карбон или металл что лучше

Сталь против карбона

Если вы уверенно решили приобрести карбоновую раму, задумайтесь. Прежде чем так легко расставаться с большой суммой денег, подумайте, действительно ли карбон является именно тем материалом, который вам необходим? Не поймите неправильно, карбоволокно действительно имеет ряд несомненных преимуществ, но повальное увлечение им в последнем сезоне больше похоже на обычную моду. Да, профессионалы пользуются им, чтобы увеличить свои показатели и быстрее достичь финиша, а масса фанатов просто идет следом за своими лидерами, покупая то же самое.

Вы можете понаблюдать за весенними классиками, Джиро, Вуэльтой и Туром и сделать заметки о том, кто на чем ездит. И заметить, что отнюдь не дешевые детали сплошь состоят из карбона, содержание которого в велосипеде едва ли не больше, чем на Международной космической станции.

Такое поведение похоже на погоню за модной одеждой, только это – погоня за инновациями в велоспорте.

Действительно, почему бы карбоволокну не быть популярным? Рама и вилка практически невесомы, они имеют потрясающие амортизационные способности, к тому же, углеродное волокно никогда не перегревается. О популярности этого материала свидетельствует и тот факт, что ведущие производители стальных рам, такие, как Steelman, Serotta и Independent Fabrications, выделяют средства на изготовление рам из карбона.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучшеПрекрасная стальная Cinelli Supercorsa в практически первозднанном исполнении выпускается до сих пор.

Для многих профессиональных гонщиков предложение тренироваться, не говоря уже об участии на соревновании на велосипеде со стальной рамой, будет рассмотрено как шутка. По какой-то необоснованной причине стальной велосипед сегодня в определенных кругах приобрел репутацию медленного, тяжелого и технологически отсталого агрегата – по аналогии с репутацией дизельных автомобилей в США.

Но реальность такова, что сталь еще никогда не была прочнее, легче и долговечнее, чем она является в наши дни. Более того, никакой другой материал не может предоставить наиболее универсальный велосипед, которому будет соответствовать практически любой райдер.

Штампованная тайваньская рама из карбоволокна зачастую стоит дороже, чем индивидуальный заказ стальной рамы. Конечно же, такой карбон даже не сможет приблизиться по качеству езды, которую может обеспечить сталь. И это не говоря уже о прочности и долговечности, которые гарантированы, если ухаживать за рамой должным образом.

Поэтому, прежде чем со всех ног бежать в магазин за карбоновой рамой, подумайте дважды. Вначале узнайте о преимуществах стали.

Долговечность

Да, углеродное волокно выглядит здорово, но его внешний вид не выдержал того испытания временем, как вид стальной рамы, изготовленной под заказ. Созданные вручную наконечники из нержавеющей стали, идеально спаянная головная труба и тщательный подход к мелочам обеспечивают гораздо больше персонализации, чем серийная карбоновая рама. Это все равно, что покупать костюм в брендовом магазине, или заказать его ручное изготовление, чтобы он был подогнан в точности для вас. Каждая пуговица будет пришита вручную, а каждый стежок будет отслеживаться наметанным глазом.

Стальные рамы, изготовленные на заказ такими мастерскими, как Baylis, Eisentraut или White, ко всему прочему, показывают, что их владелец уважает сохранение традиции создания важнейших деталей именно вручную, как делалось и сто лет назад. Типичная же карбоновая рама может быть изготовлена за пару часов или меньше, она стандартна и анонимна, и выходит из-под конвейера вместе с тысячами своих собратьев. Брайан Бейлис утверждает, что каждая из его рам – это не менее 100 часов ручного труда мастера, и за 40 лет его опыта он не построил двух одинаковых экземпляров. Покупая такой стальной велосипед, вы получаете безвременно стильный предмет искусства.

Минимальная весовая разница

Наверное, больше всего жалуются на сталь по той причине, что она значительно тяжелее углерода. Однако многие слишком преувеличивают – на самом деле разница не так уж и велика.

С развитием технологий углерод стал основным материалом, используемым в велосипедной промышленности. Карбоновые рамы раздвигают все границы представления о минимальном весе – он может достигать 900 грамм и ниже! Однако технологии по производству стали также не стояли на месте – преимущественно из-за того, что в условиях растущей прочности появилась возможность сделать стены труб более тонкими.

