кариона истомина что создал

Стезей просвещения

КАРИОН ИСТОМИН
(ок.1650 – 1717)

Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.
К. Гельвицкий

ПРИВЕТСТВИЯ ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ

Благородная София царевна,
Госпожа княжна Алексиевна!
Пречестна дева и добросиянна,
В небесную жизнь богом произбранна!
Мирно и здраво от господа света
Буди хранима во премного лета.
Убо мудрость есть росски толкована,
Еллински от век Софиею звана.
Мудростию бо все цари царствуют
И все вельможи добре начальствуют,
Мудростию же вся управляются,
И в том люди вси утешаются;
И того ради в России издавна
Мудрость святая пожеланна славна.
Да учатся той юнейшие дети
И собирают разумные цвети.

(Второе, 12 ноября 1682 года,
с просьбой об открытии Академии)
Аще бы ваше царско благородство
Имеюще власть и во всем господство,
Со усердием о том попечетеся,
И слава ваша всюду пронесетеся.
Мати бога всем будет помогати,
Точию изволь сему сострадати:
Оно бо мудрость зелно почитает
И желающим тую подавает.
Сего, госпожа, молю тя, не лиши,
В промыслну память разумну напиши,
Восстави преждне в россах желание,
Отца ти, брата крепко в сем желание.
Также и о мне сотвори молитву
И даст ти господь мудростну ловитву,
Юже любезно он сам благословит,
Древну ту святу и горняя обновит.
К нему токмо мысль всем тя приселится,
Безученен чин в россах победится,
Будут убо вси богонаучени,
В царство небесно люди прилучени.

Из «Букваря» 1694 года:
на букву «В»
Веди писмено в слове преизрядно,
Изъученому писать недосадно.
Виды сии человеком требни,
Смотри должно, чтоб не были вредни.
Виноград ясти людем есть полезен,
Вина пить много невсяк будь любезен.
Гулякам юным несладка наука,
За своеволю в веригах им мука.
Войну имети всегда человеку,
Како прейдет путь небесному веку.

на букву «К»
Како кто хощет видом он познати,
В первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суше,
Юный отверзай в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копьем борися,
Конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокош в требу и людям здорово.
Отложил присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други!

Источник

Карион (Истомин)

Иеромонах Карион (Истомин; конец. 1640-х — 15 мая 1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (4 марта 1698 — 15 ноября 1701).

Содержание

Биография

Происходил из Курска. Ученик и родственник Сильвестра (Медведева). С 1679 г. работал на Московском печатном дворе. Не позднее 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря составлял слова на все важнейшие события политической жизни России: Крымские, Азовские походы, стрелецкое восстание 1698 г. и др. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Из других адресатов сочинений Кариона можно отметить царевича Алексея, цариц Наталью Кирилловну, Марфу Матвеевну, Прасковью Федоровну, Евдокию Федоровну, царевен Татьяну Михайловну и Наталью Алексеевну. Карион участвовал в воспитании царевича Алексея Петровича. Вскоре после смерти патриарха Адриана лишился места на печатном дворе. В 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Позднее он вернулся в Чудов монвстырь. В литературе его долгое время смешивали с современником Карионом Заулонским, однако Р. К. Агаркова доказала, что это разные лица.

Педагогическое наследие

Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 г. сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонития Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

Переводческая деятельность

Среди переводов Кариона числятся следующие произведения:

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

Работы

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Карион (Истомин)» в других словарях:

Карион Истомин — иеромонах Чудовского монастыря, ум. в сентябре 1717 г. Он был в числе первых учеников шкоды Лихудов. В 1682 г. в сане иеродиакона назначен был справщиком печатного двора с окладом в 40 руб.; в то же время он является одним из приближенных… … Большая биографическая энциклопедия

Карион (Истомин) — поэт, дух. писат. и перев., иеромонах Чудовск. мон., † в сент. 1717. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия

Карион (Истомин) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен, живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов, последователь Амоса Коменского, он занимался литературой, преимущественно духовно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Карион (Истомин) — иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен, живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов, последователь Амоса Коменского, он занимался литературой, преимущественно духовно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Карион Истомин — (1640 е гг. 1717 или 1722), русский просветитель, педагог, поэт, переводчик; иеромонах Чудова монастыря. С 1682 справщик, в 1698 1701 «смотритель» Печатного двора. Силлабические стихи: медитативные, «на случай» (преимущественно из жизни царской… … Энциклопедический словарь

Карион Истомин — (конец 40 х гг. 17 в. не ранее 1718) один из первых московских просветителей, поэт и переводчик, педагог. С конца 1670 х гг. монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698 1701 начальник Печатного двора. Был личным… … Педагогический терминологический словарь

КАРИОН ИСТОМИН — (? — после 1717), русский поэт, педагог, переводчик; монах. С 1682 «справщик» (редактор), в 1698—1701 нач. Печатного двора. Силлабич. стихи «на случай» (панегирики, эпитафии, послания, молитвы, геральдич. стихи), сб. стихов («Книга… … Литературный энциклопедический словарь

Карион (Истомин, иеромонах Чудова монастыря) — (Истомин, иеромонах Чудова монастыря). Образование получил в Спасской и Патриаршей школах, а равно также и в славяно греко латинской академии. Он пользовался, благодаря своему литературному таланту, большим вниманием у патриархов Иоакима и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Истомин Карион — (конец 40 х гг. 17 в., Курск, ‒ 1717, Москва), русский поэт, монах. Один из первых московских просветителей, ученик Симеона Полоцкого. Автор и переводчик с латинского языка многих догматических, исторических, педагогических трудов. В сборнике… … Большая советская энциклопедия

Источник

Кариона истомина что создал

Иеромонах Карион (Истомин; конец. 1640-х — 15 мая 1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (4 марта 1698 — 15 ноября 1701).

Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 г. сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонития Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

На сайте http://istomin1694.narod.ru/ опубликована копия факсимильного воспроизведения экземпляра, хранящегося в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург. Букварь составлен Карионом Истоминым, гравирован Леонтием Буниным, отпечатан в 1694 году в Москве.

Оригинал взят у кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создалkardiologn в Букварь

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

Иеромонах Карион (Истомин; конец. 1640-х — 15 мая 1722) — иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (4 марта 1698 — 15 ноября 1701).

Источник

Кариона истомина что создал

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

Поэтическое творчество Карион Истомин начал в 1681 году приветственными панегирическими стихами царевне Софье. Прославляя «пречестну деву добросианну», поэт говорил о значении мудрости в управлении государством в жизни людей.

В петровскую эпоху издавалось значительное количество учебной литературы. Выдающейся по своему значению книгой является «Букварь» Кариона Истомина. Он вышел в Москве в 1694 году. Автор впервые создал иллюстрированный букварь. Составленный по принципу наглядности и занимательности, «Букварь» Кариона Истомина далеко опережал все подобные руководства не только своего времени, но и XVIII века. Гравюры для «Букваря» были. сделаны выдающимся русским гравером Леонтием Буниным. Первоначально «Букварь» был составлен в 1692 году для сына Петра I царевича Алексея. В отличие от авторов предыдущих букварей Истомин считал, что надо учиться читать не только церковные книги, но и «гражданские обычаи и дела правные». «Букварь» предназначался не только для обучения мальчиков, но и девочек. Каждой букве «Букваря» отведен лист, ей посвящено занимательное стихотворение, содержащее слова, начинающиеся с этой буквы. Часть страницы заполнена изображением предметов, названия которых начинаются с этой буквы (того же принципа придерживаются и современные буквари). Карион Истомин использовал «азбучный материал» для пропаганды просвещения.

Другое педагогическое произведение Кариона Истомина «Малая грамматика» не было окончено. Грамматика составлена доступной формой изложения и снабжена обилием примеров на грамматические правила. Карион Истомин писал языком простым и очищенным от «глубокословной славенщины».

Умер Карион Истомин в Москве в 1717 году.

Добавить комментарий

Сегодня по календарю

Источник

КАРИОН

В нач. 80-х гг. патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов) обратил внимание на К. В июне 1681 г. К. передал патриарху подготовленное Сильвестром обличение труда приехавшего в Москву кальвиниста Я. Белобоцкого «Wyznanie wiary» (Исповедание веры). В сент. 1682 г., во время стрелецкого бунта, патриарх Иоаким согласился выступить посредником между восставшими и правительством, укрывшимся в Троице-Сергиевом мон-ре. 25 сент. из столицы в мон-рь с патриаршей грамотой, извещавшей о покорности стрельцов, приехал Суздальский митр. св. Иларион. Вместе с грамотой патриарх отправил 10 экз. кн. «Увет духовный», которые вез К. Во время восстания поэт обратился со стихотворным воззванием к «российскому народу», в котором выступил против самосожжений старообрядцев. Сблизившись с патриархом в тяжелейших условиях смуты, К. стал секретарем первосвятителя (начиная с 1682 в архиве писателя регулярно откладывались документы, написанные от имени патриарха). 31 дек. 1684 г. К. вместе с Игнатием (Римским-Корсаковым), архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря, был послан патриархом для следствия над «возгордившимся» Смоленским архиеп. Симеоном (Милюковым), обвиненным в том, что он изготовил себе слишком пышные ризы и карету и носил одеяние наподобие патриаршего; все эти вещи архим. Игнатий и К. должны были доставить в Москву. Архиеп. Симеон отказался подчиниться патриаршим посланцам и был вызван на суд в столицу.

Из-за разгоревшегося в сер. 80-х гг. XVII в. спора между «латинствующими» и грекофилами о времени пресуществления Св. Даров личные контакты между К. и Сильвестром (Медведевым), главой партии латинофилов, прервались. Составленный К. Катехизис (известен во фрагментах) свидетельствует о том, что первоначально К. стоял на позициях «латинствующих» (в вопросе о времени пресуществления Св. Даров в Катехизисе заметна зависимость от трактата Сильвестра «Манна Хлеба животного»), затем К. изменил мнение по этому вопросу. Своими действиями К. способствовал обострению противоречий. И. Истомин (приходившийся племянником и К., и Сильвестру) узнавал у служителей Сильвестра о происходивших в его келье разговорах, сообщал их содержание К., а тот передавал патриарху. В результате богословский спор вылился в личный конфликт между патриархом и Сильвестром (Медведевым). После свержения правительства царевны Софии в 1689 г. К. из-за родства с Сильвестром (одним из наиболее активных сторонников царевны) попал под подозрение и на какое-то время был удален с Печатного двора. Однако следствие обнаружило, что отношения между К. и Сильвестром были плохими, кроме того, после свержения царевны К. велел племяннику И. Истомину ехать в Троице-Сергиев монастырь и сообщить следователям сведения о Сильвестре. К. избежал опалы, не позднее нач. 1690 г. он был рукоположен во иерея.

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

По-видимому, преподавательская практика К. была обширной. Об этом свидетельствует значительное число произведений К., связанных с педагогикой, прославление «мудрости и наук» было сквозной темой его творчества. К 1-й пол. 80-х гг. XVII в. относятся назидательные произведения К. для юного Петра I, а также Катехизис, к-рый Браиловский считал учебным пособием. Заметную часть педагогического наследия К. составляют сочинения, предназначенные для обучения и воспитания царевича Алексея Петровича, из к-рых наибольшую известность имеют буквари. В 1692 г. К. составил «Букварь славенороссийских писмен со образованми вещей и со нравоучителными стихами», в 1693 г. он поднес по экземпляру букваря царицам Наталии Кирилловне и Прасковье Феодоровне. В 1694 г. «Букварь…» был издан на Печатном дворе с гравюрами Л. Бунина. В 1695 г. для Алексея Петровича К. написал «Большой букварь», изданный в 1696 г. в 20 экз. Буквари К. богато иллюстрированы в соответствии с современным поэту принципом наглядности обучения (обоснован Я. А. Коменским), для большей увлекательности обучения в иллюстрациях широко представлены всевозможные диковины, в т. ч. астрологические символы, изображения античных богов, муз, что было неприемлемо для русской учебной литературы более раннего времени. Внешний вид изображенных на иллюстрациях людей в значительной мере соответствовал европ. нормам: мн. мужчины одеты на европ. манер, а из тех, кто одеты в рус. платье, многие бриты (патриарх Адриан в это время продолжал борьбу с брадобритием). В орнаменте, украшении букварей заметно следование западноевроп. образцам. Буквари К. были первыми в России учебными пособиями, в которых признавалась необходимость обучения грамоте не только мальчиков, но и девочек.

кариона истомина что создал. Смотреть фото кариона истомина что создал. Смотреть картинку кариона истомина что создал. Картинка про кариона истомина что создал. Фото кариона истомина что создал

К. безуспешно пытался приобрести благосклонность царя Петра I. В апр. 1693 г. поэт поднес царю перевод «Книги Иулия Фронтина, сенатора римскаго, о случаях военных», который сопроводил собственной «орацией», восхваляющей царя как буд. победителя «злочестивых и проклятых махометанов» и др. врагов России. Позднее К. воспевал Азовские походы царя. Однако, будучи близок к патриархам, К. не разделял взгляды Петра I. В одном из произведений писатель критикует сближение царя с иноземцами: «Да уже общаются с иноземцы, подобне мнози навыкоша делом их. Ибо своего государства отеческия постоянныя воздержныя обычаи и нравы охуждают, иноязыческия же и еретическия, возбраненныя Церковью дела, паче же Самим Богом заповеданныя не творити, хвалят и творят, яко брады на лице своем бриют, блудническ соделовающе вид свой, пити, гуляти, играти, исполняти похотения своя злая с еретиками проклятыми по кокуем» (цит. по: Браиловский. 1902. С. 249). Кроме того, в 90-х гг. XVII в. К., занимаясь вопросами воспитания царевича Алексея Петровича, общался с царицей Евдокией Феодоровной (ее брак с Петром пытался сохранить патриарх Адриан). Все это не могло нравиться Петру, поэтому после смерти патриарха Адриана К. утратил прежнее положение. 15 нояб. 1701 г. он ушел с Печатного двора, но продолжил лит. деятельность. Среди произведений этого периода можно отметить службу св. Донату (написана по заказу боярина Н. И. Иакинфова в 1704), службу и молитву свт. Ипатию, еп. Гангрскому (написана в марте 1707), службу св. кн. Даниилу Московскому (написана по заказу игум. Даниловского мон-ря Макария и старца Кариона (Борина), бывш. царского дьяка, в 1711).

В 1712 г. К. по просьбе Новгородского митр. Иова перевели в Новгород, он должен был преподавать в организованной там школе и переводить книги с греч. и лат. языков. Позднее писатель вернулся в Москву. Сведений о трудах К. в Новгороде и о причинах его возвращения в столицу не сохранилось. Последнее сочинение К., «Слово об иконах Оковецких», создано в Чудовом мон-ре и поднесено его заказчику Г. С. Нелединскому-Мелецкому в апр. 1718 г. Похоронен К. в Чудовом мон-ре ( Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. М., 2003. С. 53).

Литературное наследие К.

обширно, опубликована его незначительная часть. Преимущественно оно сохранилось в составе личного архива писателя. В сборниках автографов из Чудовского собрания ГИМ (№ 300-302) «отложились черновики, наброски сочинений и писем, заметки дневникового характера» ( Сазонова. 2006. С. 74). Труды К. известны также в беловых авторских и писарских, подписанных автором рукописях. Сочинения К. распространялись при жизни автора, переписчики могли объединять его стихи под одним переплетом со стихотворениями Симеона Полоцкого. Для творчества К. характерны вариативность и неустойчивость текстов, использование одних и тех же словесных блоков в разных произведениях. Спорные вопросы биографии и атрибуции сочинений К. обусловлены тем, что имя Карион носили несколько писателей рубежа XVII и XVIII вв.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *