картина ночной дозор о чем
«Ночной дозор» – какие тайны хранит картина Рембрандта?
«Ночной дозор» стал не просто одной из самых известных картин Рембрандта, но и крайне загадочным творением мастера. Во-первых, на полотне вовсе не ночь, а тёмные краски появились лишь от времени и особенностей хранения холста. Во-вторых, именно с «Ночного дозора» в жизни Рембрандта началась “чёрная полоса”.
Сама картина не менее таинственная, чем судьба её автора. Почему среди мушкетёров изображена странная светящаяся девочка? И как в эту “компанию” мог попасть карлик? Если вы посмотрите на картину, у вас появится и масса других вопросов. Что же может поведать нам история создания «Ночного дозора»? И какие необычные детали присутствуют на полотне?
История написания
Привычное нам название «Ночной дозор» картины Рембрандта можно считать скорее народным, нежели именованием, данным автором. Изначально полотно называлось «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
У художника картину заказало Стрелковое общество Нидерландов. Оно приобрело новое здание, которое планировалось украсить изображениями шести рот. К Рембрандту обратились представители роты Франса Баннинга Кока. В 1642 году работа над творением была завершена.
Однако через некоторое время потребовалось обрезать картину со всех сторон, чтобы полотно поместилось в новом зале. Из-за этого крайне пострадала левая часть. Полный вариант картины в исполнении Рембрандта уже нельзя увидеть. Однако существует копия, созданная Герритом Люнденсом.
Рембрандт «Ночной дозор», 1642 год
Местонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды
Не ночь, а день
За время хранения краски на картине стали значительно темнее, из-за чего в народе её и стали именовать «Ночным дозором». После реставрации, проведенной в 1947 году, искусствоведы отметили, что полотно покрыто значительным слоем копоти, что затемняет её краски.
Возможно, дозор этот был дневным, а вовсе не ночным. Расчистка ясно показала, что действие на картине происходит днём. Кроме того, Рембрандт отложил тень от левой руки капитана Кока. Её положение говорит, что время действия – не позднее 14 часов дня.
Капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, мушкетёры готовят оружие
Странные детали
Однако ночь и день в «Ночном дозоре» не являются главной загадкой картины. Сразу хочу отметить, что впечатление заказчиков от полученной работы было неоднозначным.
Мало того, что они получили не традиционный парадный портрет, а изображение какой-то неясной толпы самых разномастных персон, так ещё и заметны были странные детали. Например, к чему в картине, демонстрирующей представителей стрелковой роты Рембрандт добавил какую-то девочку? И почему, помимо 18 основных участников действия, мы можем увидеть ещё 16 человек? Кто они?
Ответить на эти вопросы крайне сложно, тем более, что сам художник не оставил ни намёков, ни подсказок будущим поколениям. Глядя на картину, можно понять, что изображён тот самый момент, когда капитан отдал приказ о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу. Мы видим, как прапорщик разворачивает знамя, уличный мальчишка бежит прочь, а собака лает на офицеров.
Рембрандт без преувеличения гениально передаёт игру тени и света. Кроме того, мастер виртуозно сумел изобразить динамику. Кажется, что движутся даже детали одежды военных. Однако это не отменяет того факта, что на картине есть масса необычных персонажей и странных символов, объяснить которые мог лишь сам Рембрандт.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годами
Местонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания
Символы на картине
Сегодня же над загадками «Ночного дозора» ломают голову исследователи. Крайне странно выглядит одежда капитана и лейтенанта. И если Рёйтенбюрга Рембрандт “одел” в сияющее облачение, то Баннингу Коку досталось чёрное, практически “дьявольское” облачение.
Почему же художник так распределил цвета? В качестве одной из версий, объясняющей это, звучит гипотеза о религиозном символизме. Согласно ей, чёрный наряд Кока напоминает о протестантах, а золотой мундир лейтенанта – о католиках. В данном случае Рембрандт мог подчеркнуть единство сторонников этих направлений.
Капитан Франс Баннинг Кок и лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг
Пожалуй, больше всего загадок связано с девочкой, что запечатлена на полотне. Она словно окутана мерцанием, однако, возможно, такой эффект достигается лишь за счёт её золотистого платья.
Не секрет, что в «Ночном дозоре» Рембрандт использовал принцип “золотого сечения”. Если присмотреться, можно заметить, что “сияющая” девочка компенсирует излишне яркий наряд лейтенанта.
Девочка – самый загадочный персонаж картины. Даже есть мнение, что это последний портрет любимой жены художника Саскии
Девочка также может отождествлять собой некий символ отряда. На её поясе можно заметить мёртвую курицу, что символизирует поверженного противника. А рядом с малышкой – офицер в шлеме с дубовыми листьями, ставшими талисманом роты. Кроме того, желтые тона в одежде ассоциировались с победой. Как показали рентгенограммы, больше всего Рембрандт работал над совершенствованием фигуры Рёйтенбюрга.
Судьба картины «Ночной дозор» тоже оказалась непростой. Три раза она подвергалась попыткам уничтожения. И если в первый раз пострадала лишь часть холста, в последующие атаки полотно получило 10 ножевых ударов и было облито серной кислотой.
Возле этой загадочной картины всегда есть заинтересованные зрители
Несмотря ни на что, «Ночной дозор» продемонстрировал истинную солдатскую стойкость, сумев выстоять после нападения. Сегодня картина хранится в Государственном музее Амстердама, представляя собой одно из самых масштабных творений (его размер – 363 на 437 см).
Считается, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а в его жизни начался поистине мрачный период. Но вряд ли картину стоит считать проклятием художника. Вероятнее всего, современники устали от тёмных тонов, что так любил Рембрандт, и стали тяготеть к более ярким и сочным тонам, как, к примеру, у того же ван Дейка.
«Ночной дозор» Рембрандта
«Ночной дозор» не только раскритиковали современники, но и всячески пытались уничтожить потомки. Что же таит в себе шедевр?
Сюжет
Картина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Привет, реклама заказчика.
В 1639 году Стрелковое общество пожелало запечатлеть себя в веках. Это сегодня для фото вам нужны 10 минут и селфи-палка. А в XVII веке без художника было не обойтись. Да и стоило это прилично: за свой труд Рембрандт получил 1600 гульденов — почти по 90 гульденов с каждого заказчика.
Когда почтенный дон платит такие деньги он, конечно, ожидает, что на полотне его представят, во-первых, достойным мужем, во-вторых, сделают модно и красиво. Примерно так это и было: вот тебе, Рембрандт, гульдены, сделай нам красиво. Но одно дело красиво — для военных, другое — для художника, да еще и такого, как Рембрандт.
В общем, когда заказчики увидели картину, они были вне себя. Ожидалось, что это будет парадный групповой портрет (как у всех). А Рембрандт вместо этого изобразил роту, идущую в сторону зрителя в каком-то смятении. Это уже не бравые господа, а какие-то смешавшиеся в кучу взволнованные люди.
И что значат все эти намеки на полотне? Например, ван Рейтенбург на переднем плане одет в сияющее золото, а стоящий по левую руку от него Баннинг Кок — в черный «сатанинский» наряд. Почему второй так превышает первого в росте, а тень от руки «дьявола» падает на его напарника в районе ниже живота? И, кстати, почему выделены только трое (девочка еще какая-то затесалась), а весь отряд — на втором плане? Кто эти лишние 16 человек? Ведь платили только за 18.
Один из вариантов интерпретации — религиозный. Полотно симметрично разделено и говорит о союзе голландских протестантов и католиков. Так, более высокий капитан (в черном) символизирует голландское протестантское руководство, которое поддерживают лояльные католики в лице лейтенанта.
Важный момент: фигуры почти в натуральную величину (за счет масштаба полотна — 3,5 на 4,5 метра). Таким образом Рембрандт создает иллюзию, что персонажи готовы спрыгнуть с холста и вот-вот окажутся рядом со зрителем.
Выделенная светом фигура девочки — концентрация атрибутики аркебузиров (предтеча мушкетеров). Человек перед ней — в шлеме с дубовым листом, что также является традиционным мотивом этих пехотинцев. Мертвая курица — символ поверженного противника. Желтый цвет часто ассоциируется с победой.
Если всмотреться, то можно найти и самого художника: он выглядывает из-за плеча стрелка в цилиндре.
Контекст
Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в XIX веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Изначально картина должна была висеть в банкетном зале недавно построенного Kloveniersdoelen (что-то в духе конференц-зала для аркебузиров) в Амстердаме. По одной из версий, поводом для написания полотна (причем в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году. Несмотря на то, что ее изгнали из Франции по приказу Луи XIII, в Амстердаме ее приняли торжественно. И поназаказывали портретов, чтобы приятно поразить Марию.
В Kloveniersdoelen картина провисела до 1715 года, когда ее не перенесли в Амстердамскую ратушу. Чтобы полотно уместилось в новом помещении, его подрезали — обычное дело для XVIII века.
Далее картину переносили с места на место в зависимости от военной обстановки, пока в 1885-м она не оказалась в новом Rijksmuseum, где находится и сегодня. На время Второй мировой войны холст прятали в замке Радбауд в Медемблике, к северу от Амстердама.
Почему-то принято считать, что после «Ночного дозора» популярность Рембрандта пошла на спад, а жизнь — под откос. Однако никаких документальных подтверждений тому, что именно картина всему виной, нет. Более того, тот же Кок впоследствии заказал художнику акварель для своего личного альбома.
Была слава, да вся вышла. Причин может быть несколько. Например, смена тренда. Платежеспособная публика, которая еще вчера выстраивалась к Рембрандту за портретами, внезапно устала от мрачных тонов и захотела видеть яркие цвета, красивую жизнь, сочных леди. Как у Энтони ван Дейка.
Кроме того, не стоит забывать, что коммерческий успех к Рембрандту пришел после брака с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м — в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». После этого Рембрандта уже ничего не связывало с почтенным семейством, он потерял покровителей и, как результат, популярность.
В 1990-м еще один злоумышленник пронес в музей баллончик с кислотой и, как вы догадываетесь, не просто так. Он окропил ею шедевр Рембрандта. Спасибо охране — сориентировались, брызнули на полотно водой. Кислота успела повредить только слой лака — это легко восстановили.
Загадки картины Рембрандта Ночной дозор
Рембрандт,Ночной дозор. 1642,Холст, масло. 363 ; 437 см,Государственный музей, Амстердам
Продолжаем знакомство с творчеством РЕМБРАНДТА ван Рейна 1606-1669гг.Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых его картин «НОЧНОЙ ДОЗОР»1642г.
Полотно имело и другое название.«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
В этом году мне удалось увидеть оригинал этой картины.Она является жемчужиной Государственного музея (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см).
Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали
Размещена она в большом зале и сразу обращает на себя внимание ещё и потому,что вокруг много зрителей.
Очень интересно было рассматривать не только людей,но все те загадки,которые связаны с этой картиной,мелкие детали.Ещё узнала об одном интересном факте Рядом с картиной в полу есть отверстие,которое хорошо замаскировано.В случае опасности картину можно очень быстро опустить в хранилище.
ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ
Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.
Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.
Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.
После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА
Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?
В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.
Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
В своей картине «Ночной дозор» Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.
Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Другие статьи о Рембрандте и его творчестве.
Ночной дозор. О самой загадочной картине Рембрандта
«Ночной дозор» — одно из самых загадочных полотен в мире. Все знают, что это вовсе и не ночной пейзаж. Просто картина потемнела, а на самом деле действие разворачивается днём.
Но вот почему именно с этой картины у Рембрандта началась чёрная полоса в жизни? Что он такого в ней изобразил, что все против него ополчились?
Что за светящаяся девочка изображена среди мушкетеров? Почему вооруженный карлик стреляет прямо в толпу стрелков. Вопросов очень-очень много.
Увы, Рембрандт нам ничего не оставил: ни книг, ни пояснений.
Но вот если бы он вёл дневник, в котором все тайны раскрыты… давайте представим…
Дневник Рембрандта «Мой успех и мое проклятие»
«Неделю назад умер сын Титус. Нет никакой надежды его когда-нибудь обнять.
Нет, есть одна лазейка. Я напишу «Блудного сына». Ведь у того отца всегда оставалась надежда обнять своего сына. И однажды он вернулся. Пусть все промотал, зато живой.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Нет, никому продавать картину не буду. Все равно никто не купит.
Что я делаю не так? Вспомнить бы, с чего все пошло под откос? Ах да, с этого злосчастного «Выступления стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»!
Да-да, именно с этой работы все пошло не так. Как все счастливо складывалось до неё. И как скверно все пошло после неё.
Рембрандт. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга (Ночной дозор). 1642. Государственный музей, Амстердам.
До «Ночного дозора» я был удачлив. Что ж, я был резвым малым в молодости. Не сидел сложа руки в ожидании заказчиков. Если надо было, мог и подставного покупателя на аукцион прислать. А как иначе цены на свои картины поднимать!
Можно было, конечно, и натюрмортики для булочников с мясниками стряпать. Но мне хотелось соответствовать своей жене. Как-никак, дочь бургомистра! Она заслуживала обеспеченного мужа. Не на одно же ее наследство жить.
Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Поэтому мне позарез нужно было добраться до обеспеченных заказчиков. Так что мои махинации с аукционами простительны.
И вот я дождался. Доктор Тульп заказал групповой портрет. О, наконец достойный заказчик, президент гильдии хирургов!
Нужно было создать такую работу, чтобы о ней заговорили. Тогда нужный контингент заказчиков подтянется.
Я думал-думал: чем же я могу отличиться от бесчисленных художников? По технике они мастера, здесь не поспоришь. Ну как я могу тягаться с тем же Хальсом?
Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса в Харлеме.
В технике я не смогу его превзойти. Я не хочу написать 1000-ый групповой портрет. Мне нужно что-то эдакое! Я хочу быть первым в чем-то!
Я пересмотрел десятки таких портретов. Я пошёл в Палату счета, где мои предшественники изображали бесчисленных хирургов. Тот же Кейзер весьма не дурно 12 лет назад написал “Урок анатомии доктора Эдгердса”.
Но я смутно понимал, что во всех этих портертах чего-то не хватает. Чего-то не хватает…
Томас Кейзер. Урок анатомии доктора Эгбертса. 1619. Государственный музей, Амстердам.
Вот они сидят и смотрят. Кто на зрителя, кто на скелет. Разные люди, но почему-то они похожи. Может потому что одеты почти одинаково? Господи, хорошо, что эти пышные воротники вышли из моды!
Ах, вот оно в чем дело! Они похожи, потому что…
у них одинаковое выражение лица! Где эмоции-то? О чем каждый из них думает? Вообще не понять!
Я оживлю своих заказчиков. Пусть они ужасаются, удивляются, изумляются. Нечего истуканами в ряд сидеть, как болванки!
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Маурицхейс, Гаага.
Как же я был горд собой, когда создал «Урок анатомии доктора Тульпа»!
Ведь очевидно же, что я превзошёл Кейзера!
Слева: Кейзер. Урок анатомии. 1619. Справа: Рембрандт. Урок анатомии. 1632.
Вот она слава! Публика была в восторге от портрета. Теперь не было смысла посылать на аукционы подставных покупателей. Заказчики и так шли.
И однажды пришел бургомистр Амстердама, Виллем де Кок. Мы выпили, обговорили заказ.
Когда он ушёл, я подпрыгнул от восторга. Бургомистр Амстердама! Да я счастливчик!
Как же я ошибался… это было начало конца…
Он был капитаном стрелковой роты, которая будет охранять испанскую королеву. Скоро та посетит Амстердам. Что ж, эти ребята заслужили того, чтобы быть увековеченными.
Я охотно взялся за работу. Ведь надо было выплачивать увесистый такой кредит за дом. Каждый из офицеров заплатил по 100 гульденов.
Я теперь знаю, в чем моя особенность. Никаких теперь истуканов! Игральные карты пусть мои соперники малюют. А я изображу, как капитан созывает свою роту на защиту города.
Не буду льстить, как другие: пусть будут настоящими. Немного неловкими, неуклюжими, но живыми. Вот даже один у меня такой неловкий, что чуть в соседа не попал. Пальнул прямо в толпу!
Рембрандт. Ночной дозор (фрагмент). 1642. Государственный музей, Амстердам.
Ну ладно, это будет не реальный человек, а неизвестный карлик. Ничего-ничего, переживут.
Но я ещё не закончил работу, как случилось несчастье…
Саския, моя любимая жена, тяжело заболела. Она умерла тёплой летней ночью. Нашему сыну Титусу был всего один год.
Я перенёс ее тело в мастерскую. Я не мог не увековечить ее в последний раз. Я написал светящееся доброе лицо Саскии среди толпы стрелков.
Рембрандт. Ночной дозор (деталь).
Я похоронил мою любимую Саскию и продолжил работу. Конечно, я ждал очередного триумфа. Ведь в картине столько движения! Я стоял около неё и слышал барабанную дробь, голоса и шуршание ног.
Но … заказчик оказался откровенно тупоголовым. Видите ли, подавай им чтобы «красиво и похоже»! Возмутило их, почему я внёс других персонажей, которые не платили за присутствие на картине.
Но позвольте, как я изображу толпу с помощью 18 человек. Это мало! Конечно, я внёс ещё 16 персонажей.
А некоторые и вовсе попросили вернуть им свой взнос за картину. Мол, их лица почти не видно. Но как я изображу жизнь и движение, если расставлю их в ряд!
Картина никому не понравилась, кроме капитана. Ещё бы, он в самом центре, во всей красе. Правда он не сразу себя узнал. Но тем не менее копию картины заказал для своего дома.
А остальные объявили мне байкот. Даже лейтенант Рейтеньбюрх. Ему не понравилась двусмысленная тень от руки де Кока на его паху.
Может я и перемудрил. Они уверены, что я посмеялся над ними с помощью этой картины. Может, зря я изобразил карлика за спиной капитана, который случайно выстрелил прямо в толпу…
Они перестали звать меня в свои дома. Не делают заказов. Распускают обо мне нелепицы.
В конце концов я разорился. Мой дом ушёл с молотка.
И только Титус, мой мальчик, спас своего старика.
Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org
Едва повзрослев, он организовал фирму по продаже картин. Нанял меня, как художника. Только благодаря ему у меня появилась возможность спокойно работать, и не думать, как раздобыть кусок хлеба.
Но Титус умер. Я могу обнять его только в воображении, а ещё на картине…”
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru
На этом воображаемый дневник Рембрандта обрывается…
«Ночной дозор» в XVIII веке был перенесён в Городскую ратушу. Но так как не умещался в простенок между окнами, был обрезан с двух сторон. Так два стрелка слева канули в лету, увы.
В зале, где висел «Ночной дозор», постоянно разжигали камин. За 2 столетия картина покрылась копотью, и фигуры были почти не различимы.
Именно поэтому так назвали картину. На самом деле действие на ней происходит днём.
И только в начале XIX века шедевр перенесли в музей в Амстердаме.
Рембрандт. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга (Ночной дозор). 1642. Государственный музей, Амстердам.
Да, эта работа стала переломной в жизни Рембрандта. В ней он уже однозначно решил выбрать путь свободного художника, который не хочет идти на поводу у вкусов публики.
Может быть, неосознанно. Сначала ему казалось, что он просто ищет способ выделиться среди других.
Но потом понял, что нащупал путь, соответствующий его СУТИ, своей ИСТИННОЙ ЛИЧНОСТИ. И уже не смог отказаться от этого пути.
К сожалению, современники не поняли и отвернулись. Рембрандта оценили лишь будущие поколения. И навсегда записали его в историю искусства.
Спасибо, Рембрандт! Спасибо за честность с самим собой. Спасибо, что выбрал свой путь. Мы помним тебя.
Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.