Легкий стальной каркас можно найти и в весовой категории 1,3 кг – правда, не слишком большая разница для обычного взрослого человека? Не стоит так сильно зацикливаться на весе. Разница в весе имеет большое значение только в случае, если этот велосипед будет использоваться для гонок, где дорога каждая секунда. В остальном, вейтвиннерство — это не более чем хобби. Например, в таких дисциплинах, как циклокросс, наличие велосипеда с минимальным весом – это скорее необходимость. Здесь параметр массы выигрывает перед удобством во время езды, так как спортсменам приходится периодически нести его на плече. В такой ситуации карбон, конечно же, имеет неоспоримое преимущество. Тем не менее, задние перья углеродной рамы имеют такую конструкцию, что очень быстро забиваются грязью, в итоге — выигрыш в весе менее заметен.

Прочность

Мастера работали со сталью и изучали ее свойства более ста лет в силу многих причин, и не в последнюю очередь именно из-за ее прочности. И это подтверждается тем, что по улицам городов до сих пор ездят велосипеды, которые были сконструированы и 50, и 100 лет назад.

Стальная рама прощает слишком затянутые болты, а вот карбон может потрескаться в любой момент. Кроме того, будьте особенно осторожны при перевозке вашего карбонового велосипеда на автомобиле – всего один неосторожный поворот может лишить вас двухколесного друга.

Помните, карбоновые детали в большинстве случаев не подлежат ремонту. Мелкие трещины ремонтируются. Но неудачное падение может повредить раму настолько, что восстановление будет невозможно.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучшеВелосипед Jeremy Honorez после серьезного падения

Ценность

Помните, что вы можете за те же деньги заказать стальную раму, созданную специально под параметры вашего тела, сделанную с любовью умелыми руками мастера, который тщательно будет следить за каждой мелочью. Все же это не идет ни в какое сравнение с массовым производством на тайваньских сборочных линиях.

Заказ стальной рамы для велосипеда означает, что эта деталь будет сконструирована и изготовлена в точном соответствии с вашим ростом, весом, длиной внутренней стороны бедра и спецификой туловища. Езда на таком велосипеде будет означать удобство, качество и безопасность.

Богатый выбор стальных труб и сплавов дает гораздо большую свободу. Идеальная адаптация рамы под вес райдера, стиль катания и так далее. В это же время, карбон дает меньшую степень свободы, зачастую современные рамы просто универсальны.

При надлежащем уходе стальная рама, скорее всего, переживет вас, в то время как углеродная вряд ли переживет вашу задолженность по кредиту, в который вы увязли, лишь бы купить ее.

Заключение

Из всех вышеупомянутых причин преимущества стали над карбоном, главной, наверное, будет долговечность. Вы сильно раскошеливаетесь, чтобы улучшить свой велосипед. Учтите, что на нем вы будете ездить каждый день (оптимистично), и каждые две недели участвовать в гонках (еще более оптимистично). У вас ограниченное количество средств, как и у большинства людей в этом мире? Вы хотите себе прочный и надежный велосипед, который прослужит вам действительно долго, чтобы, если это возможно, его можно было бы продать, когда вам надоест? Чтобы сделать это с чистой совестью, зная, что он прослужит следующему владельцу столько же, сколько и вам, не стоит останавливать свой выбор на углероде.

Владение карбоновым велосипедом имеет смысл в некоторых ситуациях, например, если вы подписали контракт и получаете немало средств от спонсоров, или состоите в профессиональной команде гонщиков, где можете получать новую модель ежемесячно. В таких ситуациях прочность стоит на втором месте, потому что вы либо продаете велосипед после одного сезона гонок, либо бесплатно ездите на новых на постоянной основе.

Если же вашей целью является покупка надежного велосипеда, жизнь которого продлится как минимум 5-10 лет, вначале проверьте, есть ли в вашем городе частные мастерские, изготавливающие рамы на заказ. Найдите в Интернете видеозаписи и фотографии с ведущих мировых выставок и осознайте, что такое настоящее искусство и красота добросовестно сделанного гоночного материала.

Стоит отметить, что индустрия продолжает активно развиваться, и карбоволокно — вместе с ней. На данный момент существует достаточно большое число марок карбоволокна, что делает этот материал уже более универсальным и дает большую свободу выбора.

Источник

Почему надо ездить на стали, а не велосипеде из карбона

Недавно наткнулись на интересную статью, опубликованную лет десять назад на roadbikereview.com. Речь в ней идет о преимуществах стальных велосипедов перед карбоновыми. Актуально ли подобное суждение в настоящее время или это всего лишь ворчание ретрограда, вспоминающего старые добрые времена (небо было голубее, трава зеленее – ну, вы знаете), не желающего идти в ногу со временем? Что ж, решайте сами!

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Итак, вы решили отправиться в ближайший велосипедный магазин и потратить изрядное количество сбережений, чтобы купить свой первый по-настоящему гоночный велосипед, который стоит дороже, чем большинство людей заплатили за целый мотоцикл. Вы или новичок в велоспорте, или вы уже несколько лет ездите, но теперь вашей старой алюминиевой раме остался, похоже, всего один сезон до мусорного контейнера.

Вы следите за всеми классическими однодневками весны, «Джиро», «Вуэльтой», «Туром» и отмечаете для себя кто на чем едет. Вы пускаете слюни, глядя на своих товарищей по команде на дорогостоящих гоночных велосипедах, в которых больше карбона, чем на Международной Космической Станции.

Вы провели целое исследование велосипедного рынка, выучили наизусть все последние тесты лучших дорогостоящих машин из карбона, и, наконец, определились – у вас есть победитель. Чековая книжка в руке, и вы готовы опустошить свой сберегательный счёт до последней копейки. Всё, что осталось сделать, это договориться с магазином о скидочке, чтобы у вас, по крайней мере, осталось хоть немного наличных на приобретение пары запасных камер.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Не поймите неправильно, карбон действительно имеет свои достоинства, но повальное увлечение им, кажется, в большей степени связано с преобладающим менталитетом: что делают профессионалы, о том мечтают широкие массы. Это было верно в 70-х годах с просверленными для облегчения компонентами, в 80-х с обильным количеством геля для волос и оттенком «Брико» для линз очков, в 90-х с велотрусами из лайкры, у которых был дизайн под синие джинсы, а сегодня – с карбоновыми гоночными велосипедами.

А почему бы карбону не быть популярным? Рама и вилка весят меньше, чем упаковка жестяных банок пива, у него потрясающие возможности гашения вибраций от дороги, он жёстче, чем строительные балки (по крайней мере, поначалу) и, самое главное, углеродное волокно имеет неоспоримое преимущество: даже традиционные создатели велосипедов, которые сделали себе имя в стали, теперь переходят на карбон. Такие бренды, как Steelman, Serotta и Independent Fabrications – все терпят убытки и теперь уже предлагают покупателям индивидуальные карбоновые рамы под заказ.

Большинство велосипедистов-гонщиков простое предложение проехать гонку на стальной раме, так же как и потренироваться на ней, посчитали бы теперь шуткой. Для некоторых, по совершенно необоснованным причинам, сталь приобрела репутацию как медленный, тяжёлый и технологически отсталый материал – подобная несправедливая репутация теперь в Соединённых Штатах у дизельных автомобилей.

Но реальность такова, что сталь ещё никогда не была прочнее, легче и надежнее, чем в настоящее время. И, более того, никакой другой материал не может предложить такую универсальность для создания индивидуального велосипеда, который идеально подходит гонщику.

