картина бубнова утро на куликовом поле описание
Сочинение-описание по картине Бубнова Утро на Куликовом поле
«Утро на Куликовом поле» одна из замечательнейших картин Александра Бубнова. В ней отражается исторический момент (8 сентября 1380 год). Это суровые годы, когда на русскую землю напали татаро-монголы. Предводителем нашей армии был бесстрашный Дмитрий Донской. Он величайший воин Российской державы.
На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.
Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.
Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.
Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.
Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.
Вариант №2
Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.
Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.
Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.
На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.
Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.
Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.
Утро на Куликовом поле Бубнова
Популярные сочинения
Мы с мамой возвращались из Анапы, и ждали поезда на вокзале, чтобы поехать домой, в родной город. Терпение мое уже порядком иссякло (да и есть ли оно у пятилетки?) а еще ужасно хотелось спать, потому что поезд наш отходил в половину десятого вечера
На Руси издавна были популярны былины. Произведения представляли собой особый вид сказок, в которых простой народ в разной степени взаимодействовал с природой. Авторами былин всегда был народ
Великий русский поэт Пушкин оставил после себя огромное наследие в разных жанрах литературы. Многие восхищаются прекрасным слогом Пушкина, его даже называют создателем современного литературного языка, которым мы пользуемся до сих пор.
Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения
В этой статье представлено описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова для сочинения.
Смотрите: Описание других картин
Описание картины «Утро на Куликовом поле» Бубнова: материалы для сочинения
Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве.
Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину.
В день 105-летия, в 2013 году в городе Аткарске, где вырос А. Бубнов, был открыт художественно-этнографический музей имени Бубнова.
У картины «Утро на Куликовом поле» существуют другие варианты, созданные самим Бубновым. Например, один из вариантов, меньший по размеру, был создан художником в 1947 году.
За «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию. СССР.
На данный момент картина «Утро на Куликовом поле» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Русское изобразительное искусство»:
«Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет. неполным, если. не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами.
Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого.
В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна «Утро на Куликовом поле», законченного в 1947 году.»
(И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «Всеобщая история искусств»:
«В 1943 г. начал работу над монументальным полотном «Утро на Куликовом поле» (ГТГ) А. П. Бубнов (1908 — 1954). Законченная в 1947 г., эта картина — одно из лучших произведений советской исторической живописи.
Глубоко проникнув в дух изображаемой далекой эпохи, художник достиг в своем полотне подлинного историзма. Герой здесь — народ, поднявшийся на борьбу против поработителей родной земли.»
(О. И. Сопоцинский, «Всеобщая история искусств» том VI книга 2)
Описание картины «Утро на Куликовом поле» из книги «История русского и советского искусства»:
«Большие художественные ценности создали во время войны графики-станковисты. Многие их произведения стали подлинным памятником героическим дням и годам Великой Отечественной войны.
Подчас обращение к историческим сюжетам сопровождалось стремлением опереться на традицию исторической живописи XIX в.- традицию Сурикова и Баснецова. Эта тенденция заметна в картине А. П. Бубнова (1908-1964) «Утро на Куликовом поле» (1943-1947).
Большой холст, изображающий Дмитрия Донского и его войско перед великим историческим сражением, вобрал большое число персонажей, каждый из которых выявлен в своей характеристике и действии.»
(Алленов М.М. и др. «История русского и советского искусства», 1989 г.)
Сочинение по картине Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»
История создания
Картина Бубнова «На поле Куликовом утро» отражает важный в истории России момент, произошедший 8 сентября 1380 года. События того времени изучаются современными школьниками. В те суровые годы на русскую землю напали татаро-монголы. Дмитрий Донской был предводителем русской армии и смог расправиться с противниками. На картине изображен момент Куликовской битвы, когда воины стоят в ожидании зловещего боя.
Замысел у автора произведения возник в 1938 году. Изначально он хотел изобразить битву на Чудском озере. Собрание материала для детального описания событий отняло у художника много времени. Изученные сведения подтолкнули Александра Павловича к новой идее. Информацию он черпал из исторической литературы. Проработав тщательно эскизы, художник создал под призмой собственного видения детали, в точности воспроизводящие события ушедших времен. Картина писалась с 1943 по 1947 год.
В качестве основного полотна художником использовался холст. Готовая работа получилась внушительного размера — 270 на 503 см.
Основной сюжет
На картине «Утро на Куликовом поле» можно увидеть русские войска, стоящие в ожидании битвы. Осталось лишь несколько минут затишья, после чего армия ринется в бой. Солдаты стоят неподвижно, всматриваясь вдаль, чтобы увидеть приближающихся противников. Они готовы защищать свои земли. Напряжение передается от одного бойца к другому. Центральную позицию занимает Дмитрий Донской, широким жестом показывая, откуда стоит ждать врага. Его меч намекает, что сейчас начнется бой. На полотне зритель видит разные детализированные элементы, при написании которых художник не поскупился на краски:
Это позволило осуществить главный авторский замысел — передать атмосферу напряженности и готовности вести войну с противниками. Люди в боевых доспехах будто вросли в родную землю, которую не станут отдавать захватчикам. Каждый из них готов к смерти и славе. При взгляде на картину возникает эффект многоголосности.
