картина христос с учениками в поле
Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иоанн может быть Марией Магдалиной
Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.
Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.
Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.
Леонардо мог создать на росписи нумерологическое сообщение
В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.
Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.
Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.
Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.
Да Винчи, возможно, вложил в свою картину секретное сообщение, разместив апостолов именно так. В Библии Иисус говорит ученикам пить его кровь (вино) и вкушать его плоть (хлеб) в память о нем.
Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».
Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных
Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.
Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как Христа изображали русские художники
1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857
Александр Иванов/Третьяковская галерея
Над этой картиной художник работал в течение 20 лет. Ее масштабы (5.4 × 7.5 м) не позволяли выставить ее ни в одном зале Третьяковской галереи, так что пришлось даже сделать небольшую пристройку.
2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е
Карл Брюллов/Русский музей
С этой картиной связан громкий скандал. Брюллов написал ее по заказу одного графа, который вывез ее в Германию. После смерти владельца творение передали в один из православных храмов в Европе, на ней не было подписи и никто не знал, что это шедевр.
3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863
Николай Ге/Русский музей
Николай Ге писал много религиозных сюжетов, особенно известен его «Страстной цикл», повествующий о последних днях жизни Христа, распятии и воскресении. Художник отходит от канонов в изображении последней трапезы Христа с учениками. Критики ругали Ге за неубедительность, но картину купил император Александр II, и сейчас она хранится в Русском Музее в Петербурге.
4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872
Иван Крамской/Третьяковская галерея
5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888
Василий Поленов/Русский музей
Эту картину Поленов считал работой всей жизни. Для того, чтобы правдоподобно изобразить и Христа и пейзажи Иудеи, художник несколько лет путешествовал по Ближнему Востоку и делал десятки эскизов и зарисовок. Основная задача была показать Христа как обычного человека.
6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909
Василий Поленов/Нижегородский государственный художественный музей
7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е
Иван Айвазовский/Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Мы привыкли видеть у Айвазовского сплошное море, шторм и корабли. Но и он не прошел мимо религиозных сюжетов.
8. Николай Ге. Что есть истина? 1890
Николай Ге/Третьяковская галерея
Еще одно дерзкое отхождение от традиций религиозной живописи Ге продемонстрировал в сюжете разговора Христа с Понтием Пилатом после ареста. Ге помещает сына божьего во тьму (когда обычно он светится), а также изображает потрепанным, невыразительным и даже жалким. В то время как Пилат явно выглядит победителем.
9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901
Архип Куинджи/Воронцовский дворец-музей
Куинджи более всего известен как пейзажист и его картины можно отличить по невероятной работе со светом. В этой библейской композиции он подсвечивает Христа лунным сиянием, противопоставляя тьме вокруг него.
10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871
Илья Репин/Русский музей
Это дипломная работа на заданный сюжет, которую Репин писал в Академии Художеств. Художнику удалось передать напряженный момент за секунду до того, как случится библейское чудо воскрешения. За картину, кстати, он получил золотую медаль. Позже образ Христа эволюционирует у Репина до более реалистичного и даже постимпрессионистского.
11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888
Михаил Врубель/Третьяковская галерея
Известный изображением темных демонов, модернист Врубель писал и святых духов, пророков и даже расписывал храмы. В Третьяковской галерее в Москве хранится вот такой угольный рисунок художника.
12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906
Михаил Нестеров/Русский музей
Михаил Нестеров также много расписывал храмы и оставил многочисленные эскизы на библейские сюжеты. Из-под его кисти выходили архангелы, Богоматерь, святые, монахи и конечно, Иисус Христос. На его программной работе “Святая Русь” Спаситель благословляет нуждающихся и страждущих русских.
Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров
Г. Дорэ «Долина слез»
В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.
Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.
Эль Греко «Иисус Христос»
Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)
Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»
В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)
Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»
И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. (Лк. 22; 39) Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. (Мк. 14; 32) И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился (Лк. 22; 41) и начал ужасаться и тосковать (Мк. 14; 33) говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Моление о чаше. Настенная роспись храма.
Людовико Караччи «Моление о чаше»
Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)
Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»
…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)
Караваджо «Поцелуй Иуды»
Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент
Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)
А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»
Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)
Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»
Маэста «Христос перед Пилатом»
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)
Карл Блох «Иисус в терновом венце»
Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»
и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. (Мк. 15; 18-19) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (Мф. 27; 30-31)
Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»
Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»
Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»
Жеан Ресто «Страсти Христовы»
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)
Антонио Чизери «Се Человек»
И. Глазунов «Распни Его»
И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; (Ин. 19; 17) И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. (Мф. 15; 21) И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. (Лк. 23; 26)
То ж не була вузесенька стежина.
Там цілі юрми сунули туди.
І плакала Марія Магдалина,
Що не подав ніхто Йому води.
Спішили верхи. Їхали возами.
Похід розтягся на дванадцять верст.
І Божа Мати плакала сльозами —
Та поможіть нести ж Йому той хрест!
Чи ви не люди?! Що за чудасія,
Дають старцям, підсаджують калік,
А тут же йде, ну, добре, не Месія,—
Людина просто, просто Чоловік!
Юрма гуде і кожен пнеться ближче.
Хтось навіть підбадьорює: терпи,
Вже он Голгофа, он Череповище! —
Хрущали під ногами черепи.
Сказати б, зброя, це хіба єдине?
Так що б зробили стражники юрбі?
А в юрмах тих малесенька Людина
тягла хреста важкого на Собі.
І хоч би хто! Кому було до того?
Всі поспішали місце захопить.
Воно ж видніше з пагорба крутого,
Як Він конає, як Вій хоче пить.
І Він упав. І руки аж посиніли.
Тоді знайшовся добрий чоловік:
Наморений ідучий з поля Симон,
Що йшов додому в протилежний бік.
Коли ж звершилась вся ця чорна справа,
І люди вже розходилися ті, —
От парадокс: заплакав лиш Варава,
Розбійник, не розп’ятий на хресті.
Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,
Чи втямив, темний, раптом щось нове:
Що Божий Син таки іде на страту,
а він, розбійник,— він таки живе.
перевод на русский:
Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.
И толпы шли, не ведая беды.
никто не подал бедному воды.
Верхом спешили, ехали возами.
И кто-то, поучая, поднял перст.
хотя б один помог нести тот крест.
Что вы за люди?! (Ослики трусили)
Даете нищим, любите калек.
А здесь идет пусть даже не Мессия,
пусть человек, пусть просто человек.
Толпа гудит. Унылые пейзажи.
Никак не успокоится толпа.
Голгофа — череп. Под ногами стражи,
как скорлупа, хрустели черепа.
Оружие у стражи, будто сеча.
Что сделали бы стражники толпе?
А в толпах тех избитый человечек
нес крест тяжелый, бедный, на себе.
Бог не пошлет вам, нелюди, другого.
Места спешили лучше захватить.
Виднее лучше из холма крутого,
как он доходит, как он хочет пить.
И он упал. Затрепетал от боли.
Поступку доброму в веках цвести:
усталый Симон шел домой из поля,
помог он крест тяжелый донести.
Конец всему. Расходится орава.
А он повис, казненный, в высоте.
Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,
разбойник, не распятый на кресте.
Пилат был края прокуратор пятый.
Варавва осознал, что спас живот,
что Божий Сын казнен, застыл распятый,
а он, разбойник, — все-таки живой.
Перевод Николая Старусева
Джимпетрино «Несение креста»
Тициан «Несение креста»
Эль Греко «Христос, несущий крест»
Паоло Веронезе «Несение креста»
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)
К. Штейнберг «На Голгофе»
Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»
В. Васнецов «Распятый Христос»
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).
М. Нестеров «Распятие»
Лифферинкс Йоссе «Распятие»
Кук ван Альст, Питер «Распятие»
Карл Блох «Распятый на кресте»
Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»
Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)
В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»
В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)
Дучо ди Буонисенья
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).
Рафаэль «Снятие со креста»
Рубенс «Снятие со креста»
Рембрандт «Оплакивание Христа»
и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)
Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»
Карл Блох «И положили его во гробе»
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).
П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»
…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)
Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.
Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.
От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.
Три наибольших болезни Мои были таковы:
– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.
– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.
– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»