карго культ что это такое простыми словами
Культ карго: зачем папуасы делают самолеты из соломы и навоза
15 февраля на Вануату празднуют День Джона Фрума, а это значит, что самое время рассказать пару забавных историй о папуасах. Что такое культ карго? Почему его называют «религией самолетопоклонников»? Зачем дикари делают аэропланы из навоза и соломы? А также: работает ли Nokia, сделанная из дерева?
Что такое культ карго?
Папуас изображает мистического Джона Фрума из волшебной страны USA.
Островитяне с муляжами из бензопил.
Жители тихоокеанских островов, которые впервые столкнулись с белыми в середине XX века, были поражены невероятным изобилием, которое их сопровождает. Они видели как американские военные ели вкусную тушенку, спали в красивых домах и носили комфортную одежду. Поначалу решив, что это и есть их предки, вскоре папуасы переменили свое мнение. Они видели, что прибывшие получают все вещи по воздуху, а значит, напрямую из Страны Предков. Это наталкивало на мысль, что все товары предназначены им, островитянам, а белые лишь перехватывают их в пути.
Священный самолет в лесу.
Члены культа обычно не понимают значимость производства или коммерции, их представления о западном обществе, его религии и экономике могут быть весьма наивными. Поэтому островитяне считают, что действия белых — муштра, катание по джунглям на джипах, прослушивание радиосигналов — это магические действия, с помощью которых можно получить от предков волшебные товары с небес.
В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа возводят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолеты, заполненные грузом, которые считаются посланниками духов. Верующие регулярно проводят строевые учения и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена, пуговицы и надписи «USA».
В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал. Островитяне решили, что или предки покинули их, или же жадные белые совсем обнаглели и теперь забирают себе вообще все.
Папуасы маршируют, в руках «винтовки» из бамбука.
Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг похожим образом верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа. По их представлениям, он должен приехать одетым в камуфляж за рулем военного джипа, чтобы забрать их на нем в землю обетованную. Или вот еще пример из другой части света: некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они пытались наладить разговор с духами. А главное: они убеждали друг друга, что действительно слышат по ним голоса предков
Кто такой Джон Фрум и почему ему поклоняются?
Чтобы получить карго и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков, поскольку видели в этих действиях исключительно сакральный смысл.
Они мастерили наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева вышках. Изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе и зажигали факелы для освещения этих полос и маяков.
И все это время местные верили, что с небес на них взирает величественный Джон Фрум, и он ждет, чтобы все ритуалы были сделаны красиво и по канону. И вот когда будет сделан каждый магический жест, Джон прилетит, раздаст жадным белым тумаков, а добрым папуасам — вкусных консервов и удобных палаток.
Как там культ карго сейчас?
За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив и процветает в Вануату. И более того, 15 февраля граждане этой страны празднуют свой самый важный национальный и религиозный праздник, День Джона Фрума, с чем мы их и поздравляем.
Можно выделить еще один атрибут культа карго: так называемую ритуальную бездеятельность ; построив ритуальные аэродромы, островитяне начинали ждать пришествия предков в многодневном молчании и бдении не сходя с места. Мечтая о «небесных дарах», дикари переставали охотиться, возделывать землю и вообще забивали на пропитание и хозяйство.
Муляжи самолетов иногда выглядят поразительно достоверно. Но все же не летают.
Ирония заключается в том, что в некоторых случаях идея подарка с небес оказывается оправданной: правительства начинают помогать папуасам, дабы те не погибли с голода в своей ритуальной бездеятельности и скидывает им с самолетов гуманитарную помощь. Это лишь подкрепляет уверенность дикарей в своей правоте, после чего они начинают поклоняться Джону Фруму и строить соломенные аэродромы с еще большим рвением.
