие у евреев наверняка есть — занимай позицию, прямо противоположную той, что принята большинством. Так у тебя получится новая религия. С ее основными положениями ты познакомишься во время судебного заседания».
Анан так и сделал. Для пущей убедительности он заявил, что вообще отрицает Устную Тору и Талмуд, а потому является представителем принципиально нового религиозного направления. К своему удивлению, он был оправдан: суд явно не хотел вмешиваться в чужие религиозные споры. Так появилась новая секта.
Первые караимы [↑]
Так или иначе, очень скоро Анан начал энергично набирать последователей, пытаясь теоретически обосновать ее основные положения. Для этого он взялся выводить практические законы из прямого текста Торы, игнорируя Устную традицию.
Чтобы найти хоть какую-то практическую трактовку стихов Торы, они были вынуждены прибегать к довольно вольному толкованию Писания. Каждый из караимских мудрецов толковал Тору по-своему, в связи с чем между ними возникали серьезные разногласия.
Вместе с тем, занимаясь изучением только письменной традиции, караимские мудрецы стали превосходить в знании ТаНаХа и грамматики еврейских мудрецов, большую часть времени посвящавших Талмуду. Стремясь дискредитировать мудрецов в глазах народа, караимы всякий раз подчеркивали свое превосходство. Это привело к тому, что в ешивах стали уделять больше внимания изучению ТаНаХа и грамматики.
Отрицание традиции Устной Торы толкало караимов на создание своей собственной «традиции», отличавшейся от старой, которая шла от Синая.
Сопротивление мудрецов мешало Анану и его сыну Шаулю распространять свое учение. Тем более — в Вавилонии, где изучение Талмуда глубоко проникло во все круги еврейского населения, Анан и его последователи не могли рассчитывать на удачную пропаганду своих реформ.
По этой причине первые караимские лидеры покинули Вавилонию и перебрались в Эрец Исраэль и Египет.
Именно там они повели очень агрессивную и поначалу довольно удачную политику насаждения своего учения среди необразованного еврейства. Высшей точки своего взлета караимство достигло именно в Египте в конце IX века.
Помимо этого, у караимов появились последователи и в других странах, например, в Восточной Европе.
Рав Саадья Гаон и борьба с караимами [↑]
Острая полемика с караимами прослеживается на многих страницах его ранних книг. Большая часть из его наследия утеряна, но кое-что дошло до нас. Это, в первую очередь, перевод Торы на арабский язык, комментарии к Торе и другим книгам Танаха, Сидур (второй после молитвенника, составленного равом Амрамом-гаоном), а также глубокий труд по грамматике еврейского языка, в котором впервые была сформулирована идея об уникальной корневой основе иврита.
Еще недолгое время некоторая часть евреев, пусть и не официально еще оставались под влиянием караимов, и только с появлением Рамбама (Маймонида) след караимского учения среди евреев исчез полностью.
Окончательный разрыв [↑]
Вскоре произошел окончательный разрыв. Караимы объявили, что у них нет ничего общего с еврейским народом.
В течение последующих веков общины караимов возникали и приходили в упадок в разных странах Европы, и, как правило, период их подъема длился недолго. Зачастую последователи караимов уже не имели никакой связи с еврейским народом и даже генетически не являлись потомками евреев.
В каждом поколении их численность падала, так что на сегодняшний день во всем мире их насчитывается всего несколько тысяч человек. Так, исчезли караимы Испании, Византии и Османской империи, а крымские и литовские караимы —это особые этно-лингвистические группы.
Известно, что при русских царях и при оккупационных фашистских властях караимы настаивали на том, что они не являются евреями. Так или иначе, они не испытали на себе ни ограничений «черты оседлости», ни ужасов концлагерей. Но, безусловно, основным фактом является то, что караимы были и остаются вне традиции иудаизма как определяющего фактора принадлежности к еврейскому народу.
История еврейского народа 55. Караимский раскол
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.
Еврейская история 41. Конец эпохи великих (880 — 1040 годы)
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»
История караимов
Устная Тора
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?
История еврейского народа 56. Саадия Гаон
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Жизнь и деятельность рава Саадии бен Йосефа
От Синая до наших дней. Эпоха Гаонов
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
На иврите гаон значит гений, выдающийся ум, мудрец самого высокого уровня. Согласно поздним толкователям, причина того, что главы ешив получили столь высокое звание, кроется в гиматрии слова гаон
Рассказы из жизни еврейских мудрецов 4. Диспут с караимами
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Еврейская история 40. Евреи во времена 1001 ночи (750 — 850 годы)
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история»
Рав Саадья Гаон
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Сеадья (Саадья) Гаон — Рав Сеадья бар Йосеф (4642-4702 /882-942/) — глава (гаон) ешивы в Суре.
Мера за меру
Браха Губерман,
из цикла «Еврейские притчи»
Раввин, который спорил с караимами, и другие истории
О переселении душ у раби Саадии Гаона
Заимствовал ли иудаизм идею о переселении душ из греческих или арабских источников?
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Традиционно «караим» переводится как «люди, читающие и изучающие только Священное Писание». Термин «караим» имеет двоякий смысл и обозначает как этническую принадлежность, так и приверженцев караимской веры любой национальности.
Будучи похожими по разговорному языку, устному фольклору, бытовым обычаям и образу жизни на окружающие тюркские народы, крымские караимы, тем не менее, пользовались древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях. В связи с этим имеются две основные версии происхождения караимов: семитическая (еврейская) и хазарская (тюркская). Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.
Согласно семитической теории, караимы – потомки одного из потерянных десяти колен Израилевых, последователи возникшей в VIII веке в Багдаде секты иудаизма, основателем которой был Анан Ганаси бен-Давид. Возникнув в Ираке, караимское учение вместе с его приверженцами быстро распространилось среди евреев Африки, Испании и Византии, откуда попало и в Крым.
По хазарской теории, караимы – потомки древних тюркских племен, входивших в состав Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. Эта теория пользовалось популярностью у учёных и духовных лидеров караимов в XIX-XX веках, что в определённый момент сослужило караимам хорошую службу.
На протяжении многих веков они проживали в Крыму занимаясь земледелием, скотоводством, виноградарством, военным делом.
После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 966 г., караимы обрели собственную государственность в рамках небольшого княжества со столицей в пещерном городе-крепости Чуфут-Кале («Еврейская крепость») или же Джуфт-Кале («Двойная крепость») близ Бахчисарая.
Во времена Крымского ханства (XV-XVIII вв.) караимы жили замкнутыми общинами в средневековых городах Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), в городах-крепостях горного Крыма Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, а также в приморских городах Кафа (Феодосия) и Гезлев (Евпатория). Ханы относились к караимам лояльно, наделяли землей, предоставляли различные привилегии, даровали автономию в религиозных делах, разрешали строить молельные дома – «кенасы».
Мужчины-караимы отличались выносливостью, были великолепными воинами и наездниками. Традиционно караимы руководили монетным двором Крымского ханства и отвечали за охрану знатных пленников, содержавшихся в крепости Чуфут-Кале.
До конца XVIII века крепость Чуфут-Кале была крупнейшим административным, культурным и религиозным центром крымских караимов.
Росту благосостояния караимов способствовал тот факт, что нанося визиты в Крым все высшие чиновники, включая членов Императорской семьи останавливались у них в гостях
Также, когда Высшая элита Крымского ханства попросила разрешения переехать на «ПМЖ» в Османскую Империю и получила добро, они начал спешно собираться за бесценок продавая свои земли, сады, виноградники, промышленные предприятия и т.п. И все это скупали караимы. Крымская война поспособствовала расселению крымских караимов на иные земли. Так большинство прочно обосновалось в городах Северного Причерноморья, в Киеве, Харькове, Мелитополе и других местах. Они активно включились в промышленную и торговую деятельность.
После смерти С.С. Габая в 1879 г. владелицей фабрики «С. Габай» стала его жена, Анна Юфудовна Габай. В 1880 г. фабрика вырабатывала около 100 тонн табака. Здесь впервые были использованы механические крошельные станки, гильзовые и папиросно-набивные машины конструкции Семенова, получившие «Гран-при» на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1889 г.
В 1895 г. для управления фабрикой создается товарищество на паях, именующееся «Товарищество табачной фабрики С. Габай в Москве». Изделия фабрики получают широкую известность. «Товарищество С. Габай» имело собственные магазины в Москве, в Санкт-Петербурге, Риге, Самаре, Юрьеве (Тарту) и Оренбурге.
С 1905 г. директором фабрики «Товарищество С. Габай» становится сын её основателя Иосиф Самуилович Габай (1872-1939). К 1911 г. фабрика выпускала 30 наименований папирос, среди которых: «Герцоговина Флор» (высший сорт), «Ява», «Посольские», «Царские», «Соломка», «Басма», «Леда», «Нега». Во время Первой Мировой войны фабрика была причислена к предприятиям, работающим на оборону. Вся продукция отправлялась в действующую армию, лазареты и учреждения Красного Креста.
И.Д. Пигит (1851-1915) долгое время работал на фабрике С.С. Габая, стал одним из её директоров, а затем основал свою фабрику. Летом 1891 г. в Москве у внешних границ Садового кольца, среди деревянных домов Чухинского переулка (современная ул. Гашека, д. 6), начали строиться двух- и трехэтажные кирпичные корпуса табачной фабрики «Дукат». Название фабрики сложилось из первых слогов фамилий одних из самых уважаемых представителей караимского народа: Шабботая Вениаминовича Дувана – выборщика от Симферополя в 1-ой и 3-ей Государственной Думе, и Абрама Ильича Катыка – председателя Правления караимской общины Москвы и Московского караимского благотворительного общества вспомоществования бедным караимам.
И.Д. Пигиту было только 39 лет, но он был уже купцом 2-ой гильдии, он отличался предпринимательской жилкой, например в Екатеринбурге, чтобы быстро завоевать местный рынок, он нанял на бирже труда 20 мужчин, которые целыми днями ходили по табачным магазинам города и везде спрашивали папиросы Пигита.
Дела шли так успешно, что в начале ХХ века караимы контролировали 2/3 всей табачной промышленности России.
Но не только в роли знаменитых табачников прославились караимы.
Караимские предприниматели были владельцами промышленных предприятий, торговых заведений и недвижимости. Так, в Москве караимам принадлежали машиностроительные заводы Айваза и Катлама, доходные дома и участки городской земли. Самыми известными караимскими домовладениями были доходный дом купца Симы Юфудовича Бобочича на Арбате, д. 15, где на первом этаже располагался магазин санкт-петербургской обувной фабрики «Скороход», и огромный доходный дом Ильи Давидовича Пигита на Большой Садовой ул., д. 10, известный сейчас всему миру как «Булгаковский дом».
Многие караимы владели ювелирными магазинами и мастерскими по изготовлению и ремонту ювелирных изделий. Например, в Одессе широкую известность получили заведения Исаака Симовича Бебеша, Абрама Моисеевича Майкапара, Бориса Соломоновича Шоле, Исаака Савельевича Мангуби и его наследника Абрама Вениаминовича Кискачи. В Киеве популярностью пользовались «Кавказский магазин» Моисея Яковлевича Бебеша и ювелирный магазин Юфуда Борисовича Майкапара. В родном Крыму караимы достигли больших успехов в сельском хозяйстве и в производственной сфере. Для поставок в Москву высококачественных фруктов, овощей и консервов в Крыму расширялись фруктовые сады Сарибана и Бобовича, увеличивались плантации душистых и элитных табаков. Продукция конфетной фабрики братьев Шишман считалась одной из лучших в России. Семья караимов Кефели занимался соляным промыслом, а семья караимов Сарач владела даже золотыми приисками в Сибири. В Севастополе работал мыловаренный завод Коджака, выпускавший знаменитый сорт мыла «Кил» на основе известной голубой глины из западной части Крыма.
Были среди караимов и государственные деятели, и учёные, и врачи, и деятели искусства.
Так, Соломон Самуилович Крым, известный учёный-агроном, инициатор создания Таврического университета, в 1919 г. был премьер-министром Крымского краевого правительства. Семён Эзрович Дуван был городским головой Евпатории, и именно благодаря его усилиям Евпатория в начале ХХ века превратилась в цивилизованный международный курорт.
Караимами были знаменитая балерина Анна Павлова, композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар, кинорежиссёр Сергей Иосифович Юткевич, знаменитый хирург, основатель династии врачей, академик Александр Васильевич Вишневский («мазь Вишневского»), создатель первого московского крематория, автор многочисленных работ в области коммунального хозяйства, профессор Фёдор Яковлевич Бурче, министр обороны, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский…
Маленький караимский народ стал одним из самых образованных и преуспевающих народов Российской империи.
Гильзовая фабрика А.Д. Катыка также была национализирована и под другим названием работала до окончания Великой Отечественной войны. Затем была закрыта, а на её площадях был организован Первый московский часовой завод, выпускавший знаменитые часы «Полёт». Фабрика АО «А.С. Майкапар» в Риге была национализирована в 1940 г. и получила название «Рижская табачная фабрика». В 1990-е годы, после обретения Латвией независимости, фабрика была продана датской компании «House of Prince», а затем перешла под контроль «British American Tobacco». Закрыта в 2009 г.
И небольшая история о пользе тюркской версии происхождения караимов.
В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту.
Караимы — больше, чем народ
Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.
Численность
Суммарно численность караимов не превышает 2 тысяч человек. Большинство живет на Украине, примерно 1200 человек. В остальных странах (Россия, Литва, Казахстан и Польша) живут примерно по 250–350 человек.
История
Одно из первых упоминаний о караимах относится к 13 веку. Известно, что в Крымском ханстве в городе Солхат была община. Часть людей переселилась в Феодосию, которую тогда называли Каффа. В 15 веке в Каффе побывал мюнхенский путешественник,упомянувший караимскую общину. Востоковед Авраам Яковлевич Гаркави полагает, что именно Крым стал первой родиной караимов.
Литовский князь Витовт во время похода на Крым захватил часть караимской общины в плен и отправил их в Галич, Луцк и Тракай. Караимы в дальнейшем сумели расселиться в Литве.
Религия
Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма негативную реакцию и критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в 1 веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.
Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно бы смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у к караимов некошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.
Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.
Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В 12–13 веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты.
Первым радикальные меры принял король Кастилии, принявшийся искоренять караимство. Однако караимы постепенно продолжали свою деятельность, систематизируя учения и создавая новые труды. Их описания охватывают самые разные дисциплины: математику, астрономию, философию, право. Многие последователи караимизма оставили стихи, размышления о теологии. Поворотным моментом в истории общины стало развитие учения в Крыму.
Жизнь в разных странах
В Крыму караимов считают тюрками, что связано с использованием кыпчакского языка. Крымские караимы, которых также называют караями, живут подобно татарам и крымчакам. Отсюда и исходит отождествление с тюрками, которые просто приняли караимизм. Существует предположение о близости к хазарам, являющимися еврейско-чеченским народом.
Крымские караимы называли себя евреями до начала 19 столетия. Ряд представителей выдвигал версию, что их народ переселился в Крым до момента казни Иисуса Христа. Своей миссией караимы в Крыму ставят несение ответственности за события, происходившие в Иерусалиме в 1 тысячелетии нашей эры.
Причиной внутреннего сепаратизма караимов стало зарождение антисемитской политики в Российский империи. Караимы прямо указывали, что они являются отдельным народом, хотя ранее о подобном не было речи. В итоге местные власти поддержали общину и освободили ее от уплаты подати, в то время как евреи были обязаны платить ее в двойном размере. Также они получили право пребывания в Севастополе и Николаеве. С них даже сняли воинскую повинность, а во время Второй мировой войны сепаратизм позволил избежать истребления. В поддержку разграничения между еврейской нацией и караимами выступали ученые из разных стран. Среди них было много евреев — так люди стремились помочь своим собратьям, чтобы уберечь хотя бы часть из них, ведь нацистская Германия всерьез стремилась искоренить весь еврейский род.
Удивительным достижением такого подхода стало признание со стороны нацистских руководителей караимов отдельным народом, принадлежащим германской расе. Караимам было разрешено даже вступать в СС. Впрочем, в Холокосте было немало надзирателей, которые не принимали во внимание никаких разграничений, поэтому подвергали истреблению всех заключенных. В Советском Союзе караимов не признавали евреями, периодически меняя классификацию на хазар, тюрков и даже тавров. Закрепилась версия о смешанном происхождении (от хазар и евреев).
На Украине караимов признают коренным народом Крыма. Эта ситуация двояка, так как в 2014 году Крым перешел под юрисдикцию Российской Федерации. Сейчас караимы живут в нескольких крымских городах, Евпатория и Симферополь считаются их центрами культурной жизни. Раньше в Симферополе издавалась газета, освещающая жизнь караимов. Сейчас ее заменило издание, являющееся приложением к газете «Крым».
В Луцке и Галиче караимы вели в прошлом столетии активную жизнь, издавая исторические, литературные и научные труды. В 30-х годах издавался журнал «Голос караима». С окончанием Второй мировой часть населения переехала в Польшу. Сейчас в Луцке и Галиче насчитывается менее 10 караимов. Большинство эмигрантов, уехавших в Польшу, владеют караимским языком.
Живущие в России караимы не владеют караимским языком. Перепись 2010 года показывает, что из 354 человек караимский знают всего трое. Однако важность культуры и религии осознается в полной мере, поэтому создано несколько обществ, в том числе:
• Московское;
• Санкт-Петербургское;
• Ростовское.
В Санкт-Петербурге существует национально-культурный центр, где можно ознакомиться во всех подробностях с особенностями культуры и истории караимов. Главным духовным центром караимы считают Евпаторию. Караимизм распространен также среди коренного русского населения, проживающего в Ростове-на-Дону.
В Литве караимы проживают вместе с христианами и евреями. Для них предусмотрены отдельные кладбища. Налажено издательство книг, дублированных на караимском. Караимская община пользуется большим уважением у литовцев и воспринимается как носитель уникальной культуры. Если в 16 веке караимы подвергались изгнанию в Польшу, то теперь их потомки живут на литовских землях в мире (изгнание проводил Александр — великий князь Литвы, он же повелел изгнание прекратить). Польские караимы практически утратили принадлежность к своей религии. В стране отсутствуют общины, хотя в Варшаве предусмотрено отдельное кладбище, есть также религиозный союз, существующий лишь формально. Интерес к истории и культуре караимов наблюдается только у молодежи.
В прошлом столетии караимы Франции населяли Ниццу, Марсель и Париж. В общей сложности их насчитывалось не более 300 человек. С началом Второй мировой войны немецкие оккупанты не устраивали гонения на организованные общины, однако с окончанием военных действий началась ассимиляция со стороны французов и русских. Многие караимы переехали в Соединенные Штаты Америки, Канаду и Великобританию. Сейчас во Франции живут не более 50 караимов, большинство из которых уже достигло пожилых лет. Сейчас организованных общин не зарегистрировано. Французские караимы являются католиками и православными.
В Соединенных Штатах Америки тоже живет немного караимов. Ими был учрежден Институт Крымского сообщества.
Отдельно следует рассказать о караимах, живущих в Израиле. Свыше 500 представителей общины эмигрировали в Израиль в 90-х годах прошлого столетия. Караимы имеют все права, поэтому активно пользуются статусом репатриантов. Многие иудеи воспринимают их как истинных евреев, что объясняет отсутствие различий между ветвями иудаизма. Впрочем, насчитывается немало раввинистов, считающих караимов «заблудшими». Противоречие создает порой серьезные конфузы. Например, караимы имеют право жениться в соответствии с собственными традициями, что рассматривается раввинистами как абсолютно законное явление, однако признать развод раввинисты не могут, так как традиции караимов противоречат Галахе. Ранее по этой причине авторитетные деятели озвучивали запрет на браки между представителями раввинистов и караимов. Причиной тому являлась возможность рождения мамзера — незаконнорожденного ребенка. Однако главный раввинат все же разрешил браки для всех караимов, которые согласны следовать традиции Галахи. Гражданский брак между караимами и раввинистами в государстве Израиль является абсолютно законным и имеет юридическую силу наравне с религиозным. Все караимы являются военнообязанными. Среди представителей молодежи наблюдается постепенная ассимиляция.
Караимский язык разделяется на 3 диалекта:
Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.
Караимский признан на Украине и относится к языкам регионального уровня. В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков. В Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.
Известные люди
Среди известных людей-караимов можно перечислить немало личностей. В России большое признание получил Михаил Сарач — общественный деятель, активно поддерживающий идеологию караимов. Его заслугой является значительная финансовая поддержка общины, он также вел просветительную деятельность для развития самосознания караимов. Среди караимов есть и известные композиторы — Самуил Майкапар, актеры — Сергей Тонгур, спортсмены — Марина Кумыш, являющаяся олимпийской чемпионкой по волейболу и заслуженным мастером спорта.
Внешность
Одежда
Караимы говорят, что одежда является украшением человека. Она подобна листве на дереве. Для примера рассмотрим национальный костюм крымских караимов. Перед этим отметим, что большинство представителей народа пользуется современной одеждой. Этнические костюмы сохранились у жителей Польши, Болгарии, Франции и Соединенных Штатов Америки. В мужском костюме фигурирует несколько важных элементов: нижнее белье, верхние штаны, рубаха, кафтан, кофта и еще один дополнительный кафтан. Под верхними штанами караимы носят кальсоны. Воротник у кафтана маленький и прямой, иногда отсутствует, застегивается на крючки. Для подпоясывания используют кушак из кожи или шерсти. Поверх кафтана надевают кофту с короткими рукавами. И уже затем — верхний кафтан. Зимой поверх всей одежды накидывают шубу, называемую тон.
На ноги караим наденет туфли или ботинки, зимой сапоги. Чтобы защитить ноги от холода, требуется надевать шерстяные носки, предварительно ногу надо обвязать портянкой. На праздник раньше караимы надевали сафьяновые сапоги.
У караимов есть собственный головной убор — каракулевая шапка черного цвета. Ее называли караимкой, сейчас существует множество различных вариантов таких шапок, которые можно приобрести в Крыму. Традиционный головной убор носят представители старшего поколения. Надевать караимку принято на важные события. Другим головным убором является феска, имеющая плоское донышко. Она может быть окрашена в красный, малиновый или коричневый цвет.
На праздник мужчины наряжались в дорогие одежды, расшитые золотыми или серебряными нитями. Нити формировали национальный орнамент. В повседневной жизни от одежды требовались удобство и практичность. Мужчины не пользовались украшениями, хотя у многих из них были фамильные перстни с инкрустированными камнями. Эти перстни имели значение не украшения, а талисманов.
Караимки разделяли домашнюю и уличную одежду. Дома они носили шаровары, а когда выходили на улицу, заменяли их платьем, сверху накидывали кофту и надевали кафтан. Женщины часто обращали внимание на качество одежды, чтобы стремиться подчеркнуть статус. Платье имело окантовку, подпоясывалось широким кушаком с серебряными пряжками. Кофта имела длинные и широкие рукава, распахивалась на груди и украшалась орнаментом разных цветов. Обувью служили туфли, сапожки, сшитые из сафьяна. На ноги надевали чулки, которые позволяли согревать колени. Если на улице было очень грязно, девушка надевала деревянную обувь или сандалии с толстой подошвой из дерева. Был и праздничный вариант, украшенный искусной резьбой. Богатые караимы инкрустировали обувь перламутром.
Платья могли быть разными по цвету, чаще встречался темно-синий или кофейный. На праздник надевали светлые или красные платья. На голову надевали шапочку, аналогичную мужской, сверху ее украшали покрышкой — маленькой накладкой, украшенной бисером, серебром или жемчугом. Накладка могла быть иного цвета, например, голубого или коричневого. Семья с большим достатком украшала покрышки золотыми монетками. Однако караимским девушкам надлежало блюсти скромность, поэтому, выходя на улицу, он накидывали на феску длинный платок. Когда наступали праздники, караимки заплетали волосы так, чтобы в прическе было много маленьких косичек. На ногти наносили хну. Если девушка была замужняя, ей полагалось заплетать косички таким образом, чтобы они спускались на виски. Пожилые носили на голове платки джамберы. Таким образом, наряды девушек в повседневной жизни были очень скромны, а на праздники, наоборот, нарядны и роскошны.
Караимы едят молочные блюда, пироги, разнообразные фрукты и овощи, изделия из теста.
В целом караимская кухня простая, но очень вкусная.