кардан или шрус что лучше
ШРУС и карданная передача: особенности, принцип работы
ШРУС, часто называемый водителями «автомобильной гранатой», доставляет немало хлопот. Характерный хруст при выворачивании колёс до упора говорит о том, что нужно ехать на станцию технического обслуживания, чтобы вновь разбираться, что не так с этой деталью. Давайте рассмотрим, что она собой представляет, какой бывает и почему ломается.
Немного истории
За появление механизма, ставшего прародителем современного шарикового ШРУСа, мы должны благодарить талантливого инженера А. Рцеппа. Именно он запатентовал данное устройство на заре минувшего столетия, встав на одну ступень с французским конструктором Ж. Грегуаром. Последний примерно в то же время оформил патент на синхронный шарнир «Тракта» сухарикового типа, который быстро нашёл применение в грузовых машинах. В 60-х годах изобретение Рцеппа претерпело некоторые изменения благодаря японским инженерам. И, надо сказать, результат их работы впечатляет.
ШРУС: устройство и виды
ШРУС — аббревиатура, означающая «шарнир равных угловых скоростей». Им оснащается негабаритная техника с FWD, но иногда «гранату» можно увидеть в ТС с полным приводом. Главная функция устройства — передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, что даёт возможность без труда управлять машиной, несмотря на компактность и небольшой вес шарнира.
Передаётся вращающий момент под углом, который постоянно изменяется. Интересным наименованием «граната» ШРУС обзавёлся благодаря сходству с настоящим снарядом. Впрочем, его поломка для машины тоже ничем хорошим не оборачивается: если блокировки отсутствуют, техника моментально обездвиживается.
Как функционирует «граната»
Многие автомобилисты отмечают, что ШРУС напоминает карданный вал (который относится к самым сложным узлам), проработанный до совершенства. Он справляется с углами поворота до 70° без каких-либо проблем. Что касается карданной передачи, то она может передавать крутящий момент асинхронно, но угол скрещивания существенно затрудняется.
Несмотря на длинную историю, ШРУС начали массово устанавливать благодаря переднеприводным транспортным средствам и независимой подвеске. Его строение может немного отличаться с учётом особенностей той или иной техники, но принцип работы всегда одинаков: крутящий момент передаётся от мотора к колёсам, поскольку одна часть вала соединяется со ступичным подшипником, а вторая — с деталью трансмиссии, распределяющей крутящий момент между приводными валами (дифференциалом).
Как правило, наружный ШРУС передаёт крутящий момент под разными углами без промедления. Его обойма и корпус оснащаются специальными ложбинками, предназначенными для перекатывания шариков. Последние обеспечивают жёсткое соединение составным элементам. Внутренняя часть ШРУСа особой подвижностью не отличается, поэтому её возможности ограничиваются 20 градусами. Мы говорим о трипоидном шарнире с роликами на подшипниках, которые тоже перекатываются по ложбинкам, но уже в ответном стакане. Данная деталь очень важна, так как отвечает за целостность вала и сглаживает колебания подвески. Учитывая, что шарнир испытывает внушительные нагрузки, за ним нужно хорошо ухаживать: своевременно смазывать, изолировать от негативного воздействия пыли, влаги, температурных перепадов. Пыльник, предварительно наполненный смазочным составом, следует фиксировать на валах хомутами из металла, поскольку они более надёжные.
Использование ШРУС в карданных передачах
Во время движения автомобиля карданный вал неизбежно отклоняется от оси вращения по вертикали, что приводит к увеличению нагрузок на этот узел. Карданные шарниры на базе крестовин выдерживают такое отклонение под углом 30‒36 градусов. При превышении величины этого угла крестовину может заклинить. Кроме того, отклонение от оси вращения под критическими углами приводит к быстрому износу крестовины.
Решением этой проблемы стали карданные шарниры на базе ШРУС. У них величина критических углов отклонения от оси вращения вдвое выше, чем у крестовин. Эта характеристика особенно важна для внедорожников и автомобилей с высоким клиренсом. Карданами с ШРУС свои автомобили комплектуют почти все производители.
В сложных и тяжёлых условиях эксплуатации надёжность карданов с ШРУС существенно выше, чем карданных передач с крестовинами. Самой уязвимой их частью является защита ШРУС от грязи и пыли, поэтому нужно регулярно проверять состояние пыльников и при необходимости незамедлительно их менять.
Напомним, что современные автомобили комплектуются необслуживаемыми карданными валами на неразборных соединениях. Это проблема для владельцев автомобилей с истекшим сроком гарантии, а также в ситуациях, когда поломка кардана не признана гарантийным случаем. При таких обстоятельствах ремонт карданных валов в официальном автосервисе обойдётся вам очень дорого.
Почему ломается ШРУС
Срок эксплуатации ШРУСа должен быть таким же, как и срок жизнеспособности автомобиля. Иными словами, он не должен выходить из строя в течение десятилетий. Но на практике эта замечательная деталь не ждёт, когда ТС запросится на свалку. И в этом есть толика вины самих водителей, не следящих за состоянием пыльника. Когда его резина разрушается, грязь попадает в подвижные соединения и влияет на них, как жёсткий абразив. ШРУС даёт сбой и при агрессивном вождении или неопытном вмешательстве в конструкцию машины. Дрифт на переднем приводе, старты с вывернутыми колёсами и прочие «выступления» медленно убивают «автомобильную гранату». Не меньше вредит ему и тюнинг, направленный на улучшение эксплуатационных показателей двигателя. Да, мотор становится крутым, но ходовая часть остаётся прежней. Поэтому при увеличении нагрузки ШРУС долго не выдерживает.
Чем чревата поломка ШРУСа
Выход из строя этого устройства — настоящая боль для собственников автомобилей. При его повреждении приходится раскошеливаться на замену всего приводного вала. Конечно, гаражные спецы умудряются заменять только повреждённые элементы, но раскрученные СТО на такой риск не пойдут.
Ещё одно распространённое явление — поломка полуоси из-за заклинившего ШРУСа. В этом случае можно даже не пытаться реанимировать технику на дороге — она не поедет. Чтобы в один прекрасный момент не застрять на перекрёстке или на автомагистрали, нужно регулярно проверять пыльники «гранат», например, каждые 5 тысяч км пробега. Если возникнут хотя бы малейшие подозрения на ухудшение защитных барьеров узлов, следует тщательно почистить шарниры и поставить свежие пыльники. Помните: даже еле различимый хруст — веский повод для неотложной поездки в автосервис! Иначе ШРУС может сыграть с вами очень плохую шутку.
Выбираем карданы для «Нивы»: ШРУС или крестовина?
Из-за конструктивных особенностей автомобилей «Нива» в качестве заднего кардана подойдет не каждый, пусть даже надлежащим образом сбалансированный. Поговорим о преимуществах и недостатках карданов ШРУС, или синхронных, и карданов с узлами крестовин. Каждый из них, как и любой другой, не может быть универсальным и подходит только для определенных условий и стиля езды.
Технические возможности разных видов карданов
У автомобилей «Нива» есть одна особенность – это перекос осей вращения агрегатов, который может возникнуть после неудачного ремонта или быть заложен изначально. Во время разгона или торможения автомобиля возникает перекос оси вращения, к которому приспособлены не все карданы. Но в случае с карданами типа ШРУС проблем возникнуть не должно. В работе его оси могут смещаться на 23 градуса, а предельные углы для кратковременной работы могут достигать 45 градусов. Это делает карданы с шарнирами равных угловых скоростей практически идеальными для «Нивы». Но есть один существенный недостаток – шарниры системы очень чувствительны к загрязнениям с тем учетом, что в качестве барьера между ними и грязью на трассе служит всего лишь эластичный чехол.
При агрессивной езде защитный пыльник может порваться, и смазка на шарнирах при контакте с воздухом и встречными потоками воды в случае дождя моментально смоется, что приведет к непредвиденным последствиям.
В любом из случаев такие детали стоит воспринимать как расходный материал и внимательно следить за своевременной диагностикой и заменой. При первых признаках неисправностей для предотвращения разрушения других узлов должен быть проведен профессиональный ремонт и балансировка карданных валов.
Перейдем к особенностям карданов с крестовинами. Они способны выдержать более серьезные условия. Поэтому, если вы привыкли ездить по бездорожью и не часто прибегаете к услугам СТО, стоит выбрать именно кардан с крестовиной. В сложных условиях он гарантированно обеспечит вам плавный ход, но при условии, что каждые 50-60 тыс. километров может потребоваться замена на новый.
В целом, можем сказать, что карданы ШРУС оптимальны при езде на высоких скоростях с резкими разгонами и торможениями. То есть, для городских условий. В других случаях стоит выбрать кардан с узлами крестовин.
Кардан или шрус что лучше
Старожил |
685
- 1824
26 май 2008, 20:36
Ярославль
Блог:Просмотр записи (0)
Последний раз редактировалось suvorovag 08 янв 2016, 09:44, всего редактировалось 1 раз. то сейчас используются уже новой конструкции, более прочные и защищенные |
Резидент |
37
- 331
09 сен 2007, 00:04
Москва
Блог:Просмотр записи (0)
то сейчас используются уже новой конструкции, более прочные и защищенные |
Резидент |
43
- 336
04 апр 2013, 20:09
г. Владимир
Блог:Просмотр записи (0)
Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 Шрусовые карданы: чем отличаются и стоит ли ставитьОбычным способом передачи крутящего момента между узлами автомобиля являются шарнирные карданы. В классическом карданном валу имеются два уха, которые расположены перпендикулярно относительно друг друга. В этих ушах имеются посадочные места под игольчатые подшипники, в которые вставляется крестовина. С помощью такого соединения делается возможным передача вращения между валами, размещёнными под некоторым углом. И тут приходится столкнуться с неприятной особенностью шарнирной передачи – ведомый вал вращается не синхронно с ведущим. Когда углы между валами увеличиваются, несинхронность так же возрастает, из-за чего возникает вибрация и потеря крутящего момента. Предельный угол отклонения шарнирного кардана – 30-36 градусов, по достижению которого он может заклинить или сломаться. По этой причине, для переднеприводных автомобилей такое соединение не подходит – кроме того, что происходит смещение моста относительно коробки передач, так ещё и меняются углы при повороте колёс. Все это заставляет работать шарнир при критических углах постоянно. Единственным решением этой проблемы является использование другого типа передачи вращения. Таким соединением является шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). В таком шарнире применяется абсолютно другая схема соединения, основными элементами которой являются: Этот ШРУС самый распространённый, существуют и другие варианты конструкции шарнира.
Спаренный карданный шарнир так же является ШРУСОм только немного другой конфигурации. Карданный вал зачастую сокращённо называют шарниром. А если в данном агрегате заменить карданные шарниры на ШРУСы и оставить все оставшиеся детали на своём месте, у нас выйдет не карданный вал, а шрусовый кардан. Борьба технологийВ импортных автомобилях такое решение появилось достаточно давно, хотя и не стало до сегодняшнего времени полностью заменой карданным валам. В отечественном автомобилестроении ШРУСовые карданы нашли своё применение не так давно. Дело в том, что сделать ШРУСвое соединение намного сложнее, поэтому его производство требует больших затрат, что увеличивает его стоимость. Помимо этого требуется специальная смазка, идеального качества. Не допускается попадание грязи, воды внутрь шарнирного соединения, что требует пыльник с хорошей герметизацией. За пыльниками шарнира необходимо постоянно следить и при обнаружении выхода его из строя следует тут же заменить. Если вовремя не поменять пыльник, придётся менять весь узел в сборе. Появляются ещё сомнения в выносливости ШРУСа, выдержать нагрузки грузовиков и полноценных внедорожников он не способен, однако прогресс и технологии не стоят на месте, и возможно их потенциал расширится. Как сделать правильный выборИз вышеизложенного понятно, что даже автомобили с задним приводом подходят для установки ШРУСовой передачи, но почему не так часто встречаются такие решения? И вообще, что на самом деле лучше из этих двух вариантов? Если эксплуатировать заднеприводный автомобиль в городских условиях, у него небольшое отклонение от общей оси, потому платить лишние деньги за ШРУСовое соединение не имеет смысла. В ситуации с внедорожниками, ШРУСовое соединение сильно ослабляет своё соединение при больших углах наклона. Так же при больших углах есть риск порвать пыльник, в то же время, как и обычный кардан на крестовине даёт возможность доехать до ближайшего СТО.
При установке карданных валов со ШРУссовой передачей на скорости заметно ощущается уменьшение шума. ШРУС или КАРДАН?!Опции темыШРУС или КАРДАН?!У обычного кардана при должном исполнении тоже 4 степени свободы, только надёжность при сильных поворотах ниже. Не думаю что вам так уж нужна такая система, с поворотом винта, у неё надёжность всяко ниже, чем у классических решений. У обычного кардана при должном исполнении тоже 4 степени свободы, только надёжность при сильных поворотах ниже. Не думаю что вам так уж нужна такая система, с поворотом винта, у неё надёжность всяко ниже, чем у классических решений. Спасибо, теперь буду знать. У обычного кардана при должном исполнении тоже 4 степени свободы, только надёжность при сильных поворотах ниже. Не думаю что вам так уж нужна такая система, с поворотом винта, у неё надёжность всяко ниже, чем у классических решений. Сергей у каво ж всё таки ниже надёжность то? Зависит от конкретной модели, о которой вы ничего не сказали. Но вообщем кронштейн с тягой для поворота держащий винт, должен быть достаточно прочным, и в тоже время нужна чёткая установка кардана (шруса) на оси сгибания этого кронштейна. Поэтому как мне кажется столкновения на больших скоростях такой системе противопоказаны. Ну а если это нечто вроде копии, то можно попробовать, однако с тем же успехом и с большей надёжностью на копию можно было бы поставить поворотную насадку, будет меньше опасность намота на тот самый шрус. Это конечно моё мнение. ога видюлинку глянул, по моему замичательно идёт. ну покрайней мере мне большего ненада ) да и раз уж разговор пошёл, то ешо хотелось бы спросить а какой вал луче ставить на КиоШио ГС21? мотор вроть как неочень слабый, я думаю нада пару пружин сплести и на точечную сварку присандалить ога оч интересная ссылочка, тока былоб там ещё и по русски ))) ммм а вот зачем там всё таки какоето подобие РУЛя перед винтом?
так ет какой Вал то луче?
|