кардифф 1869 рождество что произошло

Тайна Кардиффского великана

Тайна Кардиффского великана

В середине октября 1869 года жители долины Онондага, что в штате Нью-Йорк, были взбудоражены сенсационной находкой. Рабочие Гидеон Эммонс и Генри Николс, копавшие колодец на ферме под Кардиффом, наткнулись на… окаменевшего человека. «Это же древний индеец!» – вскричали они. Это был настоящий великан ростом 3,2 метра и весом 1,35 тонны. Он лежал на дне двухметровой ямы. Черты его были грубы, тело скрючено словно в агонии, правая рука прижата к животу. Фигура покоилась на огромном камне и снизу омывалась грунтовыми водами.

Новость мгновенно облетела округу. К ферме устремились толпы людей, каждому хотелось хоть краем глаза взглянуть на «Кардиффского великана» – так окрестили находку репортеры.

Предприимчивый хозяин фермы Уильям («Стаб») Ньюэлл раскинул шатер над ископаемым и стал продавать билеты по 25 центов. Через два дня ведущая газета города Сиракузы опубликовала репортаж с места событий. Поднялся неописуемый ажиотаж. Желающих посмотреть на великана оказалось так много, что железнодорожная компания направила к Кардиффу специальные поезда. Дилижансы, и даже городские омнибусы, доставляли публику прямо на ферму Ньюэлла. Цена за билет увеличилась вдвое.

Через десять дней о Кардиффском великане заговорила вся Америка. Джордж Халл, двоюродный брат Ньюэлла, продал три четверти прав на публичный показ гиганта банкиру Дэвид Ханнуму и его компаньонам. Сумма сделки составила по разным оценкам от 35 до 37,5 тысячи долларов.

Кардиффский великан был перевезен в музей города Сиракузы. Покупая билеты за один доллар, обыватели с благоговейным трепетом, а некоторые и с ужасом рассматривали могучее создание природы и спорили о том, сколько ему требовалось еды, был ли он разумным.

Вокруг Кардиффского великана развернулся научный спор. В США археологические раскопки только начинались, и в стране было мало квалифицированных специалистов, способных без труда определить подлинную ценность необычной находки.

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Вначале господствовала гипотеза, будто Кардиффский великан – доисторический человек. Газеты выходили с громкими заголовками: «Цивилизация гигантов жила на Американском континенте», «Мы – потомки великанов?», «Историю человечества придется пересмотреть!». Приверженцем этой теории был философ Ральф Эмерсон, писавший: «…вне всяких сомнений, мы имеем дело с подлинным человеческим существом, превратившимся в камень». А художник и скульптор Сайрус Кобб говорил, что любой, кто назовет гиганта подделкой, «по существу, объявит себя дураком».

Видный палеонтолог профессор Джеймс Холл отрицал версию «окаменения», но не сомневался, что статуя пролежала в земле несколько столетий. Более того, он назвал Кардиффского великана самой потрясающей археологической находкой XIX века в Америке.

Ученый и дипломат Эндрю Диксон Уайт из Корнуэллского университета также считал, что это современная статуя, отдаленно напоминающая знаменитую работу Микеланджело «Ночь и День». Он обнаружил на поверхности фигуры тщательно замаскированные следы резца скульптора.

Однако никакие доводы ученых не могли образумить толпу! Массовая истерия продолжалась. Эксцентричная леди кричала, что гигант действительно существовал и никто не сможет переубедить ее – она своими глазами видела вены на ногах у окаменелого человека! Репортер популярной газеты написал, что нет такого скульптора на земле, который смог бы передать «величие и трагическую мощь, источаемые великаном».

Не прошли мимо каменного изваяния священники, тут же вспомнившие слова из Библии: «На земле когда-то жили великаны». В церквях по всей Америке были прочитаны сотни проповедей, посвященные Кардиффскому великану. Доктор богословия, настоятель сиракузского храма, объявил прихожанам: «Только не имеющий глаз может отрицать очевидное, – перед нами, дети мои, окаменевший библейский великан, совершенное создание Господа нашего…»

Миф развивался и обрастал деталями. Писали, что некая индейская женщина преклонных лет убеждала окружающих: «Кардиффский великан – это древний индейский пророк. Он предсказал нашествие бледнолицых в Америку и то, что через много лет его самого откопают потомки».

Доктор Джон Бойнтон, лектор местного научного общества, назвал статую высочайшим образцом искусства, творением христианских миссионеров, около двух веков назад прибывших в Америку с целью обратить индейцев в истинную веру. Несколько джентльменов сразу согласились с Бойнтоном и постарались развить его теорию.

Словом, страсти вокруг Кардиффского великана кипели нешуточные. Естественно, этим феноменом заинтересовался король шоуменов Фимеас Барнум, великий мастер устройства различных выставок и представлений. Он тайно послал на выставку своего агента, и тот сообщил, что за воскресенье на великана приехало поглазеть более трех тысяч американцев со всех концов страны.

Барнум тут же предложил Ханнуму 60 тысяч долларов за трехмесячную аренду великана (в своих мемуарах шоумен утверждал, что хотел купить статую за 50 тысяч). Однако банкир ответил отказом.

Уязвленный Барнум нашел оригинальный выход из положения. По его заказу скульптор Карл Отто изготовил точную копию Кардиффского великана. Когда в 1871 году синдикат Ханнума, выкупивший все права на показ великана, собирался демонстрировать его в Нью-Йорке, Барнум выставил свою копию в Бруклине и объявил, что Ханнум продал ему свой экспонат. Тысячи сбитых с толку людей шли посмотреть на великана Барнума, и вскоре копия стала пользоваться большей популярностью, чем оригинал. Ситуация складывалась анекдотичная. Марк Твен описал ее в своем сатирическом рассказе «Таинственный призрак». Ханнум произнес с досады: «Каждую минуту рождается по олуху». Он имел в виду тех «олухов», которые не жалели денег, чтобы посмотреть на фальшивку Барнума, а не на настоящего великана. Позже эта фраза стала в Америке крылатой, но ее авторство приписали… Барнуму.

Ханнум пытался противостоять козням конкурента. Он, к примеру, выпускал огромные афиши следующего содержания: «Настоящий Кардиффский великан. Оригинал. Ф. T. Барнум предлагал за него 150 000 долларов. Единственная и неповторимая выставка». Но это Ханнума не спасло, тогда он подал на короля шоуменов в суд.

10 декабря 1869 года табачник Джордж Халл из Бингемптона (штат Нью-Йорк) сделал сенсационное признание: Кардиффский великан вовсе не окаменелый человек, а современная гипсовая статуя. Затеять эту мистификацию Халла вынудил странствующий проповедник, безапелляционно заявлявший, что когда-то на земле жили великаны, и в качестве доказательства цитировал Библию. Халл вступил с ним в горячий спор. Некоторое время спустя в его голове созрел план закопать современную скульптуру и затем выдать за окаменелого человека. Таким необычным способом он хотел подшутить над сторонниками слепой веры.

В июне 1868 года Халл отправился в поселок Форт-Додж (штат Айова), где были залежи гипсового камня. Местный гипс идеально подходил для мистификации: в своей структуре он имел темно-голубые жилки, напоминающие вены человека. Рабочие вырубили огромную глыбу и доставили ее на ближайшую железнодорожную станцию. Халл говорил, что из этого камня будет сделан памятник Аврааму Линкольну в Нью-Йорке.

Глыбу с трудом погрузили на железнодорожную платформу и перевезли в Чикаго. Немецкий каменотес Эдвард Бургхардт и его помощники – немецкий художник Эдвард Залле и американский каменотес Маркхэм – приступили к изготовлению статуи. По замыслу Халла, великан должен был выглядеть так, будто он умер в страшных мучениях. Каменотесы справились со своей задачей блестяще. Бургхардту удалось передать малейшие детали строения человеческого организма, даже «поры» были нанесены на «кожу» с помощью стальных вязальных иголок. Серная кислота и красители придали скульптуре древний вид. В итоге получилась фигура, внушающая суеверный страх.

В ноябре 1868 года Халл упаковал великана в огромный ящик с надписью «машины» и отправил по железной дороге в Кардифф. Вечером ящик привезли на ферму Ньюэлла. Под покровом ночи Халл, Ньюэлл и его старший сын закопали скульптуру между домом и амбаром. План заключался в том, чтобы оставить статую в земле по крайней мере на год. Подготовительная операция обошлась Халлу от 2200 до 2600 долларов. Он и подумать не мог, что мистификация принесет ему десятки тысяч долларов.

По счастливому стечению обстоятельств, спустя полгода на одной из соседних ферм были обнаружены окаменелые кости. Ученые предположили, что они принадлежали представителям давно исчезнувшей индейской цивилизации. Об этом сообщили почти все американские газеты.

15 октября 1869 года операция вступила в решающую стадию. Ньюэлл, часто жаловавшийся соседям на нехватку воды, нанял двух рабочих, показал им, где нужно копать колодец. Некоторое время спустя раздались громкие крики рабочих: окаменелый великан был найден!

Признания Халла оживили угасающий интерес к Кардиффскому великану. Раскрывшийся обман сделал посмешищем многих ученых, поверивших в реальность существования доисторических гигантов.

Со временем Кардиффский великан стал национальной достопримечательностью и продолжал приносить немалые доходы своим владельцам. После Второй мировой войны он был приобретен Историческим обществом штата Нью-Йорк и выставлен в качестве экспоната в Фермерском музее Купперстауна, штат Нью-Йорк.

Читайте также

Тайна U-534

Тайна U-534 В конце апреля 1945 года, когда исход войны давно стал предельно ясен, капитан немецкой подводной лодки U-534 Герберт Ноллау получил по радио шифрованный приказ срочно прибыть в Киль — главную базу военно-морского флота гитлеровской Германии.Ноллау был опытным

Тайна ПЛ-574

Тайна ПЛ-574 1968 год. Холодная война в полном разгаре. Обе недружественные сверхдержавы следят за соперником всеми возможными способами — из космоса, с самолетов и морских судов, с помощью сети станций, разбросанных по всему миру. Не только следят, но и угрожают: дальние

Тайна страны Куш

Тайна страны Куш Международная археологическая экспедиция в Судане пытается спасти остатки древней культуры на территории, которая скоро окажется на дне нового водохранилища.Учёные из Англии, Германии, Польши, России, Франции и Судана работают в большой спешке,

Банковская тайна

Банковская тайна БАНКОВСКАЯ ТАЙНА — разновидность коммерческой тайны; преднамеренно скрываемые сведения (информация), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам при отсутствии к ним свободного доступа на

Государственная тайна

Государственная тайна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация. которая обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того, что она не является

Тайна Светлояра

Тайна Светлояра Светлояр, небольшое лесное озеро в Горьковской области, давно привлекает к себе людей, одержимых открытиями…Легенда повествует: было это в те лихие годы, когда на Русь вторглись орды хана Батыя. Оставляя за собой опустошенную выжженную землю, они дошли до

«Дорога великана»

«Дорога великана» Об этом странном нагромождении гигантских камней в Ирландии существует бесчисленное множество романтических легенд, сказаний и поверий. «Дорога Великана» представляет собой ряд огромных вмятин на пологих каменных берегах, вокруг которых поднимается

Стул для великана

Стул для великана На Аландских островах, лежащих в Ботническом заливе между Финляндией и Швецией, в местечке, называемом Еккере, рядом с почтой стоит великанский стул высотой около 10 метров. Давно стоит — с прошлого века, когда Аландские острова вместе с Финляндией

Тайна иероглифов

Тайна иероглифов Едва ли какая-нибудь другая система письма вызывала столько любопытства у любого, кто внимательно вглядывался в неё, как египетские рисунки-символы. Они выглядят как уменьшенные отдельные фигуры настенных рельефов и по цвету и форме точно совпадают с

Источник

ПроизводствоРежиссерЕвро ЛинНаписаноМарк ГэтиссРедактор сценарияХелен РейнорПроизведеноФил КоллинсонИсполнительные продюсеры)Рассел Т. Дэвис,
Джули Гарднер,
Мал ЯнгКомпозитор случайной музыкиМюррей ГолдКод продукции1.3РядСерии 1Продолжительность44 мин.Первая трансляция9 апреля 2005 г. ( 2005-04-09 )Хронология
Предшествующий
« Концу света »
Далее
« Пришельцы Лондона ».
Список серий « Доктора Кто» (с 2005 г. по настоящее время)

В этом эпизоде ​​инопланетный путешественник во времени Девятый Доктор ( Кристофер Экклстон ) и его спутница Роуз Тайлер ( Билли Пайпер ) отправляются в викторианский Кардифф в канун Рождества 1869 года, где были замечены странные газоподобные существа. Доктор и Роуз объединяются с Чарльзом Диккенсом ( Саймон Кэллоу ), чтобы исследовать мистера Снида ( Алан Дэвид ), человека, который управляет похоронным бюро, где кажется, что трупы ожили. Выясняется, что газообразный гельт (озвученный Зои Торн) вошел в Кардифф через разлом и хочет выжить, захватив трупы.

Компьютерные изображения (CGI) использовались в качестве основного визуального эффекта для гельтов. «Беспокойных мертвецов» в первом эфире в Великобритании посмотрели 8,86 миллиона зрителей. Он вызвал в целом положительный прием, хотя некоторые рецензенты раскритиковали некоторые моменты сюжета и отсутствие моральной дилеммы.

СОДЕРЖАНИЕ

Сюжет

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Девятый Доктор и Роза земли в Кардиффе на Сочельник, 1869. В соседнем похоронное бюро, в ведении Габриэль Sneed и слуга его Гвинет, труп покойной миссис мира был захвачен синим паром. Она убивает своего внука, мистера Редпата, и убегает из гостиной. Гвинет, ясновидящая, чувствует, что труп увидит Чарльза Диккенса в ближайшем театре. В середине выступления Диккенса синий пар покидает миссис Пис и отпугивает публику. Волнение привлекает внимание Доктора и Роуз, которые спешат на расследование. Снид и Гвинет прибывают и захватывают труп, но сталкиваются с Роуз и в конечном итоге также похищают ее.

Гвинет стоит посередине арки и открывает трещину, позволяя гельтам перебраться через нее. Число гельтов намного больше, чем ожидалось, и их истинный мотив раскрыт: они намерены убивать живых, чтобы дать себе больше хозяев и захватить планету. Снид убит, и его тело захвачено гельтами. Понимая, что на гельтов действует газ, Диккенс гасит газовые фонари и включает газ на полную, вытягивая гельтов из тел. Доктор говорит Гвинет, чтобы она отправила гельтов назад и закрыла трещину, но она не может закрыть его или уйти. Вместо этого она достает коробку спичек, намереваясь зажечь газ и удерживать гельтов в одном месте с взрывом. Доктор определяет, что Гвинет уже мертва и, открыв трещину, она обрекала себя. Доктор, Роуз и Диккенс покидают гостиную незадолго до того, как она взорвется и загорится, захватив гельтов и закрыв трещину.

Доктор и Роза готовятся уйти в ТАРДИС, где Доктор признается Роуз, что Диккенс, к сожалению, умрет в следующем году. Диккенс с удивлением наблюдает, как ТАРДИС исчезает у него на глазах, и он направляется в город Кардифф, теперь полностью удовлетворенный продолжением своей работы.

Производство

Письмо

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Исполнительный продюсер и главный сценарист Рассел Т. Дэвис придумал концепцию «Беспокойных мертвецов». Как третий эпизод возрожденного сериала, он был разработан, чтобы продолжить показывать диапазон программы, исследуя прошлое, после современной « Розы » и далекого будущего « Конец света ». В эпизоде ​​также вновь появляется привычка ТАРДИС забирать Доктора не в те места, чего еще не случалось в возрожденном сериале. Дэвис считал важным, чтобы действие эпизода происходило в Кардиффе, поскольку именно здесь снимается новый сериал, и хотел, чтобы история происходила в викторианские времена и с участием Чарльза Диккенса. Первоначальное задание Дэвиса также включало «фальшивых медиумов », и Гэтисс первоначально поместил его в «спиритуалистическом отеле», в котором были фальшивые медиумы (такие как персонаж по имени миссис Пламшут) на нижних этажах и мистер Снид наверху, хотя он был не подозревая, что он был настоящим медиумом. Однако Гвинет стала более популярным персонажем в производственной команде, и она взяла на себя большую часть средних ролей. Гэтисса также больше интересовали одержимость и зомби. Миссис Снид была еще одним персонажем, вырезанным из эпизода; Гэтисс считал, что в ней нет необходимости, поскольку Гвинет была «сердцем» истории.

Рабочими названиями этого рассказа были «Ужас Криппингвелла» и «Ангелы Криппингвелла». Первоначальный черновик был более мрачным, включая подробности о предыдущей смерти младшего брата Гвинет, но в последующих черновиках история стала больше похожей на «возню». Гэтисс заявил, что имя «Гелт» просто пришло ему в голову. Гэтиссу было предложено олицетворять гельтов, в чем он изначально сомневался, потому что считал, что монстры, шепчущие «Доктор», были клише; продюсер Фил Коллинсон заметил, что, возможно, это было клише, потому что оно сработало. Разлом был добавлен в сюжет, чтобы упростить происхождение гельтов.

Кастинг

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Съемка и эффекты

Хотя действие происходит в Кардиффе XIX века, в Кардиффе не осталось достаточно зданий в викторианском стиле, чтобы можно было снимать там всю постановку.

Актеры, которые играли мертвые тела, одержимые гельтами, имели простой грим, только с затенением и контактными линзами и без протезов. Производственная группа внимательно относилась к аудитории программы и решила не пропустить ни одной черты лица. Первоначально компания по визуальным эффектам The Mill планировала, что компьютерные эффекты (CGI) будут просто «эфирным водоворотом», но в сцене сеанса они столкнулись с проблемой анимации рта гельта. Гелт, покрасневший во время сеанса, был изменением визуальных эффектов «в последнюю минуту». The Mill превысила свою квоту компьютерной графики для эпизода и компенсировала небольшие завихрения в кадрах, сфокусированных на других персонажах.

Трансляция и прием

Писатель « Доктора Кто» и создатель « Парадокса фракций» Лоуренс Майлз разместил в Интернете резкий обзор «Беспокойных мертвецов» в течение часа после его трансляции, сосредоточив внимание на предполагаемом политическом подтексте, предполагающем, что просители убежища (гелты) на самом деле все злые и неприкрытые. использовать либеральную щедрость (Доктор). Он раскритиковал сценарий за пропаганду ксенофобии и «утверждение, что все иностранцы были захватчиками», тем более что главные новости в новостях касались иммиграции в Великобританию. Обзор вызвал значительную негативную реакцию в Интернете, в основном из-за его комментариев о писателе Марке Гэтиссе. С Майлзом связались лично, и у его издателей возникли проблемы. Майлз удалил обзор и опубликовал исправление, хотя оригинал все еще доступен на другом из его веб-сайтов.

Источник

От Редактора: эта история произошла полтора века назад. Судя по всему, в массовом сознании с тех пор ничего не изменилось (см. ссылки в конце материала).

Более ста лет назад, в 1869 году, жители Соединенных Штатов Америки были потрясены сообщением о сенсационной находке. На одной ферме в штате Нью-Йорк, недалеко от городка Кардиффа, был обнаружен в земле окаменевший великан, подобный легендарному исполину и силачу Голиафу. На место находки немедленно устремились репортеры. Все газеты страны следили за этим событием, которое предстало перед читателями со следующими подробностями.