Композиция полотна
Композиционная основа картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» призвана подчеркивать сплоченность русского войска. Бойцы, как один монолит, стоят на защите своей Отчизны. Находясь посреди поля, представители рати становятся единым целым с родными полями и густыми травами. Их невозможно потеснить или заставить отступить. Именно такое впечатление создается при просмотре полотна.
Композицию нельзя назвать статичной. Об этом символизируют следующие элементы:
Бойцы находятся в движении, но пребывают в спокойном расположении духа. Кажется, что армия бесконечна, так как часть незримых фигур срезана картинной рамой. Все оружейники теснятся, в толпе появляются все новые лица, которые можно рассматривать бесконечно.
Пример сочинения
Картина «На поле Куликовом утро» была написана Александром Бубновым в 1947 году. На полотне отображается важный исторический момент, без которого, возможно, никого из нас не существовало бы. В те суровые годы, когда русские земли захватывали войска татаро-монгол, предводитель русской армии Дмитрий Донской не испугался нашествия. Он выступил против врагов, став величайшим воином Российской державы.
На картине четко можно увидеть, что бой пока не начался, но рать в любой момент готова вступить в схватку с недругами. Несмотря на тишину осеннего утра, воинам не до обозрения полевых цветов и трав. Их взгляды устремлены вдаль, они пытаются увидеть приближающихся татаро-монгол. Готовность отвоевать каждый клочок родных земель просматривается и в движениях вооруженных русских воинов.
В полном вооружении они стоят, приготовив луки, арбалеты, мечи, копья и щиты к битве. Воевода уже готов дать приказ к наступлению, но пока рано. Меч еще не опущен. С минуты на минуту произойдет величайшее историческое событие, вспоминаемое сейчас потомками великих бойцов.
Живописцем не показан конкретный момент Куликовской битвы или панорама боя. Мы видим незримую русскую армию, не имеющую конца и края. В рядах стоят молодые и пожилые мужчины, ведь война не знает возрастных границ, когда нужно отстаивать честь родины.
Бойцы хорошо вооружены, но конница их слаба. На поле мало лошадей, хотя, возможно, они скрываются в толпе, где мелькают изредка хоругви с ликами святых и Спасителя. Это говорит о том, что перед боем представители рати молятся, просят помощи у Всевышнего. Может, это и помогло победить татаро-монгольское иго. Глядя на картину «Утро на Куликовом поле», возникает желание самому отправиться на поле и встать на защиту Руси, вернувшись героем Отечества.
Сочинение по картине утро на куликовом поле бубнова описание описание
«Утро на Куликовом поле» одна из замечательнейших картин Александра Бубнова. В ней отражается исторический момент (8 сентября 1380 год). Это суровые годы, когда на русскую землю напали татаро-монголы. Предводителем нашей армии был бесстрашный Дмитрий Донской. Он величайший воин Российской державы.
На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.
Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.
Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.
Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.
Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.
Вариант №2
Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.
Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.
Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.
На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.
Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.
Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.
Другие темы: ← Поединок Пересвета с Челубеем Авилова↑ РазныеКрестьянские дети Шмаринова →
В годы Великой Отечественной войны с особенной силой, по-новому мы ощутили связь событий прошлого и настоящего, и великие образы тех времен, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, словно ожили перед нами.
В советской исторической живописи появился целый ряд произведений на темы русской истории. Созданные в этот период холсты Н. П. Ульянова, М. И. Авилова, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, различные по манере и творческому методу, объединены чувством любви к русскому народу и гордости за него, за его великое прошлое.
А. П. Бубнов в это время работал над картиной, которой суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи. Художник обратился к победоносной борьбе народа против монголо-татарского ига в XIV веке.
У художника есть эскиз, датированный 1938 годом; он изображает воина в кольчуге на фоне вечернего зимнего пейзажа. Хотя в этом эскизе нет ни ясного замысла, ни определенного сюжета, он свидетельствует о том, что Бубнова давно волновали образы далекого прошлого; но они были аморфны, не находили еще своего воплощения в связи с конкретным историческим сюжетом.
В 1942 году Бубнов пишет эскиз «Перед битвой на Чудском озере». Эскиз этот не имеет прямого отношения к картине «Утро на Куликовом поле». Образ ее здесь не вырисовывается даже приблизительно, хотя некоторыми деталями художник воспользовался впоследствии для картины. Так, мы узнаем фигуру воина со щитом, стоящего на первом плане, силуэты копий на фоне неба и т. п. Но замысел ее, видимо, появился позже. На него натолкнуло художника изучение древней русской истории и желание воплотить волновавшую его тему: героизм народа, осознавшего свое национальное достоинство, объятого готовностью сбросить иноземное иго. После чтения и изучения исторической литературы Бубнов приходит к окончательному решению писать картину о битве на Куликовом поле.
Само время требовало монументально-эпического решения задачи, и именно в этом направлении шла полуторагодовая подготовительная работа художника.
Многочисленные эскизы к картине показывают сложный путь художника, ищущего наиболее полное выражение идеи непобедимости русского народа, сплоченного и могущественного.
В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.
Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой.
Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.
Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины… Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,– отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско. Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.
Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.
Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.
Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,– это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.
Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,– во всех деталях чувствуется художественная достоверность.
Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.
При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.
Высказываемая иногда мысль о непосредственном продолжении традиции В. М. Васнецова в этой картине, на наш взгляд, неверна. В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный. Стремление Васнецова создать эпически целостный образ народа несомненно созвучно Бубнову. Но образы Васнецова более лиричны и менее исторически конкретны. Драматизм картины Бубнова заставляет скорее вспомнить о В. И. Сурикове, к которому совершенно естественно обратился художник при решении исторической темы.
В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова – художника советской эпохи. https://sttp.ru/master101.html
Популярные сочинения
Описание картины
На полотне художник показывает не саму битву, а ее ожидание. В фокусе оказалась маленькая часть русского войска, его первые ряды. Отдаленные фигуры скрыты туманом. Это достоверная деталь. Действительно, в день битвы на Куликовом поле утро была туманное. Историческое событие произошло в 1380 году 8 сентября. На картине видно, что сейчас ранняя осень. Воины стоят, скрытые выше колен начинающей желтеть луговой травой. Белесый налет на растительности и туман создают впечатление легкой утренней прохлады, характерной для конца лета.
Их устремленность подчеркивается жестом князя Дмитрия Донского, направившего меч. Он показывает, где находится враг.
Князь не является центральной фигурой. Он находится несколько поодаль. Картина Бубнова «На поле Куликовом» изображает Дмитрия сидящим в полном боевом облачении на белом коне. Над ним развевается стяг с изображением Спаса Нерукотворного.
На полотно попало всего несколько метров фронта русского войска. Некоторые фигуры обрезаны рамой с обеих сторон. В центре внимания находятся три воина, вооруженных копьями, щитами и топорами. Люди одеты в кольчуги, под ними длинные светлые рубахи. На головах надеты кованые шлемы и кожаные шапки. За центральными фигурами стоит основная масса. Вверх устремляется целый лес стягов и копий.
Композиция картины Бубнова «Утро на Куликовом поле» подчеркивает сплоченность русской рати. Фигуры мощные, как будто выросшие из-под земли, они покрыты почти по пояс густой травой. Видно, что людей не отбросить назад. Они крепко стоят на своей земле, но эта огромная мощная лавина вот-вот двинется вперед. Неотвратимость движения войска, готовность к битве, устремленность видны в фигурах всех воинов.
Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву
Дмитрий Иванович повелел областным полкам спешить под Коломну к 15 августа, к Успеньеву дню. Перед походом он поехал взять благословение у святого Сергия Радонежского, в обитель Троицы. Она еще не отличалась ни каменными величественными строениями, ни главами богатых храмов, ни многочисленной братией; но уже была знаменита подвигами Сергия Радонежского. Слава его духовной прозорливости была так велика, что князья и бояре просили его молитв и благословения; митрополиты Алексей и Киприан обращались к нему за советами и помощью.
15 августа 1380 Дмитрий Иванович приехал в Троицу, в сопровождении некоторых князей, бояр и многих дворян. Надеялся он услышать от святого мужа какое-либо пророческое слово. Отстояв обедню и приняв игуменское благословение, великий князь разделил с преподобным скромную монастырскую трапезу.
После трапезы игумен Сергий сказал ему:
«Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю; да видев твое смирение, Господь Бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит».
«Я уже сие сотворил, отче, – отвечал Дмитрий. – Но он наипаче с великою гордостию возносится».
«Если так, – молвил Преподобный, – то его ждет конечно погубление и запустение; а тебе от Господа Бога и Пречистыя Богородицы и святых его будет помощь, и милость, и слава».
Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву. Художник П. Рыженко
Из числа монастырской братии выдавались два инока своим высоким ростом и крепким сложением. Их звали Пересвет и Ослябя; до поступления в монастырь они слыли богатырями и отличались ратными подвигами. Пересвет, в миру носивший имя Александра, был из рода брянских бояр.
«Дай мне сих двух воинов», – сказал великий князь Сергию.
Отпуская гостей, Сергий Радонежский осенил крестом великого князя и его спутников и вновь сказал пророческим голосом:
«Господь Бог будет тебе помощник и заступник; Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя».
Преподобный Сергий был пламенный русский патриот. Он горячо любил родину и никому не уступал в ревности к ее освобождению от постыдного ига. Вещие слова преподобного наполнили радостью и надеждой сердце великого князя. Возвратясь в Москву, он не медлил долее выступлением.