Карго-культ вокруг и внутри нас: IT HR и маркетинг
Совсем недавно я наткнулся на очередное обсуждение DevRel в «Разборе Полетов», в котором услышал странно знакомое слово «карго-культ». Потом оно же всплыло и в Telegram-канале Алексея 23derevo Федорова. Потом еще где-то… Всё это привело меня к мысли, что карго-культ охватил умы людей во всех сферах: от HR до разработки, от выбора диеты до принятия решения о выборе фреймворка или профессионального инструмента.
Про диеты, пожалуй, говорить не будем, а вот проблему несознательного принятия профессиональных решений хотелось бы обсудить. Еще ниже по тексту расскажу о том, как мы в JUG.ru Group пытаемся с этим явлением бороться, а в комментах можете сказать мне, какой я плохой/хороший, и заодно поделиться своими наблюдениями: замечали ли за собой склонность к «культизму»?
Под катом нет кода, нет котиков и нет ничего про разработку. Зато есть немного размышлений про маркетинг, HR, философию потребления и принятия решений. А еще там есть анонс нашего открытого семинара Карго Культ, на котором выступит, например, Boomburum.
Модус потребления
Есть такое понятие — «карго-культ». Это ситуация, в которой человек или группа людей пытается воспроизвести у себя нечто увиденное, услышанное или прочитанное, не понимая принципов его работы. Такие люди достанут свой бубен, будут прыгать вокруг канбан-досок или дашбордов, графиков, отчетов, документов, колод с карточками, вики-систем, в общем, будут производить какие-то странные ритуалы со странными артефактами и доказывать всем, как хорош их бубен и как прекрасна штука, вокруг которой они прыгают.
Вы задумывались, откуда растут ноги у современного карго-культа? Я начну издалека.
В 1976 году Эрих Фромм написал книгу «Иметь или быть», в которой дал критику потреблядства культуры потребления, уже вовсю бушевавшей на западе. Вкратце концепт такой: есть модус обладания (потребления) и модус созерцания (переживания). И если вы стремитесь «обладать», вы рискуете упустить возможность «переживать» это и наоборот: не пытаясь «владеть» чем-то, а стараясь это созерцать/переживать, вы развиваетесь как личность, не обрастая лишними сущностями.
Так вот, одной из наиболее важных концепций книги для меня оказалась забавная мысль: потреблять можно не только продукты, товары или недвижимость, потреблять можно всё: путешествия, книги, образование. Вы можете пойти учиться в ВУЗ, чтобы просто получить диплом, а можете — чтобы освоить новую область знаний (и в итоге тоже получить диплом, почему нет): в первом случае вы «потребляете» образование, во втором — переживаете. Главное различие между потреблением и созерцанием в том, что обладание приводит к накоплению «достижений» или обьектов, а созерцание — к развитию и новому опыту.
Собственно, современный карго-культ в бизнесе растет из культуры потребления: давайте заведем аккаунты в соцсетях/корпоративный блог на Хабре/своего DevRel’а/перейдем на Vue.js — просто потому что у других есть. Посмотрим на эти примеры повнимательнее.
Карго-культ в маркетинге и HR
Социальные сети
Самый красивый и классический пример: аккаунты в социальных сетях. У каждой компании есть паблик в ВК, Twitter-аккаунт, профиль в Facebook и прочее. Проблема в том, что кого ни спроси, зачем эти профили, никто не может внятно ответить. Классический пример «обладания» — у нас есть социальные сети, посмотрите. Вот только обычно смотреть там не на что: какие-то однообразные анонсы, оффтопик посты и партнерские сообщения.
На самом деле превращенная форма карго-культа в бизнесе на вопрос «Зачем?» отвечает не «Потому что это есть у других», а «Разве можно было по-другому?» (не иметь аккаунтов в соцсетях можно!). Почему-то в маркетинге — сфере бизнеса, которая отвечает за взвешенное принятие решений — не принято принимать взвешенных решений.
Блоги
Блоги, в том числе и здесь, на Хабре, — тоже прекрасный пример карго-культа. В прошлом году я выступал на HR Meetup с темой про ведение блога на Хабре, про то же говорили и коллеги из TechMedia (можете найти в плейлисте). Обсудить здесь стоит вот что: вопросы, которые задавались из зала, в основном были направлены на получение «пилюли», готового решения.
Чтобы нанять одного специалиста, вам не нужно 200к просмотров, вам нужен один правильный просмотр и хороший контент. Если вы хотите показать, какой хороший у вас продукт, вам нужны не только плюсы, но и комментарии от реальных пользователей под статьей. Если вы хотите поддержать команду и дать ей высказаться — просто постарайтесь помочь им справиться с негативом, а о метриках не думайте. Чаще всего цель ведения блога лежит за пределами блога, о ней вам и надо думать.
А плюсы, просмотры и количество «закладок» — это инструменты оценки, и если вы делаете их своей целью, поздравляю, вы карго-блогер.
Мероприятия
И еще один пример из жизни: конференции JUG.ru Group. На каждой есть компании-спонсоры, которые встают с будками. Знаете, какой вопрос мы слышим чаще всего? Почти цитата:
Хотим стенд, но не знаем, что на нем делать. Посоветуйте, пожалуйста!
Мы всегда готовы подсказать, какие инструменты помогают решать те или иные задачи, можем рассказать, почему митап на стенде — это хорошо, а розыгрыши — плохо, зачем делать задачки и почему иногда на стенде вообще ничего не надо делать. Вот только помочь мы можем только тем, кто понимает, зачем нужен стенд. Конкретно.
Разрушители культа
Итак, что мы имеем? Карго-культ в бизнесе рождается, когда вы начинаете думать «как» сделать что-то, не ответив предварительно на три вопроса:
Отвечая на вопрос «как», не пытайтесь повторять то, что делают другие. «Вы не Google», как известно. И не Окна Века. И не JUG.ru Group. Начните изучать классические подходы и фундаментальные модели, позволяющие решить ваши задачи. Вот несколько примеров, с которых можно начать, если у вас есть понимание, что такое работа с рынком/потребителем:
На семинаре выступят Алексей Федоров, Алексей Шевелёв, Сергей Худовеков из Paper Planes и еще несколько докладчиков. Рассказывать будут про маркетинг, брендинг, маркетинг в HR, ведение блогов и вот это вот всё. Без фишкинга, кейсов и success stories.
Культ Карго: «Кока-Кола», посланная богами
Люди и боги
Одно из назначений религии — объяснять окружающий мир. В последние несколько веков эту функцию у неё отвоёвывает наука. Но всё зависит не только от развития общества, но и от конкретного человека. Каждый создаёт собственную веру, призванную объяснить то, в чём он не разбирается.
Меланезия — группа островов в Тихом океане, включающая в себя государства Фиджи, Вануату, Папуа — Новую Гвинею и Соломоновы острова, а также зависимые территории
Когда аборигены Меланезии впервые увидели самолёт, они не могли объяснить его происхождение в известных им понятиях. Они не были знакомы с основами аэродинамики. Поэтому самолёт стал для них проявлением божественного.
Так и появился карго-культ (от слова cargo — груза, который перевозят корабли и самолёты) — система верований, делающая частью религиозной культуры предметы, созданные людьми, которые дальше продвинулись в техническом развитии.
Носители карго-культов перенимают поведение представителей других культур, переосмысливая их манеры и обычаи на свой лад и превращая в религиозные ритуалы. Так, европейская традиция проводить парады в меланезийских верованиях превращается в ежегодное шествие одетых в камуфляж проповедников, призывающих богов ниспослать им еды и вещей. Ведь солдаты получали помощь с неба — разве не от богов?
Жители Меланезии темнокожи, а их языки не относятся ни к полинезийским, ни к микронезийским, наиболее распространённым в этой части света
Но исповедующие карго-культы аборигены поклоняются не самим самолётам и даже не белым людям, прилетающим на железных птицах. Меланезийцы понимают и всегда понимали, что белые люди — такие же смертные, как и они, просто заключили более удачный союз с богами. Боги могут быть разными: и местными, традиционными, языческими, и условными «богами белых людей», более щедрыми и могущественными. Обычный абориген верит в то, что небесное божество ниспошлёт ему дождь, а исповедующий карго-культ — в то, что оно приведёт к нему самолёт с гуманитарной помощью. Способность куска крылатого железа держаться в воздухе тоже объясняется поддержкой богов.
Самый ранний карго-культ — движение Тука, возникшее на Фиджи в 1885 году. Остров в те годы был британской колонией, и местные жители хорошо познакомились с бытом и обычаями англичан. Правда, в восприятии аборигенов они исказились.
Абориген Фиджи примерно тех времён
Местный шаман Ндугомои, опасаясь христианских миссионеров, проповедовавших на острове, взял имя Навосавакандуа («тот, кто говорит лишь однажды») и назначил себя властителем жизни и смерти. Он обещал вернуть из небытия великих фиджийских воинов прошлого, которые вывернут мир наизнанку, после чего белые захватчики станут прислуживать чёрным людям, а не наоборот. Колониальные власти обеспокоились расширением влияния Ндугомои, посадили его на полгода в тюрьму, а затем выслали с острова. Культ Тука после этого просуществовал ещё несколько месяцев.
Вы спросите: а где здесь карго? Пока что нигде. Но движение Тука — первая меланезийская секта, основанная на традиционных верованиях, изменившихся под влиянием белых людей. Европейцы в культе Тука выполняли роль злодеев, но при этом Ндугомои проводил обряды, списанные с христианских: «святил» воду, молился, складывая руки, и продавал религиозные сувениры. По сути, это была языческая секта, внешне напоминавшая пародию на христианство. Её последователи не понимали, зачем миссионеры совершают те или иные действия, и слепо повторяли их в надежде, что боги дадут им те же блага, что и европейцам. Так работает и карго-культ.
Аборигены острова Танна практиковали каннибализм (Художник: Чарльз Гордон Фрейзер)
В начале XX века подобные движения начали появляться в разных частях Меланезии. Самым крупным довоенным культом было «безумие Вайлала» в 1919–1922 годах. Оно неплохо исследовано этнографами и описано в ряде книг. Слово «вайлала» — звукоподражание, имитация бессмысленного пения, напоминающего монолог. Во время религиозных обрядов члены культа практиковали глоссолалию — речь из не имеющих смысла буквосочетаний, похожих на иностранный язык — так они имитировали речь европейцев.
Каннибалы с Папуа, 1910 год
«Священники» Вайлалы имитировали многие обычаи белых людей, пропуская их смысл через фильтр своего мировосприятия. Например, у них была религиозная церемония, имитирующая… заваривание чая. Получившееся варево употребляли, сидя за столом на табуретах (при том что местные не использовали деревянную мебель и ели на циновках). А ещё они носили погоны со знаками различия, как британские солдаты. Эти ритуалы должны были приблизить прибытие парохода.
Объяснялось всё это просто: снабжение колонистов осуществлялось по морю, как раз на пароходах. Видя, как к белым регулярно приплывают суда, гружённые одеждой, едой, предметами обихода, меланезийцы пытались привлечь такие же суда к себе, повторяя странные действия белых. Но это было лишь начало.
Дары небес
Во время Второй мировой войны количество необычной информации, поступавшей к меланезийцам из внешнего мира, выросло в разы. До того они видели лишь неспешных британцев, живущих в мерном джентльменском ритме, а тут появились сперва японцы со своими обычаями, а затем — шумные и весёлые американцы. И те, и другие большую часть снабжения получали с воздуха: самолёты прилетали и улетали, а чаще попросту сбрасывали ящики с грузовыми парашютами.
Американские самолёты на островах Меланезии (Christopher Hogue Thompson / Wikimedia | CC BY-SA 3.0)
Это небесное явление как нельзя кстати пришлось в обществе, которое давно уверовало, что дары белым присылают боги. Солдаты торговали с местными, выменивая ножи, консервы, шоколад и одежду на свежую пищу, предметы местного искусства и благосклонность местных девушек. Так зародилась классическая форма карго-культа. Самолёты воспринимались как посланники богов, а белые — как посредники при передаче удивительных предметов, прилетающих с неба.
Самым знаменитым стал культ Джона Фрума, впоследствии расколовшийся на несколько направлений и сохранившийся до наших дней. Впрочем, человека по имени Джон Фрум никогда не существовало. Кто-то из американцев, видимо, представился как John from America («Джон из Америки»), и, поскольку для меланезийцев ни одно из этих трёх слов ничего не значило, они просто отбросили третье. Получился Джон Фрум.
© History Channel, кадр из документального фильма Ancient Aliens
Культ Джона Фрума возник на острове Танна (государство Вануату) — тогда эта территория называлась Новыми Гебридскими островами. Основой культа стала традиционная вера в Кераперамуна, бога вулкана Тукосмера. Жители Танны верили, что боги живут на Тукосмере и иногда спускаются оттуда, чтобы помочь людям. Когда на острове появились белые, вера в Кераперамуна видоизменилась. Кто-то из местных проповедников (по некоторым данным, его звали Манехиви) заявил, что меланезийцы должны отказаться от сотрудничества с белыми и вернуться к исконному быту и верованиям (на тот момент многие аборигены уже перешли в христианство). Манехиви утверждал: если правильно просить бога вулкана, он дарует меланезийцам те же блага, что уже даровал пришлым европейцам, а доставит их мессия по имени Джон Фрум, который прилетит на самолёте или, по другой версии, спустится с горы.
На пике культа, в 1941 году, колониальные власти арестовали Манехиви, уже назвавшегося Джоном Фрумом, и отправили его в ссылку. Но тут, как назло, в эту часть света пришла война, и на американские базы начали сбрасывать огромное количество разного добра: оборудование, еду, одежду, лекарства и так далее. Немалая часть доставалась местным, и это было воспринято как приближение легендарного Джона Фрума.
Костюмированное представление: «жрец» в маске Джона Фрума (фото: alchetron.com)
Вообще говоря, меланезийцы понятия не имели о промышленном производстве. Десятки одинаковых предметов в их восприятии могли иметь только божественное происхождение. Боги посылали им предметы через белых людей, летящих в железных птицах, а белые люди, живущие рядом с ними на острове, передавали дары по назначению.
Но война закончилась, американцы снялись с мест, Фрум так и не появился, а поток самолётов иссяк. Жители острова восприняли это так, будто белые солдаты решили оставлять дары богов себе, не делясь ими с меланезийцами. Тогда последователи культа и начали строить деревянные взлётно-посадочные полосы, имитации самолётов, офисных зданий и другие псевдоэлементы жизни белых, чтобы приманить самолёты (аборигены искренне полагали, что именно аэродром привлекает самолёт). Они одевались как белые и размахивали красными флажками, как сотрудники аэродромов, направлявшие пилотов.
Так они поступают и по сей день. Культ Джона Фрума — мирная секта, занимающая средних размеров поселение на острове Танна. У последователей культа есть представители в правительстве Вануату и даже своя армия. Армия потешная: ежегодно 15 февраля, в день сошествия Фрума согласно пророчеству, она проводит парад. На голых торсах «солдат» написано «USA», а в руках они несут деревянные палки, напоминающие винтовки со штыками.
До 2013 года культом Джона Фрума руководила Титам Гойсет, которая ещё и была послом Вануату в России и Абхазии. Но в 2013 году она оказалась замешана в коррупционном скандале, была отозвана в Вануату и осуждена.
Культ Джона Фрума сегодня возглавляет старик Исаак Ван Никиау, обычно одетый в морской китель и фуражку (фото: vanuatu.travel)
Забавно, но на противоположном конце острова Танна есть другой культ — Тома Нави (видимо, у его истоков стоял моряк, потому что navy — это ВМФ). На других островах Меланезии тоже процветают карго-культы, сохранившиеся со времён войны: Йали, Палиау, Пели, Турага и так далее. Все они вплетают современные европейские и американские реалии в традиционные религии.
Культ принца Филиппа
Один из самых забавных культов Меланезии обосновался на острове Танна (Вануату) в деревне Яохнанен. Деревенские легенды утверждают, что некогда сын горного духа спустился с вершин и уплыл в далёкие земли, где женился на белой женщине, но когда-нибудь он обязательно вернётся в деревню и принесёт процветание. И как-то так сложилось, что белая женщина — это королева Елизавета II, а сын горного духа — её муж Филипп, герцог Эдинбургский.
Поклонники принца Филиппа (фото: Christopher Hogue Thompson, CC BY-SA 3.0)
Судя по всему, культ возник на рубеже 1950–1960-х годов, а настоящую силу обрёл в 1974-м после официального визита Филиппа в кондоминиум Новые Гебриды, совместно управляемый Великобританией и Францией. Аборигены не были допущены к августейшему гостю, но уже в Британии комиссар Новых Гебридов Джон Чемпион рассказал принцу о занимательном явлении и уговорил Филиппа отправить поклонникам свою фотографию с подписью.
В ответ жители Яохнанен передали Филиппу подарок — традиционное копьё для охоты на диких свиней. Растроганный принц сфотографировался ещё раз — с копьём в руке — и отправил им второй снимок. Спустя четверть века, в 2000-м, Филипп снова вспомнил о своих фанатах и послал им третью фотографию. А в 2007 году пятеро представителей культа были официально приглашены в Великобританию на аудиенцию к принцу Филиппу. Обратно они уехали с очередным снимком — на этот раз групповым.
Культ существует до сих пор. Проблема в том, что Филиппу Эдинбургскому уже 96 лет, и не очень понятно, что будет с меланезийскими сектантами после смерти их бога.
Как к этому относиться?
Первый взгляд на карго-культы поражает. Но если приглядеться, за ними кроется обычное желание даром получить европейские блага. Правда, вместо военных блага ныне привозят туристы.
Все карго-культы, которых за последний век появилось около трёх сотен (до наших дней сохранилось полтора десятка), имеют общие черты:
• чёткие границы, обычно в рамках одной-двух деревень. Культ Джона Фрума стал известен из-за обширного распространения — на целую область острова Танна;
• один лидер — с его смертью культ нередко исчезает;
• акцент на материальных благах, которые должны ниспослать боги;
• ритуалы, пародирующие действия чужестранцев.
Остальное неважно. Культ карго может возникнуть при богах любого происхождения: небесных и природных, человекообразных и звероподобных. И если к нам когда-нибудь прилетят представители инопланетной сверхцивилизации, мы, возможно, уподобимся меланезийцам и будем комично имитировать поведение пришельцев в надежде получить за это какие-либо блага. Люди-то везде одинаковы.
Боги сошли с ума
Классический рассказ Герберта Уэллса «Бог Динамо» повествует о крайней стадии карго-культа: одушевлении машины и возведении её в божественный ранг. Азума-Зи, чернокожий помощник механика Джеймса Холройда, уверовал в то, что динамо-машина, которую он обслуживает, — это бог. Он принёс Холройда в жертву машине, а позже стал мучеником, сам погибнув от удара током.
Другая интересная история о карго-культе — это фильм «Боги, наверное,
сошли с ума» 1980 года. В африканскую саванну, где живёт племя бушменов, падает бутылка из-под «Кока-колы», которую бросает пилот пролетающего мимо самолёта. Она сразу оказывается невероятно полезной для множества дел и работ, и мирные бушмены, не знающие собственности, начинают из-за неё ссориться. Лучший охотник племени по имени Кси (его сыграл намибийский фермер по имени Нкъхау) берёт бутылку и отправляется в путешествие, чтобы вернуть «злую вещь» богам — а заодно спросить, зачем они её послали.