Массовое производство тайваньских карбоновых рам, которые часто стоят дороже, чем заказная стальная рама, даже близко не стоит по удобству подгонки, ощущениям и качеству езды, которые может обеспечить сталь, не говоря уже о ее прочности, которой хватит владельцу на всю жизнь, если за рамой правильно ухаживать.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Индивидуальная подгонка

Кроме того, стальной велосипед, сделанный на заказ, сконструирован и построен именно под рост гонщика, его вес и особенности анатомии, что делает подгонку велосипеда гораздо лучше и, соответственно, значительно лучше обратную связь, управляемость и качество езды.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Вневременной стиль

Сделанные вручную стальные рамы от таких брендов как, например, De Rosa отражают личность владельца, сохранение им живой традиции велосипедов ручной работы, которая насчитывает более века. Типичная карбоновая рама может быть изготовлена в течение пары часов или даже меньше и анонимно выпущена с конвейера вкупе с тысячами своих близнецов. Производитель кастомных стальных велосипедов Брайан Бейлис утверждает, что каждая из его рам занимает минимум 100 часов вложенного труда в мастерской, и за 40-летнюю историю производства вы не отыщете двух одинаковых рам Baylis. В стали вы не просто покупаете велосипед, вы покупаете безвременно стильное произведение искусства.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Минимальная разница в весе

Возможно, самая большое нарекание вызывает то, что сталь намного тяжелее карбона. Но, поверьте, эта разница сильно преувеличена. Развитие технологий стало движущей силой прихода карбона в велосипедную промышленность. Карбоновые рамы действительно раздвигают границы, некоторые из них весят около 900 грамм. Но и сталь отнюдь не стояла на месте, технологии её производства также развивались. Прежде всего, это касается тонкой стенки трубы, которая обеспечивает не только большую прочность на растяжение, но и лёгкий вес.

Самая лёгкая стальная рама весит, наверное, 1300 грамм, а спецификация велосипеда та же самая, так что разница с карбоновой рамой составляет всего грамм 400. Разве это повод для того, чтобы списывать стальную раму со счетов окончательно? Вес действительно настолько важнее качества езды? Взять 80-килограммового гонщика, который спускается на 7-килограммовом велосипеде с ветреного горного перевала со скоростью под 70 км в час: готов ли он немного пожертвовать весом для более предсказуемой езды?

В других дисциплинах, таких как велокросс, где самые лёгкие велосипеды, вес, пожалуй, даже более важен, чем для шоссе, потому что нужно постоянно поднимать и тащить велосипед на своем плече. Здесь карбон, естественно, имеет изначальное преимущество перед сталью. Тем не менее, карбоновые рамы имеют очень небольшой клиренс, и когда езда напоминает борьбу в грязи, легкий карбоновый велосипед превратится в забитый грязью якорь, сделав стальной велосипед с большими зазорами изрядно легче.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Прочность

Кроме того, будьте очень осторожны при погрузке карбонового велосипеда сзади в автомобиль. Один выступающий объект тупой формы может сделать вашу новую карбоновую машину за 5 000 долларов хромее, чем скаковая лошадь с порванным сухожилием.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Что вы купите за одинаковую сумму: сделанную под заказ индивидуальную раму, подогнанную под ваш точный рост и вес, которая создана с любовью и тщательной проработкой мастером по металлу, или серийную раму, одну из тех, что, как на швейной машинке, строчат на тайваньском конвейере, ничем не выделяющуюся среди тысяч своих сестер-близняшек?

При надлежащем уходе, стальная рама, скорее всего, переживет вас, в то время как карбоновая рама вряд ли переживет задолженность по кредитной карте, в которую вы влезли для ее покупки.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

В заключение

Из всех вышеупомянутых причин, самой значимой для меня является долговечность. За велосипед вы выкладываете немалые деньги. На этом велосипеде вы будете ездить каждый день (оптимистично) и пару выходных в месяц участвовать в соревнованиях (ещё более оптимистично). Если у вас, как и у большинства обычных людей в этом мире, ограниченное количество денег, вы, естественно, хотите велосипед, который будет прочным и надёжным как можно дольше, чтобы, как минимум, когда вы с ним закончите, вы могли бы продать его кому-то ещё с чистой совестью, зная, что он принесёт новому владельцу удовольствие на ближайшие годы.

Владение карбоновым велосипедом в некоторых ситуациях имеет смысл. Например, если вы получите безумно щедрое предложение от спонсора или вы профессиональный гонщик в команде ПроТура и вам подают на блюдечке бесплатные велосипеды каждый месяц. В таких ситуациях долговечность теряет актуальность, потому что вы или продадите велосипед после одного сезона, или постоянно ездите на новой раме бесплатно.

Но если ваша цель купить шоссейный велосипед, который прослужит по крайней мере от 5 до 10 лет, вы просто обязаны присмотреться к стальной раме, которая действительно откроет вам глаза на красоту и практичность стали как добросовестного гоночного материала.

Источник

Достаточно ли надежен карбон?

Частенько получаю вопрос о надежности карбона в качестве материала для велосипеда, видимо, у людей недоверие к «пластмассе» заложено на подсознательном уровне.

Интересно, когда производители отходили от стали в пользу алюминия, были ли такие же проблемы с имиджем «мягкого металла», или здравый смысл сразу подсказывал образ самолетного фюзеляжа? 🙂

Сам по себе карбон подходит для велосипеда (да и других спортивных аксессуаров) гораздо лучше, чем алюминий. Он легок, упруг, поглощает вибрации и современно выглядит. Но нужно понимать, что свойства карбона во многом обусловлены способом его «выпечки». Плетение волокон, условия изготовления, качество эпоксидных смол — это всё имеет значение.

Неудивительно, что карбон из подвала в Китае и из мастерской итальянских дизайнеров может сильно отличаться и по весу, и по прочности. С другой стороны, мы-то знаем, что весь «брендовый» карбон выпускается всё равно в стране победившего коммунизма. 🙂

Проблема с надежностью идет в первую очередь не из-за самого материала, а из-за желания производителя максимально облегчить конструкцию. Не стоит думать, что алюминий — это железяка, которая не ломается.

Там тоже были свои вопросы, помню случай, когда на какой-то топовой алю-раме Scott нижнюю трубу сделали настолько настолько баттированной, что в её середине металл был толщиной меньше миллиметра.

В интернетах ходила история, когда кто-то, решив попробовать трубу на прочность в этом месте, промял её пальцами. При этом, это была гоночная шоссейная рама, которая отличалась жесткостью и выдерживала соответствующие нагрузки.

Но в в случае неудачного падения или удара, такая рама имела гораздо большие шансы сложиться, чем в случае с менее облегченной конструкцией. В производстве карбоновых компонентов также главенствует облегчайзинговый тренд.

Сейчас вообще в велосипедном сообществе все помешались на весе, даже те, кому на этот вес должно было бы наплевать — байк весом более 12кг признают чугунным и некатящим. Неудивительно, что производители из кожи лезут, чтобы удовлетворить спрос.

К счастью, при обычной езде, предназначенной для конкретного типа велосипеда, карбоновые рамы и компоненты достаточно надежны. И всё же, время от времени на форумах встречаются сообщения о том, что кто-то сломал руль, подседел, седло, а иногда и раму.

В силу небольшой распространенности карбона (пока еще), в реале я не встречал людей, которые могли бы похвастаться тем, что им удалось сломать раму. С другой стороны, есть замечательный сайт bustedcarbon, на котором коллекционируют фотографии сломанных карбоновых компонентов.

Глядя на фотки, волосы встают дыбом. 🙂 Конечно, большинство изувеченных рам — это результат ДТП или серьезного падения. Но встречаются и рассказы, что компоненты ломались сами, без какого-то особого издевательства.

Например, этот шоссер сложился в процессе простой покатушки по асфальту, отправив свою хозяйку в больницу:

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Или здесь верхнее перо рамы найнера отломалось при обычном педалировании.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

То же самое, но теперь с нижним пером:

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

А вот Specialized Stumpjumper почти за 8К долларов, разломался от езды в тех условиях, для которых он создавался:

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Я уж даже не упоминаю огромное количество сложенных рулей и подседелов.

На сайте еще масса подобных страшилок, рекомендую полистать, там почти на каждую фотографию есть комментарий — как это случилось.

Как к этому относиться? Наверно, по философски — статистика там собирается со всего мира, и не стоит считать, что все эти фотографии — прямой показатель низкой надежности карбона.

Прогресс не остановить, полагаю, что через несколько лет найти алюминиевую раму в среднем ценовом сегменте будет сложно. Если не гнаться за экстремально облегченными компонентами и рамами, карбон может быть достаточно прочен.

Так как, повторяю, лично еще ни разу не встречал, чтобы кто-то сломал карбоновую раму в процессе обычной езды, я могу рекомендовать карбон всем, кто может его себе позволить. На ходу карбоновая рама ощущается приятнее алюминиевой, и особенно это заметно на шоссере.

Шоссейник на полном карбоне (рама, вилка, подседел, руль) просто планирует над асфальтом, по сравнению с алюминимевым. Не нужно слишком много думать о надежности и прочности карбоновых компонентов на велосипеде. Если ваш вес в пределах 80-90кг, то скорее всего, вы не попадете в статистику сайта bustedcarbon.

PS. Сейчас подумал, и понял, что я сходу могу назвать с десяток знакомых людей, которые сломали алюминимевые рамы (включая меня самого). Вот так-то. Не исключено, что если бы кто-то собирал фотографии поломаных алю-компонентов, то мы бы ужаснулись не меньше, чем в случае карбона. 🙂 Всё ломается.

Расскажите о своем опыте, если такой имеется, связанный с поломками (или наоборот, стойкостью) карбоновых компонентов и рам. И еще, как на ваш взгляд, имеет ли смысл это карбоновое сумасшествие, которое охватывает сейчас производителей и покупателей?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Источник

Выбираем велосипед. Алюминий или карбон?

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Эта разница и является единственным мотивом для большинства байкеров продолжать ездить на алюминии. Включая меня. С удовольствием пересяду на карбон, когда сочту, что баланс цены и эффективности соответствует личным потребностям, как это, например, случилось, когда я пересел с обычного на электровелосипед. Пока баланс смещён в сторону цены, найдётся лучшее применение моим деньгам.

И, раз уж об этом зашёл разговор, мне не нравится маркетинговый ажиотаж вокруг любых новых разработок, затрудняющий процесс принятия взвешенного решения покупателем.

Я, кстати, даже планировал написать статью на тему сравнения обоих типов рам, ведь, несмотря на то, что погонятся ни на карбоне ни на алюминии не успел, опыт использования есть. Плюс я потребляю много информации о велосипедах, а личный опыт усиленный теоретической подготовкой позволяет видеть всю картину там, где большинство видит отдельные фрагменты. О том, что профессиональный опыт составил на сегодня уже 43 года, я даже думать не хочу.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Гонимый вперёд чувством долга, превозмогая лень и старческую немощь, я даже начал было работу над статьёй, но вовремя натолкнулся на роскошную работу известной американской велопутешественницы Bruce Lin, в которой всё изложено так, как я и хотел, но лучше. Ура, писать самому не нужно! Везучий же я парень, господа велосипедисты!
Перевод мой, наслаждайтесь.

Источник: FRAME MATERIAL: CARBON VS. ALUMINUM

Комфорт

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Что касается карбоновых рам, то качество езды на них уже давно является заявленным преимуществом. Карбон уникален тем, что рама может быть сконструирована так, чтобы быть жесткой в одних направлениях и податливой в других. Т.о. она обеспечивает комфорт на неровных дорогах, сравнимый со стандартными стальными и титановыми велосипедами, и в то же время достаточную жесткость в ​​ключевых областях для более эффективной передачи энергии. Маркетологи описывают такого рода магические качества как «жесткость в поперечном направлении и вертикальную податливость». Карбон как материал также имеет тенденцию демпфировать вибрацию лучше, чем алюминий, просто из-за свойств материала.

Однако за последние пару десятилетий инвестиции в передовые технологии производства рам значительно сократили разрыв в комфорте между алюминием и карбоном. Сегодня процесс гидроформирования алюминия позволяет производителям изменять форму алюминиевых труб по всей их длине для улучшения таких характеристик рамы, как жесткость в поперечном направлении и вертикальная податливость. Эта технология также позволяет изменять толщину стенок труб делая их тонкими на слабонагруженных участках (иногда такими же тонкими как стенка пивной банки) и более толстыми там, где необходимы жесткость и прочность. Все это означает, что современные алюминиевые рамы почти так же комфортны на дорогах, как их карбоновые аналоги.

Но, по правде говоря, объективно оценить разницу в комфорте между двумя однотипными велосипедами невероятно сложно. Гораздо проще это сделать с велосипедами разных конструкций. Очевидно, что гоночный велосипед гораздо менее удобен, чем туристический, независимо от того, из чего сделана рама. Существует две вещи, которые гораздо больше материала рамы влияют на уровень комфорта, это шины и точки соприкосновения тела и велосипеда. Использование более широких и мягких шин и снижение давления в них создадут наиболее ощутимый комфорт. Такие вещи, как более удобные рули и сиденья также имеют большое значение. Даже простая замена обмотки руля может заметно повысить удовольствие от езды.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Итог:

Вес

Вес это то, что волнует многих байкеров. Даже если вы не маньяк облегчения, наличие более легкого велосипеда может улучшить впечатление от езды, упрощая езду в подъем, ускорение и маневрирование. Можно производить очень легкие и эффективные велосипеды как из алюминия, так и из карбона, но карбон общепризнанный лидер в этой области. Карбоновая рама почти всегда будет легче алюминиевого эквивалента, т.к. в соотношении прочности к весу, мало материалов могут приблизиться к углеродному волокну.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Стоит также отметить, что рама вносит только часть общего веса. Компоненты составляют другую половину уравнения. Карбоновая рама с компонентами начального уровня может весить столько же или больше, чем хорошая алюминиевая рама с высококлассными компонентами. Колеса, в частности, будут иметь огромное значение для веса и ходовых качеств велосипеда.

Итог:

Податливость и жесткость

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Какой материал справляется с этой задачей лучше? Технически это карбон. Но производители делают абсолютно конкурентоспособные рамы и из алюминия, используя для контроля характеристик трубы различной формы со стенками различной толщины. Преимущество карбона в том, что в качестве материала он имеет больший потенциал для тюнинга. Он позволяет точнее достигать желаемых характеристик рамы просто изменяя толщину материала или направление укладки углеродных волокон. Раму можно сделать жесткой в одном конкретном направлении и в одном конкретном месте. Инженеры, зная как рама движется, могут эффективнее максимизировать ее производительность.

Однако преимущество перед алюминием может оказаться незначительным для конечного пользователя. Несмотря на то, что карбон теоретически лучше, фактически подавляющее большинство современных велосипедов достаточно жесткие и отзывчивые, и любые рекламируемые преимущества одной рамы над другой часто бывают настолько незначительны, что их могут оценить только самые привередливые или наиболее опытные байкеры. Если бы у вас была одна и та же модель велосипеда из карбона и алюминия, вы бы, вероятно, замечали разницу только в момент смены одного на другой.

Итог:

Один наибольших страхов, которые испытывают многие байкеры, это повреждение дорогой карбоновой рамы. Соотношение прочности и веса углеродного волокна выше, чем у стали. Именно поэтому он широко используется в аэрокосмической промышленности и автоспорте. Но в мире велоспорта карбон не имеет рекордных показателей. Поговорите с любой группой велосипедистов, и вы, вероятно, услышите множество историй о растрескивании и даже разрушении карбоновых рам.

Однако это не повод сомневаться в прочности карбона. Это материал стал приоритетом на самом высоком спортивном уровне, и не использовался бы в отрасли, не будь он достаточно прочен. Тот факт, что карбон по существу стал материалом рам для высококлассных эндуро и горных велосипедов, говорит о его долговечности в самых суровых условиях катания.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

После таких повреждений дальнейшее использование рамы небезопасно и она подлежит замене. К сожалению, проектирование неразрушимой карбоновой велосипедной рамы, сделает её бесполезно тяжелой.

Алюминиевые рамы значительно дешевле, и могут оставаться пригодными для использования даже в повреждённом состоянии. Именно поэтому они популярны в велосипедных дисциплинах с высокими рисками, таких как любительские критериумы, скоростной спуск и фрирайд, в общем везде, где существует высокая вероятность падения. Многие байкеры чувствуют себя намного комфортнее, разбивая алюминиевый велосипед, а не карбоновый. Но алюминий также не защищен от повреждений, вмятины могут поставить под угрозу и алюминиевую раму.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

В сварных швах могут появиться трещины, которые в конечном итоге могут привести к разрушению.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

И это касается рам из любого металла.

Велосипедные рамы служат запредельно долго, если их правильно используют и обслуживают. Углепластик гипотетически имеет неопределенную усталостную долговечность. Алюминий, с другой стороны, накапливает усталостные изменения и имеет более ограниченный срок службы. Но для абсолютного большинства байкеров это не повод для беспокойства, потому что для достижения предела потребовалось бы абсурдное количество езды и времени.

Независимо от материала рамы, важно следить за своим велосипедом, чтобы обеспечить его безопасное использование. Самый простой способ узнать, треснул ли карбон, это нажать на область, получившую повреждение. Повреждения алюминия могут варьироваться от косметических пятен, которые обычно являются мелкими и гладкими, до структурных повреждений, происходящих от вмятин более глубоких или имеющих более острые углы. Но всегда лучше, если ваш велосипед осмотрит проверенный профессионал.

Одно небольшое преимущество карбона состоит в том, что его иногда можно профессионально отремонтировать после растрескивания. Но вам придётся искать настоящего профи, специализирующегося на данном виде ремонта, иначе вы подвергаете опасности здоровье и даже жизнь.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

А при покупке подержанных велосипедов всегда внимательно осматривайте рамы на предмет повреждений, независимо от материала.

Итог:

Здесь нет никакого реального соперничества. Карбон гораздо дороже. Обойти это невозможно, потому что здесь задействовано больше инженерных разработок, производственный процесс более трудоемкий, и для этого требуются специализированные пресс-формы, которые еще больше увеличивают стоимость.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Алюминиевые рамы могут быть изготовлены автоматически, а для укладки углеродного волокна все еще требуется много ручной работы. Высокая цена может быть немного компенсирована использованием низкоуглеродистого карбона, что означает, что в нем больше наполнителя. Это, однако, увеличивает вес, снижая одно из самых больших преимуществ карбона по сравнению с алюминием.

При рассмотрении велосипедов одинаковой цены, алюминиевый, как правило, будет иметь компоненты более высокого уровня, чем карбоновый, а они очень сильно влияют на производительность велосипеда. Т.о. существует баланс между платой за матреиал рамы и уровень комплектующих. Карбоновая рама с худшими компонентами может стоить столько же, сколько алюминиевая рама с лучшими. В общем, тягостные раздумья о том, на что же в итоге потратить деньги, это та ещё развлекуха. Впрочем есть общий совет о том, как тратить деньги в велосипедном мире: если вы не можете позволить себе заменить что-либо, не покупайте это.

Итог:

Внедрение карбона открыло новые возможности в дизайне велосипедов. Плавные изгибы и крутые формы современных рам были невообразимы в эпоху стали и титана.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Но на сегодняшний день БОЛЬШИНСТВО велосипедов выглядят чертовски хорошо, т.к. технологии достигли уровня, позволяющего производить алюминиевые рамы очень похожие на их карбоновые аналоги. Гидроформинг позволяет производителям придавать им аэродинамическую форму, а гладкие швы делают некоторые новые рамы практически неотличимыми от карбоновых на расстоянии.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

Но для некоторых байкеров сварные швы также могут быть признаком красоты. Идеальная, чистая и ровная сварка великолепного качества может придать велосипеду брутальный вид надёжной рабочей лошадки для экстремалов.

карбон или металл что лучше. Смотреть фото карбон или металл что лучше. Смотреть картинку карбон или металл что лучше. Картинка про карбон или металл что лучше. Фото карбон или металл что лучше

В общем, на колір та смак товариш не всяк, кому-то нравится карбон, а кто-то очарован алюминием.

Часто байкеры рассматривают карбон как символ статуса и сама мысль опустится до алюминия заставляет их поёжиться. Есть и другие, кто рассматривает покупку карбонового велосипеда как ненужный дорогой понт. Но красивый велосипед может быть сделан из чего угодно, если все сделано правильно, а статусность это всё же не элемент дизайна.

Итог: красота в глазах смотрящего, катайся на чём хочешь!

В целом, вы должны понимать, что эффективность езды намного больше зависит от байкера, чем от велосипеда, поэтому выбирайте раму хоть деревянную, если она сделает вас счастливее, ведь счастье, в конечном итоге, и есть цель покупки велосипеда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *