картина крик чем написана
Картина Мунка Крик
Картина «Крик» Эдварда Мунка на сегодня считается одной из самых тревожных картин в истории живописи. На протяжении многих десятилетий она вызывает особые эмоции у зрителя и считается настоящим шедевром экспрессионизма.
Кто написал картину «Крик»
Картина, которая остаётся одной из самых странных и пугающих, была написана норвежским художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Мунк стал одним из самых первых представителей экспрессионизма в живописи. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями искусства, однако именно картина, которую мы здесь рассматриваем, стала ключевой в его живописи, настоящей «визитной карточкой» художника, прославившей его на весь мир.
История написания картины «Крик»
Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.
Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.
Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.
Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.
Картина «Крик» описание
На картине мы можем увидеть написанные в экспрессионистской манере красные сполохи заката, иссине-чёрные цвета фьорда. На переднем плане находится нечто. Человекообразная фигура похожа на скелет, эмбрион и призрак одновременно. Это нечто прижимает руки к голове будто от страха и ужаса. Об этих же чувствах говорят широко раскрытые глаза и разинутый в крике рот. На заднем плане идут два человека.
В своей картине Мунк выразил своё впечатление страха перед ликом природы на закате. Сама природа будто бы кричит от ужаса, предрекая собой все трагедия и несчастья этого мира. Эмоции здесь выражены настолько ярко, что вызывают у зрителя самые глубокие переживания. Картина характеризуется беспросветным одиночеством и страшным отчаянием.
По поводу картины выдвигаются разные версии. Например, биограф Эдварда Мунка Сью Придо предположил, что на изображение отчаяния и ужаса Мунка подтолкнули располагающиеся близ этого места скотобойня и психиатрическая клиника, откуда доносились невыносимые крики животных и душевнобольных.
Также есть предположение, что яркий кроваво-красный закат, который наблюдал художник, был вызван извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.
Есть предположение и по поводу призрачной фигуры на переднем плане. Так, существует мнение, что это не просто фигура из головы и фантазии художника, а образ мумии, которую Мунк наблюдал на парижской выставке в 1889 году. Та самая мумия, которую мог увидеть художник, находится в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками.
Картина Эдварда Мунка «Крик»: что автор хотел сказать зрителю
Гид по статье:
Рекомендуем к прочтению:
Картина «Крик» — одна из самых известных в творчестве норвежского художника Эдварда Мунка. Она источает всепоглощающий ужас, а пейзаж кроваво — красного цвета перехватывает дыхание. Работа была создана в стиле экспрессионизм в период между 1893 и 1910 годами.
Дата создания: | 1893 год |
Автор: | Эдвард Мунк, Edvard Munch |
Оригинальное название: | норв. Skrik |
Вид: | живопись, литография |
Стиль: | экспрессионизм |
Жанр: | жанровая живопись |
Техника, материалы: | масло, пастель, картон, темпера |
Размер: | 91 x 73,5 см |
Местонахождение: | Национальная галерея в Осло, Норвегия |
Жизнь живописца была буквально усеяна несчастьями и семейными драмами. Мать умерла от чахотки, когда ему было пять лет, вскоре за ней последовала сестра. Другой сестре диагностировали серьезное психическое заболевание, вынудившее ее жить в психиатрической больнице, отец страдал маниакально-депрессивным расстройством, а брат умер через несколько месяцев после женитьбы. Предчувствие смерти сопровождало его всю жизнь.
Версии произведения и его смысл
Существует не одна, а около сорока версий произведения. Самые знаменитые — 4 версии: две картины, пастель и литография, созданные между 1893 и 1917 годами. Остальные работы — графические (печатная графика, рисунки). Полотно входит в серию картин под названием «Фриз жизни».
Так что же изображает известная картина? Отрывок из дневника, который вел Мунк, дает нам некоторое представление. 22 января 1892 года он написал следующие строки:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Откуда взялся крик и ужас на картине
Так откуда же взялся этот бесконечный стон природы? По мнению некоторых ученых, это могло быть связано с природным явлением. В 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, который вызвал оглушительный шум, самый громкий из слышимых на Земле. Говорят, что сейсмические толчки прошли семь раз вокруг земного шара с таким мощным звуком, что его было слышно на расстоянии 4800 км.
Сообщается также, что в результате извержения в атмосферу были выброшены миллионы частиц вулканического пепла, разлетевшиеся до самой Норвегии.
Другая теория больше связана с измученной и эмоциональной личностью художника. Мунк жил по соседству с психиатрической больницей, куда была помещена его сестра. Крик мог быть отражением тревоги и страданий. На картине изображен реальный пейзаж современного Осло.
С раннего возраста рисование было способом изолироваться от печали, которую Эдвард Мунк испытывал в семье. В картине он вспоминает захватывающий закат в Осло, который придавал небу и облакам драматический красный оттенок. На литографии художник добавил надпись на немецком языке: «Я почувствовал великий крик природы» (Ich fühlte das Geschrei der Natur).
Считается, что главный герой руками закрывает уши, чтобы «заглушить» стон природы. Очень легко неверно истолковать изображение как крик персонажа. В 1892, за год до полотна «Крик», автор написал «Отчаяние». Два холста очень похожи: цвета, небо, формат, пропорции… все идентично, кроме главного героя.
В картине «Крик» Мунка мужчину в пальто и шляпе заменяет таинственная фигура на фоне моста с исхудавшим лицом, которое трудно описать: это скелет, эмбрион, мужчина или женщина? Живой или мертвый человек? Какие эмоции он испытывает?
Роберт Розенблюм, историк искусства, предположил, что это лицо может быть вдохновлено мумией перуанского народа чачапойя. Действительно, в 1889 году Мунк учился в Париже после получения стипендии. Возможно, он видел эту мумию на выставке в Этнографическом музее на Трокадеро, и это правда, что сходство поразительно.
Работа была впервые показана публике в 1895 в галерее Бломквист в Осло. В то время было достаточно критики и многие ставили под сомнение вменяемость Мунка, настолько, что один студент-медик даже назвал его сумасшедшим.
Интересные факты о серии работ
На оригинале «Крика» в норвежском музее есть загадочная надпись в верхнем левом углу, которая гласит: «Может быть нарисовано только сумасшедшим» (Kan kun være malet af en gal Mand!). Искусствоведы не знали, кто оставил эту надпись. Наконец, анализ норвежской исследовательницы показал, что сам автор использовал эту фразу в знак уважения к своим недоброжелателям.
Иногда авторство приписывают другому известному живописцу — Ван Гогу. Однако, это ошибка. Возможно, путаница происходит из-за сходства в биографии художников.
В 2012 году одна из версий произведения Мунка была продана на аукционе Sotheby’s New York за 119 922 500 миллионов долларов и находится в частном собрании до сих пор. Также, в сети была представлена информация о том, что российский и израильский предприниматель-миллионер Роман Абрамович купил одну из версий известной картины, которая находилась в частной коллекции. Однако, эта информация о картине не подтвердилась и считается ложной.
В 1994 и 2004 году узнаваемая работа была похищена, однако спустя некоторое время возвращена на прежнее место. В 2019 первая версия работы норвежского мастера впервые покинула музей в Осло и выставлялась в Третьяковской галерее.
«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире
«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.
Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.
С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.
Чем так поражает картина «Крик»
Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.
Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.
И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.
А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.
Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.
Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.
Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.
Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.
История создания «Крика»
О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.
На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция
Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…
Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло
На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.
И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло
Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло
На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.
Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?
Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.
Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.
Типичен ли «Крик» для Мунка?
«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.
«Крик» Мунка, или кто кричит на картине
Штош, вот мы и добрались до «Крика». Очень популярный образ, споры касательно значений, еще больше споров про кровавое небо, а также много денег и краж. Погнали разбираться!
Эдвард Мунк – «Крик», 1893. Самый первый и популярный вариант картины:
Картина родилась во время прогулки художника с друганами по Осло. Даю слово самому Мунку: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Ну что же, вперед воплощать этот мистический посыл. Дело шло туго, все никак не получалось поймать то самое ощущение. Мунк написал несколько вариантов сюжета, и в итоге в 1893 году пришел к своей знаменитой формуле – кровавое небо, сумасшедший изгиб линий и пугающая фигура.
Но это было только начало пути. Художник возвращался к теме еще несколько раз, писал картину пастелью (эту версию продали в 2012 году за 119,9 млн долларов) и даже делал литографию. Последнюю версию он написал в 1910 году. Вот такой путь в 17 лет позволил поместить популярный образ в несколько музеев и даже продать за хорошие деньжищи в частные владения.
Эдвард Мунк – «Крик», 1910. Самая поздняя версия, зацените отличия:
Точный смысл картины Мунк так и не рассказал. Но бравые искусствоведы находили и предчувствие всех катастроф 20 века (а их хватило с запасом), и отчаянье человека в нашем безумном мире, и крик природы-матушки.
Больше всего внимания привлекает, конечно же, главная фигура. Я таких больше нигде не видел. Кроме как у мумии, которую привозили в 1889 году на Всемирную выставку в Париж (ее я тоже не видел, к слову, только в интернете). Вполне возможно, Мунк мог там нахвататься вдохновения и запереть в чертогах разума этот образ.
Вообще фигура на картине кричит. Или обхватила уши руками, потому что природа кричит на нее? Тут как удобно, Мунк никого не обидит. Но судя по записям в дневнике, все же на полотне второй вариант.
Эдвард Мунк – «Крик», 1895. Эта версия пастелью стоила в 2012 году почти 120 миллионов американских рублей:
К тому же пейзаж довольно экстремальный. Апокалиптичное небо вполне могло быть таким в вечер прогулки художника – некоторые ученые заявляют, что 1883 году прошло мощнейшее извержение вулкана Кракатау (даже Везувий полыхал слабее). По всему миру было видно красное небо, что могло натолкнуть Мунка на такой сюжет.
Другие ученые авторитетно говорят, что все это чушь, а видел Мунк редкие перламутровые облака, которые мало изучены и попадаются на глаза очевидцев крайне редко.
А сама картина изначально называлась «Отчаянье», поэтому возможно все-таки кричит главная фигура. Запутал вас? Я знаю, это Мунк, привыкайте.
Сравнение неба на картине и процесса формирования редких перламутровых облаков:
Совсем недавно полотно всколыхнуло общественность еще раз. Дело вот в чем: в верхнем левом углу оригинальной картины есть надпись «Такое мог нарисовать только сумасшедший». Исследователям не давала покоя эта ремарка – а ну вдруг вандалы?
Оказалось, автором строчек был сам Мунк. Обиженный на критику и весь такой ироничный, он подписал работу, которую теперь знает весь мир. Хотя во время премьеры, по старой традиции в искусстве, будущий шедевр загнобили и не поняли.
Трудно опережать время, знаете ли.
Надпись Мунка на картине:
Яркая картина. Поэтому вполне понятно, почему разные картины несколько раз выкрадывали из музеев. Самый забавный случай – воришки спокойно пришли в музей вечером, срезали стекло и унесли полотно. А незадачливым охранникам (они смотрели открытие Олимпиады в Норвегии) оставили письмо, в котором благодарили за халтурную работу. Но каждый раз картины возвращались, хотя иногда и попорченные.
И напоследок маленький совет. Если есть возможность увидеть картину – обязательно идите и смотрите. Картины выцветают из-за влажности, а уж какой урон они словили во время кражи из музеев. С каждым годом краски тускнеют, поэтому не упускайте шанс!
Другие истории из мира искусства в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Два джентльмена на заднем плане:
— Вы не знаете, чем так взволнован этот джентльмен?
мне кажется на ней изображён спазм
Вдохновление создателей фильмов «Крик»
Мне очень нравится описание «Крика» в аудио-подкасте «искусство для пацанчиков» https://sber-zvuk.com/podcast/12405100
если говорить о тревоге, то шедевральна именно эта картина Мунка
Свежие фоточки
На этот раз заснеженные козлики)
Очаровательный пейзаж
Вот так вот расскрасили дом в Краснотурьинске, Свердловской области. Выглядит очень красиво и ярко.
Онлайн-фотовыставка
Хочу представить Вам свои фотоработы, которые я делаю в 17 лет. Начинал с 14.
Также, совсем скоро, у меня откроется фотовыставка в парке Яуза.
Позднее будет более подробная информация, всех жду 😉
Сила искусства
«На окраине»
«Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески, или драма первой художницы-феминистки
Итальянская художница Джентилески уже в 17 лет смогла создать очень сильный сюжет. Вспомните себя в 17 лет, вздохните (или наоборот, расправьте грудь), а я расскажу историю-триллер.
Артемизия Джентилески – «Сусанна и старцы», 1610
Сюжет у картины взят из христианской Книги пророка Даниила, которая считается важным текстом, хоть и не входит в канон (Ветхий Завет). Так вот, Сусанна и ее муж Иоаким были из тех евреев при дворе вавилонского царя Навуходоносора, что смогли сделать карьеру из рабов в почитаемые люди. Кроме того, Сусанна была очень красива, а еще любила купаться в своем саду.
В этот сад повадились ходить два старца, имеющих очень большие связи и высокое положение. Сперва они старались как-то скрываться друг от друга и бороться с желанием поглядеть на голую красавицу, а потом решили объединиться в своих стремлениях: пришли вдвоем у Сусанне и предложили выбрать – или спи с нами, или скажем ты изменяешь мужу. На секундочку, такой проступок карался смертной казнью.
Сусанне выбрала остаться без греха на сердце, ну а старые негодяи устроили скандал и суд. И нашу красотку уже собирались бить камнями, как молодой пророк Даниил решил устроить очную явку старикам, в ходе которой стало ясно – старперы врут. А что полагалось за такое? Правильно, смертная казнь. Ну, и в добрый путь.
Сюжет был очень популярен у итальянских и голландских художников, но они любили добавить некоторого кокетства и эротических подтекстов, а вот у Артемизии только отвращение и усталость от приставаний.
Рубенс – «Сусанна и старцы», 1609-1610
Казалось бы, ну классная картина и сюжет интересный. А вот тут начинается дичь. Артемизия картиной отчасти предсказала свою судьбу.
Артемизия Джентилески – «Автопортрет в образе мученицы», 1615
Эта история не помешала художнице добиться высот в живописи и встать в один ряд с известными итальянскими художниками. Но темы насилия и возмездия будут часто проскакивать в ее творчестве.
Артемизия Джентилески – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1610
Артемизия Джентилески – «Иаиль и Сисара», 1620
Артемизия Джентилески – «Саломея с головой Иоанна Предтечи (Крестителя)», 1615