картина ван гога поле с подсолнухами
Подсолнухи Винсента Ван Гога
Подсолнухи Винсента Ван Гога
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. Холст, масло, 92х73.
Филадельфия. Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.
Холст, масло, 101х77. Токио. Японский музей искусств Сомпо, Япония
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Холст, масло, 95х73. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х61. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная Лондонская Галерея, Англия
Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 98х69. Уничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны.
Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 21х27. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Голландия
Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США
Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Парижская серия подсолнухов
Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.
В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.
Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.
Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Сияние желтого в Арле
Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет « желтым домиком » и пишет о нем брату: « Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».
Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Серия картин с подсолнухами в Арле
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.
Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.
Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».
До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Картина ван гога поле с подсолнухами
Я чувствую потребность стать другим, начать все заново
и извиниться за то, что мои картины несут в себе
почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи,
возможно, и звучат благодарностью.
Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Новая Пинакотека, Мюнхен
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.
Национальная галерея, Лондон
Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.
Картина погибла в годы Второй мировой войны
Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.
Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах
Более подробно о Гогене, Ван Гоге и подсолнухах читайте в статье “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов”.
“Подсолнухи” Ван Гога – это его визитная карточка. Думая о Ван Гоге, мы сразу вспоминаем именно о них.
Парадокс в том, что натюрморты всегда считались среди живописцев не такими “элитными”, как портреты или даже пейзажи.
И вот “второсортный” натюрморт стал одной из самых узнаваемых картин в мире. Он стал самым дорогим шедевром. А что мы собственно о нем знаем?
1. Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.
На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!
Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.
Более подробно о самых известных и дорогих натюрмортах читайте в статье “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах”.
А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.
Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.
Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.
Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.
Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.
Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.
На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.
Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.
Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.
Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.
Об этой удивительной истории читайте в статье “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов”.
Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.
Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Национальной галерее Лондона. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в Музее Ван Гога в Амстердаме.
Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.
Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Новой пинакотеке в Мюнхене. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в художественном музее Филадельфии.
Третья авторская копия “Подсолнухов” хранится в Японии. С ней связана невероятная история. Поэтому о ней чуть позже.
2. Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену
Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.
Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.
Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.
Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.
Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.
3. Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.
Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.
По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.
Слева: “Подсолнухи” из Новой пинакотеки в Мюнхене. В центре: “Колыбельная (портрет Августины Рулен)” из Музея Ван Гога в Амстердаме. Справа: “Подсолнухи” из Национальной галереи в Лондоне.
Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.
4. “Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными
Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.
Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.
Брат Тэо, который многое сделал для развития Винсента, тоже не успел разбогатеть благодаря работам брата. Он так и не смог оправиться после смерти Ван Гога. Он пережил его всего на полгода.
5. Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?
В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.
Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.
К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.
Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.
Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.
Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.
Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?
Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?
И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?
О других картинах художника читайте в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.
Похожее
17 комментариев к “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах”
Спасибо огромное за интересные рассказы, всегда с большим удовольствием читаю. И открываю много нового. И так доступно и ясно излагаете.
Читаю каждую статью. Очень интересно. Огромное Вам спасибо!
Очень интересная статья. Читаю перечитываю.не по одному разу.
Филипп, очень рада, что Вам нравится.
Да, весьма интересно то определение, что “Подсолнухи” Ван Гога – это портрет. Хотя я с этим вполне согласна. Ведь изображая подсолнухи, Винсент изобразил и показал ( пусть не прямо, но косвенно ) себя самого. Он как бы хотел сказать зрителям: “Да, я некрасив внешне, но я добрый и светлый внутри. Я бездарен и, может быть, бесперспективен в Вашем понимании, но я люблю жизнь, и готов дарить свою любовь и Вам. Я готов ( и буду!) стараться для того, чтобы мое искусство радовало Вас.”. Очень четко Вы подметили то, что цветы на картине отражают характер их творца. Без сомнения, что у каждого живописца есть своя картина, которая является символичной и ключевой для его творчества. Своего рода визитная карточка художника. У Рафаэля – “Сикстинская Мадонна”, у Леонардо Да Винчи – “Мона Лиза”, у Боттичелли – “Рождение Венеры”, у Веласкеса – “Менины”, у Клода Моне – “Впечатление. Восход солнца”, у Вермеера – “Девушка с жемчужной сережкой”. А у Ван Гога – это, конечно его знаменитые “Подсолнухи”, которые представленные не одной картиной, а составляют целый цикл работ! Очень любопытно было узнать также и интересные факты об этих картинах! Я тоже хочу поделиться с Вами еще одним фактом, который я думаю, будет интересен и Вам. Это я узнала из одного интересного журнала “Все о живописи”. Там я прочитала, что в 1987 году один из вариантов “Подсолнухов” ( 1888 года ), который в то время являлся собственностью лондонской Национальной галереи, был выставлен на знаменитом аукционе “Кристис”. Торги выиграла японская страховая корпорация “Ясуда”, выкупившая картину за очень большие по тем временам деньги – 40 миллионов долларов. Очень символично то, что эта уважаемая фирма была основана в 1888 году – в год написания картины. Вероятно, что руководство “Ясуда” решило во что бы то ни стало завладеть картиной и сделать ее своеобразным брендом своей компании. Во время празднования столетнего юбилея фирмы приобретенная картина была выставлена на 32 этаже небоскреба корпорации в Токио. В октябре 1988 года это полотно увидели 160 тысяч человек! Думаю, что не зря эта работа входит в число самых дорогих произведений изобразительного искусства.
Благодарю Вас за интересные и познавательные материалы!
Спаибо огромное за ваши статьи. Интересные факты в удобной для восприятия форме – редкое сочетание. Не оторваться!
Ольга, очень рада, что Вам нравятся мои тексты!
Людмила, очень рада, что Вам понравилось статья!
Ван Гог Подсолнухи
«Подсолнухи» — название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами) и арльский (1888, четыре работы с цветами в графине). Затем живописец сделал несколько вариантов этих произведений.
Всего Ван Гогом было написано 11 картин, на которых изображены подсолнухи. Ян Халскер, один из ведущих ученых, занимавшихся творчеством Винсента Ван Гога, предполагает, что серия подсолнухов «возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделала его известным во всем мире.
Все они до сих пор вызывают дискуссию в кругах искусствоведов и стали своего рода «брендом». «Подсолнухи» Ван Гога имеют такое же значение в его творчестве, как «Джоконда» для Леонардо, «Сикстинская Мадонна» для Рафаэля. Эти полотна в определенном смысле являются «синонимами» художников.
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней много раз.
Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
Удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.
Совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.
На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.
Вскоре Ван Гог переехал в Арль. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом.
Рентгеновское исследование картин показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски. В это время в гости приехал Гоген, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи». Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года. На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
В марте 1987 г. японский страховой магнат Ясуо Гото покупает одну из картин «Подсолнухи» за сумму, эквивалентную 40,8 миллиона долларов.