каравелла что это за корабль
Каравелла
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.
Содержание
Этимология
История
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
Конструкция
Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).
По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:
Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.
Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.
Археологические находки
Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].
На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.
От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.
Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.
Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.
Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.
Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.
По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.
Что такое каравелла
Каравелла — это парусное судно с двумя или тремя мачтами, на которых закреплены косые и прямые паруса. Слово каравелла происходит от португальского «Cavaro» — маленькое парусное судно.
Как использовали каравеллу
До 30-х годов XV века каравелла выполняла роль рыбацких судов, а также использовалась как торговое судно. С 1550 года каравеллы начали использоваться португальцами для работорговли и исследовательских походов. Походы совершались вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды. Каравеллы редко принимали участие в морских сражениях, но в истории были и такие случаи. Португальский король Жуан II оснастил небольшие каравеллы артиллерийскими орудиями. В сочетании с их высокой маневренностью, которая не позволяла большим судам взять каравеллу на абордаж, они смогли легко потопить суда неприятеля.
Виды каравелл
Каравелла-латина представляет собой небольшое судно с тремя мачтами и латинским вооружением на них. Именно на таких судах португальские мореплаватели исследовали побережье Африки и Индийский океан.
Каравелла-редонда — это судно также с тремя мачтами, но имеющее уже прямые паруса. Эти паруса наиболее эффективны при походах в открытом море и для переходов через океан, где присутствуют в основном попутные ветра. Использовались они при плавании из Европы к берегам Америки, а также в походах по Бискальскому заливу.
Каравелла-армады. Главным их отличием является наличие четвертой мачты, так называемой фок-мачтой, имеющей прямой парус. Также такая каравелла имела более высокий бак и пушечные порты, в которых располагалось до 40 вертлюжных пушек и фальконетов. Водоизмещение у каравелл-армад достигало 150 т. Каравелла-армады участвовали в походах на всем протяжении XIX века.
Вооружение каравелл
Каравеллы не имели тяжелого вооружения и состояло оно в основном из легких пушек. Эти легкие вертлюжные пушки назывались бомбарды и устанавливались на верхней палубе или на планшире. Имелись также арбалеты, алебарды и аркебузы.
Легкое вооружение каравелл не могло противостоять тяжелому вооружению других типов кораблей и поэтому они не часто участвовали в морских сражениях. Каравеллам нашли активное применение как десантным кораблям. Легкие бомбардиры демонтировались с корабля, перевозились на берег и там использовались по назначению. Стреляли бомбардиры картечью и свинцовыми ядрами, которые могли изготавливаться прямо на борту каравеллы.
galea_galley
Весло и Парус
Модель португальской каравеллы. Royal Museums Greenwich
По мере освоения маршрутов плавания вдоль африканского побережья и далее к Индии португальцы создавали и оборудовали все новые пункты базирования своего флота. А вместе с этим все менее актуальным становилось требование к каравелле быть пригодной для неотложного автономного ремонта. Эту задачу решали береговые команды. Строители каравелл получили возможность наращивать грузоподъемность, а следовательно и водоизмещение своих кораблей. Первые каравеллы с двумя-тремя мачтами с латинскими парусами (их позже стали называть caravela latina), имевшие водоизмещение до 50 тонн, длину от 20 до 30 м и ширину 6-8 м, стали уступать место более крупным кораблям. Постепенно менялось и парусное вооружение каравелл. Стимулом тут, как ни странно, послужила набиравшая темпы работорговля. Впервые рабов перевезли на каравелле в 1441 году. По приказу инфанта Генриха Мореплавателя капитан каравеллы Нуну Триштан (Nuno Tristão) возглавил исследовательскую экспедицию к мысу Кабо-Бланко. Триштану удалось сговориться с местным вождем и приобрести у него несколько пленников из другого племени. На корабле другого участника экспедиции Антано Гонсалвиша (Antão Gonçalves) невольники были отправлены в Лиссабон. Так началась эра работорговли на западном побережье Африки.
Судовладельцы оказались перед дилеммой: латинские паруса, как было отмечено выше, требовали присутствие на борту многочисленных экипажей, экономическая же рентабельность диктовала необходимость сокращать команду, чтобы высвободить место для живого груза.
На каравеллах, наряду с латинскими парусами, стали появляться прямые. Сначала это был небольшой парус на небольшой же фок мачте, которую добавили на двухмачтовых каравеллах, как это изображено на правом нижнем рисунке из трактата Педру де Медина Arte de navegar (1545).
Позже прямой парус появляется уже на трехмачтовых каравеллах.
Изображение из атласа Лукаса Вагенара Speculum nauticum super navigatione Maris Occidentalis. (1586)
Постепенно прямые паруса на каравеллах получили дальнейшее развитие. На фок-мачте ставили уже не только нижний парус, но и марсель (как мы видим на модели каравеллы из Военно-морского музея в Гринвиче, показанной в начале поста).
Каравеллы. Гравюра Питера Брюгеля Старшего (1571)
Иллюстрация из наставления по морскому делу Manuel de pilotage, à l’usage des pilotes bretons (G. Brouscon), раньше 1548 г., Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 25374
Португалия стала одной из первых морских держав, которая начала использовать пушечные порты, изобретенные на рубеже XV и XVI веков (об этом событии мы подробно писали раньше). Пушки стали располагать вдоль борта, как это показано на изображении модели выше. Стандартная caravela armada имела 4 тяжёлых орудия на каждом борту, 6 фальконетов в кормовой надстройке и 10 малых вертлюжных орудий (canhão de berço).
Изменялась и конструкция корпуса каравеллы. Но об этом в другой раз.
Каравелла
Одним из важных моментов в истории развития человечества стала эпоха величайших географических открытий. За считанные десятилетия рамки привычного для людей мира необыкновенно раздвинулись. На старых картах появились новые государства, материки, моря и океаны. Безусловно, этим великим открытиям сопутствовало множество причин, как политического, так и экономического и социального характера. Большую роль в этом сыграли великие технические достижения в области мореплавания. Чтобы отважиться на далекие плавания, необходимы были прочные, ходкие и вместительные корабли. Именно таким судном была каравелла. Все выдающиеся мореплаватели того времени — Колумб (с 1492 г.), Васко да Гама (1497—1498 года), Магеллан (1519—1522 года) и другие совершили свои беспримерные экспедиции на каравеллах.
Каравелла
Если в начале средневековья судно было в основном весельным, где парус играл чаще вспомогательную роль, то в конце средневековья морское судно претерпело кардинальные изменения — оно лишилось весел, стало исключительно парусным. На смену привычному прямоугольному парусу пришел треугольный или косой, получивший название от арабов «латинского». Сначала к носовой части судна (форштевню) подтягивался передний конец рея; к мачте рей крепился наклонно в нижней его трети. В зависимости от направления и силы ветра угол наклона можно было менять. Позже от наклонного рея отказались и вверх стали поднимать гафель на короткой мачте. Благодаря косому парусу, который реагировал на малейшее дуновение ветерка, значительно облегчилось управление судном. Еще одно изменение коснулось количества парусов. Теперь появилась еще одна мачта с носовым парусом, что позволило ходить и при боковом ветре.
Появление в XII-XIV веках таких транспортных судов, как неф и когг, стали началом перехода от весельно-парусных кораблей к парусным. На нефе заменили переднюю мачту с артемоном на сильно наклоненный к носу бушприт, выступающий впереди форштевня. На главной и носовой мачте паруса были треугольные. Чтобы увеличить скорость судна, начали устанавливать две, а позже три или четыре мачты, на которые крепились треугольные рейковые паруса. Благодаря кормовой мачте корабль стал более маневренным.
Макет каравеллы Колумба — Нинья
Со временем на суднах стали использовать прямой и косой паруса вместе. Благодаря такому сочетанию судно приобретало высокую скорость и прекрасную маневренность. Уже в XII столетии были широко распространены трехмачтовые корабли, на которых большой парус (грот) приводил судно в движение, с помощью остальных двух меньших парусов судно могло маневрировать. В XV веке паруса стали дробить. Выше грота установили меньший парус — марсель. Над бушпритом поставили блинд-парус. Меньшими по объему парусами было легче управлять, хотя в целом управление парусами становилось большим и сложным искусством.
Наряду с парусами совершенствовался и руль. Сначала в кормовой части судна с обеих сторон были отверстия для весел с широкими лопастями, которыми судно управлялось. В XIII веке рулевое колесо поместили позади кормы, теперь на него не влияла качка и он прекрасно выполнял свои функции. В начале XIV века впервые появился руль, напоминающий современный. Многие века доски обшивки судна крепились внахлест друг на друга. К концу XIV века сначала в Испании и Португалии, позже — во Франции начали применять обшивку вгладь. В этом случае пояса досок прилегали друг к другу заподлицо боковыми гранями. Благодаря такой обшивке сопротивление корпуса судна при движении уменьшалось, обеспечивалась лучшая герметичность, было легче крепить обшивку к шпангоутам. На Балтике корабль такой конструкции впервые появился в 1459 году, в Англии — лишь в начале XVI века. В просторечье корабли с подобным креплением обшивки назвали «каравеллами», что в переводе с итальянского звучит как «красивая форма».
Значение слова «каравелла»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
караве́лла
1. морское парусное судно с высокими бортами, распространённое в средиземноморских странах в XIII–XVII веках ◆ В один из своих приездов в Леге я остановился перед лавкой, на окне которой была выставлена модель парусного судна, ― большое, правильно оснащённое изделие, изображавшее каравеллу времен Васко да Гама. А. С. Грин, «Бегущая по волнам», 1926 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тяжелить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?