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошлокардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Владелец фермы по имени Ньювелл в последнее время часто жаловался своим соседям на то, что ему скоро нечем будет поить стадо, потому что в его колодце быстро убывает вода. Никто не удивился, когда в октябре месяце Ньювелл нанял двух рабочих для рытья нового колодца. Он сам вызвался указать им подходящее место, ссылаясь на то, что он будто бы обладает даром находить подземную воду. Держа в руках раздвоенную ветку орешника, он целый день ходил по своему участку. Наконец позади сарая ветка резко наклонилась вниз. Здесь по указанию Ньювелла рабочие и начали копать колодец.

Сам Ньювелл отправился в город покупать материал для оборудования колодца. К вечеру он вернулся домой и увидел, что за сараем собралась небольшая толпа. Ньювелл бегом кинулся туда, спрашивая, уж не произошло ли какое то несчастье. Рабочие рассказали ему, что около полудня они наткнулись на торчащую из ямы ногу и бросились собирать народ.

Когда находку освободили от земли, удивление собравшихся возросло еще больше. Представшая перед ними странная, по всей видимости окаменевшая фигура, казалось, была похоронена здесь в давние времена. Она имела человеческий облик, но была громадной — более трех метров в длину.

Уже на следующий день весь штат Нью-Йорк узнал о найденном гиганте. Тысячи людей поспешили на ферму, чтобы посмотреть на него собственными глазами. Мнения относительно его происхождения разделились. Одни считали, что в таком облике только какой то бог мог в древности явиться на землю. Другие объявляли его забытым памятником президенту Джорджу Вашингтону.

Но все больше раздавалось голосов, утверждавших, что речь идет о первобытном человеке, окаменевшем несколько тысячелетий назад.

Между тем Ньювелл, увидев подобный интерес к своей находке, поставил над вырытой ямой палатку и повесил у ее входа дощечку с надписью:

«Спешите увидеть окаменевшего великана — всего за 50 центов!»

Был воскресный день, и народ валом валил на ферму Ньювелла. Явились даже четверо священников и спросили хозяина, не сделает ли он для них скидку.

— Ну разумеется, — ответил им Ньювелл, — вам это обойдется всего по 25 центов.

Когда служители культа вышли из палатки, они единодушно объявили собравшимся, что найденная фигура безусловно была человеческим существом, жившим, возможно, в далекие библейские времена. Это заявление еще больше подогрело интерес к находке. Желающих посмотреть на великана было столько, что компания железных дорог пустила к Кардиффу специальные поезда, а дилижансы регулярно доставляли публику прямо на ферму Ньювелла. Ловкие предприниматели открыли неподалеку два ресторана, носившие имя «Кардиффского великана» — так теперь стали называть ископаемую фигуру.

Время шло. У входа в палатку Ньювелла всегда толпился народ. Однажды за день в ней побывало 3000 посетителей! За один час Ньювелл собирал по 26 долларов.

В начале зимы «Кардиффский великан» был поднят из ямы и перевезен в музей города Сиракузы. Здесь к нему проявили интерес не только простые посетители, но и серьезные ученые. Они почти единогласно удостоверили, что в лице этого великана наука имеет дело с доисторическим ископаемым человеком.

Некоторое время спустя Ньювелл продал великана за огромную по тогдашним понятиям сумму. Новый владелец сначала выставлял его на главной улице Нью-Йорка, Бродвее, а затем организовал поездку по всей стране. Вновь и вновь осматривали эксперты «американского Голиафа» и подтверждали, что перед ними окаменевшее человеческое существо. В их числе оказался даже философ Ральф Эмерсон, который объявил великана «удивительным и несомненно древним».

Для установления истины один известный анатом в городе Бостоне додумался до очень простой и гениальной мысли: он просверлил небольшое отверстие за ухом великана и авторитетно заявил, что его голова отличалась великолепным анатомическим строением. Иное мнение высказал один студент йельского университета. Он представил реферат, где на семнадцати страницах доказывал, что великан является древней статуей, изображающей финикийского бога Ваала. Основным его доводом служили иероглифы, якобы обнаруженные им на спине статуи.

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошлокардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Между тем некий предприимчивый авантюрист решил, в свою очередь, нажиться на всеобщем ажиотаже и заказал точную копию «Кардиффского великана». Он выставил ее в помещении напротив того музея, где размещалась первая статуя, сопроводив табличкой:

«Оригинал ВСЕХ кардиффских великанов».

Тогда публика без разбора и с одинаковым рвением стала посещать обоих «Голиафов», стремясь увидеть то, вокруг чего разгорелись такие страсти.

Среди всей этой невообразимой шумихи никто вначале не обратил внимания на заявление одного ученого, который безошибочно определил, что речь идет о современной статуе, вытесанной из гипса. Всем так хотелось стать участниками и свидетелями необыкновенных событий, что в этой погоне за сверхъестественным голос ученого не был услышан.

Однако вслед за Первыми сомнениями пришло и разоблачение. Раньше других до правды об «американском Голиафе» докопались журналисты. Они снова побывали на ферме Ньювелла, затем в Кардиффе и Сиракузах и, наконец, добрались до некоего Джорджа Халла, преуспевающего фабриканта сигар. Он-то и оказался автором «открытия», которое еще и до сих пор считается одной из величайших подделок в археологии. Человек, весьма далекий от этой науки, Халл вовсе и не стремился ввести в заблуждение ученый мир. Он просто хотел доказать, что люди нередко склонны верить тому, что не выдерживает никакой серьезной проверки. Как показали события, ему вполне удалось это сделать.

Вернемся теперь к началу этих событий, в 1866 год. Джордж Халл приехал в небольшой городок в штате Айова навестить сестру. В воскресенье он отправился в местную церковь послушать заезжего проповедника. Тот в своей проповеди несколько раз повторил, что в древние времена на земле будто бы жили какие-то великаны. Такое утверждение показалось Халлу лишенным всякого здравого смысла. Он попытался остудить пыл священника и громко задал ему вопрос: какого же, собственно, роста были эти великаны? Священник, однако, нимало не смутился и, недолго думая, ответил:

— От десяти до двенадцати футов.

К своему удивлению, Халл обнаружил, что все присутствующие наивно верили в подобные небылицы и даже остались недовольны тем, что он своим вопросом прервал проповедь. Халл не стал продолжать спор, но задумал один смелый и оригинальный план, решив посмеяться над легковерием своих соотечественников.

Некоторое время Халл ничего не предпринимал и только два года спустя с помощью одного знакомого приобрел в карьере камень длиною в 12 футов (3,65 м). Гипсовая глыба весила пять тонн и доставила своему владельцу массу хлопот. От ближайшей железнодорожной станции карьер отделяло 40 километров очень плохой дороги. По пути под тяжестью камня сломалось несколько повозок, и даже провалился мост.

Разумеется, такая глыба не могла остаться незамеченной. Стараясь отделаться от любопытных, Халл выдавал ее то за памятник президенту Линкольну, то за «лучший строительный камень мира», который он якобы вез на выставку в Вашингтон. Но вот позади остались все трудности, и груз в целости и сохранности прибыл в Чикаго.

Халл договорился с одним из своих тамошних друзей и поместил камень в его сарае. Затем он пригласил каменотеса и скульптора и заказал им фигуру лежащего великана. Через четыре месяца исполин был готов. Его рост достигал теперь 3,17 метра, он весил 1356 килограммов и вполне подходил под образ мифических гигантов, созданных людским воображением. Мастера постарались сделать эту фигуру еще более похожей на человека и толстыми иглами накололи на ее лице и теле «поры».

А чтобы люди поверили, что она провела в земле несчетные века, они подтемнили гипс с помощью кислоты.

Теперь Халл приступил к выполнению второй половины своего плана. Он упаковал великана в большой ящик, обитый медными листами. Крупными буквами он вывел на ящике слово «машины» и отправил его по железной дороге в Кардифф. Там ящик выгрузили и темной октябрьской ночью 1868 года привезли на повозке, запряженной четырьмя лошадьми, на ферму Ньювелла, двоюродного брата Халла. Вместе с ним и его сыном Халл вырыл за сараем яму глубиной в 1 метр и закопал великана. После этого заговорщики заровняли землю, засеяли этот участок клевером и поклялись хранить тайну. Уже на следующий день они вернулись к своим обычным делам, оставив «Голиафа» на время в покое. Вся эта операция обошлась Халлу в 2200 долларов.

кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошлокардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть фото кардифф 1869 рождество что произошло. Смотреть картинку кардифф 1869 рождество что произошло. Картинка про кардифф 1869 рождество что произошло. Фото кардифф 1869 рождество что произошло

Нужно сказать, что обстоятельства складывались как нельзя лучше в пользу замысла Халла. Следующей весной сосед Ньювелла пахал свое поле и обнаружил на нем какие-то кости. По мнению ученых, это были ископаемые останки людей, восходящие к давно исчезнувшей с лица земли индейской цивилизации. Это событие, случившееся всего в двух километрах от фермы родственника Халла, получило широкую огласку в газетах и журналах Соединенных Штатов и подготовило почву для нового «открытия».

Вот тогда-то, следуя указаниям Халла, Ньювелл принялся при любом удобном случае жаловаться на нехватку воды в своем колодце. Ровно через год после «погребения» гипсовый великан вновь увидел свет. Его тайну довольно долго не удавалось открыть, так как всем участникам заговора шел небольшой процент с суммы сбора за осмотр великана и они строго хранили обет молчания.

Сам Халл тоже хорошо сыграл свою роль. Когда друзья сообщили ему сенсационную новость, он отнесся к ней весьма недоверчиво и еще заставил себя уговаривать, прежде чем отправился взглянуть на необычную находку. И только там ему пришлось «сдаться» перед очевидностью фактов. Правда, в тот же вечер он дал Ньювеллу указание удвоить входную плату.

Итак, Халл доказал легковерие своих сограждан. Но поскольку эти легковерные охотно платили за то, что над ними смеялись, он решил еще и заработать на этом. Прежде чем обман был разоблачен, история с «американским Голиафом» принесла Халлу 100 000 долларов.

Все участники этой невероятной истории вели себя настолько осторожно, что их оказалось невозможно привлечь к ответу за подделку.

Действительно, сам Халл никогда не объявлял свою статую ископаемым великаном. Ньювелл в своих афишах и проспектах ограничивался тем, что приводил заключения ученых экспертов по поводу подлинности великана. Зрители сами обманывали себя и верили в собственную выдумку. Ведь даже после того, как во всех газетах Соединенных Штатов появились сообщения о колоссальном обмане, в стране осталось еще немало людей, которые продолжали верить в то, что этот великан жил на земле в незапамятные времена.

Приключения «Кардиффского великана» не закончились после разоблачения подделки. Наоборот, он стал чем-то вроде национальной достопримечательности и продолжал приносить немалые доходы своим владельцам. Постепенно о нем все же забыли и только в 1934 году вновь «раскопали» для использования в съемках фильма. В 1939 году на месте находки великана близ Кардиффа американские власти установили памятную доску, увековечившую это событие. Уцелел и сам великан; за эти годы он прошел через руки множества владельцев, а в 1948 году был приобретен Историческим обществом штата Нью-Йорк и помещен в качестве экспоната в один из краеведческих музеев. Глядя теперь на эту подделку, приходится только удивляться тому, как она могла хоть кого-то ввести в заблуждение. Однако не надо забывать, что в Америке в то время археологические раскопки еще только начинались, и в стране даже не имелось квалифицированных специалистов, способных без труда определить подлинную ценность столь необычной находки.

Г. Матвеева, Американский голиаф // Хочу все знать. Научно-художественный сборник. Составитель А.Н. Томилин. Л., 1975. С. 277-281.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *